Что такое правовой человек. Смотреть что такое "Права человека" в других словарях

понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сфере.

П.Ч. являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно определяют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.

Свободная и полноценная реализация П.Ч. – один из основных признаков гражданского общества и правового государства.

В международном праве П.Ч. придается естественный и неотчуждаемый характер, они трактуются как основные недарованные, присущие от рождения.

Основные П.Ч. в действительности имеют культурно-историческую природу, закрепляют достигнутый уровень развития культуры и цивилизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула “Люди рождаются свободными и равными” подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым, сколь угодно демократичным голосованием. “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (Конституция Российской Федерации. Ст. 17). Нередко вместо понятия “П.ч.” используется близкое ему по смыслу понятие “свободы человека”.

С т.зр. юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод человека, а также системы их защиты и механизма их реализации между ними трудно провести четкую границу. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948, употребляется даже формула “право на свободу” (“Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...”).

Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др. В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную неприкосновенность, свободу от жестокостей; право на неприкосновенность личной и семейной жизни; право на свободное передвижение; право на гражданство; право на защиту со стороны закона. Политические права включают: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении делами государства. В числе экономических прав: право собственности; право на труд и отдых. Социальные права включают: право на семейную жизнь, право на достаточный жизненный уровень. В культурные права входят: право на образование; право на участие в культурной жизни. Перечисленные П.ч. не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, его конституции. Существуют международные ин-ты защиты П.ч.

Понятие “П.ч.” является одним из центральных в социальных науках. Оно уходит своими идейными корнями в антич. философию и христианство, но начало утверждаться в социальной жизни только в 17- 18 вв., в период формирования капитализма.

Достаточно полная реализация П.ч. возможна только в развитом капиталистическом обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим П.ч., присоединилось подавляющее большинство современных государств, во многих из них провозглашаемые права остаются чистой декларацией. Попытка воплотить их в жизнь в странах, явственно тяготеющих к коллективистической форме социального устройства, неизбежно приводит к серьезным осложнениям. Идея “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” представляет собой постулат лишь индустриального индивидуалистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуальная свобода как данность не совместима с основными ценностями индустриального коллективистического (и, в частности, тоталитарного) общества, в числе которых не может быть автономии личности и связанных с нею индивидуальных прав и свобод. Характерно, что когда в 1960-е гг. коммунистическая Россия присоединилась к международным актам о П.ч., сами эти акты не публикова-

лись официально внутри страны. Борьба диссидентов за П.ч., разворачивавшаяся в 1965-1985, стала борьбой только за те права, которые уже были закреплены законами Советского Союза. Эта борьба являлась открытой, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей. И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.

Источник прав и свобод иногда усматривается в достоинстве человека. Как говорил Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы - значит отказаться от своего человеческого достоинства, от Пл., даже от обязанностей. Достоинство как предпосылка П.ч. является не моральным, присущим одним людям и отсутствующим у других, а универсальным социальным достоинством. Ссылка на достоинство, свойственное каждому человеку, представляет собой, однако, только первое приближение к объяснению П.ч. В разных обществах люди, обладающие по своей природе одинаковым достоинством, могут иметь очень разные права.

Обоснование П.ч. исходит из истолкования природы человека, или его сущности. Многообразные подходы к последней проблеме можно разделить на два типа, противопоставляя друг другу социологическое и антропологическое истолкование человека. Суть первого хорошо передает формула К. Маркса: человек есть совокупность общественных отношений. При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим ин-там, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от него”. Социологическое истолкование обычно противопоставляет антропологическому понятию природы человека социологическое понятие его сущности. Предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и перестала быть действующим фактором человеческой истории. Антропологическое истолкование, напротив, говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ходе нее, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь,

в существенной мере определяемая его собственными выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, культурной антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и непредопределенность, многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного Другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку сам определяет многие обстоятельства своей жизни. Только будучи свободным, человек является вменяемым и ответственным.

Социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь отражением социальных отношений, не способен иметь естественных, или природных, неотчуждаемых прав: только общество наделяет человека правами; никаких прав, принадлежащих ему от рождения, уже в силу того, что он человек, у него не может быть. Естественные права могут быть свойственны только антропологически понимаемому человеку.

Для коллективистического общества и его теоретиков характерен явный приоритет социологического человека над антропологическим; индивидуалистическое же общество отдает явное предпочтение антропологическому истолкованию человека. Соответственно, коллективистическое общество весьма неохотно говорит о П.ч., в то время как для индивидуалистического общества соблюдение этих прав является одной из основных его ценностей.

Понятие П.ч. плохо совместимо с идеей неограниченного государственного суверенитета. Нарушение П.ч. не является внутренним делом государства и допускает вмешательство со стороны других государстве целью восстановления данных прав. Такое вмешательство обычно носит характер политического и экономического давления, но может принимать и форму вооруженного конфликта. Суверенитет государства, в котором нарушаются П.ч., при этом оказывается существенно ограниченным.

О Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948; Азаров А.Я. Права человека. М., 1995; Панарин А.С. Философия политики. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 2000.

Отличное определение

Неполное определение ↓

права для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, национальности и или религиозной принадлежности.

В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического и проч. устройства. В рамках теории «позитивного права» права человека возникают только в государстве, фиксируются, записываются и отражаются законах, моральных, нравственных, религиозных, культурных нормах.

Представления о правах человека складывались в глубокой древности. По необходимости они обеспечивались суровыми, нередко карательными мерами тогдашних обществ и, как правило, облекались в форму императивов - соблюдение религиозных табу, поклонение властителю или вовсе его обожествление. Вместе с тем, уже в первых письменных памятниках юридической мысли были основательно прописаны многие права человека, до сих пор считающиеся базовыми: право на жизнь, право на защиту собственности («Законы Хаммурапи», римские «Законы двенадцати таблиц» и Кодекс Юстиниана, германские «варварские правды» и «Русская правда» Ярослава Мудрого и пр.).

Мощный толчок в осознании человеком своих прав произошел в античное время, в Греции и Риме. Возникло понимание того, что гражданина полиса и его общину связывают некие взаимные обязательства, зафиксированные в правовых установках.

Представления о правах человека обусловлены как историческими обстоятельствами, так и национальным характером. В Китае, например, долгие столетия были убеждены, что законы вообще не следует доводить до народа, чтобы не возбудить у него чувство обладания правами. Во взаимоотношениях древнего народа Израиля (а позднее - христиан) и Рима выкристаллизовалась норма о «свободе совести» - праве человека молиться своему Богу, а не тому, который чтится официальным государством, гражданином или гостем которого на данный момент человек является.

Истоки современных представлений о правах человека, до сих пор определяющих отношения между государствами и, во многом, облик нынешней цивилизации, восходят к XVII–XVIII вв.

Основы буржуазного права были заложены в ходе буржуазных революций в Англии, ее североамериканских колониях и Франции. Оно базировалось на идеях Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка о «естественном праве», вытекающем из природной сущности человека.

Представления о неотчуждаемых правах человека - свободы исповедовать любые политические взгляды и религиозные убеждения, обладать и распоряжаться собственностью, равенство всех перед законом и другие - оформились в нормы социального поведения и, подкрепленные концепцией «общественного договора», легли в основу нынешнего «правового государства».

Разумеется, процесс развития правосознания не прекращается и по сей день. Еще в XIX в. в самых развитых демократиях мира - США, британской и французской колониальных империях - существовало рабовладение, женщины в большинстве европейских стран были лишены избирательного права вплоть до начала XX в., существовал имущественный ценз.

Две страшные мировые войны потребовали от человечества введения в мировое право таких понятий как «преступления против человечности», ответственность за геноцид и этноцид.

В значительной мере именно СССР серьезно изменил представление в мире о правах человека. По примеру СССР в законодательствах разных стран был отменен имущественный ценз, предоставлены права женщинам. Только в 1960-е гг. в США официально прекратилась дискриминация негров.

