Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит? Кто такой логопед и что он делает с вашим ребенком

Занимается коррекцией нарушений речи как у детей, так и у взрослых.

В современной практике используются педагогические, психотерапевтические методы коррекции, аудирование (прослушивание аудиозаписей) и многое другое.

Лечение у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.

Что входит в компетенцию врача Логопеда

Его задача - всесторонне оценить состояние речи ребенка.

Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это - «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние неречевых способностей ребенка.

Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.

Какими заболеваниями занимается Логопед

- нарушения произношения звуков (дислалия и дизартрия);
- нарушения ритма и темпа речи (заикание, реактивное заикание);
- расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
- недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
- неправильный прикус.

Какими органами занимается врач Логопед

Логопед корректирует дефекты речи.

Когда следует обращаться к Логопеду

- позднее развитие речи;
- нарушения понимания речи или дефектное звукопроизношение;
- заикание.

Основным признаком-симптомом заикания являются судороги в мышцах лица, губ, языка, дыхательного аппарата ребенка.

По характеру они бывают клонические, когда ребенок повторяет один звук или один слог (“по-по-по-пойдем”). И бывают более тяжелые судороги – тонические – когда ребенок просто не может начать говорить, как бы застревает на слове. Могут быть и судороги смешанного типа.

Помимо судорог родители могут заметить и другие признаки заикания – это двигательные уловки. Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: подергивает мочку уха, постукивает рукой.

Речевые уловки – человек, чтобы начать говорить, проговаривает длительно звук или многократно повторяет одно и то же слово (“э-э-э-э-э”, “А я... а я... а я...”).

Личностные изменения ребенка.

Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем, у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания. Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом.

Еще один важный признак заикания – так называемые логофобии. Страх, боязнь речи и ситуации, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице.

Когда и какие анализы нужно делать

Проводится физикальное и речевое обследование ребенка, с целью выявления дефектов речи.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Логопед

Проводится физикальное и речевое обследование ребенка, с целью выявления дефектов речи. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят.

Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Малышам очень полезно заниматься лепкой. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

Выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.

Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Акции и специальные предложения

Медицинские новости

07.12.2018

Специалисты Орхусского университета (Дания) совместно с учеными Квинслендского университета (Австралия) утверждают, что дефицит витамина D в крови новорожденного, в последствии повышает риски развития шизофрении в зрелом возрасте

Специалисты Калифорнийского университета (США) разработали лекарственную форму для борьбы с болезнью Альцгеймера

16.05.2018

Специалистам удалось установить, что использование комплекса препаратов, которые содержат белковые молекулы, могут продлить период времени до наступления деменции.

Медицинские статьи

Диагноз «глиобластома» воспринимается пациентами как приговор, однако в настоящее время врачи способны продлить жизнь пациентам с этим агрессивным видом опухоли мозга.

Методика обработки зубов с сохранением пульпы при изготовлении коронок не часто практикуется врачами-ортопедами, так как осложнения от перегрева нерва во время обработки, приводили к воспалению и зубы начинали болеть под коронками

В период освоения физического мира у ребенка возникает потребность все делать самому, что, естественно, он делает не так, как «правильно», а экспериментируя и совершая ошибки. Взрослые или запрещают самостоятельные действия, или прерывают их прежде, чем ребенок...

Как удалить зубной камень в домашних условиях? Зубной камень это отвердевший зубной налёт, образующийся на поверхности зубов. В этой статье рассмотрим народные методы удаления зубного камня в домашних условиях.

Как выбрать зубную пасту и какая зубная паста лучшая? Тюбик зубной пасты - привычный гость на полочке в ванной. Все мы с самого детства знаем - чтобы зубы были здоровыми, их следует чистить пастой.

Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия,мелкой маторики, развития памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок, развитие речевого дыхания и много другое.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи, нейропсихологии.
В каком возрасте следует начать показывать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, благоприятный период для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Родители должны регулярно посещать участковый логопедический кабинет в поликлинике и отслеживать динамику развития речи своего ребенка. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?». Чем раньше по возрасту логопед обнаружит нарушения речи (если они есть), тем легче будет все исправлять.
Могут ли родители определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью- по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например для постановки звуков которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды , без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. Хотя сейчас стали появляться американские постановочные зонды , которые позволяют родителям под присмотром логопеда самостоятельно ставить звуки Р,Л,С,Ч и Ш.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Как попасть на занятия к логопеду?
Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю.
Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в нее детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.
Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Это бывает но этого не надо бояться и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Да можно, но для этого надо,чтобы сверстники не имели речевых проблем, обычно это происходит у детей с небольшими речевыми проблемами. Но если Ваш ребенок не говорит или он имеет сильные речевые проблемы,я рекомендовала обратиться к логопеду или посещать логопедическую группу.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?
Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более), нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) – шапка, пила – нож. Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция подобных нарушений возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.
Не помешает ли обучение в логопедической группе в будущем поступить в престижную школу, не будет ли на моем ребенке клеймо «отстающий ребенок» ?
Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?
К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно- развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
К минусам можно отнести несколько большую плату за посещение группы. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда. Если родители не будут заниматься с ребенком дома, то все старания логопеда будут напрасны. Результаты по исправлению речи приносят только совместные усилия логопеда и родителей.
У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Ни радио, телевизор, компьютер не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.
Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?
Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Бывают такие проблемы, когда ребенок не слышит звуков, как бы он не старался, как следствие проблемы в письме. Такие проблемы распознать родителям сложно, это может только специалист логопед.
Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Как правильно учить ребенка читать и писать?
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Для правильного захвата ручки существуют специальные шаблоны,которые надеваются на ручку, и ребенок правильно ее захватывает. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки. Для выработки правильного захвата –придуманы 3 х гранные карандаши и ручки.
Если ребенок-левша, то шаблоны для правильного удержания ручки существуют и для левшей.
Ребенок в 2 года знает все буквы, но никак не научится читать,почему?
Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе), недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырех лет при условии систематических занятий.
Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
– лепка буквы из пластилина;
– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым;
– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ. Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном.
Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается.
Чтобы вовремя помочь ребенку, важно не пропустить первые признаки заикания:
- ребенок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
Существует мнение,что заикание не лечится, правда ли это?
Нет это не правда,есть методики,позволяющие вылечивать заикание у детей с вероятностью до 95%.Так же наука не стоит на месте,есть гипотеза,что через 10 лет будут изобретены таблетки от заикания.
Наш логопед проводит с ребенком логопедический массаж, могу ли я делать его самостоятельно?
Я бы не советовала Вам делать такой массаж без специальных навыков. Логопедический массаж служит для расслабления и снятия тонуса с мышц речевого аппарата а так же лица, не зная строения артикуляционного аппарата, Вы можете сделать только хуже. Для логопедического массажа существуют специальные массажные зонды и оборудование

Только что появившийся на свет малыш не обладает никакими речевыми навыками, он не умеет произносить четкие звуки, а тем более не знает слов и не может объясняться с окружающими его людьми. Всему этому ребенок учится в процессе своего роста и развития. Но бывают случаи, когда развитие речи имеет запаздывающий характер или индивидуальную специфику, и как раз в таких случаях правильному речевому развитию ребенка поможет обращение к логопеду.

Суть работы логопеда

Работа логопеда заключается в обнаружении и исправлении дефектов детской и взрослой речи, при этом задачей специалиста является не только правильная постановка звуков, но и развитие мелкой и общей моторики, а также таких познавательных способностей, как восприятие, внимание, мышление, память.

На приеме у логопеда родители узнают, какие речевые проблемы существуют у их ребенка, что представляет из себя верное формирование детской речи, какими способами и методами его можно достичь. Логопед, учитывая возраст ребенка, соотносит с нормой количество используемых в речи слов, оценивает произношение отдельных звуков, построение предложений и коммуникативность ребенка. Другими словами, логопед квалифицированно проанализирует ситуацию и сделает заключение, нужно ли ребёнку проведение специальных занятий.

На занятиях с логопедом ребенок выполняет упражнения, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развивающие его артикуляцию и формирующие его фонематический слух и грамматический строй.

Стоит отметить, что логопед обязательно должен иметь высшее педагогическое образование по специальности логопед, учитель-логопед, дефектолог.

Почему нужно обращаться к логопеду?

Во-первых, родители не всегда могут самостоятельно выявить все дефекты и проблемы речи, имеющиеся у ребенка. Эти проблемы могут существовать незаметно для непрофессионального (в отношении логопедии) слуха родителя, поэтому нужно обязательно показать ребенка специалисту.

Во-вторых, имеющиеся в речевом развитии проблемы, оставшиеся без решения, могут привести к отсутствию готовности ребенка к школе. К тому же эти проблемы будут только нарастать, если вовремя не обратиться к логопеду. Очень часто можно встретить мнение, что если в детской речи есть дефекты, то их не нужно исправлять, они пройдут самостоятельно через какое-то время. Но это мнение ошибочно, ведь с возрастом ребенка все сложнее и сложнее исправить проблемы с речью.

Какие могут быть последствия игнорирования проблем? При неправильном произношении звуков ребенок может замкнуться, появятся проблемы в общении со сверстниками, а также внутренние комплексы, мешающие в полной мере использовать свой потенциал. При отсутствии умения отличать звуки друг от друга на слух у ребенка могут возникнуть проблемы с письмом букв и чтением. Без навыка верно строить фразы и предложения могут появиться трудности с правильным изложением своих мыслей.

Когда нужно обращаться к логопеду?

Раньше существовало мнение, что первый прием к логопеду нужно запланировать на 5-летний возраст ребенка. Однако в 5 лет большинство детей уже имеет почти сформированную речь. Поэтому сейчас считается, что самый подходящий возраст – 2-3 года. Именно в этот период речевое развитие идет особенно интенсивно, и многие проблемы легче исправить и предупредить.

Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые родитель может понять, правильно или неправильно, своевременно или с запаздыванием развивается речь его ребенка. Если она отстает от нижеприведенных норм, следует как можно быстрее обратиться к логопеду.

Возрастные нормы правильного развития речи:

Достигнув возраста 1 года, ребенок имеет в своем словарном запасе 3-4 слова, которые еще пока можно назвать лепетом. Он уже понимает некоторые слова и фразы родителей, о чем идет речь, а также может выполнить легкие задания типа «дай игрушку», «возьми ложку» и т.д.

В 2 года словарный запас ребенка — от 50 слов и выше, может составить простое предложение из 3 слов, а также выполняет двухшаговые задания типа «открой шкаф и достань игрушку». К 2 годам ребенок должен освоить звуки п, б, ф, в, д, т, н, м, г, к.

В 3 года ребенок, как правило, умеет в верной последовательности связывать слова, различает и правильно говорит слова в единственном и множественном числе, использует падежи, простые предлоги (с, под, на, за, в и т.д.) и союзы (когда, потому что и т.д.)

В 4 года ребенок может использовать в предложениях уже более сложные предлоги (из-за, из-под, вместо и т.д.) и союзы (где, что, куда и т.д.), а также уже в состоянии правильно произносить свистящие звуки ц, с, з, шипящие ж, ш, щ, ч (допускается ситуация, если немного позднее 4 лет) и звуки э, ы.

В 5-5,5 лет ребенок до конца осваивает слова, используемые в обыденной жизни, а также использует обобщения (фрукты: апельсин, виноград и т.д., мебель: стул, стол, диван и т.д.). В произношении слов уже не должно быть перестановок и пропусков звуков и слогов (за исключением тяжелых для выговаривания слов). К 6 годам осваиваются звуки л, р, и теперь ребенок знает и верно произносит все звуки, имеющиеся в языке.

Важно помнить, что речевое развитие носит индивидуальный характер, и к каждому ребенку при исправлении речевых недостатков нужен свой подход, который и сможет подобрать специалист. Поэтому не стоит пугаться приема логопеда, ведь его задача – помочь ребенку. Если развитие речи не соответствует нормам согласно возрасту, логопед подробно объяснит суть проблем и даст советы по их исправлению, а также проведет курс специальных занятий. Если же речевое развитие идет согласно возрастным нормам, логопед посоветует, каким образом сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем успешно овладевать языком.

Красивая правильная речь позволит ребенку достичь больших успехов в будущем!

Логопедия означает в переводе с греческого “воспитание правильной речи” (logos – слово; paideia – воспитание, обучение). То есть логопед является специалистом, устраняющим и предотвращающим различные нарушения речи.

Когда надо обращаться к логопеду?

В два года рекомендуется показать ребенка логопеду, даже в том случае, если вы считаете, что у ребенка нет никаких проблем. Если даже ребенок в этом возрасте еще не разговаривает (что абсолютно нормально), он уже начинает произносить некоторые слова и звуки, проанализировав которые, логопед скажет вам, насколько правильно происходит у ребенка развитие речи. Также анализ игр ребенка позволяет определить уровень его речевого развития или перспектив этого развития – ведь моторика напрямую связана с развитием речи.

До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

Желательно до 8 лет исправить все речевые нарушения, наблюдающиеся у ребенка, иначе ко второму классу эти проблемы перерастут в плохие оценки по русскому языку – так как нарушения речи влекут за собой во многих случаях проблемы с чтением и письмом.

Может ли логопед помочь решить данные проблемы – с чтением и письмом?

Да, это непосредственная сфера наша деятельности: коррекция дисграфии и дислексии – самых распространенных речевых нарушений у детей школьного возраста. Дисграфия – невозможность обучиться правильному письму. А дислексия – неспособность обучиться чтению.

Можно ли решить проблему произнесения звука «Р» подрезанием уздечки?

Хотела бы предостеречь мамочек от этой процедуры. Да, действительно, ранее это часто практиковалось, но в настоящее время в этом нет необходимости. Профессиональный логопед, имеющий в своем распоряжении специальные приспособления – зонды – растянет ребенку уздечку. Данный комплекс мероприятий называется логопедический массаж.

Всегда ли удается исправить дефекты?

Если родители ребенка готовы работать, дефекты удается исправить на 100%. К сожалению, многие ожидают, что все проблемы логопед решит в своем кабинете, это не так! Дома с ребенком тоже понадобится выполнять специальные упражнения, и если вы готовы строго следовать указаниям логопеда, успех гарантирован.

У всех ли детей имеются те или иные нарушения речи?

Нет, множество детей не имеют никаких проблем с произнесением звуков. Главное, чтобы родители своим рвением стимулировать ранее развитие ребенка не испортили эту тенденцию. Возможно, мамочкам будет интересно, что раннее обучение чтению по неверной методике способно принести ребенку больше вреда, чем пользы: фонематический слух (способность воспринимать отдельные звуки в составе слова) формируется лишь к 5,5 годам. Обучая ребенка читать излишне рано, мамочки лишают ребенка возможности разобраться, что же такое отдельные звуки. Что влечет за собой последующую безграмотность: ребенок способен быстро прочитать большой текст, но на письме делает огромное количество ошибок, так как не понимает, что текст состоит из слов, а слова – из звуков.

Суть профессия логопеда довольно проста — это исправление дикции у детей и взрослых, устранение ее недостатков, в том числе, заикания, картавости, шепелявости и т.д.

Такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи, но как считают сами представители этой профессии, лучше концентрироваться на одном направлении. Скажем, выбрать лечение заикания или устранение дисграфии и дислексии (проблем письма и чтения).

Кто такой логопед-дефектолог

Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — «тяжелые» дети, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.

Места работы

Как правило, должность логопеда предусмотрена в образовательных и медицинских учреждениях:

  • в детских садах;
  • в больницах и поликлиниках;
  • в специализированных центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, где лечатся нарушения слуха и речи у детей.

Альтернативный вариант «трудоустройства» — открытие своего частного логопедического кабинета.

История профессии

Зачатки логопедии появились в Европе в XVII веке в рамках сурдопедагогики — отрасли, занимающейся проблемами глухих и слабослышащих детей. При наличии слуха речевые дисфункции лечить не стремились, считая их проблемой исключительно физического характера. Если же все-таки брались, то лечили только медицинскими способами.

Только с середины XX века проблемы артикуляции начали рассматривать с точки зрения психологии, что и привело к развитию логопедии как науки так и отдельной профессии.

Обязанности логопеда

Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:

  • осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
  • постановка логопедического диагноза;
  • определение способов и методик лечения;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий по постановке речи;
  • разработка упражнений и «домашних заданий»;
  • оценка результатов обучения по итогам определенного периода времени.

Также логопед может заниматься ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.

Требования к логопеду

Стандартные требования к логопеду таковы:

  • высшее логопедическое (или дефектологическое) образование;
  • опыт работы, в том числе по определенному направлению (с детьми, с взрослыми, с больными ДЦП, с пациентами неврологического профиля и т.д.).

В редких случаях от логопеда требуется и наличие авторской методики.

Образец резюме логопеда

Как стать логопедом

Если вы решили стать логопедом, то необходимо получить высшее педагогическое образование по специальности «Логопедия» и квалификации «Учитель-логопед». В дополнении к этому необходим опыт практики. Его можно получить в государственных учреждениях, работая помощником или логопедом начального уровня.

Помимо образования и опыта потребуется ряд личностных качеств — любовь к детям, коммуникабельность, высокий уровень терпения и выдержки, умение нестандартно мыслить и находить подход к каждому ученику.

Зарплата логопеда

Заработная плата логопеда совсем невысока и находится в пределах от 15 и примерно до 60 тысяч рублей в месяц. В частных учреждениях столицы и крупных мегаполисов, обычно, предлагают очень приличные оклады.

Средняя зарплата логопеда составляет чуть более 20 000 рублей.

Еще один вариант заработка — открытие своего кабинета. Если логопеду получится выйти на взрослую аудиторию, часто выступающую перед публикой и нуждающуюся в чистой, красивой речи (представителей бизнеса, политики и масс-медиа), можно зарабатывать очень приличные деньги.