Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Намеренно ухудшить жилищные условия – к чему приведет? Ухудшение условий проживания в квартире

Проблема жилья в России стоит очень остро. На это влияет постоянное увеличение населения, преобладающее над появлением новостроек. Большинство людей не имеют источника доходов, позволяющего купить новую квартиру даже раз в жизни. Поэтому некоторые граждане намеренно используют ухудшение жилищных условий. Целью такого маневра является постановка на учёт в государственном органе.

Предпринимаются незаконные методы, чтобы встать на может рассчитывать только население определённой категории граждан. Формирование списка людей производится согласно критериям, вписанным в Жилищный кодекс РФ. В основу расчёта результатов берётся минимально допустимая площадь проживания на человека.

Как получить квартиру от государства

Государство установило жёсткие рамки, в которых происходит постановка на улучшение жилищных условий. С целью получить желаемые квадраты нужно документально подтверждать свои права. Предстоит доскональная процедура проверки со стороны госслужащих.

Законодательно подсчитана фиксированная норма площади на человека. Если реальные квадраты ниже, чем устанавливает Жилищный кодекс, то государство принимает заявки на расширение площади. По задумке создателей программы по улучшению площади проживания, граждане отдельных групп не могут другим образом обзавестись нормальными условиями жизни.

Однако следует учитывать тот факт, что ст. 53 ЖКРФ предусматривает ограничения для лиц, играющим не по правилам. Так, предусмотрено продление срока постановки в очередь. Это возможно, если было намеренное ухудшение жилищных условий. В этом деле существуют некоторые нюансы, которые возникают, исходя из одного вопроса о том, что является ухудшением жилищных условий. При умышленном снижении жилплощади можно действовать несколькими путями:

  • переезд в более тесную квартиру через купле-продажу или обмен;
  • подселение в дом, где уже живет много народу;
  • полное избавление от недвижимости (имеются в виду граждане без определенного места жительства);
  • отписывание квартиры родственникам или знакомым.

Если стечение обстоятельств указывает на то, что были совершены противоправные действия, то нарушитель может быть привлечен к ответственности. На практике действует отсрочка на 5 лет с момента, определяемого как ухудшение жилищных условий. ЖК РФ не имеет четких определений и критериев, однозначно указывающих на умысел. Судебная практика насчитывает более 80% выигрышных дел в сфере муниципального жилья.

Кто может претендовать на получение квартиры

Неумышленное ухудшение жилищных условий не снимает права встать в очередь. К таким людям относятся лица в следующих случаях:

  • оправданное документально подселение родственника, лишившегося своей жилплощади;
  • прибавление семейства снижает количество квадратов на каждого члена;
  • судебные решения по изъятию доли в доме;
  • утрата жилья вследствие стихийных бедствий позволяет встать на очередь на улучшение жилищных условий незамедлительно и претендовать на новую квартиру в числе первых.

Размытые определения ст. 53 ЖК РФ позволяют повернуть ситуацию в интересах граждан. Желаемые квадратные метры обязательно достаются человеку, грамотно строившему свою доказательную базу. Только ленивый не продолжает борьбу за своё пространство, теряя терпение. Муниципальное жилье могут получать:

  • малоимущие граждане;
  • военнослужащие;
  • сотрудники полиции;
  • государственные служащие.

Для пользования жильем заполняется договор социального найма. Дальнейшее пользование осуществляется безвозмездно. Человеку, не посвященному в правила подсчета граждан на приобретение дополнительных квадратных метров, сложно будет определить свои права на очередность.

В состав математических вычислений входит большое количество параметров. Четко определены несколько подгрупп лиц, имеющих право на дополнительное жилье. К ним относят многодетные семьи, к таковым относят родителей, имеющих более 3 детей. Кроме количества членов семьи в расчет закладывается норма жилой площади на одного человека.

Чтобы претендовать на улучшение жилищных условий, потребуется собрать кипу бумаг. Документы должны быть заверены во всех необходимых инстанциях. К таким относят:

  • справки о доходах с места работы, об отсутствии задолженностей перед налоговой, о составе семьи;
  • бумаги, подтверждающие квадратные метры в квартире и число проживающих.

Каждый административный округ может затребовать пакет дополнительных документов, на то ему дано законное право.

Процедура постановки на учет

Вся процедура постановки на учет содержится в Жилищном кодексе РФ. Почерпнув полную информацию, можно окончательно уяснить все тонкости законодательства. Документ был принят в 2005 году датой 1 марта. Особый интерес вызывает пункт номер 7 ЖК РФ. В нем указано все, что содержится в понятии «ухудшение жилищных условий».

