Антология стихов поэтов-фронтовиков о великой отечественной войне. Писатели и поэты – участники Великой Отечественной Войны

Поэты – фронтовики – это блестящая плеяда талантливых поэтов фронтового поколения. Война была для них, вчерашних школьников и студентов, крутым и досрочным началом "взрослой" жизни. В эти свинцовые годы сформировался их талант, определился характер творчества. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Каждое стихотворение как моментальный снимок застигнутой врасплох войны. Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может быть и нет. А. Т. Твардовский Константин Симонов Константин Симонов (19151979) - поэт, писатель, драматург. В первые дни войны ушел на фронт военным корреспондентом. Не понаслышке писал о великих сражениях войны - Сталинградской битве, битве на Курской дуге, битве за Берлин. Его военные стихи знала наизусть вся страна: «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и другие. Александр Твардовский Во время Великой Отечественной войны А. Твардовский (1910-1971) работал военным корреспондентом во фронтовых газетах. Публиковал в них стихи и очерки. В рядах армии он изведал и горечь долгого отступления, и дорого доставшееся торжество наступления и победы. Поэму «Василий Теркин» Твардовский писал в походе, отрывки печатались во фронтовых газетах. «Книга про бойца» получила всенародное признание. Давид Самойлов Давид Самойлов (1920-1990) – поэт фронтового поколения. В первые дни войны, как и многие его сверстники, со студенческой скамьи ушел добровольцем в армию. Воевал пулеметчиком на Волховском фронте, был тяжело ранен при прорыве блокады Ленинграда. Затем до конца войны служил в разведке. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях, хотя написано оно не во время войны. Алексей Фатьянов Войну Алексей Фатьянов встретил, проходя военную службу на Орловщине, в составе Окружного ансамбля Орловского военного округа, где он был и режиссёром-постановщиком, и артистом, и корреспондентом. При прорыве ансамбля из вражеского кольца рядовой Фатьянов получил первое ранение. А в сентябре 1944 года он оказался в действующей армии, став корреспондентом газеты 6-й гвардейской танковой армии. Рядовой Фатьянов участвует в освобождении Румынии и Чехословакии. За мужество и героизм Фатьянов был награждён медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды за службу в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Балтийского флота, медалью «За Победу над Германией». Евгений Винокуров «Окончание моего детства совпадает с началом войны. Часть школ было отдано под госпитали. Занятия начинались в 11 часов вечера. В сущности, учебы не было. Не окончив 10-го класса в 1943 г. я ушел в офицерское артиллерийское училище. Осенью того же года я уже принял артиллерийский взвод, а мне не исполнилось и восемнадцати лет. Весной 1944г. полк отбыл на 4-й Украинский фронт. Войну закончил в Польше. Стихи начал писать на фронте». (Из автобиографии) Сергей Орлов В 1941 году С.Орлов ушел добровольцем в действующую армию. Сначала служил в истребительном батальоне, затем в танковых частях. Окончил танковое училище. В качестве командира танка, а затем командира взвода тяжелых танков воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. Был тяжело ранен, горел в танке. Награжден орденом Отечественной войны II степени. Стихи писал на фронте, в его карманах были пропахшие гарью записные книжки. Константин Ваншенкин В 1942 г. К. Ваншенкин из 10-го класса ушел в армию. Служил главным образом в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах. Это было суровое время. Демобилизовался он в конце 1946 г. в звании гвардии сержанта. Юлия Друнина Сразу же после окончания школы, в первые дни войны Ю. Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944 года служила санинструктором (медсестрой) в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За Отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению. Печататься начала в конце войны во фронтовых газетах. Ольга Берггольц Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) во время войны пережила все 900 дней блокады Ленинграда, вела на радио передачи, своим словом призывая земляков к мужеству. Муса Джалиль Муса Джалиль (1906-1944)татарский поэт. В первый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942 г. на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944г. казнен. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Борис Слуцкий С начала войны Б. Слуцкий в действующей армии - воевал в разведке, был политработником на Западном, Юго-Западном, Степном и 3-м Украинском фронтах, в Белоруссии, под Москвой, на Украине, в Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии. Был тяжело ранен и контужен. Впервые стихи Слуцкого были опубликованы в подборке «Стихи студентов Москвы» в 1941г. в мартовской книжке журнала «Октябрь». Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, болгарским орденом «За храбрость». Семен Гудзенко Семён Петрович Гудзенко (1922-1953) в 1941 г. добровольцем ушёл на фронт. Рядовым бойцом отряда лыжников участвовал в боях под Москвой, партизанил в тылу врага. Зимой 1942 г. был тяжело ранен. После госпиталя до конца войны служил во фронтовых редакциях. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизан Отечественной войны». После окончания Второй мировой войны работал корреспондентом в военной газете. Булат Окуджава В 1942 г. девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. Участвовал в обороне Крыма. После войны окончил филологический факультет Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в школах Калуги и Калужской области, сотрудничал в областных газетах. Окуджаве принадлежат романы: «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», много повестей и рассказов посвящены войне. Один из лучших фильмов о войне «Женя, Женечка и Катюша» был создан по сценарию Окуджавы. Сергей Михалков Во время Великой Отечественной войны С. Михалков, как командир запаса, был военным корреспондентом газеты "Во славу Родины", работал на Южном фронте. Писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы. Он писал боевые листовки для лётчиков Северо-западного фронта. Впоследствии был написан сборник стихов "Быль для детей" (1944).В Одессе, во время налета немецкой авиации, Михалков был контужен, отступал до Сталинграда вместе с действующей армией. За мужество его наградили боевыми наградами и орденами "Красной звезды" и "Красного знамени".Эпитафия на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" принадлежит перу Сергея Михалкова. В 1943 году было принято решение о создании нового Гимна Советского Союза. Памятью жив народ, без нее нет пути в будущее. Ал. Михайлов …Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. А. Твардовский Источники 1. Л. Лазарев. Строки, добытые в боях. М., «Дет. лит.», 1973. 2. В.Акаткин. Была война. М., «Дет. лит.», 1987. 3. http://rcio.pnzgu.ru/personal/58/1/8/interest.htm 4. http://slovo.ws/bio/rus/Vinokurov_Evgeni_Mihailovich/index.html 5. http://www.peoples.ruartliteratureproseromanyu_germanindex.html 6. http://www.mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=25731 7. http://www.best-4-beauty.ru/love_lyrics/drunina-julia/881-biographyof-julia-drunina.html 8. http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=32255&a=f&idr=5 9. http://www.hrono.info/biograf/bio_b/berggolc_of.php 10. http://systemnews.ru/novosti-36881.html Спасибо за внимание! Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Мошонская основная общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области Крючкова Галина Анатольевна

XX – начала XXI веков глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: , Г. Бакланов, Б. Васильев, .

Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987) «В окопах Сталинграда», о которой с большим уважением отзывался другой писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев. Он называл её своей настольной книгой, где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли». Эта книга была опубликована сразу же после войны в журнале «Знамя» (1946, № 8–9) под названием «Сталинград» и лишь позже ей дали название «В окопах Сталинграда».

А в 1947 году была написана повесть «Звезда» Эммануилом Генриховичем Казакевичем (1913-1962), писателем-фронтовиком, правдивая и поэтичная. Но в то время она была лишена правдивого финала, и только теперь она экранизирована и восстановлена в её первоначальном финале, а именно – гибели всех шестерых разведчиков под командованием лейтенанта Травкина.

Вспомним также другие выдающиеся произведения о войне советского периода. Это «лейтенантская проза» таких писателей как, Г. Бакланова, К. Воробьева.

Юрий Васильевич Бондарев (1924), бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942-1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор лучших книг о войне – «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов – мальчики вместе с совершаемым героизмом ещё успевают подумать о красоте природы. Например, горько плачет по-мальчишечьи лейтенант Давлатян, считая себя неудачником не потому, что его ранили и ему больно, а от того, что он мечтал попасть на передовую, хотел подбить танк. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление», какими стали бывшие мальчики. Они не сдаются под тяжестью послевоенной и особенно современной жизни. «Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства» – так пишет Юрий Васильевич Бондарев спустя много лет о своем поколении в книге «Мгновения».

Вспомним Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975), автора суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде попавшего в плен и прошедшего сквозь ад земной. Повести Константина Дмитриевича Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу, влившуюся в литовский партизанский отряд, а после войны жил в Вильнюсе. Повесть «Это мы, Господи», написанная в 1943 году, опубликована была лишь через десять лет после его смерти, в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену несет в себе автобиографичность и сейчас высоко оценивается по сопротивляемости духа как явление. Пытки, расстрелы, каторжный труд в плену, побеги… Автор документирует кошмарную явь, обнажает зло. Повесть «Убиты под Москвой», написанная им в 1961 году, остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия. Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.

Среди наиболее заметных писателей-фронтовиков второй половины XX века можно назвать писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993). Его простая и прекрасная повесть «Сашка», напечатанная еще в 1979 году в журнале «Дружба народов» и посвященная «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» – потрясла читателей. Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Например, утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой каши, греться у костра – и герой повести Сашка понимал – надо жить, надо подбивать танки, сбивать самолеты. Захватив немца в коротком бою, он не испытывает особого торжества, он вроде негероический вовсе, обычный боец. Повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации. А затем следуют повести и рассказы, объединенные сквозной темой и героями: «Дорога в Бородухино», «Житье-бытье», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «Знаменательная дата». Произведения Кондратьева – это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после. Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза – свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения. Слом эпохи, происшедший в 90-е годы, который не дает покоя участникам войны и они испытывают нравственные страдания, катастрофически повлиял на писателей-фронтовиков, привел их к трагическим ощущениям обесцененного подвига. Не из-за нравственных ли страданий трагически ушли из жизни писатели-фронтовики в 1993 году Вячеслав Кондратьев, а в 1991 году Юлия Друнина.

Вот еще один из писателей-фронтовиков, Владимир Осипович Богомолов (1926-2003), написавший в 1973 году остросюжетное произведение «Момент истины» («В августе сорок четвертого») о военной контрразведке – СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993 году опубликовал яркую повесть «В кригере» (кригер – вагон для перевозки тяжелораненых), которая является продолжением повести «Момент истины» и «Зося». В этом вагоне–кригере собрались уцелевшие герои. Недолеченных их, страшная комиссия распределяла на прохождение дальнейшей службы в отдаленных районах Крайнего Севера, Камчатки, Дальнего Востока. Их, отдавших жизнь за Родину, искалеченных, не пощадили, отправили в самые отдаленные места. Последний роман о Великой Отечественной войне Владимира Осиповича Богомолова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» (Наш современник. – 2005. – №№ 11,12; 2006. – №№1, 10, 11, 12; 2008. – №10) остался незавершенным и публиковался после смерти писателя. Этот роман он написал не только как участник войны, но и основываясь на архивные документы. События в романе начинаются в феврале 1944 года с форсирования Одера и длятся до начала 90-х годов. Рассказ ведется от имени 19-летнего лейтенанта. Роман документирован приказами Сталина и Жукова, политдонесениями, выдержками из фронтовой печати, которые дают беспристрастную картину боевых действий. Роман без всяких прикрас передает настроение в армии, вступившей на территорию врага. Изображена изнанка войны, о который раньше не писали.

Владимир Осипович Богомолов так писал о своей главной, как он считал, книге: «Это будет отнюдь не мемуарное сочинение, не воспоминания, а, выражаясь языком литературоведов, «автобиография вымышленного лица». Причём не совсем вымышленного: волею судеб я почти всегда оказывался не только в одних местах с главным героем, а и в тех же самых положениях: в шкуре большинства героев я провёл целое десятилетие, коренными прототипами основных персонажей были близко знакомые мне во время войны и после неё офицеры. Этот роман не только об истории человека моего поколения, это реквием по России, по её природе и нравственности, реквием по трудным, деформированным судьбам нескольких поколений – десятков миллионов моих соотечественников».

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев (р. в. 1924), лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии имени «Апрель». Он автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты», которые были экранизированы в советское время. В интервью «Российской газете» от 01.01.01 г. писатель-фронтовик отметил востребованность военной прозы. К сожалению, его произведения не переиздавались десять лет и только в 2004 году, накануне 80-летия писателя, вновь переизданы издательством «Вече». На военных повестях Бориса Львовича Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость (Женя из повести «А зори здесь тихие...», Искра из повести «Завтра была война» и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести «В списках не значился» и др.)