СССР требовал расширения прав человека за счет гарантированного права на труд, на бесплатное образование, бесплатную охрану здоровья, на гарантированную пенсию.

Право на свободу слова и свободу собраний рассматривалось правительством СССР как право на демагогию, как второстепенное для человека. Поэтому во время холодной войны СССР и США взаимно обвиняли друг друга в нарушении прав человека и предъявляли свои доказательства: одни показывали всеобщую занятость, гарантированное жилье, бесплатную медицину и образование, другие демонстрировали свободную прессу, суды присяжных, митинги против правительства в доказательство большей свободы народа.

Стремительный научно-технический прогресс заставил мировую общественность по-иному взглянуть на свободу слова: бурный рост количества пользователей интернета радикально меняет сложившиеся представления о пределах этого краеугольного принципа современной демократии.

В условиях всплеска активности международного терроризма в ревизии нуждается и право на ношение оружие, зафиксированное в качестве одной из основополагающих поправок к американской Конституции.

Деятельность деструктивных, тоталитарных сект и экстремистских организаций заставляет более серьезно задуматься о границах толерантности в отношении вероисповедания. Право человека на свободу частной жизни нередко вступает в противоречие с интересами окружающих, когда его поведение начинает носить девиантный характер (однополые браки, случаи усыновления детей представителями сексуальных меньшинств, легализация «легких» наркотиков, пропаганда «безопасного секса» среди младших школьников и т. п.).

Основополагающие нормы международного права, обозначающие основные права и свободы, зафиксированы в Уставе ООН, международных документах о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и нашли отражение в конституциях практически всех стран мирового сообщества.

Однако нередко борьба за соблюдение прав человека используется в качестве инструмента политического и военного давления. Под предлогом установления демократии США осуществили варварскую бомбардировку Югославии в 1999 г., оккупировали Ирак в 2003 г. и вторглись в Афганистан. Агрессия обернулась десятками тысяч жертв, когда ни в чем не повинных мирных жителей «во имя защиты прав человека» лишали главнейших прав - на жизнь, на неприкосновенность жилья, на охрану здоровья, вводили жесточайшую цензуру, зверски пытали.

Под лозунгами защиты прав человека в ряде государств, в т. ч. на территории бывшего Советского Союза, были осуществлены антиконституционные перевороты (в Российской Федерации - в 1991 и 1993 гг., в Грузии - в 2003 г., на Украине - в 2004 г., в Киргизии - в 2005 г.).

Правозащитное движение в Советском Союзе не носило массового характера и имело узкую социальную базу. Диссиденты сосредоточивали активность главным образом на борьбе за возможность открыто высказывать свою точку зрения, не совпадающую с официальной, и публиковали свои материалы в «самиздате» и «тамиздате» - за рубежом. Они сознательно шли на нарушение действующих советских законов. Многие из них были подвергнуты репрессиям, высланы из страны (А. Солженицын), отправлены в ссылку (А. Сахаров), посажены в исправительно-трудовые колонии и психиатрические лечебницы.

Нынешняя немногочисленная российская «демократическая» оппозиция, возглавляемая теми, кто виновен в массовом нарушении прав граждан Российской Федерации в 1990-е гг., пытается обвинить нынешнюю кремлевскую власть в нарушении основополагающих принципов международного права. При этом значительная часть противников нынешнего политического курса получает серьезную финансовую, политическую, организационную поддержку от западных стран.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Под правами человека подразумеваются ряд правил поведения, с помощью которых государство обеспечивает защиту чести, достоинства и свободы гражданина, вне зависимости от его этнической принадлежности, национальности, пола, вероисповедания, языка и цвета кожи.

Права человека необходимы для полноценной жизни – они гарантированы каждому индивиду, исключая дискриминацию в любом ее проявлении. В любом цивилизованном государстве права и свободы человека и гражданина гарантируются, как того требуют общепризнанные принципы и нормы, а также Конституция. Каждый человек может рассчитывать:

Что такое права человека

На признание прав и свобод, как высшую ценность, принадлежащую человеку с рождения, вне зависимости от идеологии , которой следует общество;

На равенство мужчины и женщины;

На соблюдение общепризнанных международных норм, даже в ущерб законам государства;

На запрет на применение прав и свобод в качестве инструмента пропаганды насилия и разжигания ненависти в любом ее проявлении.

Права, гарантированные каждому. Классификация прав человека

Все права человека взаимосвязаны и взаимозависимы – это единое целое. Помимо личных прав и свобод отдельно взятого человека, на сегодняшний день общепризнанными являются коллективные права, среди которых: права на мир, права на всеобщую безопасность, права на незагрязненную окружающую среду.


Если в соблюдении одного права присутствует прогресс, он неизменно способствует прогрессу в сохранении других прав. Данная закономерность работает и в обратном порядке, т. е. несоблюдение одного права отрицательно сказывается на других правах и свободах личности и общества.

В современном мире права человека можно разделить на пять основных групп:

1. Личные права – должны обеспечивать каждому индивиду, являющемуся членом гражданского общества, сохранение автономности и относительной свободы. Перечень личных прав включает также право на жизнь, за исключением смертной казни в ряде государств за особо тяжкие преступления. В числе остальных, но не менее важных прав и свобод: право на личную неприкосновенность, свободу передвижения и неприкосновенность частной жизни.


2. Политические права – это права и свободы граждан, обеспечивающие их участие в политической жизнедеятельности общества. В современных государствах созданы условия, позволяющие каждому человеку в полной мере использовать свои политические права, среди которых: право вступить в партию , защищать свои интересы посредством вступления в союзы, проводить общественные мероприятия (митинги, собрания и демонстрации).


3. Экономические права – это особая группа основных прав, которая создает предпосылки для реализации иных прав и свобод, включая личные, политические социальные и культурные права при условии, что они гарантированы государством. Одним из важнейших экономических прав является право частной собственности на различные виды имущества.

4. Социальные права должны обеспечивать индивиду достойные по современным критериям уровень жизни и социальную защищенность. Будучи гражданином цивилизованного государства, каждый человек может рассчитывать на социальное обеспечение, право на жилище и отдых, право на защиту детства и охрану здоровья.

Жалоба в Европейский Суд по правам человека

5. Культурные права, как и остальные перечисленные группы, тесно связаны с экономическими правами и обеспечивают развитие индивида на духовном уровне. К этой группе относятся права на образование, участие в культурной жизнедеятельности общества и доступ к культурным ценностям.

Гарантии и защита прав человека

Все права и свободы человека, которые перечислены в основном законе – Конституции, будь-то естественные права или возникшие в процессе развития общества, должны гарантироваться на государственном и международном уровне. Так, гарантии существования прав человека подразделяют на:

Экономические гарантии, задача которых заключается в сохранении стабильной и эффективной национальной экономики и материальной обеспеченности.


Политические гарантии обеспечивают беспрепятственное волеизъявление граждан в виде многопартийности, свободного посещения выборов и ответственности перед избирателями.

Юридические гарантии – это обеспечение эффективной деятельности правоохранительных и юридических инстанций, с помощью которых каждый член общества способен защитить права , гарантированные государством.

Обязанности человека, как члена общества

Признавая права каждого человека, общество ожидает также выполнение ряда определенных обязательств. В международном праве четко изложены основные обязательства, касающиеся любого члена современного общества:


Уважение прав человека и воздержание от ограничения этих прав;
забота о детях;
забота о нетрудоспособных родителях;
сохранение окружающей среды;
уплата законно установленных налогов.

Права и свободы человека Конституция РФ

Редакция сайт напоминает, что согласно общепринятым нормативам, предоставление прав и возложение обязательств в полном объеме ожидает каждого гражданина государства по достижению совершеннолетнего возраста.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Введение.

Возникновение понятия “права человека”, т.е. осознание этой проблемы, как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V-VI вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и др. мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах конституции США (1791г.). непреходящее значение имеет французская Декларация прав и свобод человека и гражданина (1789г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию) до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948г.) Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод играет Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека, выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991г.) и Конституции РФ (1993г.) .

