Ответственность за неоплату платной дороге. Водителей будут штрафовать за бесплатный проезд по

С каждым годом на просторах России появляется все больше платных дорог. В Кодекс об административных правонарушениях только планируют в скором времени ввести статью, предусматривающую за бесплатный проезд по платной дороге.

Но на некоторых автодорогах уже штрафуют водителей, пытающихся бесплатно проехать по платным магистралям. В этой публикации мы проанализируем все нюансы этого вопроса.

Минтранс РФ совместно с государственной компанией «Автодор» разработали проект закона об эксплуатации платных автодорог по системе Free Flow, предусматривающей отсутствие шлагбаумов перед въездом на дорогу, за езду по которой взымают плату.

Мнение эксперта

Наталья Алексеевна

В этот закон введена статья про админответственность за нарушение правил оплаты проезда по автомобильной дороге, относящейся к категории платных.

Как наказывается неоплата на платной дороге в Беларуси.

Планируется нарушения , работающие в автоматическом режиме, установленные в достаточном количестве при въезде на платные трассы.

Затем по полученным материалам видеосъемки будут составляться постановления об административных нарушениях и по почте направляться правонарушителям.

Автолюбителей-зайцев предлагают сразу штрафовать на 5 000 рублей. Такое довольно строгое наказание, направлено на стимулирование автомобилистов к оплате проезда по платной трассе без применения шлагбаумов. Введение системы Free Flow позволяет не создавать при въезде на платные автомагистрали заторов.

Действующие реалии

На сегодняшний день, до момента внесения автомобилистом средств за проезд, на специально оборудованном пропускном пункте шлагбаум находится в закрытом положении.

На всех магистральных пунктах действуют 2 способа оплаты:

  1. Контактный способ. Водитель передает оператору наличные деньги либо проводит безналичную оплату проезда по автомагистрали.
  2. Бесконтактный способ, предусматривающий, что на машине установлен транспондер, позволяющий оплачивать проезд в электронном режиме.

Тарифы на трассе М4 Дон.

Транспондеры – это автономное оборудование, которое выглядит, как небольшая коробочка, работающая на батарейках. Они позволяют регистрировать автотранспорт и снимать деньги со счета водителя или автовладельца коммерческого транспорта без его остановки.

Автолюбителю необходимо перестроиться на полосу, предназначенную для транспорта, оборудованного транспондерами. Во время зеленого цвета светофора машина проезжает на скорости 30 км/час. Установленная на пропускном пункте система, улавливает сигнал посылаемый транспондером и идентифицирует его в базе данных.

Таким образом, устанавливается, какой автотранспорт проехал через пропускной пункт. Затем в автоматическом режиме рассчитывается необходимая для оплаты сумма, и она снимается со счета. После проведения финансовой операции шлагбаум подымается и авто выезжает на платную автомагистраль. Приобрести транспондер можно у оператора на пункте пропуска.

По статистике, транспондерами оборудовано, примерно четверть всего транспорта выезжающего на платные автодороги. Водители, рассчитывающиеся с оператором наличными или безналичными деньгами, вынуждены простаивать в многокилометровых очередях. До момента проведения оплаты шлагбаум перед машиной закрыт.

Как сейчас наказывают за неоплаченный выезд на платную магистраль

Если неуплата сопровождалась тем, что водитель сбил шлагбаум и уехал по платной автодороге, то оператор пропускного пункта передаёт информацию в ГИБДД.

Правоохранители рассматривают материалы дела, и в случае зафиксированного камерой видеонаблюдения правонарушения обвиняют автомобилиста по ч. 2 ст. 12.27 КоАП за оставление места ДТП в нарушение дорожных правил.

За нарушение этой части статьи предусмотрены 2 санкции: 15 суток админареста или лишение удостоверения на 1-1,5 года.

Кроме того, «Автодор» может подать на автомобилиста в суд за порчу имущества – шлагбаума. Зачастую, вслед за протаранившей шлагбаум машиной бесплатно проезжают другие автомобили. Привлечь к ответственности водителей, не повредивших шлагбаум, не получится.

В тестовом режиме на пропускном пункте, расположенном на 515 км дороги М-4 «Дон», были установлены комплексы фотофиксации нарушений оплаты проезда по платной трассе. Они включают: дорожные знаки «Стоп линия», светофоры и сертифицированные комплексы автоматической фиксации нарушений «Фотофиниш-01».

