Автоподставы со страховыми компаниями наказание. Способы обманного получения выплат по страховке осаго Автоподстава страховка

Сама по себе автоподстава представляет имитацию ДТП с незначительным повреждением чужого автомобиля. То, что повреждение легкие, служит поводом договориться с хозяином пострадавшей машины, заплатить ему деньги и разъехаться, не привлекая полиции. Вот и вся суть автоподставы на дорогах – получить деньги и уехать.

Инсценированная автомобильная авария, в обиходе называемая «автоподстава» - вид мошенничества, умышленно спланированное и устроенное ДТП с целью быстрого получения денег с фактически не виновного в аварии водителя.

После введения обязательного страхования было всего несколько преступных схем, которые легко изобличались. К ним относятся приписки нанесенного ущерба, сокрытие водителя с алкогольным опьянением и получение выплаты на автомобиль с уже имеющимся закамуфлированным дефектом.

Раздутый ущерб и сейчас встречается в каждом пятом случае. Допустим, до ДТП у машины уже имелись царапины, сколы, трещины стекол, после аварии все это фиксируется в протоколе.

Доказать мнимый ущерб возможно, если компания проведет независимую экспертизу по установлению времени нанесения ущерба.

Серия и номер слабо или вообще не выбиты, а напечатаны; отсутствие металлической нити, прошивающей бланк; отсутствие водяного знака РСА; некорректно отображены печати и штампы на документе.

Иногда в бланке указано «владелец» или «владельцы», что не является признаком ложного документа. Оба варианта допустимы, но некорректно использованы менеджером.

При проверке фальшивок по базе РСА будет получено сообщение, что полис действителен и выдан приобретателю. Но при попадании в ДТП возмещения по такому фальшивому полису владелец не получит.

В практике есть случаи, когда угловые штампы и печати идентичны оригинальным настолько, что только после нескольких технических экспертиза устанавливалась истина.

Это быстро и бесплатно! Автоподстава - это ДТП, которое произошло умышленно, было заранее спланировано с целью получения денег у якобы виновной стороны.

Повреждения в таком случае небольшие, чтобы было возможно уговорить водителя отдать деньги и не вызывать автоинспекцию. В жертвы часто выбирают водителей без пассажиров, управляющих автомобилем среднего класса.

Контакты Аферы со страховкой ОСАГО, обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных доставляет неприятности компаниям не редко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Расчет страховых взносов в 2018 году

В Москве, по данным статистики, каждый день случается до 2000 автоаварий. В половине случаев ДТП признают страховым случаем и отправляют документы на выплату.

При этом часть документов поступающих в страховую компанию оказывается незаконной.

Подставное ДТП для страховой компании Зачастую, именно эти обстоятельства толкают автовладельцев на организацию фиктивных дорожно-транспортных происшествия для получения компенсационных выплат от страховой компании.

Насколько законны эти действия, и какие последствия ожидают водителя, если вскроется факт подставного ДТП? К сожалению, практически каждый автомобилист, машина которого получила повреждения в ситуации, которая не может быть признана случаем, решается на организацию подставного ДТП для получения компенсационной выплаты от страховщика.

Поиск законов по альтернативным названиям и обзор законодательства России Гражданский Кодекс РФ Налоговый Кодекс РФ Жилищный Кодекс РФ КоАП РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ Статья 159.5. Мошенничество в сфере страхования 1.

Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, -

Как показывает практика, многие автомобилисты с готовностью используют такие схемы для получения страхового возмещения за повреждения, не расценивающиеся в качестве ущерба, за который полагается выплата.

Сговор со страховщиком

Еще один важный фактор - неуверенное поведение за рулем, разговор по мобильному во время движения.

Существует очень много видов автоподстав, и они постоянно меняются и совершенствуются.

Нужно знать хотя бы о наиболее распространенных из них.

В настоящее время автоподставщиков судят по «непрофильной» статье 159 УК РФ («мошенничество»). «Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства денег, или автоподстава, - преступление, которое давно стало бичом водителей и страховых компаний.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нужно ли ОСАГО при покупке автомобиля и при продаже

Это реальная имитация ДТП посредством использования специальных приемов и ситуаций, вынуждающих водителя выплачивать «компенсацию» за причиненный ущерб или нарушение нормы закона», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

число «автоподстав» в России выросло на 10-15%, приводят статистику депутаты.

«Принятие данного законопроекта будет способствовать большей защищенности автомобилистов и страховых компаний от «

Своими жертвами они выбирают солидных мужчин средних лет на дорогих иномарках.

Какие меры предпринимает страховщик

Однако, надо признать, что российский человек не лыком шит, и обмануть страховую в определенных кругах считается признаком хорошего тона.

В каких кругах? Да все в тех же, автолюбительских. Ведь, по статистике, до 70 процентов всех случаев страхового мошенничества приходится именно на автострахование.

Кое-кто из автовладельцев быстро смекнул, что с помощью ОСАГО и КАСКО можно если не озолотиться, то существенно поправить свои дела за счет страховой компании.

Мошенничество страхователей в России и за рубежом Справедливости ради следует отметить, что стремление легко заработать на страховании широко распространено во всем мире.

Конечно же, страховые компании стараются всеми силами защитить себя от мошеннических действий со стороны автовладельцев. Однако количество фиктивных дорожно-транспортных происшествий все равно продолжает увеличиваться с каждым годом.

Так фальсифицируется несчастный случай, и даже смерть застрахованного лица с целью получения выплаты. Однако в Европе и Америке борьба с мошенничеством отлажена гораздо более эффективно, чем в России.

Такой вид мошенничества, как имитация аварии, появился раньше, чем автострахование. И все же немало водителей попадает в эту ловушку. Некоторые автомобилисты сами не против заработать на подставном ДТП. Но специалисты страховых компаний умеют отличить настоящее происшествие от организованного. И вместо денег его участники могут заработать уголовное наказание.

Читайте в этой статье

Способы обмана страховой компании

Для получения денег со страховых фирм используют множество схем обмана. Самыми распространенными из них являются:


С этой целью и выписывают полис задним числом. В мошеннической схеме задействуют сотрудника страховой фирмы.

  • Подмена автомобилиста. Практикуется в случае совершения ДТП водителем, не вписанным в полис. Если в этом случае сделать вид, что за рулем был другой человек (со страховкой), материальная ответственность за ущерб перекладывается на компанию.
  • Нанесение авто дополнительных повреждений. Если машина пострадала незначительно, а хочется получить много денег, мошенники портят ее сильнее уже после аварии. То же могут проделать, если автомобиль получил дефекты не в ДТП. А ведь сумма компенсации зависит от степени порчи имущества, и выплачивается только когда повреждения появились в результате страхового случая.
  • Фальсификация итогов осмотра авто и экспертиз. Здесь задействуют специалистов страховой компании, техников. Схема чаще применяется, когда речь идет о крупной сумме возмещения. Подкупленный эксперт может указать в документах, что машина получила большие повреждения, чем на самом деле. Или подтвердит, что ТС пострадало в результате ДТП, хотя в реальности оно было повреждено иным путем.
  • Имитация угона машины. Ее владелец может разобрать ТС на детали или продать, изменив до неузнаваемости. А сам пишет заявление в полицию об угоне. Эта схема работает для тех, у кого полис .
  • Страхование поврежденного авто. Схема возможна, если в ней участвует представитель компании. Он закроет глаза на то, что машина имеет приобретенные дефекты, то есть в документах она будет фигурировать как целая. Потом имитируют ДТП, и владелец получает деньги на ремонт, делясь с приятелем-мошенником из страховой фирмы.

Имитация аварии для автомобилиста

Если страховые компании знают наизусть методы мошенников и все равно оказываются обманутыми, то автомобилисты еще чаще попадаются на уловки подставщиков. Наиболее распространенные случаи искусственного создания аварии:

  • Водитель едущей позади машины требует пропустить его. Как только жертва ради этого начинает перестраиваться, сбоку обнаруживается другое ТС, которое и попадает под удар.
  • Автомобиль движется с разрешенной скоростью. Вдруг идущая перед ним машина резко и неожиданно тормозит. Жертва мошенников не успевает среагировать и врезается в него, становясь виновником ДТП.
  • Под колеса автомобиля, когда он едет не очень быстро, внезапно сваливается пешеход. Обычно это происходит в месте, где затруднен обзор, или мошеннику помогает специально загораживающая дорогу машина. В результате происходит наезд на пешехода, который требует на месте выдать ему компенсацию за «подорванное здоровье».

