Бланк декларации соответствия условий труда государственным нормативным. Пример декларации по специальной оценке условий труда

C 2014 года аттестация рабочих мест была заменена процедурой СОУТ. Ее в обязательном порядке обязаны были выполнять все компании, а также предприниматели с наемными сотрудниками. Во время процедуры спецоценки происходит проверка условий на трудовых местах работников, и если они получают статус допустимых, то должна быть оформлена декларация соответствия условий труда: образец заполнения в 2019 году.

Выполняется на предприятии экспертной компанией с аккредитацией. После того, как выполнены все необходимые процедуры, оформляется отчет. Комиссия, заранее сформированная на предприятии, должна изучить и подписать этот документ.

В ситуации, когда исследователями на трудовых местах предприятия не было обнаружено опасных либо вредных воздействий, то субъекту бизнеса необходимо составить и сдать декларацию соответствия. Приказ Минтруда устанавливает, что это необходимо сделать в срок 30 рабочих дней с того момента, как произведено утверждение отчета.

Период действия этого документа - пять лет. В время этого периода необходимо, чтобы на предприятии не было зафиксировано ни одного несчастного случая, а также у сотрудников не были обнаружены профзаболевания. Если эти условия выполнены, то период действия декларации увеличивается на следующие 5 лет - оформлять и сдавать бланк снова нет необходимости.

Внимание! Компаниям, у которых была оформлена аттестация рабочих мест, подавать декларацию не требовалось. Однако 2018 год последний, когда действовали результаты той процедуры, а значит этим субъектам бизнеса в течение года необходимо будет провести СОУТ и передать документ.

В 2016 году в закон о СОУТ был подвергнут изменениям. С 1 мая в декларации стало необходимо заносить не только безопасные места, а также оптимальные и допустимые. При этом для отражения таких изменений в ранее сданных документах применялась уточненная декларация соответствия условий труда.

Время сдачи уточненной декларации не было конкретно прописано ни в принятых изменениях в законе, ни в выпущенном затем письме Минтруда. Однако некоторые региональные госинспекции по труду рекомендовали соблюдать срок, установленных для простых деклараций - 30 рабочих дней с момента отражения изменений в законе, т. е. до 16 июня 2016 года.

Куда предоставляется

Фирмы, а также предприниматели с привлеченными работниками, у которых на трудовых местах после выполнения СОУТ не обнаружены вредные и опасные факторы, должны сформировать и отправить в местную государственную трудинспекцию декларацию соответствия. Компаниям необходимо сдавать ее в орган по месту своего расположения, а предприниматели - по месту своей регистрации (прописки).

Способы предоставления

Приказ Минтруда предусматривает несколько способов подачи данной декларации:

  • Подать бумажную декларацию лично в руки;
  • Отправить декларацию при помощи почтового отправления. Оно должно быть заказным, с уведомлением о получении, а вложение должно быть описано;
  • Подать в электронном формате путем внесения сведений в форму на портале Роструда. При этом сам бланк перед отправкой должен быть подписан квалифицированной ЭЦП работодателя.

Скачать образец декларации на 2019 год

Образец заполнения декларация соответствия условий труда в 2019 году

Рассмотрим на примере декларация соответствия условий труда образец. Необходимо помнить, что с февраля 2017 года применяется новый бланк декларации, и отчитываться необходимо только с использованием его.

Данная форма является строгой, поэтому работодатели не наделены правом изменять ее по своей необходимости. Заполнение сводится к внесению сведений в пустые графы документа.

В первые графы нужно внести полное название организации либо Ф.И.О. предпринимателя. Далее записывается юридический адрес и адрес, по которому осуществляется деятельность (если они различаются). В последнюю очередь здесь необходимо указать коды ИНН, КПП и ОГРН для компании, либо ИНН и ОГРИП для предпринимателя.

После этого необходимо указать рабочие места, какие после выполнения процедуры СОУТ были признаны безопасными, оптимальными либо допустимыми.