Каждый регион вправе определять свою норму жилого помещения. Последние данные в области законотворчества определены 2005 годом от 1 марта. На одного члена семьи установлена нижняя граница комфортного проживания в квартире в пределах 11 метров квадратных. Все граждане, имеющие более низкие результаты подсчета, входят в группу претендентов на новое жильё.

Приватизированные квартиры в подсчете не участвуют, речь идет только о социальном жилье, состоящем на учете государства. Последняя редакция Жилищного кодекса изменила структуру подсчета нормы жилья на человека. Ранее учитывалась жилая площадь, которая гораздо меньше полной. ЖК от 2005 года установил нормативы, регистрирующие граждан по количеству общей квадратуры помещения.

Поясним, квартира имеет 52 квадратных метра жилой площади и 72 общей. На одного члена семьи из пяти человек приходятся 14,4 единиц, что гораздо больше нормы. Однако, если в количество прописанных прибавится родственник с ребенком, то при расчетах получится уже 10,28. Эти данные позволяют претендовать на постановку в очередь.

Однако процедура регистрации жильцов не всегда позволяет прописывать людей в квартирах выше нормы. Исключение составляют несовершеннолетние дети, переезжающие к отцу или матери.

Какими правилами руководствуются госслужащие

Выводы строятся на законодательной базе, уточняющей обязательства госслужащих проводить оценку в пределах разумности и добросовестности. Злоупотребление недоработкой законодательной сферы приводит к выводу, что гражданин является нарушителем. Частный случай судебного права основывается на фактах применения субъективного права в ущерб социальному назначению. Так, проводя ухудшение жилищных условий, подменяется конечная цель законотворчества.

Умышленные действия могут быть квалифицированы как сознательное причинение ущерба государству. Следуя комментариям к Жилищному кодексу РФ, можно выделить пункты в отношении действий лица, что считается ухудшением жилищных условий:


Наличие положительных результатов при анализе всех четырех пунктов приведет к полной уверенности, что совершено ухудшение жилищных условий. Судебная практика, в свою очередь, показывает противоположные моменты в недоказательности вины гражданина.

Что не является нарушением

По статье 49 ЖК РФ гражданин имеет право перейти в категорию нуждающихся и встать в очередь на жилье. Обязанность государства - соблюсти законные требования людей. До проведения действий не появилось претензий на расширение жилплощади, в результате которых норма на человека стала ниже. Тут возникают противоречия: считать действия человека преднамеренными нельзя, потому что он на момент деяния не состоял на учете и не являлся претендентом на жильё.

Невозможность признать действия гражданина преднамеренными исходит из одного момента: на момент заявления о претензии на расширение жилплощади семья не имела заниженных квадратов на одного человека, а значит, не имела умысла на противоправный поступок. Согласно статье 53 ЖК РФ, преднамеренность действий заключается в юридически значимых поступках, конечной целью которых должно быть снижение нормы территории проживания. Существует важное условие - на момент деяния один человек обладал жилплощадью больше нормы.

Существуют некоторые нюансы законодательства, при которых вина гражданина не может быть доказана, хотя она и очевидна. Бездействие человека не классифицируется как ухудшение жилищных условий. Манипулируя стечением обстоятельств, можно искусственно создать благоприятные условия для вступления в очередь на жильё. Защитный механизм против такого рода пассивного владения ситуацией не разработан. К таким моментам можно отнести невступление в наследство. Часть квадратных метров квартиры отойдет государству, оно будет вынужденно создать возможность для переселения семьи в более просторную жилплощадь.

Какие существуют методы по снижению жилплощади на одного члена семьи

Законодательство РФ включает в себя полный перечень ситуаций, результатом которых становится намеренное ухудшение жилищных условий. Военнослужащих и членов их семей Жилищный кодекс РФ не обходит стороной, применительно к ним действуют те же правила, что и у обычных граждан. По Жилищному кодексу без внимания остаются реальные аспекты, из которых гражданин может получать выгоду. Среди таких выделяют отсутствие учета стоимости квартиры, районной местности, внутренних предметов и качества ремонта.

Под статью ухудшения попадут люди, обменявшие жилье на более дорогое, но имеющее меньшую жилплощадь. Основой обвинений будет снижение нормы на человека. Преднамеренными действиями являются следующие моменты, сопровождающиеся уменьшением квадратных метров на одного члена семьи:


Вселить законно можно только:

  • несовершеннолетних детей;
  • родителей недееспособных;
  • мужа или жену;
  • неродных детей состоявшейся жены или мужа.

