Миграционный учёт иностранных работников – обязанность работодателя? III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета Постановка на миграционный учет по месту работы

Постановка на миграционный учет иностранных граждан для России особо актуальна, учитывая ее роль в регионе. Все приехавшие проходят контроль, их данные заносятся в специальные реестры. Таким образом, осуществляется систематизация сведений и персональных данных в сфере миграционных правоотношений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В большинстве случаев процедура состоит в предоставлении определенных сведений государственным органам и в уведомлении их о прибытии.

Что это такое

Каждый въезжающий в страну должен пройти обязательную процедуру – постановку на миграционный учет. Ее второе название – временная регистрация. Она представляет собой подачу службам или МВД информации о прибытии на территорию государства лиц с другим гражданством или вообще без такового.

Нужно ли вставать

Независимо от того, как осуществляется въезд – в визовом или безвизовом порядке – процедура обязательная для всех. Каждый, кто пересекает границу, должен отмечаться в ФМС или ГУВМ МВД.

Только тогда нахождение в России будет легальным, что дает доступ к другим услугам, например, к официальному устройству на работу.

Порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан

Суть процедуры – информирование соответствующих органов о прибытии в место, предоставленное принимающей стороной (работа, сдаваемое жилье). Основанием постановки на облик является факт подачи ведомствам уведомления.

Указанное сообщение заполняется на специальном бланке с отрывным талоном, на котором ставится отметка о приеме заявления. Его нужно сохранять, так как он является подтверждением регистрации. Для подданных разных стран условия могут отличаться по срокам.

Видео: Срок постановки

Кто может поставить и в какой срок

Стандартный срок постановки на облик по месту пребывания – 7 дней с даты прибытия. Исключения составляют граждане некоторых регионов ЕАЭС и Таджикистана.

Заявление нужно подать именно в этот период после приезда в точку пребывания. Данные для временно или постоянно проживающих подаются в территориальные органы управления по миграционным вопросам.

Следует отметить важный нюанс: предоставляет заявление (заполненную стандартную форму) принимающий, то есть, работодатель, куда гастарбайтер устраивается, владелец жилья, которое сдается ему в аренду.

Существуют также исключения по срокам для граждан некоторых государств:

Срок первичного облика – до 90 суток, независимо от гражданства, это значит, что иммигрант имеет право находиться на российской территории максимально на этот период. После его истечения оно должно либо выехать, либо продолжить регистрацию при наличии определенных оснований.

Первые 4 позиции в таблице – это ЕАЭС. Российская Федерация разрешает своим подданным оформлять первичную регистрацию до 1 года, но только в случае, если они имеют патент на работу и трудовой договор. Период пребывания продлевается на его действие, но не более чем на 12 мес.

Штрафные санкции за нарушение правил составляют от 2 тыс. до 7 тыс. руб., а также применяется запрет на выдворение из государства с запретом на въезд или без такового.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан осуществляется территориальными органами ФМС, управлением по вопросам миграции МВД по месту регистрации.

Документы можно подавать через МФЦ, центры предоставления госуслуг, а также присылать почтовыми отправлениями – в этих случаях время осуществления будет немного длиннее.

По месту пребывания

Главное значение имеет принимающая сторона по месту пребывания прибывшего, именно она подает сообщение. Ею выступают такие субъекты:

  1. российские граждане с регистрацией по месту жительства или владеющие собственным жильем, где останавливается приезжий;
  2. иностранцы с видом на жительств и с одновременно с регистрацией в РФ, а также владеющие собственным жильем. Последние сами являются принимающей стороной по отношении к себе, они могут оформиться самостоятельно, при этом они не имеют права это делать для других приезжих, а также членов своей семьи;
  3. подданные других государств со статусом ВКС с собственным жильем в РФ могут оформлять себя и членов своей семьи;
  4. процедура доступная для юридических лиц РФ – они могут выступать принимающей стороной. Это же касается и международных организаций, органов госвласти РФ.