Информацию нужно проставлять в следующей последовательности:

  • Обозначение должности, специальности, профессии - так, как это указано в справочнике должностей;
  • Номера рабочих мест - их необходимо перенести из экспертного отчета по процедуре СОУТ. Места могут быть проставлены через запятую, либо указан диапазон через тире. Если было проведено исследование мест, которые признавались аналогичными, то такому рабочему месту обычно присваивается буквенный код.
  • Число сотрудников, которые выполняют обязанности на данных местах.

Затем проставляются реквизиты оформленного экспертного отчета - его дата и порядковый номер.

Далее необходимо указать сведения о компании, которая выполняла процедуру СОУТ - ее наименование, а также присвоенный номер в общем реестре компаний, каким выдана аккредитация на ведение данной деятельности.

Закончить заполнение декларации необходимо путем указания даты, проставления подписи ответственного лица и печати субъекта бизнеса.

Ниже располагается блок граф «Сведения о регистрации декларации». В него данные заносит контролирующий орган при получении декларации.

Что делать если получили отказ в принятии декларации

В приказе Минтруда прописана только одна причина, по какой госорган может отказаться принимать оформленную декларацию - если она сдается не по обязательной форме. Особенно актуально это требование стало в связи с изменением самого вида декларации.

По всем прочим причинам отказать в регистрации документа Инспекция по труду не имеет права.

Внимание! Если все же госорган выносит отказ, то он должен вернуть ее назад организации при помощи почтового отправления, а также приложить письмо с уведомлением о причинах отказа. Установлено, что это необходимо выполнить в течение 10 дней с момента подачи заполненного бланка.

После того, как ошибки устранены, компания может отправить документ повторно.

Нужно ли подавать новую декларацию при увеличении рабочих мест

Закон устанавливает, что если в организации появляются новые рабочие места, то необходимо внепланово провести процедуру СОУТ, чтобы исследовать наличие на них вредных факторов.

В случае, когда проведенная проверка не определила вреда для работников, то после подписания отчета необходимо в установленный срок подать декларацию.

Отдельного внимания заслуживает создание нового рабочего места, если на аналогичных местах ранее уже проводилась процедура СОУТ. По закону, если у работодателя есть места, которые подходят под определение аналогичности, то СОУТ можно проводить только на 20% из них, а результаты распространять на все целиком.

Внимание! Поэтому, при создании новых аналогичных мест, необходимо произвести подсчет - будет ли количество мест, на которых ранее проводился СОУТ все также занимать 20% от общего числа мест, с учетом вновь созданных. Если да, то внеочередную спецоценку проводить не нужно, а также подавать декларацию. Если же нет - процедура выполняется, и по ее результатам оформляется соответствующий документ.

Декларация соответствия условий труда - это документ, с помощью которого работодатель сообщает Федерально службе по труду о том, что на определенных рабочих местах никаких вредных и опасных факторов не выявлено. Это делается после того, как организация провела специальную оценку условий труда. В каких случаях и куда надо сдать такую декларацию, как ее правильно оформить, как часто надо декларировать рабочие места и какая ответственность предусмотрена за отсутствие этого документа?

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является обязанностью каждого работодателя в России. Ее проводят в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ , которым определены требования к этой процедуре. Там же сказано, что после утверждения отчета о проведении СОУТ каждым работодателем должна быть заполнена и направлена в территориальный орган трудовой инспекции по местонахождению юридического лица или местожительству предпринимателя декларация по спецоценке условий труда. Порядок заполнения и подачи этой формы утвержден приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н . Последние изменения в этот порядок внесены приказом Минтруда России от 14.11.2016 N 642н . Документ имеет множество особенностей и нюансов, на каждом из которых мы остановимся подробнее.

Декларирование рабочих мест по СОУТ: кому надо сдать и сроки

Поговорим вначале о том, какую информацию должна содержать декларация по специальной оценке условий труда и когда ее надо сдавать. Подтверждение того, что рабочие места в организации или у индивидуального предпринимателя соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, должны подавать не все работодатели, а только те, у кого рабочие места по итогам проведения СОУТ были признаны:

  • безвредными;
  • безопасными;
  • оптимальными;
  • допустимыми.

Проверить необходимо абсолютно все рабочие места, где могут быть идентифицированы опасные или вредные факторы, включая офисы. Места, где такие факторы не выявлены, а также рабочие места с 1 или 2 классом условий труда в итоге и включаются в декларацию. По сути работодатель сообщает, что его работникам комфортно трудиться, за что получает возможность платить страховые взносы по сниженной ставке, а также — подтверждение обоснованности компенсационных выплат своим сотрудникам за вредные условия труда. Срок ее действия составляет пять лет с момента утверждения последнего отчета о проведении СОУТ.

Теперь понятно, кто сдает декларацию по спецоценке условий труда. Разберемся, как именно это нужно делать.

Образец декларации по специальной оценке условий труда

Бланк документа достаточно простой и состоит всего из одного листа. Чтобы заполнить его без ошибок, нужно изучить уже упомянутые выше приказы Минтруда, а также письмо от 23.06.2014 № 15-1/B-724, в котором разъяснены основные требования. В них, в частности, входит:

  • обязательное указание полного и сокращенного наименования организации-работодателя или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • данные руководителя;
  • указание адреса: именно так, как он указан в уставных документах, а также все необходимые коды (ИНН, ОГРН);
  • если сведения подаются за рабочие места, расположенные в филиале организации, который действует без образования юридического лица, адрес указывается основного подразделения компании;
  • должны быть перечислены наименования должностей или специальностей тех сотрудников, чьи рабочие места декларируются. Обязательно указание кодов этих специальностей;
  • численность работников на основании данных карты спецоценки (третий раздел отчета);
  • индивидуальные номера рабочих мест на основании карты СОУТ, их можно взять из первого графы перечня служебных мест, на которых проводилась СОУТ (раздел два отчета);
  • аналогичные рабочие места. Их следует отметить литерой А (четвертая графа перечня из второго раздела отчета);
  • результаты СОУТ по декларируемым местам;
  • реквизиты экспрертного заключения и фамилия с инициалами эксперта.

Образец заполнения декларации соответствия условий труда 2019 выглядит так:

Как происходит подача декларации по СОУТ в инспекцию по труду

Заполненная форма сдается в территориальную Инспекцию по труду — лично или по почте. Если выбран второй вариант — почтовое отправление должно быть с уведомлением о получении и содержать опись вложения. Можно также направить документ в электронном виде — тогда его нужно заполнить прямо на сайте Роструда . Вначале нужно выбрать способ заверения документа — это может быть:

  • квалифицированная электронная цифровая подпись;
  • подпись с использованием крипто-про.

Там же, на сайте Роструда, дана пошаговая инструкция заполнения электронной формы, а также размещен образец заполнения декларации по СОУТ в 2019 году в электронной форме.

Сроки рассмотрения, причины повторного проведения спецоценки

После поступления документа трудовая инспекция должна проверить приведенные в нем сведения. На это у нее есть десять дней. При неправильно заполненной форме или ошибках в приведенных данных документ вернут. В этом случае работодателю придется ее переоформить и заново направить на проверку. После того как бланк будет принят ГИТ, работодатель приобретает право не проводить специальную оценку на тех рабочих местах, которые вошли в декларацию, в течение пяти лет.

Если в организации произойдет несчастный случай, вне зависимости от тяжести его последствий, данные документа будут аннулированы, и работодателю придется провести внеплановую СОУТ. Если, напротив, условия работы продолжают соответствовать установленным государственным нормативным требованиям и на служебном участке в течение 5 лет не произошло ни одного несчастного случая (включая профессиональные заболевания), срок действия декларации будет продлен еще на 5 лет.

Таким образом, если декларация была сдана в 2014 году — срок ее действия истекает в 2019-м, однако она продлевается еще на пять лет автоматически, если никаких происшествий на предприятии за эти годы не произошло.

Уточненная декларация по спецоценке условий труда

Как уже было сказано выше, в вопросах подачи декларации с 1 мая 2016 года произошли изменения: в нее разрешили включать те участки деятельности в организации, которые соответствуют первому и второму классам безопасности. Если по итогам проведенной СОУТ у работодателя есть такие специальности, он должен уточнить ранее поданную информацию и включить в декларацию дополнительные сведения. Для этого законодатели предоставили всего 30 рабочих дней с даты вступления в силу новых требований, если первоначальная декларация уже была подана до 1 мая 2016 года. То есть крайний срок для этого истек еще 16 июня 2016 года. Все остальные работодатели, подающие сведения позже этой даты, должны включать оптимальные или допустимые условия в документ сразу, как того требует новая редакция статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Это значит, что ни в 2019, ни в 22019 году подавать уточненную информацию уже никому не нужно.

Зачем нужна декларация СОУТ

Декларирование условий труда, в первую очередь, отвечает интересам самих работодателей. Ведь таким образом они получают право на уменьшение размера отчислений страховых взносов на работников, для которых созданы приемлемые рабочие места и они не трудятся в опасных или вредных условиях. Конечно, существуют специальности, изначально включенные в списки вредных или опасных профессий, для которых даже самый прогрессивный руководитель не может уменьшить опасность. Это, например, шахтеры, работники химической промышленности, монтажники-высотники и другие. Для таких специальностей сразу установлены дополнительные тарифы страховых взносов в размере до 8%.

Классификация условий труда установлена методикой, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н . Общая таблица тарифов доплаты за травматизм выглядит так:

Условия труда сотрудника

Класс

Тариф, %

оптимальные

допустимые

Если организация или ИП приобретет современные средства индивидуальной защиты, а также обеспечит модернизацию орудий труда, можно провести внеплановую спецоценку и несколько снизить класс вредности, например с третьего на второй или на первый. При этом четвертый класс не снижается никогда.

Какое наказание предусмотрено за отсутствие декларации

Кроме очевидной экономической выгоды, проведение СОУТ необходимо для того, чтобы избежать штрафов по статье 5.27.1 КОАП РФ . Ее нормами определено, что если форма не будет своевременно подана в ГИТ, юрлицо или ИП можно оштрафовать на сумму до 80 тысяч рублей. За повторное нарушение размер штрафа возрастает до 200 тысяч рублей. Кроме того, инспекция может приостановить деятельность компании на срок до 90 дней.

Согласно государственным требованиям и специальной оценке нормативов, была введена декларация соответствия условий труда. Это отменило ранее применявшуюся дорогостоящую сертификацию. Теперь каждому работодателю доступно бесплатное декларирование, а это значит, что декларацию соответствия условий труда утвердят, если данное рабочее место соответствует уже установленным государством нормативам.

Сертификация

Раньше обязательной являлась сертификация организации любых работ согласно требований по охране труда (статья 212 ТК). Все рабочие места аттестировались каждым работодателем в обязательном порядке, а далее следовала сертификация. Последняя проводилась специализированными организациями, занимающимися этой областью. Чем отличается от прежней системы декларация соответствия условий труда?

Прежде всего материальной выгодой. Работодателям приходилось нести огромную финансовую нагрузку в связи с этим, поскольку услугами АРМ и последующей сертификацией занимались независимые организации, самостоятельно определяющие собственную ценовую политику. Многие работодатели игнорировали проведение исследований АРМ, а сертификацию вообще проводили единицы, несмотря на то, что это всегда являлось обязательным законодательным требованием.

Конечно же, декларация соответствия условий труда полезна прежде всего тем, что поставила работодателей в равные условия. Сертификация требовалась как таковая только тем компаниям, которые планировали получить определённые виды лицензий и разрешение участвовать в тендерах и конкурсах. И, конечно, в том случае, если уже получили предписание от госинспектора по труду, то есть игнорирование сертификации стало явным для проверяющих органов. А без точных результатов АРМ сертификация невозможна, поскольку именно оттуда приходят сведения, фактически подтверждающие состояние условий на рабочих местах. Если они установленным требованиям противоречили, выдача сертификата состояться не могла. Документ АРМ был свидетельством соблюдения законодательных требований по охране труда (ОТ).

СОУТ

Эта аббревиатура обозначает Нововведённая процедура СОУТ отличается от того, что ранее было в трудовом законодательстве. Она отменяет АРМ мест) и вводит собственные правила и иной порядок: каждому работодателю вменяется заполнение декларации соответствия условий труда. Именно это и является основным правилом нового порядка. Процедуру СОУТ утвердили Федеральным законом №426 в 2013 году. Процесс декларирования начинается с определённых должна быть создана комиссия по СОУТ, определён график всех проводимых работ, далее привлекается организация, которая даст специальную оценку условиям труда.

