Нынешняя власть – самые главные гастарбайтеры. Их нужно отправить «домой

Немного истории. Гастарбайтеры в России были всегда. Если не увлекаться их поисками со времен приглашения на царствие Рюриковичей и варяг, а остаться в поле видимости второй половины двадцатого века, то кто-нибудь вполне может вспомнить стройотряды из разных советских республик на стройке БАМа или шабашников из Молдавии, Грузии, Армении и т.д., строящих коровники и свинарники, обивающих двери дерматином, циклевавших полы, клеящих обои. Тогда ни у кого не возникало вопроса: ли они. Они были как данность советского строя.

Казалось бы, почему же сейчас не так, в чем вопрос? Чем отличаются гастарбайтеры, и отчего к ним в российском резко негативное отношение? Ведь большинство европейских и азиатских также используют труд гастарбайтеров, но подобных российским проблем там намного меньше.

«Группа молдавского спецназа во время штурма квартиры по привычке еще и отремонтировала ее». Фольклор.

Так, в Германии, например, иностранные рабочие так или иначе интегрируются в , хотя потомки первых турецких мигрантов все чаще находятся в постоянном поиске собственной идентификации. В Южной Корее, напротив, общественное устройство не допускает, поскольку там сложились многовековые мононациональные традиции.

Решение вопроса у этих стран различны, но проблем практически нет. Почему?

Кто он - гастарбайтер в России?

Россия в отношении гастарбайтеров идет своим особенным путем развития. Гастарбайтеры, в отличие от многих других стран, в России абсолютно бесправны, и находятся на положении рабов, в самом низу социально-рабочей прослойки.

Ужесточение в России этих социокультурных групп сводится к еще большему увеличению коррупции в среде российского чиновничества и ухудшению положения самих гастарбайтеров.

Настроение общества к ним в большинстве своем негативно, поскольку не могут не раздражать на бытовом уровне люди, не владеющие языком, но работающие в обслуге. Их способ жизни в России – большими этно-сообществами из-за экономии средств и в антисанитарийных условиях - также не может радовать глаз российского эстета.

Только объединений общим историческим прошлым с Россией гастарбайтер в состоянии понять фразу недоступную иным иностранцам: «Да нет, наверное…».

Зачем и почему они едут? В их странах (бывших дружественных, и объединенных с Россией одной общей семидесятилетней историей) экономическое положение намного хуже, и они по инерции выбирают из двух зол то, что им кажется если не меньшим, то знакомым.

Гастарбайтер как константа пирамиды Маслоу

На самом деле вопрос нужно ставить, вероятно, несколько иначе: может ли государство регулировать или, проще говоря, позволить себе сделать привлекательными социо-экономические условия труда в тех сферах деятельности, на которых заняты гастарбайтеры? Решение проблемы таким способом гарантировано ответит на сентенцию заголовка.

Если да, то на выполнение непривлекательных с экономической точки зрения работ, возможно, охотно пойдут граждане России и вопрос отпадет сам собой.

«Раньше дворы подметали Пенкины, а в котельных работали Цои. Ныне в дворниках и таксистах узбеки, большинство кочегаров - таджики, а бармены на две третьих - стукачи». НеваФорум.

В той же Южной Корее, в которую, кстати, все больше увеличивается поток рабочей силы из Узбекистана, поскольку этому содействует этой страны, тем самым уменьшая поток приезжих в Россию, например, данный вопрос решается просто.

С учетом того, что местное население, так же как и в России, неохотно идет в сферы, где требуется низкоквалифицированный, а малооплачиваемый – по корейским меркам – труд, государство охотно использует иностранную рабочую силу. При этом там и на законодательном, и на действительном уровне защищаются и регулируются права гастарбайтеров. Например, компенсации за несчастные случаи на производстве им выплачиваются на общих основаниях, случаи с невыплатой заработной редки, если таковые происходят, то корейское государство в лице судебной системы всегда становится на сторону иностранного рабочего.

Германия также вполне успешно регулирует вопрос иностранной рабочей силы, прилагая определенные усилия по интеграции их в немецкое общество. И это дает свои плоды. Например, в прошлом году вся Германия опечалилась кончиной человека, создавшего в далеких семидесятых первую в Германии донер-кебабную, благодаря которому тысячи турецких гастарбайтеров и по сию пору имеют хорошо оплачиваемую постоянную работу.

