Знаменитые подводники второй мировой ссср. Лучшие подводники второй мировой

Понятие «лучшие подводники» неоднозначное и требует пояснения для его правильного понимания. Естественно, что определение «лучшего» проводится по имени командира подводной лодки, имеющего в походе важное, но не все определяющее значение. Экипаж лодки вместе с ее капитаном являются единым целым, поскольку один без другого, не то, что добиться какого либо успеха, но даже выжить в море не смогут. Таким образом, фактически оценивается деятельность всего экипажа, который представляет командир. Критерием для оценки служит суммарный тоннаж потопленных кораблей противника. Иногда для оценки применяют и количество потопленных судов, и время, проведенное в походах, и тысячи миль пройденных подлодками. Однако эти критерии чаще всего используются для квалификационного оценивания в мирное время.

Общепринято считать «подводным асом» или «королем тоннажа» командира подлодки, которая потопила более 100 тысяч тонн корабельного тоннажа. Такими рекордсменами во Второй мировой войне были только немецкие подводники – 34 из них достигли такого результата. Среди подводников других стран лишь около десятка командиров лодок смогли приблизиться к этой цифре, хотя и были самыми результативными в своем флоте.

Кроме высоких личных результатов, немецкие подводники имели и высокую эффективность подводного флота в целом. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн. Американцы уничтожили 1314 кораблей общим тоннажем в 5,3 млн.т. Британцы – 403 судна тоннажем в 1,42 млн.т. Японцы потопили 184 корабля тоннажем в 907 тыс. т. СССР – 157 судов тоннажем в 462,3 тыс.т.

Вклад «подводных асов» в эту статистику весьма значимый. К примеру, только 5 лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1,5 млн. т. По тоннажу, это немногим больше чем весь британский подводный флот, и в три раза больше советского.

Высокая результативность немецкого подводного флота была достигнута, в первую очередь, за счет огромного немецкого подводного флота в 2054 подлодки (почти 50% всего подводного флота мира), которые в первой половине войны практически полностью контролировали все морские пути в Европу. Кроме того, успеху способствовала и высокая выучка экипажей, и совершенные подлодки, и невероятная интенсивность их использования в боевых походах. В среднем длительность похода немецкой подлодки составляла 3-6 месяцев, а иногда и 9-10 месяцев в год. А количество походов одной лодки могло достигать и 20 раз. В то время, когда подлодки союзников за время войны максимально выходили в море 5-6 раз. Суммарная же длительность походов редко достигала 3 месяцев за все время войны. Необходимо отметить и высокую ремонтоспособность немецкого подводного флота. Постоянно в строю находилось почти 70% наличного флота, в то время, когда союзники имели на ходу лишь половину флота, а СССР и Япония всего 30%.

Не последнее значение в результативности немцев имела и применяемая тактика подводников – «свободная охота» и «волчьи стаи». Из общей суммы потерь союзников от подводных лодок 61% составляют суда, шедшие вне конвоев; 9% — отставшие от конвоев и 30% — шедшие в составе конвоев. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота.

За этот успех немецкие подводники заплатили высокую цену: 647 подлодок было уничтожено. Из 39 тысяч моряков-подводников, участвовавших в боевых походах, погибло 32 тысячи. Подавляющее большинство — в последние два года войны.

Ниже приведены данные о командирах подлодок, добившихся самых высоких результатов в своей стране.

Подводники Великобритании

Лейтенант-коммандер. В 1933 году поступил на службу в подводный флот, командовал подлодкой «Н-31», которая затонула в Северном море. С лета 1940 года командовал подлодкой «Upholder», на которой за 15 месяцев совершил 28 боевых походов и потопил 14 кораблей общим тоннажем 93 тыс. т., повредил 3 корабля тоннажем в 33 тыс.т. Среди потопленных кораблей один эсминец и две подлодки противника. За уничтожение хорошо охраняемого крупного итальянского лайнера «СС Конте Россо», Ванклин был награжден высшей британской военной наградой Крестом Виктории. В апреле 1942 года подводная лодка «Upholder» погибла со всем экипажем, предположительно попав на минное поле.

Подводники Германии

Адмирал флотилии. В 1936 г. поступил на подводный флот, служил 1-й помощником на подлодке «U-35». С 1937 г. – командир подлодки «U-23». Произвел на ней несколько минных постановок у берегов Великобритании и потопил 8 судов. С 1940 г. стал командиром «U-99». В первом же патрулировании потопил 11 судов, затем еще 8. Потопил английские вспомогательные крейсера «Патроклес», «Форфар» и «Лориент», а также эсминец «Даринг». Совершил 16 боевых походов. Всего потопил 46 судов общим водоизмещением 273 тыс.т. и повредил 6 судов водоизмещением 38 тыс. т. Являлся самым результативным подводником Германии. Награждён Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами.

Капитан 1-го ранга. В 1933 г. поступил на флот кадетом, совершив 9-месячное кругосветное плавание на легком крейсере «Карлсруэ». Служил на легком крейсере «Кёнигсберг». В 1937 г. переведен в подводный флот. В 1939 г. назначен командиров подлодки «U-9», на которой совершил 6 походов. Потопил французскую подводную лодку «Дорис». С 1940 г. переведен на подлодку «U-138», на которой потопил 4 корабля общим водоизмещением 34,6 тыс. т. В 1940 - 1942 гг. командовал лодкой «U-43» и совершил 5 походов (204 суток в море), во время которых потопил 12 кораблей водоизмещением 64,8 тыс. т. В 1942 – 1943 гг. командуя подлодкой «U-181» совершил 2 похода длительностью в 335 суток. Основными жертвами Люта были не суда в составе конвоев, как у многих других подводников, а самостоятельно идущие корабли. Всего совершил 16 боевых походов. На своем счету имел 46 потопленных кораблей общим водоизмещением 225,8 тыс. т., а также 2 поврежденных корабля общим водоизмещением 17 тыс. т. Имел 2-й результат среди германских асов подводной войны. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами и Бриллиантами.