Евгений Иванович Носов(1925-2002), отмеченный Сахаровской литературной премией вместе с Константином Воробьевым (посмертно) за творчество в целом (преданность теме), отличается принадлежностью к деревенской теме. Но он же создал не забываемые образы крестьян, которые готовятся к отправке на войну (повесть «Усвятские шлемоносцы») как к концу света, прощаются с размеренной крестьянской жизнью и готовятся на непримиримый бой с врагом. Первым произведением о войне был рассказ «Красное вино победы», написанный им в 1969 году, в котором герой встретил День Победы на казенной койке в госпитале и получил, вместе со всеми страдающими ранеными, стакан красного вина в честь этого долгожданного праздника. Читая рассказ, будут плакать взрослые, пережившие войну. «Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя и врать о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно. Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями…» – так написал о Носове его друг писатель-фронтовик Виктор Астафьев. В повести «Хутор Белоглин» Алексей, герой повести, все потерял на войне – ни семьи у него, ни дома, ни здоровья, но, тем не менее, остался добрым и щедрым. Евгений Носов написал на рубеже веков ряд произведений, о которых Александр Исаевич Солженицын сказал, вручая ему премию своего имени: «И, донося через 40 лет всю ту же военную тему, с горькой горечью вcколыхивает Носов то, что больно и сегодня… Этой неразделенной скорбью замыкает Носов полувековую рану Великой войны и всего, что о ней не рассказано и сегодня». Произведения: «Яблочный спас» «Памятная медаль», «Фанфары и колокола» – из этого ряда.

Среди писателей-фронтовиков незаслуженно обделенным в советское время был Андрей Платонович Платонов (1899-1951), которого литературная критика сделала таковым лишь потому, что его произведения были другими, слишком достоверными. Например, критик В. Ермилов в статье «Клеветнический рассказ А. Платонова» (о рассказе «Возвращение») обвинил автора в «гнуснейшей клевете на советскую семью» и рассказ был объявлен чуждым и даже враждебным. На самом же деле, Андрей Платонов офицером прошел всю войну, с 1942 по 1946 годы. Он был военным корреспондентом «Красной звезды» на фронтах от Воронежа, Курска до Берлина и Эльбы и своим человеком среди солдат в окопах, его называли «окопный капитан». Одним из первых Андрей Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе «Возвращение», который был опубликован в «Новом мире» уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова «… шли теперь жить точно впервые, в болезнях и счастье победы. Они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…». А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.

(р. 1921 г.) – участник Великой Отечественной войны, полковник, ученый-историк, автор серии книг: "В строю", "Огненными верстами", "Бои продолжаются", "Полковник Горин", "Хроника предвоенных лет", "В заснеженных полях Подмосковья". Что стало причиной трагедии 22 июня : преступная беспечность командования или вероломство врага? Как преодолеть растерянность и неразбериху первых часов войны? О стойкости и мужестве советского солдата в первые дни Великой Отечественной войны рассказывается в историческом романе «Лето надежд и крушений» (Роман-газета. – 2008. – №№ 9–10). Там же представлены образы военачальников : главнокомандующего Сталина, маршалов – Жукова, Тимошенко, Конева и многих других. Захватывающе и динамично написан другой исторический роман «Сталинград. Сражения и судьбы» (Роман-газета. – 2009. – №№ 15–16.) Сражением века названа битва на Волге. Завершающие части романа посвящены суровой зиме годов, когда в смертельной схватке сошлись более двух миллионов солдат.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image003_37.jpg" width="155" height="233 src=">

(наст. фам. – Фридман) родился 11 сентября 1923 г. в Воронеже. Воевать ушел добровольцем. С фронта был направлен в артиллерийское училище. Завершив учебу, попал на Юго-Западный фронт, затем на 3-й Украинский. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях в Венгрии, во взятии Будапешта, Вены. Войну закончил в Австрии, в звании лейтенанта. В гг. учился в Литературном институте. Книга «Навеки – девятнадцатилетние» (1979) была отмечена Государственной премией. В 1986-96 гг. был главным редактором журнала «Знамя». Умер в 2009 г.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image005_22.jpg" width="130" height="199 src=">

https://pandia.ru/text/78/575/images/image015_4.jpg" width="150" height="194">

(наст. имя – Кирилл) родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде. Учился в МИФЛИ, затем в Литературном институте им. М. Горького. В 1939 г. в качестве военного корреспондента направлен на Халхин-Гол в Монголию. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда» и др. В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны работал редактором журнала «Новый мир» и «Литературной газеты». Умер 28 августа 1979 г. в Москве.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image027_1.jpg" width="170" height="228">

Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.

Жизни и судьбы поэтов, чьи имена увековечены в словах и рифмах. Война захлестнула их в свой беспощадный огненный вихрь, не оставив ни единого шанса выжить. Их искренняя и честная лирика протянулась сквозь годы светлой грустью воспоминаний о трепетном юношестве, о больших надеждах и оборвавшихся на полуслове мечтах… Их имена навсегда останутся на страницах книг, их подвиги будут вечно жить в сердцах многих поколений.
В преддверии Дня Победы мы публикуем статью о поэтах, павших в годы Великой Отечественной войны.

Фото с сайта ru.wikipedia.org

Ещё школьником Майоров начал писать стихи. Он участвовал с ними в школьных вечерах, публиковался в стенгазете. А во время учёбы на истфаке МГУ он становится слушателем поэтического семинара в Литературном институте им. Горького. Руководитель семинара П.Г. Антокольский говорил о Майорове: «Его поэтическая лирика, повествующая об искренней мужской любви, органична в этом поэтическом мире». Летом 1941 года вместе с другими студентами поэт роет противотанковые рвы под Ельней. А уже в октябре он узнаёт о том, что его просьба о зачислении в армию удовлетворена. 8 февраля 1942 года политрук пулемётной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине...


Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.

