Положение основных слоев общества. Положение основных слоев общества во второй половине XIX века




Свод законов Российской империи делил населе ние на:Дворян(личные и потомственные),Го- родские обыватели (купцы,мещане,ремесле нники,почетные граж дане),Сельские обыва- тели (крестьяне и ка- заки). Но постепенно на 1-й план выходило эконо- мическое положение. Обшество делилось на помещиков, крестьян, буржуазию и пролета- риат. Какие новые группы появились в р. общ-ве? Каковы причины их появления? Социальная структура. (1 в-с, 235) Сословия 19 в. Что такое сословия?


Крестьянство составляло большинство населения. Оно входило в самоуправляющиеся сельские общины, объединенные в волость. Круговая порука ограничивала свободу передвижения крестьян. Община выбирала старосту и сборщика податей.Крестьян судил волостной суд, применявший телесные наказания. Характерными чертами крестьянства были патриархальность, монархизм и православие. Но суровый быт погружал их в мир суеверий. Крестьянство (р.т.3) Крестьяне с.Богородское Нижегородско й губернии.


Отмена крепостного права привела 1) к расслоению кре стьян. Более половины из них жили на грани бедности и нищеты. 2. Рыночные отношения изменяли жизнь людей, усилилась потребность в деньгах. Основной доход шел от продажи зерна, его экспорт шел в ущерб собственному потреблению. Нищета была вызвана сохранением выкупных платежей.3. В тоже время появилось кулачество. 4. Расслоение привело к подрыву общинных устоев жизни. Крестьянство (2 ворос, 235, р.т.2) И.Репин.Прием волостных старшин Александром III.


1. Расслоение прошло и среди дворян, с1856г.личное дво рянство стали получать с 12 чина Табеля о рангах для военных и с 9 для гражданских,а потомственное с 6 и 4 чинов соответственно. 2. Но численность дворян увеличилась в 2 раза. 3. Для чиновников жалованье стало единственным источником существования. Дворяне сохранили привилегии в органах местного самоуправления, но теряли экономические преимущества, так как теряли землю. Дворянство (вопрос 3, 235, р.т.4) Б.Кустодиев. В московской гостиной.


Дворянство (вопрос 3, 235) Мебель из усадьбы Ольгово. 4. Часть дворян стала участвовать в предпринимательской деятельности В 1895г.40 % их земель было заложено.Часть дворян вкладывала деньги от выкупных операций в акции банков, заводов, железных дорог. Другие стали врачами, юристами, деятелями культуры.Третьи пополняли ряды рабочих. 5. Упадок помещичьего хозяйства ослабил их роль в го- сударственном аппарате. Политическая власть при надлежала чиновникам, экономическая - буржуазии.


Развитие капитализма привело к формированию бур жуазии. Среди нее были выходцы из купечества, дворян и крестьян-старообрядцев. В 70-е г. предпри нимателями становились чиновники, устанавлива- вшие связь между государством и частным капи-талом, но это приводило к коррупции. Среди пред- принимателей были представители разных народов,в том числе и иностранцы - Терещенко, Лианозов, Бродский, а так же Юз, Нобиле и т.д. Буржуазия (вопрос 4, 236, р.т.1) Совет акционеров общества «Граммофон и пишущие машинки»


К пролетариату относятся все наемные рабочие,но главную роль играет промышленный пролетариат. Его формирование завершилось в сер.90-х гг. В это время пролетариат насчитывал 1,5 млн.чел. Его особенностями были: 1) связь с крестьянством, 2) высокая концентрация на крупных предприятиях (1890 г. На предприятиях с числом рабочих более 100 человек было сосредоточено ¾ всех фабрично- заводских и горных рабочих 3) сочетание промышленного и сельскохозяйственного труда. Пролетариат (вопрос 5, 236) К.Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге.


В городах рабочие придер живались общинных норм жизни. В казармах они селились но гу берниям и уездам отку- да приехали в город. 4)Отрыв от деревни приво- дил к падению мораль- ных устоев - многие на- чинали пьянствовать. В е гг. выступления рабочих принимают ос трые формы. Наиболее крупной стала стачка на Морозовской ману- фактуре в Орехово - Зуе- ве в 1885 году. Пролетариат (р.т.6) Разгрузка судна в торговом порту Санкт-Петербурга.


Православная церковь была господствующей в Рос- сии.православие исповедывали 70% населения. Черное духовенство-монашество-выполняло «особые обязательства»,белое - жило в миру. Духовные должности передавались по наследству -духовенство стало замкнутым сословием. Священики влачили жалкое сословие,т.к. жили за счет паствы. Церковь готовила кадры в 62 учебных заведениях. Духовенство. Одеяния православного духовенства.


В 1862г.особое присутствие Синода начинает решать проблему улучшения быта духовенства. В 1864г.воз никли приходские попечительства.В гг.доходы священников выросли за счет установления жалования в р. в год, было введено и пенси- онное обеспечение. В г.выпускники духовных заведений получили право поступать в светские заведения, было отменено наследственное занятие духовных должностей. Духовенство. Съезд миссионеров Нижегородской губернии.


В к 19 в. в России человек занималось ин теллектуальным тру-дом. После отмены кре- постного права интел- лигенция стала попол- няться из представите- лей разных сословий. Разночинцы хорошо знали нужды народа и от- ражали их в своем тво- рчестве. Часть интеллигенции не смогла найти примене- ния своим силам, т.к. ка питалистическая про- мышленность развива- лась медленно. 2. Чем была недовольна интеллигенция? Интеллигенция (р.т.7 В парадном зале Императорской библиотеки.


Высшее образование не было гарантией повы- шения социального ста туса. Это рождало наст- роения протеста. Интел лигенция принимала активное участие в ли- берально - земском дви- жении и стала основой для формирования ле- гальных оппозиционных самодержавию по- литических партий, ста новилась выразителем идей и чаяний буржуа- зии. 3. Почему интеллигенция была в оппозиции к власти? Интеллигенция. Художник М.В.Добужинский за работой.