Капитан 2-го ранга. С 1940 г. командовал подлодкой «U-552», которая атаковал конвой НХ-156. Потопил эсминец США «Ройбен Джеймс». В конце 1941 г. ушел в плавание в район Азорских островов. Совершил 13 боевых походов. За время войны потопил 35 торговых судов, водоизмещением 197 тыс. т. и повредил 4 судна водоизмещением 32 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами.

Капитан 2-го ранга. С 1931 г. служил на линкоре «Шлезвиг-Гольштейн». В 1935 г. переведен в подводные силы. В 1936-1938 гг. командовал подлодкой «U-2». В 1938 г. получил лодку «U-38», на которой совершил 9 походов, проведя в море в общей сложности 333 суток. Потопил пароход «Манаар» водоизмещением 7 тыс. т. В 1941 г. у берегов Африки потопил 8 судов водоизмещением 47 тыс. т. Совершил 9 боевых походов. Всего за время военных действий потопил 34 корабля общим водоизмещением 187 тыс. т. и повредил 1 корабль водоизмещением 3,7 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Капитан 1-го ранга. В 1925 г. поступил на флот кадетом, через четыре года был произведен в лейтенанты. Служил на торпедных катерах. В 1935 г. переведен в подводный флот. Командовал подводными лодками «U-19» и «U-11». В 1939 г. назначен командиром подводной лодки «U-25», на которой совершил 3 похода, проведя в море 105 суток. С 1940 г. командовал подлодкой «U-103». На этой лодке провел 4 похода, длительностью 201 сутки. Всего совершил 7 боевых походов. За время военных действий потопил 35 кораблей общим водоизмещением 180 тыс. т. и повредил 5 кораблей водоизмещением 14 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Подводники Италии

Карло Фечиа ди Коссато (Carlo Fecia di Cossato) (25.10.1908 — 27.08.1944)

Капитан 2-го ранга. В 1928 году он окончил Военно-морскую академию, служил на подлодках. В начале войны командовал подводными лодками «Ciro Menotti», и «Tazzoli». В 1941 году за один поход потопил три крупных транспорта противника. В 1942 году за два месяца похода уничтожил 6 кораблей союзников, а в следующие два месяца – еще 4. В 1943 году, после подписания Италией перемирия, перешел с подводного флота командующим эскадры торпедных катеров, на которых уничтожил еще 7 кораблей, но уже немецких. Совершил 10 боевых походов на подлодке. Потопил 16 кораблей союзников общим водоизмещением в 86 тыс. т. Награжден Рыцарским Крестом Железного Креста и Золотой медалью Военной Доблести.

Джанфранко Гаццана Приароджа (Gianfranco Gazzana Priaroggia) (30.08.1912 — 23.05.1943)

Корвет-капитан. В 1935 году после окончания Военно-морской академии получил назначения на тяжёлый крейсер «Тренто», а затем перевелся в подводный флот. Служил старпомом на подлодке «Доменико Миллелире», после командовал подводными лодками «Archimede» и «Leonardo da Vinci». За один поход сумел потопить 6 кораблей общим водоизмещением 58,9 тыс.т. Всего совершил 11 боевых походов и потопил 9 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 76,4 тыс.т. 23 мая 1943 года подлодка «Leonardo da Vinci» была потоплена вместе со всем экипажем в 300 милях к западу от мыса Финистерре кораблями Королевского военно-морского флота. Джанфранко Гаццана Приароджа был посмертно награждён итальянской золотой медалью «За воинскую доблесть», а также Рыцарским крестом Железного креста.

Подводники СССР

Результативность советских командиров подлодок определялась, в отличие от всего мира, не в потопленном тоннаже, а в количестве потопленных кораблей. Не трудно предположить, что делалось это советской идеологической машиной для завуалирования низкой эффективности подводного флота в сравнении с другими странами. Ведь очевидно, что уничтожение крейсера или крупного транспорта и торпедного катера или тральщика имеет большую разницу, как в размере ущерба нанесенного противнику, так и в значении корабля для флота врага. Однако комиссары этой разницы «не видели». Поэтому сравнивали 13 заявленных кораблей Ивана Травкина (командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) с количеством потопленных кораблей асов подводной войны других стран. И действительно, 13 потопленных кораблей Травкина не так «грустно» смотрятся в сравнении с 16-19 кораблями потопленными англичанами или американцами. Правда, официально Травкину было засчитано 7 потопленных кораблей, хотя фактически он потопил 1 транспорт в 1,5 тыс. т. Исходя из этого, ниже приведем рейтинг советских командиров подлодок в сопоставимых единицах измерения, в тоннаже потопленных кораблей. Естественно, что он абсолютно не совпадает с десятками лет навязываемой нам советской военной статистикой.

Возглавляет список Александр Маринеско, который причинил германскому военному потенциалу наибольший ущерб, в сравнении с другими советскими подводниками.

Капитан 3-го ранга. В 1933 году окончил Одесское мореходное училище и ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В 1933 году был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания, которых его назначили штурманом на подлодку Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при учебном отряде подводного плавания, служил помощником командира на подлодке «Л-1», затем командиром на подлодке « М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовке в 1940 году занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе подлодок азартных карточных игр. В августе 1942 года лодка «М-96» впервые вышла в боевой поход. По советским отчетам потопила немецкий транспорт, по немецким данным – лодка промахнулась. В ноябре 1942 года лодка вышла во второй поход для высадки группы разведчиков. За этот поход Маринеско получил орден Ленина и звание капитана 3-го ранга. В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром подлодки «С-13», на которой он прослужил до сентября 1945 года. В поход подлодка вышла только в октябре 1944 года. Ей удалось повредить транспорт «Зигфрид», водоизмещением 553 т, который в отчете «вырос» до 5 тыс. т. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени. С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» (25,5 тыс. т) и «Штойбен» (16,6 тыс.т). Таким образом, Маринеско совершив 6 боевых походов потопив два корабля общим тоннажем в 40,1 тыс. т. и повредил один водоизмещением в 553 т.

За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка «С-13» — ордена Красного Знамени. Сам же командир лодки, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны.

Вице-адмирал. В 1932 году окончил Военно-морском училище, затем Училище береговой обороны Морских Сил РККА, а в 1936 году прошел обучение в Учебном отряде подводного плавания. Во время войны командовал подводной лодкой «К-1» на Северном флоте. Участник 13 боевых походов, провёл 172 суток в море. Выполнил одну торпедную атаку, 13 минных постановок. Уничтожил 6 транспортов и 2 боевых корабля противника общим тоннажем 18,6 тыс.т. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного знамени, орденом Нахимова II степени, двумя орденами Отечественной войны и орденом Красной звезды.

Капитан 1-го ранга. В 1931 году окончил Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, служил на подводной лодке «Пантера». По окончании в 1940 году Военно-морской академии служил на подлодке «Л-3» на Балтийском флоте. Под командованием Грищенко подлодка «Л-3» совершила одну успешную торпедную атаку, а на поставленных ее минах подорвалось 5 транспортов. В целом подлодка потопила 6 кораблей общим тоннажем в 16,4 тыс. т. Награжден 9-ю орденами, в т.ч. двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и тремя орденами Отечественной войны.

Вице-адмирал. В октябре 1942 года организовал перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского флота — на Северный. В число этих лодок вошла и «С-56». Переход через 9 морей и 3 океана протяжённостью около 17 тысяч миль завершился в марте 1943 года в Полярном. Под командованием Щедрина «С-56» совершила 8 боевых походов и потопила 2 транспорта и 2 боевых корабля общим тоннажем в 10,1 тыс. т. За успешное командование кораблём и проявленные мужество и героизм Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.

Подводники США

В начале войны военная статистика ВМС США вела учет потерь противника и результативности боевых действий собственных сил по общепринятой системе – подтверждении заявлений командования своих войск. Однако такая статистика не отражала реальной картины, что негативно отражалось на планировании войсковых операций и даже справедливости награждения своих воинов. Поэтому в январе 1943 года командованием всех видов вооруженных сил США был сформирован Совместный комитет по оценке военно-морского флота (JANAC), который на основании 12 различных источников информации формировал статистические отчеты. На сегодняшний день эти отчеты считаются максимально объективными и практически не подвергались корректировки с получением новой информации. В 1947 году JANAC сформировал отчет о рейтинге результативности командиров подлодок ВМС США. В методику расчета рейтинга были заложены не только данные о потопленном тоннаже кораблей противника, но и их количество, время, потраченное на атаку одной цели, количество и дальность походов, количество торпед выпущенных на одну цель и т.д. В результате оценивалось фактическое мастерство подводников, практически, исключая везение и удачу. Ниже приведены данные о подводниках возглавляющих этот рейтинг.

Ричард О’Кейн (Richard Hetherington «Dick» O’Kane) (02.02.1911 – 16.02. 1994)

Капитан 1-го ранга. В 1934 году окончил Военно-морскую академию США. Первые годы службы провел на тяжелом крейсере «Честер» и эсминце «Пруитт». В 1938 году окончил школу подводного плавания и был назначен штурманом на подлодку «Wahoo». С 1943 года приступил к командованию подлодкой «Tang», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 24 корабля противника общим тоннажем в 93,8 тыс. т. В рейтинге командиров подлодок ВМС США занимает первое место по результативности. Награжден Почетной Медалью, тремя Военно-морскими крестами и тремя Серебряными звездами.

Капитан 1-го ранга. После окончания Военно-морской академии в 1935 году служил на броненосце «Айдахо». В 1938 году закончил обучение в школе подводного плавания и с конца 1941 года командовал подлодкой «Pompano», на которой совершил три боевых похода до ее серьезного повреждения. После командовал новой подлодкой «Seahorse», на которой за один боевой поход потопил 4 судна общим водоизмещением в 19,5 тыс.т. за что, получил свой первый Военно-морской крест. Всего совершил 5 походов, во время которых уничтожил 19 кораблей противника общим тоннажем в 71,7 тыс.т. Был награжден четырьмя Военно-морскими крестами и признан вторым командиром подлодки в США по результативности.

Капитан 3-го ранга. В 1930 году окончил Военно-морскую академию. До начала войны служил на крейсерах и авианосцах, а затем на подводных лодках класса «R» и «S». В течении года на подлодке «Wahoo» совершил 5 боевых походов, во время которых потопил 19 кораблей общим тоннажем в 54,7 тыс.т. В 1943 году лодка с Мортоном пропала без вести. Был награжден Военно-морским крестом, тремя Золотыми звездами и Крестом за выдающиеся заслуги.

Евгений Беннетт Флэкки (Eugene Bennett Fluckey) (05.10.1913 — 28.06. 2007)

Контр-адмирал. В 1935 году закончил Военно-морскую академию и был направлен на службу на линкор «Nevada», затем переведен на эсминец «McCormick». В 1938 году поступил в школу подводного плавания, после окончания, которой служил на подлодках «S-42» и «Бонита». С января 1944 года по август 1945 года командовал подлодкой «Barb», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 16 кораблей общим тоннажем в 95 тыс.т. В числе уничтоженных кораблей — японские крейсер и фрегат. Награжден Почетной медалью и четырьмя Крестами военно-морского флота. В рейтинге результативности американского флота занимает четвертое место.

Контр-адмирал. В 1930 году окончил Военно-морскую академию и был направлен на линкор «Nevada». Затем служил на эсминце «Rathburne». После окончания школы подводного плавания служил на различных подлодках первым помощником, а в 1938 году был назначен командиром старого эсминца «Reuben Джеймс». В 1941 году был переведен на должность командира подлодки «S-20». В 1942 году получил новую подлодку «Harder», на которой совершил 6 боевых походов, потопив 16 кораблей противника общим тоннажем в 54 тыс. т. В рейтинге результативности ВМС США занимает пятое место. Награжден Почетной медалью и Серебряной звездой.

