Демократическая форма власти. Что такое демократия простыми словами
17. Демократия и ее основные формы.
Демократия (от греч.demos– народ и сratos– власть: власть народа, народовластие).
В современном значении демократия – это прежде всего единство воли и силы народа, материализуемых во всех формах государственно-политической организации общества. Она характеризует состояние власти народа. выражаемое в конституционных основах, механизме и функциях государства, в жизнедеятельности других элементов политической системы общества, в статусе и образе жизни каждого гражданина, каждой личности. Это – власть всех и каждого, осуществляемая как непосредственно, так и через государственные и иные политические структуры.
Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражения мнения по этим вопросам. Институты (формы) непосредственной демократии:
- свободные выборы – форма реализации избирательного права путем участия в избирательной кампании;
- собрания (сход) граждан – форма непосредственной (прямой) демократии в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения;
- митинги – массовые собрания для обсуждения политических и других актуальных вопросов текущей жизни, в поддержку каких-либо требований, для выражения солидарности или протеста;
- демонстрации – выражение общественных настроений, требований, солидарности или протеста путем устройства массовых шествий, митингов и т.п.;
- пикетирование – выражение протеста против чего-либо (обычно перед правительственными учреждениями) в виде патрулирования;
- индивидуальные или коллективные обращения в гос.органы или органы местного самоуправления.
Представительная демократия – это участие народа в управлении государством, осуществление принадлежащей ему власти, через систему представительных выборных органов. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – народных депутатов. Ее назначение – способствование подконтрольности государства народу.
18. Снг: политические и правовые аспекты.
К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).
Алма-Атинская Декларация подписана 21 декабря 1991 года руководителями одиннадцати государств. В документе отмечена приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявлено, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Подтверждена приверженность сотрудничеству в создании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Государства - участники Содружества гарантировали, в соответствии со своими конституционными процедурами, выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.
Устав Содружества Независимых Государств принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом.
Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств утверждены Решением Совета глав государств 17 мая 1996 года. Решение подписали президенты всех государств - участников СНГ. Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, организацию их заседаний, а также процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.
Символика Содружества Независимых Государств. Главы государств 19 января 1996 года приняли Решение о Положении о флаге Содружества Независимых Государств и Решение о Положении об эмблеме Содружества Независимых Государств.
Выше приведенные документы являются основополагающими, декларирующими основные принципы Содружества. Более детально деятельность Содружества регламентируется огромным количеством подписанных соглашений, они также описывают и процедуры претворения договоренностей в жизнь.
Практически все Соглашение целиком и первый раздел и преамбула Устава СНГ называют принципы и цели в соответствии с которыми будет строиться Содружество. Устав раскрывает и дает более детальное толкование данных принципов:
Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.
Содружество намеревается действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов.
Содружество будет развивать сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия.
Содружество желает создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов.
Содружество стремится совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность.
Содружество отказывается от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права.
Целями Содружества являются:
Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
Сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Официальным место пребывания координирующих органов содружества является город Минск.
Высшим органом является Совет глав государств, который собирается на заседание раз в два года. Следующим по силе органом является Совет глав правительств. Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы, как на постоянной, так и на временной основе.
Существуют также органы, координирующие отдельные, особо важные сферы деятельности государств-членов. Это Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Совет командующих пограничными войсками.
Особым органом содружества является Координационно-консультативный комитет. Помимо координационных функций он также наделен исполнительными полномочиями. Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим органом.
Демократия – это термин который применяется к описанию политической системы управления государством, идее и концепции, основанной на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия «, переводится как «власть народа » и имеет Древнегреческое происхождение, ведь именно там сформировались и были реализованы основные идеи демократической концепции управления.
Что такое демократия простыми словами – краткое определение.
Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.
Узнав определения термина «демократия», закономерно возникают вопросы типа: «А как именно, народ управляет государством?» и «Какие существуют формы и способы демократического управления?».
В данный момент существует две основные концепции осуществления народной власти в демократическом обществе. Это: «Непосредственная демократия » и «Представительная демократия ».
Непосредственная (прямая) демократия.
Прямая демократия – это система при которой все решения принимаются непосредственно самим народом через его прямое волеизъявление. Данная процедура становится возможной благодаря проведению различных референдумов и опросов. К примеру, это может выглядеть следующим образом: В государстве «N», нужно принять закон о запрете употребления алкогольных напитков в определенное время. Для этого проводится референдум, на котором жители голосуют «За» или «Против» данного закона. Решение о том будет ли принят закон или нет, формируется исходя из того как проголосовало большинство граждан.
Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.
Проблемы прямой демократии.
К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.
Представительная (репрезентативная) демократия.
Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: , отставка правительства (чиновника), и тому подобное.
На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: , узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.
Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.
Переходя к данному относительно большому разделу, в первую очередь стоит перечислить основные моменты или так называемые «столпы» на которых базируется вся концепция демократии.
Основные столпы на которых базируется демократия:
- народа;
- Правительство формируется с согласия народа;
- Действует принцип большинства;
- Соблюдаются права меньшинств;
- Гарантируются основные права и свободы человека;
- Свободные и честные выборы;
- Равенство перед законом;
- Соблюдение правовых процедур;
- ограничения в отношении правительства (власти);
- Социальный, экономический и ;
- Ценности , сотрудничества и компромисса.
Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.
Из чего состоит демократия.
Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:
- Политическая система и система выборов;
- Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
- Защита прав граждан;
- Верховенство права (равенство перед законом).
Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.
Политическая система и система выборов.
- Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
- Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
- В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
- Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
- Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
- Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
- Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
- Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
- Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
- Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
- Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
- Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
- Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.
Активность граждан в политической и социальной жизни государства.
- Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
- Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
- Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
- Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
- Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
- Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
- В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
- Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
- Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.
Защита прав граждан.
- В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
- Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
- Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
- Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
- В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
- Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
- Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
- Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.
Верховенство права.
- В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
- Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
- Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
- Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
- Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
- Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
- Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
- Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
- Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.
Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.
- Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
- Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
- Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
- Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
- Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
- Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
- Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
- Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.
Итог.
В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:
«Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени.»
И судя по всему, он был прав.
Категории: , / / отДемократический режим можно охарактеризовать следующими признаками:
Суверенитет народа – признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.
Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров.
Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин – один голос.
Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.
Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.
Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).
Гарантия основных прав человека 1 .
Политический плюрализм (от лат. pluralie – множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.
Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы. Разрешение конфликтов мирным путем.
Исходя из вышеперечисленных основных принципов демократического режима необходимо подробно рассмотреть его характерные черты:
1) Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть – это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие – независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.
2) Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
3) При демократическом режиме на первый план наряду с плюрализмом выступает либерализм, который предусматривает расширение прав и свобод граждан.
Либерализм предполагает обеспечение демократических свобод и прав личности, ограничение вмешательства государства и общества в деятельность частных лиц, суверенных субъектов. Он ставит права и свободы человека выше национальных, классовых и религиозных интересов, ориентирован на сохранение механизма рыночного хозяйства, многопартийную систему, ограниченную регулирующую роль государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов.
4) функционирование политической системы при демократическом режиме государственного управления строится на основе разделения властей –законодательной, исполнительной и судебной. Эти органы власти как бы взаимоуравновешивают друг друга, и ни один из них не может узурпировать власть в государстве.
Демократическая система государственного управления предусматривает формирование основных органов государства путем свободных выборов – парламента, главы государства, органов местного самоуправления, автономных образований, субъектов федерации.
Взятые в комплексе разделение властей, система сдержек и противовесов, федеративные, партийные, общественные и информационные структуры в условиях гласности могут через механизмы государственной власти способствовать проведению, в рамках конституционной законности мирного конструктивного диалога различных политических сил, созданию политической стабильности в обществе.
5) Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на «содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов». Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это, прежде всего, демократический политический режим и политико-правовая культура.
6) Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.
7) В любом, даже самом либеральном обществе имеются силовые органы – это армия, органы внутренних дел, полиция, разведка, контрразведка, органы госбезопасности. Наличие и полномочия этого разветвленного и многообразного аппарата принуждения и насилия закреплены в конституциях и специальных законах. На случаи необходимости подавления массовых выступлений во многих странах имеются законы о чрезвычайном положении, комендантском часе, президентском правлении, которые приводят к временному ограничению прав и свобод граждан.
8) Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли). Но для того, чтобы этот аппарат не встал над народом и его представителями, не стал бюрократией в нашем понимании, необходима продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью, и система его ответственности. В развитых демократических странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система комплектования государственной службы и др.). Опыт, правда, показывает, что и в этих странах не такой уж редкостью является бюрократические извращения (служебные злоупотребления, неэффективность и пр.), однако, общество и человек обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.
Что же касается «социалистических» и развивающихся стран, то там засилье бюрократизма в самом отрицательном смысле слова – повсеместное явление, хотя и в конституциях и законах можно встретить немало направленных против этого положений. Они, однако, бездействуют или малоэффективны в силу упомянутых факторов – авторитарного или тоталитарного политического режима и низкого уровня политико-правовой культуры общества.
9) Демократический режим может успешно функционировать лишь при наличии определенного уровня политической культуры. Это означает, что все граждане соблюдают единые для всех нормы (правовые, конституционные) с учетом тех или иных традиций, присущих данной стране. От уровня и типа политической культуры во многом зависят характер власти, ее формы, отношение к рядовым гражданам, способы насилия и подавления, применяемые в чрезвычайных ситуациях. В структуре политической культуры выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы. Так, например, поведенческий элемент политической культуры в условиях демократического режима предполагает осознанное участие граждан в политической жизни страны: при обсуждении проектов государственных документов и актов; при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и ряде других кампаний общественно-политической деятельности.
Политическая система, дающая гражданам право участвовать в процессе принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы управления.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ДЕМОКРАТИЯ
DEMOCRACY) В древнегреческом обществе демократия означала правление, осуществляемое гражданами, в отличие от правления тирана или аристократии. В современных демократических системах граждане не правят непосредственно, обычно они избирают своих представителей в парламент посредством конкурентной партийной системы. Демократия в этом смысле часто связывается с защитой индивидуальных свобод от вмешательства со стороны государства. В истории социологических исследований демократии выделяется несколько стадий. Многие концепции демократии, разработанные в XIX в., такие, как концепция А. де Токвиля, сосредоточивались на социальных последствиях предоставления традиционно подчиненным группам возможности большего политического участия - эта тема впоследствии разрабатывалась теоретиками массового общества. В более поздних работах изучалась связь социального развития и парламентской демократии. Исследователи пытались связать демократию со степенью индустриализации, уровнем достижений в сфере образования и величиной национального богатства. При этом отмечалось, что демократия естественным путем поддерживается более высоким уровнем индустриального развития, обеспечивающим более широкое участие населения в политике. Другие подходы сосредоточивались на вопросе о том, каким образом демократия в профсоюзах может вести к бюрократии, а также на взаимосвязи демократии и гражданства. В настоящее время ведется полемика о том, действительно ли современные демократии представляют интересы их граждан или защищают индивидуальные свободы. Некоторые теоретики государства утверждают, что демократы служат только интересам элиты или капиталистического класса. См. также: Ассоциативная демократия; Голосование; Гражданство; Добровольные организации; Индустриальная демократия; Капитализм; Михельс; Политические партии; Политическое участие; Элита. Лит.: Dahl (1989); Pierson (1996)
Отличное определение
Неполное определение ↓
Смысл политики - обеспечить стабильность и одновременно развитие общества. Западные политологи выдвигают два условия социальной стабильности:
1. Обеспечение социальной мобильности (вертикальной и горизонтальной).
2. Демократизация общественной жизни.
Термин «демократия» имеет греческое происхождение и означает «власть народа». Существуют четыре понимания термина «демократия»:
1. Первое и основополагающее значение термина «демократия» используется для характеристики типа государства и политической системы в целом.
2. Во втором значении «демократия» трактуется более широко как форма устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, выборности, решения по большинству. В этом смысле говорят о партийной, производственной, профсоюзной и даже семейной демократии.
3. Демократия может рассматриваться как идеал общественного устройства, основанный на ценностях свободы, равноправия, уважения прав человека и меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, политическом плюрализме и политической терпимости.
4. Наконец, демократия как мировоззренческий идеал, превращаясь в цели деятельности людей, дает начало определенному социально-политическому движению. Это движение, первоначально возникшее под флагом борьбы с абсолютизмом за либеральные ценности, ныне имеет широкой диапазон целей и круг участников. Современные демократические движения включают в себя коммунистов, социал-демократов, либералов, христианских демократов, экологистов и другие движения, основанных на демократических началах.
Мы ведем речь о демократии в первом смысловом значении как типе государства, при котором политическая система и политический режим построены на принципах свободы и равенства. Все граждане обладают равными правами на власть. Этим демократия отличается от монархии (власть у одного лица) и от аристократии (власть осуществляется группой лиц) и от олигархии (власть осуществляется небольшой группой богатых людей).
Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм: первобытно-общинная и родоплеменная; античная; феодально-сословная (и в частности, вечевая демократия раннего средневековья; сословно-представительная демократия городских коммун и республик Италии, Франции, Новгорода); буржуазная демократия и социалистическая.
В современной политической науке под демократией понимается форма государственного устройства, политический режим, при котором народ служит источником и субъектом государственной власти.
Классическим образцом античной демократии считаются Афины 5 века до н.э. Демократия в то время представляла собой возможность принятия главных решений большинством свободных граждан полиса (города-государства); занятие должностей по жребию; и периодические отчеты должностных лиц. Участвовали в политической жизни города только свободные граждане. Женщины, рабы и приезжие были вне политики и власти. Кроме того, Афины не знали идеи автономной личности с защищенными от произвола большинства правами и свободами, лежащей в основе современной демократии.
Демократия как власть народа выступает скорее как нормативный идеал, привлекательная утопия, чем характеристика реальных демократических государств. В действительности реальная демократия нигде в мире не является «правлением народа, избранным народом и для народа» (А.Линкольн). Дело в том, что это понятие содержит в себе внутреннее противоречие. Суть его состоит в том, что власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит отрицание политического господства, специального аппарата принуждения и других атрибутов государства, одной из форм которого и является реальная демократия. Иными словами, подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства. Отмирание государства, и замена его общественным самоуправлением (согласно марксистскому учению) представляется в обозримом будущем нереальным, учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов, а также необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения.
Признаки демократии
Итак, реальная демократия представляет собой форму, разновидность государства и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Несмотря на глубокие различия между современными демократическими государствами и существовавшими когда-то в прошлом существуют некоторые общие признаки (принципы) демократии:
Народовластие или признание народа высшим источником власти и носителем суверенитета. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
Выборность основных органов государства;
Равноправие граждан (правда, только формально - юридическое, и прежде всего равенство избирательных прав);
Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении.
Современные демократии, основанные на ценностях либерализма, дополняют их также принципами:
Прав человека, их приоритета над правами государства;
Конституционного ограничения власти большинства над меньшинством, уважения права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
Разделения властей, при котором различные ветви государственной власти независимы, контролируют и уравновешивают друг друга, препятствуют установлению диктатуры;
Политического плюрализма, заключающегося в наличии различных автономных социально-политических партий, движений и групп, находящихся в свободной конкуренции в борьбе за власть.