Казачество относилось к полупривилегирован-ным сословиям.Казак одновременно был и воином, и крестьянином. В России было 11 казачих войск: Донское, Кубанское,Терское,Астрах анское, Уральское, Оренбургское, Се- миреченское, Сибирс-кое, Забайкальское, Амурское,Уссурийское. Казаки подчинялись Уп- равлению казачьих во- йск Военного минис- терства. Казачество (вопрос 8, 236) Рядовой казачьего войска


Во главе войска стоял ата ман, при нем-штаб.В ста ницах и хуторах были свои выборные атама- ны.Служба начиналась с 18 лет - 3 года подгото- вки,12 лет строевая слу жба и 5 лет в запасе. Каждый казак получал участок в 30 десятин зе мли. Угодья находились в общественном пользо- вании. В к. 19в. казаки начинают заниматься торговлей, коневодством и др. Уровень жизни казаков был выше, чем у крестьян. Казачество. Офицер казачьего войска


Выводы 1. Во 2/2 19 века происходила ломка сословных перегородок по экономическому, классовому признаку 2. В состав нового предпринимательского класса вливаются представители купечества и удачливые крестьянские предприниматели и дворяне-чиновники 3. Класс наёмных рабочих пополнялся за счёт крестьян, мещан, даже дворян и духовенства 4. Происходит значительная демократизация интеллигенции, т.к. она пополнялась из различных слоёв населения. 5. Духовенство теряет былую замкнутость, т.к. отменялось наследственное занятие духовных до.

Сословия и классы в пореформенном обществе. Во вто­рой половине XIX в. по-прежнему сохранялось сословное деление общества. В Своде законов Российской империи все городское и сельское население делилось «по разли­чию прав состояния» на четыре главных разряда: дворян­ство, духовенство, городских и сельских обывателей.

Высшим, привилегированным сословием оставалось дворянство. Оно делилось на личное и потомственное. Право на личное дворянство, которое не передавалось по наследству, получали представители различных сословий, состоящие на государственной службе и имеющие низший чин в Табели о рангах. Служа Отечеству, можно было по­лучить и потомственное, т. е. передающееся по наследст­ву, дворянство. Для этого надо было получить определен­ный чин или орденскую награду. Император мог пожало­вать потомственным дворянством и за успешную предпри­нимательскую или иную деятельность.

В разряд городских обывателей входили потомствен­ные почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники. К числу сельских обывателей относились крестьяне, каза­ки и другие люди, занимавшиеся сельским хозяйством.

Но вместе с развитием капиталистического производст­ва все большее значение приобретала не сословная при­надлежность человека, закрепленная законами, а его классовое, т. е. экономическое, положение. Оно зависело от места человека в производстве и распределении его ре­зультатов. В стране шло формирование буржуазного обще­ства с двумя его основными классами - буржуазией и пролетариатом. В то же время преобладание в экономике России полуфеодального сельского хозяйства способство­вало сохранению и двух основных классов феодального об­щества - помещиков и крестьян.

Рост городов, развитие промышленности, транспорта и связи, повышение культурных запросов населения приво­дят во второй половине XIX в. к увеличению доли людей, профессионально занимающихся умственным трудом и ху­дожественным творчеством, - интеллигенции: инжене­ров, учителей, врачей, адвокатов, журналистов и т. д.

Крестьянство. Во второй половине XIX в. крестьяне по- прежнему составляли подавляющее большинство населе­ния Российской империи. По законам представители этой части общества значительно отличались от остальных со­словий. Крестьяне, как бывшие крепостные, так и госу­дарственные, входили в состав самоуправляющихся сель­ских обществ - общин. Несколько сельских обществ со­ставляли волость.

Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и выполнении повинностей. Поэтому суще­ствовала зависимость крестьян от общины, проявлявшая­ся прежде всего в ограничении свободы передвижения.

На сельском сходе на 3 года избирались староста, сбор­щик податей и представители общины для участия в во­лостном сходе. Волостной сход избирал волостного стар­шину. На волостного старшину и сельского старосту, по­мимо решения текущих хозяйственных вопросов, возлага­лась также и охрана порядка.

Для крестьян существовал особый волостной суд, чле­ны которого также избирались сельским сходом. При этом волостные суды выносили свои решения не только на ос­нове норм законов, но и руководствуясь обычаями. Зача­стую эти суды наказывали крестьян за такие проступки, как неразумная трата денег, пьянство и даже колдовство. Кроме того, крестьяне подвергались некоторым наказани­ям, которые давно уже были упразднены для других со­словий. Например, волостные суды имели право пригова­ривать членов своего сословия, не достигших 60 лет, к порке. Особо безнравственных, не поддающихся перевос­питанию крестьян община имела право исключать из чис­ла своих членов, что означало для провинившихся высыл­ку в Сибирь.

Многовековое существование общины наложило силь­ный отпечаток на психологию русского крестьянина. Его сознанию были присущи коллективизм, развитое чувство справедливости. Русские крестьяне почитали старших по возрасту, рассматривая их как носителей опыта, тради­ций. Это отношение распространялось и на императора, служило источником монархизма, веры в «царя-батюш- ку» - заступника, стража правды и справедливости.

Русские крестьяне исповедовали православие. Необы­чайно суровые природные условия и связанная с ними на­пряженная работа - страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт не­урожайных лет погружали крестьян в мир суеверий, при­мет и обрядов.

Освобождение от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены. Прежде всего усилилось рас­слоение крестьян. Ярче стали проявляться богатство од­них и бедность других. Мерилом зажиточности чаще все­го являлось наличие в хозяйстве определенного количест­ва лошадей, без которых невозможно было обрабатывать землю. Безлошадный крестьянин (если он не занимался иным, неземледельческим трудом) стал символом деревен­ской нищеты. В конце 80-х гг. в Европейской России 27% дворов были безлошадными. Признаком бедности счита­лось наличие одной лошади. Таких хозяйств было около 29%. В то же время от 5 до 25% хозяев имели до десяти лошадей. Они скупали большие земельные владения, на­нимали батраков и расширяли свое хозяйство.

Отмена крепостного права привела в деревне к резко­му усилению потребности в деньгах. Крестьяне должны были платить выкупные платежи и подушную подать, иметь средства на земские и мирские сборы, на арендные платежи за землю и на погашение банковских кредитов. Происходило вовлечение большинства крестьянских хо­зяйств в рыночные отношения. Главной статьей крестьян­ских доходов была продажа хлеба. Но в силу низкой уро­жайности крестьяне нередко были вынуждены продавать зерно в ущерб своим собственным интересам. Вывоз хле­ба за границу основывался на недоедании жителей дерев­ни и справедливо именовался современниками «голодным экспортом ».

8 - Данилов, 8 кл.

Зажиточный и бедный кретьяне

Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантиро­вала своим членам взаимную поддержку. Кроме того, рас­пределение земли в общине помогало выжить среднему и беднейшему крестьянству в случае голода. Наделы между общинниками распределялись чересполосно, а не своди­лись в одном месте. Каждый член общины имел по не­большому наделу (полосе) в разных местах. В засушливый год участок, расположенный в низине, мог дать вполне сносный урожай, в дождливые годы выручал участок на пригорке.

В то же время в общине зарождался небольшой слой земледельцев, которых стесняли общинные порядки. В де­ревне стало возникать противостояние двух типов общин­ников. Были крестьяне, приверженные традициям отцов и дедов, общине с ее коллективизмом и защищенностью, а были и «новые» крестьяне, желающие самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск.

Происходившие перемены подрывали общинные устои. Многие крестьяне уходили на заработки в города. Дли­тельная оторванность мужчин от семьи, от деревенской жизни и сельской работы приводила к усилению роли женщин не только в хозяйственной жизни, но и в крес­тьянском самоуправлении. Такие женщины меньше вре­мени уделяли воспитанию детей, передаче им крестьян­ского опыта и семейных традиций. На селе появились не­виданные ранее явления - разводы, усилилось пьянство. Грамотность среди сельского населения страны оставалась низкой. По данным переписи 1897 г., она составляла лишь 17,4%.

Важнейшая проблема России накануне XX в. заключа­лась в том, чтобы превратить крестьян - основную часть населения страны - в политически зрелых граждан, ува­жающих как собственные, так и чужие права и способных к активному участию в государственной жизни.

Дворянство. После крестьянской реформы 1861 г. быс­тро шло расслоение дворянства за счет активного притока в привилегированное сословие выходцев из других слоев населения. В 1856 г. для предотвращения этого были по­вышены классы чинов, дававших право на личное и по­томственное дворянство. Для получения личного дворян­ства теперь требовалось иметь военный чин не ниже 12-й (подпоручик) или гражданский - не ниже 9-й ступени (титулярный советник) Табели о рангах, для потомствен­ного - 6-й для военных чинов (полковник) и 4-й для гражданских (действительный статский советник).

Тем не менее во второй половине XIX в. численность дворянства выросла: например, в 1867 г. потомственных дворян было 652 тыс., в 1897 г. - свыше 1 млн 222 тыс. Однако политическое положение дворянства несколько ос­лабло: при зачислении на службу все более учитывались подготовленность к ней и образование, все меньше прини­малось во внимание сословное происхождение. К концу XIX в. среди офицеров было 51,2% потомственных дво­рян, а среди чиновников высшего и среднего звена - 30,7%. Всего дворяне составляли */ 4 от общего количест­ва служащих. Большая часть чиновников-дворян уже по­теряла связь с землей, жалованье стало единственным ис­точником их существования.

Постепенно наиболее привилегированное сословие утра­чивало и свои экономические преимущества. После крес­тьянской реформы 1861 г. площадь принадлежавшей дво­рянам земли уменьшалась в среднем на 0,68 млн десятин 8* в год. Число помещиков среди дворян сокращалось. В 1861 г. 88% дворян были помещиками, в 1878 г. - 56%, в 1895 г. - 40%. При этом почти у половины помещиков имения считались мелкими. В пореформенный период большая часть помещиков продолжала применять по- лукрепостнические формы ведения хозяйства и разо­рялась.

Одновременно часть дворян широко участвовала в пред­принимательской деятельности: в железнодорожном стро­ительстве, промышленности, банковском и страховом де­ле. Средства для занятия предпринимательством были по­лучены от выкупа по реформе 1861 г., от сдачи земель в аренду и под залог. Некоторые дворяне стали владельца­ми крупных промышленных предприятий, заняли видные посты в компаниях, стали владельцами акций и недви­жимости. Значительная часть дворян пополнила ряды владельцев небольших торгово-промышленных заве­дений. Многие приобрели профессии врачей, юристов, стали писателями, художниками, артистами. В то же время часть дворян разорилась, пополнив низшие слои общества.

Таким образом, упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в го­сударстве. Во второй половине XIX в. произошла утрата дворянами господствующего положения в жизни россий­ского общества: политическая власть сосредоточилась в руках чиновников, экономическая - в руках буржуазии, властительницей дум стала интеллигенция, а класс неког­да всесильных помещиков постепенно исчезал.

Буржуазия. Развитие капитализма в России вело к рос­ту количества буржуазии. Продолжая официально чис­литься дворянами, купцами, мещанами, крестьянами, представители этого класса играли все большую роль в жизни страны. Среди крупнейших капиталистов-промыш- ленников было немало выходцев из богатого купечества (Губонин, Мамонтовы), дворянства (Бобринские, Браниц- кие, Потоцкие, Шиповы, фон Мекк), но много было и кре­стьян, особенно старообрядцев (Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Коноваловы). Начиная со времен «железнодо­рожной горячки» 60-70-х гг. буржуазия активно попол­нялась за счет чиновников. Входя в правления частных банков и промышленных предприятий, чиновники обеспе­чивали связь между государственной властью и частным производством. Они помогали промышленникам получать выгодные заказы и концессии. Злоупотребления на этой

Доменный цех завода в Донбассе

почве приобрели такой размах, что правительство было вынуждено в 1884 г. запретить высшим чиновникам зани­маться предпринимательской деятельностью.