Чисто технически фальшивые ДТП организовывают по-разному. Но в таких автоподставах могут участвовать «случайно проезжавший мимо» экипаж ДПС или просто сообщники, одетые в соответствующую форму, лжесвидетели, несколько машин. Мошенники ведут себя агрессивно, запугивают жертву обмана, но предлагают заплатить сразу на месте «аварии» и не звонить в ГИБДД. Причем сумму компенсации требуют завышенную в сравнении со степенью повреждения машины.

О том, как камера наблюдения зафиксировала подготовку к подставному ДТП, смотрите в этом видео:

Подставное ДТП по согласию участников

Автоподставщики используют возможность обмануть и получить деньги не только с водителя, но и со страховой компании, то есть иметь двойную выгоду. Фальшивый потерпевший в ДТП договаривается с ничего не подозревающим вторым участником разрешить ситуацию мирно. И тот выплачивает деньги прямо на месте, а сам уезжает и радуется, что легко отделался.

Мошенник после этого вызывает ГИБДД. Сотрудник службы оформляет дело о ДТП, выдает мнимому потерпевшему справку. В документе зафиксировано, что второй участник сбежал, информации о нем нет. Мошенник предоставляет справку своему страховщику, получает деньги еще и с него.

Иногда на обман по взаимному согласию идут и участники настоящего ДТП. В случае, когда один из водителей пьян, страховая компания выплатит возмещение потерпевшему. Но потом потребует эти деньги со своего нетрезвого клиента.

Поэтому потерпевший может поддаться на уговоры второй стороны о замене водителя другим человеком, то есть не употреблявшим спиртного и вписанным в полис на машину. Или берет за свое согласие на обман страховщика вознаграждение. Но это тоже является мошенничеством. Причем виновны в нем и потерпевший, и тот, кто устроил аварию.

Наказание за подставную аварию

Имитация ДТП с целью получения денег со страховой компании квалифицируется как мошенничество. Причем за преступление в этой сфере есть отдельная статья 159.5 Уголовного Кодекса, часть 1 которой гласит:

Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года,

  • либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов,
  • либо исправительными работами на срок до одного года,
  • либо ограничением свободы на срок до двух лет,
  • либо принудительными работами на срок до двух лет,
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Она применяется в отношении тех, кто действовал в одиночку. Для компании мошенников есть часть 2 статьи 159.5 УК. В соответствии с ней каждый из группы преступников может получить штраф до 300000 р. или обязательные работы на срок от 480 часов до 5 лет с лишением свободы на 2 года. Вместо этих мер суд может назначить тюремный срок до 5 лет.

Какое именно наказание получит преступник, зависит не только от количества участников аферы, но и степени вины каждого. Если смошенничал сотрудник полиции, он выплатит деньги государству и скорее всего сядет в тюрьму в соответствии с разделом 3 той же статьи УК. Штраф для него составит 80000 — 500000 р., а лишение свободы грозит на срок до 2 — 6 лет. Эти меры могут быть заменены принудительными работами на период до 5 лет с минимально возможной выплатой.

Для определения меры наказания имеет значение и сумма нанесенного потерпевшему ущерба. Если она велика, работает часть 4 статьи 159.5:

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Компании, заключающие договора об обязательном автостраховании, нередко становятся жертвами мошенников или изобретательных водителей, которым удается решить свои проблемы за счет страховых выплат. Этому способствует негативный опыт автолюбителей, которые столкнулись с непрофессиональной или недобросовестной работой страховщиков. Успешно организовывать подставные аварии для получения страховой компенсации помогают и законодательные нюансы, не до конца продуманные правила страхования, коррупция среди сотрудников ГИБДД. По сути, именно от документов, составленных автоинспектором на месте ДТП, во многом зависит возможность и величина выплат по страховому договору.

Кто и зачем организовывает аварии?

Инициаторами искусственно созданных дорожно-транспортных происшествий выступают сами автовладельцы и (или) мошенники-профессионалы, специализирующиеся на обмане страховых компаний. В качестве третьего участника может выступать сотрудник ГИБДД, выезжающий на место происшествия для составления протокола. Иногда используются подставные автомобили с повреждениями, родственники виновного в аварии водителя и другие лица. Целью подставных ДТП является:

  • Получение страховой выплаты при ДТП, которое признано нестраховым случаем;
  • Замена нетрезвого участника аварии до прибытия сотрудников автоинспекции;
  • Получение двойных выплат (от виновной стороны и от страховой компании);
  • Ремонт полученных ранее повреждений за счет страховых выплат;
  • Замена неисправных деталей за счет страховщиков;
  • Получение компенсации за угон по КАСКО и продажа машины по деталям.

Широко известна практика, когда выпивший водитель, попадая в аварию, вызывает родственника или друга, вписанного в страховой полис. Когда на место происшествия прибывает наряд автоинспекции, за рулем находится трезвый водитель, что позволяет считать аварию страховым случаем и требовать полного возмещения убытков по договору страхования. Заметить подмену достаточно сложно, особенно, если настоящий виновник успел в деталях изложить подставному лицу процесс ДТП, а сотрудник ГИБДД опрашивал стороны недостаточно подробно.

Распространенные схемы

Одной из наиболее распространенных схем фиктивных аварий является ремонт (замена) имеющихся повреждений за счет страховщика. Владелец страхует авто с повреждением, а при аварии фиксирует дефект как следствие удара. По аналогичному принципу ремонтируют авто и те, кто деформировал машину, а права на выплаты не имеет (вождение в нетрезвом виде, управление лицом, не внесенным в договор ОСАГО и др.). Прибегают к незаконным схемам и клиенты КАСКО. Когда срок договора истекает, владелец авто разбивает, например, переднюю фару, которая потускнела из-за длительного использования. Инцидент оформляется как ДТП, и владелец получает возмещение или установку новой фары за счет страховки.

Получение двойной выгоды также является одним из наиболее частых сценариев подставных аварий. Виновник и потерпевший мирно решают вопрос без оповещения ГИБДД. Пострадавшая сторона получает наличными компенсацию ущерба, а водитель, ставший причиной происшествия, уезжает. После этого потерпевший вызывает наряд автоинспекции и регистрирует ДТП, утверждая, что виновник скрылся с места происшествия. Владелец авто компенсирует свой ущерб в двойном размере. Существенную выгоду получают и мошенники, заявившие об угоне. По договору КАСКО может выплачиваться солидная компенсация, в некоторых случаях составляющая полную стоимость машины. Авто при этом распродается по запчастям или отправляется на переделку (меняются номера, цвет, опции, агрегаты и др.), а затем реализуется.

Ответственность за инсценировку

Закон «О страховании» разрешает страховщикам заниматься расследованием аварии, запрашивать необходимые сведения в медучреждениях, ГИБДД, следственных отделах, банках. Вопросами возможной фиктивности ДТП в больших страховых компаниях занимаются специальные управления или отделы, специализирующиеся по борьбе с автомошенниками. Сотрудники таких отделов - в прошлом инспекторы ГИБДД, аварийные комиссары, следователи из полиции. Сомнительные случаи расследуются с особой тщательностью: перепроверяются показания свидетелей и сторон, тщательно анализируются детали аварии. Любое несоответствие может стать толчком к раскрытию подлинной картины преступления.

Если мошенничество доказано, то виновные не просто лишаются выплат по страховке. Компании, как правило, передают дело в суд, где выносится решение о наказании виновного на основании статьи 159.5 Уголовного кодекса. Статья предусматривает штраф (до 120 000 рублей или годовой доход виновного лица), исправительные работы до одного года, арест на 4 месяца, лишение свободы (до 2 лет). Приговор зависит от тяжести преступления, количества участников преступной группы, их должностей и других деталей дела.

Провокационное поведение на дороге – выполнение преднамеренных или непреднамеренных действий, которые могут стать причиной ДТП .

Преднамеренная провокация – добровольное создание предаварийной/аварийной ситуации ради шутки, из-за мести или для наказания одним водителем другого за реальный/мнимый проступок или для выманивания денег на основании обвинения в нарушении ПДД .

Случайная провокация

Непреднамеренная провокация – внезапное создание неблагоприятной обстановки на отдельном участке трассы из-за незнания правил ПДД или невнимательности во время управления транспортным средством.

Типичные случаи провокации ДТП:

  • после включения левого или правого поворотника, совершение маневра машиной в противоположную в сторону;
  • резкое необоснованное торможение сразу после набора скорости;
  • выезд на перекресток не в свою очередь в момент, когда активизировалось движение потока машин по перпендикулярной полосе.

Что делать?

Сразу после того, как некто спровоцировал ДТП, выясняют тяжесть последствий столкновения :

  • осматривают себя/пассажиров как своих, так и другого транспортного средства (вызывают, если требуется, скорую помощь и оказывают первую доврачебную на месте);
  • вызывают инспекторов ГИБДД (либо водители разъезжаются, если «потери» с обеих сторон крайне незначительные, а столкновение произошло в удаленном от «цивилизации» месте), вызывают страховщика и извещают адвоката.