ЖК РФ накладывает ответственность за поступки, приводящие к потере помещением условий для нормального проживания. Отсутствие санитарных и гигиенических мероприятий во время пользования жилплощадью.

Что ещё может быть воспринято как нарушение

Процедура дарения в адрес государства целой квартиры либо её части не может восприниматься как ухудшение жилищных условий, только если она не предшествовала заявлению на улучшение жилплощади. В оценку противоправности действий берутся также временные рамки осуществляемых действий. Так, супруга имеет право прописаться на жилплощадь к мужу, а дети безоговорочно вселяются к родителям.

Но если такое действие совершается через несколько лет после регистрации с целью снижения количества жилья на одного человека, то это будет являться преднамеренным ухудшением жилищных условий. Не подпадают под оценку все акты бездействия: отказ от наследства, принятия в дар жилплощади. Также в учет нормы жилья не берутся временные жильцы.

Чтобы сделать выводы о намеренном ухудшении жилищных условий, нужно провести глубокий анализ всех обстоятельств каждого конкретного случая. Непростые гражданско-правовые взаимоотношения граждан и государственных структур вносят сложности в оценку действий нанимателей. Зачастую решение о постановке в очередь принимается из соображений разумности и добросовестности, отодвигая прямые свидетельства нарушения.

Обязанности нанимателя

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий заключаются в отказе в предоставлении новой квартиры. Следующая дата получения улучшений следует через 5 лет. Это решение можно обжаловать через суд, если имеется уверенность и документальное подтверждение обстоятельств, приведших к этому.

У военнослужащих не заключается договор социального найма на следующую квартиру, пока не будет сдана предыдущая. Причинами для отказа могут быть:

  • Прописанные жена или дети, оставшиеся в документах после развода.
  • Жильё более не пригодно к проживанию.
  • Квартира является объектом спора в суде.

На квартиросъёмщике лежит ответственность за состояние жилья. Он должен содержать его в чистоте, своевременно проводить ремонт. Не допускать ущерба от действия третьих лиц. Бездействие в этом вопросе может квалифицироваться как намеренное ухудшение жилья.

Как происходит подсчет квадратных метров

В законодательстве учет площади квартиры производится, исходя из общей квадратуры. В учет берется не жилое пространство, а подсчитываются коридоры, ванные, туалет, кладовые. Основное внимание уделяется именно размерам жилья для постановки на очередь нуждающихся.

По федеральным документам приводится ссылка на Инструкцию 2008 года, которой нужно руководствоваться при определении новой жилплощади. В ней указаны нормативы, исключающие неразумное распределение квадратуры, когда спальня может занимать 5 метров из пятидесяти.

Местным властям дано преимущество для создания собственных законодательных актов. Таким методом некоторые регионы подсчитывают общую жилплощадь вопреки разумным действиям. В нормативы закладываются даже балконы и лоджии.

Учетная норма может быть изменена только местным органом управления. В каждом регионе она может отличаться. Так для Москвы цифра составляет 10 метров, ниже этой планки присваивается критерий "нуждающийся". Существует понятие "норма предоставления" - это площадь, на которую ориентируются госслужащие по определению следующего жилья. Она больше учетной, и для текущего региона составляет 18 метров.

Как государство определяет состоятельность граждан

Результат признания малоимущим происходит в каждом регионе страны по-своему. В учет берется средний заработок в этой местности, среднерыночная стоимость квартир. Для этого введено понятие "имущественная обеспеченность". Этот критерий сравнивают со стоимостью квартиры, которая требуется гражданам для соответствия нормативам. Если обеспеченность меньше последней, то семья признается нуждающейся.

Для подсчета имущественной состоятельности введено более 10 пунктов. Существует ряд показателей, при нарушении которых решение меняется не в пользу граждан. Лицевой счет у семьи должен быть один, если же он будет разбит, то и подсчет будет отдельным для каждого.

Для количественной оценки в расчет принимается совокупный доход семьи и собственность, подпадающая под налогообложение. Нормативный акт для определения уровня обеспеченности берется того месяца, когда было подано заявление. Законодательство в регионах обновляется каждый квартал. Доход подсчитывают по справкам НДФЛ за предыдущие 2 года.

В подсчет имущественной обеспеченности вкладывается стоимость имущества. В него входит вся недвижимость: гаражи, помещения складские, дачи. Оценка производится по кадастровой стоимости. Также рассматривается владение движимыми средствами: автомобили, катера и другой транспорт, находящийся на учете. Учитываются накопления: на счету в банке, наличие паевой собственности, средства в виде акций и ценных бумаг.