Среди крупнейших отечественных предпринимателей, помимо русских, были представители многих народов Рос­сии - украинцы (И. Г. Харитоненко, семья Терещенко), армяне (А. И. Манташев, С. Г. Лианозов, Гукасовы), азер­байджанцы (Т. Тагиев, М. Нагиев), евреи (Б. А. Каменка, Бродские, Гинцбурги, Поляковы). В России появилось и немало иностранных предпринимателей (Нобели, Дж. Юз, Г. А. Брокар, JI. Кноп, Г. Гувер, JI. А. Уркарт).

Период складывания российской буржуазии совпал по времени с активной деятельностью народников внутри страны и с ростом революционной борьбы западноевропей­ского пролетариата. Поэтому буржуазия в России смотре­ла на самодержавную власть как на свою защитницу от революционных выступлений.

И хотя интересы буржуазии нередко ущемлялись госу­дарством, на активные действия против самодержавия она не решалась.

Долгое время недостаток культуры и образования у предпринимателей во многом восполнялся их природным умом, колоссальной энергией и огромной работоспособно­стью. Некоторые из основателей известных торгово-про­мышленных семей - С. В. Морозов, П. К. Коновалов - до конца своих дней оставались неграмотными. Но своим детям они старались дать хорошее образование, в том чис­ле и университетское. Сыновей нередко отправляли за гра­ницу изучать торгово-промышленную практику.

Многие представители этого нового поколения буржуа­зии стремились поддержать ученых, представителей твор­ческой интеллигенции, вкладывали деньги в создание библиотек, картинных галерей. Заботясь о развитии обра­зования и здравоохранения, промышленники и торговцы открывали больницы, приюты, различные учебные заведе­ния. Значительную роль в расширении благотворительно­сти и меценатства сыграли А. А. Корзинкин, К. Т. Сол- датенков, П. К. Боткин и Д. П. Боткин, С. М. Третьяков и П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) был потомст­венным купцом и предпринимателем. Он учился в Горном институте, а затем на юридическом факультете Москов­ского университета. Мамонтов увлекался игрой в люби­тельских спектаклях, обладал незаурядными музыкаль­ными способностями. Несколько лет он прожил в Италии, где учился пению, изучал живопись. В 1872 г. он был из­бран директором общества Московско-Ярославской желез­ной дороги. Затем строил Донецкую железную дорогу. Правительство предложило ему купить государственный Невский завод в Петербурге, производящий паровозы, ва­гоны и суда, в том числе и для военного министерства. Для снабжения завода отечественным сырьем Мамонтов учредил акционерное общество восточносибирских чугуно­плавильных заводов.

Мамонтов оказывал значительную помощь таким ху­дожникам, как В. А. Серов, К. А. Коровин, М. А. Вру­бель. Он обожал открывать новые имена в искусстве, ис­кать молодые дарования. На сцене созданной им в Моск­ве Частной оперы начал свои выступления великий рус­ский певец Ф. И. Шаляпин.

В своем имении Абрамцеве Мамонтов создал уникаль­ный художественный центр, где не только хранил собран­ные предметы народного творчества, но и организовал производство изделий из керамики (обожженной глины). Абрамцево стало также своеобразным домом творчества талантливых художников России.

Пролетариат. Еще одним основным классом индустри­ального общества являлся пролетариат. К пролетариату относились все наемные рабочие, в том числе занятые в сельском хозяйстве и промыслах, но его ядром были фа­брично-заводские, горные и железнодорожные рабочие - промышленный пролетариат. Его образование шло одно­временно с промышленным переворотом. К середине 90-х гг. XIX в. в сфере наемного труда было занято око­ло 10 млн человек, из них промышленных рабочих насчи­тывалось 1,5 млн.

Рабочий класс России имел ряд особенностей. Он был тесно связан с крестьянством. Значительная часть фабрик и заводов размещалась в селах, а сам промышленный про­летариат постоянно пополнялся выходцами из деревни. Рабочими становились представители разных националь­ностей. В России наблюдалась значительно большая кон­центрация пролетариата на крупных предприятиях, чем в других странах. В 1890 г. на предприятиях с числом ра­бочих более 100 человек было сосредоточено 3 / 4 всех фаб­рично-заводских и горных рабочих, в том числе почти по­ловина из них работала на предприятиях, имевших 500 и более человек.

Наемный фабричный рабочий являлся, как правило, пролетарием в первом поколении и сохранял тесную связь с деревней. Более половины пролетариев продолжали со­четать промышленный и сельскохозяйственный труд. Ритм работы на многих фабриках учитывал сельскохозяй­ственные нужды. Хозяева нанимали рабочих в период от Покрова (1 октября по старому стилю) до Пасхи (март - апрель), а в страду были вынуждены отпускать их для ра­боты в деревни.

В городе многие рабочие придерживались привычных норм общинной жизни. В фабричных казармах (общежи­тиях) они селились не по цехам, а по губерниям и уездам, из которых приехали. Во главе рабочих из одной местно­сти стоял мастер, который и набирал их на предприятие. Рабочие с трудом привыкали к городским условиям. От­рыв от родных мест нередко приводил к падению мораль­ного уровня, пьянству. Рабочие трудились по многу часов и, чтобы послать деньги домой, ютились в сырых и тем­ных комнатах, плохо питались.

Выступления рабочих за улучшение своего положения в 80-90-х гг. стали более многочисленными, порой они принимали острые формы, сопровождаясь насилием над заводским начальством, разгромом фабричных помещений и столкновениями с полицией и даже с войсками. Наибо­лее крупной была стачка, вспыхнувшая 7 января 1885 г.

Рабочие в ожидании найма

на Никольской мануфактуре Морозова в городе Орехово- Зуеве.

Рабочее движение в этот период являлось ответом на конкретные действия «своих» фабрикантов: повышение штрафов, снижение расценок, принудительную выдачу зарплаты товарами из фабричной лавки и т. п. Оно носи­ло в целом характер экономической борьбы с целью улуч­шения условий труда и положения рабочих. Рабочие не поднимали вопроса о своих политических правах.

Духовенство. Церковные служители - духовенство - составляли особое сословие, разделенное на черное и белое духовенство. Черное духовенство - монахи - принимало на себя особые обязательства, в том числе уход из «ми­ра». Монахи проживали в многочисленных монастырях.