Действия принимающих:

  1. после приезда иноземца заполняет бланк уведомления об этом на основании предоставленной им информации (карты, паспорта, визы);
  2. заполненный бланк направляется в уже указанные нами органы;
  3. предоставляющий помещение обязан при этом предъявить свои идентификационные документы, подать российский паспорт и карту иммигранта (копии);
  4. сотрудник ФМС осуществляет проверку данных и ставит на бланке штамп о приеме поданного;
  5. отрывная часть формы выдается заявителю, который отдает ее чужеземцу.

Этапы:

  1. въезд и получение карты;
  2. прибытие к предоставляющему жилье (работу) лицу, которое заполняет и подает в УВМ МВД заявку и другие данные (ниже мы укажем их). Подавать можно через МФЦ, почтой, но все равно в конечном итоге нужно зайти в отделение для получения отрывного талона и для проставления подписей;
  3. в УВМ делают проверку информации и заносят ее в базу данных;
  4. затем – проставляется отметка на отрывной части и вручается заявителю, который в свою очередь отдает ее иммигранту.

После указанных манипуляций чужестранец может пребывать в России до 90 суток, после чего нужно заняться продлением этого периода, если есть основания (например, патент на работу) или выехать на 3 мес. Об убытии сообщать не надо – данные поступают в базы данных МВД автоматически.

Через портал госуслуги

Для процедуры нужно зайти на сайт госуслуг, зарегистрироваться и создать личный кабинет, выбрать соответствующую услугу, и ознакомиться с правилами и описанием процесса.

Далее, необходимо выбрать «получить услугу». Пользователя в режиме онлайн перенаправят на страницу с электронной формой заявки. При этом нужно авторизоваться. Форма заполняется в электронном виде и также отсылается через этот же ресурс (нажать «подать заявление»).

После успешного выполнения выше перечисленного ход рассмотрения заявки можно контролировать в личном кабинете («мои заявки»). Она рассматривается на протяжении 3 дней.

Пользователю приходит сообщение (на электронную почту или мобильный), когда нужно прибыть в отделение УВМ МВД для завершения процедуры. С собой надо иметь все оригиналы документов.

На сайте МВД есть раздел для проверки состояния разрешений.

Через МФЦ

Документы от физических лиц допускается сдавать в МФЦ по месту пребывания иностранца, от юридических и ИП – в любой офис независимо от места нахождения. Процедура аналогична той, если бы подавалось заявление в отделении УВМ.

Вся полностью она осуществляется в тот же день, то есть, сразу же выдается отрывной талон.

Срок

При личном обращении в УВМ подтверждение выдается сразу, то же касается и МФЦ. Если делали через госуслуги, то анкета поступает сразу в электронный сервис и в течение 3 дней гражданин уведомляется, когда нужно прийти с оригиналами документов для подписания необходимых бумаг.

Во время визита сразу же выдается отрывной талон с отметкой.

Информация о прибывшем появляется в електронных базах ведомств в такие сроки: МВД – 3, Налоговая – 10, Органы статистики – 30 рабочих дней.

Перечень документов

В УВМ надо предоставить уведомление, карту иммигранта и следующего. Для юридических лиц (облик по месту работы):

  1. свидетельства о госрегистрации фирмы;
  2. выписка из органов статистики;
  3. ЕГРЮЛ (оригинал давностью до 2 мес.);
  4. приказ о назначении руководителя и его паспорт;
  5. трудовой договор с иммигрантом;
  6. все данные компании (телефон, адрес);
  7. документы о помещении, где располагается лицо (аренда, собственность).

Для физических лиц требуется предоставление паспортов принимающего и приехавшего, копии подтверждений прав на жилье.

Для детей иностранцев дополнительно надо предъявить свидетельство о рождении, желательно иметь также медстраховку (все подается и подписывается от имени ребенка законным представителем).

