Ювенальная юстиция проблемы и перспективы. Проблема ювенальной юстиции в россии

В настоящее время под ювенальной юстицией в РФ принято пони­мать уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних. От­сутствие законодательной базы, определяющей сферу деятельности юве­нальной юстиции, ее цели и задачи, не позволяет говорить о ней как о свершившемся юридическом факте, хотя в порядке эксперимента юве­нальные суды действуют в ряде регионов РФ, например в Санкт-Петербур­ге, Москве; в Ростовской области их уже 14.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолет­них» на российские суды возложена обязанность при рассмотрении уго­ловных дел в отношении несовершеннолетних применять международные нормы ювенального правосудия; рассматривать такие дела должны специ­ально подготовленные судьи с позиций защиты интересов несовершенно­летних.

В проекте закона «О ювенальной юстиции в Российской Федера­ции», разработанного в 2000 г. в рамках Федеральной президентской программы реализации судебной реформы в РФ (но так и не принятого), под ювенальной юстицией понимается судебная система, осуществля­ющая правосудие по делам несовершеннолетних, которая имеет следу­ющие задачи:

Судебная защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

Судебное разбирательство дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних (ст. 1 проекта закона).

В проекте закона ювенальная юстиция рассматривается как часть системы общего правосудия, действующая на общей правовой базе. Несо­вершеннолетний выделяется как особый субъект правовой защиты и су­дебного преследования, а одним из принципов ювенальной юстиции про­возглашается приоритет судебной защиты прав и законных интересов не-

совершеннолетних. Суд по делам несовершеннолетних рассматривается как суд комплексной юрисдикции, в компетенцию которого входят и граж­данские дела по искам несовершеннолетних, иски их законных представи­телей о посягательствах на имущественные, личные неимущественные, трудовые, жилищные и иные права несовершеннолетних.

В проекте закона были предусмотрены следующие виды судов по де­лам несовершеннолетних:

Судья, рассматривающий дела несовершеннолетних единолично (ст. 11);

Коллегиальный суд по делам несовершеннолетних, состоящий из трех судей (ст. 12);

Суд присяжных по делам несовершеннолетних (ст. 13).

В 2005 г. Советом при Президенте РФ по содействию развития ин­ститутов гражданского общества и прав человека был подготовлен проект федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции».

В проекте закона под системой ювенальной юстиции понимается со­вокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, непра­вительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершенно­летнего).

В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, пси­хологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребенка (несовершеннолетнего) (ст.

Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении:

Детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, сво­бод и законных интересов, в том числе в первую очередь в отношении бес­призорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних);

Детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соот­ветствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

Детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменя­ющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних) (ст. 3).

Профилактика как цель прямо обозначена в ст. 2 проекта закона и закреплена в одном из принципов построения и функционирования сис­темы ювенальной юстиции, приведенных в ст. 4:

Приоритет прав, свобод и законных интересов ребенка (несовер­шеннолетнего);

Открытость и прозрачность процедур деятельности всех институ­тов системы ювенальной юстиции;

Приоритет профилактического подхода,

Защита прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершенно­летнего) специализированными государственными органами, органами мест­ного самоуправления, государственными, муниципальными и неправитель­ственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;

Расширение восстановительного подхода при осуществлении пра­восудия в отношении детей (несовершеннолетних);

Создание условий для всесторонней социализации ребенка (несо­вершеннолетнего) как предпосылки для его наилучшего развития;

Поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребенка (несовершеннолетнего);

Взаимодействие государственных органов, органов местного самоуп­равления, государственных, муниципальных и неправительственных неком­мерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обес­печения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

Доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;

Создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответствен­ных за воспитание детей (несовершеннолетних);

Создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовер­шеннолетним).

Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять де­ятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интере­сов ребенка (несовершеннолетнего).

Согласно ст. 5 проекта закона законодательство о ювенальной юсти­ции включает:

Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в РФ»;

Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции»;

Законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и за­щите их прав;

Законодательство об уполномоченных по правам ребенка;

Иное федеральное законодательство, законодательство субъек­тов РФ, касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

Следует заметить, что законы «О ювенальных судах в РФ» и «Об уполномоченном по правам ребенка в РФ» до сих пор не приняты.

В соответствии со ст. 6-8 проекта закона субъектами системы юве­нальной юстиции являются государственные органы и учреждения, входя­щие в систему ювенальной юстиции. К ним относятся:

Ювенальные суды;

Уполномоченные по правам ребенка;

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Должностные лица и иные работники прокуратуры, органов след­ствия и дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершен­нолетними);

Специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику;

Воспитательные колонии и иные специализированные пенитенци­арные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонару­шителей.

Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювеналь­ной юстиции:

Органы опеки и попечительства;

Приемные семьи;

Муниципальные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные и реабилитационные центры служб и учреждений.

Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними):

Общественные объединения и иные неправительственные неком­мерческие организации, действующие в интересах детей (несовершенно­летних) и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и закон­ных интересов;

Негосударственные социальные, исследовательские, диагностичес­кие, кризисные, реабилитационные центры, службы и учреждения, втом

числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и без­надзорных детей (приюты);

Коллегии адвокатов.

В соответствии с проектом федерального конституционного закона «О ювенальных судах в РФ» для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специальных судов, действу­ющих на основании Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», создаются ювенальные суды.