При ДТП с въездом в дом/магазин из-за уклонения от столкновения с другим участником дорожного движения, помимо осмотра автомобилей и ехавших в них людей, следует убедиться, что не пострадали обитатели здания, не поврежден газопровод и электросеть.

После/параллельно определяют свидетелей , видевших, как и что происходило, берут у них контактные данные, вызывают представителей ГИБДД, скорую помощь, извещают страхового агента и адвоката.

При ДТП с пешеходом или другим авто из-за уклонения от столкновения с другим авто, выясняют насколько пострадало здоровье людей , оказывают первую помощь, дожидаются приезда ГИБДД и скорой.

Параллельно ищут нескольких свидетелей ДТП (пешеходов, водителей, которые видели, при каких обстоятельствах произошел наезд). Берут их контактные данные и просят остаться на месте до приезда гаишников.

Нельзя перемещать ни одно из транспортных средств, попавших в ДТП (отлетевшие от них детали), если нет угрозы жизни людей. Зафиксированные сведения о расположении автомобилей помогут в деле выяснения обстоятельств ДТП.

Доказательства в суд

Для правильного понимания обстоятельств, при которых некто спровоцировал ДТП, и принятия справедливого решения о том, кто понесет ответственность, судьям требуется:

  • схема расположения автомобилей после столкновения, составленная специалистом ГБДД;
  • заключение экспертной группы о характере повреждений и условий, необходимых для их образования;
  • свидетельства очевидцев ДТП;
  • видеозаписи автомобильных видеорегистраторов и камер наружного наблюдения (если такие имелись поблизости от места ДТП).

Как признать провокатора виновным? Только через суд — других способов законом не предусмотрено.

Автоподстава

Автоподстава — преднамеренная провокация ДТП с целью получения денег от водителя , намеченного в жертву.

Как распознать автоподставу? Внешние признаки автоподставы до ДТП :

  • внезапное торможение впереди идущего авто (часто после просьбы уступить дорогу и кратковременного наращивания скорости после перехода в один ряд с авто намеченной жертвы);
  • симуляция резкого перехода в один ряд (подрез) и появление справа автомобиля из ниоткуда (подрезавший же, обычно, «растворяется»);
  • внезапные «прыжки» пешеходов под колеса или на капот;
  • свидетели, говорящие заведомую неправду.

Одним из основных признаков того, что вы стали вынужденным участником автоподставы, является стремление «наезжающих» на «виновного» получить от него деньги на месте ДТП . Ради этого:

  • предлагают решить вопросы без представителей ГИБДД, оказывая психологическое давление, привлекая к делу бравирующего своей физической силой пассажира, «случайно» оказавшегося в подставившемся автомобиле;
  • «давят на психику» затяжными и безосновательными истериками;
  • угрожают последствиями звонков нужным людям.

Как себя вести?

Успокоиться, каких бы усилий это ни стоило . В любом случае нужно обратиться к представителям ГБДД. Причем самостоятельно, а не благодаря услуге со стороны «наезжающих».

«Случайно» ехавшие мимо ППС на самом деле могут быть такими же «подсадными утками». Главное — не давать никаких денег .

Автоподставщики хорошо знают законы, поэтому не имеют желания попадать под статью о нанесении побоев или «убийство» – поэтому дальше словесных угроз дело не идет. Вы тоже не должны давать волю кулакам, как бы того ни хотелось.

Лучше запритесь в авто и общайтесь с мошенниками через слегка опущенное стекло в окне .

Аферисты понимают, что в случае суда денег с жертвы они не увидят. Поэтому жулье будет всячески стремиться снять деньги налом и на месте.

Известите адвоката, знакомых, родственников и попросите сообщить о случившемся гаишникам, если спецов ГИБДД еще нет.

Куда обращаться за защитой?

Сначала к представителям ГИБДД, затем в суд.

Если подозреваете, что гаишники в сговоре с преступниками , перепишите номера авто прибывших спецов, сфотографируйте лица прибывших и «наезжающих», перезвоните в УСБ. Сохраните записи видеорегистратора.

Какими бы сложными ни были у вас отношения с гаишниками, именно они смогут защитить вас от дорожных аферистов. Конечно, если в борьбе с последними вы будете проявлять благоразумие и выдержку.