В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека? Мировоззрение человека Какое место в жизни человека занимает мировоззрение.

4. Значение мировоззрения для человека и его сущность

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Приведем примеры, когда мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.5. Функции мировоззрения

Неповторимость личности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира, в уникальности его личности. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаружены также остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки крови принадлежали в самом деле Иисусу Христу, то они могут выделить их этой крови ген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим, воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности Иисуса Христа, того человека, который называл себя Сыном божиим, выступил основателем новой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этого Биологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничего путного и не получится.

В мировоззрение каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная. Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертью каждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

Поскольку мировоззренческие обобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высший уровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Мировоззрение - это основа духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кроме объективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём. В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своё поведение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от кого и ни от чего независящими. Они своими корнями уходят в почву мировоззрения, произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивы его поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведёт до изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему и в международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба, прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название "промывание мозгов" Всучив массам опредёленное мировоззренческие штампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляют массам "свободно" вести себя в угоду вполне определённым интересам, жестко запрограммировать их "свободное волеизъявление". Человек же, будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своё собственное мировоззрение, которое и определит его собственное поведения в тех или иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрения человек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используется для достижения чуждых, навязанных ему целей.

Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра "в дурака", чтение пустых детективов, "соображение на троих", бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.

Конечно, содержание произведения культуры не исчерпывается словами. Слова только сопровождают прохождение произведение культуры в наше сознание. Произведение культуры выборочно или в комплексе воздействуют на все стороны психики человека: на ум, на чувства и на волю. Но для понимания мировоззренческого значения нужны слова, концептуальная информация. Только в этом случае мы обогащаем себя культурно, только в этом случае видение великого человека стало и моим собственно видением. Только в этом случая я начинаю видеть мир так, как его видел Эйнштейн и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский, Леонардо да Винчи и Илья Репин, Фидий и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плисецкая.

Бог и человек

В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли...

Особенности мировоззрения человека античности

Совесть как центральный нравственный орган личности - в то же время является внутренним ядром личности и носителем морального закона, приобретенного через идентификацию с моделью самосознания культурного сообщества...

Подход к изучению человека как бисоциального существа

Природа человека - спорный философский вопрос, однако, чаще всего, природу происхождения философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием...

Познавательная деятельность

Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека...

Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело -- это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей...

Проблема человека в философии

Человек, - писал Н.А. Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе. Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело - это часть естественной природы...

Пути гармонизации отношений человека и природы

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество", "человек и общество"...

Соотношение мифологии и философии

Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Осмысление какого-либо явления природы или общества зависело от конкретных природных...

Социальная философия. Нравственное сознание

социальный философия нравственный сознание Идея нравственности. Правовое регулирование -- это регулирование поведения людей с помощью системы законов. Оно оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений...

Социальные утопии эпохи Возрождения

Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения»...

Средневековая философия

Проблема соотношения знания и веры занимала значимое место в философии средневековья. Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира...

Философия религии

Значение веры в жизни современного человека ничуть не меньше ее значения в жизни наших далеких и близких предков. Как и тысячелетия, назад, так и теперь у нас нет никаких научных доказательств тому, что дружба лучше вражды...

Философия человека

Чтобы ответить "что есть человек? ” надо найти сущность человека, то, что делает человека человеком, человеческое в человеке. Поскольку наука никогда не говорит ни о самом предмете, ни о его сущности, но только лишь об его отдельных свойствах...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно...

Философы о сущности человека

Сущность человека -- философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям...

Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей ее практической и теоретической деятельности, позволяет ей сформулировать цель, которую она намерена достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем - принять мир таким, какой он есть.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонаря, освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании мировоззренческих ценностных ориентаций человека, его деятельности она получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека с достижением ею своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и содержания ее деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Менталитет человека

Рассказ о духовном мире была бы неполной без рассмотрения проблемы менталитета.

Что такое менталитет человека? Понятие это относительно новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его определения. Происходит оно от французского слова, отвечает украинским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность". Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется довольно широко. Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто совокупность знаний, которыми она обладает. Не только ее природный или произведенный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект. Не один мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознания им своего места в этом мире. Менталитет - это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Другими словами, это увязывание различных мнений и ценностей в сознании индивида, своеобразный итоговый сплав, и определяет духовный мир человека в целом, ее подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что через индивидуальный процесс формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет - явление в основном личностное. хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например, о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя благодаря их практической деятельности, социальному статусу (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, есть немало общего в складе ума, в умонастроении, другими словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко используется термин "Украинская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств: открытость в общении, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т.д.). Разумеется, далеко не каждый представитель украинского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты типичны именно для украинского народа. Современная наука о национальных сообщества людей - этнология пытается найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, других этнических групп.

Основные понятия

Мировоззрение. Убеждения. Менталитет.

Миропонимания. Мировоззрение. Геоцентризм. Природоцентризм. Антропоцентризм. Типы мировоззрений. Вера.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

2. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

3. Что такое убеждение? На какой основе они формируются?

4. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их отличие?

5. В чем заключается значение мировоззрения для деятельности человека?

6. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?

7. Что такое менталитет? В чем заключается его влияние на взгляды и деятельность человека, сообщества людей?

8. Почему мировоззрение является формой духовно-практического освоения мира и самовыражения человека в нем?

9. Почему философия является теоретической формой мировоззрения?

1. По мнению А. Швейцера, мировоззрение должен отвечать трем требованиям: быть сознательным ("мыслящим"), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистичным.

Какой, на ваш взгляд, развернутый содержание каждого из этих требований? Разделяете выдумку ученого, можете ли вы посмотреть, расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.

2. Проанализируйте два сделанных в разное время высказывания выдающегося русского философа Н.А. Бердяева (1874-1948).

Конец XIX в.: "Весь мировой путь бытия является сложным взаимодействием различных степеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога". Конец 30-х гг. XX в.: "Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос - все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности". Как вы думаете, почему произошли изменения во взглядах философа? В каком направлении изменялись его взгляды? К какому из типов мировоззрения относится первое высказывание? Которая наиболее обобщающая характеристика второго высказывания?

3. Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа К. Каутского (1854-1938):

"Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же картину. Задача науки, напротив, заключается в том, чтобы в бесконечном множестве лиц, явлений отыскать общее, существенное и дать, таким образом, нить Ариадны, с помощью которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности ".

Как вы думаете, касается это выражение мировоззрения? Аргументируйте свое заключение.

Краткие выводы к разделу

1. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино ум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций его отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе.

2. Духовная деятельность в различных ее видах и формах создает и развивает культуру личности и общества.

3. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами народа своей страны и мира.

Благодаря пониманию и признанию общезначимых национальных ценностей, свободному выбору гуманистических моральных и мировоззренческих установок деятельность человека становится активной, направленной на благо личности и общества. Практическая реализация этих установок зависит от человеческих усилий, направленных на их осуществление.

Вопросы к главе

1. Сопоставьте духовно-теоретическую и духовно-практическую деятельность, покажите общую отличие, раскройте взаимосвязь этой деятельности с освоением культуры, с мировоззрением человека и его моральными взглядами.

2. Охарактеризуйте главные нравственные категории. Покажите, в чем заключается взаимосвязь идеалов, ценностей, моральных норм (приведите примеры).

3. Философы утверждают: моральный выбор - это тот пункт, где абстрактные требования этики и нравственная оценка реальной ситуации отражаются в принятом решении, а затем проявляются в поступке. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Характеризуя моральный выбор, постарайтесь опираться и на примеры из окружающей жизни.

4. Раскройте сущность нравственной оценки деятельности. Можно труд считать моральной ценностью? Почему обращение к нравственных ориентиров деятельности особенно существенное в ситуации коренных общественных перемен? Почему в эти периоды наиболее опасные проявления ненависти, нечестности и ценные доброта, дружелюбие, честность, совестливость, милосердия?

5. Охарактеризуйте сущность и типология мировоззрения. Как мировоззрение влияет

6. Какой смысл вкладывает наука в понятие «менталитет»? Есть ли связь между моральными ориентирами, мировоззрением и менталитетом?

7. Сформулируйте общую характеристику духовного мира личности, раскройте его влияние на деятельность человека и общества (приведите примеры).

Гражданско-правовая ответсвенность наступает за

1)нарушение санитарных норм,установленных для очистных сооружений 2)нарушение трудовой,учебной,воинской,служебной дисциплины
3)совершение преступления,связанное с хищением имущества
4)нарушение договорных обязательств имущественного характера

9. Запишите слово, пропущенное в схеме. Структура политической власти ↓ ↓ ↓ ↓ ……………. Объекты Процесс осуществления Средства принужденияОтвет:

10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «политическая культура».Найдите и выпишите термин, выпадающий из общего ряда.Политические знания, ценности, национализация, идеи, убеждения, навыки политического поведения, политические нормы.Ответ: ____1

11.Установите соответствие между критериями классификации политических партий и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В приведённую ниже таблицу запишите буквы, соответствующие указанным цифрам.ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ1. массовые2. нелегальные3. правящие4. радикальныеКРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИA)по отношению к законуБ) по отношению к действующей властиB)по методам отстаивания интересовГ) по численному составуД) по методам формирования1234

Помогите пожалуйста, заранее спасибо. 1) Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ? А) лицо, не имеющее гражданство РФ, автоматически получает его,

заключив брак с гражданином РФ. Б) гражданин рф не может быть выслан за пределы России.2) что такое конституция РФ? 3) найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите букву под которой она указана а) вещные права б) гражданские права в) личные правая г) имущественные правда д) обязательственный права 4)прочитайте текст. А) с появлением первых государств во звонило право б) современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. В) однако она не всегда эффективна в защите интересов граждан. Г) в тоже время нельзя не признать что правовая культура населения остается крайней низкой. Д)право- это система норм, установленных или санкционированных государствам, обеспеченных силой государственного принуждения Определите какие положения текста имеют. 1)фактический характер. 2) характер оценочных суждений. 3) характер теоретических утверждений. Ответ: (А-?, Б-?,В-?,Г-?,Д-?). 5) какие из приведенных ниже позиций иллюстрирует экономику как науку? 1) изобретение ресурсосберегающих технологий. 2)разработка принципов распределения ресурсов. 3) оказание населению образовательных услуг. 4) расширение сети салонов по продаже мобильных телефонов

Несмотря на то, что мировоззрение это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику -- в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами -- алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет». Менталитет -- это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков.

Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп.

Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления. Для этого создано много различных религий и учений. Во всех этих религиях и учениях прослеживается очень много общего. Например, все они утверждают, что у человека есть душа, которая не умирает, а сохраняется после смерти физического тела и через некоторое время вновь воплощается на Землю. Между тем историки давно заметили, что все эти религии и учения возникли на Земле почти одновременно (по историческим меркам) в разных концах Земли: в Европе, в Индии, в Китае, когда еще не было никакого сообщения между этими частями света. Напрашивается вывод, что все эти религии и учения были даны кем-то людям.

Во всех странах мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас.

В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних - духовных ориентиров своей жизни. В чем причина? Причина только в несовершенстве внутреннего мира человека. Человек губит не только себя, но и всю планету. Наша планета тяжело больна, и виноваты в этом мы сами. Человек губит свою планету не только своей технократической деятельностью, но и своим извращенным мышлением.

Именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596--1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Духовная жизнь -- это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Таким образом из всего выше сказанного, а также из курса истории можно сделать следующие выводы:

  • 1. Мировоззрение человечества не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием человечества и человеческим обществом.
  • 2. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина) всеми способами влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь подчинить его интересам правящего класса.
  • 3. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение у людей, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

1.3 Мировоззрение и деятельность человека

Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей.

Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем - принять мир таким, каков он есть.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р.Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижении им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Наряду с мировоззрением отметим еще понятие, связанное с деятельностью, - менталитет человека.

1.4 Менталитет человека

Менталитет - происходит от французского слова, соответствующего русским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность".

Так, говоря о менталитете конкретного человека, мы имеем в виду не просто совокупность знаний, которыми он обладает, не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект, не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, менталитет - явление сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин "русская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств - открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей - этнология - предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.


В вере коренится убеждение человека, а также содержание веры, которое этот человек постигает. Вера, которую человек осуществляет и веру которую он в этом осуществлении усваивает. Субъективная и объективная сторона веры составляют единое целое. Если рассматривается только субъективная сторона, верование, вера без предмета, которая как бы верит в самое себя. Если же берется только объективная сторона, то остается содержание веры как предмет, как положение, как догмат.

Свойства веры: целостность (вера не бывает половинчатой, частично) и устойчивость (сложившееся верование с трудом поддается коррекции и тем более коренному изменению, сталкиваясь с противоречивыми фактами).

Функциями веры являются: компенсаторная, в случае недостатка информации, в ситуации неопределенности, в случае потери жизненных ориентиров вера компенсирует все это, поскольку человек убежден, что будущее будет более светлым; санкционирующая, т.е. происходит обеспечение «принятия» идеи, ценности, цели, превращения их из просто «знаемого» в «значимого свое»; активизирующая, вера стимулирует душевные силы, энергию, волю.

Выделяют три виды веры:

Прагматическую веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае;

Доктринальную веру - веру в общие положения;

Религиозную веру - это вера в сверхъестественных существ; в возможность общения с ними; в действительное совершение событий, которые описаны в священных книгах; в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др.

Вера представляет отображение наличного сквозь призму идеалов и смыслов, под углом зрения желаемого будущего. Вера обеспечивает поддержание целевой установки, постоянного внутреннего напряжения, питает энергию, волю.

Особенно существенна роль веры в экстремальных условиях в наиболее трудных моментах творческой деятельности, когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил, чтобы преодолеть неопределенность, противоречия, препятствия на пути к цели. Вера как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимые для достижения цели.

Размышлений, они будут определять ценностно-ориентирующий смысл философии и обусловят ее непреходящее значение для развития общества, концентрируя вокруг себя остальные проблемы. 4. Специфика философского мировоззрения В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное...

Сознания; -как на мироощущение -как на миропонимание; -как на практическое действие (В. Канке. Философия.). Вопрос №1: Философия как мировоззрение, её особенности. Основные проблемы философии. 1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии. Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии...

1 Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому из них. 2. Марксизм, екзистенцыалізм, позитивні та інші напрямки про предмет. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание. Позитивные напраления Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с...

Сюда!». Казалось, что ставка на разум как на имманентный для философии и единственно эффективный для нее метод решения мировоззренческих проблем сделана окончательно и бесповоротно. Говоря о философии как рациональной форме мировоззрения, необходимо иметь в виду не только то, что выбор метода, средств постановки и решения проблем мировоззрения сделан в пользу мышления. Нет, речь идет о большем - ...