На основании отснятых материалов, автомобилистам грозит наказание в виде 1 000 рублей админштрафа за проезд на запрещающий сигнал светофора. Квитанции на уплату штрафной санкции приходят по почте. Таким образом, автомобилисту штраф пришел не за неоплаченный проезд по платному участку дороги, а игнорирование сигналов светофора.

Итог

Действующим Административным кодексом не предусмотрены санкции за проезд платного участка трассы без оплаты. Наказывают только автолюбителей, которые протаранивают шлагбаумы. Причем, они попадают под санкции КоАП за оставление места ДТП, а также «Автодор» может подать на них в суд за порчу имущества.

ГИБДД в виде эксперимента установило на одном из пунктов пропуска светофоры и систему видеофиксации их игнорирования. Присылая всем правонарушителям письма счастья со штрафами за проезд на красный сигнал светофора, они хотят снизить численность водителей-зайцев. Удачи на дорогах!

Штраф за проезд по платной дороге без оплаты составит 5 тыс. руб. Эта санкция заложена в законопроекте, который разработал Минтранс при участии госкомпании «Автодор». Штраф необходим для того, чтобы организовать безостановочный проезд через пункт оплаты без шлагбаума. Технологию free flow, которая должна ликвидировать заторы на платных дорогах, «Автодор» обещает внедрить уже в текущем году.


На сайте regulation.gov.ru опубликован проект поправок в КоАП, разработанный Минтрансом . В кодексе появляется новая статья 12.11 («Нарушение правил оплаты проезда по платной автомобильной дороге»). Предполагаемая санкция 5 тыс. руб. будет применяться в том случае, если водитель не оплатил проезд. Нарушение будет фиксироваться на камеру, а штрафное постановление - высылаться автовладельцу.

Введение такого штрафа - часть реализации проекта free flow, предполагающего постепенный отказ от применения шлагбаумов на платных трассах. Сегодня на магистралях работают пункты сбора платы гибридной системы: часть терминалов принимает наличные деньги, часть - пропускает водителей, пользующихся бесконтактным способом оплаты (с помощью передатчиков-транспондеров). В обоих случаях до момента оплаты шлагбаум находится в закрытом состоянии. Транспондерами пока оборудованы 10–25% автомобилей, остальные проезжают традиционным способом - через шлагбаумы. Это, как следствие, провоцирует пробки около пунктов оплаты.

В октябре 2010 года глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах заявлял, что экспериментальные участки с free flow появятся уже в 2015 году. В частности, будущая платная трасса Москва-Санкт-Петербург будет оснащена этой системой. Представители Северо-Западной концессионной компании (строит участки М11) ранее заявляли “Ъ”, что поддерживают внедрение free flow. Аналогичную систему планируют внедрить и на Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге, о чем “Ъ” сообщал в ноябре 2014 года .

Для того чтобы новая технология заработала, потребуется не только внести поправки в КоАП, но и решить ряд других проблем, говорит источник на рынке, знакомый с особенностями эксплуатацией платных дорог. В частности, пока не ясно, как наладить взаимодействие камер с базами данных. Ведь штрафы за нарушения ПДД может выписывать только ГИБДД, а частная компания, которой будут принадлежать автоматические комплексы, доступ к персональным данным и базам не имеет. «Кроме того, придется ломать потребительскую привычку водителей, которые уже привыкли платить наличными и ездить через шлагбаумы,- говорит собеседник “Ъ”.- В Чили free flow внедрялась сразу, поэтому граждане сразу привыкли ездить без шлагбаумов».

Иван Буранов


Как скоростной диаметр оставят без шлагбаумов


Как стало известно в ноябре прошлого года, руководство ООО «Магистраль северной столицы», в ведении которого находится Западный скоростной диаметр (ЗСД), вслед за госкомпанией «Автодор» рассматрело возможность внедрения на платной трассе системы бесшлагбаумного проезда (так называемая система free flow). Концессионер анализировал возможный экономический эффект от внедрения данной системы на ЗСД.

I. Оказание услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог регулируется .

ВАЖНО! В соответствии с п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (плата в Систему «Платон»), за проезд по платным участкам автомобильных дорог
НЕ ВЗИМАЕТСЯ!