(Фрагмент стихотворения «Мы», дата неизвестна)

Учебник-хрестоматия для учащихся 8 класса национальной школы входит в серию учебных пособий, создаваемых по программе для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения (4-11 классы) под руководством профессора М. В. Черкезовой, и отвечает требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта. Методический аппарат учебника помогает более глубоко понять содержание прочитанных произведений, определить их художественное своеобразие, а также активизировать речевую деятельность учащихся. Полноте восприятия мирового литературного процесса способствует введение в учебник-хрестоматию небольшого раздела, включающего произведения зарубежной литературы, что поможет учащимся в плане диалога культур сопоставить темы, идеи и художественные образы.



Фото с сайта sovsekretno.ru

Муса Мустафиевич Джалилов редактировал детские журналы «Маленькие товарищи» и «Дитя Октября», участвовал в создании Татарского государственного театра оперы и балета, написал для него либретто двух опер. Накануне Великой Отечественной войны Муса Джалиль возглавлял союз писателей Татарии. Поэт ушёл на войну в самом её начале. Он был тяжело ранен и взят в плен в 1942 году, когда воевал на Волховском фронте. В концлагере поэт активно вёл подпольную работу, за что был жестоко наказан и отправлен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме поэт написал цикл стихотворений, которые обрели славу далеко за пределами Родины. В 1944 году палачи тюрьмы Моабит казнили узников, в числе которых был и Муса Джалиль. Поэту посмертно присвоено звание героя Советского Союза.


Случается порой

Душа порой бывает очень твёрдой.
Пусть ветер смерти яростный жесток,
Цветок души не шевельнётся, гордый,
Не дрогнет даже слабый лепесток.

Нет скорби на твоём лице ни тени,
Нет в строгих мыслях суеты мирской.
Писать, писать - одно тогда стремленье
Владеет ослабевшею рукой.

Беситесь, убивайте - страха нету.
Пусть ты в неволе, но вольна душа.
Лишь клок бумаги чистой бы поэту,
Огрызок бы ему карандаша.


Фото с сайта poezia.ru

Павел Коган родился в Киеве. В 1922 году его семья переехала в Москву, откуда он, ещё будучи школьником, не раз отправлялся пешком по России, чтобы увидеть собственными глазами, как устроен быт только что коллективизированной деревни. Коган поступает в Институт истории, философии и литературы, а позже переводится в Литературный институт имени Горького. Став участником поэтического семинара И. Сельвинского, Коган выделяется среди прочих, как наиболее одарённый поэт. Его стихи пронизаны революционно-патриотической тематикой, но, вместе с тем, литературно более близки к романтизму. Во время войны Коган пытается попасть на фронт, но получает отказ: по состоянию здоровья он был снят с учёта. Тогда поэт решает поступить на курсы военных переводчиков. Его берут сначала переводчиком, а затем назначают помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Коган был убит под Новороссийском.


В поле темень, в поле жуть -
Осень над Россией.
Поднимаюсь. Подхожу
К окнам тёмно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.

(Фрагмент стихотворения «Звезда», 1937 г.)

Учебник входит в серию книг для 5-9 классов, обеспечи вающую препо давание по авторской программе литературного образования. В основу концепции литературного образования положено изучение литературы как вида искусства, постижение литературного произведения в единстве содержания и формы, выявление национального своеобразия русской литературы.


Фото с сайта ru.wikipedia.org

Елена с детства сочиняла стихи. В 1933-м она окончила литературный факультет Ростовского пединститута, а затем - Литературный институт имени Горького. Как и многие другие поэты той эпохи, Ширман была участницей литературного семинара И. Сельвинского. Во время учёбы Елена сотрудничала с несколькими ростовскими редакциями, была литературным консультантом газеты «Пионерская правда». С самого начала войны Ширман стала редактором ростовской газеты «Прямой наводкой», где публиковались её боевые сатирические стихотворения. В июле 1942 года поэтесса героически погибла, находясь в одном из районов Ростовской области в составе выездной редакции газеты «Молот».


Возвращение

Это будет, я знаю...
Нескоро, быть может, -
Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму - это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь, подбегу.
И наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель...
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй...»
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты - придёшь.



Фото с сайта livejournal.com

Иосиф Уткин окончил Московский институт журналистики. Стал печататься в 1922 году. Первый литературный успех поэту принесла «Повесть о рыжем Мотеле» (1925). О сборнике Уткина «Первая книга стихов» А. Луначарский говорил: «...музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный». Революционный пафос и мягкая лиричность, отличавшие стихотворения Уткина, сделали его поэзию такой популярной в 1930-е. В 1941 году поэт уходит на фронт. После ранения он становится военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой в 1944 году. После войны неоднократно издавались сборники избранных стихотворений, а в год его смерти вышел последний сборник «О родине. О дружбе. О любви».


Песенка

Подари мне на прощанье
Пару милых пустяков:
Папирос хороших, чайник,
Томик пушкинских стихов...

Жизнь армейца не балует,
Что ты там ни говори!..
Я б хотел и поцелуи
Захватить, как сухари.

Может, очень заскучаю,
Так вот было бы в пути
И приятно вместо чаю
Губы теплые найти.

Или свалит смерть под дубом.
Всё равно приятно, чтоб
Отогрели твои губы
Холодеющий мой лоб.

Подари... авось случайно
Пощадят ещё в бою,
Я тогда тебе и чайник,
И любовь верну свою!


Фото с сайта ru.wikipedia.org

Борис Костров начал писать стихи с детства. Часто он читал их на школьных вечерах и праздниках. В 1933 году его стихи впервые публикуются в журналах «Резец» и «Звезда». Поэт поступает в Рабочий литературный университет, затем работает в редакции газеты «За колхоз». В 1941 году Костров выпускает книгу стихов «Заказник». С самого начала войны он уходит на фронт. Поэт воевал под Ленинградом, в Карелии, на Калининском фронте, был трижды ранен. Окончив танковое училище, куда Костров был направлен в 1943 году, он возвращается на фронт с самоходной артиллерийской установкой. В марте 1945 года командир самоходки Борис Костров был тяжело ранен при штурме Крейцбурга в Восточной Пруссии, а через три дня умер от полученного ранения в госпитале.