К делам в отношении несовершеннолетних относятся дела, в кото­рых несовершеннолетний является подсудимым либо потерпевшим - при рассмотрении уголовных и административных дел или одной из заинтере­сованных сторон - при рассмотрении гражданских дел.

Проект закона предусматривает создание ювенальных судебных кол­легий в составе Верховного суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автоном­ных областей и автономных округов.

Дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются федераль­ными ювенальными судьями единолично, а в вышестоящих ювенальных судебных коллегиях - в составе трех профессиональных судей.

Сущность функций субъектов системы ювенальной юстиции заклю­чается в направленности их непосредственной деятельности (при взаимо­действии с другими субъектами ювенальной юстиции) на профилактику нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и пре­дупреждение правонарушений несовершеннолетних. Формы их деятель­ности зависят от содержания законодательства, которое в настоящее время находится в стадии проектов и обсуждений.

В Москве 13-14 декабря 2005 г. состоялась Международная конфе­ренция «Перспективы становления и развития ювенальной юстиции в сов­ременной России», где Российская Федерация была подвергнута критике за медлительность в учреждении суда по делам несовершеннолетних и соз­дании системы ювенальной юстиции.

Необходимо избегать медлительности и в то же время не допускать излишней поспешности в процессе принятия и апробации ювенального за­конодательства в России, так как темпы роста преступности, в том числе преступности несовершеннолетних, не позволяют оставлять указанные проблемы без их оперативного, но взвешенного решения.

Раздел юриспруденции, который охватывает проблемы с законом у несовершеннолетних граждан, это и есть ювенальная юстиция. Что это такое сегодня сможет рассказать любой следователь или адвокат. С одной стороны, раздел занимается судами над малолетними преступниками, а с другой - защитой тех самых детей от посягательств со стороны взрослых. С первой частью все понятно. За свои действия каждый должен отвечать. А вот ювенальная юстиция в РФ, касающаяся защиты прав несовершеннолетних имеет множество нюансов.

Исторические факты

Особый статус несовершеннолетние преступники имели еще во времена Российской империи. Если рассматривать Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 1845 года, ответственность за деяния начиналась с семи лет. За проступки детей младшего возраста получали наказание родители. В декабре 1866 года Александром Вторым был утвержден закон о содержании несовершеннолетних преступников в специальных колониях с менее строгими условиями проживания. Ребята здесь могли обучаться и работать. Уже тогда мальчиков и девочек содержали отдельно.

В Уголовном уложении от 1903 года возраст уголовной ответственности был изменен. Несовершеннолетние преступники могли понести наказание уже по достижении 10 лет. Кроме того, мальчики получили возможность пребывать послушниками в монастыре взамен наказания в колонии. Основы ювенальной юстиции в современном варианте активно развивались в начале XX столетия. Первый детский суд появился в 1910 году и просуществовал до Октябрьской революции. Однако во времена Первой мировой войны этот сегмент юриспруденции приостановил свое развитие.

В 1922 году были усилены меры карательной уголовной ответственности. Согласно законодательству тех времен преступник в возрасте 16 лет нес такие же наказания, как и взрослый. Малолетнего преступника могли поместить в общую камеру колонии строгого режима. Не назначалась преступникам в возрасте младше 18 лет лишь высшая мера пресечения - расстрел.

Как дела обстоят сегодня?

Современная в РФ впервые была законодательно закреплена лишь в 1995 году. Тогда вышел Указ президента от 14.09.1995 года, в котором был утвержден план действий в интересах несовершеннолетних. В целях укрепления правовой защиты детей была разработана специальная система, которая и получила официальное название «ювенальная юстиция». Что это за раздел? Какие сферы жизнедеятельности он охватывает? На эти и многие другие вопросы изначально не было ответов у специалистов. Ведь понятия касались не только ответственности несовершеннолетних перед законом, но и защиты прав детей.

В 1998 году был принят закон, касающийся основных гарантий прав ребенка в РФ. Впервые появилось понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сюда отнесли несовершеннолетних мальчиков и девочек, которые имеют отклонения в поведении, проживают в или терпят насилие от взрослых родственников. Наиболее активно в этом плане развивалась ювенальная юстиция в Москве. Социальные работники вели учет неблагополучных семей, следили за ребятами, чьи родители имеют проблемы с законом.

Поворотным моментом в ювенальном правосудии России стало постановление Верховного суда от 14 февраля 2000 года. По его условиям несовершеннолетний преступник мог быть освобожден от уголовной ответственности, если удалось примириться с потерпевшим или его родственниками.

В 2008 году были внесены изменения в Семейный кодекс. Появилась глава 22, которая описывает возможность изъятия детей из семей, находящихся в трудном жизненном положении. Если в течение определенного срока ситуация не меняется, малышей определяют в особые учреждения для устройства в новые семьи. Появилась также статья Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. То есть более глубоко охватывает возможность защиты ребенка ювенальная юстиция. Что это значит? Фактически практика домашних наказаний запрещается как семейным, так и Уголовным кодексами.

На сегодняшний день имеются законопроекты, по которым модель ювенальной юстиции не должна сводиться лишь к созданию уголовных судов по делам несовершеннолетних. Специалисты утверждают, что должна быть создана особая система исполнения наказаний в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет. Кроме того, более расширенно должны решаться вопросы в отношении ребят, лишенных родительского попечения. Взрослые могут быть лишены прав воспитания своих детей лишь в исключительных случаях.