II. Для оплаты проезда по платным участкам автомобильных дорог предусмотрены Пункты взимания платы (далее - ПВП), расположенные непосредственно на дороге. Существуют следующие виды систем взимания платы:

1. Открытая система взимания платы (реализована на платных участках автомобильных дорог М-3 «Украина» и М-4 «Дон», кроме участка км 414 – км 464).

  • Плата за проезд взимается только при проезде через единственный ПВП, расположенный на въезде, выезде или на протяжении платного участка, при этом платный участок имеет свободные въезды и выезды на примыкающие дороги, не оборудованные ПВП. Таким образом, пользование отдельными частями платного участка без пересечения ПВП будет бесплатным.
  • Размер платы за проезд не зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку и устанавливается Государственной компанией в соответствии с принятыми тарифами.

2. Закрытая системы взимания платы (реализована на платных участках автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» и на участке 414-464 км автомобильной дороги М-4 «Дон»).

  • Закрытая система взимания платы предусматривает въезд на платный участок и выезд с него через соответствующие ПВП, при этом все въезды и выезды с платного участка оборудованы ПВП.
  • С помощью систем контроля на въездном и выездном ПВП фиксируется весь маршрут Пользователя, оплата за проезд производится на выездном ПВП с учетом имеющейся у оператора информации о месте въезда автомобиля на участок.
  • Таким образом, размер платы за проезд зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку и устанавливается Государственной компанией в соответствии с принятыми тарифами.

3. Смешанная система взимания платы (на участке 414-464 км автомобильной дороги М-4 «Дон»).

  • Смешанная система взимания платы предусматривает въезд на платный участок и выезд с него через ПВП, находящиеся на въезде и выезде с платного участка.
  • Оплата за проезд производится на въездном ПВП, при наличии факта оплаты и условии нахождения автомобиля на данном платном участке не более 12 часов на выездном ПВП плата не взимается. В противном случае на выездном ПВП взимается плата в размере принятого Государственной компанией тарифа на данном участке.
  • Передвижение внутри такого платного участка - въезды и выезды с примыкающих дорог остаются свободными.

III. На платных участках применяется следующая классификация категорий транспортных средств*:

Пример транспортного средства Критерий классификации
Общая высота Оси
Высота ≤ 2 м 2 и более

Легковые автомобили, многофункциональные транспортные средства, мотоциклы, автомобили с прицепами высотой менее 2 м

2 м < Высота < 2,60 м

2 и более

Автомобили с прицепами высотой от 2 м до 2,6 м

Высота ≥ 2.60 м

2 оси

Транспортные средства с 2 осями и высотой более 2,6 м

Высота ≥ 2,60 м 3 оси и более

Транспортные средства с 3 и более осями и высотой более 2,6 м,
включая транспортные средства 2-ой категории с прицепами, высота которых превышает 2,6 м

Классификация транспортных средств необходима для определения размера платы за проезд. Классификация основывается на количестве осей и высоте транспортного средства пользователя.

Категория транспортного средства Пользователя и применимый размер платы за проезд определяется автоматически при проезде через ПВП. В случае несогласия Пользователя с автоматически определенной категорией его транспортного средства, определение Категории ТС по заявлению Пользователя может быть произведено вручную на Пункте взимания платы сотрудником Оператора с применением сертифицированных и поверенных измерительных инструментов.

*Примечания:

  • Аксессуары и багаж, перевозимые на крыше и задней двери транспортных средств 1-й и 2-й категорий, в расчет габаритной высоты не включаются.
  • Транспортное средство со специальными техническими устройствами типа климатической установки, закрепленным на крыше, классифицируется по наивысшей точке.
  • Транспортное средство 1-й категории, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории.
  • Транспортное средство 1-й и 2-й категорий с прицепом, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории (за исключением автовозов, эвакуаторов и других транспортных средств, перевозящих автомобили).
  • Транспортное средство с имеющимися на крыше снегом и/или ледяным покровом, влияющими на расчет габаритной высоты, классифицируется по наивысшей точке.
  • Транспортные средства 3-й и 4-й категорий с конструктивной возможностью подъема одной из задних осей для отрыва её от дорожного полотна классифицируются по количеству фактически установленных на транспортном средстве осей вне зависимости от положения оси.
  • Транспортные средства, двигающиеся на жесткой сцепке, классифицируются как одно транспортное средство по классификационным признакам наивысшего транспортного средства с учётом общего количества осей.
  • Транспортные средства, двигающиеся на гибкой сцепке (буксировочный трос), классифицируются как два независимых транспортных средства с раздельной оплатой.