После боя

Портянки сохнут над трубой,
Вся в инее стена...
И, к печке прислонясь спиной,
Спит стоя старшина.
Шепчу: «Товарищ, ты бы лёг
И отдохнул, солдат;
Ты накормил как только мог
Вернувшихся назад.
Ты не поверил нам.
Ну что ж,
В том нет большой беды.
Метёт метель.
И не найдёшь
На небе ни звезды.
Твоей заботе нет цены,
Ляг между нами, брат.
Они снежком занесены
И не придут назад».

Учебник знакомит учащихся с избранными произведениями русской и зарубежной литературы XX-XXI веков в теоретических и критических статьях; способствует нравственному и мировоззренческому развитию личности;показывает возможности использования Интернета в решении коммуникативных, творческих и научных задач.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).



Фото с сайта poembook.ru

Интерес к поэзии у Бориса Смоленского появился ещё в детстве. Со второй половины 30-х он пишет стихи, главная тема которых - морская романтика и отважные люди. Вдохновлённый морем и героическими подвигами, поэт поступает в один из институтов Ленинграда, готовясь стать капитаном дальнего плавания. В это же время он изучает испанский, переводит Гарсию Лорку. В начале войны Смоленский был призван на фронт. В ноябре 1941 года поэт пал в бою. Война не пощадила его фронтовые стихотворения и поэму о Гарсии Лорке, о которых он упоминал в своих письмах близким.


Я очень люблю тебя. Значит - прощай.
И нам по-хорошему надо проститься.
Я буду, как рукопись, ночь сокращать,
Я выкину всё, что ещё тяготит нас.

Я очень люблю тебя. Год напролёт,
Под ветром меняя штормовые галсы, -
Я бился о будни, как рыба об лёд
(Я очень люблю тебя), и задыхался.

(Фрагмент стихотворения, 1939 г.)

Борис Богатков - советский поэт, известный своими фронтовыми стихами. Заслужил звание героя Великой Отечественной войны посмертно - погиб на войне. В Новосибирске, где поэт провел большую часть своей жизни, в его честь названы улица, школа № 3, библиотека. А в 1977 году Богаткову был установлен памятник. Теперь более подробно поговорим о жизни и творчестве поэта, который не дожил до своего 21-го дня рождения всего лишь несколько месяцев.

Борис Богатков: биография

Родился поэт 3 октября 1922 года в небольшом сельце Балахта, которое находится недалеко от Ачинска (Красноярский край). Его мать, Мария Евгеньевна, работала в школе преподавателем математики, а отец, Андрей Михайлович, состоял на партийной службе и очень часто уезжал в командировки.

В семье Богатковых Борис был единственным ребенком, и родители уделяли ему все свое свободное время. Не удивительно, что мальчик рано научился читать, и с детства увлекся литературой. Однако столь идиллическая атмосфера в семье продолжалась недолго.

В 1931 году мать Бориса заболела. Вскоре ее положили в больницу, откуда она уже не вернулась. Незадолго до смерти она написала сыну письмо, прося его не плакать по ней и вырасти достойным человеком.

Переезд в Новосибирск

После кончины самого дорогого человека Борис Андреевич Богатков был взят на воспитание коллегой матери Татьяной Евгеньевной Зыковой. Однако женщина вместе с семьей на тот момент жила в Новосибирске, поэтому Борису пришлось переехать. Здесь он поселился на Октябрьской улице, в доме № 3, и был тут же записан во 2-й класс школы № 3. Богатков учился средне, однако обожал историю и литературу, все больше с годами увлекаясь поэзией. Любимым его писателем был Маяковский. Подражая своему кумиру, он начала писать стихи уже в 10 лет. Постепенно его произведения стали печатать в стенгазетах, на страницах «Пионерской правды».

В 1933 году Бориса приняли в пионеры. Он принимал очень активное участие в школьной жизни, имел множество друзей среди сверстников.

Подростковые годы

Борис Богатков испытывал очень нежные чувства к Татьяне Евгеньевне за то, что она взяла его к себе и воспитывала как родного сына. Тем не менее он очень скучал по умершей матери.

В подростковые годы будущий писатель увлекся спортом - занимался плаванием и лыжами, ходил на футбол, посещал кружок легкой атлетики. В эти годы друзья и знакомые описывали его как юношу высокого роста и атлетического сложения. Отличался Борис и твердостью характера, смелостью и силой воли. Как и многие поэты-фронтовики, он был небезразличен к окружающим его людям. Мог вступиться за слабого или схватиться с хулиганом. Кроме того, следил за происходящем в стране. Уже к 16 годам у него было свое мнение касательно развития литературы, науки, поэзии. Он любил поспорить относительно места человека в общественной жизни.

Юношество

Борис Богатков поддерживал с отцом хорошие отношения. Очень часто мальчик ездил к родителю в Ачинск, куда тот был переведен по служебной необходимости.

После окончания школы Борис поступил в автодорожный техникум, при этом продолжая посещать занятия в вечерней школе. Тем не менее он не оставлял поэзию, в свободные вечера занимался в кружке молодых писателей и поэтов. Кроме того, окончив вечернюю школу, он поступил в литературный институт, совмещая его с техникумом.

В 1938 году поэтом было написано первое крупное творение - «Дума о красном флаге».

А в 1940-м при газете «Комсомольская правда» был организован совет поэзии, которым руководил Антокольский, в него был принят и Богатков. К этому времени писатель стал активно печататься в «Сибирских огнях» и «Ачинской газете».

Творчество молодого поэта заинтересовала Алексея Толстого, который сделал Бориса своим стипендиатом.

Начало войны

Началась Великая Отечественная война. Придя в военкомат, Борис Андреевич Богатков попросил отправить его летное училище. Юноша мечтал о воздушных сражениях с фашистами, однако его определили в ряды авиационных техников. Это стало для него серьезным ударом и отразилось в творчестве. Так он написал после этого в одном из своих стихотворений: «Значит, буду на аэродроме,/ Буду не на фронте, а в тылу?»

Но Борис не смирился с судьбой и добровольцем ушел на фронт в составе пехоты. Однако уже осенью поэт получил тяжелую контузию и был демобилизован в Новосибирск.

Здесь он поселился у своей приемной матери в небольшом бревенчатом домике. В период восстановления после ранения активно писал. В его произведениях звучала военная тематика, он призывал народ трудиться и бороться с захватчиками.

Богатков начинает сотрудничать с «Окнами ТАСС», газетой «Красноярская звезда», стихи и песни Бориса появляются в выпусках сатирической передачи «Огонь по врагу».

Солдатская песня

Стихи Бориса Богаткова к этому времени уже становятся широко известными среди солдат. Так, однажды поэт, идя по одной из новосибирских улиц, стал свидетелем такого случая. С учений шли солдаты, и тут командир скомандовал: «Запевай». И в ответ раздалось: «На родном зауральском заводе/ Крепко сделан, фашистам на страх…»

Это были слова песни о гвардейском автомате, автором которой был Богатков. Солдаты прошли мимо, никто, разумеется, не знал автора произведения. Тем не менее для самого писателя это событие стало очень радостным.

Опять на фронт

Как и другие поэты-фронтовики, Борис желал быть на полях сражений, а не отсиживаться в тылу. И в 1942 году, несмотря на строжайшие запреты медиков, поэт уходит на фронт в составе Сибирской добровольной дивизии.

Перед отъездом Борис пишет письмо другу-однополчанину, что очень рад наконец-то вернуться на фронт. А также прощается с Татьяной Евгеньевной, которая со слезами на глазах провожает приемного сына, уверявшего ее, что ничего страшного с ним не случится.

Борис Богатков попадает на Западный фронт. Его дивизия постепенно выходит к подступам к Смоленску. Здесь путь сибирякам преградили Гнездиловские высоты, хорошо укрепленные немцами. Это было одно из важнейших фашистских укреплений, так как оно прикрывало коммуникации немецкой армии.

На штурм Гнездиловских высот отправили полк Богаткова. Поэт был сержантом и командовал отрядом. Несколько раз его солдаты пытались пойти на штурм, но атака захлебывалась под пулеметными очередями врага.

Тогда Богатков встал из окопа и пошел в атаку, запев написанную им песню: «Мы вышли из заводов, пришли с полей колхозных…» За своим командиром, подхватив песню, начали подниматься на ноги и другие солдаты. Несмотря на огромные потери, сибирской дивизии удалось прорвать немецкие укрепления.

Смерть

Богатков оказался среди первых, кто ворвался в траншеи противника, закипел бой, и поэт был убит автоматной очередью в спину. Битва закончилась взятием Гнездиловских высот. Солдаты вынесли на шинели тело своего командира и положили под березой. Сюда в последний раз проститься подходили те, кому посчастливилось пережить битву. Так 11 августа 1943 года

Борис Андреевич Богатков: «Повестка»

«Повестка» - наверное, самое известное стихотворение писателя, которое включено в школьную программу. Произведение было написано в 1941 году, в самом В нем поэт описывает то состояние, в котором находится человек, уходящий на войну, гуляя по мирному городу. При этом нет ни печали, ни скорби в стихотворении. Оно все пронизано радостью и воодушевлением. Собственно, именно так Богатков и воспринимал отправление на фронт.

Родионова Галина Алексеевна

Литературно-музыкальная композиция посвящена 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие позволит старшеклассникам вспомнить поэтов военного времени, многие из которых не дожили до Победы. Чтение стихотворений позволяет учащимся проникнуться духом того времени, попытаться понять, что чувствовали молодые поэты (их сверстники), уходя на передовую.

Особое значение в годы войны имели песни. Их заучивали наизусть и пели хором. Мы постарались воспроизвести лишь малую их часть, и присутствующие в зале гости (ветераны Великой Отечественной войны и родители учащихся) тоже пели вместе с ребятами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 имени И.В.Курчатова

города Сим Ашинского муниципального района Челябинской области

Литературно-музыкальная композиция

«Фронтовые поэты…

Ваши жизни война рифмовала…»

Аннотация.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие позволит старшеклассникам вспомнить поэтов военного времени, многие из которых не дожили до Победы. Чтение стихотворений позволяет учащимся проникнуться духом того времени, попытаться понять, что чувствовали молодые поэты (их сверстники), уходя на передовую.

Особое значение в годы войны имели песни. Их заучивали наизусть и пели хором. Мы постарались воспроизвести лишь малую их часть, и присутствующие в зале гости (ветераны Великой Отечественной войны и родители учащихся) тоже пели вместе с ребятами.

Методическая разработка представляет собой подробный сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной великому празднику - 9 Мая, является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне. Главная задача мероприятия: воспитание патриотизма, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережному отношению к традициям своего народа.

В сценарий композиции включены стихи поэтов военного времени. В течение всей композиции используется музыка (песни военных и послевоенных лет, классические произведения). Все этапы композиции сопровождаются мультимедийной презентацией, иллюстративным материалом, представленным фотографиями военных лет и кадрами кинохроники, что усиливает эмоциональное восприятие материала.

Материалы композиции могут быть использованы для работы с разными группами: от школьников до взрослых людей. Содержание может меняться в зависимости от местного материала. Включаться в мероприятия различных форм: торжественные уроки памяти, воспоминания ветеранов, классные часы.

Цель: повышение уровня патриотического воспитания, сохранение исторического наследия через взаимоотношение поколений.

Задачи:

  • воспитание активной гражданственной позиции учащихся;
  • развитие патриотизма, чувства гордости у детей;
  • продолжать укреплять связи между школой и Советом ветеранов города.
  • вырабатывать навыки публичных выступлений, оценивать и анализировать информацию, личный взгляд на события

Танец 11А класс «В городском саду играет духовой оркестр…»

(Звучит песня «Священная война» в исполнении учащихся)

«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною.
С проклятою ордой!»

Ведущий 1. Стихи В. И. Лебедева-Кумача призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.

Ведущий 2 . 24 июня 1941 года их прочитал по радио актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты. Вот как описывает историю создания «Священной войны» бывший редактор «Красной звезды» Ортенберг:

Соловейчик стал обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал… Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом. Без каких-либо предисловий Соловейчик сказал ему:
- Василий Иванович, газете нужны стихи…
- Когда?
- Не позже завтрашнего утра.

