На территории поселения невостребованные земельные доли отсутствуют. Как оформить невостребованный земельный участок и паи сельхозназначения

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО - ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Организационно-правовой отдел Управления земельно-имущественных отношений администрации Калининского муниципального района Саратовской области

для органов местного самоуправления

«Пошаговая процедура оформления невостребованных земельных долей»

Оформление невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день является актуальным вопросом среди муниципальных образований сельских и городских поселений.

Данная методическая рекомендация предназначена для органов местного самоуправления муниципальных образований, а в частности для глав и специалистов администраций, занимающихся вопросом оформления невостребованных земельных долей на основании Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Ожидаемые результаты это овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий, может способствовать повышению мотивации специалистов администраций муниципальных образований.

Особенность и новизна методических рекомендаций выражена подробным описанием процедуры действий глав и специалистов администраций при оформлении невостребованных земельных долей, учтены пожелания глав администраций муниципальных образований Калининского муниципального района в разработке проектов образцов документов.

Пути решения проблемы: В данном исследовании, во-первых, был определен круг лиц в чью компетенцию входит решение вопроса, во-вторых, описана подготовка и проведение процедуры пошагового оформления невостребованных земельных долей, в-третьих, разработаны образцы документов применяемых в решении данного вопроса.

Исследование показало, что в ходе 8-недельного цикла большинство глав и специалистов муниципальных образований Калининского муниципального района применяя настоящие методические рекомендации смогли довести решение вопроса по оформлению невостребованных земельных долей до логического завершения (т.е. оформить в установленном законном порядке невостребованные земельные доли), что подтверждает эффективность предлагаемой методики.

В заключение необходимо обозначить, что методические рекомендации подобного рода эффективны и необходимы в решении вопросов местного значения.

п/п

1. Общие положения

1.1. Цель разработки

Настоящие методические рекомендации подготовлены организационно -правовым отделом Управления земельно имущественных отношений администрации Калининского муниципального района Саратовской области на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

В п.1 и п. 2 ст.12.1 Закона установлены юридические основания, по которым земельные доли (см. ст.15 Закона) могут быть признаны невостребованными.

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по данному основанию.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В тоже время поясняем, что Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

жилое помещение;

земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений).

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается муниципальному образованию в лице соответствующих органов в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Юридически указанные доли признаются невостребованными с даты утверждения списка невостребованных земельных долей, сведения о которых включены в указанный список (см. п.7 ст.12.1 Закона).

Первым основанием для признания земельной доли невостребованной является отсутствие юридически значимых действий собственника земельной доли, направленных на распоряжение такой долей, как минимум, в течение трех лет подряд.

При этом по данному основанию могут быть признаны невостребованными только такие земельные доли, права на которые удостоверяются свидетельствами о праве на земельные доли, выданными до вступления в силу ФЗ от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» или выписками из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющими права на земельную долю, но записи о таких земельных долях их основанию могут быть признаны невостребованными только такие земельные доли, права на которые удостоверяются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Вторым основанием для признания земельной доли невостребованной является:

а) отсутствие сведений о собственнике такой доли в документах, указанных в п.2 ст.12.1 Закона;

б) наличие у земельной доли, собственник которой умер, признаков выморочного имущества, предусмотренных в ст.1151 ГК РФ.

Согласно п.3 указанной статьи, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

В соответствии с п.3 ст.12.1 Закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 данной статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 этой же статьи (далее - список невостребованных земельных долей).

Иными словами, если имеются указанные в п.1 и 2 ст.12.1 Закона основания для признания земельных долей невостребованными, то по инициативе органа местного самоуправления может быть начата предусмотренная данной статьей юридическая процедура признания этих долей невостребованными.

Земли сельскохозяйственного назначения земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей;

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями в составе земель сельскохозяйственного назначения;

Земельная доля - земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Размеры земельных долей (долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения) могут быть выражены разными способами: в виде простой правильной дроби; в гектарах; в баллах (баллогектарах). (пример, 1/6 или 1/900; 6,3 га; 138 б/га.

Земельный участок часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами;

Проект межевания земельного участка или земельных участков документ, утверждаемый общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, определяющий размеры и местоположение границ земельного участка и земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей;

Государственный кадастр недвижимости систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных указанным выше федеральным законом сведений;

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости сведений о недвижимом имуществе;

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.



Быстрый поиск

Напр. "Статья 45", "Глава 3", "77"

Вначале девяностых годов прошедшего столетия в нашем государстве была проведена земельная реформа и все члены колхозов и совхозов стали обладателями земельных паев, статус владельца которых обосновывался Свидетельством о праве собственности на землю.

Но не все смогли надлежащим образом обрабатывать свой надел и как следствие этого – образовались невостребованные земельные доли.

Конституция нашей страны закрепляет за гражданами право на владение землей, но положения статьи 54 Земельного Кодекса РФ предупреждают об принудительном прекращении данных прав в связи с нецелевым использованием паев сельхозназначения либо использование земельного участка с нарушением законодательства. Так почему же пай получает статус «невостребованный»?

Понятие невостребованного пая дает ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — это доли земли, на которых не производились сельхозработы три года подряд и более, кроме площадей, прошедших госрегистрацию в соответствии с требованиями ФЗ № 218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».

После внесенных в 2016 году это понятие расширилось. Теперь в данную категорию относятся земледельческие паи:

  • неузаконенные решением администрацией сельсоветов в период всеобщей приватизации сельскохозяйственных угодий;
  • после смерти собственника наследственное право как по закону, так и по завещанию не было открыто из-за отсутствия наследников либо они официально отказались от наследства без указания в чью-либо пользу, или отстранены от права наследования либо не имеют такового.

Принимая к сведению юридическую базу по аграрным вопросам, вывод получается таков, что невостребованными считаются те доли, которые продолжительное время не эксплуатировались.

Признание доли невостребованной

Обязанность по выполнению данной процедуры возложена на органы власти на местах (п. 3 ст.12.1 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г.).

Администрация поселкового сельсовета или городского округа, включающего в свой состав земли с/х назначения, формирует список невостребованных земельных долей , которые подпадают под основания, указанные выше.

После орган местного самоуправления, в ведомстве которого расположен аграрный участок, включающий в свою общую площадь подобные наделы, официально публикует эту информацию в печатном издании областного значения, на своем интернет-сайте и вывешивает подобные списки на общественных информационных щитах населенного пункта.

Всю эту процедуру поселковый совет должен проделать не менее, чем за три месяца до даты созыва общего собрания собственников земельных паев . Затем реестр невостребованных земельных долей специалист сельского совета должен предъявить собранию собственников для утверждения.

Ежели владелец сельскохозяйственной доли посчитает, что его земля находится в данном списке необоснованно, то он должен свой письменный протест в этот трехмесячный срок направить в местный орган власти, на районе которого расположена его собственность. И на собравшемся совете обладателей земельных долей обнародовать имеющиеся у него доказательства своей правоты.

Если все-таки общее собрание признала землю собственника невостребованной, то далее решением этого вопроса будут заниматься судебные инстанции, после написания на их адрес искового заявления.

ВНИМАНИЕ! Моментом признания наделов земли невостребованными считается принятое общим собранием положительное решение в отношении выдвинутого администрацией с/с списка.

Если по прошествии четырехмесячного срока такое решение участниками общего схода не принято, то исполнительный орган местной власти правомочен самостоятельно утвердить созданный им список невостребованных земельных долей.

Кто распоряжается невостребованными земельными долями? Такой прерогативой наделяются муниципальные образования, после прохождения всех регистрационных этапов узаконивания данных земельных площадей.

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли;
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости . Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Ответственность за надлежащее использование

Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

Собственник обязан заниматься обработкой своей земли либо отдавать ее в аренду сельхозорганизациям, которые будут обрабатывать и получать от этого прибыль, определенный процент которой выплачивается арендодателю в виде арендной комиссии.

Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

Данные мероприятия проводятся с целью охватить для целевого прибыльного использования как можно большего количества земельных площадей и дать возможность сельхозкомпаниям заниматься обработкой невостребованной и, как следствие, запущенной земли.

Активизировавшийся оборот сельскохозяйственных земель
в нашем регионе заставляет органы местного самоуправления все чаще задумываться о наполнении бюджетов и возможности эффективного распоряжения невостребованными земельными массивами. Однако "видит око, да зуб неймет". Возможна ли консолидация невостребованных земельных долей в собственности области или района, рассуждает эксперт "Призыва" по обороту земель сельхозназначения Георгий САВЕНКО.

– Закон "Об обороте земель сельхозназначения" ввел в современное земельное право ранее не существовавшее понятие "невостребованные земельные доли". Что это такое?
– П. 5 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" затрагивает вопрос, не нашедший пока единообразного решения в правоприменительной практике, в том числе в судебной. Ранее, согласно постановлению Правительства РФ от 01.02.1995 г., невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на них, либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями. Невостребованные земельные доли с указанием их собственника должны были передаваться по решению внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли образованным в ходе реорганизации сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия для осуществления ими представительства в отношении указанных долей в соответствии со ст. 183 ГК РФ, а в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они зачислялись в фонд перераспределения земель района.
Указ Президента от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" уточнил, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности, передаются сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
Пункт 5 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" под невостребованными земельными долями понимает такие земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю. Если сказать проще, то невостребованными, в строгом смысле слова, являются, во-первых, доли тех лиц, которые были включены в 1992 г. в списки на приватизацию, но умерли до момента выдачи свидетельств на право собственности. Во-вторых, доли тех лиц, кто по каким-то причинам не получил свидетельства (например, выехал за пределы района).
– Да, но закон,
по сути, под невостребованные доли подводит и доли тех граждан, которые, образно говоря,
держат при себе многие годы
свидетельства
и не выделяют в счет них земельные
участки. А раз так,
то и право собственности на них может перейти к Владимирской области или
к муниципальным образованиям
районов. Насколько это реально?
– Напомню, что согласно ч. 2 ст. 35 Конституции "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами". Право распоряжаться имуществом включает в себя право собственника (сособственника) самостоятельно решать – распоряжаться им или нет. Это положение Конституции исключает отъем невостребованных долей вне рамок закона.
– Таким образом, отнять земельную долю у собственника вообще невозможно?
– Это невозможно сделать даже по чисто техническим причинам. Закон "Об обороте земель сельхозназначения" предусматривает сложные процедуры по выделению в счет невостребованных земельных долей земельных участков.
Во-первых, для образования земельного участка в счет невостребованных долей Владимирская область или районная администрация сначала принимают соответствующее решение. Во-вторых, общему собранию участников долевой собственности необходимо принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. В-третьих, Владимирская область или районная администрация публикуют сообщение о невостребованных земельных долях, в котором указывают фамилии лиц, не распорядившихся ими. В-четвертых, Владимирская область или районная администрация устанавливают границы этого земельного участка, ставят его на кадастровый учет. В-пятых, следующий шаг – обращение в суд с заявлением о признании выделенного участка бесхозяйной вещью. В-шестых, на основании решения суда в отделе ФРС происходит регистрация участка как бесхозяйной вещи. Наконец, в-седьмых, Владимирская область или районная администрация должны обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на участок – бесхозяйную вещь.
И только после вступления в законную силу решения суда и регистрации права собственности Владимирской области или районной администрации на земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей в отделе ФРС, можно говорить о том, что право собственности граждан на невостребованные земельные доли прекратилось.
– После запуска описанных вами процедур граждане не могут уже повернуть процесс вспять и распорядиться
земельными долями?
– Думаю, граждане, включая наследников, не оформивших права на земельные доли, на любом этапе могут заявить о своих правах: и тогда, когда процедуры только запускаются и идут (публикация списков, выделение участка, подготовка землеустроительной документации, постановка его на кадастровый учет), и даже тогда, когда участок переходит в собственность области или района. В последнем случае гражданин (наследник) обращается в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда о признании права собственности области или района на земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей.
– Получается, что Владимирской области и районным администрациям нет смысла заниматься процедурами выделения земельных участков в счет невостребованных долей, если граждане могут обжаловать в суде их любые действия?
– Я уверен, что областным и районным властям особо рассчитывать на успешное применение п. 5 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" не стоит. Даже весьма беглый анализ положений закона показывает их непоследовательность и противоречивость и, по сути, невозможность реализации на практике без существенных нарушений Конституции и гражданского законодательства.
Кроме того, на любой стадии образования участка в счет невостребованных долей, оформления на него прав публично-правовыми образованиями гражданин, заявивший право на невостребованную долю, по сути, обесценивает запущенные процедуры. Например, если он восстановил свое право, то Владимирской области или районной администрации необходимо заказывать новое межевое дело (делить участок или участки); ставить на кадастровый учет; регистрировать в ФРС право собственности на измененный земельный участок. А вслед за первым наследником объявятся второй, третий и т.д.
Наконец, насколько мне известно, в тех регионах, где раньше начали решать эту проблему, суды в подавляющем большинстве случаев встают на сторону собственников невостребованных земельных долей. Так стоит ли вообще заниматься невостребованными долями, тратить время, силы и средства?