Как надо проводить день сочельника перед крещением. Что нельзя и можно делать в праздник: крещенские запреты

19 января все православные люди отмечают один из самых массовых и важных религиозных праздников - Крещение Господне.

Лично я каждый году жду момента, когда отправлюсь на церковную службу в этот удивительный день. Ведь так здорово с хорошим настроением и небольшой баночкой, наполненной святой водичкой, вернуться домой, предварительно еще и искупавшись в проруби. Это традиция, которой следует вся моя семья.

Помимо обрядов, проводимых 19 января, не менее важным считается Крещенский сочельник. Чтобы лучше подготовиться к празднику Крещения и извлечь из этого дня максимум пользы, прислушайся к нашим советам.

Редакция «Так Просто!» делится с любимыми читателями крупицами знаний о традициях, обрядах Крещения, а самое главное - о действиях, которые категорически нельзя совершать в Крещенский сочельник .

Крещенский сочельник

Название сочельник получил из-за традиционной сладкой каши - «сочива», которую обязательно вкушают в канун праздника, только после богослужения. Кашу готовят из пшеницы, ячменя или риса с добавлением мёда, мака, сухофруктов и орехов. Зерно символизирует воскрешение, а мёд - сладость будущей блаженной жизни. Другая версия - так раньше у славян назывался круглый пирог из пресного теста.

Праздником Крещения завершаются Святки, которые по народному поверью являются периодом «без креста», ведь недавно родившийся Иисус Христос еще не был крещен. А еще в Крещенский сочельник заканчиваются «страшные вечера», во время которых потусторонние силы отличаются особой свободой и разгулом в мире людей.

В старые времена считалось, что в Крещенский сочельник потусторонняя сила особенно опасна, ведь это последняя ночь перед предстоящим водосвятием. Поэтому многие крещенские традиции и обряды проводились с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

Что нельзя и можно делать в праздник: крещенские запреты


По народному поверью, в ночь на Крещение, в тот момент, когда Христос входит в воду, происходит чудо отверзания небес. Знаковым является волнение воды в какой-нибудь емкости. И если в эту минуту выйти на улицу, можно увидеть «разверстые небеса».

С Крещенской ночью в народе связано множество примет. Например, если в этот день будет метель - быть урожаю. Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи. Метель в Крещенский сочельник говорит о том, что такой же погоды жди и на Масленицу, а если сильные южные ветры - лето будет грозовое.

Также говорят, что, если поставить в ночь на Крещение на стол серебряную чашу и наполнить ее водой, ровно в полночь вода должна колыхнуться. Какое желание в тот момент прокричишь над чашей, тому и сбыться.

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Время начала праздничной службы в честь события Крещения Христа в Иорданской реке может разниться (настоятель прихода вправе назначать время начала богослужения). Чаще всего служба в этот день совершается по подобию богослужения Рождества Христова, начинаясь в 11 часов вечера 18-го января. При этом всенощное бдение соединяется с центральной службой суточного круга - литургией. В некоторых храмах богослужение бдения отправляется с пяти-шести часов вечера, а литургия служится на сам праздник приблизительно в 9 часов утра.


Богослужение на Крещение начинается великим повечерьем, большая часть молитвословий которого вычитывает чтец. Однако в этой части богослужения хор исполняет песнопение пророческих слов Исайи о том, что в мир является Спаситель, "Бог крепкий и Властитель", которого нарекут Еманнуил (значение - "С нами Бог"). Само песнопение называется по первым словам пророчества - "С нами Бог". Из праздничных песнопений великого повечерья стоит выделить тропарь и кондак Крещения Господня.


Повечерье переходит в литию - часть богослужения, за которой священник читает молитву на освящение пшеницы, растительного масла (елея), вина и хлеба. По окончании литии и праздничных стихир начинается утреня, отправляемая по обычному уставу бдения на великие православные праздники.


На утрени после троекратного пения тропаря и чтения хор исполняет гимн "Хвалите имя Господне", именуемый полиелеем. Само название "полиелей" с древнегреческого языка переводится "много милости". Это песнопение прославляет великие милости Бога к человеку. Далее духовенство и хор в особом песнопении (величании) воспевают ныне крестившегося Христа.


За полиелеем следует чтение евангельского зачала о принятии Христом крещения от пророка Иоанна в Иордане, праздничный канон. В конце утрени хор исполняет праздничное великое славословие, которое принято петь по уставу на всех торжественных службах.


По окончании утрени вычитывается первый час. Если литургия соединяется с бдением, то по первом часе следуют часы третий и шестой, во время которых священник у жертвенника в алтаре совершает проскомидию, подготавливая вещество для таинства евхаристии.


Литургия на день Крещения Господня отличается торжественностью. В самом начале хор поет краткие крещенские антифоны, древний гимн, посвященный Спасителю, "Единородный Сыне", несколько раз повторяет тропарь Крещения (главное песнопение торжества, отображающее его суть).


Далее последование литургии совершается по своему чину. После окончания службы верующие люди не расходятся по домам, ведь на праздник Крещения Иисуса Христа освящается вода. Чаще всего чин великого водоосвтия совершается в храме, но существует практика после литургии освящать воду непосредственно на источниках.


После завершения чина водоосвятия верующие люди набирают святую воду и с миром отправляются по домам, духовно торжествуя в честь великого христианского праздника.

Друзья, поздравляю вас с этим замечательным Рождественским праздником!

Первая звезда взойдет,
Предвещая чудеса.
Снег невзгоды заметет.
Мир пошлют вам небеса!

Пусть Сочельник дарит вам
Чувств тепло и ясность дум!
Помолитесь небесам
В сей рождественский канун.

Пусть же вас услышит Бог
И воздаст за то в стократ.
Счастье ступит на порог,
Что дороже всех наград!

Крещенский сочельник — это преддверие большого церковного праздника Крещения Господнего. В этот день совершается первое Великое освящение воды, которая обладает целебными и чудодейственными свойствами.

18 января, по старому стилю 5 января — канун праздника Крещения Господня, или Богоявления. В этот день люди готовили себя к празднику постом, поэтому вечер назывался голодным. Кушали только сочиво, постную кашу, овощные блины и медовые оладьи.

По народному поверью, в канун Крещения снег приобретал особые свойства; считалось, что только крещенский снег может выбелить любую холстину, что он может исцелять недуги, а если помыться в бане водой из талого крещенского снега, можно надолго сохранить красоту и молодость.

В полночь на Крещение ходили за водой на реку: говорили, что она может стоять, не портясь, и имеет такие же чудесные свойства, что и крещенский снег.

Звёздное небо в Крещенский Сочельник предвещало хороший урожай хлеба, снегопад - гречки, а метель - что будут хорошо роиться пчёлы.

Метель в этот день обещала метель на Масленицу, а сильный южный ветер — грозовое лето.

Приметы в Крещенский Сочельник:

«Если в этот день метель, снег или позёмка - быть урожаю»,

«Если снег погнёт сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться»,

«Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи», поэтому и народная благодарность «Спасибо, мороз, что снегу нанёс».

Если на небосводе полный месяц на Крещенский сочельник - к большому разливу рек. Если много лают собаки, то будет в лесу много дичи и зверя.

В Крещенский сочельник было принято вычищать и вымывать весь дом, снимать рождественские украшения и готовить обрядовые блюда.

Основную роль в этом празднике имеет вода. Вода — это символ новой жизни, очищения, здоровья. Еще с вечера 18 января в церквях начинали святить воду. После чего хозяева спешили домой и с помощью колосков, сушеных трав освящали все уголки дома и хлева, чтобы дом был полной чашей, а близкие не болели.

Кроме того, был обычай рисовать мелом кресты над дверными и оконными проемами, а также в углах комнат, чтобы отгонять нечистую силу.

Крещенский сочельник еще называют Голодной или Бедной (второй) кутьей.

Такое название можно объяснить по-разному: в этот день до первой звезды соблюдали очень строгий пост, то есть воздерживались от еды и пили совсем понемногу, после первой звезды садились за стол и ели постные или по-другому голодные блюда.

Также считалось, что в эту ночь в дом хотят проникнуть разные нечистые силы, поэтому кутью назвали голодной, чтобы и вся нечисть оставалась голодной.

На столе обязательно были традиционные: узвар, кутья (постная, заправленная растительным, чаще всего конопляным маслом, маковым или ореховым молоком и медом) и, конечно, освященная вода, с которой и начинали трапезу. На голодную кутью, все блюда были постными, и их количество было 7, 9, 12, как и в Рождественский сочельник, хотя и были более скромными.

Трапезу начинали со святой воды. Потом ели кутью и запивали узваром. После чего приступали и к остальной трапезе: печенью в виде крестов, постным пирогам и пампушкам, овсяным и пшеничным блинам, вареникам, капустняку, голубцам, реже подавали рыбные блюда и постный борщ с фасолью.

В западных областях Украины пекли и обрядовые караваи – карачуны. Угощали праздничной едой и домашних животных, и скот, чтобы те были здоровыми.

Иногда хозяйки оставляли понемножку от кутьи с разных праздников: Рождества, Нового года и Крещения — смешивали эти остатки с мукой и кормили живность.

Кстати, с кутьей связан интересный обычай, который своими корнями уходит в языческую древность: после того, как обрядовую кашу съедали,дети стучали ложками по пустой посуде, выгоняли кутью со словами:

«Прочь, кутья, из покутья!»

Даже был обычай — после ужина выходить на улицу, стучать и кричать, чтобы прогнать кутью. Таким образом наши предки прощались с веселыми праздниками до следующего года.

На западной Украине в Крещенский сочельник щедровали.

В день Крещения было принято умываться и окроплять друг друга водой, а позже окунаться в воды различных рек и водоемов.

В начале дня освященную воду пили натощак как лекарство, ведь считалось, что святая вода может лечить не только телесные болезни, но и помочь затянуться душевным ранам.

Крещенскую воду хранили весь год, ведь она имела целебную силу.

На крещенский обед подавались поровну постные и скоромные блюда.

Начинали трапезу с кутьи и узвара, потом по очереди пробовали постные блюда и уже потом переходили к скоромным: кашам, заправленным сливочным маслом и сливками, сладким пирогам и сочням, кнышам, а также наваристому борщу, заправленному салом, и запеченной свинине, холодцу, колбасам.

Ели в этот день и блины, налистники, и оладьи с медом. Считалось, чем больше их съешь, тем щедрее будет новый год.

За столом все присутствующие обменивались пожеланиями здоровья и счастья. Уже с 20 января начинался зимний мясоед, который длился до Масленицы.

В ночь с 18 на 19 января вся вода на планете становится не просто живительной влагой, а ее способности могут быть самыми невероятными!

Эта освященная вода не портится со временем, где бы ее не хранили. По сравнению с обычной водой, которая спустя несколько дней начинает издавать неприятный запах, эта вода остается кристально свежей и через год!

В старину, многие умывались снегом в этот день, веря, что он поможет избавиться от тяжких недугов.

Девушки использовали его как косметическое средство для отбеливания лица, а талую воду — в качестве целебных компрессов. Интересным фактом является то, что капля освященной воды наделяет такими же свойствами и обычную воду, поэтому и появилось выражения «Капля святыни море освятит!» .

По приданиям, накануне Крещения Господнего люди обращались к Богу с просьбами, которые он выполнял, если они были искренними.

Очень хочется, чтобы человеческие дела и помыслы были такими же чистыми, как вода в Крещенский сочельник, однако это под силу только нам самим, поэтому стоит задуматься на своими поступками!

Крещенская Святая вода.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой.

Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.

Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».

Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.

Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Освящение воды в Сретенском монастыре.

Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна.

Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка:

«Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:

«Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.

«Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Молитва на принятие просфоры и святой воды:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»

В народе существует много крещенских примет , зная которые можно предотвратить много неприятностей для себя и своей семьи:

1. Вечером перед Крещением хозяйка дома должна начертить крестики над дверями и окнами, чтобы уберечь свой дом от нечисти и других злых сил.

2. В Крещенский сочельник стоит запастись крещенской водой, за которой ходят в полночь на реку или к родникам. Такая вода обладает удивительной целебной силой.

3. Перед праздником Крещения из дома нельзя ничего выносить и давать деньги в долг чтобы весь год не испытывать нужды.

4. В Крещенский сочельник старшая женщина в семье считает скатерти. Кто так делает, у того всегда в доме будет много гостей.

5. Птица, постучавшая в окно на Крещение, возвещает о том, что души умерших просят для себя молитв и всяческих богоугодных дел во их прощение.

6. 19 января, если кто из семьи уезжает из дома, до его возвращения не выгребают золу из поддувала, иначе с человеком в пути случится беда.

Самый основной запрет в канун Крещения не наполнять свой дом ссорами и перебранками. Ведь негативная энергия скапливается в углах квартиры и отнюдь не намерена просто взять и исчезнуть, а как искра старается разжечь пламя. То есть она будет воздействовать на живущих в данном помещении людей с целью их провоцирования на новые скандалы и злобу.

Для очищения жилья от негатива можно применить элементарные, но эффективные методы:

Во-первых, проветривай свое жилье хоть раз в неделю. Воздух содержит в себе заряженные частицы, которые неплохо разрушают сгустки негативной энергии и тем самым очищают жилье.

Старайся раз в неделю делать влажную уборку. На ведро воды столовая ложка соли. По магическим аналогиям соль относится к веществам с положительной энергией, так как, являясь консервантом, она мешает разрушению. Обязательно держи дома куст герани. Хлопот с ней нет, а защита отменная.

Зажигай натуральные восковые свечи. В отличие от парафиновых и стеариновых свечей воск содержит в себе большой заряд чистой положительной энергии, которая воспримется и твоим организмом и очистит квартиру.

Во время вечерней службы небольшие церкви часто не могут вместить всех желающих замолить свои грехи, особенно во время обряда освящения воды, так как большинство людей были твердо уверены, что чем раньше наберешь освященной воды, тем целебнее она будет.

После того, как в церкви посвятили воду, каждый хозяин, со всеми домочадцами отпивал несколько глотков из принесенного кувшина, а затем кропил святой водой все свое имущество для того, чтобы защитить свой дом на целый год не только от бед, но и от дурного глаза.

Окроплять жилье необходимо щепотью правой руки, крестообразно, обходя помещение по часовой стрелке. То есть начиная от входа идите в глубь дома по левой стороне и обходя все комнаты. Закончить окропление нужно там же где ты и начала, у входной двери. При окроплении должна быть обязательна открыта или приоткрыта дверь или форточка. При окроплении дома необходимо произносить слова: ‘Окроплением воды сия священныя в бегство да претвориться всякое нечистое и бесовское действо’.

После всех этих обрядов святая вода ставилась к иконам , так как все не только верили в целебную силу этой воды, но точно так же были убеждены, что она не может испортиться.

Вода, набранная из проруби в канун Крещения также считается целебной, используется для профилактики и лечения болезней в течении всего следующего года.

Верую, значит люблю:

Есть разные традиции празднования сочельника. Но суть их всех сводится к одному – радостное ожидание чуда Рождества Бого - человека Христа и его крещения.

Эти обряды, как и многие другие в православии, направлены в первую очередь на укрепление гуманистических принципов жизни, любви, взаимопонимания и прощения.

Вечер священный-Крещенский сочельник.
Завтра Крещенье у нас.
В праздник великий Богом открытый
Ждёт очищение нас.
Будем крестится, будем постится
Воду святить мы пойдём
Тою водою боль исцелица
С верой в душе мы идём.
Выйдя из храма, всех мы поздравим
С праздником чистым таким
Всех мы поздравим и пожелаем
Веры, надежды, любви.

МОСКВА, 18 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Купания на жутком холоде и повсеместное освящение водоемов — православные христиане в четверг отмечают Крещенский сочельник, день накануне одного из двенадцати главных церковных праздников — Крещения Господня, или Богоявления. О смысле Крещенского сочельника и о том, действительно ли в этот день абсолютно вся вода благодатна, — в материале РИА Новости.

"Жертва со стороны человека"

Как в Крещенский, так и в Рождественский сочельник полагается строгий пост — пища без растительного масла. Монастырский устав предписывает так называемое cухоядение: хлеб, овощи, фрукты. Традиционное блюдо этих дней — сочиво, распаренная пшеница с медом, орехами и другими добавками.

"Один день строгого поста, вплоть до полного воздержания от пищи, — это самая древняя разновидность подготовки к празднику, некая жертва со стороны человека, — рассказывает настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии (МДА) протоиерей Павел Великанов. — Вот мы хотим получить нечто от Бога, но что мы, со своей стороны, готовы Ему принести? Мы ничего Ему принести не можем, потому что все это и так Божие. Но мы можем ограничить себя в том, на что имеем вполне законное право. Это своего рода подвиг воздержания, отсечения того, что не является жизненно необходимым, выражение нашей готовности нечто отдать Богу".

В первые века христианства Рождество Христово и Крещение Господне отмечались в один день, на празднике, который назывался Богоявление, — явление Бога на Земле. Однако со временем празднование двух событий — рождение Иисуса Христа и Его крещение в водах Иордана — было разнесено по времени, а дни между этими двумя праздниками стали называть Святками, то есть святыми днями, в которые отменялся обязательный пост по средам и пятницам.

"Праздники Рождества Христова и Крещения Господня указывают на разные аспекты Богоявления, — говорит доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры и МДА, кандидат богословия, священник Михаил Желтов. — Если первый посвящен началу земного служения Богочеловека Иисуса Христа, самому Его явлению на земле, то второй — началу Его проповеди, явлению Его обществу и откровению о Его Богосыновстве в момент Крещения от Иоанна Предтечи в реке Иордан".

Два великих освящения воды

В Крещенский сочельник, согласно церковному уставу, совершается чин великого освящения воды. В сам праздник Крещения этот же чин по традиции повторяется еще раз.

"Суть великого освящения воды заключается в том, что христиане верят: через Боговоплощение, через пришествие Бога на Землю в человеческой плоти происходит освящение не только самого человека как такового, но и всех стихий на Земле. Мир действием силы Божией получает возможность качественного изменения. Когда преодолевается вражда между человеком и Богом, то и сам мир испытывает определенное воздействие этих живительных божественных сил", — поясняет протоиерей Павел Великанов.

Некоторые верующие полагают, что в крещенскую ночь вся вода становится святой автоматически, в том числе и та, которая течет из крана, однако в Русской православной церкви не делают таких обобщений, ибо "воспринимается как освященное в Церкви то, что в церкви и освящается".

Святая вода, погружения в проруби-иордани — вот с чем прежде всего связано в массовом народном сознании Крещение. Длинные очереди граждан с различными емкостями к тому или иному храму — привычная картина в больших мегаполисах в эти дни. По словам отца Павла, он нередко встречает представителей других вероисповеданий и самых разных национальностей, которые хотят принести домой крещенскую воду и каким-то образом ее использовать.

Вместе с тем в Церкви постоянно напоминают, что святая вода — не панацея, а смысл праздника не в этом. К слову, крещенская вода остается после Богоявления во многих храмах, и в другие дни года ее можно точно так же свободно получить, но уже без всяких очередей.

"Кто-то сильно мотивирован к регулярному хождению в храм, кто-то практически не мотивирован, и ему хочется смотреть на Церковь как на пространство такой, условно скажем, православной, духовной защиты от каких-то злых сил, и лишь такой горизонт для человека оказывается приемлемым, — размышляет Великанов. — Часто не видят, что Церковь не только от негативного защищает, но и прежде всего стремится развивать все лучшее, все светлое, что есть в человеке".

Массовые крещенские купания и церковный устав

В отличие от освящения воды в храмах после литургии в сочельник, вечерние походы верующих к проруби, молебны и купания в освященных водах в крещенскую ночь не принадлежат к собственно церковной традиции. Устав это никак не предписывает. Более того, некоторые священнослужители даже предостерегают от подобных обычаев.

"Во-первых, не все обладают соответствующим здоровьем, — отмечает священник Михаил Желтов. — Все же мы живем не на берегах Средиземного моря. Во-вторых, крещенские купания в последние годы превратились в самое настоящее суеверие: кто-то, например, уверен, что простое купание в проруби, пусть и в освященной воде, прощает все грехи, хотя Церковь не учит подобному. Некоторые полагают, что после погружения в прорубь нужно непременно выпить горячительного, а это никак не сочетается с соблюдением поста перед великим праздником. Вообще, в церковном уставе отсутствует хоть какое-либо упоминание о подобном действии, и некоторые ревнители указывают, что оно в чем-то даже противоречит древним канонам Церкви".

В старину на Руси в Крещенский сочельник воду освящали в храме. Эта вода потом разбиралась прихожанами по домам и считалась великой святыней. В сам же день Крещения совершали праздничный крестный ход к реке. Преподаватель МДА замечает, что традиция крещенских купаний, причем преимущественно ночью, стала "массовой — именно массовой — уже в постсоветское время: это такое народное православие".

Действительно, теперь ежегодно федеральные и региональные ведомства обнародуют официальные данные о том, сколько верующих примут участие в купаниях и сколько человек будут обеспечивать их безопасность, какие площадки и где оборудуют, какие удобства, помимо горячего чая, организуют у речек и водоемов. Такие же подробные отчеты делают и после празднества. Все это широко освещается в СМИ.

Впрочем, сама по себе традиция эта не нова. Схожие обычаи, добавляет отец Михаил, есть в разных странах. "На Балканах распространена традиция нырять за крестом, который священник бросает в воду при ее освящении: мужчины соревнуются, кто первым достанет его. На греческом острове Лефкада в воду бросают множество апельсинов, и они потом считаются "благословенными". И так далее. Ну а в наших широтах апельсины не растут, зато привычны морозы, отсюда, видимо, и купания в проруби".

Настоятель Пятницкого подворья в Сергиевом Посаде тоже замечает, что его приход не практикует походы "на иордань". Хотя сам отец Павел против этого ничего не имеет.

"Это уже из области народных интерпретаций праздника, которые могут как не носить никаких негативных оттенков, противоречащих самой христианской вере, так и быть достаточно спорными, если не сказать больше — близкими к каким-то даже еретическим воззрениям. Поэтому здесь мы допускаем достаточно большую свободу каждому поступать по велению его совести и в соответствии с пониманием, зачем он это делает", — говорит священнослужитель.

"Чудо по требованию"?

Как реакция на подобные спорные "интерпретации" праздника несколько дней назад было обнародовано письмо правящего архиерея Курганской епархии митрополита Курганского и Белозерского Иосифа. В документе, опубликованном на сайте епархии, купание в крещенской проруби названо "вошедшим в широкий оборот при помощи СМИ народным обычаем".

Однако, напоминает митрополит, освященную воду принято уносить домой для благоговейного употребления, а не купаться в ней. При этом владыка Иосиф цитирует переизданную недавно "Настольную книгу для священно-церковно-служителей" протоиерея Сергия Булгакова (1871-1944).

"Купаться зимой — значит, требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем, — писал Булгаков. — Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены".

Рассмотрев ситуацию, Епархиальный совет Курганской епархии принял решение: "Если местные органы власти готовы взять на себя заботу по организации и проведению данного народного обычая, приходы епархии могут оказать в этом необходимую помощь". Самим же приходам и духовенству, указали архиереи, "не следует выступать инициаторами и организаторами" подобных мероприятий, не имеющих оснований в церковном уставе.

Хотя, уточняет митрополит Иосиф, просто "освящать естество воды" в реках, прудах, озерах, источниках и колодцах в память о Крещении Господа, конечно же, можно и нужно. Там, где это не нарушает санитарно-эпидемиологические нормы.

Смыслы Крещения

— …весь смысл ведь на Крещение — это ночью…

— Нет. Нет такого смысла!

Нечаянно услышанная накануне пара отрывочных фраз из разговора парня и девушки, пронесшихся мимо меня в ожидании поезда в московском метро и оживленно беседующих друг с другом, пожалуй, нагляднее всего отражает преломление Крещения в светском народном сознании, том числе в сознании нынешней молодежи.