Ведущий 1 Стихи немедленно пошли в набор. Можно ли было думать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с нею в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн.

Ведущий 2 Опубликованное газетами, звучавшее ежедневно по радио стихотворение Лебедева-Кумача не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А. В. Александров. Именно этой песне и суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового и незабываемого военного времени.

Ведущий 1. С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.

Ведущий 2 . До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны - 417.

Ведущий 1 . Самому старшему из них - Самуилу Росину - было 49 лет, самым младшим - Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому - едва исполнилось 20. Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучаться мыслями о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали, не дописав неровных строчек,

Не долюбив,

Не досказав,

Не доделав...

Ведущий 2. По словам Павла Антокольского, “война истоптала начавшую колоситься ниву русской поэзии”. Сегодня мы вспоминаем самых молодых из них. Среди них Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, Елена Ширман. Они “ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы”. Эти талантливые “мальчишки” рассказали в стихах о своём поколении. Всмотритесь в лица этих людей, запомните их имена.

Ведущий 1 Павел Давидович Коган. Активность отношения к жизни, к людям была чертой его характера. Весной 1941 года он отправился с геологической экспедицией в Армению, там и застала его война. Он возвратился в Москву, стремясь во что бы то ни стало попасть в действующую армию. Это удалось ему не сразу, так как по состоянию здоровья он не был годен к военной службе. После долгих хлопот он поступил на курсы военных переводчиков, затем был отправлен на фронт. Здесь он был назначен переводчиком, потом начальником штаба полка по разведке. Погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная под Новороссийском.

Чтец 1

Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя, мучаясь, горячась.

Мы были всякими. Но, мучась,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят,

И все-таки пробьемся мы!

Но людям Родины единой,

Едва ли им дано понять,

Какая иногда рутина

Вела нас жить и умирать.

И пусть я покажусь им узким

И их всесветность оскорблю,

Я - патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Чтоб дымный ветер на песках...

Ведущий 2 Николай Майоров писал много, но печатался редко, да и то, как правило, в университетской многотиражке. Он полюбил весомые слова, когда было ему около двадцати. А в двадцать три его уже не стало. Летом 1941 года Николай Майоров вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.8 февраля 1942 года Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине. Он успел сделать сравнительно немного: его литературное наследство - это сто страниц, три тысячи машинописных строк.. Все в его жизни осталось незавершенным, кроме нее самой. Но стихи его, сработанные для дальнего полета, продолжают свой рейс: у них сильные крылья - такие, как он хотел.

Чтец 2

Нам не дано спокойно сгнить в могиле -

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,-

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Ведущий 1 В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты "Молот" Елена Ширман выехала в один из районов области. В станице Ремонтной она была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла. Немцы люто ее ненавидели и наконец смогли дать волю своей звериной злобе. На ее глазах гитлеровцы расстреляли отца и мать, приказали ей самой вырыть им могилу. На следующий день поэтессу повели на казнь.

С нее сорвали одежду, заставили рыть могилу теперь уже себе. Так оборвалась жизнь этой удивительной, талантливой поэтессы - Елены Ширман.

Чтец 3

Прости, не знаю, как тебя зовут,
Мой друг далекий, раненый боец.
Пишу тебе от множества сердец,
Что в лад с тобою бьются и живут.

Ты видишь?
Вся огромная страна
Склонилась, как заботливая мать;
Чтобы тебя от смерти отстоять,
Ни днем, ни ночью не уснет она.

Ты слышишь?
Весь бесчисленный народ
Единой грудью за тебя встает,
Чтоб сделать наши нивы и луга
Могилой для проклятого врага:

Мой друг далекий,
ты меня прости,
Коль нужных слов я не смогла найти, -
Ты кровь пролил за родину в бою:
Мой кровный брат,
прими же кровь мою!

(Песню «Землянка» исполняют учащиеся)

Ведущий 2 Поэт Сурков Алексей Александрович вспоминает : «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»
А между тем этой песне суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны».Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной.

Ведущий 1 27 ноября 1941 года фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка от батальонов. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…

После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» – песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны…»

Ведущий 2 Владислав Занадворов не дожил до Победы. В годы войны он был призван в армию и отправлен на Сталинградский фронт, где и погиб 28 ноября 1942 года. Похоронен в братской могиле в станице Чернышевской.

Чтец 4

Ты знаешь сынок, что такое война?
Это вовсе не дымное поле сраженья.
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выражение.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок.
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок:
Это – кровью омытые письма мои
Что написаны криво на ложе винтовок
Это в жизни короткой последний рассвет.
Над изрытой землей. И лишь как завершенье.
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Ведущий 1 Евгений Николаевич Березницкий в начале Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем. Осенью 1941 г. погиб в боях на Ельнинском направлении.

Чтец 5

За каждый колос, опавший

С твоих, отчизна, полей;

За каждый волос, упавший

С головок наших детей;

За стон от боли жестокой,

Слетающий с братских губ,

Отплатим мы око за око,

Отплатим мы зуб за зуб.

Не быть рабыней отчизне,

И нам рабами не жить!

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить!

Отсюда наше бесстрашье

Начало свое берет.

Священна ненависть наша,

Расплаты близок черед!

Нет краше, страна родная,

Счастье тебе служить,

Идем мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!

Ведущий 2. Однажды на фронте к Е. Долматовскому подошел молодой лейтенант и рассказал свою историю. Перед отправкой на передовую он встретил девушку, но встреча была столь короткой, что он не успел узнать ее имени. И вот лейтенант попросил написать об этом в надежде, что девушка услышит и отзовется Стихи были написаны, М.Фрадкин положил их на музыку. Так родилась песня «Случайный вальс». Девушка услышала песню, однако было уже поздно: в одном из боев наш герой погиб.

Ведущий 1 “Стихотворение это я написал почти с натуры, - рассказывает поэт. - Еще первой тяжелой военной зимой, находясь в войсках на рубеже России и Украины в районе Харькова и Белгорода, я заметил, что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не могут заглушить и отринуть все то, что принадлежит, казалось бы, лишь мирным временам и именуется лирикой.

(Песню «Случайный вальс» исполняют учащиеся)


Ведущий 1 Н.Майоров, В.Багрицкий, Е.Ширман, Е.Березницкий, В.Зпнадворнов, П.Коган только начали свой путь в литературе, а казненный фашистами в тюрьме Маобит Муса Джалиль перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии.

Ведущий 2. “Другу, который умеет читать по – татарски и прочтет эту тетрадку”. Это написал поэт Муса Джалиль, испытавший все ужасы фашистского концлагеря, не покорившийся страху сорока смертей, он был привезен в Берлин. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации и заключили в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останутся 115 стихотворений, написанных в заточении.

Чтец 6

Преграждая путь гремящим "тиграм",

Ждут в овраге пятеро солдат;

Разложив гранаты и бутылки,

Зорко за противником следят.

Вот один из гадов стальногрудых,

Остановленный, пройти не смог

И свалился набок у кювета,

К облакам задрав свой черный рог.

Рвутся "тигры", изрыгают пламя,

Все теснее их зловещий круг.

И средь пятерых солдат нашелся

Жалкий трус, он руки поднял вдруг.

Но сосед-боец, приятель прежний,

В спину штык ему тотчас вонзил.

Смерть прими от земляка, предатель,

Если ты заржавел и прогнил!

Бой закончен. Вражеские танки

Не смогли пробиться под огнем.

Пятеро солдат лежат в овраге,

Успокоившись последним сном.

И четыре алые гвоздики

Славные могилы осенят,

Но репейник вырастет на пятой,

Где схоронен трус, а не солдат.

Вы придите, девушки, к могилам,

Вырвите репей, что вырос там,

И отдайте всю любовь и ласку

Алым, незапятнанным цветам!

Ведущий 1. Человеколюбивая поэзия Джалиля - обвинение фашизму, его варварству, бесчеловечности. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.

Ведущий 2. Песня «Катюша» была написана задолго до войны, в 1938 году, однако стала любимой именно в годы военного лихолетья. Говорят, что именно из-за этой песни советские солдаты прозвали страшные для немцев машины реактивной артиллерии "катюшами". Во время войны у "Катюши" появился даже дополнительный куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

Стихи также неоднократно переписывались "по случаю", и песня посвящалась реальным Катюшам, воевавшим за Родину.

(Исполняется песня «Катюша»)

Ведущий 1: 24-летний старший сержант Григор Акопян, командир танка, погиб в 1944 году в боях за освобождение украинского города Шполы. Он был награжден двумя орденами Славы, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, двумя медалями "За отвагу". Ему посмертно присвоено звание "Почетный гражданин города Шполы".

Чтец 7

Мама, я еще вернусь с войны,

Мы, родная, встретимся с тобою,

Я прижмусь средь мирной тишины,

Как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь

Жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть

Добрыми словами и делами.

Верь мне, мама, - он придет, наш час,

Победим в войне святой и правой.

И одарит мир спасенный нас

И венцом немеркнущим, и славой!

Ведущий 2: Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.

Чтец 8

На улице полночь.

Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома - и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет.

Ведущий 1. Участник боев по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову. За день до своей героической гибели 25-летний Георгий Суворов написал чистейшие по чувству и высоко трагичные строки.

Чтец 9

Еще утрами черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день, - мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней, -

Свой добрый век мы прожили как люди -

И для людей.

Ведущий 1. Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:

Они уходили, твои одногодки,

Зубов не сжимая, судьбу не кляня.

А путь предстояло пройти не короткий:

От первого боя до вечного огня...

(Звучит песня "Красные маки" (музыка Ю. Антонова, слова Г. Поженяна) в исполнении учащегося)

Ведущий. На войне появляется плеяда молодых поэтов, они любили и ненавидели, сражались и погибали. В 41-м было им чуть больше, чем сегодня вам, ребята Им было отпущено очень мало времени, но они не требовали к себе жалости или снисхождения. «Нас не нужно жалеть», - писал о своих сверстниках поэт-фронтовик Семен Гудзенко («Мое поколение»):

Чтец10

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-

у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели

приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,

все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-

пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,

чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.

Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -

все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

Ведущий 2: Пусть в мире тишина,

Но мертвые в строю.

Не кончилась война

Для тех, кто пал в бою.

Чтец 11

Сегодня на трибуне мы - поэты,

Которые убиты на войне,

Обнявшие со стоном землю где-то

В своей ли, в зарубежной стороне.

Читают нас друзья-однополчане,

Сединами они убелены.

Но перед залом, замершим в молчанье,

Мы - парни, не пришедшие с войны.

Слепят "юпитеры", а нам неловко -

Мы в мокрой глине с головы до ног.

В окопной глине каска и винтовка,

В проклятой глине тощий вещмешок.

Простите, что ворвалось с нами пламя,

Что еле-еле видно нас в дыму,

И не считайте, будто перед нами

Вы вроде виноваты, - ни к чему.

Ах, ратный труд - опасная работа,

Не всех ведет счастливая звезда.

Всегда с войны домой приходит кто-то,

А кто-то не приходит никогда.

Вас только краем опалило пламя,

То пламя, что не пощадило нас.

Но если б поменялись мы местами,

То в этот вечер, в этот самый час,

Бледнея, с горлом, судорогой сжатым,

Губами, что вдруг сделались сухи,

Мы, чудом уцелевшие солдаты,

Читали б ваши юные стихи.

Ведущий 1 Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. "Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!" - сказал Юлиус Фучик. Мне хочется, чтобы эти слова вы отнесли ко всем погибшим поэтам, стихи которых помогли вам узнать что-то новое, помогли открыть для себя прекрасное и светлое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так малоуспевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.

Ведущий 2

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой

завоевано счастье, -

Пожалуйста,

помните!

(Звучит мелодия песни "Журавли" (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова).

Использованная литература.
1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. – М.: Современник, 1998.
2. Военно-патриотическое воспитание в школе / авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. 1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / сост. Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. – М.: Политиздат, 1990.
4. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – М.: Советская Россия, 1983.
5.
http://bigwar.msk.ru/ - Великая Отечественная война. Раздел «Песни Великой Отечественной войны»

6. http://www.otvoyna.ru/pesni.htm/ - Великая Отечественная война. Раздел «Музыка времен Великой Отечественной войны.