Белое духовенство жило в «миру», его главной задачей являлось осуществление богослужения и религиозная про­поведь. С конца XVII в. был установлен порядок, соглас­но которому место умершего священника наследовал, как правило, его сын или иной родственник. Это способст­вовало превращению белого духовенства в замкнутое сословие.

Хотя духовенство в России принадлежало к привилеги­рованной части общества, сельские священники, состав­лявшие подавляющую его часть, влачили жалкое сущест­вование, так как кормились своим трудом и за счет при­хожан, которые сами нередко едва сводили концы с кон­цами. К тому же, как правило, они были обременены большими семьями.

Православная церковь имела свои учебные заведения. В конце XIX в. в России было 4 духовные академии, в которых обучалось около тысячи человек, и 58 семи­нарий, обучавших до 19 тыс. будущих священнослу­жителей.

Преобразования 60-х гг. затронули и православное ду­ховенство. Прежде всего правительство попыталось улуч­шить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли все члены Синода и высшие должностные лица государст­ва. К решению этой проблемы были привлечены и обще­ственные силы. В 1864 г. возникли приходские попечи­тельства, состоявшие из прихожан, которые не только за­ведовали церковными делами прихода, но и должны бы­ли содействовать улучшению материального положения духовенства. В 1869-1879 гг. доходы приходских свя­щенников значительно увеличились за счет упразднения около 2 тыс. мелких приходов и установления для них го­дового жалованья. Были введены пенсии по старости для священнослужителей.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про­свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили пра­во поступать в университеты. В 1864 г. детям духовных лиц было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. - в военные училища. В 1867 г. Синод принял решение о ликвидации наследственности приходов и о праве поступ­ления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способство­вали обновлению духовенства.

Интеллигенция. В конце XIX в. из более чем 125 млн жителей России 870 тыс. можно было отнести к интелли­генции. В стране было свыше 3 тыс. ученых и литерато­ров, 4 тыс. инженеров и техников, 79,5 тыс. учителей и 68 тыс. частных преподавателей, 18,8 тыс. врачей, 18 тыс. художников, музыкантов и актеров.

В первой половине XIX в. ряды интеллигенции попол­нялись в основном за счет дворян. После отмены крепост­ного права и реформ 60-70-х гг., сделавших образование более доступным для представителей всех чинов и званий, численность интеллигенции стала расти за счет разночин­ной молодежи. Из купцов вышли художники И. К. Айва­зовский и И. И. Шишкин, композитор А. К. Глазунов, му­зыканты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны. Писатель А. П. Че­хов родился в семье мелкого торговца. Сыновьями сель­ских священников были художники В. М. и А. М. Васне­цовы, историк В. О. Ключевский; историк С. М. Соловь­ев был сыном московского священника. В бедных мещан­ских семьях родились художник И. Н. Крамской и певец Ф. И. Шаляпин. Художник И. Е. Репин был сыном военного поселенца, а В. И. Суриков происходил из сибирских казаков. Все они хорошо знали нужды и чая­ния простых людей и стремились отразить их в своем творчестве.

Часть интеллигенции так и не смогла найти примене­ния своим знаниям на практике. Ни промышленность, ни земства, ни другие учреждения не могли обеспечить заня­тость многим выпускникам университетов, чьи семьи ис­пытывали материальные трудности. Получение высшего образования не являлось гарантией повышения жизненно­го уровня, а значит, и общественного положения. Это рождало настроения протеста.

Но помимо материального вознаграждения за свой труд, главнейшей потребностью интеллигенции является свобода самовыражения, без которой немыслимо подлин­ное творчество. Поэтому при отсутствии в стране полити­ческих свобод антиправительственные настроения значи­тельной части интеллигенции усиливались.

Казачество. Появление казачества было связано с необ­ходимостью освоения и защиты вновь приобретенных ок­раинных земель. За свою службу казаки получали от пра­вительства землю. Поэтому казак - одновременно и воин, и крестьянин.

В конце XIX в. существовало 11 казачьих войск - Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Казачье население доходило до 4 млн человек, в том числе до 400 тыс. находилось на военной службе. Все казачьи войска и области подчиня­лись Главному управлению казачьих войск Военного ми­нистерства во главе с атаманом казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник престола. Во главе каждого войска стоял «наказной» (назначенный) атаман, при нем - войсковой штаб, который управлял делами войска. В станицах и хуторах имелись станичные и хуторские ата­

маны, избиравшиеся на сходах (казачьем круге). Все муж­чины с 18-летнего возраста были обязаны нести военную службу. 3 года они находились в подготовительном разря­де, затем 12 лет - на строевой службе с летними лагер­ными сборами и 5 лет - в запасе. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

В станицах и поселках существовали специальные на­чальные и средние казачьи школы, где большое внимание уделялось военной подготовке учащихся.

В 1869 г. был окончательно определен характер земле­владения в казачьих областях. Закреплялось общинное владение станичными землями, из которых каждый казак получал пай в размере 30 десятин. Остальные земли со­ставляли войсковой запас. Он предназначался в основном для создания новых станичных участков по мере роста ка­зачьего населения. В общественном пользовании находи­лись леса, пастбища, водоемы.

Во второй половине XIX в. казачьи области становят­ся районами торгового земледелия. Развивается аренда войсковых земель, которые казаки сдавали пришлому (иногороднему) населению. Казачество занималось также огородничеством, табаководством, виноградарством и ви­ноделием. На землях различных казачьих войск успешно развивалось коневодство. И хотя расслоение не миновало и казачьи станицы, все же обеспеченность землей здесь была намного выше, чем у крестьян, особенно в Европей­ской России.

Во второй половине XIX в. происходила ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по эконо­мическому, классовому признаку. В состав нового предприни­мательского класса - буржуазии - вливаются и представите­ли купечества, и удачливые крестьянские предприниматели, и дворянство. Класс наемных рабочих - пролетариат - попол­няется прежде всего за счет крестьян, но мещанин, сын сель­ского священника и даже «благородный господин» не были редкостью в этой среде. Происходит значительная демократи­зация интеллигенции, даже духовенство теряет свою былую замкнутость. И только казачество в большей степени остает­ся приверженцем своего прежнего образа жизни.

Вопросы и задания

1. Какие новые группы появились в российском общест­ве? Каковы причины их появления? 2. Какие новые явления происходили в крестьянской среде? 3. Как изменялось положе­

ние дворянства? 4. Из каких слоев населения складывалась бур­жуазия? Как изменялся облик русского купечества? 5. Каковы были особенности российского пролетариата? 6. Что изменилось во второй половине XIX в. в положении духовенства? 7. Как шло формирование интеллигенции? 8. Какие черты казачества позволяют называть его «особым» сословием?

Документы

О русском купечестве (из книги Ф. И. Шаляпина «Ма­ска и душа»)

В Москве я с большим интересом присматривался к ку­печескому кругу, дающему тон всей московской жизни. И не только московской. Я думаю, что в полустолетие, предшествовавшее революции, русское купечество играло первенствующую роль в бытовой жизни всей страны. Что такое русский купец? Это, в сущности, простой россий­ский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город...

Выбиваясь из сил и потея, он в своей деревне самыми необыкновенными путями изучает грамоту. По сонникам, по требникам, по лубочным рассказам о Бове Королеви­че и Еруслане Лазаревиче. Он по-старинному складывает буквы: аз, буки, веди, глаголь... Еще полуграмотный, он проявляет завидную сметливость. Не будучи ни техником, ни инженером, он вдруг изобретает какую-то машину для растирки картофеля или находит в земле какие-то особен­ные материалы для колесной мази - вообще что-нибудь уму непостижимое. Он соображает, как вспахать десяти­ну с наименьшей затратой труда, чтобы получить наиболь­ший доход. Он не ходит в казенную пивную лавку, остерегается убивать драгоценное время праздничными прогулками. Он все время корпит то в конюшне, то в ого­роде, то в поле, то в лесу. Неизвестно каким образом - газет не читает, - он узнает, что картофельная мука про­дается дешево и что, купив ее теперь по дешевой цене в такой-то губернии, он через месяц продаст ее дороже в другой.

И вот, глядишь, начинает он жить в преимуществен­ном положении перед другими мужиками, у которых как раз нет его прилежания... С точки зрения последних те­чений мысли в России, он - «кулак», преступный тип. Купил дешево - кого-то обманул, продал дорого - опять кого-то обманул... А для меня, каюсь, это свидетельству­ет, что в этом человеке есть, как и подобает, ум, сметка, расторопность и энергия...

А то еще российский мужичок, вырвавшись из дерев­ни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие бу­дущего купца или промышленника в самой Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки, на лотках льет конопляное масло на гречишники, весело вы­крикивает свой товаришко и косым взглядом хитро на­блюдает за стежками жизни, как и что зашито и что к чему как пришито. Неказиста жизнь для него. Он сам за­частую ночует с бродягами на том же Хитровом рынке или на Пресне, он ест требуху в дешевом трактире, впри- кусочку пьет чаек с черным хлебом. Мерзнет, голодает, но всегда весел, не ропщет и надеется на будущее. Его не смущает, каким товаром ему приходится торговать, тор­гуя разным. Сегодня иконами, завтра чулками, послезав­тра янтарем, а то и книжечками. Таким образом он дела­ется «экономистом». А там, глядь, у него уже лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите - его старший сынок первый покупает Го­генов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со сквер­но разинутыми ртами на всех не понятых еще нами Матиссов, Манэ и Ренуаров и гнусаво-критически го­ворим:

    Самодур...

А самодуры тем временем потихонечку накопили чу­десные сокровища искусства, создали галереи, музеи, пер­воклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву...

Из «Воспоминаний старого рабочего» Е. Н. Немчинова

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 го­да 8 месяцев - своя одежда и обувь, хозяйские стол и квартира.

Порядки и работа в мастерской воистину были ка­торжные. В мастерской работали 16 мастеров и 19 маль­чиков. Спальня была для всех общая, внизу были общие полати-помост, и мастера спали вповалку, рядышком все 16 человек.

Я перешел 4 мая 1887 года работать в Брестские же­лезнодорожные мастерские, в токарный отдел... Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преиму­щества: 10-часовой рабочий день, отпуск на Пасху - не­деля, а на Святки - две недели, аккуратная уплата зара­ботка. Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных рас­ценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоре­монтного цеха и токарной выходили на канаву против це­ховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к кон­торе правления, к управляющему мастерских Ярковско- му, перед дверью которого собирались все рабочие. Выхо­дил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками... Обыкно­венно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность об­щего требования...

Из «Писем из деревни» А. Н. Энгельгардта

Если даже у мужика есть избыток хлеба, то он все-та­ки не продаст, а захочет, чтобы у него хлеба хватило за «новь», чтобы можно было прожить своим хлебом еще год... Если мужик по осени продает хлеб по мелочам, то это или пьяница, который продает на выпивку, или бед­няк, которому не на что купить соли, дегтю, нечем пла­тить попу за молебен в праздник...

Наш мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречне­вую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят да батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку - соси...

Задание к документам: Пользуясь текстом параграфа и документами, составьте рассказы о жизни купечества и рабочих в России второй половины XIX в.

Расширяем словарный запас:

Меценатство - покровительство наукам и искусствам со стороны богатых и влиятельных людей.

Станица - большое казачье селение.

Требник - книга с текстами церковных служб, молитва­ми для богослужебных обрядов, совершаемых по просьбе самих верующих (крестины, венчание, панихида и т. д.).

8 класс История России

Тема урока : «Положение основные слоев населения во второй половине XIX века»

Цель урока:

Тип урока:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом - по барину, Другим - по мужику

Положение основных слоев общества во второй половине XIX века

Что такое сословие? Большие группы людей, отличающиеся правами и обязанностями, зафиксированными в традиции или законе и передающиеся по наследству

План урока: Сословия и классы в пореформенном обществе Крестьянство Дворянство

Цель урока: Показать, как изменилось положение крестьянства и дворянства после отмены крепостного права; Определить, в чем причины изменения социального положения данных групп населения.

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Земля Деньги

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Земля Деньги

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Земля Надел за повинности Деньги

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Земля Надел за повинности Деньги Оброк денежный, государственные налоги

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Лично свободные, но права очень ограничены Земля Надел за повинности Деньги Оброк, государственный налог

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Лично свободные, но права очень ограничены Земля Надел за повинности Малоземелье Деньги Оброк, государственный налог

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Лично свободные, но права очень ограничены Земля Надел за повинности Малоземелье Деньги Оброк, государственный налог Безденежье

Положение крестьянства после отмены крепостного права... правовое положение материальное положение привязанность к общине расслоение крестьянства Лично свободный крестьянин, но с ограниченными гражданскими правами. Находился в тяжелом материальном положении, в первую очередь, из-за выкупных платежей. Нищета и жизненные тяготы крепко привязвывали к общине с ее круговой порукой. Но расслоение привело к появлению «нового» крестьянина, желающего хозяйствовать самостоятельно.

Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Политическое положение

Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля - собственность дворян Политическое положение

Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля - собственность дворян Политическое положение Политическое господство

Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля - собственность дворян Утрачивало экономические и политические преимущества Политическое положение Политическое господство

Предположите...

«Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом - по барину, Другим - по мужику» Как вы понимаете данное высказывание в контексте темы сегодняшнего урока?

Предварительный просмотр:

8 класс История России

Тема урока : «Положение основные слоев населения во второй половине XIX века»

Цель урока: Показать, как изменилось положение крестьянства и дворянства после отмены крепостного права;

определить, в чем причины изменения социального положения данных групп населения.

Тип урока: «Открытие» нового знания (1 урок)

Кол-во часов данной темы - 2

№ урока в разделе - 14

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Создание проблемной ситуации,

актуализация знаний

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Привожу слова великого русского поэта Некрасова:

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом - по барину,

Другим - по мужику».

Предположите тему сегодняшнего урока, о чем пойдет речь на уроке?

О дворянах и крестьянах

Об изменении их положения после отмены крепостного права

Постановка учебной задачи

После реформ 60-70-х гг. XIX века произошли заметные изменения в социальной структуре Российского государства.

На какие основные группы делилось население России?

Щелчок - сословный строй

щелчок - речь пойдет на сегодняшнем уроке об основных сословиях - дворянстве и крестьянстве.

сословия

Что такое «сословия»?

Большие группы людей, отличающиеся правами и обязанностями, зафикчированными в традиции или законе и передающиеся по наследству.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(до 10 мин.)

Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы - классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.

После 1861 года порвались крепостнические скрепы, многие века удерживавшие и определявшие социальную структуру империи. Новые условия заставляли все слои населения приспосабливаться к себе, меняли правила игры, привычный уклад жизни.

Чтобы увидеть изменения необходимо вспомнить что было.

Права

земля -

деньги -

Лично зависимые, бесправие

Надел за повинности

Оброк, государственный налог

Чтобы определить «Что изменилось после 1861 года», необходимо выполнить задания БЛОК 1 в рабочем листе

Работа в рабочем листе - задание 1

(приложение 1)

Первичное закрепление

Освобождение крестьян от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены.

Что об этом писал Энгельгард?

Задание 2 в рабочем листе

Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантировала своим членам взаимную поддержку.

Что представляла из себя самоуправляющееся сельское общество - задание 3 в рабочем листе.

Выполняют задание 3

«Крестьянская община»

Община гарантировала своим членам поддержку. В то же время в общине зарождался небольшой слой земледельцев, которых стесняли общинные порядки.

Определите, какие категории крестьян ярко проявились после1861 года, задание 4.

Вывод: расслоение привело к противостоянию двух типов общинников: тех, кто был приверженцем традиций отцов и дедов, общины с ее коллективизмом и «новых крестьян», желающих самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск.

Бедняки, зажиточные

«Открытие нового знания» - самостоятенльная работа по эталону

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Если после 1861 года меняется положение крестьян, то неизменно должно меняться и положение дворян, которые до реформы неразрывно были связаны с крестьянами.

Российское дворянство владело подавляющим большинством средств производства и богатств страны.

Самодержавие управляло в интересах дворянства, оно было лучше остальных защищено законом, было самым образованным.

Экономическое положение - привилегириванное (земля - собственнность)

Политическое положение - привилегированное

Задание 1 БЛОКА 2 - что из себя представляло дворянство

Кто мог получить дворянство?

Схема - потомственное и личное

Личное - представители различных сословий, состоящие на государственной службе и имеющие низший чин в Табеле о рангах.

Потомственное - определенный чин (военный - не ниже 12 ранга, гражданский - не ниже 9) или орденскую награду.

Таким образом видно, что после реформы 1861 года быстро шло расслоение дворянства за счет выходцев из других слоев населения.

Дальнейшие изменения в положении дворянства можно увидеть, выполнив задание 2 из рабочего листа.

выполняют

БЛОК 2 задание 2

Какой вывод можно сделать?

Утрачены экономические и политические преимущества. Политическая власть сосредотачивалась в руках чиновников, экономическая - в руках буржуазии.

Предположите, как бы вы провели реформу «Отмена крепостного права», чтобы удовлетворить интересы и крестьянства и дворянства?

Упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в государстве.

Их интересы настолько разные, что в одной реформе это сделать невозможно. Дать крестьянам землю бесплатно - ущемить интересы дворян. Не дать землю или дать мало - ущемить интересы крестьян.

Включение нового знания в систему знаний

Новые условия изменили облик крестьянства и дворянства. Перемены ярко видны между тем что было и что стало.

И вновь возвращаюсь к строкам Некрасова:

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом - по барину,

Другим - по мужику».

Дайте понимание этого четверостишия в контексте темы сегоднящнего урока «Положение основных слоев населения во второй половине XIX века».

Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Положение основных слоев общества»

БЛОК 1 «Крестьяство»

  1. Используя текст учебника (стр.158-159, 224-226), заполните таблицу: «Положение крестьянства после реформы 1861 года».

2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

А.Н.Энгельгард. Письма из деревни. Письмо девятое. 1880 г.

«... Американец продает избыток, а мы продаем необходимо насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом... Наш мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб...хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с коноплянным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку - соси...

Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую пшеницу мы пережигаем на винно, а самую что ни на есть плохую рожь со всяким отбоем - вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик есть худший хлеб, он еще недоедает.Если довольно хлеба в деревнях - едят по три раза... налегают больше на яровину, картофель, копопляную жмаку в хлеб добавляют. Конечно, желудок набит, но от плохой пищи народ худеет, ребята растут хуже...»

  1. О каких особенностях крестьянской жизни вы узнали из документа?
  2. Почему русские крестьяне были вынуждены продавать хлеб в ущерб своему питанию?

3. Используя текст учебника (стр.224), заполните таблицу: «Крестьянская община - самоуправляющееся сельское общество»


Задание 1. Проведите линии, показывающие, из каких сословий шло формирование классов и социальных слоев населения в конце XIX в.

Задание 2.

А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни
Письмо девятое. 1880 г.


«...Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом... Наш же мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб... хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят да батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку - соси...
...Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен,- вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. Если довольно хлеба в деревнях - едят по три раза... налегают больше на яровину, картофель, конопляную жмаку в хлеб прибавляют. Конечно, желудок набит, но от плохой пищи народ худеет, болеет, ребята растут хуже...»

1. О каких особенностях крестьянской жизни вы узнали из документа?
2. Почему русские крестьяне были вынуждены продавать хлеб в ущерб своему питанию?

1. Особенностью крестьянской жизни была крайняя бедность, возникавшая из-за необходимости продавать хлеб в ущерб собственным интересам.
2. Причиной этому были значительно возросшие обязательные платежи (подати, выкупные, проценты), взимаемые с крестьян, в условиях малоземелья.

Задание 3. Заполните таблицу.

Задание 4. Заполните таблицу.

Задание 5. Вставьте пропущенные в тексте фамилии.

Из воспоминаний К. С. Станиславского


«Я жил в такое время, когда в области искусства, науки, эстетики началось большое оживление. Как известно, в Москве этому немало способствовало тогдашнее молодое купечество, которое впервые вышло на арену русской жизни и, наряду со своими торговопромышленными делами, вплотную заинтересовалось искусством.
Вот, например, Павел Михайлович Третьяков , создатель знаменитой галереи, которую он пожертвовал городу Москве. С утра и до ночи работал он или в конторе, или на фабрике, а вечерами занимался в своей галерее или беседовал с молодыми художниками, в которых чуял талант. Через год-другой картины их попадали в галерею, а они сами становились сначала просто известными, а потом знаменитыми...
Сергей Иванович Щукин собрал галерею французских художников нового направления, куда бесплатно допускались все желающие знакомиться с живописью. Его брат, Петр Иванович Щукин , создал большой музей русских древностей.
Алексей Александрович Бахрушин учредил на свои средства единственный в России театральный музей, собрав в нем то, что относилось к русскому и частью к западноевропейскому театру.
А вот еще превосходная фигура из строителей русской культурной жизни... Я говорю об известном меценате Савве Ивановиче Мамонтове , который был одновременно и певцом, и оперным артистом, и режиссером, и драматургом, и создателем русской частной оперы, и меценатом в живописи... и строителем многих русских железнодорожных линий».

Задание 6. Прочитайте документ и дайте письменные ответы на вопросы.

Требования морозовских рабочих


«1. ...Мы, рабочие, требуем и просим, чтобы штрафы не превышали 5% заработанного рубля и чтобы рабочий был предупрежден о его плохой работе и вызывался не более двух раз в течение месяца.
2. Вычет за прогул чтобы не превышал более одного рубля, но с тем, чтобы и хозяин также был бы обязан уплатить рабочему за прогул, происходящий по вине хозяйской: как то за простой... поломки машин и переделку оных на другие работы и пр., и пр. ... не менее сорока копеек в день или двадцати копеек в смену.
3. ...Чтобы каждый рабочий мог получить полный расчет без всякого вычета и задержки, по заявлению рабочим за 15 дней о нежелании продолжать работу. Также и хозяин обязан объявить рабочему за 15 дней о его расчете, и все это записывалось бы в расчетные тетради...
4. ...Полное удовлетворение рабочих за прогул со дня нашей остановки, происшедшей по вине хозяина. Прогульный день считать, по просьбе рабочих, не менее 40 коп. в день.
Беспрепятственные выдачи харчей до тех пор, пока рабочие будут удовлетворены в своих требованиях, без всякой расписки... Также и на будущее время... выдача жалованья не задерживалась бы далее 15-го или первую субботу после 15-го.
Свободный выбор старосты в артелях и чтобы староста не мог служить более трех месяцев... Уволить от должностей тех служащих и мастеров, которых найдут нужным рабочие и покажут отдельной запиской».

1. Каковы причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова?
2. Выдвигали ли рабочие политические требования?
3. О чем свидетельствует сам факт выдвижения коллективного требования рабочих?
4. Как были отражены требования морозовских рабочих в российском фабричном законодательстве?

1. Причинами стачки стали ухудшение положения рабочих, жестокая эксплуатация со стороны владельцев и произвол администрации.
2. Политические требования не выдвигались.
3. О формировании организованного рабочего движения.
4. Принятое в 1886 году фабричное законодательство определяло порядок найма и увольнения, взаимоотношения администрации с рабочими, систематизировало штрафы и организацию труда на предприятиях.

Задание 7. Заполните таблицу.

Изменения в положении православного духовенства


Задание 8. Составьте текст, используя приведенные ниже словосочетания.

Отмена крепостного права. Либерализация образования. Демократизация интеллигенции. Сохранение сословных привилегий. Отсутствие политических свобод. Усиление антиправительственных настроений.

После отмены крепостного права на начальном этапе реформ были предприняты шаги по либерализации образования. Это способствовало формированию и демократизации интеллигенции - нового социального слоя. Но, отсутствие политических свобод и сохранение сословных привилегий тормозили развитие общества и приводили к усилению антиправительственных настроений.