Почему важно соблюдать законы любого государства? Кого называют законопослушным человеком? Гражданин, который уважает закон, и закон, который создан для граждан.



Закон

Зако́н

сущ. , м. , употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? зако́на , чему? зако́ну , (вижу) что? зако́н , чем? зако́ном , о чём? о зако́не ; мн. что? зако́ны , (нет) чего? зако́нов , чему? зако́нам , (вижу) что? зако́ны , чем? зако́нами , о чём? о зако́нах

1. Закон - это официальное правило, установленное государством и регулирующее какую-либо сферу общественной жизни, которое все должны соблюдать.

Закон о воинской обязанности. | Закон о приватизации. | Закон об иммигрантах. | Парламент одобрил ряд новых законов.

2. Законом называют всю систему установленных государством правил, которые регулируют различные области общественной жизни.

Нарушать закон. | Перед законом все равны. | По закону милиционеры имеют право осматривать личные вещи граждан. | Ты не можешь иметь счёт в банке за границей - это противоречит закону.

3. Когда государство объявляет какую-либо деятельность, организацию вне закона , государство отныне считает её незаконной и начинает наказывать тех, кто продолжает заниматься этим.

Государство объявило вне закона все националистические партии в стране.

4. Законами называют неофициальные правила хорошего поведения, которые существуют в течение очень долгого времени и большинство людей считают их правильными и справедливыми.

Неписаные законы. | Законы чести. | Законы нравственности.

5. В природе законом называют необходимый повторяющийся процесс, который невозможно изменить или остановить.

Все общие законы природы. | Сильный выживает, а слабый погибает - это закон природы.

6. В науке законом называют сформулированное учёными правило, которое является основой для изучения людьми природы и общества.

Законы движения. | Закон всемирного тяготения. | Закон сохранения вещества. | Экономические законы. | Законы общественного развития.

7. Когда вы говорите, что чьё-либо слово (желание) закон для вас, значит, вы обязательно сделаете то, что этот человек просит сделать.

Твоё слово для меня - закон: как скажешь, так я и сделаю.

8. Фразу дуракам закон не писан произносят, когда какой-либо человек грубо нарушает правила, закон, но наказывать его бессмысленно, потому что он сам не понимает, что делает.

зако́нность сущ. , ж.

Соблюдать законность. | Законность требований.

зако́нный прил.

Законное решение.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "закон" в других словарях:

    Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия

    Муж. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон… … Толковый словарь Даля

    У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения). В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством,… … Википедия

    ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… … Толковый словарь Ушакова

    Телевизионный канал «Закон ТВ» Страна … Википедия

    Закон - нормативно правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой… … Элементарные начала общей теории права

    1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей … Политология. Словарь.

    Правило, постановление, положение, основание, начало, принцип; вера. Ср. . См. вера, правило.. вменить себе в закон, держать закон, отступать от закона, по закону, предусмотренный законом, принять закон... . Словарь русских синонимов и сходных по … Словарь синонимов

    закон - ЗАКОН (nomos греч.) понятие и термин, исторически возникшие применительно к регуляции общественных отношений и в дальнейшем перенесенные на понимание природы. Генезис понятия 3. в древнегреческой философии был связан с такими… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в… … Большой Энциклопедический словарь

    ЗАКОН, а, муж. 1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З.… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Закон синархии. Учение о двойственной иерархии монад и множеств , Владимир Шмаков. `Закон синархии` - вполне законченное произведение Владимира Шмакова, как и `Основы пневматологии`. `Вполне понять разумом закон синархии - значит не только усвоить все целостное содержание…

Редко кто задумывается над тем, почему важно соблюдать законы. Как показывает практика, для некоторых жителей нашего государства правила существуют, чтобы их нарушать. А ведь законы создаются не просто так, и каждый гражданин просто обязан их соблюдать. Во-первых, это позволяет сохранить равновесие в обществе и защитить слабых людей от жадных и более сильных. Конечно, хоть раз в жизни каждый нарушал правила. Но при этом многие даже не задумывались, почему важно соблюдать законы?

Причина первая

Итак, почему нужно соблюдать законы? Назовем несколько основных причин. Первой и, пожалуй, самой главной остается защита от хаоса. Если все жители нашего государства перестанут соблюдать определенные правила и, конечно же, законы, то наступит разруха, и страна придет в упадок.

Законы - это своеобразные соглашения, которые позволяют регулировать отношения между различными категориями граждан, организациями, крупными компаниями и органами правления. Если не будет определенных правил и ограничений, то в государстве начнется хаос. Если не будет законов, регулирующих подобные отношения, начнется и ее последствия будут печальны и непоправимы.

Боязнь наказания

Существуют и другие причины того, почему важно соблюдать законы. Стоит отметить, что многие граждане нашей страны боятся наказания за нарушения определенных правил. Наверное, не найдется желающих по собственной воле платить огромные штрафы или же отбывать срок в тюрьме. А ведь несоблюдение законов приводит именно к таким последствиям. Чтобы избежать наказания, многие стараются не отклонятся от норм поведения и не противоречить правилам, которые были установлены органами правления.

Помимо этого, большинство граждан страны боится за собственное имущество и за себя. Ведь несоблюдение определенных законов может привести к потере личной свободы и нажитого добра. А этого никто не хочет. К тому же представьте хотя бы на пару минут, что будет происходить на улице, если все население страны откажется от установленных норм поведения и от законов, которые создавались на протяжении многих веков. В таком случае воцарится полная анархия.

Защита интересов граждан страны

Обязанность соблюдать законы прививается гражданам с самого рождения. Родители воспитывают своих детей, объясняя основные нормы поведения. При этом многие разъясняют своим чадам, и почему важно их соблюдать. Помимо вышеуказанных причин, существует еще одна - защита государством интересов граждан. Это также важно. Иными словами, все законопослушные граждане находятся под защитой собственного государства. Если же человек нарушает установленные правовые нормы, то не стоит ему ждать их соблюдения и от государства.

В заключение

Теперь вы знаете, почему важно соблюдать законы. Ведь их создали для того, чтобы в стране не было хаоса и смуты. Можно много говорить о том, что соблюдать законы необходимо, важно и просто нужно. Наверное, никто бы не захотел оказаться там, где не установлены правовые нормы. Ведь такое общество обречено.

Вам бы следовало сначала задать именно этот вопрос, и нужда в предыдущем очевидно бы отпала. Если вы продолжаете задавать подобные вопросы, тогда для точного понимания обсуждаемой темы следует уточнить, что мы понимаем под термином «закон».

Закон, как явление в Мироздании представляет собой особую устойчивую связь явлений.

То есть, событийные ряды, как устойчивая причинно-следственная связь, подчиняются определенным законам, которые заложены в смысл разумного развития (существования) изначально, так как разум способен не просто мыслить, но и ставить перед собой цели, которые определяются его же, разума, устремлениями. Чем выше разум – тем выше цель, тем отчетливее представляются ему пути достижения требуемого, тем яснее становится не только способ организации, но и правила процесса реализации задуманного.

Иными словами, как все вокруг должно происходить, чтобы цель, как конечное устремление разума, была достигнута. Для этого Архитектор, как первопричина всего сущего, изначально создал свои Законы и начал процесс реализации собственных планов развития. Вы тоже часть этих планов. И эти законы для вас неведомы, но вы же сами знаете, что вы живете по законам, которые обусловили и ваше появление на планете и продолжают регулировать ваше развитие.

Но что происходит с человеком, который нарушает эти законы? А что происходит с обычным нарушителем ваших законодательных актов, а не общих законов Мироздания о которых вы спрашиваете, законов, если конечно он или она становятся на весы вашего правосудия в том смысле в каком вы их понимаете? За любое нарушение того или иного закона Мироздания следует пусть не кара или наказание, но расплата. Нарушение – восстановление энергетического баланса лишь неотъемлемая часть этого процесса. Энергия никуда не исчезает. Злая (негативная) или добрая (позитивная) ее части существуют в единстве своего противоречия, но это противоречие созидательное, так как энергия не может существовать только в «позитивном» качестве. Все- это ничто.

Если все вокруг «позитивное», то что же тогда «негативное», что уравновешивает существующее и собственно дает определение качеству «позитивное»? Однако не нужно думать, что негативный поступок одобряется или является благом. Зло есть зло и оно наказуемо в прямой зависимости от его «примененного» или «сгенерированного» количества.

Если рассматривать конкретно человека, то для него количество позитивной и негативной энергии способно «аккумулироваться». И для вас должно быть очевидно, что устойчивость его энергоинформационного баланса зависит от его качества. Если превалирует позитив, то человек с таким потенциалом более гармоничен общим законам Метакосмоса, нежели личность с «перевесом» негативной энергии. При этом, если гармоничная личность целеустремлена, ее намерения остаются неизменными и поступки в своей сути не искажают общепринятой в Метакосмосе картины, то при некоторой потере качества баланса он вполне может рассчитывать на его «коррекцию» с нашей стороны.


Но если его баланс находится в деструктивной области, то его «коррекция» подчиняется несколько иным принципам. В этом случае основным инструментом является его личные качества, которые он может изменить, а может и проигнорировать эту необходимость. И если происходит последнее, то любое нарушение основополагающих принципов и законов Метакосмоса влечет за собой накопление или аккумулирование отрицательной энергии в отдельной единице пси, которой и является человек. И это накопление не может само собой "раствориться", исчезнуть бесследно.

Болезни, неудачи, нервные срывы, раздражение и агрессия, список можете продолжить сами, имеют место быть и иных способов объяснения их проявления искать на данном уровне вашего развития не имеет смысла. В этом и заключается то самое «наказание» о котором вы спрашиваете.

И опять же, какие законы предписаны человеку? Мы уже говорили, что далеко не каждый знает эти законы. Но будучи воспитан правильно (в рамках общечеловеческой, для вас можно даже сказать, христианской морали) и поступая соответственным этому воспитанию образом, человек никогда не нарушит предназначенное для него «законодательство» и поэтому никогда не будет «наказан» в том смысле, который вы вкладываете в данный вопрос.

Нужно понимать и то, что исходя из принятой в наших беседах схемы Иерархий, условное понятие «наказание» характерно для нижних ее уровней и то, что вы получаете, что называется «по жизни», по своей сути является компенсацией за те не гармоничные общим законам Метакосмоса выборы намерений, мыслей и поступков, которые генерируют негативную энергию.

Именно морально-нравственный аспект жизнедеятельности человеческого индивидуума может в данном случае считаться критерием его правильного или неправильного поведения (в смысле не нарушения сложившихся вокруг него гармонизирующихся закономерностей бытия) . А судьей в вечном для вас вопросе «что такое хорошо и что такое плохо» всегда выступает здравый смысл.

7.8.5. Одинаковы ли законы развития для каждого человека на нашей планете?

Отвечу сразу, исходя из предыдущих ответов,- "да, конечно".

И не только законы, но и принципы развития и существования, как основа взаимоотношений разумных сущностей. Единство и верховодство законов Метакосмоса обусловлено единым источником их происхождения. Если Архитектор установил определенный порядок для своего замысла - творения, то кто, как и по каким причинам может этот порядок изменить?

Какой смысл в избирательности процесса формирования конечной цели пусть даже по отношению ко множеству объектов с одинаковой природой существования? Цель появления вашего вида разумных сущностей на некоей планете, как конечное устремление Архитектора, очевидна и мы о ней уже говорили (самоосвершенствование в конкретных условиях – прим. qsec.ru). И естественно, что порядок и правила существования для вас то есть то, что можно суммировать и в сводном значении представить как ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ, в данном случае един и неизменен.

Представление о том, что они МОГУТ БЫТЬ НЕ ОДИНАКОВЫ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, поскольку такой вопрос возник, крайне неверно. Эта иллюзия возникает в крайне ограниченном сознании, способном воспринимать только внешние, очевидные, не требующие разностороннего анализа признаки различия людей.

Например, расы, национальности, вероисповедание, социальный статус (богатство или нищета), физические и ментальные недостатки, язык и многое другое объективно указывают на различие людей, не говоря уже об их индивидуальных особенностях, включая каждое уникальное (единственное в свое роде – прим. qsec) белковое тело.

Более того, что разумные сущности цивилизации ДЕМОС по этим признакам достаточно легко ими самими могут быть объединены (классифицированы) в некие группы. Богатые –бедные, верующие-неверующие, больные-здоровые, образованные – невежды, сытые-голодные, левые-правые и так до бесконечности. Иллюзия возникает на основании того, что наблюдателем воспринимаются только материальные признаки объекта и он не способен учитывать не столь «голографичность» исследуемого объекта, сколь свое собственное представление о реальности, то есть диапазон личностного мировоззрения. Предложите каждому человеку классифицировать общество, его окружающее или всю цивилизацию по группам и вы увидите, как все это будет отличаться в зависимости от того, к какому человеку вы обратитесь с этой просьбой и как объясните ему цель подобного труда.

Но по сути, человек представляет собой «однотипную» систему. Вы сами делите свое общество на группы. И тут в следствие работы осознанного конкретным индивидуумом воображения, начинает доминировать убеждение, что если люди различны, то они развиваются по разным «законам». Это и есть заблуждение или то, что древние латиняне называли иллюзия.

В контексте нашей работы вам достаточно того, чтобы осознать то, что в принципе нет «людей плохих и хороших», но есть люди, развивающиеся по законам установленным в Метакосмосе, и не развивающиеся. Это не хорошо и не плохо. Это люди со своим правом выбора.

Получившие положительные баллы проходят к следующему воплощению, поднимаясь наверх на ступень выше по индивидуальной лестнице развития себя как сущности. Получившие отрицательные баллы, напротив, спускаются вниз и становятся кандидатами на очередное воплощение в среде, где их развитие не получило должного уровня. Это и есть следствие проявления единства законов развития для человека.


Возможно ли создать общество, которое бы ничем не управлялось? На этот вопрос отвечает китайский философ Хань Фэй. Он поднимает тему общества без власти и закона.

Хань Фэй говорит, что пока существует контроль за обществом, оно может нормально функционировать, иметь "порядок". Но как только власть исчезнет, общество покроется хаосом и анархией, настанет "беспорядок".

Но что же такое власть и закон? Власть представляет собой механизмы подчинения, подавления воли человека, воздействие на его поведение. В данном случае власть используется с целью контроля и правильного функционирования общественной жизни. Под законом подразумевается нормативно-правовой акт, который принимается законодательным органом государственной власти и представляет собой свод правил, закрепленных силой государственного принуждения.

Закон направлен на то, чтобы заставить людей соблюдать правопорядок. Без закона появилась бы безнаказанность: люди, совершившие преступление, продолжали бы снова и снова их совершать. Поэтому я согласен с мнением автора высказывания: общество не может существовать без власти и закона.

Приведу примеры в пользу своего утверждения из истории. СССР в период правления Сталина - это государство, которое направлялось лишь единой волей вождя. Не существовало никаких рамок в его прихоти, в государственном давлении. Людям приходилось доносить даже на членов своей семьи, сидеть в лагерях и попадать под расстрел без особых на то причин. Царило беззаконие и "беспорядок".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Цель:

Сформировать у учащихся 6 класса отношение к закону как к вышей ценности

Задачи:

Образовательные:

Изучить новые термины: Преступление, уголовное право;

Изучить механизм работы правоохранительных органов;

Развивающие:

- Развить умение анализировать источники разного типа (фото, видео, письменные);

Закрепить навык работы в парах;

Воспитательные:

Воспитать уважение к закону, а также самоуважение;

Воспитать стремление к честному образу жизни.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Свободная дискуссия

Средства обучения: мультимедийная установка (компьютер, проектор)

Оформление доски: На экране проектора открыта презентация «Почему люди нарушают закон?»

Терминология:

Преступление – это действие (или бездействие), которое представляет собой большую общественную опасность и запрещено уголовным правом под угрозой наказания.

Уголовное право – отрасль права, совокупность юридических норм, которые определяют, какие опасные деяния являются преступными, и устанавливают наказания тем, кто совершит преступление.

План урока:

  1. Организационный момент (проверка внешнего вида, присутствия, готовности к уроку) – 2 минуты
  2. Проверка домашнего задания: Учащимся дается задание в парах написать «Памятку потребителя» - 10 минут
  3. Изучение нового материала по правам потребителей
3.1Работа с источниками разного плана (письменные источники, просмотр видео-сюжетов) - 25 минут
  1. Закрепление изученного материала / рефлексия - 8 минут
  2. Домашнее задание – эссе-обращение к учащимся младших классов «Не нарушайте закон!»
  3. Вопросы для опроса: Опрос проходит в формате работы в парах – письменное задание
Задание для закрепления: Я-высказывание
  1. Задание для домашней работы: эссе-обращение к учащимся младших классов «Не нарушайте закон!»
Ход урока
Деятельность учителя: Деятельность учащихся:
  1. Орг.момент: проверка готовности к уроку, присутствия
Учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои места
  1. Опрос домашнего задания:
Ребята, у каждого из Вас есть свой личный опыт покупок. И вы только что узнали, что есть и закон, защищающий права потребителя, он, в частности, дает право на получение данных о товаре, сертификатов качества, возможность вернуть не товар не надлежащего качества. Сейчас Вы будете работать в парах, я предлагаю Вам написать «памятку покупателя», в любой форме: четверостишья, перечисления и т.д. Что нужно делать, чтобы тебя не обманули и какие у тебя есть права?

Учитель предлагает учащимся, работая в парах составить «Памятку потребителя» - не менее 5 пунктов. Лучшая памятка будет напечатана и вывешена в кабинете.

Ребята выполняют задание, несколько пар озвучивают то, что у них получилось
  1. Объяснение нового материала:
- Мы с Вами уже говорили и о том, как нужно вести себя в общественном месте, говорили и о правах потребителя. Сейчас мы поговорим еще о более серьезных вещах.

Ребята, сталкивался ли кто-либо из Вас с нарушением закона?

А как Вы считаете, можно ли нарушить закон, чтобы при этом никому не сделать плохо?

Посмотрите, у Вас на партах есть краткое содержание рассказа Чехова «Злоумышленник». Вы его уже читали на литературе?

Давайте прочитаем его вслух

Итак, какое преступление совершил герой рассказа?

Какие эмоции он у Вас вызывает?

Какие у него были причины совершить воровство?

Посмотрите, он говорит: все так делают, ему резонно отвечают «поезд мог сойти с рельс», а он отвечает: «да что Вы, все под Богом ходим».

Он знает закон? Осознает последствия?

А какими могли быть последствия?

Не смотря на то, что он не знает о законе и последствиях он виновен. И казалось бы, у него была причина, но ни одна причина не оправдывает преступление.

2. Теперь давайте посмотрим отрывок из фильма, который Вы наверняка видели

- Демонстрируются отрывки из фильма «Выкрутасы»

А какая причина воровать у этих ребят?

Посмотрите, они вызывают сочувствие, но сколько людей пострадало от этого?

Если ребятам нужна помощь, всегда есть куда обратиться, как бы сложно не было. Есть немало примеров людей, которые нуждались в детстве, но не нарушали закон

А каков на Ваш взгляд возраст уголовной ответственности?

Демонстрируются отрывки из фильма «Внимание всем постам…»

Итак, у этого человека были свои мотивы, чтобы воровать, скорее всего, это профессиональный воришка, наверное, мы не будем обсуждать его мотивы, но посмотрите на действия солдата, что он сделал, когда увидел воровство? Как Вы оцениваете его поступок?

А как Вы считаете, можно ли наказать человека, который видел преступление и ничего не сделал?

Конечно, можно. Так очень большой проблемой становится бездействие.

Просмотр видеосюжета о краже наград у Ветерана

Ребята, какие эмоции вызвала эта абсолютно реальная история?

Людей, которые совершают такие преступления нельзя назвать людьми.

Одно преступление несет за собой другое – это обнищание души и потеря всего человеческого. А начинаться все может с малого – украсть какую-нибудь мелочь на спор. Ни у какого преступления нет оправдания. Даже, если кажется, что ты нуждаешься в чем-то больше.

Просмотр мультфильма «Ограбление по-русски»

Ребята, что я хотела сказать, завершая наш урок этим мультфильмом?

Ребята рассказывают свои истории

Учитель выслушивает высказывания учеников

Учащиеся по очереди читают рассказ

Воровство

Бедность

Нет, он не знает закона, не понимает последствия

Смерть пассажиров

Такие же: бедность

С 14 лет по отдельным преступлениям, до этого постановка на учет, образовательные учреждения закрытого типа

Ребята обсуждают поступок молодого человека

Можно, так как преступлением считается действие (бездействие).

Любое преступление всегда наказывается

  1. Закрепление:
Каждому участнику предлагается продолжить одну их фраз:

меня удивляет…

мне непонятно…

мне нравится…

я сегодня узнал…

мне не понравилось…

меня удивило…

я бы изменил…

хотелось бы узнать…

  1. Рефлексия: Учащимся предлагается высказаться по поводу данного урока
Учащиеся высказываются по поводу данного урока.
Используемый учебник:

Никитин А.Ф. Обществознание. 6 класс. М.:-2011

Приложение:

Антон Чехов

Злоумышленник

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.

Денис Григорьев! - начинает следователь. - Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

Чаво?

Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?

Знамо, было.

Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

Чаво?

Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос! для чего ты отвинчивал гайку?

Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, - хрипит Денис, косясь на потолок.

Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...

Кто это - мы?

Мы, народ... Климовские мужики, то есть.

Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

Отродясь не врал, а тут вру... - бормочет Денис, мигая глазами. - Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру... - усмехается Денис. - Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко... В нашей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит.

Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан...

Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?

А то что же? Не в бабки ж играть!

Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.

Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, царица небесная... Что вы-с!

А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение!

Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза.

Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!

Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Это мы понимаем... Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем... Не без ума делаем... понимаем...

Денис зевает и крестит рот.

В прошлом году здесь сошел поезд с рельсов, - говорит следователь. - Теперь понятно, почему...

Чего изволите?

Теперь, говорю, понятно, отчего в прошлом году сошел поезд с рельсов... Я понимаю!

На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши... Господь знал, кому понятие давал... Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит... Ты рассуди, а потом и тащи! Сказано - мужик, мужицкий и ум... Запишите также, ваше благородие, что он меня два раза по зубам ударил и в груди.

Когда у тебя делали обыск, то нашли еще одну гайку... Эту в каком месте ты отвинтил и когда?

Это вы про ту гайку, что под красным сундучком лежала?

Не знаю, где она у тебя лежала, но только нашли ее. Когда ты ее отвинтил?

Я ее не отвинчивал, ее мне Игнашка, Семена кривого сын, дал. Это я про ту, что под сундучком, а ту, что на дворе в санях, мы вместе с Митрофаном вывинтили.

С каким Митрофаном?

С Митрофаном Петровым... Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять...

Послушай... 1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы.

Конечно, вы лучше знаете... Мы люди темные... нешто мы понимаем?

Всё ты понимаешь! Это ты врешь, прикидываешься!

Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите... Без грузила только уклейку ловят, а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузила.

Ты еще про шилишпера расскажи! - улыбается следователь.

Шилишпер у нас не водится... Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко.

Ну, молчи...

Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу, глядит на стол с зеленым сукном и усиленно мигает глазами, словно видит перед собой не сукно, а солнце. Следователь быстро пишет.

Мне идтить? - спрашивает Денис после некоторого молчания.

Нет. Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму.

Денис перестает мигать и, приподняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника.

То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить...

Молчи, не мешай.

В тюрьму... Было б за что, пошел бы, а то так... здорово живешь... За что? И не крал, кажись, и не дрался... А ежели вы насчет недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте... Вы господина непременного члена спросите... Креста на нем нет, на старосте-то...

Молчи!

Я и так молчу... - бормочет Денис. - А что староста набрехал в учете, это я хоть под присягой... Нас три брата: Кузьма Григорьев, стало быть, Егор Григорьев и я, Денис Григорьев...

Ты мне мешаешь... Эй, Семен! - кричит следователь. - Увести его!

Нас три брата, - бормочет Денис, когда два дюжих солдата берут и ведут его из камеры. - Брат за брата не ответчик... Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай... Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям... Надо судить умеючи, не зря... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести...

Источник текста: Чехов А.П. Злоумышленник //[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ilibrary.ru/text/992/p.1/index.html (Дата обращения: 14.10.2013)

Приложение 2 : к просмотру на уроке рекомендуются актуальные к моменту проведения урока видеоролики

Н. Г. Горошенкина, МБОУ СОШ № 27, г. Пермь