Капитан 2 ранга. В 1933 году он окончил Военно-морское училище в Аннаполисе и стал кадровым морским офицером. В годы войны командовал подводной лодкой «Archerfish», которая 28 ноября 1944 года обнаружила японский авианосец «Shinano» с боевым охранением. Авианосец водоизмещением 71,9 тыс.т. считался самым крупным авианосцем в мире до 1961 года, когда США построили первый атомный авианосец. Инрайт атаковал авианосец четырьмя торпедами, которые попали в нос корабля. За успешную операцию был награжден Военно-морским крестом. И хотя Джозеф Инрайт не вошел в первые числа рейтинга самых результативных подводником США, эго атака считается одной из самых удачных в морских сражениях.

Оценивая результативность американских подводников нельзя не отметить и экипаж подлодки «Flasher», который под командованием двух командиров возглавляет рейтинг самой результативной подлодки ВМС США. Эта подлодка уничтожила 21 корабль противника общим тоннажем в 104,6 тыс. т. Об этих капитанах информация ниже.

Контр-адмирал. В 1934 году окончил Военно-морскую академию. Командовал подлодкой «Sturgeon». С 25 сентября 1943 года по 31 октября 1944 года командовал подлодкой «Flasher», на которой потопил 15 боевых кораблей и транспортов противника водоизмещением 56,4 тыс. тонн. Был награжден Военно-морским крестом и Серебряной Звездой.

Капитан 1-го ранга. В 1936 году окончил Военно-морскую академию и служил на линкоре «Миссиссипи». После окончания школы подводного плавания был назначен капитаном подлодки «Skipjack». С 31 октября 1944 года по март 1946 года командовал лодкой «Flasher», на которой потопил 6 кораблей тоннажем 43,8 тыс. т. Всего совершил 5 боевых походов. Был награжден Военно-морским крестом.

Подводники Японии

Вице–адмирал. После окончания Военно-морской академии продолжил обучение в школе подводного плавания. С 1935 года в качестве офицера служил на подлодках. В 1940 году был назначен командиром подлодки «I-21». Участвовал в нападении на Перл-Харбор. За два боевых похода потопил суда противника общим тоннажем в 44 тыс.т. Всего совершил 11 боевых походов и потопил 10 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 58,9 тыс.т. 29 ноября 1943 года подводная лодка «I-21» погибла со всем экипажем у атолла Тарава, предположительно от атаки палубного самолета «TBF Avenger» с конвойного авианосца «Chenango».

Успехи остальных подводников Японии не превышали 50 тысяч тонн.

И в заключение. Проведенный анализ боевой деятельности подводных флотов во время войны, показывает, что на долю лучших подводников, которые составляли приблизительно 2% от общей численности подлодок, приходится около 30 % общего потопленного тоннажа кораблей. Таким образом, во время Второй мировой войны, среди всех видов вооруженных сил, именно категория «лучших подводников» оказалась наиболее результативной и эффективной. Недаром ведь именно к подводникам во всех странах относятся с наибольшим уважением и почитанием.

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок. Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника. Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания

Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».
Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.
Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.
В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.
Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.
После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.
…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.
- Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.
Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.
Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.
Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным оружием - помимо тёмной истории с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.
Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.
А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).
ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.
Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.
В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.
Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.
Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.
Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).
«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина
«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!
Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.
Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.
Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.

Лодки типа Gato, США

Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.
Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.
Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.
…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.
Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.
Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.
Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.
В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».
Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.
Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия

Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.
Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.
703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.
Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».
Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!
Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.
Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.

Командиры подводных лодок, потопившие за время военных действий кораблей противника общим водоизмещением более 50 тыс. т. Ниже приводится список офицеров-подводников, потопивших больше всего кораблей противника.

Асы подводной войны Эрих Топп и Энгельберт Эндрасс

"АСЫ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ" в книгах

VIII КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ КРИГСМАРИНЕ

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

VIII КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ КРИГСМАРИНЕ

Кульминационный пункт подводной войны

автора Маршалль Вильгельм

Кульминационный пункт подводной войны В первой половине 1942 года новое поле деятельности немецких подводных лодок - атлантическое побережье США к Карибское море - оказалось свидетелем больших успехов, достигнутых немцами. Дело в том, что к этому времени американцы еще

Итоги подводной войны

Из книги Война на море. Внимание рейдеры! автора Маршалль Вильгельм

Глава 1 НАЧАЛО ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

Глава 1 НАЧАЛО ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ Создание подводного флота Германии Как появилось само понятие подводной войны?..В начале Первой мировой войны немецкий адмирал Гуго фон Поль выступил в поддержку идеи подорвать английскую экономику, применяя подводные лодки против

Новые виды оружия подводной войны

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Новые виды оружия подводной войны Во второй половине 1942 г. умножились тревожные признаки изменения обстановки в подводной войне. Потери при проходе к району операций и возвращении из него через свободный от судов Бискайский залив, где до этого времени подводники имели

Организатор неограниченной подводной войны

Из книги автора

Организатор неограниченной подводной войны Несмотря на ускоренное строительство военных судов к началу войны германский военно-морской флот по своему общему водоизмещению уступал британскому в 7 раз и в 3 раза – французскому. В то же время развитие подводного флота в

Подготовка к пятой фазе подводной войны

Из книги Такой была подводная война автора Буш Харальд

Подготовка к пятой фазе подводной войны В этом разделе будет уместным напомнить о некоторых достижениях в области техники, которые, в случае если бы общая военная обстановка 1945 года сложилась иначе, могли бы создать в последующей, пятой, фазе подводной войны широкие

Глава XX. Кульминационная точка подводной войны

Из книги Корсары глубин автора Ловелль Томас

Глава XX. Кульминационная точка подводной войны Первая неограниченная подводная война была прервана, главным образом, по причине протестов Соединенных Штатов Америки, но теперь в начале 1917 года Германия решила бросить вызов всему миру и снова ее начать, надеясь выиграть

Начало подводной войны

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Начало подводной войны Еще до войны нацисты направили в Атлантику 2 броненосца и 18 подводных лодок. Если Британия вступит в войну, пусть они нападают на торговые суда Великобритании и союзных ей стран. Уже в день объявления войны, 3 сентября, германская подводная лодка U-30

4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией В настоящее время,

Итоги подводной войны

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Итоги подводной войны Как и другие проблемы войны на море, этот вопрос нами уже почти исчерпан. Остается только добавить, что в разбираемый период времени добиться каких-либо новых существенных боевых успехов было уже невозможно. До 8 мая 1945 года немецкие подводные лодки

Из книги История Второй мировой войны автора Типпельскирх Курт фон

Тайна германской подводной войны

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна германской подводной войны 22 сентября 1914 года немецкая подводная лодка У-9 потопила в базе британского флота Скапа Флоу броненосцы «Абукир», «Кресси» и «Хог». Помощник капитана У-9 Отто Веддигена лейтенант И. Шписс так описывал гибель «Кресси»: «У борта

11. Провал планов подводной войны

Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

11. Провал планов подводной войны После того как весной 1943 г. подводная война в Северной Атлантике в результате тщательного прикрытия этого района с воздуха и применения новых английских радиолокационных установок потерпела полную неудачу, оставалось еще несколько

ГЛАВА III. ПОД ЗНАКОМ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги С английским флотом в мировую войну автора Шульц Густав Константинович

ГЛАВА III. ПОД ЗНАКОМ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ Поездка в Лондон. Ютландский бой и общественное мнение. Тотчас после нашего возвращения в Скапа-Флоу я был снова вызван телеграммой в Лондон. Убедившись, что в ближайшее время нельзя ожидать боевого выступления флота, я по прошествии

Английский адмирал сэр Эндрю Каннингхэм говорил: «Флоту нужно три года, чтобы построить корабль. Потребуется триста лет, чтобы создать традицию». Немецкий флот, противник англичан на море в годы обеих мировых войн, был очень молод и не имел такого количества времени, однако немецкие моряки старались создавать свои традиции в ускоренном варианте - например, используя преемственность поколений. Ярким примером подобной династии является семья генерал-адмирала Отто Шульце.

Отто Шульце (Otto Schultze) родился 11 мая 1884 года в Ольденбурге (Нижняя Саксония). Его карьера на флоте началась в 1900 году, когда в возрасте 16 лет Шульце был зачислен в списки кайзерлихмарине кадетом. Завершив обучение и пройдя практику, Шульце в сентябре 1903 года получил чин лейтенанта цур зее – в это время он служил на броненосном крейсере «Принц Генрих» (SMS Prinz Heinrich). Первую мировую войну Шульце встретил уже на борту дредноута «Кёниг» (SMS König) в звании капитан-лейтенанта. В мае 1915 года, соблазнившись перспективой службы на подводных лодках, Шульце перевёлся с линейного флота на подплав, прошёл курсы в школе подводников в Киле и получил под своё командование учебную субмарину U 4. Уже в конце того же года он был назначен командиром на строящуюся океанскую лодку U 63, которая вступила в строй немецкого флота 11 марта 1916 года.

Отто Шульце (1884–1966) и его средний сын Хайнц-Отто Шульце (1915–1943) - видно, что, кроме любви к морю, отец передал сыновьям и характерную внешность. Прозвище отца «Нос» досталось по наследству старшему сыну Вольфгангу Шульце

Решение стать подводником стало для Шульце судьбоносным, так как служба на подлодках дала ему куда больше в плане карьеры и известности, чем он мог бы достичь на надводных кораблях. За время командования U 63 (11.03.1916 – 27.08.1917 и 15.10.1917 – 24.12.1917) Шульце добился впечатляющих успехов, потопив британский крейсер «Фалмут» (HMS Falmouth) и 53 судна суммарным тоннажем 132 567 тонн, и заслуженно украсил свой мундир самой престижной наградой Германии – прусским орденом «За заслуги» (Pour le Mérite).

Среди побед Шульце значится потопление экс-лайнера «Трансильвания» (Transylvania, 14348 тонн), который использовался британским Адмиралтейством во время войны как войсковой транспорт. Утром 4 мая 1917 года «Трансильвания», совершавшая переход из Марселя в Александрию в охранении двух японских эсминцев, была торпедирована U 63. Первая торпеда попала в середину судна, а спустя десять минут Шульце добил его второй торпедой. Потопление лайнера сопровождалось большим количеством жертв – «Трансильвания» была переполнена людьми. В тот день на её борту, помимо экипажа, находилось 2860 солдат, 200 офицеров и 60 человек медицинского персонала. На следующий день итальянский берег усеяли тела погибших – торпеды U 63 стали причиной смерти 412 человек.


Британский крейсер «Фалмут» был потоплен лодкой U 63 под командованием Отто Шульце 20 августа 1916 года. Перед этим корабль был повреждён другой немецкой лодкой U 66 и был взят на буксир. Этим объясняется небольшое количество жертв при потоплении - погибло всего 11 моряков

Покинув мостик U 63, Шульце до мая 1918 года возглавлял 1-ю флотилию лодок, базировавшуюся на Пола (Австро-Венгрия), совмещая эту должность со службой в штабе командующего всеми подводными силами на Средиземноморье. Конец войны подводный ас встретил в чине корветтен-капитана, став кавалером многих наград Германии, Австро-Венгрии и Турции.

В период между войнами он занимал различные штабные и командные должности, продолжая двигаться вверх по карьерной лестнице: в апреле 1925 года – фрегаттен-капитан, в январе 1928 года – капитан цур зее, в апреле 1931 года – контр-адмирал. На момент прихода Гитлера к власти Шульце был командующим Военно-морской станции Северного моря. Приход нацистов никак не отразился на его карьере – в октябре 1934 года Шульце стал вице-адмиралом, а спустя два года получил чин полного адмирала флота. В октябре 1937 года Шульце вышел в отставку, но с началом Второй мировой войны вновь вернулся на флот, и уже окончательно оставил службу 30 сентября 1942 года в звании генерал-адмирала. Войну ветеран благополучно пережил и скончался 22 января 1966 года в Гамбурге в возрасте 81 года.