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не дарует права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от него индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Основные права и свободы человека – основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев и классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности.

Понятие прав человека.

В структуре прав человека главным выступает фундаментальное качество – достоинство: признание за человеком ценности как существа, наделенного разумом, волей и чувствами, независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие.

Человеческое достоинство превыше всего – абсолютно, не имеет степеней, принадлежит каждому и выражает абсолютную ценность и самоценность личности. Это высшее человеческое свойство, принадлежащее индивиду от рождения, - источник конституирования всех прав, которые призваны проявлять его и одновременно служить средством защиты, борьбы за него.

Ключевым правом человека в данном двуедином требовании предстает прирожденное, неизменное и неотчуждаемое право на свободу и равенство (именно в неразрывности, взаимосвязи между собой), являющееся квинтэссенцией достоинство, которое должно соблюдаться всегда, в первую очередь законодателем, потому что свобода и равенство, взятые порознь и реализуемые независимо друг от друга, не ведут к тождеству справедливости, а значит и тождеству человеческих прав.

Права человека опираются на принцип равного достоинства всех людей. Принадлежат каждому представителю человеческого рода, право на уважение его достоинства предполагает, что всякий должен чтить достоинство другого и всякий вправе рассчитывать на уважение своего достоинства со стороны общества.

Во взаимосвязях личности и общества достоинство имеет и нравственный аспект. С одной стороны, в нем проявляется чувство ответственности индивида, самооценка своей значимости, взаимоотношений со структурами общества и с другими людьми. С другой, - в нем же обнаруживается признание обществом и индивидами ценности и неповторимости каждого конкретного человека.

Все права и свободы складываются в систему прав человека – единое целое, состоящее, из взаимосвязанных прав первого, второго и третьего поколений. Система прав человека совместно с механизмами их гарантий имеют всемирное значение для человека, так как предстают средством защиты, предупреждений и преодоления глобальных угроз, создающих опасность его существованию.

Права человека делятся на основные, (конституционные) и остальные. Основные на уровне конституций и главных международных документов о правах человека закрепляют гуманистические идеалы общества, ограничивают власть и защищают человека от ее произвола. В принципе, конституция и существует для того, чтобы защищать человека.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова "каждый имеет право на...", "никто не может быть лишен...", "все". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеют право". Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Классификация прав и свобод.

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы:

политические;

экономические, социальные и культурные.

В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.

Личные права и свободы.

Эти права и свободы, также именуемые гражданскими, составляют основу, базу правового статуса человека. Большинство из них носит абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемы, но и не подлежащие ограничению. Далее я перечислю основные политические права и свободы.

1. Право на жизнь.

Данное право закреплено всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть в произвольном порядке лишен жизни. В Конституции РФ данное право закреплено в ст.20:

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрению его дела судом с участием присяжных заседателей.

Данное право налагает ряд обязанностей на государство. Прежде всего оно предполагает проведение государством миролюбивой политики, исключающей конфликты и войны. В мирных условиях гарантия данного права не сводится к запрещению убийства, государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, особенно с террористическими акциями. Также гарантиями этого права служат системы здравоохранения, охраны от несчастных случаев на производстве, профилактики дорожно-транспортных происшествий, пожарной безопасности и др.

2. Достоинства личности.

Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства. В Конституции РФ данная норма закреплена в ст.21, которая обладает абсолютным принципом:

1.Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2.Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным, или иным опытам.

Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Права и свободы человека мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом.

Права и свободы человека в России классифицируются по трем главным основаниям:

Политические;

Социальные, экономические и культурные.

    Личные права определяют статус личности в РФ, то есть человека одновременно как биологического существа (жизнь, здоровье и др.) и наделенного разумом, чувствами, способностями, имеющего свои интересы и живущего в обществе.

    Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества.

    Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе и создают условия его нормальной жизнедеятельности.

1) Основными называются права и свободы, которые закреплены в конституции. Данные права не могут быть изменены или отменены, кроме случая принятия новой конституции. Запрещено издавать нормативные акты, умаляющие данные права.

Невнесение каких-либо прав и свобод в текст конституции не означает отсутствия данных прав и свобод.

В Российской Федерации за человеком признаются все возможные права и свободы, то есть все то, что не запрещено законом

К основным правам и свободам в России относятся личные права:

На жизнь;

На достоинство;

На свободу и личную неприкосновенность;

На свободное определение национальности и языка;

На свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;

Выезда из РФ и возвращения в РФ;

Свободы совести и вероисповедания;

На неприкосновенность частной жизни;

На неприкосновенность жилища;

На тайну (и свободу) переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

Свободы информации;

Свободы мысли и слова.

Основные политические права в РФ составляют:

Право на объединение;

Право на публичное выражение своего мнения (митинги, шествия, пикеты, демонстрации);

Право участвовать в управлении делами государства;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

Право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Спецификой политических прав является то, что некоторые из них (право участвовать в управлении делами государства, избирательное право) могут принадлежать только гражданам Российской Федерации. Избирательное право гражданин Российской Федерации приобретает с 18 лет.

Пассивное избирательное право (для занятия некоторых должностей) наступает с более позднего возраста:

    21 год для избрания депутатом Государственной Думы;

    30 лет для избрания главой субъекта РФ;

    35 лет для избрания Президентом РФ.

И активное, и пассивное избирательное право может быть ограничено только в двух случаях:

Признания лица решением суда недееспособным;

Лишения свободы по приговору суда.

Основными экономическими правами человека в РФ являются:

Право частной собственности (в том числе на землю);

Право на предпринимательскую деятельность;

Право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции;

Запрет отчуждения имущества без соответствующего решения суда. Право частной собственности подразумевает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, включая средства производства.

Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли.

В Российской Федерации запрещена недобросовестная конкуренция (договоры об устранении субъекта с рынка, соглашения о поддержании цен и др.), а также монополистическая деятельность (за исключением естественных монополий газовая промышленность, железные дороги, производство алкоголя и т. д.).

В Российской Федерации человек может быть лишен своего имущества только по решению суда. (Это касается и случаев правомерной потери имущества, например при невыполнении обязательств, обеспеченных залогом.)

Разновидностью экономических прав считаются трудовые права, которые регламентируют статус человека как участника трудовых отношений (как правило, в качестве наемного работника).

Трудовые права включают в себя:

Право на минимальный размер оплаты труда;

Право на защиту от безработицы;

Право на безопасные и гигиеничные условия труда;

Право на индивидуальные и коллективные споры;

Право на забастовку;

Право на отдых.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать (в том числе материально) слабозащищенные категории граждан инвалидов, сирот, пенсионеров, матерей с малолетними детьми и т. д.

К ним относятся:

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

Право на жилище (в том числе бесплатное);

Право на благоприятную окружающую среду;

Право на пенсионное обеспечение;

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях, установленных законом.

Права человека в области культуры и образования включают в себя:

Право на образование (в том числе бесплатное);

Право на участие в культурной жизни;

Право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

    право на свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания;

Право на охрану интеллектуальной собственности.

Особой разновидностью основных прав человека являются права в области правосудия (права по защите прав).

В России это:

Равенство всех перед судом и законом;

Право на судебную защиту;

Право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;

Право на обжалование действий и решений государственных органов;

Право на юридическую помощь;

Презумпция невиновности;

Право не свидетельствовать против себя и близких родственников;

Право на возмещение вреда, вызванного незаконным осуждением.

Классификация прав и свобод человека

Рассмотрим классификацию прав человека.

Права человека в современной трактовке различаются:

    по времени возникновения (поколения прав человека);

    сферам активности (личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы).

    По времени возникновения выделяют три поколения прав человека.

Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма - это личные (гражданские) права, которые олицетворили индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего данные права.

Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование. Значимую роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права. Эго нашло отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссии по поводу их природы, общепризнанными являются коллективные права (права солидарности) - на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых нрав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Взаимодействие прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права не должны ушемлять права индивида.

Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

личные (гражданские);

политические;

социально-экономические, культурные.