Гастарбайтры в России несомненно нужны. Если отвлечься от экономики, то хотя бы для того, чтобы общество стало действительно гражданским обществом, а не просто народом, населяющим определенную часть суши. Чтобы оно научилось задавать себе вопросы, двигающие развитие социокультурных связей и общегражданских свобод. Только тогда возможен переход на ступеньку выше в пирамиде Маслоу.

Гастарбайтеры - это иностранцы, работающие по временному найму. Само слово произошло из немецкого языка и дословно переводится как «гость-работник». В России оно является жаргонизмом и нередко воспринимается людьми как имеющее негативную окраску. На территории нашей страны понятие «гастарбайтер» получило широкое распространение с конца 1990-х годов, сначала в а затем и в разговорной речи.

История термина

В немецком языке это слово было введено в обиход для замены понятия «фремдарбайтеры», которым в нацистские времена называли людей, привезенных в Германию для принудительных работ. Новый термин был лишен негативной окраски, присущей старому, и имел немного иной смысл. В понимании немцев гастарбайтеры - это работники, добровольно по приглашению немецкого правительства приехавшие в страну для осуществления трудовой деятельности.

В русском языке сначала слово употреблялось с ударением на второй слог (на немецкий манер), однако впоследствии ударение сместилось на один слог ближе к концу. В СНГ поток мигрантов не был, как в Германии, вызван приглашениями правительства, поэтому термин воспринимается иронично. Зачастую в электронных СМИ можно видеть высмеивающие приезжих работников видеоролики и фото. Гастарбайтеры в СНГ считают оскорбительным применение к ним этого понятия.

Поставщики трудовых мигрантов

В общем смысле гастарбайтеры - это выходцы из стран, которые наиболее бедны в экономическом смысле. Они являются дешевой, но вместе с тем чаще всего неквалифицированной рабочей силой. Ранее поставщиками иностранных рабочих в Европе были Румыния, Болгария, Греция, Россия, Италия, Польша, страны бывшей Югославии (за исключением Словении), Испания, Португалия, Ирландия.

В настоящее время наибольшую долю от общего числа мигрантов в СНГ составляют таджикские, украинские, китайские, узбекские гастарбайтеры, а также выходцы из Албании, Киргизии, Турции, Молдовы, Индии. В Европе СНГ лидирует по абсолютному количеству трудовых мигрантов, а в мире уступает по этому показателю только Соединенным Штатам, где гастарбайтерами являются главным образом мексиканцы и другие представители Латинской Америки. Третье место по числу иностранных рабочих занимает Германия, куда массово едут турки, хотя в скором времени с этой позиции ее может потеснить Испания, где преимущественную часть трудовых мигрантов составляют арабы и латиноамериканцы.

Гастарбайтеры в России

Еще в 1970-1980-х годах в СССР стали массово привлекаться граждане Вьетнама для работы на московских и АЗЛК. С ними заключали четырех- и шестигодичные контракты, которые нельзя было расторгнуть по инициативе наемных работников. Вьетнамцы трудились добросовестно, почти не употребляли алкоголь и активно скупали советский ширпотреб, не имеющий спроса у местного населения. Когда СССР распался и заводы обанкротились, многие рабочие разъехались по СНГ и стали трудиться нелегально. Но тогда еще никто не называл их гастарбайтерами. Такой термин появился намного позднее, когда после 2003-2004 гг. в России стал реальностью феномен трудовых миграционных потоков из Средней Азии.

Русские гастарбайтеры почувствовали себя особенно свободно в связи с принятием новых законодательных норм в 2007 году, значительно упрощающих процедуру временной регистрации на территории страны иностранцев, прибывших с целью осуществления трудовой деятельности. Такие новшества главным образом коснулись мигрантов из государств, с которыми РФ имеет В результате таких событий число легально работающих иностранцев в России, по данным ФМС, увеличилось в два-три раза.

Сколько гастарбайтеров в России

По состоянию на декабрь 2014 года на территории нашей страны, по сведениям, имеющимся в Федеральной миграционной службе, находились 11,07 млн иностранных граждан. Каждый год в Россию прибывает около 1,3 млн трудовых мигрантов для легальной работы, а где-то 2,5 млн человек работают нелегально. или ежегодно получают порядка 450 тыс. иностранцев. Теперь вы можете себе представить, сколько гастарбайтеров в России! Главные поставщики в нашу страну - это Узбекистан, Киргизия, Украина, Таджикистан, Молдова.

Основные профессии

Гастарбайтеры в России образовали своего рода касты по видам выполняемых работ. Так, на низшей ступени находятся мигранты, занимающиеся неквалифицированным тяжелым физическим трудом: рытьем траншей, копанием ям, разгрузочно-погрузочными работами. Каменщики, плиточники считаются более квалифицированными рабочими. А самые высокооплачиваемые гастарбайтеры - это сварщики и электрики.

Вообще же работа трудовых мигрантов низкооплачиваемая, грязная и тяжелая. Часто приехавшие на заработки иностранцы в своих семьях являются единственными кормильцами, а на родине их зарплата в разы ниже, чем в России. Вакансии, которые занимают гастарбайтеры, у местного населения не вызывают интереса ввиду низкого уровня дохода и тяжелых условий работы. В одной только Москве, по данным ФМС за 2013 год, насчитывается 800 тыс. трудовых мигрантов, хотя независимые эксперты утверждают, что эта цифра сильно занижена, и гастарбайтеров в столице около 2 млн человек.

Отношение общества

Относительно иностранных рабочих в России распространено несколько разных представлений. Превалирует мнение, что гастарбайтеры - это люди обездоленные и несчастные, которых обстоятельства жизни вынудили зарабатывать деньги грязным, тяжелым, непрестижным трудом. Они живут как бомжи, в нечеловеческих условиях, страдают от не принимающей их, враждебной социальной среды, терпят унижения и агрессивное к себе отношение. Россияне считают, что трудовые мигранты являются людьми низкого интеллектуального и культурного уровня и поэтому могут переносить тяжелые условия быта и труда. Российских граждан отталкивает плохое знание русского языка иностранными рабочими, что затрудняет процесс коммуникации, внешняя неопрятность и открытая демонстрация отсутствия культуры. Вместе с тем некоторые россияне отмечают положительные коммуникативные качества гастарбайтеров. Что касается вопросов получения мигрантами российского гражданства, то здесь мнения очень сильно различаются.

В заключение

Гастарбайтеров в России называют «джамшутами», «чурками», «таджиками». На них охотятся скинхеды, их обманывают работодатели, они плохо едят и мало спят, но вместе с тем за копейки выполняют самую грязную и тяжелую работу. В далеких кишлаках на просторах Узбекистана, Казахстана и Таджикистана у них нет возможности заработать, и, чтобы прокормить семью, они едут в нашу «гостеприимную» Россию и трудятся на наше благо. Многие россияне затрудняются ответить на вопрос о том, чего от гастарбайтеров больше: пользы или вреда. Это действительно дискуссионный вопрос, но в любом случае мы не должны допускать проявлений ксенофобии и отзываться о трудовых мигрантах уничижительно и оскорбительно.

Привычный с недавних пор для россиян гастарбайтер - это не только узбек или таджик с лопатой в руках на московской или питерской улице. Наши соотечественники в поисках заработков тоже разъезжаются по миру. Часто им приходится заниматься там именно тем неквалифицированным трудом, от которого они отказываются на родине. Трое молодых студентов из Самары вернулись недавно из США, где подрабатывали настоящими гастарбайтерами.