Какие нужны документы для постановки на учёт

Для постановки на учет потребуется собрать необходимые документы. Первым делом в органы местного управления подается заявление согласно установленному образцу. Нужно предъявить документы, удостоверяющие личность, с заверенными копиями для каждого члена семьи. К ним прикладывается идентификационный номер налогоплательщика.

Нужны также все бумаги, подтверждающие родственные связи. К ним относят: свидетельство о браке, рождении, документы на текущую жилплощадь. Учитывается общий доход семьи, включающий все виды совокупных поступлений за 2 последних года.

Предоставить потребуется трудовые книжки, срочные договора и другие формы, подтверждающие занятость. Также проводится анализ всего недвижимого имущества, находящегося в собственности заявителей. Указываются все виды объектов, подлежащих налогообложению. Если было обжаловано ранее признанное ухудшение жилищных условий, то прилагается решение суда по этому вопросу.

«Намеренное ухудшение жилищных условий » — этот термин впервые появился в правовой науке с введением и вступлением в силу нового ЖК РФ в 2005 году, в котором законодатель предусмотрел возможность осуществления гражданами действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий . Делается это нередко с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Но что можно считать и какая ответственность предусмотрена за подобное деяние? Об этом поговорим ниже.

Что понимать под намеренным ухудшением жилищных условий?

Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренного ухудшения жилищных условий . Данное понятие фигурирует в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как .

Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан. И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий. Кроме того:

Не знаете свои права?

  1. В результате совершения действий такого рода гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на учет.
  2. У гражданина должно быть намерение встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.
  3. На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий , совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий.

Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления).

В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа. Разумеется, не каждая продажа или обмен влечет ухудшение жилищных условий , но если, например, семья из 3 человек обменивает 2-комнатную благоустроенную квартиру площадью 47 кв. м на 1-комнатную площадью 38 кв. м, чтобы потом встать на учет в качестве нуждающихся, то это является злоупотреблением субъективным правом.

Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Несмотря на то что намеренное ухудшение жилищных условий расценивается, как недопустимое действие, ответственность за нарушение жилищного законодательства в этом случае в виде суровых санкций не предусмотрена.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает лишь то, что граждане, совершившие действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий , в течение 5 лет будут не вправе вставать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Этот срок будет считаться с момента совершения действий.

Закон города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы"

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76, от 08.12.2004 N 83) Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города. Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

В связи с ростом цен на недвижимость, снижением дохода населения, многие российские граждане пытаются получить недвижимое имущество на условиях социального найма с последующей приватизации или без нее.

Как известно, постановка на учет нуждающихся в жилье возможна при необеспеченности семьи учетной нормой жилья на человека с условием, что семья является малоимущей. Также отдельные жилые помещения полагаются гражданам с некоторыми тяжелыми хроническими заболеваниями.

Стоит отметить, что совершение действий, свидетельствующих об ухудшении жилищных условий влечет отсрочку в постановке на учет на 5 лет.

Что является ухудшением жилищных условий?

В федеральном законодательстве четко не определены действия, которые считаются ухудшением условий жизни.

Однако, жилищным законодательством установлено, что это действия, которые могут повлечь признание лица и членов его семьи претендующими на получение жилья.

Каждый регион принимает собственный закон об улучшении условий жизни, где указываются и действия, которые ухудшают жилищные условия, а также действия которые таковыми не являются.

Для примера рассмотрим законодательство Москвы относительно ухудшающих условия жизни действий.

Так в настоящее время действует Закон города Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Действиями ухудшающими жилищные условия по законодательству Москвы являются:

  1. изменение порядка использования жилых помещений путем заключения сделок;
  2. обмен жилым недвижимым имуществом;
  3. невыполнение условий сделок об использовании жилого недвижимого имущества, повлекшее выселение граждан через суд;
  4. изменение состава семьи, в том числе вследствие развода;
  5. вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  6. выдел доли собственниками жилого недвижимого имущества;
  7. продажа или дарение имеющегося в собственности лиц и членов их семей жилого недвижимого имущества или частей помещения.

Однако, существуют действия, которые не влекут ухудшение жилых условий по законодательству Москвы:

  1. вселение несовершеннолетних детей по месту проживания отца или матери;
  2. вселение мужа или жены, нетрудоспособных родителей, иных лиц в недвижимое имущество в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилой учет в г.Москве;
  3. прекращение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения её получателю;
  4. признание сделки с недвижимым имуществом жилого назначения недействительной через суд;
  5. вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
    1. имели по предыдущему месту жительства в г.Москве самостоятельным правом пользования недвижимым имуществом, признанным непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
    2. безвозмездно передали жилое недвижимое имущество по прежнему месту жительства в г.Москве органам государственной власти г.Москвы;
  6. отказ дарителя от исполнения договора дарения, отказ от принятия дара одаряемым.

