Безвыходная ситуация — когда ПДД запрещают все. Объезд препятствия или грандиозная афера гибдд

Одна из самых спорных дорожных ситуаций - объезд препятствий. В результате такого маневра водитель, в подавляющем большенстве случаев, будет лишен права управления автомобиля. Но законно ли это и как нас обманывают гаишники?

Итак, Вы передвигаетесь на своем автомобиле и неожиданно впереди Вы замечаете препятствие, в виде неправильно припаркованного автомобиля, машины на аварийке, ямы на дороге или любое другое препятствие, которое объехать без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки просто невозможно.

Случай первый - дорога с одной полосой движения в каждую сторону с отсутствием обочины.

Ситуация для водителей практически безвыходная. И этим пользуются инспекторы ДПС. Выезд на встречку объезжая препятствие в большинстве случаев классифицируется по статье 12.15.4 КоАП с последующим лишением прав на 4-6 мес. Ведь судья почти всегда доверяет больше инспектору: "Оснований не доверять инспектору нет" - каждый, кто был в суда наверняка слышал такую фразу судьи.

Сам же инспектор заявляет что

  • препятствия не было вовсе и вы намеренно выехали на встречную
  • после объезда препятствия водитель вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречной поллосе еще, хоть 10 см. хоть 1 метр - неважно

Те малочисленные водители, которые сумают подтвердить, что препятствие действительно было, а объезд был совершен корректно, получит штраф в размере 1000-1500 руб. по статье 12.15.3 КоАП.

С целью избежания последствий опасного маневра по встречке инспекторы ГИБДД утверждают, что необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора - регулировщика, который разрешит объезд. Представьте картинку, решили Вы на своем любимом автомобиле поехать в гости, на дороге вам попадается сломанный автомобиль, который даже не может вставть на обочине т.к. ее нет и кто из Вас, уважаемые водители, будет вызывать инспетора и ждать час - два - десять пока приедет инспетор? А приедет ли он вообще? Смешная ситуация непрвда ли.

А теперь попробуем разобраться, насколько законны действия инспекторов .
Согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .
Примичательно, что в ПДД ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса - единственная. Да и о правилах объезда такого препятствия ничего не сказано.
А что об этом написано в КоАП? Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей » .

Но подходит ли объезд припятствий на дороге с выездам на встречную под эту статью? Ответ - подходит, но лишь частично!

Итак, Вы передвигаетесь на автомобиле, перед Вами возникается припятствие, объезжать такое припятствие полагается справа:

  • Вы объехали препятствие справа - ничего не нарушили
  • Вы объехали препятствие слева, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, причем справа объехать препятствие было невозможно - Вам по закону абсоютно ничего не грозит.
  • Вы объехали припятсиве слева с выездом на полосу встречного движения, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, но при этом имели возможность объехать препятствие справа, но по тем или иным причинам не сделали этого - штраф 1000-1500 руб.(ст.12.15 ч.3)

В законе четко сказано, что за данное правонарушение, если Вы нарушили, предусметрен административный штраф, почему тогда водителей лишают права управления автомобилем?

Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на встречку ("встречка бывает разная"). Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ - общие положения, которые ничего не запрещают - такой протокол не имеет юридической силы, а выезд на встречную полосу только сопровождает его, лишение прав противозаконно.

Итак, Пунктов ПДД, где прямо сказано о выезде на встречную полосу, всего четыре:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 - «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Это значит, что абсолютно противозаконно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. А в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.
Таким образом, на основании вышеизложенного, вывод один: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами - большая афера ГИБДД и судей.

Что делать, если Вас незаконно оштрафовали или лишили прав? Варинт один - отстаивать свои права, жаловаться и ни в коем случае не сдаваться, чем больше будет таких водителей, которые ведут борьбу за свои права, тем больше шансов, что система, несомненно антинародная, даст трещину.

К атегория:

Управление автомобилем

Объезд транспортного средства или другого препятствия


Объезд транспортного средства или другого препятствия, находящегося на правой стороне дороги, включает в себя выезд на соседнюю полосу или на полосу встречного движения, движение по ней и въезд опять на свою полосу. На дорогах с двумя и более полосами для движения в данном направлении объезд особых трудностей не представляет. Здесь лишь может возникнуть опасность наезда на пешеходов, выходящих или выбегающих из-за препятствия. К этому надо быть всегда готовым и при объезде уделять особое внимание просмотру дороги за объезжаемым препятствием.

Большую осторожность надо проявлять при объезде только что остановившегося транспортного средства. Из него могут выйти через левые двери водитель или пассажиры. Открытая внезапно левая дверь вынуждает объезжающего увеличивать интервал, иногда с резким отклонением от прямолинейного движения, что может создать аварийную ситуацию. Наконец, просто стоящий у тротуара автомобиль может вдруг начать движение с невключенным указателем поворотов, и тогда объезд может уже превратиться в обгон.



Водитель при объезде должен предвидеть все эти ситуации, и если появятся какие-то предположения в бострении обстановки, лучше подать звуковой сигнал 9 ie эт0 не запрещено) и увеличить интервал объезда.

Значительно сложнее объезд на узких дорогах с одной полосой для движения в данном направлении. Здесь члЯ объезда надо выезжать на полосу встречного движения, а это всегда опасно. На этой полосе в зоне объезда могут быть встречные машины или пешеходы. Поэтому для просмотра всей зоны объезда сначала производится разведывательный маневр, т. е. заблаговременный выезд на левую сторону дороги, откуда видна и правая сторона дороги впереди за препятствием. Этот маневр, кроме того, ориентирует окружающих водителей и пешеходов о намерениях произвести объезд.

Опыт показывает, что выезд на левую сторону дороги и просмотр ее занимают примерно 5 с. За эти секунды автомобиль пройдет путь, обозначенный на рис. 1 зоной А. При отсутствии на дороге встречных транспортных средств после этого и начинается собственно объезд. Расстояние от его начала до объезжаемого препятствия обозначено зоной Б. Величина ее должна быть такой, чтобы при необходимости, если впереди вдруг будет обнаружен встречный транспорт, была бы еще возможность возвратиться на свою полосу движения и остановиться на ней без наезда. Это расстояние должно быть не менее остановочного пути автомобиля при экстренном торможении.

Однако экстренное торможение - крайняя мера. В нормальных условиях движения торможение производится со значительно меньшей интенсивностью. Кроме того, при возвращении на свою полосу движения необходимо остановиться от препятствия на каком-то расстоянии, которое потом позволило бы вновь начать объезд. С учетом этого протяженность зоны Б можно принять равной двум остановочным путям.

Наконец, возвращение на свою полосу движения после объезда займет около 3 с. Расстояние, пройденное автомобилем за это время, составляет зону В.

Сумма зон Б и В плюс длина объезжаемого препятствия (в приведенных расчетах она принята равной 10 м) будет составлять зону объезда.

Из таблицы видно, что зона объезда с увеличением скорости движения увеличивается и при высокой скорости на дороге с асфальтобетонным покрытием достигает довольно значительной величины (например, при скорости 90 км/ч - почти 300 м). Еще больше увеличивается зона объезда на скользких дорогах. Так, при гололедице (при коэффициенте сцепления 0,1) даже при скорости 40 км/ч она достигает 250 м, а при скорости 50 км/ч - около 370 м.

Частой ошибкой при объезде является невнимательный просмотр дороги в зоне объезда, особенно правой стороны впереди за стоящим транспортным средством, откуда могут выходить на дорогу пешеходы. Недопустимо на узкой дороге по своей стороне дороги очень близко подъезжать к стоящему транспортному средству и затем резко выезжать на левую сторону в непосредственной близости от него, т. е. уже в зоне Б.

Во-первых, за стоящим транспортом можно не увидеть встречное транспортное средство, а тормозить уже будет поздно. Во-вторых, в это время следующий в попутном направлении автомобиль может начать обгон объезжающего (рис. 7).

Рис. 7. Водитель автомобиля 1 совершает объезд препятствия 2 на правой стороне дороги: а-правильно, б, в-неправильно; 3- встречное транспортное средство; 4 - транспортное средство, движущееся в попутном направлении с обгоном автомобиля 1

А как объехать транспортное средство, остановившееся вблизи вершины подъема на дороге с двумя полосами движения, где водитель, даже выехав на полосу встречного движения, не видит дороги за вершиной? Вероятно, объезд здесь надо делать на самой малой скорости вплотную к остановившемуся транспортному средству, стараясь как можно меньше оставаться на левой стороне дороги.

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Дорожная обстановка склонна ежесекундно меняться. Возникают такие ситуации, в которых водителю необходимо принять быстрое и единственно верное решение. Одной из таких ситуаций является внезапно возникшее препятствие на дороге, преграждающее дальнейшее движение. Каким образом его объехать, при этом не помешав другим участникам движения и не нарушить существующие правила?

При неправильных действиях водитель может попасть в затруднительную ситуацию при общении с инспектором ГИБДД, а наказанием за это будет штраф либо . Что полезно знать и как правильно выполнять манёвр объезда препятствия разберёмся в данной статье.

Что в ПДД считается препятствием, отличие объезда от обгона

«Препятствием» называется статичный объект, находящийся на проезжей части, предназначенной для движения автомобильного транспорта, который препятствует продолжению движения по полосе дороги.

  • сломанный автомобиль с выставленным знаком аварийной остановки;
  • дорожно-транспортное происшествие;
  • ремонтные работы;
  • различные посторонние предметы, мешающие проезду.

Нарушение целостности дорожного полотна в виде больших ям, провалов или размытых участков дороги также будет считаться препятствием.

Препятствием не является:

  • затор на перекрестке;
  • автомобильная пробка;
  • лужа или выбоина;
  • транспортное средство, припаркованное на полосе дороги по правилам.

Отличие объезда от обгона

Объезд и обгон – это два схожих термина. Они означают совершение манёвра с целью преодоления возникшего препятствия, затрудняющего движение ТС по полосе.

Конкретного определения, что такое объезд препятствия в ПДД, не существует.

Объездом считается манёвр, который совершается водителем ТС из-за невозможности дальнейшего движения по полосе следования транспортного средства. То есть, если движение по вашей полосе осуществляется с небольшой скоростью, (к примеру тихоходное ТС), тогда такой манёвр будет считаться обгоном.

При объезде преодолевается статичное препятствие, например яма, открытый канализационный люк, припаркованный у края дороги автомобиль.

Объезд выполняется на гораздо меньшей скорости движения, в отличие от обгона. Сложность его состоит в заблаговременном снижении скорости перед возникшим препятствием. Обнаружение препятствия и правильная реакция на его преодоление усложняется в .

Обгоном принято называть действие водителя, при котором совершается выезд на полосу встречного движения, с намерением опережения впереди идущего ТС и дальнейшим возвращением в свою полосу.

Обгон является более сложным маневром. При его совершении необходимо иметь приличный запас пространства для безопасного совершения опережения, не создав при этом помех при движении попутному и встречному транспорту.

Объезд препятствия справа

Обозначается знаком 4.2.1. Этот дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения справа. Объезд слева запрещён.
Объезжать препятствие справа необходимо без заезда на тротуар , в противном случае сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф размером 2 тыс. рублей. Ст. 12.15 КоАП часть 2 “Выезд на тротуар или велосипедную дорожку”.

Объезд препятствия слева

Обозначается знаком 4.2.2. Данный дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения слева. Объезд справа запрещён.

Знаки, обозначающие направление объезда, относятся к категории “Предписывающих знаков”. Оба знака могут быть установлены на обочине дороги или непосредственно перед препятствием на металлический каркас, столб или на специальную тумбу.

Места установки предписывающих знаков объезда препятствия:

  • участки проведения дорожных работ;
  • обозначение островков безопасности;
  • задний борт аварийно-ремонтных автомобилей;
  • начало разделительной полосы.

Если, подъезжая к участку дороги со сплошной линией разметки, водитель видит установленный знак «объезд слева», то выехав на полосу встречного движения, правила он не нарушит.

В данной ситуации нужно руководствоваться действием установленного знака, не обращая внимания на разметку. После преодоления препятствия водитель должен занять прежнюю полосу движения.

За игнорирование знаков 4.2.1 и 4.2.2 (объезжая препятствие в любую другую сторону) предусмотрен штраф.

Зоной действия обоих знаков будет являться непосредственно объект, препятствующий движению либо знак, установленный в конце ремонтного участка дороги 3.31 “Конец зоны всех ограничений”.

Объезд препятствия справа или слева

Обозначается знаком 4.2.3. Этот знак также является предписывающим и предлагает водителю выбрать наиболее удобный способ для объезда препятствия. Он устанавливается на проезжей части во время ремонта и в местах разделения полос.

Выезд на встречную полосу через сплошную при объезде

Объезд препятствия через сплошную линию разметки запрещается в следующих случаях:

  • если дорога имеет четыре и более полос;
  • если дорога из трёх полос;
  • перед железнодорожным переездом.

В тех случаях, когда нет возможности объехать препятствие, не нарушив ПДД, водитель, согласно действующим правилам, должен остановиться непосредственно перед препятствием и дождаться устранения сложившейся ситуации.

Наиболее безопасным манёвром при объезде препятствия считается объезд справа. Эта мера убережёт водителя от неоправданного выезда на встречную полосу и не создаст лишних помех для движения встречного потока.

Важно помнить, что не всегда дорожные знаки, указывающие направление объезда препятствия, могут быть выставлены вовремя. Особенно трудно различить не обозначенные препятствия в темное время и в тяжелых климатические условиях. Для этого всегда выбирайте правильную скорость движения и необходимую дистанцию в соответствии с дорожной ситуацией.

1. Препятствие на дороге может привести к повреждению или столкновению транспортных средств при нарушении правил ведения работ по ремонту дорожного полотна.

Регулируется это утверждение Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090).

1.1. Такими нарушениями могут быть:
а) расположенные на проезжей части дороги неработающие дорожные машины, которые не обозначены соответствующими дорожными знаками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
б) необозначенные знаками в дневное время и дополнительно красными или желтыми сигнальными фонарями при недостаточной видимости и в ночное время места дороги, на которых производятся ремонтные работы;
в) расположенные на проезжей части необозначенные дорожными знаками и сигнальными огнями (в условиях недостаточной видимости и ночью) строительные материалы, различные ограждения и конструкции.

1.2. Здесь недостаточная видимость по ПДД — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

1.3. Производители работ по ремонту дорог на основании пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации должны согласовывать с ГИБДД производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.

И надо иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 16 вышеуказанных Основных положений для обеспечения безопасности движения на дорожной технике, участвующей в ремонте дороги, устанавливаются проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета. Про эти виды маячков подробно изложено в статье

1.4. Так как сигнальные фонари в ночное время на ремонтируемом дорожном полотне на фоне освещения населенных пунктов и движения транспорта сливаются с множеством огней, может быть дорожным организациям следует оставлять на неработающем стоящем на дороге механизме (экскаваторе, бульдозере, асфальтоукладчике, грейдере, катке и т.д.) включенным на ночь проблесковый маяк. Безопасность на дороге будет намного выше, а затраты для этого небольшие.

1.5. Про административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений написано в статье

2. Препятствие на дороге в виде стоящего на проезжей части дороги автомобиля.

2.1. В соответствии с пунктом 12.5. ПДД стоянка запрещается на проезжей части дорог вне населенных пунктов, обозначенных знаком 2.1. «Главная дорога». Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги (пункт 12.3. ПДД).

2.2. Пункт 12.6. ПДД гласит: при вынужденной остановке в местах, где остановка (и соответственно – стоянка) запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест. А до отвода автомобиля из опасного места ему необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. А в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве дополнительно к аварийной сигнализации и знаку аварийной остановки должны быть включены габаритные огни и могут быть дополнительно к габаритным огням включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

Здесь «вынужденная остановка» — это прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

А на автомобилях, перевозящих опасные грузы и тяжеловесную и крупногабаритную технику в данных условиях должны быть включены проблесковые маячки желтого (оранжевого) цвета.

В населенных пунктах стоянка транспортных средств на проезжей части дорог запрещается в 9 случаях, относящихся к запрещению остановки, и кроме этого, ближе 50 метров от железнодорожных переездов (раздел 12 ПДД).

3. Препятствие на дороге, вызывающее невозможность дальнейшего проезда по своей полосе движения.

Согласно ПДД, препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

Примеры.

3.1. Дорога с двусторонним движением по одной полосе для каждого направления. Полосы разделены сплошной линией. Обочины нет. На правой стороне дороги препятствие – стоит грузовой автомобиль. Признаков того, что автомобиль освобождает дорогу, нет. Объехать его, не пересекая сплошную линию, невозможно. Возможные варианты решения проблемы:

а) позвонить в ГИБДД и попросить решить вопрос с освобождением полосы или регулированием движения;

б) если вопрос не решается и ГИБДД не регулирует движение, то совершаем объезд препятствия с пересечением сплошной разделительной линии и выездом на полосу встречного движения. Перед объездом уступаем дорогу автомобилям, движущимся во встречном, а также и в попутном направлении;

в) совершив объезд, сразу же занимаем свою полосу и останавливаемся перед стоящим автомобилем (то есть не допускаем длительного движения по встречной полосе);

г) фотографируем положение автомобилей.

Меры наказания за это правонарушение.

3.1.1. В соответствии со статьей 12.16. КоАП РФ — несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

3.1.2. В соответствии со статьей 12.15. КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет за собой наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Если это нарушение будет зафиксировано сотрудниками ГИБДД, то можно получить от них предупреждение, если приводить свои доводы грамотно и последовательно (не забывая о том, что сотрудники ГИБДД обязаны регулировать движение в подобных ситуациях).

3.2. Пример второй. Дорога та же самая. На правой стороне дороги образовался затор из нескольких автомобилей или стоит автобус и производит высадку и посадку пассажиров. К препятствиям по правилам дорожного движения эти транспортные средства не относятся. Если водитель не выдерживает и совершает объезд, то мера наказания за это правонарушение уже намного жестче — штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

А повторное совершение данного правонарушения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год (при фиксации нарушения камерами – штраф 5000 рублей).

3.3. Пример третий. Дорога та же самая. Но установлен знак «Остановка запрещена». На правой стороне дороги стоит автомобиль с включенной аварийной сигнализацией. Знак аварийной остановки не выставлен. Признаков того, что автомобиль ремонтируется, нет (водителя не видно).

Автомобиль может находиться на проезжей части под запрещающим остановку знаком только в случае вынужденной остановки. Определение вынужденной остановки приведено выше, в разделе 2.

Дальнейшие действия такие же, как и в пункте 3.1 (начиная со звонка ГИБДД).

На водителя припаркованного на проезжей части автомобиля, если ГИБДД докажет, что остановка не была вынужденной (нет признаков ремонта автомобиля, груз на месте, водитель здоров, невыставленный знак аварийной остановки), может быть наложен штраф в размере 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – в размере 3000 рублей.

Движению автомобиля по дорожной полосе может мешать некое препятствие – неподвижный объект. Тогда водителю пригодятся правила объезда препятствий на дороге, чтобы выполнить этот маневр правильно, не создавая аварийных ситуаций и не давая повода для наказания со стороны дорожно-патрульной службы.

Во-первых, необходимо разобраться, что является препятствием, а что не является таковым. Если на дорожной полосе находится такой объект, как поломавшаяся машина, посторонний предмет, ограждение в связи с дорожными работами, упавшее дерево, дефект проезжей части – это всё является препятствием, так как это понятие в ПДД определено именно неподвижным объектом. Такие объекты как автомобильная пробка, высаживающий пассажиров автобус, незначительная неровность либо выбоина на дороге, осколки стекла, лужа и даже человек по определению не являются препятствием.

Что называется объездом, а что обгоном

Многие могут путать понятия обгон и объезд, частично это связано с тем, что в ПДД дано определение лишь обгона. В связи с этим для многих это идентичные понятия. На самом же деле это не совсем так.

Обгон – это один из случаев опережения одного либо нескольких движущихся транспортных средств. Выезд на встречную полосу является обязательным атрибутом обгона, как и возвращение в полосу, в которой ранее водитель совершал движение до выполнения маневра.


Важно! Для правильного выполнения обгона водитель должен исследовать участок дороги впереди и быть уверенным, что полоса на которую он будет выезжать свободна, и что она останется таковой на всем промежутке, который потребуется для выполнения маневра. Обгон можно выполнять лишь в случае, если это не создаст помех для других участников движения.

В ПДД понятие объезд не расшифровывается, но в кодексе об административных правонарушениях есть пункты, опираясь на которые можно считать определением объезда следующее: маневр, который связан с выездом из полосы в которой совершается движение, если в занимаемой полосе двигаться дальше невозможно из-за наличия неподвижного препятствия. Если же движение присутствует, то этот маневр будет расценен как обгон. Также нельзя объезжать выбоины согласно ПДД, так как сделав движение для выполнения данного маневра есть риск зацепить других участников движения и создать ДТП.

Знаете ли Вы? За неправильный обгон полагается более суровое наказание, нежели за неправильный объезд препятствия. Если за объезд не по правилам могут назначить штраф, то за неправильный обгон могут лишить водительских прав.

Знаки объезд препятствий и правила движения

Знаки, которые регулируют объезд препятствий, относятся к категории предписывающих. Этот тип знаков указывает на обязательное направление, по которому может двигаться водитель. Если же не выполнять предписание таких знаков, за это может наказать ГИБДД. Но не все препятствия обозначены знаками, предписывающими как выполнить объезд. В таком случае водителю необходимо чётко знать правила движения, чтобы выполнить объезд препятствия правильно. За неправильный объезд наказание может быть назначено в виде штрафа в размере от одной до пяти тысяч рублей.

Существует три предписывающих знака, которые указывают, как объезжать препятствие на дороге.

Знак 4.2.1 предписывает выполнять объезд препятствия справа. Имеет круглую форму, изображение – синий фон и белая стрелка, указывающая в правый нижний угол. Знаки данной категории могут быть установлены непосредственно на самом препятствии, на отдельных стойках либо направляющих тумбах. Объезд можно выполнить со стороны, на которую указывает стрелка на знаке.


Знак 4.2.2 предписывает выполнять объезд препятствия слева. На круглом знаке синего цвета изображена белая стрелка, указывающая в левый нижний угол. Соответственно водителю понятно, в каком направлении можно выполнить маневр по объезду препятствия.


Знак 4.2.3 предписывает выполнять объезд препятствия справа или слева. На знаке изображены две стрелки, указывающие одна в левый нижний угол, вторая в правый нижний угол. Объехать объект, обозначенный таким знаком можно с обеих сторон.


Можно ли объезжать препятствие с выездом на встречную полосу

Объезд разрешено выполнять в таких случаях:

не требуется выезд на встречную полосу движения;

На двухполосной дороге, если требуется выезд на встречку, на трехполосной дороге – с выездом на центральную полосу, предназначенную для поворота;

Для обоих вышеописанных случаев должно сохраняться отсутствие железнодорожного переезда.

Запрещается выполнять объезд в таких случаях:

Если дорога имеет четыре и больше полос для движения, с выездом на встречную полосу;

На дороге с тремя полосами, если для маневра придётся выезжать на крайнюю левую полосу движения;

Если требуется выехать на встречную полосу перед переездом железной дороги.

Важно! При движении по четырехполосной дороге, которая имеет по 2 полосы для каждого направления и они разделены сплошной линией, то за пересечение такой сплошной линии будет выписан штраф.

Если, например, требуется выполнить объезд застрявшего автобуса на двухполоной дороге по встречной полосе, а полосы разделены прерывистой линией, то такой маневр не запрещен правилами при условии соблюдения правил безопасности. Объезд препятствия на таком участке дороги ничем не грозит водителю, так как правилами разрешено пересекать прерывистую линию для совершения маневров.


Пересечение сплошной

Если единственную полосу в нужном направлении преградило неподвижное препятствие, то такой объект необходимо объехать справа. Но часто такой возможности нет. Если выполнить объезд с пересечением сплошной линии – это будет считаться нарушением, даже если не было иного выхода преодолеть препятствие на дороге. За такого рода пересечение сплошной автоинспектор имеет право оштрафовать.

Объезд с пересечением сплошной линии, даже когда она делит попутные полосы запрещается ПДД. Штраф за такое пересечение составляет 500 рублей.

Двойная сплошная линия предназначена для того, чтобы разделять транспортные проезжие части противоположных направлений. Такую разметку наносят на дорогах, которые имеют четыре и более полос.


По ПДД пересечение двойной сплошной запрещается. Поэтому даже объезд аварии через двойную сплошную не является законным обоснованием для совершения этого маневра, поэтому за такое нарушение последует наказание в виде штрафа.

Знаете ли Вы? Встречаются трактовки закона, в которых указывают, что объезд через сплошную линию будет считаться правильным, в случае когда объезд справа невозможен. Но по факту пересечение сплошной и двойной сплошной всегда расцениваются как нарушение ПДД.

Подписывайтесь на наши ленты в