Потопленный Отто Шульце океанский лайнер «Трансильвания» был новейшим судном, спущенным на воду в 1914 году

Подводный ас имел большую семью. В 1909 году он женился на Магде Рабен, в браке с которой родилось шестеро детей – три девочки и три мальчика. Из дочерей двухлетний возраст смогла преодолеть только младшая дочь Розмари, две её сестры скончались ещё в младенчестве. К сыновьям Шульце судьба была более благосклонна: Вольфганг, Хайнц-Отто и Рудольф, достигнув совершеннолетия, пошли по стопам отца, поступив на службу в ВМС и став подводниками. Вопреки русским сказкам, в которых традиционно «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак», способности сыновей адмирала Шульце распределились совсем по-другому.

Вольфганг Шульце

2 октября 1942 года американский противолодочный самолёт B-18 в 15 милях от побережья Французской Гвианы заметил в надводном положении подводную лодку. Первая же атака оказалось успешной, и лодка, которой оказалась U 512 (тип IXC), после взрыва сброшенных с самолёта бомб скрылась под водой, оставив на поверхности нефтяное пятно. Место, где субмарина легла на дно, оказалось неглубоким, что давало оставшимся в живых подводникам шанс на спасение – носовой глубиномер показывал 42 метра. Около 15 человек оказалось в носовом торпедном отсеке, который в таких ситуациях мог служить убежищем.


К началу Второй мировой войны основной американский бомбардировщик Дуглас B-18 «Боло» устарел и был вытеснен из бомбардировочных частей четырёхмоторным B-17. Однако для B-18 тоже нашлось занятие - более 100 машин оснастили поисковыми радарами и магнитно-аномальными детекторами и перевели на противолодочную службу. В этом качестве их служба была тоже недолгой, и потопленная U 512 стала одним из немногочисленных успехов «Боло».

Было принято решение выходить наружу через торпедные аппараты, но дыхательных аппаратов оказалось в два раза меньше, чем находившихся в отсеке людей. Кроме того, помещение стало заполняться хлором, который выделяли аккумуляторные батареи электрических торпед. В итоге на поверхность удалось подняться лишь одному подводнику – 24-летнему матросу Францу Махену (Franz Machen).

Экипаж кружившего над местом гибели лодки B-18 заметил спасшегося подводника и сбросил спасательный плот. Прежде чем его подобрал корабль ВМС США, Махен провёл на плоту десять суток. Во время своего «одиночного плавания» матрос подвергался нападению птиц, которые нанесли ему клювами существенные раны, но Махен дал отпор агрессорам, и два крылатых хищника были им пойманы. Разорвав тушки на части и высушив их на солнце, подводник питался птичьим мясом, несмотря на его противный вкус. 12 октября его обнаружил американский эсминец «Эллис». Впоследствии, находясь на допросе в отделе разведки флота США, Махен дал характеристику своему погибшему командиру.

«Согласно показаниям единственного спасшегося, команда подводного крейсера U 512 насчитывала 49 матросов и офицеров. Его командир капитан-лейтенант Вольфганг Шульце, сын адмирала и член семьи «Носа» Шульце, оставившей заметный след в германской военно-морской истории. Однако Вольфганг Шульце мало соответствовал своим знаменитым предкам. Он не пользовался любовью и уважением своего экипажа, который считал его самовлюблённым, несдержанным, некомпетентным человеком. Шульце пил запоем на борту и очень строго наказывал своих людей даже за самые незначительные нарушения дисциплины. Однако, помимо падения боевого духа у команды из-за постоянного и чрезмерного закручивания «гаек» командиром лодки, экипаж Шульце был недоволен его профессиональными навыками командира субмарины. Веря в то, что судьба уготовила ему стать вторым Прином, Шульце командовал лодкой с чрезвычайным безрассудством. Спасённый подводник заявил, что во время прохождения U 512 испытаний и учений Шульце был всегда склонен оставаться на поверхности во время учебных атак с воздуха, отражая нападения самолётов зенитным огнём, при этом он мог отдать приказ о погружении, не предупреждая своих артиллеристов, которые после ухода лодки под воду оставались в воде до тех пор пока Шульце не всплывал и не подбирал их».

Конечно, мнение одного человека может носить и слишком субъективный характер, но если Вольфганг Шульце (Wolfgang Schultze)соответствовал данной ему характеристике, то он очень сильно отличался от своего отца и брата Хайнца-Отто. Особо стоит отметить, что для Вольфганга это был первый боевой поход в качестве командира лодки, в котором он сумел потопить три судна суммарным тоннажем 20 619 тонн. Любопытно, что Вольфганг унаследовал прозвище своего отца, данное тому во время службы на флоте – «Нос» (нем. Nase). Происхождение прозвища становится очевидным при взгляде на фото – старый подводный ас имел большой и выразительный нос.

Хайнц-Отто Шульце

Если кем по-настоящему и мог гордиться отец семейства Шульце – так это своим средним сыном Хайнцем-Отто (Heinz-Otto Schultze). Тот пришёл на флот на четыре года позже старшего Вольфганга, но сумел добиться гораздо больших успехов, сравнимых с достижениями отца.

Одной из причин, почему так случилось, является история службы братьев до момента назначения командирами боевых субмарин. Вольфганг после получения звания лейтенанта в 1934 году служил на берегу и надводных кораблях – перед тем, как попасть на подплав в апреле 1940 года, он два года был офицером линейного крейсера «Гнейзенау» (Gneisenau). После восьми месяцев обучения и практики старший из братьев Шульце был назначен командиром на учебную лодку U 17, которой и командовал десять месяцев, после чего получил ту же должность на U 512. Исходя из того, что Вольфганг Шульце практически не обладал боевым опытом и презирал осторожность, его гибель в первом же походе вполне закономерна.


Хайнц-Отто Шульце вернулся из похода. Правее него командир флотилии и подводный ас Роберт-Рихард Цапп (Robert-Richard Zapp ), 1942 год

В отличие от своего старшего брата, Хайнц-Отто Шульце сознательно пошёл по стопам отца и, став лейтенантом флота в апреле 1937 года, сразу выбрал службу на подводных лодках. После окончания обучения в марте 1938 года он был назначен вахтенным офицером на лодку U 31 (тип VIIA), на которой и встретил начало Второй мировой войны. Лодкой командовал капитан-лейтенант Йоханнес Хабекост (Johannes Habekost), с которым Шульце совершил четыре боевых похода. В результате одного из них на минах, установленных U 31, подорвался и получил повреждения британский линкор «Нельсон» .