Конечно, с некоторыми условиями можно было поспорить, например, с условием об изменении состава семьи, в том числе с разводом. Получается, что пока лицо состоит на учете на улучшение жилых условий жизни, оно не имеет права расторгнуть брак.

Однако, по российскому законодательству никто не может быть ограничен в личных неимущественных правах. Выходит, что данная норма противоречит федеральному законодательству. Однако, сведений о признании указанной нормы таковой не имеется.

Ухудшение жилищных условий ребенка

Чаще всего данное понятие используется, когда несовершеннолетний является хозяином квартиры или доли в ней и родители намереваются продать долю ребенка, выделив ему меньшую по площади долю.

Важно! Однако, для того, чтобы продать недвижимое имущество ребенка, необходимо разрешение органов опеки и попечительства.

Естественно, что при таких условиях разрешение на продажу органы опеки не дадут. Необходимо выделение аналогичной по площади доли в ином недвижимом имуществе или внесение денежных средств соразмерно стоимости его доли на счет, который будет открыт на имя ребенка.

Также указанное понятие может быть использовано при семейных спорах об определении места проживания ребенка с иным родителем, когда фактически ребенок попадает в условия менее пригодные для его проживания и которые бы удовлетворяли все его потребности.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Действия, которые могут повлечь ухудшение жилых условий жизни военнослужащих устанавливаются Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280

"О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".

Данные действия почти идентичны действиям, которые влекут ухудшение условий жизни по законодательству Москвы.

Так, военнослужащие не могут быть признаны претендующими на улучшение жилых условий жизни ранее прошествия пяти лет после произведения ими действий по намеренному ухудшению жилых условий жизни, вследствие которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее учетной нормы площади жилого недвижимого имущества, в том числе связанных с изменением порядка использования жилых помещений, обменом недвижимого имущества, неисполнением условий сделки социального найма жилого недвижимого имущества, развода, выделением доли жилых помещений собственниками, продажа, дарение недвижимого жилого имущества или их частей.

Действия, не влекущие ухудшение жилищных условий, также во многом совпадают с действиями установленными законодательством Москвы.

Так, не относятся к действиям по намеренному ухудшению жилых условий жизни:

  1. вселение военнослужащими в недвижимое жилое имущество супругов, детей и через суд - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их прописка по адресу воинской части, в которой военнослужащие осуществляют военную службу, если до вселения или прописки по адресу воинской части перечисленные лица:
    1. не владели недвижимым жилым имуществом на праве пользования или на праве собственности;
    2. имели право использования недвижимым жилым имуществом или являлись собственниками жилой недвижимости, которые в у были объявлены непригодными для жительства;
    3. произвели действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту осуществления военнослужащими военной службы при регистрации с ними брака;
    4. осуществили действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их матерью или отцом (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  2. прекращение по инициативе получателя ренты договора ренты недвижимого жилого имущества, совершенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этой недвижимости;
  3. объявление сделки с недвижимым жилым имуществом недействительной через суд, в результате чего военнослужащие и (или) члены их семей прекратили право использования жилой недвижимостью или собственности на помещение жилого назначения.

Таким образом, видно, что положения законодательства во многом схожи, но имеются и различия и нюансы.

Является ли приватизация ухудшением жилищных условий?

Напомним, что действиями по ухудшению жилых условий жизни являются действия, которые могут привести к постановке на учет в качестве претендующих на получение жилья.

Вследствие приватизации, вы получаете дополнительную жилую площадь и чаще всего уже не можете быть поставлены на учет в качестве указанных лиц. Поэтому приватизация не является действием, ухудшающим жилые условия жизни.

Однако, получая дополнительные метры, вы утрачиваете право состоять на учете.

Является ли прописка мужа ухудшением жилищных условий?

В каждом регионе устанавливаются действия, которые влекут и не влекут ухудшение жилых условий жизни. По законодательству Москвы регистрация супруга не относится к действиям, ухудшающим жилые условия.

Могу предположить, что в регионах приблизительно схожее законодательство и в вашем регионе данные действия также не будут считаться ухудшением условий жизни.

Важно! Однако, нужно удостоверится в этом и посмотреть региональное жилищное законодательство.

Итак, в настоящей публикации мы разобрали что считается ухудшением жилых условий и какие действия к этому относятся по законодательству Москвы и наоборот, изучили вопросы ухудшения жилищных условий ребенка и военнослужащих, попытались понять является ли приватизация и регистрация супруга ухудшением условий жизни.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.