Самарские студенты Александр Шер, Петр Сластенин и Михаил Семеной недавно вернулись из Америки. Теперь их компьютеры забиты пейзажами Лос-Анджелеса и сюжетами на производственные темы. Вот Александр с Петром красят стену какого-то дома. Заляпаны краской с головы до ног. У их компаньона Михаила на краску аллергия, поэтому тот устроился помощником официанта, а проще говоря, мойщиком посуды в ресторан. А вот - самарские студенты на голливудском Бульваре звезд на берегу Тихого океана.
В Штатах ежегодно трудятся десятки тысяч студентов из разных стран мира. Среди них все больше появляется молодых людей из России. Есть компании, которые организуют эти поездки по так называемым студенческим трудовым визам. Нашим героям помогал самарский филиал одной из таких фирм. Сначала прошли собеседование. Потом началось оформление загранпаспорта и прочих документов. Обязательное условие: студент должен перейти на следующий курс без "хвостов". В посольстве США в Москве перед выдачей визы к тому же оценили знание английского.
Работу ребятам подобрала та же фирма. Она же заказала и гостиницу в Лос-Анджелесе. Эти услуги обошлись в пределах тысячи долларов. Столько же - льготный студенческий билет до США и обратно.
И вот наши герои в Америке. Никто не встречает и не опекает - полная свобода. Гостиница с удобствами в коридоре - оказывается, и там еще есть такие - стоит двадцать долларов в сутки для каждого. Показалось дороговато. Нашли жилье подешевле: двухкомнатную квартиру в шикарном доме с бассейном и паркингом за тысячу двести долларов в месяц. Зато набились в нее вшестером, объединившись с двумя земляками-студентами из Благовещенска и поляком Себастьяном. На каждого вышло в сутки около семи долларов. Из экономии шестимесячную аренду (более короткий срок хозяев не устраивал) оформили на двоих. Правда, с ребят взяли еще тысячу двести баксов на случай каких-то поломок или царапин. Предупредили, что эти деньги не возвратят, если квартиранты съедут раньше. Пришлось согласиться и с таким увеличением расходов.
Купили надувные матрацы, потому что в комнатах не было ни кроватей, ни прочей мебели, и чашки-ложки. Но кормиться пришлось в основном с помощью американского общепита.
- Всякие там хот-доги и прочая дрянь обходилась нам в пределах десяти долларов в день, но вскоре она уже не лезла в рот, - вспоминает Петя Сластенин. - Такая американская еда просто убойна для российского желудка. Поэтому мы иногда дома сами делали пельмени, жарили картошку...
Малярничали по пятнадцать часов в сутки. Заделывали дыры в стенах домов. Зачищали и красили рамы. В конце рабочего дня едва добирались до матрацев. Контролировала работу тридцатилетняя американка по имени Бобби. Отношения с ней сложились дружеские. Девушка, когда истек срок контракта, даже покатала ребят на своей машине по окрестностям Лос-Анджелеса, но переделывать работу, если что ей не нравилось, все равно заставляла. Платили студентам по семь долларов за час. В итоге за два с половиной месяца работы маляры Александр и Петр получили почти по пять тысяч долларов. Примерно такая же почасовая оплата была и у помощника официанта Михаила Семеного. Он тоже пахал чуть ли не круглыми сутками. В итоге у него вышло примерно на тысячу баксов больше за счет чаевых. Основную их часть получал американский официант. В конце смены отстегивал русскому "негру", на которого приходилась самая тяжелая работа, лишь десятую долю.
Этим летом Михаил опять собирается за океан. Александр и Петр планируют поработать в Америке через год. Ребята советуют на тихоокеанское побережье США отправляться в начале июня, когда там легче найти работу. Если прилично знаешь язык, лучше устроиться официантом. Малярничать не самое доходное занятие, но и с краскопультом в руках тоже не пропадешь.

Русскоязычное население в Финляндии подвергается дискриминации, - таков вывод МИД России, опубликованный в докладе о ситуации с обеспечением прав человека в странах ЕС в 2013 году. Петербуржцев этот документ может заинтересовать в первую очередь. Ведь наибольшее число русскоязычных мигрантов в Суоми - жители нашего региона, а поток туристов, пересекающих границу между Россией и Финляндией ежегодно, превысил 10 миллионов человек.

Согласно докладу МИД, в Суоми чаще дискриминации подвергаются народ рома, сомалийцы и русскоязычное население.

« Проживающие в Финляндии русскоязычные часто становятся жертвами предрассудков и негативного отношения к ним на бытовом уровне, - говорится в документе. - Существует высокий уровень безработицы среди русскоязычных жителей и серьезные сложности при устройстве на работу для кандидатов с русской фамилией (даже если он родился в Финляндии и владеет финским языком). Были случаи отказа русским в предоставлении банковских услуг на основании предположения (по национальному признаку) о причастности к отмыванию денег» .

Финская общественная организация « Спасите детей» отмечает широкое распространение расизма и ксенофобии в отношении детей иммигрантов. В основном речь идет об унижающих и агрессивных высказываниях в школах и на улицах.

Все чаще гремят и скандалы с изъятием детей из семей, где один из родителей - россиянин. Как известно, в Финляндии русский «шлепок по попе» или «подзатыльник» могут быть квалифицированы как «избиение» и стать поводом передачи ребенка в другую семью.

Так, согласно официальной статистике в 2012 году около 17 409 детей в Суоми воспитывались вне родной семьи, в том числе и дети русскоязычных родителей.

Нетолерантность к мигрантам проявляется и в высших политических кругах. Недавно широко обсуждалась выходка политика Эронен, которая «в шутку» предложила обязать туристов и мигрантов носить знаки отличия на одежде, чтобы их легче идентифицировала полиция, или даже вживлять микрочипы. Американцам на повязках предлагалось изображать гамбургер, русским - серп и молот на красном фоне, мусульманам - полумесяц. В прошлом году два финских политика попали под суд за подобные высказывания.

Они в нас заинтересованы

Евгений Трещенков, к. и. н., доцент факультета международных отношений СПбГУ:

Финляндия - далеко не основной нарушитель прав человека в мире и даже в Европе. Если говорить о русскоязычном национальном меньшинстве, сами финны признают наличие дискриминации. Как и в случае с сомалийцами, эстонцами, цыганами. Согласно исследованию профильного агентства Евросоюза, в 2009 году 27% от числа опрошенных русскоязычных Суоми заявляли, что ощущают дискриминацию. Тогда по этому показателю Финляндия обогнала страны Балтии. И чаще всего дискриминация ощущалась в сфере трудоустройства. Русскоязычных в Финляндии много. Среди них есть и россияне, массово скупающие недвижимость в стране, и это не всем нравится. Есть получившие гражданство, но нигде не работающие и слабо владеющие финским языком, что раздражает финских налогоплательщиков.

Однако и финский бизнес, и власти безусловно заинтересованы в тех деньгах, которые оставляют в Финляндии российские туристы. Стабилен и интерес к талантливым студентам из России, предпринимателям. Эта заинтересованность - гарантия того, что внимание проблеме будет уделяться. Но решить ее полностью невозможно. Там, где происходит взаимодействие разных культур - возникновение конфликтов неизбежно. Чтобы в этом убедиться, не обязательно ездить в Хельсинки. Достаточно посмотреть на ситуацию в Петербурге.

Хуже сомалийцев

Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Социологического института РАН:

В Финляндии мы, по сути, такие же гастарбайтеры, как у нас - жители Узбекистана или Киргизии. И нам надо принять традиции и правила этой страны. Но многие русские нередко продолжают жить по своему уставу. И если те же сомалийцы боятся, что их вышлют из страны, наши не страшатся ничего.

Так, женщины часто не могут принять местные правила поведения в семье, отсюда возникают проблемы с органами опеки. В Финляндии же дети считаются национальным достоянием, которых нужно воспитывать в соответствии с интересами государства. В Суоми есть немало оборудованных детских площадок, куда может прийти любая семья с детьми. Сотрудники площадок могут позаниматься с малышами, но при этом они наблюдают за взаимоотношениями детей и родителей и в случае малейших подозрений немедленно сообщат в социальные службы. Решившись на переезд в другую страну, стоит вести себя в соответствии с местными правилами.

К слову, сомалийцы адаптируются быстрее и из-за более низкого уровня образования. Русские эмигранты в большинстве своем имеют за плечами как минимум пять лет учебы в университете, но вынуждены соглашаться на низко квалифицированную работу, что, естественно, вызывает стресс. Что касается туризма, то лично я езжу в Финляндию каждый месяц и ни разу не сталкивалась со случаями дискриминации. Думаю, как и большинство петербуржцев.

Мысль навеяна записью borianm "Разговор с таксистом" . Вкратце - история про обеспеченную женщину, готовую променять богатого мужа на простого таджика-гастарбайтера, который, в отличие от законного супруга, вполне удовлетворял её в постели.