Отдельные проекты предполагают охват также и медицинских вопросов, касающихся планирования семьи и сексуального просвещения несовершеннолетних. Введение специального предмета в школах существенно поможет снизить преступность и рождаемость детей в семьях с тяжелой жизненной ситуацией.

Нужна ли судебно-правовая реформа?

Система органов несовершеннолетних сегодня работает не в полную силу. Не защищаются в полной мере также и права маленьких детей в семьях, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию. За последние годы существенно ослабли устои семьи. Согласно социальным опросам, все больше ребят стремится проводить время в кругу друзей, а не своих родственников. Негативным образом на совершеннолетних влияют также и социальные сети. Снизились также и воспитательные обязанности общеобразовательных учреждений.

Специалисты утверждают, что судебно-правовая реформа необходима. Изменения в первую очередь должны коснуться работы социальных служб. Должен быть налажен качественный учет детей, которые остались без попечения родителей. Проблема ювенальной юстиции в РФ - это в первую очередь глобальная недостача информации. В работу должны включаться также и образовательные учреждения. Учителям следует вести ежедневный учет детей на уроках. Причину отсутствия ученика обязательно следует выяснять.

Ювенальная юстиция в Москве и других городах страны тесно взаимосвязана со всеми сферами жизнедеятельности. За последние годы существенно увеличилось количество родителей, которые жестоко обращаются с детьми. Не последнюю роль здесь играет экономический кризис. Многие, оставшись без работы, не имеют возможности прокормить семью. Результатом становится затянувшаяся депрессия. Морально истощенные взрослые начинают срывать свою злость на детях. Получается, что существенно снизить насилие в семьях поможет создание дополнительных рабочих мест. Экономическая стабильность - залог счастливой жизни граждан страны.

Должна коснуться также контроля доступа детей к социальным сетям. В Интернете в открытом доступе существует немало информации, которая может травмировать слабую детскую психику. Если ограничить доступ несовершеннолетних к определенным сайтам, удастся снизить детскую агрессию. В результате уменьшится количество преступлений, совершаемых гражданами младше 18 лет.

Комиссии по делам несовершеннолетних

Основная проблема ювенальной юстиции в России заключается в несовершенстве отечественного законодательства. Проекты, которые касаются детей, требуют пристального внимания со стороны специалистов. Считается, что основным звеном ювенальной юстиции должны стать специальные комиссии по делам несовершеннолетних. Российская система существенно отличается от западной. В ряде стран созданы специальные судебные органы по делам несовершеннолетних. Именно эти органы решают судьбу малолетних преступников и отвечают за воспитание детей, которые остались без родительской опеки. В России же такие вопросы решает тот же орган, который работает со взрослыми гражданами.

Сегодня в стране функционируют комиссии по делам несовершеннолетних, созданные еще в советские времена. Деятельность их основывается на действующих федеральных законах. Основной задачей органа является предупреждение беспризорности и противоправных действий несовершеннолетних, которые остались без внимания взрослых. Кроме того, сотрудники комиссий должны делать все, чтобы обеспечить защиту прав, а также интересов несовершеннолетних. Для ребят, которые оказались в трудной жизненной ситуации, проводится социально-педагогическая реабилитация.

Работа комиссии по делам несовершеннолетних дает положительные результаты. Благодаря мониторингу удается выявить родителей, которые не справляются со своими обязанностями. Однако такая работа должна проводиться активнее. Взаимодействие социальных служб со школами и другими образовательными учреждениями позволит снизить уровень малолетней преступности, уменьшит количество несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основные позиции по формированию ювенальной юстиции

Специалисты считают, что система, которая действует на сегодняшний день, должна быть полностью разрушена. Новый проект ювенальной юстиции должен быть внедрен в таком виде, как на Западе. При этом реформы следует проводить постепенно, в соответствии с российской действительностью. Международная ювенальная юстиция предусматривает взаимодействие различных сфер жизнедеятельности. Защитить несовершеннолетних удастся, если в работу будут включены не только социальные службы, но и образовательные учреждения, профсоюзы.

Существуют также и противоположные позиции. Некоторые специалисты считают, что органы ювенальной юстиции не представляют никакой пользы для общества. Суды, органы опеки и другие структуры, которые действовали еще со времен СССР, вполне справляются со своими обязанностями. Существует мнение, что внедрение ювенальной юстиции в России - это избыточная мера. Все что нужно сделать - это приложить усилия к совершенствованию действующей системы. А полная замена структуры потребует немало финансовых, а также физических затрат.

Не устраняет ювенальная юстиция. Что это, по своей сути? Это система наказаний малолетних преступников, а также защита прав детей перед родителями, которые не справляются со своими обязанностями. Но ведь в первую очередь должна проводиться просветительная работа о способах и методах воспитания. Если дети будут расти в любви и заботе, малолетняя преступность будет снижена в разы. Получается, что необходимо совершенствовать вовсе не систему наказаний. Основная роль должна уделяться обучению молодых родителей. А с этой задачей вполне могут справиться социальные службы.