В январе 1940 года Хайнц-Отто Шульце был направлен на курсы командиров подлодок, после окончания которых командовал учебной U 4, затем стал первым командиром U 141, а в апреле 1941 года принял у верфи новенькую «семёрку» U 432 (тип VIIC). Получив под свою руку собственную лодку, Шульце в первом же походе показал прекрасный результат, потопив четыре судна на 10 778 тонн во время сражения группы лодок «Маркграф» с конвоем SC-42 9–14 сентября 1941 года. Командующий подводными силами Карл Дениц дал следующую характеристику действиям молодого командира U 432: «Командир добился успеха в своём первом походе, проявив настойчивость в атаке конвоя».

В дальнейшем Хайнц-Отто совершил ещё шесть боевых походов на U 432 и только один раз вернулся из моря без треугольных вымпелов на перископе, которыми немецкие подводники отмечали свои успехи. В июле 1942 года Дениц наградил Шульце Рыцарским крестом, посчитав, что он достиг отметки в 100 000 тонн. Это было не совсем верно: личный счёт командира U 432 составил 20 потопленных судов на 67 991 тонну, ещё два судна на 15 666 тонн были повреждены (по данным сайта http://uboat.net). Однако Хайц-Отто был на хорошем счету у командования, был смелым и решительным, при этом действовал расчётливо и хладнокровно, за что был прозван своими коллегами «Маска» (нем. Maske).


Последние мгновения U 849 под бомбами американского «Либерейтора» из морской эскадрильи VB-107

Определённо, при его награждении Деницем также был учтён и четвёртый поход U 432 в феврале 1942 года, которым Шульце подтвердил надежду командующего подводными силами, что лодки VII серии могут успешно действовать у восточного побережья США вместе с подводными крейсерами IX серии без дозаправки топливом. В том походе Шульце провёл в море 55 суток, потопив за это время пять судов на 25 107 тонн.

Однако, несмотря на явный талант подводника, второго сына адмирала Шульце постигла та же судьба, что и его старшего брата Вольфганга. Получив под командование новый подводный крейсер U 849 типа IXD2, Отто-Хайнц Шульце погиб вместе с лодкой в первом же походе. 25 ноября 1943 года точку в судьбе лодки и всего её экипажа у восточного побережья Африки своими бомбами поставил американский «Либерейтор».

Рудольф Шульце

Младший сын адмирала Шульце начал службу на флоте уже после начала войны, в декабре 1939 года, и о деталях его карьеры в кригсмарине известно не очень много. В феврале 1942 года Рудольф Шульце (Rudolf Schultze) был назначен на должность вахтенного офицера подлодки U 608 под командованием обер-лейтенанта цур зее Рольфа Штрукмайера (Rolf Struckmeier). На ней он совершил четыре боевых похода в Атлантику с результатом в четыре потопленных судна на 35 539 тонн.


Бывшая лодка Рудольфа Шульце U 2540 в экспозиции военно-морского музея в Бремерхафене, Бремен, Германия

В августе 1943 года Рудольф был направлен на курсы подготовки командиров подлодок и спустя месяц стал командиром учебной субмарины U 61. В конце 1944 года Рудольф был назначен командиром на новый «электробот» XXI серии U 2540, которым командовал до конца войны. Любопытно, что данная лодка была затоплена 4 мая 1945 года, но в 1957 году поднята, восстановлена и в 1960 году включена в состав ВМС ФРГ под названием «Вильгельм Бауэр». В 1984 году она была передана Немецкому морскому музею в Бремерхафене, где используется до сих пор как корабль-музей.

Рудольф Шульце единственный из братьев пережил войну и скончался в 2000 году в возрасте 78 лет.

Другие «подводные» династии

Стоит отметить, что семья Шульце не является исключением для немецкого флота и его подплава – истории известны и другие династии, когда сыновья шли по стопам отцов, сменяя их на мостиках подводных лодок.

Семейство Альбрехт (Albrecht) дало двух командиров подлодок в Первую мировую. Обер-лейтенант цур зее Вернер Альбрехт (Werner Albrecht) вёл подводный минный заградитель UC 10 в свой первый поход, который оказался для него и последним, когда 21 августа 1916 года минзаг был торпедирован британской лодкой E54. Выживших не было. Курт Альбрехт (Kurt Albrecht) последовательно командовал четырьмя лодками и повторил судьбу брата – погиб на U 32 вместе с экипажем северо-западнее Мальты 8 мая 1918 года от глубинных бомб британского шлюпа «Уоллфлауэр» (HMS Wallflower).


Уцелевшие моряки с потопленных британским фрегатом «Спрей» подводных лодок U 386 и U 406 сходят с борта корабля в Ливерпуле - для них война закончилась.

Во Второй мировой участвовали два командира подлодок из младшего поколения Альбрехтов. Рольф-Генрих-Фриц Альбрехт (Rolf Heinrich Fritz Albrecht), командир U 386 (тип VIIC), не добился никаких успехов, однако сумел пережить войну. 19 февраля 1944 года его лодка была потоплена в Северной Атлантике глубинными бомбами британского фрегата «Спрей» (HMS Spey). Часть экипажа лодки, включая командира, попала в плен. Командиру торпедовоза U 1062 (тип VIIF) Карлу Альбрехту (Karl Albrecht) повезло гораздо меньше – он погиб 30 сентября 1944 года в Атлантике вместе с лодкой во время перехода из малайского Пенанга во Францию. Возле Кабо-Верде лодку атаковал глубинными бомбами и потопил американский эсминец «Фессенден» (USS Fessenden).

Семейство Франц (Franz) отметилось одним командиром подлодки в Первую мировую: капитан-лейтенант Адольф Франц (Adolf Franz) командовал лодками U 47 и U 152, благополучно дожив до окончания войны. Во Второй мировой участвовали ещё два командира лодок – обер-лейтенанты цур зее Йоханнес Франц (Johannes Franz), командир U 27 (тип VIIA), и Людвиг Франц (Ludwig Franz), командир U 362 (тип VIIC).

Первый из них за считанные дни после начала войны успел зарекомендовать себя агрессивным командиром со всеми задатками подводного аса, но удача быстро отвернулась от Йоханнеса Франца. Его лодка стала второй по счёту немецкой субмариной, потопленной во Второй мировой войне. Неудачно атаковав британские эсминцы «Форестер» (HMS Forester) и «Форчун» (HMS Fortune) к западу от Шотландии 20 сентября 1939 года, она из охотника сама стала добычей. Командир лодки вместе с экипажем провёл всю войну в плену.

Людвиг Франц интересен прежде всего тем, что был командиром одной из немецких лодок, ставших подтверждённой жертвой ВМФ СССР в Великую Отечественную войну. Субмарина была потоплена глубинными бомбами советского тральщика Т-116 5 сентября 1944 года в Карском море вместе со всем экипажем, не успев добиться каких-либо успехов.


Броненосный крейсер «Дюпети-Туар» был торпедирован лодкой U 62 под командованием Эрнста Хасхагена вечером 7 августа 1918 года в районе Бреста. Корабль тонул медленно, что дало возможность экипажу организованно его покинуть - погибло лишь 13 моряков

Фамилия Хасхаген (Hashagen) в Первую мировую была представлена двумя удачливыми командирами подлодок. Хинрих Хасхаген (Hinrich Hermann Hashagen), командовавший U 48 и U 22, пережил войну, потопив 28 судов на 24 822 тонны. Эрнст Хасхаген (Ernst Hashagen), командир UB 21 и U 62, добился поистине выдающихся успехов – 53 уничтоженных судна на 124 535 тонн и два военных корабля (французский броненосный крейсер «Дюпети-Туар» (Dupetit-Thouars) и британский шлюп «Тьюлип» (HMS Tulip)) и заслуженный «Голубой Макс», как называли Pour le Mérite, на шею. Оставил после себя книгу мемуаров под названием «U-Boote Westwarts!»

Во Вторую мировую войну обер-лейтенант цур зее Бертольд Хасхаген (Berthold Hashagen), командир подводного крейсера U 846 (тип IXC/40), был менее удачлив. Он погиб вместе с лодкой и экипажем в Бискайском заливе 4 мая 1944 года от бомб, сброшенных канадским «Веллингтоном».

Семейство Вальтер (Walther) дало флоту двух командиров подлодок в Первую мировую. Капитан-лейтенант Ганс Вальтер (Hans Walther), командир U 17 и U 52, потопил 39 судов на 84 791 тонну и три военных корабля – британский лёгкий крейсер «Ноттингем» (HMS Nottingham), французский броненосец «Сюффрен» (Suffren) и британскую субмарину C34. С 1917 года Ганс Вальтер командовал знаменитой Фландрской флотилией подводных лодок, в которой воевало множество немецких подводных асов Первой мировой, а закончил свою флотскую карьеру уже в кригсмарине в чине контр-адмирала.


Броненосец «Сюффрен» - жертва атаки подводной атаки лодки U 52 под командованием Ганса Вальтера 26 ноября 1916 года у побережья Португалии. После взрыва боезапаса корабль затонул за секунды, погибли все 648 человек экипажа.

Обер-лейтенант цур зее Франц Вальтер (Franz Walther), командир UB 21 и UB 75, потопил 20 судов (29 918 тонн). Погиб вместе со всей командой лодки UB 75 10 декабря 1917 года на минном заграждении у Скарборо (западное побережье Великобритании). Командовавший в конце Второй мировой лодкой U 59 лейтенант цур зее Герберт Вальтер (Herbert Walther) успехов не добился, но сумел дожить до капитуляции Германии.

Завершая рассказ о семейных династиях в немецком подводном флоте, хотелось бы еще раз отметить, что флот – прежде всего не корабли, а люди. Это касается не только немецкого флота, но будет справедливо звучать и в отношении военных моряков других стран.

Список источников и литературы

  1. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. Пер.с нем. – Минск.: «Харвест», 2002
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 8. Norderstedt
  5. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  6. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  7. http://www.uboat.net
  8. http://www.uboatarchive.net
  9. http://historisches-marinearchiv.de

Несколько месяцев тому назад, тёплой прошлой осенью, довелось мне сопровождать своего сынишку на какие-то местные соревнования по дзюдо (авт.). Адрес, куда нам с ним нужно было тем утром придти, ни о чём мне не говорил: улица Большая Филёвская, дом 32. Спорткомплекс «Конструктор»… Пока ребятишки разминались в зале, я вышел подышать осенним воздухом. Прошёл до угла здания, мельком оглянулся, и вдруг — словно током ударило: на неприметной мемориальной доске, прикреплённой к стене спорткомплекса, я увидел знакомые фамилии:

«30 января 1934 г. с находившегося на этом месте поля воздухоплавательного дивизиона был осуществлён полёт на рекордную высоту 22000 метров стратостата «Осоавиахим-1» с экипажем стратонавтов: командир-пилот Федосеенко П. Ф., инженер-конструктор Васенко А. Б., научный сотрудник Усыскин И. Д.»

Боже мой, подумалось мне, так это было здесь?! Здесь, в московском районе Кунцево, над обрывом к реке, где теперь зеленеют теннисные корты, где вдалеке, среди деревьев, угадывается футбольное поле и где сейчас, сию минуту, разминаются в зале спорткомплекса детишки? Так это отсюда стартовала в небо та троица, чей полёт закончился одной из самых громких и самых позабытых ныне катастроф 30-х годов?..

Затем цитировался гг. Шаповалом и Золотар"вім в книге о наркомвнуделе Балицком (ОГА СБУ. Киев. Ф. 6. Д. 57428 ФП. Л. 239, 247об., 261.)., изданной в Москве в 2017 году.

Выписка из протокола допроса бывшего начальника административно-хозяйственного отдела НКВД УССР, майора госбезопасности Савелия Циклиса:

«...ВОПРОС: Как расходовался особый фонд- кому выдавались наличные и кому производили на деньги разные покупки?