Система для предупреждения и ликвидации чс. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций презентация к уроку по обж (9 класс) на тему

  • 5. Всероссийская Служба медицины катастроф. Определение и задачи.
  • 6. Формирования Службы медицины катастроф Росздрава России.
  • 7. Организационная структура Всероссийской Службы медицины катастроф (всмк).
  • 8. Специализированные (противоэпидемические) формирования Роспотребнадзора России. Предназначение и состав.
  • 9. Медицинские средства защиты. Определение понятия и классификация.
  • 10. Медицинская защита. Определение и содержание мероприятий медицинской защиты.
  • 11.Основные мероприятия медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
  • 13.Радиационная авария. Определение и классификация, основы медико- санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий.
  • 14. Силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, привлекаемые для ликвидации последствий чс.
  • 15. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий землетрясений.
  • 16. Особенности медико-санитарного обеспечения населения при наводнениях
  • 17. Санитарная экспертиза продовольствия, пищевого сырья и воды.
  • 18. Нештатные формирования Службы медицины катастроф Министерства обороны России.
  • 19. Медицинская сортировка пораженных в чс. Определение, виды медицинской сортировки, сортировочные группы.
  • 20. Медицинская эвакуация. Определение понятия и цели. Современные санитарно-транспортные средства.
  • 21. Организация защиты медицинского имущества в чс.
  • 22. Задачи военной медицины при ликвидации последствий чс в мирное время.
  • 23. Бригады специализированной медицинской помощи (бсмп). Предназначение, база создания.
  • 24. Медицинский отряд специального назначения мо рф (мосн). Задачи и организационно-штатная структура.
  • 25. Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных в чс мирного времени. Сущность системы этапного лечения с эвакуацией по назначению.
  • 26. Медико-тактическая характеристика чс, ее основные элементы.
  • 27. Основные принципы организации Всероссийской Службы медицины катастроф.
  • 28. Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Состав, предназначение и правила пользования аи-2, ппи, ипп-8.
  • 29. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения в чс.
  • 3. .Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс). Определение и задачи.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

    Основные задачи РСЧС

    1. подготовка населения к действиям при ЧС;

    2. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    3. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    4. ликвидация ЧС;

    5. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории у ЧС;

    6. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

    7. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

    8. осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;

    9. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

    10. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

    11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Эти задачи решаются в трех режимах:

    В режиме повседневной деятельности;

    В режиме повышенной готовности;

    В режиме чрезвычайной ситуации.

    Принципы построения и функционирования РСЧС:

    Защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а так же территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

    Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

    Реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

    Заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов реализации;

    Согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

    Соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

    РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 4 уровня управления: федеральный уровень, территориальный, местный, объектовый.

    Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

    Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяется положением об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Задачи, которые возлагаются на РСЧС, выполняются с учетом особенностей своих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

    Для выполнения задач, возложенных на РСЧС, создаются федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС на безе федеральных органов исключительной власти:

    Служба медицины катастроф (создает Минздрав России);

    Служба охраны общественного порядка (МВД России);

    Противопожарная служба (МЧС России);

    Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельскохозпрод России);

    Государственная спасательная служба (МЧС России);

    Служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

    Служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

    Служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

    Противопаводковая служба (Минприроды России);

    Служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

    Транспортная служба (Минтранс России);

    Служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

    Служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

    Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объективном уровнях.

    Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством РФ.

    Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Все уровни управления РСЧС имеют:

    Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС);

    Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

    Силы и средства для ликвидации ЧС;

    Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

    На федеральном уровне – МЧС России;

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, -органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;

    На местном уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

    Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

    В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

    Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

    Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

    Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

    Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

    Формирования и учреждения ВСМК;

    Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

    Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

    Формирования ГО РФ территориального, местного и объектных уровней;

    Специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

    Аварийно - технические центры Министерства по атомной энергетики;

    Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;

    Восстановительные пожарные поезда МПС России;

    Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

    Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти; центр специального назначения (Москва); авиация МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.

    ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

    Структура РСЧС

    Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

    Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС - это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

    Для защиты жизнедеятельности человека от опасностей, предотвращения ЧС и ликвидации их последствий постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Сейчас действует постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

    РСЧС создана с целью координации и объединения деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации ЧС, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями. Она объединяет как органы государственного и муниципального управления, так и различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. Она должна предупреждать ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения - ликвидировать последствия, обеспечивать безопасность населения, защищать окружающую среду и уменьшать ущерб народному хозяйству.

    Задачи, решаемые РСЧС, определяют принципы ее организационной структуры. РСЧС организуется и функционирует по территориально-производственному принципу. Территориальный принцип заключается в создании и функционировании систем на территориях республик, краев и областей, т. е. субъектов РФ, а также городов, районов, сел (поселков) согласно административному делению. В соответствии с этим ответственность за состояние РСЧС на вышеуказанных территориях несут органы государственной власти субъектов и муниципального самоуправления (администрации). Начальниками систем являются главы администраций.

    Производственный принцип заключается в организации системы ЧС в министерствах, ведомствах и объектах, создаваемых по отраслям и сферам деятельности. Руководителем системы ЧС является руководитель (министерства, ведомства, объекта).

    В зависимости от подведомственной территории РСЧС делится на уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. В каждом уровне имеются следующие структуры:

    • ? координирующий орган - межведомственные и ведомственные постоянные чрезвычайные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, региональный центр, комиссии по ЧС субъектов и органов местного самоуправления (ПЧК), возглавляемые руководителями указанных органов или их заместителями;
    • ? постоянно действующий орган управления (орган управления по делам ГО и ЧС);
    • ? центры управления кризисными ситуациями, единые дежурно-диспетчерские службы, диспетчерские службы организаций (объектов);
    • ? силы и средства;
    • ? резервы финансовых и материальных ресурсов;
    • ? системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

    Объектовые КСЧС руководят разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС; организуют работы по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения, сил и средств к действиям в ЧС, руководят ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала объектов, созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют подготовку руководящего состава, сил и персонала объектов к действиям в ЧС.

    Органами управления по делам ГО и ЧС являются:

    • ? на федеральном уровне - Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
    • ? на региональном - региональные центры;
    • ? на территориальном - главные управления ГОЧС (УГОЧС) ;
    • ? на местном - управления ГОЧС (УГОЧС);
    • ? на объектовом - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 в организациях, отнесенных к категориям по ГО с количеством работников до 500 человек (в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек) назначается один освобожденный работник по ГОЧС;

    На должности работников структурных подразделений по ГОЧС назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, связи, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.

    Действующим законодательством (№ 68-ФЗ, статья 4) предусмотрено создание Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая призвана объединить органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Перед РСЧС поставлены следующие задачи:

    1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

    3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    5. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    6. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

    7. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    8. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    9. ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    10. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

    11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. (№ 261) была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Постановлением Правительства от 5 ноября 1995 г. (№ 1113) эта система была преобразована в единую государственную системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением было утверждено Положение о ней. В 2002 г. в указанное положение были внесены дополнения и изменения (постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 227), а в 2003 году постановление № 1113 утратило силу в связи с принятием нового постановления (от 30 декабря 2003 г. № 794) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и утверждением нового положения о ней.

    Положением предусматривается, что РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

    Федеральный;

    Региональный;

    Территориальный;

    Местный;

    Объектный.

    Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

    Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению их территорий.

    Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.

    Федеральный уровень

    На федеральном уровне координирующим органом РСЧС является Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, аналогичные комиссии в федеральных органах исполнительной власти.

    Постоянно действующим органом управления РСЧС на федеральном уровне является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. А также – структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Органами повседневного управления на этом уровне являются центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти.

    Региональный уровень

    На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации постоянно действующими органами управления РСЧС являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий.

    Органами повседневного управления на этом уровне являются центры управления в кризисных ситуациях этих (региональных) центров.

    Территориальный уровень и уровень органов местного самоуправления

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, координирующим органом РСЧС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    На местном уровне, охватывающем территорию муниципального образования, координирующим органом РСЧС является соответствующая комиссия органов местного самоуправления.

    Постоянно действующими органами на этих уровнях являются соответствующие органы специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов РФ и муниципальных образований.

    Органами повседневного управления на территориальном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. А на уровне местного самоуправления – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

    Уровень объектов и организаций

    На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, координирующим органом являются объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности данной организации.

    Постоянно действующими органами управления на этом уровне являются структурные подразделения и работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Органами повседневного управления РСЧС на этом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

    В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

    Создание, реорганизация и ликвидация соответствующих комиссий, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляется решениями Правительство РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Компетенция соответствующих комиссий определяется в положениях о них или в решениях об их создании.

    Комиссии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

    Основные задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности:

    Разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    Координация деятельности органов управления и сил единой системы;

    Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

    Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

    Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.

    Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ. Сроки и формы представления этой информации устанавливается МЧС России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

    • Научные основы системы государственного управления
      • Понятие и предмет системы государственного управления
        • Предмет системы государственного управления
      • Система государственного управления и формы государственного устройства
        • Формы государственно-политического устройства
        • Формы государственно-территориального устройства
        • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
        • Форма государственного устройства России
      • Функции государства и государственного управления
      • Виды и методы государственного управления
      • Государственное управление за рубежом
      • Государственное управление в России
    • Органы государственной власти
      • Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
      • Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
      • Органы исполнительной власти
      • Органы судебной власти
      • Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
      • Органы государственной власти субъектов РФ
      • Формирование и реализация государственной политики
      • Факторы и направления государственной политики
      • Принятие нормативных правовых актов
      • Планирование как инструмент государственной политики
      • Разработка политических решений
      • Реализация государственной политики
      • Государственная служба
      • Государственный контроль
    • Государственное регулирование экономики
    • Региональное управление
    • Власть и бизнес
      • Власть и бизнес
      • Основы взаимодействия власти и бизнеса
      • Влияние власти на бизнес
      • Влияние бизнеса на власть
      • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
      • Лоббирование
      • Партнерство власти и бизнеса
    • Управление социальной сферой
      • Управление социальной сферой
      • Социальная политика государства
      • Регулирование доходов населения
      • Государственная политика в области занятости
      • Управление отраслями социальной сферы
      • Социальная защита населения
    • Управление жилищно-коммунальным комплексом
      • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
      • Жилищно-коммунальное строительство
      • Жилищно-коммунальное обслуживание
      • Тарифное регулирование
      • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
      • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
    • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
      • Управление конфликтными ситуациями
      • Управление общественными чрезвычайными ситуациями
      • Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
      • Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций усилия органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов объединяет единая структура - Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она имеет функциональные подсистемы и территориальные координирующие органы. Функциональные подсистемы представлены федеральными органами исполнительной власти по сферам деятельности. Ведущим среди них является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения; проведения подводных работ особого назначения.

    МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

    Основными подразделениями министерства являются департаменты предупреждения и ликвидации ЧС; защиты населения и территории от ЧС; международного сотрудничества; подготовки войск ГО и других формирований; материально-технического обеспечения и вооружения; инвестиций и эксплуатации основных фондов, а также управления: научно-техническое, связи и оповещения; авиации; медицинское и др.

    Свои задачи МЧС России решает непосредственно силами морального аппарата и через подведомственные ему учреждения, предприятия и организации: региональные центры, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, a на уровне объектов - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

    МЧС России проводит мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Прогнозируются не только события, но и возможные их последствия (сколько может пострадать людей, какие понадобятся силы и средства для ликвидации последствий), т.е. разрабатывается сценарий реагирования. Разработана технология обследования зданий и сооружений. В городах создаются единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), координирующие действия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Подсистема обращения с ядерными материалами функционирует на базе Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и Федерального агентства по атомной энергии (Росатом).

    При потере управления источником ионизирующего излучения (по разным причинам) может наступить радиационная авария. Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь план мероприятий по защите работников и населения, согласованный с органами местного самоуправления и Ростехнадзора, а также средства для ликвидации последствий аварии.

    Для повышения эффективности контроля за использованием атомной энергии и исключения дублирования функций органы, призванные обеспечивать ядерную, радиационную, техническую и пожарную безопасность, заключают соглашения о взаимодействии.

    Всероссийская служба медицины катастроф организует и своевременно оказывает пострадавшему населению необходимую медицинскую помощь, обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в чрезвычайных ситуациях. В Службу функционально входят соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти. Формируются региональные и территориальные центры медицины катастроф.

    В составе Федеральной службы воздушного транспорта (Росавиация) образована Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации. Она осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов.

    Координирующими органами РСЧС являются:

    • на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;
    • на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
    • на территориальном уровне (субъект РФ) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • на местном уровне (район, город, район в городе) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
    • на уровне объектов (территория организации или объекта) - комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

    Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).

    Комиссии по чрезвычайным ситуациям включают ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в экстремальных условиях - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти. Рабочими органами комиссий являются комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Они функционируют на всех уровнях до сельского района включительно.

    Органами повседневного управления являются пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно- дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней, дежурно- диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

    По своему функциональному предназначению, предоставляемым услугам, а также по структуре МЧС России сходно с системой Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях США. Сравнительная характеристика систем управления в чрезвычайных ситуациях России и США приведена в таблице.

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

    • режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий и эпизоотий;
    • режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, прогнозе возможности возникновения ЧС;
    • режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

    Интересы ликвидации ЧС предъявляют к системе управления требования по структуре, технической оснащенности и методам деятельности. Управление должно быть оперативным, устойчивым, непрерывным, а в отдельных случаях скрытым (в условиях военных конфликтов). Реализация данных требований должна обеспечить четкость управления в любой обстановке, максимальное использование возможностей привлекаемых к ликвидации ЧС сил и выполнение ими поставленных задач в установленные сроки.

    Введение административных режимов является одним из основных условий обеспечения безопасности населения и территорий, в первую очередь от таких масштабных катастроф, как взрыв на Чернобыльской АЭС. Только с помощью четко идентифицированного режима можно локализовать опасную ситуацию и реализовать программу действий по выходу из кризисной ситуации.

    Например, в зоне экологической чрезвычайной ситуации на время преодоления ее последствий приостанавливается работа предприятий, учреждений, цехов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по воспроизводству природных ресурсов. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов (кроме связанных с обслуживанием местного населения), запрещается строительство новых объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования.

    Функционирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств предприятий, его организационно-методическое руководство обеспечивает МЧС России.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда занимали ведущее место в политике любого государства. Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой» Савостин Г.П.


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В нашей стране в апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В нашей стране в апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).




    Основными задачами и решениями РСЧС являются: разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;


    Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


    Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административному территориальному делению этих территорий. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административному территориальному делению этих территорий. На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения


    Постоянно действующими органами управления единой системы являются: на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления на объектовом уровне - структурные подразделения организа­ ций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны на объектовом уровне - структурные подразделения организа­ ций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны


    Силы и средства РСЧС К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно- спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно- спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.




    Запомните! Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ, для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ, для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.


    Вопросы 1. Когда и с какой целью была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)? 2. Какие основные задачи решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? 3. С какой целью созданы функциональные и территориальные подсистемы РСЧС? 4. Какими силами и средствами располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? 5. Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций?