Вера православная - пост-алф. Почему люди постятся

В последнее время стало довольно популярно поститься. Из года в год все больше людей ограничивают себя в еде с целью физического оздоровления и духовного очищения. Верующие люди, безусловно, хорошо знают, как правильно поститься. Наша статья предназначена для тех, кто собирается выдержать пост впервые, мы расскажем Вам о том, в чем смысл поста, для чего он нужен, как поститься, что можно и чего нельзя есть во время поста, а также о том, кому разрешены послабления поста.

Нужно ли поститься?

В первую очередь стоит сказать, что смысл любого поста, согласно православной церкви, заключается в очищении духа и тела от земных страстей, злобы и ненависти. Сам Иисус Христос в своих проповедях говорил о том, что пост должен быть порывом души, которая ищет успокоения, мира и гармонии. Ни в коем случае нельзя соблюдать пост напоказ, для того чтобы произвести впечатление на окружающих. Пост следует посвящать только Богу, и делать это с радостью и от души.

Люди издавна постились перед совершением чего-то важного, когда они особо нуждались в силе и мудрости от Бога. Также поститься следует для того, чтобы смирить свою душу перед Богом и очистить свое сердце, приближаясь к нему. Только такой пост Бог принимает, только такой пост угоден Богу, и только в такой пост он примет и услышит искренние молитвы человека, давая ему силы творить добрые дела.

Ответ на вопрос: «Нужно ли поститься?» каждый человек дает сам. Важно, чтобы Вы действительно этого хотели, чтобы это было искренним желанием Вашей души.

Согласно Библии пост - это даже не сокращение рациона с выведением из него скоромных продуктов, это полное воздержание от пищи, иногда с воздержанием от питья, а также с отказом от половых отношений на протяжении какого-то периода времени. Это время, в течение которого человек смиряет и сокрушает свою гордыню перед Богом и отдает себя в его власть и на его милость. По Библии поститься следует только из любви к Богу и только перед ним, без показухи и лицемерия.

Второй популярный вопрос, связанный с постом: «Можно ли не поститься при тех или иных обстоятельствах в жизни?» Библия говорит о том, что важнее всего пост духовный, а уж потом - телесный. Т.е. в период поста Вы обязательно должны жить в смирении и целомудрии, читать молитвы, причащаться, а соблюдать пост можно и не слишком строгий. Соблюдения требуют лишь первые и последние 7 дней поста. Церковь официально разрешает не поститься:

  • беременным женщинам и кормящим мамам
  • путешественникам
  • старикам

Медики к этому перечню добавляют:

  • больных онкологическими заболеваниями
  • подростков, которым необходимо большое количество белка, витаминов и минералов
  • людей, имеющих проблемы с давлением, болезни ЖКТ, сердечную недостаточность
  • людей, занятых тяжелым физическим трудом
  • людей, живущих в экстремальных климатических условиях

Вообще по церковным правилам степень строгости поста каждый человек устанавливает для себя сам после беседы со своим духовным наставником: чем более человек ощущает себя грешным, тем более строгий пост он должен соблюдать, а самое важное – тем искреннее он должен хотеть его соблюдать!

Как поститься в пост

Теперь поговорим о том, как поститься в пост. Наступает Великий пост, как правильно поститься? В первую очередь следует подумать о духовном очищении и в связи с этим сократить просмотр телевизора, пользование Интернетом и прослушивание музыки. Кроме того, следует больше времени проводить дома в кругу семьи, избегать шумных компаний и других развлечений. Здорово, если Вам удастся сократить количество интимной близости в период поста, она строго запрещена в первую и последнюю недели поста. Поститься без молитвы не имеет практически никакого смысла, также необходимо за время поста помириться со всеми ближними, каждое воскресенье посещать церковь и хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться.

С духовным постом разобрались. Теперь поговорим о том, . Самые строгие дни поста - первые четыре дня, а также вся последняя неделя перед Пасхой. При этом в первый понедельник поста (Чистый понедельник) и в последнюю пятницу перед Пасхой (Страстную пятницу) нельзя вообще ничего есть и пить. Остальные дни допускается сухоядение (фрукты, орехи, семечки, соленые, свежие или квашеные овощи).

Во время поста нельзя курить, употреблять алкоголь (за исключением красного вина по выходным и по праздникам, которые приходятся на этот период), мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты, их содержащие. Еще нельзя употреблять в пищу растительное масло, оно разрешено только по выходным.

Кушать следует не более одного раза в день, если Вы придерживаетесь строгого поста, и не более двух - при нестрогом посте.

Питание во время поста построено по графику:

  • понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, мед, орехи)
  • вторник, четверг - разрешена горячая пища без масла (чай, кофе, каши, термически обработанные овощи)
  • суббота, воскресенье - можно есть 2 раза в день любую еду, кроме скоромной, плюс растительное масло

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье можно кушать рыбу, а в Лазареву субботу - рыбную икру.

Совет: в течение всего поста пейте больше воды, чтобы предотвратить обезвоживание организма. Помните, что бороться с голодом помогают запахи корицы или гвоздики.

Как поститься перед причастием

И последнее в контексте постов - это пост перед причастием. Немногие знают, как поститься перед причастием. Обязательно перед причастием нужно поститься тем людям, которые не соблюдают посты в течение года и причащаются лишь раз в году, например, на Пасху. В таком случае поститься следует в течение недели перед причастием, причем за сутки до самого Причастия следует полностью отказаться от еды и воды.

Если же Вы соблюдаете посты в течение года и поститесь по средам и пятницам, тогда Вам будет достаточно евхаристического поста, т.е. причащения натощак.

Помимо соблюдения поста, перед причастием следует читать правила, каноны и молитвы перед причастием, которые есть в любом молитвослове.

Помните, что самое важное в посте - это не ограничения в пище, а очищение души. Отказываться стоит не столько от пищи, сколько от страстей земной жизни, которые тяготят наши души. Тогда пост будет в радость.

Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь.

В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно из самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений.

Однако пост, как и другие церковные установления, в особенности в наши дни, находится в опасности потерять свой смысл или стать бесполезным! И, к сожалению, это случается и среди многих из тех христиан, которые ревностно хранят и в точности исполняют установления Церкви.

Итак, одни христиане - или по незнанию, или по небрежности - недооценивают значение поста и не соблюдают его. Другие до какой-то степени хранят его, но делают это формально. У них нет необходимого понятия о его глубинном значении, нет знаний о том, что касается поста и что нужно знать сознательному верующему. Таким образом, соблюдение поста превращается в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви.

Архимандрит Симеон Куцас

Блаженный Августин говорит: «Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучаете себя? отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою».

Пост как лекарство для обуздания сидящего внутри нас злого, гордого и самолюбивого «Я» требует соответствующей дозировки. Наиболее идеальная та дозировка, которая установлена богослужебным уставом Церкви. Она дается в православном церковном календаре.

Индивидуальная дозировка поста опять же зависит от меры нашей любви к другим людям. Чем больше в нашем сердце страстей гордыни, злобы, зависти, блуда по отношению к другим людям, тем больше требуется пищи для восстановления затраченной энергии по удовлетворению этих страстей. Чем чище наше сердце, чем больше в нем мира и любви, тем меньше наше тело нуждается в телесной пище. Вот почему великие святые, живя в пустыне, очищая свою душу от страстей, могли проводить без пищи много дней. Питались они очень скудно. В их рационе был сухой хлеб, вода, корешки растений, немного овощей. Преподобный Антоний Великий даже стеснялся принимать пищу при других. Кому приходилось бывать в монастырях, тот не мог обратить внимание на то, что при скудном рационе монастырской пищи она необыкновенно вкусная. Она намного лучше изысканных ресторанских блюд, потому что приготавливается с любовью.

А как быть тем, которые только начинают постигать суть духовной жизни в Церкви, которые еще не увидели в себе глубокие язвы греха, а также тем, у кого слабое физическое здоровье?

Таким людям надо начинать пост с малого. В начале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день — среду. В период Великого поста еще более усугубить пост — попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.

Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной музыки.Пост и молитва — это два крыла и никак их нельзя разделять, ибо с одним крылом никуда не улетишь. Кто постится без молитвы, без примирения со своими ближними, тот может очень сильно навредить своему здоровью. Каждое воскресенье необходимо посещать храм Божий и хотя бы один раз в месяц исповедовать свои грехи и причащаться св. Христовых Тайн. В храме каждый раз как бы проводится заседание генерального штаба по спасению души, на котором внимательным людям даются важные указания и благодатные силы для претворения этих указаний в жизнь.

В православных странах установлены длительные и однодневные посты. Длительные, как правило, касаются практически всех верующих людей. Но и тем, кто не ходит в церковь и не молится, становится интересно, что такое пост, зачем он нужен, и иногда они тоже хотят присоединиться.

Чтобы мероприятие принесло по-настоящему духовную пользу и радость, нужно соблюдать ряд правил. Статья посвящена не только новичкам в вере, но и всем заинтересованным, желающим помочь себе стать лучше, научиться любить и прощать, смиряться и радоваться. Отметим, что материал составлен согласно многочисленным ответам православных священников о том, что же такое постничество и что оно дает людям.

Значение слова "пост" в словаре

Для начала рассмотрим определение слова «пост». Оно имеет в словаре Ожегова целых три значения, которые сильно отличаются друг от друга.

В первом случае под этим словом подразумевается добровольное воздержание человека от определенной пищи, от телесных утех и развлечений во имя Божие.

Второе значение слова - рабочее место человека какой-то профессии, связанное с наблюдениями, охраной, осмотром. Например, таможенный пост, пост охраны.

Третий вариант - элитная должность, например, в органах власти. Часто мы слышим по телевизору: «Избирается на пост вице-президента страны…», «Займет пост министра…».

Что означает пост в христианстве

Что же такое постничество в христианстве? На самом деле это не только ограничение в пище и отсутствие развлечений, но и молитва. То есть человек должен сам, без посторонних просьб и без принуждения, заставить себя сделать шаг к Богу. Но чтобы начать общение с Всевышним, нужно отбросить все земное:

  • развлечения;
  • утехи;
  • наслаждение;
  • веселье;
  • суету;
  • маловажные заботы;
  • злые дела.

То есть человек должен научиться воспринимать себя, окружающих и Бога по-новому, стать лучше, духовно чище (освободиться от злых помыслов, суеты, научиться прощать и любить). Вот что такое пост!

Прежде всего, человек должен научиться молиться, общаться с Господом. В этом помогают Церковь, службы в храме, молитвословы. Поститься всегда сложно, но в конце такого подвига появляется настоящая радость, легкость на душе.

Как он появился

Постничество началось, как проповедуют многие священники, еще в раю. Как говорится в Библии, Бог Адаму и Еве приказал, чтобы они ели любые растения, но не прикасались к одному дереву, которое таило в себе зло. Это и было постничество - ешьте все, но не прикасайтесь к тому, что вам может навредить. Ева не послушалась, соблазнившись словами демона, который прикрывался личиной змия. Произошла трагедия - мир стал таким, каким его видим сейчас: страдания, зло, болезни и смерти. Но чтобы человек исправился, Бог дал абсолютно всем людям шанс вернуться в рай посредством постов и молитвы.

До прихода Иисуса Христа в мир люди также ограничивались ради Бога. Но когда родился Спаситель и стал проповедовать, тогда изменились правила, которые соблюдают по настоящее время православные. Посты нужны для самих людей, а не для Бога.

Что дают ограничения и молитва

Практически каждый глубоко верующий человек знает, что пост - это духовная школа жизни. Ограничившись в мирских заботах и развлечениях или исключив их на время совсем, христиане вдруг понимают - мы совсем забыли, что вся суета, которая вертится вокруг нас и вокруг которой кружимся мы сами, пройдет, это все неважно. Есть в жизни дело поважнее - спасение души от погибели, от попадания в ад за грехи.

Зачастую люди спрашивают священников о том, какой пост считается действенным. Ответ однозначный: добровольный, с желанием изменить себя, оставить все мирское и вспомнить о Боге, зачем живем, и конечно, научиться любить и всех прощать. Такой подвиг считается самым сложным, очень трудно расстаться с гордыней и подойти к обидчику, сказав о прощении искренне. А также сложно уделить некоторое время Богу так, чтобы не отвлекаться на другие дела и заботы.

Пересилив свои земные желания, дабы встретиться с Господом, помолиться Ему, поблагодарить, попросить помощи, человек обретает неподдельную радость, не просто мимолетное чувство, которое возникает в связи с приятными обстоятельствами, а душевную радость без видимой причины.

Как начать поститься новичку

Новички всегда задаются вопросами о том, когда начинается пост и когда он закончится. Церковью установлены постные дни: однодневные (среда и пятница) и многодневные (Рождественский, Великий, Петров и Успенский).

Как правило, в современных календарях отмечено, в какие дни что можно кушать. Также приведены даты больших церковных праздников.

Желательно заранее узнать, как нужно поститься. Ниже будут приведены краткие сведения о подготовке.

Что можно и нужно делать

Мы разобрались, что такое пост. Но как проводить все дни, ведь всегда уделять время молитве практически невозможно? Действительно, в такой период христиане стараются делать что-то доброе во имя Господне и ради спасения души:

  • совершать дела милосердия;
  • бывать в паломнических поездках;
  • читать православную литературу;
  • слушать проповеди церковных пастырей;
  • готовиться к празднику, которому посвящен пост.

Чаще всего постники замечают, что времени становится намного больше, и оно не убегает со стремительной скоростью. Ведь современник в этот момент оставляет телевизор, компьютер, гаджеты. Телефон он использует только по делу и не позволяет себе произносить лишних слов. Кроме того, не следует общаться с друзьями, если встреча состоится с целью «просто поболтать, поспорить, повеселиться».

Как подготовиться

Подготовка к посту обычно начинается с посещения храма, чтобы:

  • помолиться соборно на литургии;
  • исповедаться в своих грехах перед батюшкой;
  • причаститься Святых Христовых Таин;
  • послушать проповедь священника.

Обычно люди узнают в церкви, что такое пост. Как правило, священники напоминают, что телесное и духовное ограничение нужно для того, чтобы человек расстался со своими страстями.

Ведь каждому предстоит в загробной жизни привыкнуть к новым условиям. Если человек тяготеет ко всему земному, то в вечности ему будет невыносимо хотеться назад, но пути обратно не будет. Кроме того, человек себя добровольно отсылает в ад. Чтобы этого не произошло, даются посты.

Кому нужно поститься

До семилетнего возраста дети не способны отвечать за свои действия, они только учатся жизни, воспринимают абсолютно все, что их окружает. Поэтому им не нужно каяться в грехах на исповеди. А по исполнении 7 лет мальчик и девочка должны научиться осознавать ответственность за себя, за свои поступки, дела и мысли, чувства.

То же самое касается и поста. Он взаимосвязан с исповедью. Поэтому дети с семилетнего возраста должны присоединиться к своим родителям. Но не следует насильно заставлять ограничиваться в еде и развлечениях, чтобы ребенок потерял желание быть настоящим христианином. Священники рекомендуют все делать постепенно и если ребенок готов, не сопротивляется.

Что делать по окончании

Многие с нетерпением ожидают окончания поста, чтобы поскорее вернуться к привычному образу жизни. Но православные старцы всегда говорили, что подобное мировоззрение обманчиво: такие люди не постятся, а просто соблюдают диету. Подобное мышление о посте опасно тем, что человек сам себя вводит в заблуждение. Пост должен быть любимым периодом для христианина.

Соблюдать ограничения и посвящать больше времени молитве рекомендуется согласно календарю постов. Даты придуманы неслучайно. Они также являются символом послушания, то есть человек не сам себе указывает на что-то, а повинуется определенному закону - в данном случае уставу Православной Церкви.

Какие выводы делает человек?

Самым длительным является Великий пост, он же и самый строгий. Длится 48 дней. Следует отметить, что строгий пост относится больше к монашествующим. Мирянам (людям, живущим не в монастырях и не принимавшим постриг) разрешены послабления, но если благословит священник. Еще и поэтому следует идти накануне в храм, чтобы обсудить с батюшкой все условия: в чем ограничиться, а что можно оставить как обычно. Ведь далеко не каждому под силу по тем или иным причинам строго воздерживаться. Например, по болезни или в период беременности не следует отказываться от молочных продуктов, мяса, если запрещает врач.

Так какие выводы делает человек, который провел пост духовно и искренне? Ему обычно не хочется возвращаться к прежней жизни. Ему становится противно то, что он любил делать раньше. А также хочется чаще общаться с Господом.

Вы узнали, что такое пост, каким он должен быть. Если человек сумел оставить свои земные дела или хотя бы ограничиться, затем с окончанием этого периода не пожелал вернуться к ним, значит, время было потрачено не напрасно, а с великой пользой для души.

Священник Иоанн Павлов

70. Почему нужно поститься

Всем известно, что пост является неотъемлемой частью христианской жизни. Православные христиане постятся среду и пятницу каждой недели - это так называемые однодневные посты, и, кроме того, существуют еще четыре многодневных поста - перед великими праздниками Пасхи, Рождества, Успения и святых апостолов Петра и Павла. В общей сложности более половины всех дней в году являются постными.

Почему же Церковь придает посту такую важность, уделяет ему так много внимания? Ведь, казалось бы, какое значение для наших отношений с Богом имеет съеденная или несъеденная колбаса или сметана? Такой вопрос обычно задают или люди далекие от Церкви, или же протестанты и католики, у которых посты в настоящее время фактически отменены. Что же отвечать на это? Отвечать надо вот что: наши отношения с Богом, или, по-другому, духовная жизнь, очень сильно зависят от того, соблюдаем ли мы постные уставы Церкви или привыкли никогда и ни в чем себе не отказывать. Для подтверждения этой истины вспомним коротко те причины, по которым христианину необходимо поститься.

Итак, во-первых, пост - это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Мы именуем себя христианами, то есть последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, учиться у Него, следовать за Ним. Христос, Сын Божий, претерпел Крест, распялся за нас, - и мы в свою меру должны ответить на эту бесконечную жертву Его любви, должны потрудиться и пострадать вместе с Ним, принять участие в Его подвиге, в Его Кресте. Однако мы знаем, что человек слаб, что часто он бывает слишком привязан ко всему земному и потому сам, по своей воле, оказывается неспособным в чем-либо ограничить себя, понести даже и малые аскетические труды. Поэтому мудрая наша мать, Церковь, и установила посты - чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться вместе со Христом, принять участие в подвиге Его жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «…желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься, в то время когда Христос за тебя алкал…» Итак, через пост мы участвуем в страданиях и трудах Христа, подъятых Им ради спасения людей.

Во-вторых, пост очень помогает христианам в брани с врагами нашего спасения, к которой мы призваны. Апостол Павел говорит, что мы ведем брань против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. В борьбе с ними мы должны устоять и победить. И вот сильнейшим оружием в такой борьбе является пост. На это оружие указывает нам Сам Христос: род бесовский, говорит Он, изгоняется только молитвой и постом. То есть без поста этот род не изгоняется. Диавол получил власть над человеком через невоздержание Адама, вкусившего запретный плод. Может быть, именно поэтому избавление от его власти возможно путем противоположным - через воздержание, или иначе пост. Из Евангелия видно, что именно через сорокадневный пост в пустыне Христос нанес врагу первое поражение. Об этом говорит преподобный Исаак Сирский: «Только через пост человеческое естество одержало первую победу над диаволом: до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал своего поражения от нашего естества; но от сего оружия изнемог в самом начале. Господь наш был вождем и первенцем этой победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец. И как только диавол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх этот противник и мучитель, немедленно помышляет и воспоминает о своем поражении Спасителем в пустыне, и сила его сокрушается, и воззрение на оружие, данное нам Началовождем нашим, попаляет его».

Далее, о посте следует сказать, что он очень помогает нам в духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Дело в том, что человек состоит из души и тела, и они, будучи тесно связаны, влияют друг на друга, так что состояние души зависит от состояния тела. Если тело человека пресыщено, то оно и душу привязывает к плоти и материи, делает ее тяжелой и бескрылой, неспособной возвыситься над земным прахом. Птица не может подняться к небу, если подрезать у нее крылья. Также и самолет, если слишком перегрузить его, не сможет взлететь. Вот и человек, если он пресыщен и ни в чем себе не отказывает, не может приблизиться к Богу. «Сытая утроба, - говорит святой Иоанн Кронштадтский, - теряет веру, страх Божий и делается бесчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия».

Следующая причина, почему нужно поститься: через пост мы оказываем послушание нашей матери Церкви. Если мы не постимся, то показываем этим, что Церковь нам не мать, что мы не хотим ее слушать и сами лучше ее знаем, как нам жить. Если же постимся, то подтверждаем этим, что Церковь - наша мать и мы ее дети, потому что слушаем ее. Мы ведь оказываем послушание различным человеческим установлениям, подчиняемся, например, государственным законам или слушаем, когда врач при наших болезнях прописывает нам ту или иную диету. У кого болит желудок, тому нельзя есть острое и жареное, а у кого диабет, нельзя есть сладкое. Если в этом мы оказываем послушание людям, то Церкви ли не будем слушать? Ведь диета прописывается врачом для здоровья тела, которое кратковременно и смертно, а установления Церкви, в том числе и пост, направлены на исцеление бессмертной души - чтобы подготовить ее к блаженной вечности, к жизни, не имеющей конца.

Далее следует сказать, что пост является сильным оружием в борьбе с теми плотью и кровью, о которых сказано у апостола Павла, что они не наследуют Царствия Божия. Под «плотью» в словах апостола нужно понимать страсти и грехи тела, а под «кровью» - страсти и грехи души. То есть плоть и кровь - это две составные части прокаженной, испорченной и проданной под грех человеческой природы, ставшей после падения Адама нашей неотъемлемой принадлежностью. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «С живою душою сотворен был Адам, душе его соприсутствовал Дух Божий и приводил ее в движение; почему движение это было движением духовным, в Боге. При согрешении Адама отступил от него Дух Божий; душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать ее в омрачении, смерти, пленении...»

Из падших плоти и крови произрастают, как из семени, все наши грехи и страсти, все наши скверные мысли, слова и дела. Если мы живем этим, живем плотью и кровью, то мы не способны войти в Царствие Божие и пребывать в нем. В другом месте своих сочинений святитель Игнатий говорит, что плоть и кровь не идут по узкому пути спасения еще и потому, что они горды. Будучи горды, они отвергают смирение и покаяние, но всегда хотят процветать, величаться, наслаждаться. «Понимаешь ли, - пишет он в письме к одному монаху, - что плоть и кровь горды? - Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь, - как они напыщенны и надменны! - Не без причины заповеданы нам нищета и пост!»

Далее, пост - это наша жертва Богу, принесение себя в жертву. Если мы похудели и побледнели за время поста, то это значит, что мы кусок себя, часть собственного тела принесли в жертву Богу. А по словам святых отцов, Богу больше всего угодны именно жертвы, труды и скорби, понесенные ради Него.

Еще следует сказать, что когда мы постимся, то являемся подражателями святых и праведников, которые все без исключения постились, и часто очень строго. Поэтому, соблюдая постные уставы Церкви, мы становимся едиными со святыми, - их последователями и братьями по оружию. Кроме того, через пост мы становимся едиными и со всей вселенской Церковью, распространенной по всей нашей планете. Вот, например, приходит Великий пост, и православные христиане, живущие на всех пяти материках, одинаково начинают постный подвиг: на Соловках и в Эфиопии, в Австралии и Японии, в Америке, Индонезии и даже Антарктиде. И этим свидетельствуется их единство, их братство, их соборное единение, их верность тому пути, по которому шли святые Христовой Церкви.

Итак, мы видим, что много имеется причин для того, чтобы соблюдать посты. Но пост, как и всякая христианская добродетель, должен совершаться с рассуждением. Без рассуждения совершаемая добродетель вместо пользы принесет нам вред. Поститься нужно по возможности строго, но строго в меру. «Всякую вещь красит мера, - говорит преподобный Исаак Сирский, - без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нужно определить для себя правильную меру поста. Эта мера у каждого своя. Одна мера для схимонахов и отшельников, другая - для монахов, живущих в монастыре, третья - для мирян. И опять-таки для мирян эта мера может быть очень неодинаковой: она зависит от возраста, состояния здоровья, физического сложения и образа жизни каждого христианина.

Строгий пост непременно требует, чтобы в душе постящегося был мир. Если же человек живет в ритме большого города, если он часто волнуется, испытывает тревогу и беспокойство, то пост должен быть умеренным, потому что в этом случае строгий пост не принесет пользы душе. Кроме того, он может причинить вред физическому здоровью. Пост не вредит здоровью, если в душе у человека мир, молитва и Благодать. Посетители спрашивали об этом старца Паисия Святогорца: «Геронда, как Ваш желудок не испортился от стольких постов?» И старец отвечал: «Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что, когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится».

При повреждении здоровья тела часто бывает, что и душа человека получает вред. Святитель Нектарий Эгинский писал одной монахине: «Болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства. Здоровье вам нужно для духовного делания. Тот, кто несовершенен и кто выходит на брань, будет сражен, знайте это, если не будет здоровым, ибо ему будет недоставать той моральной силы, которая укрепляет совершенных. Для несовершенных здоровье - это колесница, несущая бойца к победному завершению сражения. Вот почему я советую вам быть рассудительными, знать меру во всем и избегать чрезмерностей. Строгости идут рука об руку с мерой добродетели… Будучи в добром здравии, вы сможете духовно расти, в противном случае ваши усилия окажутся тщетными. Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов».

По этой причине Церковью и разрешаются в посте различные послабления. Ведь Церковь наша - это не бездушный тиран, а любящая и мудрая мать. Она не говорит: «Умри, но пост соблюди» - и не измеряет всех механически одной меркой. Например, для страдающих от каких-либо заболеваний разрешаются послабления в посте - вплоть до полной его отмены, потому что болезнь в каком-то смысле заменяет пост. Также разрешаются послабления для беременных, кормящих, путешествующих. Не распространяются посты со всей строгостью и на детей. Вообще, определяя для кого-либо меру поста, нужно всегда помнить, что пост - это не цель, но лишь средство. Да, средство это сильное и необходимое, но все-таки оно - лишь средство. Целью же является приближение к Богу, соединение и общение с Ним. «Пост, - говорит блаженный Диадох, - имеет цену, но не перед Богом. Он есть только орудие. Мастерство художника ценят не по совершенству его инструментов, а по совершенству его произведений». Поэтому в тех случаях, когда пост становится самоцелью, он не приближает человека к Богу, но, напротив, удаляет. И об этом всегда следует помнить.

Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть, и благоприятный». Пост - не диета, и воздержание от определенных видов пищи - не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.

Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост - Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.

Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4 :19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение - сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.

Пост также выступает свидетельством духовной природы человека - в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек - это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост - простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе - стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост - древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.

Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело - темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело - это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.

Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю - слову Божию. Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью - душевному и телесному.