IV. Пользователям платных дорог, осуществляющим оплату проезда с помощью транспондеров T-pass, для корректного списания средств необходимо:

  • Разместить транспондер T-pass за зеркалом заднего вида в легковом автомобиле или в нижней части лобового стекла над дворниками в грузовом автомобиле, в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
  • Убедиться, что денежных средств на лицевом счете достаточно для оплаты проезда. Время зачисления денежных средств должно быть не менее 30 минут до предполагаемого проезда.
  • Информацию по состоянию лицевого счета и детализацию проездов и оплат можно получить в на сайте или в мобильном приложении «Автодор».
  • При наличии в автомобиле нескольких транспондеров, любой из них может быть считан при пересечении ПВП. Поэтому, если в транспортном средстве находятся устройства, которые не планируется использовать для оплаты проезда в данный момент, рекомендуется держать в специальном экранирующем пакете. Приобрести ZIP-пакет можно в любом Центре продаж или в .
  • В противном случае существует риск нежелательного списания средств с перевозимого транспондера (при положительном балансе), либо, если в транспортном средстве находится, в том числе, транспондер с недостаточным для оплаты проезда балансом и оборудование считает именно этот транспондер, шлагбаум не откроется, при том что на счете другого устройства будет достаточное для оплаты количество денежных средств.
  • ООО «Автодор - Платные Дороги» не несет ответственность за неправильное размещение транспондера в транспортном средстве Пользователя, либо за списание денежных средств с лицевого счета другого транспондера.

Сравнение вариантов оплаты проезда

Достоинства и недостатки

Транспондер
Т-pass
Наличные денежные средства

Скидка до 40% на оплату проезда по платным участкам автомобильных дорог М-4 «Дон», М-11 «Москва-Санкт-Петербург» и М-3 «Украина» в зависимости от пройденных участков и протяженности маршрута

Дополнительная скидка на проезд до 10% при подключении к Программе лояльности Государственной компании "Автодор" , Размер скидки зависит от интенсивности проездов и составляет от 3% до 10%)

На просторах страны регулярно прибавляется число платных участков автодорог. Некоторые не желают платить за проезд по ним. Потому власти рассматривают вариант назначения наказания за подобные действия. Нарушителю придется заплатить штраф за неоплаченный проезд по платной дороге. Сейчас на определенных участках автомагистралей установлены специальные шлагбаумы. Им на смену может прийти устройство, позволяющее снять нужную сумму для оплаты дороги с банковской карты. Это позволит избежать остановок и значительно сократить пробки на трассах.

Какие штрафы предусмотрены

Отказаться оплачивать проезд по трассе водитель может путем сбивания шлагбаума. На пропускном пункте есть оператор, который должен передать подробности случившегося в ГИБДД. После инспекторы будут рассматривать материалы дела, изучать данные с камер наблюдения.

Платная дорога

Если правонарушение подтвердится, водитель получит наказание за то, что оставил место ДТП и нарушил правила. Последует наказание в виде лишения прав или административного ареста на 15 суток. На автомобилиста могут подать в суд из-за испорченного имущества. Если после повреждения шлагбаума, остальные машины продолжат движение без нужной оплаты, их нарушение зафиксируют специальные комплексы для фотофиксации. Они состоят из дорожного знака «Стоп-линия», светофора и техники для фиксации нарушения.

Полученная информация позволит назначить штрафные санкции в размере 1000 рублей тем водителям, которые проехали на запрещающий сигнал светофора. Такое наказание является не штрафом за проезд по платной дороге без оплаты, а ответственностью за проезд на запрещенный сигнал светофора.

Важно! Таким образом, в 2018 году штрафа за неоплату проезда по платной дороге нет, это правило действует на всей территории России, в том числе и в Москве и Московской области, где платных участков очень много. Инспектор ГИБДД не имеет права штрафовать автолюбителя за невнесение денежных средств за передвижение по платному участку дороги. Однако водитель может быть наказан иными способами за оставление места ДТП или игнорирование запрещающего сигнала светофора.

Что делать, если штраф получен

Его нужно обязательно обжаловать. Несправедливо выписанное предписание можно оспорить двумя способами:

  • написав заявление на имя руководящего должностного лица в ГИБДД;
  • обратившись в районный суд по месту нахождения отделения ГИБДД, которое выписало штраф.

В первом случае заявление о несогласии со штрафными санкциями вручается непосредственно тому инспектору, который оформлял протокол. Он обязан отдать его вышестоящему руководству в течение 3 полных дней, прикрепив все материалы по делу.

Важно! Подобные жалобы по закону должны быть рассмотрены в срок не позднее 10 дней от даты получения.

Если дело дошло до обращения в суд, то у водителя есть 10 дней для того, чтобы падать исковое заявление (лично или заказным письмом). К нему желательно прикрепить все имеющиеся материалы, подтверждающие неправомерность штрафа.

Примерно два месяца.

Обратите внимание! При рассмотрении неправомерности штрафов ГИБДД в суде госпошлина не взимается.

Изменения в законодательстве

В 2019 году должен вступить в силу законопроект, внесенный на рассмотрение ГК «Автодор». Согласно нему штраф за неуплату проезда по платной трассе составит 5 тыс. рублей. Кроме того, планируется убрать шлагбаумы и заменить их специальной системой free flow, которая позволит контролировать ситуацию с проездом по платным дорогам.

Появится возможность избежать пробок и водителей, которые пытаются пролезть без оплаты. Избавление от шлагбаумов позволит автомобилям совершать свободный проезд через участок, где осуществляется контроль. Размер штрафа значительно превысит стоимость проезда по платной дороге, поэтому водителям придется либо ехать в обход, либо платить.

То, что штрафных санкций за бесплатный проезд по платной дороге не существует, не означает, что водителя на платном участке не могут оштрафовать, поэтому нужно соблюдать ПДД и ни в коем случае не сбивать шлагбаум на пункте контроля.

Один из первых и наиболее широко практикуемых способов проехать "зайцем" – пристроиться к впереди едущей машине максимально близко и проскочить вместе с ним после того, как шлагбаум поднимется. Это напоминает методику прохождения турникетов в метро, когда недобросовестные граждане буквально прижимаются к шествующим через "ворота". Но в подземке всегда можно развернуться и… поинтересоваться у халявщика, как пройти в библиотеку. На дороге же все несколько иначе – "благодетель", скорее всего, торопится и не обратит внимание на то, что с ним на платный участок выехало еще одно транспортное средство.

Способ номер два еще изощреннее и почти психологический. На этот раз "заяц" не спеша едет первым, намекая двигающемуся сзади законопослушному гражданину, что он вот-вот минует пост, и тот посылает сигнал системе своим транспондером, дабы проехать самому. Это напоминает ситуацию, как если бы один автомобиль подкатил к въезду во двор со шлагбаумом, а водитель стоящей позади машины впустил бы обоих, нажав на клавишу брелока управления воротами.

Shutterstock / VOSTOCK Photo

Третий способ – выбор настоящих суровых мужиков с железными… нервами. Дальнобойщик на видео еще в начале 2017 года продемонстрировал, как "вскрывать" шлагбаум своим автомобилем, ссылаясь на противозаконность данного устройства. Очевидно, речь о 27 статье Конституции РФ, в которой кроме прочего сказано о гарантии каждому человеку, законно находящемуся на российской территории, права законно передвигаться. Загоревшимся идеей напомним, что подобное чревато, и водителя можно привлечь к ответственности в случае повреждения шлагбаума. В этом случае действия автомобилиста квалифицируются по статье 12.27 части 2 КоАП – "Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся". Данное деяние влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Есть еще два варианта облачиться в шкуру "зайца" – попробовать гипотетически-теоретически объехать терминал по полю, либо пересесть на мотоцикл, позволяющий просачиваться сквозь шлагбаумы.

Тем временем "Автодор", являющийся оператором платных дорог, и ГИБДД нашли способ штрафовать тех, кто не платит за проезд. Так, еще прошлой осенью на пункте, расположенном на 515 километре трассы М-4 "Дон" в Воронежской области был установлен комплекс "Фотофиниш-01", а перед шлагбаумом нарисовали стоп-линию и установили светофор. Получается, нарушитель совершает проезд на запрещающий сигнал и получает штраф по статье 12.12 КоАП в размере 1000 рублей.