Каким законом регулируется

Нормативные акты в рассматриваемой области такие:

  1. ФЗ №109 «О миграционном учете…»;
  2. порядок осуществления регламентируется Постановлением №9;
  3. приказ ФМС №321 регулирующий временное пребывание.

Правила заполнения бланка

заполняется с двух сторон, так как он размещен на двух страницах одного листа. Данные вписываются разборчивым почерком (можно печатными буквами) или с использованием технических устройств (принтера). Форма заполняется русским языком без исправлений, аббревиатур, сокращений, пропущенных мест.

Подпись ставится принимающим лицом на обороте в и в главной части. Если заявителем выступает юрлицо, то ставится печатка (при ее наличии).

Несовершеннолетние

Что подавать для детей мы указали выше. От их имени выступают родители или законные представители (с подтверждениями опекунства, попечительства, права представлять интересы, с оформленным согласием родителей). В заявке должны быть вписаны данные этих лиц.

Продление

Стандартный период первичной регистрации – 90 суток. Продление возможно, если есть патент на работу, трудовой договор, виза, РВП, ВНЖ (в том числе и факт подачи на него).

Для пролонгации необходимо сначала продлить срок указанного, если он истекает, и на этом основании продлевать ВР. В полномочия ФМС входят обязанности принимать заявления об этом и продлевать разрешения.

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 07.03.2019) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

III. ПОСТАНОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

НА УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И СНЯТИЕ ИХ С УЧЕТА

20. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20(1). Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90- или 30-дневного срока подается в соответствии с настоящими Правилами в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки представляет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет почтовым отправлением уведомление о прибытии (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона).

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:

а) о лице, подлежащем постановке на учет:

фамилия, имя, отчество;

гражданство (подданство);

дата и место рождения;

пол;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

цель въезда;

профессия;

дата въезда в Российскую Федерацию;

серия и номер миграционной карты;

Заявленные сроки пребывания;

адрес места пребывания;

адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);

б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

фамилия, имя, отчество;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

адрес места жительства;

наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

24. В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 23 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;

б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;

в) адрес места жительства ответственного лица организации;

г) наименование организации;

д) адрес организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) идентификационный налоговый номер организации;

ж) наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

25. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.

26(1). Иностранный гражданин - трудящийся государства - члена Евразийского экономического союза и члены его семьи для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляют принимающей стороне:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

в) трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

г) документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

26(2). Под членами семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза понимаются лица, состоящие в браке с трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке, исправления не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года.

В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года. В случае уведомления администрацией гостиницы территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в администрации гостиницы в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в многофункциональном центре в течение 1 года. В случае отсутствия технической возможности представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в виде электронного документа бланк такого уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в многофункциональном центре в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

28(1). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, прилагает:

А) копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иного иностранного государства;

Б) копию миграционной карты иностранного гражданина (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

В) копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

28(2). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза и членов его семьи, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, помимо документов, предусмотренных пунктом 28(1)

а) копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

28(3). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания по адресу организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, помимо документов, указанных в пункте 28(1) настоящих Правил, прилагает:

а) копию трудового или гражданско-правового договора иностранного гражданина с организацией или копию иного документа, подтверждающего осуществление иностранным гражданином в данной организации трудовой или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности;

б) письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (в строении, сооружении), в том числе временном.

28(4). Принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин вправе не представлять (не направлять) копию миграционной карты в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. В случае непредставления копии миграционной карты территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяет на основании имеющихся сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.

Собственник помещения, выступающий в качестве принимающей стороны, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а только указать такие сведения в уведомлении о прибытии.

Организация, выступающая в качестве принимающей стороны, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил.

29. При обращении временно проживающего либо временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны;

г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

29.1. При обращении иностранного гражданина в соответствии с частью 3.1 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо в многофункциональный центр к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;

в) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина);

г) копия документа, подтверждающего родство (для высококвалифицированных специалистов, выступающих в качестве принимающей стороны для членов своей семьи).

30. При самостоятельном уведомлении территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином о своем прибытии в место пребывания непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) письменное согласие принимающей стороны;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.

31. Порядок приема уведомления о прибытии, форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и порядок ее проставления в отрывной части бланка уведомления о прибытии при непосредственном представлении в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо через многофункциональный центр устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, а при направлении в виде почтового отправления - Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или международными договорами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.

33. Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии непосредственно либо через многофункциональный центр либо получения его в виде почтового отправления фиксирует в своих учетных документах сведения об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, об адресе организации и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Любой иностранный гражданин, пересекший территории РФ, то есть осуществивший въезд на российскую территорию обязан оповестить об этом компетентные органы РФ. Основным государственным органом, осуществляющим помимо прочего функции по оказанию государственных услуг в миграционной области, а также контролю и надзору за оказанием этих услуг, является Федеральная миграционная служба. К числу задач ФМС отнесены реализация общей стратегии государственной миграционной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в миграционной сфере.

Миграционный учет выражается в комплексе мер, направленных на регистрацию, обобщение сведений об иностранных гражданах, пересекающих российскую территорию и имеющих своей целью проживание, пребывание в России, ведение трудовой или другого вида деятельности.

Законодательное закрепление

Все положения, касающиеся понятий, правил и особенностей миграционного учета иностранных граждан в РФ, определены законодательством России. К ним относятся: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» .

Миграционный учет был введен 15 января 2007 года. До этого существовавшая регистрация иностранных граждан, отменена.

Миграционный учет, согласно части 4 статьи 4 ФЗ №109-ФЗ, состоит из учета по месту пребывания и регистрации по месту жительства. К миграционному учету также относятся регистрации других сведений, обозначенных в вышеназванном законе.

Постановка на миграционный учет

В течение 7 дней после пересечения территории России иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны подать заявление в орган ФМС с целью регистрации в качестве временно проживающего или временно пребывающего гражданина.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под временно пребывающим понимается лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в безвизовом порядке. Также временно пребывающим считается лицо, если оно прибыло на территорию по миграционной карте, но при этом не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство (ч.1 ст. 2 ФЗ №115-ФЗ).

Временно проживающим называется лицо, получившее разрешение на временное проживание на территории России.

Заявление о регистрации подается в орган ФМС. Гражданину, подавшему заявление выдается миграционная карта – документ, подтверждающий, что гражданин, прибывший в Россию официально зарегистрирован и поставлен на учет. Другими словами, миграционная карта дает право иностранному гражданину беспрепятственно и законно находится на территории иностранного государства. Кроме того, миграционная карта выступает в роли контролирующего документа иностранца. В ней содержатся все сведения о всех пересечениях территории России (въезде и выезде), сроке временного пребывания.

Основания для постановки на учет:

  1. въезд на территорию России;
  2. рождение иностранного гражданина в России, если в данный момент не приобретается гражданство РФ;
  3. утрата гражданства РФ в период нахождения лица на территории России.

Основания снятия с учета:

  1. выезд с территории России;
  2. смерть иностранного гражданина;
  3. приобретение гражданства РФ;
  4. по решению суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Целью миграционного учета является сбор, хранение, обобщение и систематизация данных об иностранных гражданах, посещающих РФ.

Первоначально миграционный учет оформляется на срок не более 90 дней с момента въезда. В дальнейшем миграционный учет может быть продлен при наличии определенных условий: трудовая деятельность, учеба, невозможность выехать по некоторым причинам (болезнь). Первичный миграционный учет оформляется путем отправки почтового уведомления или при личном посещении Миграционной службы. Продление осуществляется только через непосредственную сдачу документов в УФМС.

В случае, если в течение 30 дней иностранный гражданин не встал на миграционный учет – данному иностранному гражданину автоматически закрывается въезд в Россию сроком на 3 года.

Прочитайте дополнительные материалы на тему миграционного учета

  • Ответственность за нарушение правил миграционного учета.
  • Миграционный учет — форма реализации миграционной политики.

У вас возникли вопросы?

Свяжитесь с нами и наши специалисты свяжутся с вами в
ближайшее время.

Правила миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации в 2018 году не будет отличаться от 2017 года. Последние изменения в ФЗ №109 «О миграционном учете иностранных граждан» были внесены Конституционным судом в июле 2017: другие дополнения пока не планируются.

Возможно вам будет интересно:

Основные документы, регулирующие данную процедуру:

  • Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ «О государственной информационной системе миграционного учета» от 14.02.2007 № 94,
  • Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9;
  • Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» от 29.08.2013 № 364.

Какая организация ставит на учет

Ранее миграционным учетом занималась Федеральная миграционная служба (ФМС). Однако Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 она была упразднена. А ее функции передали Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ). Теперь все вопросы по постановке на учет решаются через него .


Обязательно ли вставать на учет? Да. Обязательность регистрации по месту жительства оговорена ст. 14 №109-ФЗ. Причем, в соответствии с законом, это обязаны сделать как постоянно, так и временно проживающие в стране иностранцы. Однако, в соответствии с другими пунктами того же закона, иногда это обязана делать принимающая сторона (работодатель, администрация санатория и так далее).

Онлайн-запись на миграционный учет доступна на сайте «Госуслуги» по ссылке https://www.gosuslugi.ru/10050 . Нужно выбрать свой случай учета: по месту жительства или по месту пребывания. Затем заполнить заявление, принести в назначенное время оригиналы документов (какие - указано на сайте), и прийти второй раз за регистрацией (отметка в паспорте или свидетельство о регистрации по месту пребывания).

Нужно ли получать разрешение, чтобы встать на учет


За исключением некоторых случаев, прописанных в №109-ФЗ, постановка на учет должна иметь уведомительный, а не разрешительный характер. Что это значит? Чтобы сделать это, не нужно разрешение МВД. Нужно лишь сообщить в местный орган о своем проживании или пребывании в определенном месте, этого достаточно. Исключением являются закрытые города, период чрезвычайных ситуаций и ряд других случаев, прописанных в законе. Для этих случаев нужно именно разрешение.

" В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:
1) в пограничной зоне;
2) в закрытых административно-территориальных образованиях;
3) в закрытых военных городках;
4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;"

Полный перечень смотрите в №109-ФЗ, ст. 5.2.


Встать на учет можно двумя разными способами:

Полностью процедуру для обоих случаев описывает постановление правительства 9 о миграционном учете. В 2017 году данному постановлению исполнилось 10 лет, но оно по-прежнему является действующим. Оно описывает тонкости регистрации в каждом случае.

Постановка иностранных граждан на миграционный учет в РФ по месту пребывания

Как встать на учет по месту пребывания, подробно описывает постановление Правительства РФ №9 от 15 января 2007 года.

п. III.20 постановления №9

" Это нужно сделать «не позднее 7 рабочих дней со дня... прибытия в место пребывания " .

Рабочими считаются дни с понедельника по пятницу включительно.


Если человек прибывает в гостиницу, то сделать это должна администрация гостиницы (причем за 1 рабочий день после дня прибытия иностранного гражданина). Если это высококвалифицированный специалист, то он может не вставать на учет по месту пребывания 90 дней после пересечения границы России (III.20 (1)). Данное разрешение распространяется и на членов его семьи.

Если высококвалифицированный специалист (и его семья) уже зарегистрированы по месту жительства, и у них будет другое место пребывания меньше, чем 30 дней, то они могут также не вставать на учет.

Чтобы выполнить процедуру, нужно заполнить форму о прибытии, которая есть на сайте МВД, в подразделениях МВД, на портале Госуслуг. Заявителя ставят на учет в течение одного рабочего дня после того, как он подал форму (III.21).


Всегда есть принимающая сторона (физическое или юридическое лицо), и они должны подписать форму о прибытии. Их подпись подтверждает, что они согласны с тем, что иностранец пребывает у них (III.25). Для подачи формы обязательно нужно предоставить документ, удостоверяющий личность, паспорт или иной, а также его копию (III.28).

В большинстве случаев о прибытии иностранца должна сообщить именно принимающая сторона, а не он сам. Если же принимающая сторона этого не делает, то иностранец должен также принести:

" б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;
в) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны (III.28)."

Кто не должен вставать на учет по месту пребывания


Есть целый перечень случаев, в которых постановка на учет по месту пребывания не обязательна. Например, если иностранец:

" а) не имеет места жительства;
б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;
..."

Полный перечень таких случаев перечислен в ст. 20 №109-ФЗ. К нему можно обратиться, если остаются сомнения.

Как встать на учет по месту жительства

Учет по месту жительства тоже нужно оформить в течение 7 дней. Но не после прибытия в страну, а

" с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения» (п. II.3 постановления №9)."

Для несовершеннолетнего (до 18 лет) такое разрешение оформляют родители или опекуны (п. II.6 постановления №9).

Документы, которые нужно предоставить:


" а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии (п. II.8)."

Важно отметить, что, если у иностранца есть несколько жилых помещений, он обязан зарегистрироваться в одном из них (ст. 14 ФЗ-109). Сколько времени займет? Сроки постановки иностранных граждан на миграционный учет по закону: в течение одного рабочего дня после подачи заявления. Причем для обоих случаев: по месту жительства и пребывания (№109-ФЗ, ст. 18).

Штраф за нарушение миграционного учета


За нарушение миграционного учета КоАП РФ предусмотрены штрафы. Причем они больше для юридических лиц (которые стали приглашающей стороной) и меньше для физических. Для физического лица это 2-5 тысяч рублей, для должностного (например, администратор гостиницы) - 40-50 тысяч, для юридического (работодатель) - 400-500 тысяч (ст. 4 18.9).

Если же иностранец должен был сам встать на миграционный учет, то ему придется заплатить 2-5 тысяч, причем в дополнение к этому его могут выдворить из страны (ст. 4 18.8 КоАП).

Административный регламент по миграционному учету иностранных граждан (№364, утвержден 29 августа 2013 г.) требует от сотрудников МВД, чтобы иностранец ждал своей очереди не более 15 минут. Проще потратить эти 15 минут, чем потом платить штраф. Если же нет времени и желания заполнять документы, МВД отказывает в регистрации или возникают другие проблемы, лучше обратиться к специалисту.

Постановка на миграционный учёт - процедура, после прохождения которой иностранец может находиться в нашей стране на совершенно законных основаниях. Если вы приехали на работу, учёбу, в гости или с иной целью, то Вам стоит заняться регистрацией с первых дней своего пребывания в России.

Впрочем, у некоторых категорий иностранных граждан есть больше месяца на «легализацию». Так, если вы являетесь обладателем белорусского, казахского, армянского или киргизского паспорта, то государство предоставляет Вам 30 рабочих дней для постановки на миграционный учет (другими словами, для регистрации). Граждане Таджикистана располагают 15 днями. А если у Вас молдавское, узбекское, украинское, азербайджанское, абхазское или южноосетинское гражданство - поспешите, у Вас в запасе есть всего 7 рабочих дней.

«Мигрант-Гарант» уже несколько лет предоставляет квалифицированную помощь в получении регистрации для иностранных граждан. Даже если до истечения срока осталось совсем мало времени - обращайтесь, мы постараемся Вам помочь. Закажите бесплатную консультацию у наших специалистов по телефону или приезжайте лично в наш офис.

Кто примет и поручится

Регистрация иностранного гражданина по месту пребывания не зависит от его статуса - наличия у него визы и пр. Это нечто вроде прописки: вы должны доказать, что у Вас есть, где (и у кого) остановиться. В роли гаранта - так называемой принимающей стороны - могут выступить, например, ваши родные, друзья, гостиница, владелец съёмного жилья, организация, в которой вы собираетесь работать или учиться.

Таким образом, у принимающей стороны (далее - ПС) нужно либо проживать, либо работать. Согласно положениям российского законодательства, стать ПС может как гражданин РФ, так и иностранец, постоянно проживающий здесь с легальным статусом. Что касается юридических лиц и организаций - это могут быть как российские компании и государственные службы, так и представительства иностранных государств/компаний в России. Если у Вас возникли какие-либо сомнения по поводу статуса ПС - не рискуйте, проконсультируйтесь у квалифицированного миграционного юриста.

Внимание! Зачастую некоторые сомнительные организации или нечистые на руку частные лица в погоне за «лёгкими деньгами» обещают помощь в получении регистрации в Москве и других городах, предлагая зарегистрироваться на «левый» адрес или фирму. Нужно понимать, что такие «услуги» квалифицируются законом как мошенничество, последствия подобной «регистрации» могут стать для иностранца весьма плачевными.

Где и как происходит постановка на миграционный учёт

Определились с принимающей стороной? Отлично, теперь нужно, чтобы ваш «российский поручитель» заполнил уведомление о прибытии иностранного гражданина (его можно скачать, перейдя по этой ссылке). В заполнении нет ничего сложного, для этого Вам не потребуется специалист по миграционному учёту: необходимо будет всего лишь вписать свои паспортные данные и данные из миграционной карты. Главное - чтобы всё было оформлено аккуратно, разборчиво и точно, без ошибок, исправлений и опечаток.

После заполнения отправляйтесь в территориальный отдел по вопросам миграции, в МФЦ или на почту. Если вы регистрируетесь у физического лица - например, у своей родни или на съёмной квартире, - этот человек должен подавать заполненный бланк вместе с вами. Имейте в виду, что принимающая сторона должна будет предъявить своё удостоверение личности лицу, ответственному за приём документов. Из этого правила имеются исключения: документы можно подать самостоятельно, если вместе с ними вы предъявите документально подтверждённые уважительные причины отсутствия лица, выступающего в качестве принимающей стороны.

С юридическими лицами ситуация меняется. Первое, что должна сделать принимающая организация - обратиться в соответствующие инстанции для подтверждения адреса своего местонахождения. Проводится проверка, компания ставится на учёт - и только после этого получает право стать принимающей стороной для иностранца. Описание процедуры может показаться сложным, однако при наличии квалифицированного юриста всё делается легко и без лишних проволочек.

Дальнейшая регистрация иностранного гражданина по месту пребывания происходит так же, как и в случае с физическим лицом. Вместе с иностранцем документы подаёт представитель организации, который должен иметь при себе удостоверение личности и доверенность от своей компании.

Документы для постановки на миграционный учёт

Список необходимых документов для иностранца, временно находящегося в стране, начинается с полученной им на границе миграционной карты. К заполненному бланку уведомления о прибытии прилагается копия миграционной карты, а также копии удостоверений личности как иностранного гражданина, так и ПС.

Образец документа



Скрыть

Если вы проживаете в России постоянно

Выше мы описали процедуру для иностранцев, которые находятся в стране временно. А как быть тем, кто проживает в России постоянно (лица, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство)? Во-первых, очевидно, что этим людям не требуется миграционная карта. Во-вторых, такой статус позволяет обратиться в местные органы самостоятельно: не обязательно приводить с собой в территориальный орган по вопросам миграции, в МФЦ или на почту принимающую сторону - достаточно её письменно подтверждённого согласия. Кроме этого потребуются лишь копии документов, которые удостоверяют личности иностранца и человека (либо представителя организации), выступающего в качестве ПС.

Если у Вас есть своё жильё в России

Если Вам принадлежит дом, квартира или иная жилплощадь, находящаяся на территории нашей страны - закон вполне логично позволяет обойтись без участия какой-бы то ни было принимающей стороны. Разумеется, в таком случае ваше жильё должно быть местом вашего пребывания: собственная квартира в Воронеже или дача на Камчатке не поможет в получении регистрации в Москве.

Чтобы встать на учёт, вы лично подаёте заполненное уведомление, приложив к нему копию документа, который подтверждает факт наличия у Вас собственного жилья. Это может быть свидетельство о праве на квартиру и т.д. Кроме того, вы должны предоставить копию вашего паспорта или иного удостоверения личности, а также миграционную карту - если ваше пребывание в России квалифицируется как временное.

Прочие ситуации и особые случаи

Особенности регистрации зависят от конкретной ситуации. Например, если вы останавливаетесь в отеле, гостинице или другом подобном месте, то уведомление о вашем прибытии должна подавать администрация учреждения. По сути, в этом случае не о чем беспокоиться - в идеале, Вас зарегистрируют «автоматически». Причём, в течение не более, чем суток с момента вашего прибытия.

Когда вы приезжаете к своему родственнику, который не является россиянином, но находится в стране в качестве высококвалифицированного специалиста, то к упомянутому комплекту бумаг Вам нужно приложить копию документа, который подтверждает наличие родственных связей с данным специалистом.

А если вы меняете место своего пребывания в России, то в дополнение ко всему необходимо предъявить отрывную часть предыдущего бланка уведомления - того, который вы оформляли на прежнем месте своего пребывания.

Как показывает практика специалистов по миграционному учёту из нашей юридической компании, каждый случай может преподнести «сюрпризы», кроющиеся в мелочах. Процедура регистрации проста, однако ошибок она не терпит. Избежать недоразумений, проволочек и дополнительных издержек поможет своевременное обращение в «Мигрант-Гарант».

Сроки и продление миграционного учёта иностранных граждан

Период действия регистрации также зависит от множества обстоятельств. Например, если вы прибыли из страны, имеющей безвизовый режим с Россией, то по действующим нормативам можете находиться здесь временно не больше 90 дней в течение 180-дневного периода. За это время вы не смогли найти работу, не появилось оснований для продления трёхмесячного срока? Тогда по истечении 90 дней Вам необходимо будет покинуть РФ и въехать обратно не ранее, чем через 90 дней.

Официальным основанием для продления пребывания - и, соответственно, регистрации, - может послужить, к примеру, патент на работу. За какой период вы оплатили налог - на столько и продлевается ваш миграционный учёт. Стоит, однако, понимать, что оплата патента, скажем, на год - не влечёт автоматическое продление регистрации на тот же период. Для того, чтобы продлить период миграционного учёта, иностранный гражданин должен обратиться в соответствующие инстанции в течение трёх дней после продления (оплаты) патента. А если вы хотя бы на несколько дней покидали страну, то по возвращению Вам снова придётся пройти процедуру регистрации.

Чем чреваты нарушения

Как видим, порой в законодательстве разобраться непросто. Это, однако, не является поводом для легкомысленного отношения к регистрации. Нарушите сроки временного пребывания или другие правила - и вас не только оштрафуют на 5-7 тысяч рублей, но и выдворят за пределы страны. После чего в течение ближайших пяти, а то и десяти лет Вам будет запрещён въезд в Россию.

Не менее плачевно заканчиваются шутки с законом для принимающей стороны. За предоставление фиктивного адреса для регистрации или иные нарушения физические лица могут быть оштрафованы на 2-4 тысячи, должностные лица - на 40-50 тысяч, юридические - на 400-500 тысяч.

Хотите избежать лишних проблем, быстро подготовить и подать нужные документы, соблюдая все положенные сроки? Помощь в получении регистрации для иностранных граждан - одно из основных направлений деятельности компании «Мигрант-Гарант». Обращайтесь к нам, мы тщательно разберём вашу ситуацию, ответим на все вопросы, поможем с оформлением и подачей документов.