Далее декларирование переходит к идентификации потенциально вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды (ВОПФ). На этом этапе проводится исследование и глубокий анализ обстановки на производственных местах. даётся экспертом именно той организации, которая должна проводить СОУТ. Он использует ранее проводимые исследования, осматривает оборудование, приспособления, опрашивает работников, и результаты этих действий показывают, соответствуют ли государственным нормам условия на данных рабочих местах.

Заключение эксперта

Если эксперт определяет отсутствие опасности на обследованных рабочих местах, тогда останется лишь заполнение декларации соответствия условий труда, которую он должен предоставить в свой территориальный орган Министерства труда РФ. И, конечно, он обязан и впредь поддерживать на производстве соответствующее состояние. Образец декларации соответствия условий труда представлен в иллюстрациях к данной статье.

Нужно помнить, что заключение, подтверждающее соответствие требованиям, работодатель может получить только от эксперта СОУТ. После получения этого документа и на основании изложенных в нём исследований относительно специальной оценки производства, где ВОПР не идентифицированы, созданная ранее комиссия должна составить отчёт, приложить к нему заключение эксперта с перечнем рабочих мест и сведениями об организации, которая СОУТ проводила. Специальная оценка условий труда завершена.

Собственно декларация

Подача декларации соответствия условий труда - свидетельство того, что на означенных рабочих местах все статьи трудового права в полной мере соблюдены. Форма её утверждена Министерством труда, определён и порядок подачи. Образец декларации соответствия условий труда и примеры его заполнения можно посмотреть на сайте Министерства. Если к специальной оценке были привлечены профсоюзные деятели, обязательно нужно приложить к документам копию коллективного договора. Можно заполнить декларацию и подать весь пакет в электронной форме, но можно и почтой отправить.

Если форма декларации соответствия условий труда соблюдена и заполнена правильно, её не возвратят для исправления. В принципе, там всё просто. Сведения, которые содержит оценка условий труда, уже дают возможность целых пять лет работать спокойно до подачи очередной декларации. В ней содержатся самые простые сведения: название и адрес организации, которую проверяли на соответствие, сведения о руководителе (с фамилией, именем, отчеством и должностью), перечень всех имеющихся на производстве рабочих мест, которые были оценены как соответствующие требованиям ОТ, сведения о проводившей спецоценку организации, сведения об эксперте по СОУТ, который проводил идентификацию, дата принятия и срок окончания данной декларации (пять лет от этого момента). Заполнение декларации соответствия условий труда много времени не займёт, гораздо больше - предварительная работа.

Продление декларации и прекращение её действия

Если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного несчастного случая, если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований СОУТ, и аттестация условий труда нужна не будет.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Решение этого вопроса берёт на себя федеральный орган исполнительной власти. Проводится внеплановая проверка и внеочередная спецоценка. После чего представители исполнительной власти, которые уполномочены проводить государственный надзор в отношении соблюдения трудового законодательства, в течение 10 дней делают в реестре деклараций пометку о несоответствии условий труда. Таким образом, прекращается её действие. Бланк декларации соответствия условий труда тоже можно изучить в иллюстрациях к данной статье или на сайте Министерства.

Цели СОУТ

Мероприятия СОУТ выполняются последовательно и направлены на идентификацию негативных факторов в процессе работы. Они во всём комплексе оценивают уровень воздействия производственных условий на работающих. Как уже было упомянуто, эта новая процедура разработана с учётом унификации трёх идентичных процедур, которые существуют в законодательстве. Это АРМ, специальная оценка и государственная экспертиза, то есть всё, что касается условий труда.

Целью СОУТ является уменьшение нагрузки работодателям и совершенствование всей системы ОТ. Эксперты соответствующего Министерства уверены, что такой порядок гораздо более действенный. С одной стороны, работодатели стимулируются на улучшение предоставляемых работникам условий труда, а с другой - вопросы назначения компенсаций и льгот для них решаются объективно.

Сравнительная характеристика

Конечно, в новом порядке - декларировании - осталось много от АРМ, поскольку Министерство и не должно выстраивать что-то на пустом месте из ничего. Использовались и опыт прежних лет, и методы, которыми привыкли пользоваться, и потому подход к оценке в принципе не изменился. Кардинальные перемены коснулись только требований к участникам данного процесса, поскольку фигуры здесь далеко не новые - работодатель и эксперты.

Работодатели с введением новых правил почувствовали более жёсткую административную ответственность. Организации, проводящие СОУТ, и их эксперты должны получать обязательное разрешение на оказание таких услуг и для них тоже введена административная ответственность. Когда они были АРМ - аттестующими организациями, а работающие в аттестующих организациях - специалистами по АРМ, им было проще. Сейчас организации по СОУТ работают в новой области аккредитации. Специалисты проходят обязательную аттестацию, чтобы получить право проводить работы по СОУТ и получить в Министерстве труда статус эксперта.

Эксперты

Экспертом по СОУТ может стать не каждый. Кандидата на эту должность рассматривает аттестационная комиссия Министерства труда, а не просто учебные центры, как это было раньше со специалистами по АРМ.

Для эксперта необходимо наличие высшего образования, не менее трёх лет стажа профильной работы и дополнительное обучение - как минимум 72 часа, которые посвящены единственно спецоценке. Практический стаж - работа в лаборатории.

Важность изменения требований

Эти изменения требований по отношению к экспертам вполне закономерны. Таким образом исключаются формальности в обучении и как следствие - последующие ошибки. Это очень большая ответственность, ведь некомпетентность эксперта - будущие несчастные случаи, профессиональные заболевания, травмы среди людей, рабочие места которых признаны соответствующими.

Именно поэтому введена не только аттестация, но и административная ответственность для экспертов, которые вынесли неправильную спецоценку. Подача декларации соответствия условий труда не должна быть следствием формального отношения или некомпетентности.

Административная ответственность

Если эксперт нарушает установленный порядок, на него могут быть наложены довольно крупные штрафы - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей - или его ждёт дисквалификация от одного до трёх лет.

Какие нарушения повлекут за собой наказания? Нарушением установленного порядка считаются: несоответствующая идентификация применительно к факторам производственной среды, формально выведенные результаты, противоречащие реальности.

Профессионализм

Сообщество экспертов довольно долго находилось в непонимании такого фактора, как профессионализм. Они пытались выяснить в соответствующих инстанциях, насколько точно можно оценивать условия труда без проведения подробных экспертиз, исследований и измерений, и возможна ли объективная оценка без проведения всех этих процедур.

Однако им доказали, что настоящий профессионал сумеет и на глаз оценить обстановку благодаря долгой работе в области специальных оценок. Практический стаж в данном случае решает всё. На то он и эксперт. И далеко не каждый специалист может так называться.

Регистрационный N 32387

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991) приказываю:

1. Утвердить:

форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 1;

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 2;

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 3.

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:

а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, форма которой утверждена настоящим приказом (далее - декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.

Министр М. Топилин

Приложение N 2

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением N 1 к настоящему приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Приложение N 3

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;

з) срок действия декларации;

и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение N 1. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Приложение N 2. Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Приложение N 3. Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н
"О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"

С изменениями и дополнениями от:

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 2 ;

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 3 .

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:

а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, форма которой утверждена настоящим приказом (далее - декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2512) по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4342; 2016, N 18, ст. 2512), работодателем подается в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по утвержденной настоящим приказом форме с включением в нее данных рабочих мест.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.

Утверждены форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок ее подачи, а также порядок формирования и ведения реестра таких деклараций.

Декларации оформляются в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса не выявлены.

Они подаются в территориальный орган Роструда по месту нахождения (лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении) либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭП (посредством заполнения формы на сайте Службы).

Это делается не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

Реестр формируется и ведется Службой и ее территориальными органами.

В него вносятся сведения о декларациях, о продлении их действия, прекращении их действия. Последнее касается рабочих мест, на которых с сотрудниками произошли несчастные случаи на производстве (кроме произошедших по вине третьих лиц), случаев выявления заболеваний по причине воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и др.

Это делается в течение 15 рабочих дней.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования