На все Божья воля? Воля бога, христианские проповеди.

ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЯЩЕГО

Госпожа Рылеева была вдовой, имела единственного сына, которого любила всей душой.

И вот однажды ее пяти- или шестилетний сын заболевает. Долго лечили его, и, наконец, врачи, безсильные что-либо сделать, ушли, а мать опустилась на колени перед иконами и начала усиленно молиться о спасении сына. Среди молитвы на нее напал легкий сон, и видит она большую площадь, слышит звуки военной музыки, гул толпы. Вдруг выдвигается эшафот, на нем виселица, на эшафот вводят ее сына и вешают... Она в страхе просыпается. «Господи! - воскликнула горестная мать. -Знаю, что это сон, не мечта, а послан для моего вразумления, но все же молю Тебя, оставь в живых моего сына».

Господь услышал ее молитву, сын поправился, к великому изумлению врачей, неизвестно чему приписавших подобный случай (впрочем, и врачи в то время были верующими).

Прошло много лет, Рылеев вырос, сошелся с людьми, отвергавшими Бога и все святое, желавшими закрыть все церкви и прекратить богослужение, а также восставшими против самодержавной власти. Они составили союз с целью ниспровергнуть самодержавие и учредить республику. Но заговор был раскрыт - пять его участников, в том числе и Рылеев, были приговорены к смертной казни через повешение. И вот мать Рылеева наяву увидела большую площадь, толпы народа, звуки военной музыки. Воздвигли эшафот, на нем виселицу, и Рылеев был повешен. Его мать не возроптала, не пришла в отчаяние, но с твердостию произнесла: «Прав Ты„ Господи, и правы суды Твои».

Прп. Варсонофий Оптинский. Духовное наследие. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.

ВОЛЯ БОЖИЯ

Мы не знаем, что лучше для нас: жизнь или смерть, здоровье или болезнь, благополучие или нищета. Воля Божия на все... Хотя бы мы и не понимали ее. Но не всегда хочет человек принимать ее, и тогда бывает хуже.

Расскажу один такой случай. Одна богатая женщина, жившая в Петербурге, имела мальчика в возрасте одного года. Он опасно занемог. Ждали уже смерти. Тогда мать упросила приехать батюшку, отца Иоанна Кронштадтского, и помолиться о выздоровлении больного. Батюшка отслужил молебен. Дитя выздоровело, на радость матери... Шли годы. Она любовалась сыном. Когда ему пошел девятнадцатый год, он полюбил одну девушку, но не был любим. Разочарованный, он покончил самоубийством.

И вот, доселе, - говорила мне несчастная мать, - я не могу простить себе: зачем я его вымолила через отца Иоанна?

А другой случай произошел в Ялте. Мне рассказывал его архиепископ Ф., лично слышавший все от матери же.

У одной вдовы заболел единственный ребенок. Врачи не помогали. Дело быстро шло к роковому, как неразумно привыкли говорить, концу. Страдалица-мать обратилась с горячей молитвой к Божией Матери, прося оставить в живых дитя, единственную утеху... Утомленная, она села в кресло и быстро задремала... Было ли дальнейшее в тонком сне или в явном видении, она не может сказать. Только ей явилась Божия Матерь и, точно отвечая на просьбу, сказала: «А ты можешь поручиться, что воспитаешь его как должно и он останется таким же чистым, какой он сейчас?» Ребенку тогда было, кажется, около восьми лет всего. «Ручаюсь! Ручаюсь! - с горячностью ответила мать. -Только оставь в живых!»

Видение кончилось. Она проснулась. Ребенок, к удивлению врачей, выздоровел. Мать ликовала...

Скоро нужно было отдавать его в школу. Мальчик оказался очень способным. Но вместе с тем и очень восприимчивым к разным дурным наклонностям... Началась борьба матери за душу ребенка... Но ни уговоры, ни угрозы, ни наказания не помогали. Мальчик портился все больше. Мать оказалась безсильной. И, вспоминая данное ею обещание Божией Матери воспитать дитя, а особенно ужасаясь вечных мук, ожидающих грешников (она была глубоковерующей христианкой), однажды обратилась вслух с молитвой к Божией Матери: «Матерь Божия! Если уж он не исправится, лучше возьми его из этой жизни: лишь бы он не погиб для будущей. Воля Твоя!»

Скоро же после этого произошло следующее. Мальчик отправился на одну из обычных верховых прогулок по горам. Будучи бойким, он на сильном бегу очень круто повернул коня на повороте дороги и, вылетев из седла, разбился насмерть.

Мать теперь знала, что так ему лучше... Слез она не могласдержать при похоронах, но они были тихие, облегчающие.

Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди: Мои духовные встречи. - М., 1998.

НЕРАЗУМНАЯ МОЛИТВА МАТЕРИ

В городе Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к Калужской иконе Божией Матери. Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица двенадцати лет. Внезапно девочка заболела и умерла.

Несчастная женщина, обезумевшая, от горя, пришла в собор и здесь, у образа Божией Матери, начала свою безумную молитву: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ, но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения. Ты не спасла мою дочь от смерти». И затем осыпала Божию Матерь упреками, называя Ее немилосердной и жестокосердной. У образа Божией Матери женщина впала в какое-то безсознательное состояние, в котором увидела лучезарно сияющую Царицу Небесную. БожияМатерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умолила Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистой в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы имя Господне с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по-твоему. Иди, дочь твоя жива...»

После этих слов женщина очнулась и направилась домой. Дочь ее уже лежала в гробу, готовая к погребению. Но вдруг неожиданно для всех щеки ее покрылись румянцем. Послышался глубокий вздох, и отроковица поднялась из гроба. Радости матери не было конца.

Но счастье было непродолжительным. Выросшая девица повела разгульную и порочную жизнь. Для матери она стала не утешением, а большим несчастьем. Она била мать, бранила и всячески издевалась над ней, причиняя ей слезные обиды. Так страшно и опасно не подчиняться воле Божией.

Просите, и дано будет вам: Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией. ~ Клин, 1999.

Очень часто приходится сталкиваться с пассивным фатализмом у людей, когда они чувствуют себя не в силах противостоять сложившимся обстоятельствам. Тогда, не задумываясь над содержанием и смыслом своих слов, они словно отмахиваются от реальности репликой «на все Божья воля».

Причем самым парадоксальным является то, что эта реплика звучит чаще всего у людей либо почти совершенно неверующих, либо даже совершенно нецерковных. И звучит она – о, лабиринты лицемерия и глупости – как попытка оправдать собственное нежелание бороться с грехом. Так мне приходилось слышать от людей, совершавших воровство и даже убийства, что «раз такое случилось, значит, на все воля Божья». Заявление это, в контексте совершенного ими греха, не просто неуместно, но еще и кощунственно: Здесь конечным виновником их греха объявляется Сам Бог.

Что говорит о воли Божьей Священное Писание

Так все-таки, как христианское мировоззрение относится к данному вопросу? Объявляет ли оно безусловным проявлением воли Божьей абсолютно все, что происходит в мире, в истории человечества и каждого отдельного человека? – Ответ может быть только безусловно отрицательным! Да иначе и не может быть в плоскости человеческой свободы и в мире, где еще остается место (и, ой, как много места) для греха. Ведь всякий грех есть отступление от Бога и Его святой воли! И здесь мы должны будем прибегнуть к внимательному чтению Священного Писания, к слышанию Слова Божьего. Итак!

1. (Рим.2:24) «Имя Божие хулится у язычников»

В молитве Господней мы просим Бога «да будет воля Твоя», тем самым мы признаем, что осуществление воли Божьей есть наше желание, наша цель (как минимум без наличия реального желания человека исполнять волю Бога, а не свою, эти слова теряют смысл в устах молящегося). Мы выражаем желание, а значит, признаем еще, что в реалиях нашего мира далеко не все осуществляется согласно Божьей воли. Ведь и тот факт, что в той же молитве мы просим «да святится имя Твое», не исключает того факта, что из-за нечестия и грехов наших «имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24)! На словах просим «да святится», а делами навлекаем хулу. Аналогично обстоят дела и с волей Бога.

2. (Ездр.10:11) «Покайтесь пред Господом и исполните волю Его»

Обличая систематическое нарушение заповедей Бога, священник Эздра завершает свою речь к народу: «Итак, покайтесь пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных» (Ездр.10:11). Значит, соответственно, до этого люди, жившие в грехе, не исполняли, тем самым, волю Бога?

3. (Ис.58:2-3) «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других»

Весьма актуальны слова Божьи у пророка Исаии к постящемуся народу: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» (Ис.58:2-3). Это – извечная духовная проблема человека, не воспринявшего еще реально Свет Христа в свое сердце: вроде бы «ищем» Божьего пути, и даже убеждаем себя, что идем по этому пути, а все губит реальное своеволие. «Вот, ты …успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-20). «Уверен в себе», и эта самоуверенность обманчива.

4. (Матф.7:21) «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!"…»

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21). И снова четкое и ясное свидетельство о том, что не все, что мы делаем в мире (а это и составляет события, историю человечества) есть «воля Бога».

5. (Лук.7:30) «А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе»

В разговоре о фарисеях Господь прямо говорит: «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе» (Лук.7:30). Соответственно, у человека остается возможность отвергнуть волю Бога и жить «по-своему». Неверно некоторыми эта возможность называется «правом». У человека нет «права» на грех, но есть реальная возможность совершить любой грех и тем самым отвергнуть волю Бога.

6. (2Тим.2:26) «Диавол уловил их в свою волю»

Апостол Павел, перечисляя обязанности епископа, говорит, что он должен заботиться и о тех, кто сегодня еще противится евангелию, «чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:26). Т.е. «на настоящий момент» эти люди еще исполняют волю врага Божьего и человеческого.

7. (Матф.23:37) «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих… и вы не захотели!»

Весьма показательным является и речь Спасителя, обращенная к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37). Сколько боли в словах Христа! А ведь Он здесь говорит не только, как человек, но, как Тот Самый Бог, Который на протяжении веков посылал в Иерусалим пророков и праведников. Но желания Бога и граждан этого города не совпали: «Я хотел», но «вы не захотели». Это очень яркий пример реального конфликта двух воль в исторической реальности – воли Всеблагого Бога, и воли греховного человека. И этот конфликт невозможно списать ремарками про «всеведение и всемогущество» Бога. Очевидным остается факт, что действия Бога («се, оставляю дом ваш пустым») являются результатом греховным поступков людей.

8. (Матф.10:29-30), (Мф. 10:1-42), (Матф.10:19-20) У всех ли сочтены волосы на голове и чьими устами говорит Святой Дух?

А теперь особо следует вчитаться и вдуматься в слова Господа, на которые чаще всего любят ссылаться сторонники фатализма: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:29-30). Во-первых, Господь не случайно берет пример из природы, а не из человеческого общества. Как отмечал в своих «Ступенях» митрополит Антоний (Блум), природа инертна, послушна Слову Божьему, а человек имеет возможность сказать Богу «нет». Этой свободы нет ни у птиц, ни стихий, а потому этот пример использован Христом не случайно, т.к. это единственно возможная параллель.

Во-вторых, следует внимательно читать эти слова в контексте: кому и когда они сказаны. Ведь эти слова не были теми «гномами», которые выдавали античные оракулы. Они являются частью речи Христа, обращенной к апостолам перед их выходом на проповедь (Мф. 10:1-42). Это им, людям, которые сами себя предали в руки Божьи и пошли послушно исполнять волю Бога, Которого они познали, как своего Небесного Отца, – им обещана такая забота Бога о каждом волосе. Так, в этой же речи, несколькими словами выше, сказано: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф.10:19-20). Наверное, будет проявлением самонадеянности и гордыни попытка объявить, что через всех людей вообще (или как минимум – через всех христиан) всегда «говорит Дух Отца Небесного». Зная свои грехи, каждый может сказать, что очень часто нашими устами говорит совсем другой «дух».

Так если у нас хватает разума понять, что данное обещание относится исключительно к предавшим себя на бескорыстное служение Евангелию проповедникам, почему же не хватает здравомыслия понять, что из этой же речи Христа слова про «власы на главе» тоже относятся к этим же проповедникам? Я не хочу сказать, что эти слова не могут относиться ни к кому больше, кроме тех апостолов, которые были их первыми и прямыми адресатами. Разумеется, нет! В истории Церкви мы знаем примеры святости, когда Дух Божий «говорил и действовал» через святых (не только апостолов). Так в богослужении Церкви как «боговещающие органы» и «сказатели слов Духа Святаго» прославлены многие отцы и учители Церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Максим Исповедник и др.). Но это не значит, что все, кто назвал себя христианином (и даже принял сан), говорили Духом Святым.

И еще несколько слов о суете и чистоте

Так же и не обо всех людях сказаны слова об исключительной заботе Бога. Тут актуальным может быть урок из Древнего Патерика, когда суетливому монаху сказал авва: «Значит, мы уже и не нуждаемся в заботе Бога о нас, как о детях, потому что сами считает себя и мудрыми, и способными позаботиться о себе». Устыженный эти словами инок перестал суетиться. В истории Церкви множество примеров и такого рода святости, когда христиане действительно настолько слились с волей Бога, что были, выражаясь словами упомянутого уже митрополита Антония, «прозрачными, как чистое стекло, которое отражает луч воли Божьей, а не искажает его», как искажает луч света стекло грязное. Но может ли каждый из нас сказать, что они настолько чист и прозрачен для Бога, что его жизнь полностью отдана (реально, а не на словах) в руки Всемогущего творца и более не руководствуется человеческим своеволием?

Итак, мы можем подвести резюме:

1. Воля Божья – есть источник жизни, святости, чистоты.

2. Всякий грех есть уклонение от воли Божьей.

3. Человек – в отличие от инертной природы – может, как исполнять волю Бога, так и отвергать.

4. Безусловное и абсолютное торжество воли Бога есть только желаемая перспектива, возвещаемая служением Церкви. Это – перспектива «невечернего дня» Царствия Божьего. А во временно-пространственном континууме «через человека смерть, через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:21).

5. В Церкви каждый ее член, каждый христианин призывается к постижению воли Божьей (через молитву, внимательное чтение и изучение Священного Писания, участие в Таинствах) и осуществлению ее в своей жизни, своим поведением. К воплощению воли Бога в делах наших! Но это – задача, а не данность.

6. Только очень талантливый духовник и сам человек (по мере своего духовного роста) может понять, что в его жизни было по воле Бога, а что – результатом своего личного своеволия и самообмана. Так едва ли стоит списывать на «волю Бога» те болезни, которые человек приобретает в результате сознательного пренебрежения своим здоровьем и нарушением предписания врача. Едва ли провалы или успехи в аферах и прочих «делах мира сего» составляют предмет попечения Божьего. Это – самые что ни есть «дела плоти» и «дела мира сего». И человек, вторгаясь в эту область, должен понимать, что как успех, так и неудача в этих делах есть результат самих процессов, участником коих стал человек. Да, разумеется, бывали случаи особого «вмешательства» Божьего в такие дела, но они всегда носили сотериологический (т.е. относящийся к вечному спасению человека) смысл: В результате этого «вмешательства» (оцениваемого не иначе, как чудо) спасенный Богом человек, как правило, «оставлял путь лжи и дела плоти», и становился настоящим христианином!

7. Увы, нередко человек выдает «желаемое за действительное» и объявляет волей Божьей то, что сам хотел бы считать таковым. Так известно, что во время религиозных войн каждая из враждующих (причем, нередко единоверных) сторон считала себя «носителем воли Божьей», а свого «врага» – врагом Божьим.

8. Для нас весьма актуальны слова библейского псалма, которые и должны стать нашей молитвой и желанием нашего сердца (а не только словами): «Научи меня, Господи, исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс.142:10). Этим и закончим наш труд во славу Божью.

Интерес Бога в осуществлении Его воли!

Библия учит, что Бог — не космическая субстанция, не философская идея, не мировая душа, не безмолвное «Нечто», но Личностный Дух, обладающий разумом, чувствами и волей. В нашем мире ничто не пущено на самотек, но все является раскрытием Божьего плана. Царь Вавилонский, некогда хвалившийся своим умом и деловитостью, и наказанный за эту гордыню Господом, исповедовал всевластие Бога:«И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» (Дан.4:32).

О чем мы просим, говоря «да будет воля Твоя?»

Неужели без нашего прошения Бог ничего не будет делать в этом мире – посылать дожди или ясную погоду? Кормить и одевать людей? Наказывать злых и благословлять добрых? Давать рождение и прерывать жизнь? Неужели небеса встанут, если человек не будет обращаться к ним в молитве?

Учитель древней церкви Киприан отвечает на это: «Когда мы молимся «да будет воля Твоя», мы молимся не о том, чтобы Бог делал, что хочет, но о том, чтобы мы могли делать, что хочет Бог».

Молитесь о познании воли Господа!

Это судьбоносное прошение! Индикатором спасительности нашей веры является не молитва, не словесное признание Иисуса Господом, но исполнение Его воли. Христос предупреждал людей: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21).

К сожалению, мир все более и более восстает против воли Бога, отказываясь ее познавать и принимать.

Если проблема Израиля заключалась в стремлении утвердить в качестве нормы собственную праведность вместо праведности Христа, то проблемой современного мира является утверждение греха в качестве нормы человеческого бытия.

Если наказанием Израилю за пренебрежение праведностью Христа было его многовековое ожесточение, то наказанием нашим современникам за отвержение воли Бога будет озеро огненное.

Водораздел между святыми и грешными ныне обозначился очень четко и человеку не нужно гадать, на чьей он стороне. Примером этому может служить «Манхеттенская декларация», опубликованная в 29 ноября 2009 года.

« Коалиция из 150 католических, православных и евангелических священников в своем новом манифесте призывает христиан к отказу от признания светского авторитета и даже к гражданскому неповиновению, если закон заставит их принять аборты, однополые браки и другие идеи, предающие их религиозное кредо. В манифесте говорится, что после избрания Обамы, сторонника права на аборты, социальное зло усилилось, отмечается эрозия «культуры брака», увеличение числа разводов, более легкое отношение к супружеской неверности и отделению брака от деторождения и воспитания детей.

«Мы чтим справедливость и общее благо, поэтому мы не примем никакой эдикт, который заставляет наши институты соучаствовать в абортах, разрушительных для эмбрионов исследованиях, в помощи самоубийцам или эвтаназии, или других деяниях против жизни; мы не склонимся ни перед одним законом, заставляющим нас благословлять безнравственные сексуальные партнерства, относиться к ним, как к браку или его эквиваленту, или воздерживаться от провозглашения истины, как мы знаем ее, о нравственности или безнравственности, а также семье и браке».

Лидер Конвенции южных баптистов, доктор Ричард Ланд, в интервью Newsmax назвал президента Обаму «очень опасным человеком» и напомнил христианам, что Бог беспартийный, «и по многим важнейшим социальным вопросам у Бога есть позиция. Бог не демократ и не республиканец. Бог за жизнь».

Таким образом, линия администрации президента Обамы и всех, кто его поддерживает (а их достаточно много!) является выражением принципа «…да будет воля моя». Однако если взглянуть на проблему внимательнее, то окажется, что воли человеческой в этом принципе не так уж и много.

Апостол Павел напоминал верующим ефесянам, что до своего обращения они жили: «по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:2) .

Получается, что все разговоры о свободной человеческой воли – пустой звук. Человеку только кажется , что он живет по своей воле, на самом деле он исполняет волю сатаны. Воля у человека есть, но этой волей ловко управляет дьявол.

Апостол Павел пишет: «… с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:25,26).

Если по воле Бога возник очень сложный и прекрасный мир, то воле дьявола ничего умного и прекрасного не было сотворено. По его воле свершается разврат, обман, убийства. Тот, кто ищет исполнять волю Божию, тем самым отказывается исполнять волю дьявольскую.

В послании к Ефесянам сказано: «…не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17). Но как нам узнать волю Господа? Каким образом Он открывает ее нам?

В сфере нравственности воля Господа в полноте явлена в Священном Писании. Хочешь знать волю Господа? – читай Библию! Там сказано все, что тебе нужно знать!

Не спрашивай, хочет ли Бог тебя спасти, ибо Его слово провозгласило: «(Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4).

Не выпытывай у Господа, следует ли идти на Богослужение, ибо в Слове Божьем ясно сказано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр.10:25).

Не домогайся ответа: «сколько раз прощать брату моему?». Ответ давным-давно дан в Его Слове: «до седьмижды семидесяти раз!».

Не искушай Христа – можно ли немного грешить, ибо Писание ясно повелевает: «но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:15,16).

Не ломай голову, можно ли развестись без библейских оснований? Библия говорит: Бог ненавидит развод.

Не спрашивай, стоит ли делать добро, если человек его не понимает? Писание заповедует: «…ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Пет.2:15).

Не говори: «Я не дойду до вечности, ведь, может быть, я не избран». Библия провозглашает: «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Матф.18:14).

Христос не пересмотрел ни одного пункта в Своем манифесте – нагорной проповеди и, перечитывая его, вы можете определенно знать, в чем заключается Его воля в нравственной сфере.

По-другому обстоит дело с вопросами, на которые в Писании нет конкретного ответа: на какую работу устроиться, на ком жениться, куда переехать, стоит ли жаловаться начальнику?

Иногда вопросы бывают весьма драматичными. Один брат как-то спрашивал: «У меня трое детей, жена забеременела, и у нее обострилось онкологическое заболевание. Врачи предлагают срочный аборт. Я спрашивал одних братьев — они сказали, аборт исключен, другие — что в таком критическом случае возможен. Что делать?»

Случается, что некоторые верующие, желая определить волю Господа, бросают жребий или открывают наобум Писание, чтобы оно дало прямое повеление, как поступить. Такое гадание на Библии может привести к неприятностям.

Один служитель — назовем его Аркадием — рассказал мне, как в молодости он полюбил одну девушку и спрашивал у Господа, когда следует сделать ей предложение. Он открыл наугад пророка Исайю и прочитал: «в первый и второй год не засевайте». Он понял, что Господь хочет, чтобы предложение было сделано через два года.

Он согласился ждать два года. Как-то к нему подошел друг и попросил: «Молись за меня, я хочу сделать предложение такой-то девушке». Аркадий обомлел: он крадет мою невесту! Пару дней спустя, подошел другой брат и просил подержать его в молитве, ибо он собрался сделать предложение… все той же девушке! Аркадий заскорбел и обратился за поддержкой к пророку Исайе. Открыв Библию наугад, он прочитал: «не бойся двух дымящихся головешек»! Сердце его возликовало: Бог не допустит увести невесту! Так оно и случилось – девушка отказала тем двум женихам. Однако через полгода она все-таки вышла замуж, и Аркадий остался ни с чем.

Аркадий сделал для себя вывод: Бог не благоволит, чтобы он пользовался Писанием как книгой гаданий. Он стал ожидать Божьего времени. Ведь когда Господу нечто угодно, он откроет Свою волю так, что не будет никаких сомнений в ней. И Бог совершенно естественно устроил его знакомство с девушкой, которая и стала впоследствии его женой.

Поступить по воле Господа – значит избавить себя от многих бед!

Однажды Давид вопрошал Господа: «…Господи Боже Израилев! раб Твой услышал, что Саул хочет придти в Кеиль, разорить город ради меня. Предадут ли меня жители Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев! открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет. И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут. Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот человек, и вышли из Кеиля и ходили, где могли. Саулу же было донесено, что Давид убежал из Кеиля, и тогда он отменил поход» (1Цар.23:10-13).

Давид имел все основания полагаться на жителей Кеиля, ибо ему они были обязаны своим спасением от филистимлян. Он рисковал своей жизнью и, вполне возможно, его отряд понес потери в битве с врагами. К тому же, он обогатил город множеством скота, захваченного у противника (1Цар.23:5).

Несомненно, жители города благодарили Давида за помощь и клялись ему в вечной верности. И что было бы, если бы Давид понадеялся на их «порядочность» и не вопросил сердцеведца — Господа? Кеильцы покрыли бы себя позором предательства, погибли бы лучшие воины Израиля.

Чтобы определить волю Господню в случаях, когда она конкретно не выражена в Библии, проанализируйте ситуацию, задавая следующие вопросы:

Настало ли время для принятия этого решения?

Чисты ли мои мотивы?

Спокойна ли моя совесть?

Послужит ли мое решение славе Господа?

Принесет ли оно благо людям?

Молился ли я серьезно о Божьем водительстве?

Открывает ли Бог закрытые двери или я взламываю их?

Совпадает ли мое мнению с мнением богобоязненных друзей или служителей?

Если на эти вопросы вы получаете утвердительный ответ, то поступайте по удостоверению ума своего!

Молитесь о любви к воле Господа!

Волю Божию нужно не только знать, но и любить, потому что в этом случае ее легче исполнить.

Без любви воля Бога будет тяжела и противна.

Сатана прекрасно знает всю волю Господа, однако ненавидит ее и противится ей.

Ирод знал волю Господа о недопустимости брака с замужней женщиной, однако же, нарушил ее.

Фарисеи знали волю Божию об Иоановом крещении, однако отвергли ее.

К сожалению, и поныне многим верующим недостает любви к воле Господней — отсюда причина пренебрежения ею. Мы любим ту Божью волю, которая совпадает с нашей и не ущемляет нас. Напротив, мы отвергаем волю, которая видится нам неудобной.

Один пресвитер писал:

«Не так давно я разговаривал по телефону с верующей женщиной, которая оставила своего мужа – служителя. Я спросил ее: «Угоден ли Богу ваш поступок?». Она ответила «Нет!». «Почему вы не вернетесь к мужу?», — спросил я. «Я устала от нашей разобщенности», — ответила она. Тогда я ответил: «Ваша проблема не столько между вами и мужем, сколько между вами и Богом. Вы не послушны Богу!».

Прошение «да будет воля Твоя» придает глубину и теплоту во взаимоотношениях Христом: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12:50).

Наслаждаться родственным общением со Христом может только исполнитель Его воли. Для прочих христианство превращается в скучную обрядовую религию или в религию манипуляции Богом.

Это прошение «да будет воля Твоя» выявляет – молится ли послушное дитя Божие или религиозный формалист. Сын небесного Отца жаждет смиряться перед Его волей и исполнять ее. Религиозный же формалист не желает исполнять ее. Если же внешне исполняет, то выбирает наиболее легкие повеления.

Слово Божие учит, что настоящая молитва движима в первую очередь не собственной нуждой, а интересами Бога. Так и должно быть – в начале Бог, а все остальное потом! Человек, который с помощью молитвы пытается добиться осуществления своих желаний молиться не умеет!

Любим ли мы волю Господа, когда Он допускает до нас материальные затруднения, болезни, одиночество, неудачи, потери? Или мы ропщем на Него? Когда Петр троекратно исповедовал, что любит Иисуса Христа, Тот не только повелел ему пасти овец, что само по себе было сложным поручением, но еще предсказал мученическую смерть. Петр не огорчился столь странной и тяжелой воле. Он не поднял глаза на Господа и не сказал с укором и недоумением: «Смерть за мою любовь к Тебе? Я не ослышался?!» Тот, кто любит Божью волю, исполнит ее, какая бы она не была!

Что могло бы нас мотивировать горячее молиться о том, чтобы любить волю Господа?

Пример Иисуса Христа.

Для Иисуса Христа творить волю Отца было наслаждением: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан.4:34). Этот пример побуждает нас молиться: «Дорогой Господь! Пусть и для меня исполнение Твоей воли станет приятной духовной пищей, от которой я получил бы удовольствие и подкрепление. Избавь меня от своеволия, которое крадет мою радость и любовь к Тебе!».

Повеление Слова Божьего

Апостол Павел пишет верующим чтобы они трудились: «…не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф.6:6). Аналогичное желание выражает псалмопевец: «…я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.39:9). Эти повеления также усилят нашу молитву: «Господь, у меня так мало энтузиазма в исполнении воли Твоей на работе. Я ленив и работаю из-под палки. Помоги в моих будничных обязанностях усматривать Твою волю и исполнять ее от души»!

Знание чудесных свойств воли Господа

В послании Римл.12,2 Апостол Павел называет три характеристики воли Господа: благая, угодная и совершенная. И если мы призадумаемся о них, это вдохновит нас творить волю Господа.

Воля Божия служит нашему благу в самом широком смысле этого слова: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28) . Если вы станете претворять в жизнь повеления Господа, вы обретете много благ!

Воля Господа угодная или, иначе сказать, приемлемая. Ее можно исполнить!

Бог не повелевает нам невозможного и не предлагает непосильного. Он готов оказать нам свою помощь в осуществлении Своей воли!

Воля Господа совершенная , то есть самая наилучшая. Она — единственный приемлемый вариант для нашей жизни. В ней нет изъянов и недостатков. Однако лучшая — не означает легкая.

Иисусу стоило огромного напряжения принять волю Отца относительно чаши в Гефсиманском саду. Он молился с сильным воплем и со слезами о принятии этой воли и победил! Благодаря Его повиновению воле Отца, мы спасены!

Любовь к воле Божьей невозможна без покорного смирения перед ней. В.П. Степанов, известный служитель евангелия в 20-30 годах прошлого века, писал в тяжелой болезни:

Если воле Твоей не угодно, чтоб я

Получил, чем желал обладать,

Покори мою волю себе навсегда,

Успокой и пошли благодать!

Молитесь о силе , чтобы в полноте исполнить волю Господа!

Псалмопевец Давид молился: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой» (Пс.142:10). Муж по сердцу Бога чувствовал себя неумелым исполнителем воли Господа и нуждался в Божьей помощи.

И в самом деле: Бог ожидает, чтобы исполнение Его воли отличалось полнотой и своевременностью. Именно так на небе исполняется воля Господа.

Я не могу себе представить, чтобы Архангел Гавриил, который был послан Богом возвестить деве Марии о рождении Иисуса Христа, сказал: «Господь, я сейчас занят, но даю честное слово, что как только освобожусь, непременно слетаю в Назарет». Я не могу себе представить, чтобы Гавриил сказал Господу: «Почему всегда я да я? Я уже был в командировке на грешную землю. Там такая смердящая и гнетущая атмосфера зла, что я еле выдержал. К тому же я намучился неверием Захарии. Позволь мне отдохнуть, неужели Тебе некого послать?»

Ангелов с подобными настроениями я себе не представляю. Но зато мне легко представить людей, которые не спешат исполнить волю Господа или исполняют ее отчасти.

Так жена Лота повиновалась Господу отчасти. Она послушалась Господа и вышла из Содома, однако, другую часть повеления — «не оглядывайся!» — она не исполнила и превратилась в соляной столб.

Моисей повиновался Господу отчасти, когда вместо того, чтобы приказать горе источить народу воду, ударил по ней жезлом.

Саулповиновался Господу отчасти, когда, вместо того, чтобы все предать заклятию, оставил хорошее стада врагов для себя и народа.

Царь Ирод повиновался Господу отчасти, исполняя многое из наставлений Иоанна Крестителя, но не прекратил прелюбодейные отношения с Иродиадой.

Несвоевременное и неполное повиновение Господу является запинающим грехом церкви Христовой. Вот почему нам нужно молиться о том, чтобы Бог дал нам ревность и силы исполнять волю Господа сразу и в полном объеме.

Бог обещал дать силу для такого исполнения Своей воли. Прочтите эти тексты и обратите их в повод для молитвы:

«…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8:35-37).

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).

«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем…» (Еф.3:20).

«Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение…» (1Тим.1:12).

Клайв Льюис сказал: «Кому-то Бог скажет: «да будет вам по воле Моей», а кому-то: «Да будет вам по воле вашей». Одни возрадуются, другие возрыдают. Будешь ли ты в числе первых?

«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям… пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Пет.4:1-4).

( …) Май 4th, 2012 в 03:02

Я очень счастлива и благодарна Господу, что откровение о необходимости соблюдения Божьей воли получила в самом начале моего христианского становления и с тех пор очень серьезно отношусь к этому Божьему повелению! …Воля Божия служит нашему благу в самом широком смысле этого слова: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Если вы станете претворять в жизнь повеления Господа, вы обретете много благ! — именно эту цитату из вашей статьи следует сделать своим девизом, а кому-то написать на скрижалях своего сердца!!! Хочу вам повествовать о моем самом первом и самом трогательном опыте познания Божьей воли. На тот момент моя не любимая, низкооплачиваемая и изнуряющая работа не доставляла мне никакого удовлетворения. К тому же я просто ненавидела свою непосредственную начальницу. С директором нашего учреждения у меня складывались достаточно теплые отношения, но жаловаться мне было стыдно, поэтому он не знал о том, что между мной и моей начальницей была молчаливая вражда. Мой муж в то время не работал и был связан с дурной компанией где стал злоупотреблять алкоголем. Я целыми днями находилась на работе, мой муж пил и на него нельзя было положиться, а наши дети были предоставлены сами себе. Мне все это не нравилось и я в надежде взять под полный контроль моего мужа, стала обдумывать пути моих действий, придя к одному единственному мнению о том, что мне необходимо уволиться! Чем больше я обдумывала это решение, тем больше сомнений у меня возникало! С одной стороны не любимая работа и ненавистная начальница от которой хотелось бы скорей освободиться, с другой стороны не работающий супруг и двое детей! После долгих раздумий и неопределенности все таки я решила взмолиться к Богу и спросить его мнение — увольняться или не увольняться! Первый раз в жизни я услышала голос Моего Бога прямо в мое сердце — Увольняйся! Сначала после этого Слова наступило облегчение, но потом спустя время на протяжении двух месяцев я просто билась в нервных конвульсиях изводилась сама и изводила всех своих родных, тем что это Слово не от Бога, а от сатаны — Как Господь может себе помыслить оставить мою семью полностью без средств к существованию! Обстановка в семье ухудшалась, я была полностью измотана и издергана! В этот момент я уже начала не уверенно от безысходности ходить в церковь, так как только там я могла погружаться в атмосферу покоя и защищенности. Мой муж был категорически против моей церкви и даже пытался меня побить, но с каждым посещением церкви моя Вера стала как будто сама независимо от моего разума расти и укрепляться. Спустя некоторое время никому ничего не говоря, я пошла с заявлением об увольнении в руках к директору, с чувствами и переживаниями о Аврааме, и как он вел своего сына на всесожжение. Директор долго расспрашивал меня в чем причина моего решения, что могла я рассказала со слезами и мольбами подписать мое заявление, но он категорически отказался! Позвонил моей начальнице и убедительно попросил ее придумать способ, чтобы я могла решить свои семейные проблемы и в то же время сохранить работу! К такому повороту событий я была не готова! В итоге мне предложили 4 месяца отпуска без сохранения заработной платы! Заявление я решила написать на 2 месяца. При том чтобы не остаться без средств к существованию мне предложили пойти на больничный и подлечиться в клинике по лечению нервных расстройств. Директор даже выписал мне материальную помощь на лечение! Привязанность к Господу и к церкви у меня в это время стала возрастать. За эти 2 месяца я успела совместить необходимое для меня лечение, общение с мужем и детьми, которого нам оказывается так давно не хватало, а самое главное я по настоящему покаялась в своих грехах, посещала проповеди, семинары, молитвенные служения, прошла Альфа курс в нашей церкви, приобрела братьев и сестер и полностью и бесповоротно решила встать на путь посвящения себя и своей жизни Моему Господу и Спасителю Иисусу Христу! Спустя 2 месяца я вышла на работу совершенно другим человеком, я не могла поверить сама себе куда делся весь негатив с которым я жила последние годы! Все выглядело совсем другим, люди добрые, начальница нормальный человек, даже профессионал своего дела! Со временем мне значительно повысили заработную плату, мой муж устроился на очень хорошую работу! И я все время задаю себе один вопрос — а если бы я не послушала голос Господа, чтобы тогда со мной было сейчас! Слава Нашему Богу! Спасибо вам большое за ваши проповеди которые я с удовольствием перечитываю по несколько раз, а также возможность свидетельствовать на вашем полюбившемся мне сайте! Благодарю за вас и за ваш труд Нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа!

Говоря о Божьей воле, многие исследователи различают три ее аспекта, встречающиеся в Библии. Первый аспект известен как декретная, суверенная или скрытая Божья воля. Это Божья «высшая» воля. Этот аспект Божьей воли исходит из признания Его суверенитета и других аспектов Его природы. Он обращает внимание на то, что Бог суверенно предопределяет все, что произойдет. Иными словами, нет ничего, что может находиться вне пределов суверенной Божьей воли. Этот аспект воли Бога описан в таких стихах, как Ефесянам 1:11, где мы узнаем, что Бог «все вершит по Своей воле и намерению», и Иова 42:2: «Я знаю: все в Твоей власти, нет для Тебя невозможного, что бы Ты ни замыслил». Это представление о Божьей воле основано на том, что, поскольку Бог является суверенным, Его воля никогда не будет изменена. Все находится под Его контролем.

Это понимание Его суверенной воли не означает, что Бог является причиной всему происходящему. Скорее, оно признает, что, поскольку Он является суверенным, то Он должен, по крайней мере, разрешать или допускать все происходящее. Этот аспект Божьей воли подразумевает, что даже если Бог пассивно позволяет вещам происходить, Он должен допустить их, так как Он всегда имеет власть и право вмешаться. Бог всегда может решить – допустить или остановить действия и события в этом мире. Поэтому, раз Он позволяет вещам происходить, то случаются по Его воле в этом смысле этого слова.

В то время как суверенная воля Божья часто является скрытой от нас, пока что-то не произойдет, есть еще один аспект Его воли, очевидный для нас: Его постижимая или проявленная воля. Как следует из названия, этот аспект Божьей воли означает, что Бог выбрал открыть часть Своей воли в Библии. Постижимая воля Бога говорит нам о том, что Он желает, чтобы мы делали или не делали. Например, благодаря этому, мы можем знать, что Божья воля в том, чтобы мы не воровали, чтобы любили своих врагов, чтобы покаялись в своих грехах и что мы можем быть святыми, как и Он свят. Это выражение воли Бога проявляется как в Его Слове, так и в нашем сознании, через которое Бог записал Свой нравственный закон в сердцах всех людей. Законы Бога – будь то в Писании или в наших сердцах – являются обязательными для нас. Мы несем ответственность, когда не подчиняемся им.

Понимание этого аспекта Божьей воли признает, что хотя у нас есть силы и способности не подчиняться Божьим заповедям, мы не имеем права это делать. Таким образом, нет никакого оправдания за наши грехи, и мы не можем утверждать, что выбирая грех, мы просто выполняли указ суверенного Бога или Его волю. Иуда выполнял суверенную волю Божью, предав Христа, подобно тому, как римляне распяли Его. Это не оправдывает их грехи. От этого их поступки не стали менее злыми или предательскими, и эти люди были ответственны за свой отказ от Христа (Деяния 4:27–28). Хотя по Своей суверенной воле Бог разрешает или допускает грех, мы по-прежнему ответственны перед Ним за этот грех.

Третий аспект воли Бога, который мы видим в Библии, является разрешительной или совершенной волей Божьей. Этот аспект описывает отношение Бога и определяет то, что угодно Ему. Например, хотя очевидно, что Бог не получает удовольствия от смерти грешника, также очевидно, что Он допускает его смерть. Этот аспект Божьей воли проявляется в многочисленных стихах Писания, которые указывают на то, от чего что Бог получает или не получает удовольствие. Например, в 1 Тимофею 2:4 мы видим, что Бог желает, «чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины», но мы знаем, что суверенная воля Божья в том, что «никто не сможет прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня, и в последний День Я воскрешу его» (Иоанна 6:44).

Если мы не будем осторожны, то можем легко стать чрезмерно увлеченными или даже одержимыми поисками «воли» Бога в нашей жизни. Искать Его тайную, скрытую или декретную волю является бессмысленным занятием. Бог не выбрал, чтобы показать нам этот аспект Его воли. Что мы должны стремиться узнать, так это Его постижимая и выявленная воля. Истинный знак духовности проявляется в том, когда мы хотим знать и жить в соответствии с волей Бога, открытой в Писании, что может быть обобщено следующим образом: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:15–16). Наша обязанность заключается в том, чтобы повиноваться открытой воле Божьей, а не спекулировать на том, что скрыто от нас. В то время как мы должны стремиться быть движимыми Духом Святым, нам никогда не следует забывать, что Дух Святой в первую очередь ведет нас к правде и сообразует с образом Христа, чтобы наша жизнь прославляла Бога. Бог призывает нас вести свою жизнь согласно каждому слову, исходящему из Его уст.

Жизнь в соответствии с Его выявленной волей должна быть главной целью нашей жизни. Римлянам 12:1–2 обобщает эту истину – мы призваны отдать наши тела «Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему. Только такое служение истинно духовно. Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно». Чтобы узнать волю Божью, мы должны погрузиться в писания Слова Божьего, насыщая ним свои умы и молясь, чтобы Святой Дух преобразил нас через обновление нашего ума и привел нас к тому, что хорошо, угодно и совершенно – в соответствии с волей Божьей.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.