И подумалось в связи со всем этим вот что. Особенность либерального общества заключается в том, что все ценности высокого порядка редуцируются. Личность человека (а она связана в первую очередь с высокими жизненными принципами, с идеалами, которых придерживается как он сам, так и общество в целом) теряет свою ценность - окончательно и бесповоротно. На первый план выходит не отношение к его личности и душе, а материальное удовольствие, которое взаимоотношения с ним могут доставить. То есть, в конечном счёте, успех и деньги. Если нет идеалов, то их место автоматически занимают удовольствия и деньги . Эпикур как в воду смотрел: "если удовольствие есть благо, то большее удовольствие есть большее благо".

Это совершенно нормально для либерализма, что другого человека начинают воспринимать как предмет потребления , требуя от него всё больше и больше, а предлагая взамен всё меньше и меньше. Так и должно быть, и по-другому быть не должно. Это касается обоих полов, кстати говоря. Но, поскольку женщины всегда более крикливы, то слышим мы в первую очередь именно их - ах, мол, все мужчины измельчали, нету настоящих... Врёте, несчастные! Измельчали все мы, без исключения.

Русские мужики редко связываются со зрелыми женщинами, поскольку те слишком много от них требуют. Тут тебе и умение красиво ухаживать, и внимание, интересное общение, чувство юмора, хорошие манеры, нехилая такая обеспеченность, и чтобы ко всему ещё и сексуален был - и всё это одновременно. А в жизни так не бывает. Выигрывая в одном, мы неизбежно проигрываем в другом. Если мужик обеспечен, сделал блестящую карьеру, то это означает, что он впахивает на работе, приходит домой усталый и в постели окажется никакой. Кроме того, с ним уже не побеседуешь о творчестве Ницше.

Наши мужчины предпочитают молодых красивых девушек в немалой мере и потому, что планка требований у них куда ниже, чем у зрелых женщин. И, полагаю, возрастная планка будет постоянно смещаться - в сторону уменьшения женского возраста. Возможно, загадка повальной западной моды на педофилию в том и состоит: мужчины ищут традиционного отношения к ним, уважительного и почтительного, как к мужчинам, а не симбиозу фаллоимитатора с банкоматом. И находят они это лишь у девочек 16 лет, потом 14, потом 12 и так далее. Сами эти мужики не особо предлагают что взамен, но да это другой вопрос. Именно потому западное общество и поднялось дружно на борьбу с педофилами - оно не только охраняет подрастающее поколение, но и заботится о зрелых женщинах. Да и обычных девушках в "возрасте на выданье". Дабы не остались без внимания, когда все мужчины поголовно переключатся на девочек-подростков.

Так или иначе, спрос на зрелых женщин в нашем обществе не слишком большой. Тётки прозябают в одиночестве. А женщины в любом возрасте не любят ложиться в пустую холодную постель. Загадка женщины в том, что она вообще не любит быть одна, это для неё противоестественно - тут хоть тебе "сформировавшаяся успешная личность", хоть молодая и неопытная... Вот и остаётся им либо мотаться в Турцию и Египет на поблядушки, либо приваживать к себе точно такого же темпераментного мусульманина, приехавшего в Россию на работу. Почему нет? Тут даже за море ехать не нужно. Экономия, однако... Притащил домой, отмыл, приодел - и развлекайся, как хочешь. И перед подругами можно хвастаться всей этой экзотикой. Опять же - это с русских мужчин требуется полный перечень всевозможных достоинств и услуг, а с гастарбайтера что спросишь? - зверёк он и есть зверёк. Таджик - существо из иного мира, представитель другой ментальной парадигмы. От него весь тот комплекс не требуется. Интересно, догадаются ли наши любительницы восточного темперамента, что сами их герои про себя совершенно не уважают их, и считают теми же самыми б**дями? Впрочем, им это и не слишком важно...

Теперь, наконец, по поводу ключевой фразы повествования: ""орус жяляп" постоянно пытается расплатиться за проезд сосаньем" Полагаю, это не преувеличение, и так оно и есть. Да, это конечно впечатлило. Ни один из нас не захочет связываться с такой женщиной. Как её потом целовать? Как представишь, что она, совсем недавно, по дороге на свидание с нами... Но утешительного для наших парней сказать ничего не могу. Ибо предполагаю, что таких девушек будет с каждым поколением становиться всё больше и больше. Ведь, как я указывал выше, все идеалы и принципы редуцируются, на первый план выходят только деньги. Почему бы барышне и не сэкономить?