Неприятие ювенальной юстиции общественностью

Внедрение первых принципов ювенальной юстиции в России вызвало бурю негативных мнений и высказываний. По мнению противников нововведений, западные нормы полностью противоречат национальной ментальности, духовности и традициям, которые складывались годами. В российском обществе считается, что ребенок должен с уважением относиться к родителям. Отцы и дети не должны быть на равных. Согласно же западным нормам, дети обладают теми же правами, что и родители. Специалисты считают, что это в итоге приводит к дестабилизации семьи, школы и общества в целом. Неправильно воспитанный ребенок более склонен к преступным деяниям.

Против ювенальной юстиции западного образца выступают такие знаменитые деятели, такие как журналист актриса Екатерина Васильева, политконсультант Анатолий Вассерман. По мнению некоторых политических деятелей, ювенальные технологии склонны расколоть российскую общественность на два лагеря.

Негативные результаты деятельности органов ювенальной юстиции

В России уже были запущены пилотные проекты, касающиеся ювенальной юстиции. Они имели негативные результаты. В первую очередь это попирание прав родителей. В каждой семье используются свои методы воспитания. Согласно западным нормам ювенальной юстиции ребенок может самостоятельно решать, чем ему заниматься и как действовать в конкретной ситуации. При этом родители не могут ему запрещать. Такая ситуация крайне негативно сказывается на развитии незрелой личности.

Привела к значительному увеличению дел по лишению родительских прав ювенальная юстиция. Как защищаться в такой ситуации, взрослые не всегда знают. Во многих случаях решение судом принимается не в пользу семьи. При этом страдают как взрослые, так и дети. Внедрение норм ювенальной юстиции приводит также и к увеличению количества случаев малолетней преступности. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Ребенок, оставшись без родительского внимания, начинает совершать неправильные поступки.

Полномочия ювенальных органов

По мнению специалистов, негативные результаты были получены в связи с чрезмерным расширением полномочий органов, которые входят в состав ювенальной структуры (социальные работники, суды). Кроме того, неправильно трактуются права ребенка. К сожалению, в последнее время существенно возрастает неконтролируемое внедрение ювенальных органов в дела отдельных семей. Уже известны случаи, когда детей изымали из семей даже по абсурдному поводу. Ребенок при этом страдал в первую очередь.

Согласно западным веяниям, ювенальные органы могут также диктовать родителям, как правильно воспитывать ребенка. Ведь именно в странах Европы считается, что маленький человек растет и развивается в социуме, а родители играют лишь второстепенную роль. Поэтому мама и папа гораздо меньше влияют на конкретного ребенка, нежели школьные психологи, учителя, врачи.

Альтернативные реформы в ювенальной сфере

Западная юриспруденция и ювенальная юстиция никак не может влиять на развитие Российского государства. Чтобы воспитать нормальное общество, следует лишь внести поправки в действующее семейное законодательство. Работа, связанная с защитой семьи и детства, должна быть направлена на уменьшение количества абортов, поддержку многодетных семей, помощь малышам, которые остались без родителей. Специальная комиссия должна быть создана в каждой школе. Социальные службы должны вести свою работу активно, но не агрессивно.

Особое внимание должно уделяться детским исправительным учреждениям. Следует выяснять в первую очередь, почему ребенок пошел на преступление. Зачастую противозаконные деяния дети совершают под воздействием взрослых. Исправительные учреждения должны вести работу по перевоспитанию детей, обучению принципам морали и справедливости.

Внедрение новых ювенальных принципов не может обойтись без экономических аспектов. Пристальное внимание должно уделяться финансированию малоимущих и многодетных семей. Поощрять следует также создателей приютов семейного типа. Если семья будет обеспечена качественным питанием, дети будут одеты и обуты, смогут отлично проводить летний отдых, вряд ли будет идти речь о малолетней преступности.

Подведем итог

Должна ли развиваться в России ювенальная юстиция? И дети, и родители только выиграют, если получат больше внимания со стороны государства. Однако внимание должно быть направлено на развитие семьи в целом. Агрессивные принципы ювенальной юстиции, используемые в некоторых западных странах, не подойдут для российского общества.

Ювенальная юстиция: актуальность создания

Захаренко О. Н.

Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки рас­пространенному мнению, должно быть основано вовсе не на снис­хождении к правонарушителям, а на понимании причин преступ­ного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей. Его цель - попы­таться избежать дальнейшей криминализации личности и способ­ствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества.

В этой связи все более актуальной становится проблема созда­ния в России ювенальной юстиции - юстиции, обеспечивающей за­щиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, в которых суды и другие правоприменитель­ные органы и службы по делам несовершеннолетних не выделены в самостоятельную подсистему. В то же время опыт реализации в различных государствах тех или иных элементов ювенальной юс­тиции доказал достаточно высокую эффективность в деле защиты прав, свободы и законных интересов детей 20 .

С момента создания первого суда для несовершеннолетних про­шло 100 лет. Если даже учитывать, что основные его модели - анг­лосаксонская и континентальная - сформировались окончательно примерно через пять - десять лет после этого события, все равно срок немалый. Очевидно, что ювенальная юстиция, сформировав­шись в целом, не могла, развиваясь, оставаться застывшей право­вой схемой. Она менялась и меняется. Однако эти изменения не затрагивали концепцию и философию ювенальной юстиции, не по­сягали на задачи деятельности суда для несовершеннолетних как суда уголовной юрисдикции 21 .

Изменения в правосудии по делам несовершеннолетних происхо­дили по причинам, общим для всех стран, где оно имелось, и по причинам, которые можно определить как национальные.

Объявление:

Общими, как всегда, оказались рост и ухудшение статистичес­кого содержания преступности несовершеннолетних и недостаточ­ная эффективность борьбы с ней. По экспертным оценкам, в Рос­сии действует более 300 крупных преступных синдикатов и 1000 молодежных преступных банд. Участие в тех или иных преступных кланах и группировках становится для молодежи социально пре­стижным занятием. В настоящее время более половины всех пра­вонарушений совершается молодыми людьми. В российских мега­полисах до 30% социально опасных деяний совершается подрост­ками моложе 14 лет. За 5 лет на 25% увеличилось число несовер­шеннолетних, находящихся в федеральном розыске 22 . Возрастает доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе правона­рушений, совершенных малолетними преступниками, причем сре­ди них стали преобладать уголовные деяния с использованием раз­личного оружия. В настоящее время число школьников, вооружен­ных разными видами холодного оружия и средствами самозащи­ты, составляет около 35%. В региональном разрезе наибольшая криминальная пораженность подростков характерна для Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, российского Севера. Здесь число преступлений несовершеннолетних на 100000 населения со­ставляет от 4 до 6 тыс. В меньшей степени подростковая преступ­ность распространена на Северном Кавказе, в Поволжье, в Цент­ральном и Центрально-Черноземном регионах. В составе преступ­ных деяний несовершеннолетних преобладают (до 85%) преступле­ния против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреж­дение имущества). Устойчивой чертой становится групповой харак­тер преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Свыше 60% составляет доля групповых преступлений, причем групповая пре­ступность несовершеннолетних все более приобретает признаки организованности 23 . Криминальные группы, утвердившиеся во всех сферах жизни, составляют сильную конкуренцию политическим, экономическим и другим официальным структурам. В криминаль­ной среде сформировалась собственная, "теневая" социальная струк­тура со своими "теневыми” стратами, вхождение в которые гаранти­рует молодым людям определенный уровень материального дос­татка и присущий им набор социальных возможностей. Участие в деятельности, принадлежность к тем или иным преступным кланам и группировкам нередко становится для некоторых подростков пре­делом желаний и социальных ожиданий. Часть несовершеннолет­них мечтает пополнить ряды уголовников и войти в состав крими­нальных структур. В связи с прогнозируемым ухудшением уровня жизни, ростом наркомании и алкоголизма в обозримый период вре­мени можно ожидать продолжение роста молодежной преступнос­ти. Криминальные тренды несовершеннолетних дают основание прогнозировать дальнейшее увеличение числа грабежей и разбо­ев, совершаемых организованными группами подростков.

Основными причинами преступных проявлений несовершенно­летних являются недостатки воспитания и влияние среды. Обще­ство вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать ее на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное влияние или оказывающих прямое от­рицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих равонарушителей. Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достой­ными членами общества. Забота о воспитании молодежи, в особен­ности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и обще­ственных организаций. Реализация правовой реформы предполага­ет улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.

В настоящее время, когда решение социальных проблем по вос­питанию молодежи стало одной из первоочередных задач государ­ственных органов и общественных организаций, неизмеримо воз­росли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его граждан­ское и трудовое становление.

Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном и правовом воспита­нии молодого поколения. Обеспечить успех такого воспитания крайне необходимо, поскольку речь идет о формировании граждан право­вого государства, которые впоследствии сами будут призваны со­здавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

Положение России оказывается своеобразным, когда речь идет о современных изменениях ювенальной юстиции, во-первых, по­тому, что самой ювенальной юстиции в ее общепринятом понима­нии в России нет, а следовательно, нельзя говорить о модерниза­ции именно ювенальной юстиции; во-вторых, некоторые варианты изменений правосудия для несовершеннолетних, которые проис­ходили в мире, в России уже были или произошли, хотя сама юве-нальная юстиция отсутствовала. Речь идет об упоминавшихся не раз комиссиях по делам несовершеннолетних. Еще один вариант модернизированной ювенальной юстиции - семейный суд - в Рос­сини предполагается создать. Вот почему так актуально создание самостоятельной подсистемы по вопросам борьбы с преступнос­тью несовершеннолетних.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

4.Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.

Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.

Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.

Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.

Подход к проблеме с учетом ее комплексности.

Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.

Создание единого пространства профилактики.

Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.

Подход к проблеме с учетом региональных условий.

Оценка криминогенной ситуации.

Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.

Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.

Принятие законов и иных подзаконных актов.

Согласование программ предупреждения преступности на региональном

уровне с программами потребностями на местном уровне.

3. Перспективы ювенальной юстиции в России

3.1 Проект Федерального закона

15 февраля 2002 г. принят в первом чтении проект федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов), в котором, в частности, говорится:

«Статья 1. Дополнить Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации (Собрание Законодательства Российской федерации, 1997, N 1, ст.1) статьей 22-1 следующего содержания:

Статья 22-1. Ювенальные суды.

1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.

2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»

Проект закона был внесен депутатами Виктором Зоркальцевым (КПРФ), Екатериной Лаховой (ОВР), Гаджи Махачевым («Народный депутат»), Еленой Мизулиной (СПС), Анатолием Чекисом (АПР), Александром Чуевым («Единство»), Татьяной Ярыгиной («Яблоко»). Подготовлен рабочей группой, возглавляемой президентом фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) Олегом Зыковым.

Этот проект - первый шаг на пути к восстановительному правосудию. Одновременно это хороший пример эффективности общественного лоббирования: проект продвигался усилиями фонда НАН и общественного центра «Судебно-правовая реформа» Михаила Флямера и Рустема Максудова, ювенальные модели отрабатывались в региональных судебных экспериментах в Москве и Петербурге.

В пояснительной записке к проекту федерального конституционного закона Российской Федерации «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» говорится:

«Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы.

В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.

Действующая судебная система оказалась не готовой гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в ст.40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией.

В связи с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а они составляют примерно 12% от общего количества дел, не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения в следственных изоляторах.

Об этом свидетельствуют и цифры:

По состоянию на 1.01.98 г. в следственных изоляторах УИС МВД России несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых содержалось 5% от общего количества лиц, находящихся в СИЗО.

Удельный вес несовершеннолетних в общем числе осужденных составил - в 1996 г. - 10,9%., 1998 г. - 12,3 % (статистику смотри также в приложениях). См. прил. № 1 -3.

Без радикального совершенствования судопроизводства в отношении несовершеннолетних не возможно говорить о справедливости правосудия в нашей стране.

Изменить такое положение возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов (термин международный).

Современная судебная система должна рассматривать ребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего, не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.

Экспертное заключение на проект закона, подготовленное в мае 2002 г. кандидатом юридических наук О.А. Шварц, координатором проекта «Судебная реформа» Российского фонда правовых реформ, гласит:

«Рассматриваемый законопроект, как следует из пояснительной записки к нему, направлен на воссоздание российской ювенальной юстиции, первым шагом к которой является введение в судебную систему России такого понятия, как "ювенальный суд".

По мнению авторов законопроекта, системная разобщенность ныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы.

Институт ювенальной юстиции представляет собой весьма сложный комплекс концепций и "схем" влияния на подростка, его семью и непосредственное окружение, а также социальные структуры. Он включает, в том числе, ориентирование суда на решение задач социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества».

Однако данный проект закона вызвал у членов экспертной комиссии и ряд возражений. В частности, «вызывает возражения и определение, данное в самом общем виде, специализации ювенальных судов, так как в соответствии со статьей 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком (несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. И лишь несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Согласно части первой статьи 32 Гражданского процессуального кодекса РСФСР способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия. Таким образом, нельзя говорить о делах, стороной в которых выступает несовершеннолетний, поскольку по закону он не вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав».

Тем не менее, принятый проект закона является важным шагом на пути становления ювенального права в России.

Известный политолог Борис Золотухин свое заключение на проект принятого в первом чтении закона завершил следующими словами: «Принятие рассматриваемого законопроекта не означает немедленного введения ювенальных судов, но создает необходимые правовые предпосылки к незамедлительному началу этой крайне необходимой для страны работы».

3.2 Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие

Восстановительное правосудие стало в определенном смысле ответом на тот кризис, который переживала ювенальная юстиция.

На протяжении второй половины 20 века и начала 21 века в ряде стран происходит качественная коррекция миссии и принципов ювенальной юстиции, сложившихся в конце 19 века под влиянием реабилитационной парадигмы. Эта коррекция проявилась в реформах и принятии нового законодательства. «Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа». Учебное пособие/ под ред. Л. М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001г.

В принципы ювенальной юстиции в ее истории впервые была включена необходимость обеспечения защиты общества от противоправного поведения молодежи и ответственности правонарушителей. Эти акценты определенно контрастирует с прежней философией, согласно которой делинквент рассматривался исключительно как ребенок, ставший жертвой неправильных жизненных установок и заблуждений, ребенок, нуждающийся в помощи, поощрении и содействии. Сегодня, в противоположность такому пониманию, к примеру, новозеландская модель ювенального суда исходит из следующей, установленной законом цели: обеспечить, чтобы малолетний правонарушитель «отвечал за свое поведение и принимал на себя ответственность за него…, чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность в будущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществу человек». Аналогично в Канаде Закон «о молодых правонарушителях гласит:

«…а. 1) подростки ни в коем случае не должны быть приравнены к взрослым, в том что касается уровня их ответственности и последствий их поступков; тем не менее, молодые правонарушители должны нести ответственность за свои правонарушения;

б) хотя общество должно принимать разумные меры, чтобы предотвратить преступное поведение молодежи, оно должно быть в состоянии защитить себя от любого незаконного поведения;

в) положение молодых правонарушителей требует надзора, дисциплины и заботы; при этом, учитывая зависимое состояние, в котором они находятся, степень их развития и зрелости, они испытывают специфические потребности и нуждаются в помощи и советах;

в. 1) ресоциализация молодого правонарушителя всякий раз, когда это возможно, направлена на защиту общества, что является одной из основных целей уголовного права применительно к молодежи; добиться ресоциализации можно только учитывая потребности молодого человека и обстоятельства, способные объяснить его поведение;

г) если молодых правонарушителей решено привлечь к ответственности, следует рассматривать возможность замены судебной процедуры, предусмотренной настоящим законом в целях защиты общества, альтернативными мерами…».

Провозглашение этих принципов вовсе не стало шагом назад к карательному подходу: сама коррекция на новой почве возникновения и расширения практики восстановительного правосудия.

Ответственность правонарушителя здесь понимается как возникшее в результате преступления обязательство по заглаживанию причиненного вреда, а не наказание.

Противоречие, которое стало возникать в рамках ювенальной юстиции, - между принципом минимизации контактов с судебной системой и необходимостью призвать несовершеннолетнего правонарушителя к ответственности, - нашло свое разрешение в рамках восстановительного правосудия.

3.3 Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ

Интересы охраны прав несовершеннолетних и молодежи, обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращения использования в отношении детей карательных санкций делает актуальной задачу создания в России системы ювенальной юстиции.

Основополагающим принципом при разработке этой системы должно стать положение ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях государственных, частных учреждений, суда, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов.

Ювенальная юстиция должна быть построена на более гуманистических процессуальных нормах и могла бы включать в себя сеть разнообразных социальных, правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.

В систему ювенальной юстиции в широком понимании должны входить:

v институт ювенального судьи;

v ювенальная прокуратура;

v детская адвокатура;

v агентства уполномоченных по правам ребенка;

v инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников; Резолюция Всероссийского семинара-совещания «Перспективы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации» 28-30 апреля 2003г., г. Санкт-Петербург.

Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания для подростка. Распространенной формой правоприменительной практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием, должно стать присуждение подростка к различным социально-психологическим и реабилитационным программам, направленным на его ресоциализацию.

Таким образом ювенальная юстиция должна обеспечивать:

v эффективную профилактику правонарушений среди несовершеннолетних;

v справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних;

v защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их условиями жизни и воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями;

v обеспечение социализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни;

На сегодняшний день мы вынуждены признать отсутствие ювенальной юстиции в Российской Федерации. Основная часть специалистов пока не задумывается, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно отличаться от общего правосудия. Проблемы правосудия в отношении несовершеннолетних по-настоящему не изучаются.

Поэтому в обществе недостает знания и понимания этих проблем. В связи с этим важно своевременно проанализировать развитие судебной системы и увидеть перспективы правосудия в отношении несовершеннолетних с учетом имеющегося российского и международного опыта.

Заключение

В сегодняшней России за решеткой находиться 45 тысяч детей - это в три раза больше, чем в дореволюционной 170-миллионной Российской империи. Специалисты эксперты признают, что лишение свободы для многих несовершеннолетних - избыточная мера наказания. Нам необходимо изменить свое отношение к детям, следуя примеру большинства развитых стран, в которых отношение к ребенку, переступившему закон, иное - его не спешат карать, а предпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из малолетнего заключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.

Уже более 100 лет известна форма судопроизводства, с помощью которой цивилизованное государство «протягивает руку» ребенку, сделавшему неверный шаг.

Хочется верить, что Россия станет цивилизованным государством, обратясь к своему будущему, детям.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские соглашения), приняты резолюцией 40/ 33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985г.

4. Федеральный Конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации», от 31. 12. 1996г.

5. Уголовный кодекс РФ, от 13. 06. 1996г.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, от 18. 12. 2001г.

7. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ, от 24. 07. 1998г.

8. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ, от 24. 06. 1999г.

9. Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» № 533-83, от 09. 09. 1996г.

Научная и учебная литература
1. Астемиров З. А. «Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних». М., 1976г.
2. Лунеев В. В. «Преступность 20 века». М., 1997г.
3. Люблинский П. И. «Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки)». М., 1923г.
4. Мельникова Э. Б. «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии». М.: Дело, 2001г.
5. Мельникова Э.Б. «Из истории российской ювенальной юстиции»// Правозащитник. 1998г., №3.
6. Ткачев В. Б. «В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции», статья, «Российская юстиция» № 2, 2002г.
7. «Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа». Учебное пособие/ под ред. Л. М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001г.
8. Дигесты Юстиниана: избр. Фрагменты/ пер. и примеч. И. С. Перетерского. М., 1984г.
9. «Каролина»: Уголовно-судебное уложение Карла 5. Алма-ата, 1967г.
10. «Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение». Казань. Издательство Казанского Университета, 1993г.
11. «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних». М., Юридическая литература, 1986г.
12. Правосудие по делам несовершеннолетних: Перспективы развития/ Сб. ст. Вып.1.М., 1999г.
13. Резолюция Всероссийского семинара-совещания «Перспективы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации». 28-30 января 2003 года, г. Санкт-Петербург.
14. Резолюция Всероссийской конференции «Ювенальная юстиция: правовой и образовательный аспекты». 14-15 января 2005 года, г. Ростов-на-Дону.
15. Свод законов Российской империи. Том 15. 1909г.

Подобные документы

    Модели и подходы к ювенальной юстиции в США, которые применялись в разные периоды времени. История ювенальной юстиции в Канаде. Современная ювенальная юстиция в странах романо-германской системы права (на примере стран Латинской Америки и Германии).

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Понятие и история ювенальной юстиции. Профилактика подростковой преступности. Специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних. Особенности системы ювенальной юстиции в Швеции. Запрет телесных наказаний детей. Службы государственного патроната.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2013

    Основные этапы становления института ювенальной юстиции в России. Практика реализации восстановительного подхода в правосудии по делам несовершеннолетних. Институт примирения сторон в уголовном праве. Цели восстановительного подхода к ювенальной юстиции.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Особая система правосудия в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с уголовным законом. Несовершеннолетие в ювенальной юстиции. Основные подходы к определению понятия делинквентности несовершеннолетних. Парадигмы ювенальной юстиции.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    История становления ювенальной юстиции в России, ее основные принципы, функции и международные стандарты. Выявление проблем правосудия по делам несовершеннолетних и органов, обеспечивающих защиту их прав и интересов на примере Ростовской области.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2010

    Этапы становления ювенальной юстиции в странах Запада и США – родины ювенального правосудия, анализ развития правосудия по делам несовершеннолетних. Ювенальная юстиция дореволюционной России. Профилактика преступности среди несовершеннолетних в России.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2010

    Сущность, особенности и порядок осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами. Назначение, функции, возможная модель ювенальной юстиции в России, основные проблемы и перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2016

    Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли, пути продвижения ювенальной юстиции в России, проект федерального закона. Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Перспективы развития ювенальной юстиции в России. Восстановление социальных отношений, нарушенных в результате преступления. Ресоциализация несовершеннолетних, ограничение поля действия карательных технологий за счет участия граждан в социальном контроле.

    реферат , добавлен 20.10.2009

    Ювенальная юстиция – правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом: история, понятие, принципы и задачи. Особенности и недостатки специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних в Швеции.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра социальной работы

Проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России

Выполнил: студент 1 курса дневного отделения юридического факультета, специальности « Социальная работа», Шилов С. В.

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры « Социальная работа» Соболева Л. А.

Введение 3

1. Ювенальная юстиция: понятие и происхождение 4

1.1 Понятие ювенальной юстиции 4

1.2 Исторический путь ювенальной юстиции 5

2. Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ 10

2.1 Основные проблемы становления и развития 10

2.2 Ростовская региональная модель ювенальной юстиции 11

2.3 Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровнях 14

3. Перспективы ювенальной юстиции в России 18 3.1 Проект Федерального закона 19

3.2 Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие 21

3.3 Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ 22

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Приложения

Введение

В настоящей работе предпринята попытка исследования основных проблем, стоящих на пути развития и становления ювенальной юстиции в России, состояния и динамики преступности несовершеннолетних как в общероссийском масштабе, так и в региональном, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных явлений среди несовершеннолетних, системы предварительного следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и, соответственно, методов и возможных вариантов наказания малолетних нарушителей закона.

В последние годы, в связи с кризисной социально-экономической обстановкой в нашей стране, уровень морали и культуры неминуемо падает, и сильнее всего это сказывается на молодом поколении. У подавляющего большинства детей Российской Федерации уровень правовой культуры крайне низок. Это приводит к большому количеству правонарушений, совершаемых детьми, причем количество тяжких преступлений динамически растет. Существующий принцип гласит, что незнание закона не освобождает от ответственности, а большинство правонарушений совершается детьми и подростками именно по незнанию закона. Дети не задумываются о последующей ответственности, так как ничего о ней не знают. Другой стороной проблемы является и то, что дети не знают своих прав и, тем более, не знают как их нужно защищать. Это приводит к тому, что они защищают их любыми известными способами, кроме правовых. Перед обществом, его взрослой частью, встает объективная задача заняться формированием правосознания у детей с малых лет. Для решения этой проблемы должна быть создана система государственной поддержки и профилактики, которая разъясняла бы на доступном уровне ребенку его права и обязанности.

Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. Отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

Все более актуальной становится проблема создания в России системы ювенальной юстиции, хотя более понятным и точным является термин «юстиция, обеспечивающая защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних».

К сожалению, даже среди наиболее квалифицированных ученых и специалистов в области разработки законодательства о совершеннолетних нет единого мнения о том, что же такое «ювенальная юстиция» и насколько она необходима в России. Попробуем сформировать собственное видение данной проблемы.

1. Ювенальная юстиция: понятие и происхождение.

1.1 Понятие ювенальной юстиции.

В 19 веке, впервые возникла проблема социализации той части молодежи, поведение которой не соответствует социально одобряемым нормам и ожиданиям. Вероятнее всего, подобная проблема существовала и ранее, но в связи с тем, что действующие на тот период времени органы и структуры, в чье ведение были отданы проблемы девиантных подростков, исчерпали себя в этой отрасли, вопрос встал особенно остро. На волне ощущения остроты появившейся проблемы и возникли иные принципы и схемы работы, которые получили свое выражение в форме ювенальной юстиции (от англ. juvenilejustice).

Говоря о ювенальной юстиции мы, в первую очередь, имеем в виду весьма сложное множественное целое – комплекс концепций и «схем» влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты. В основе такого видения ювенальной юстиции лежат две предпосылки:

Во-первых, ювенальную юстицию целесообразно рассматривать не просто выделяя специфических для нее действующих лиц (судей, социальных работников, пробаторов), но и предполагая, что они своими действиями реализуют особые («ювенальные») концепции, проекты и «схемы» работы. Эти концепции, модели работы и «схемы» нельзя рассматривать как что-то раз и навсегда сложившееся – они были и остаются предметом специального поиска и совершенствования. Изменение концепций и моделей приводит к соответствующим изменениям в практике.

Во-вторых, важно подчеркнуть момент множественности и разнообразия действующих лиц и концепций, обеспечивающих их функционирование. Система ювенальной юстиции той или иной страны является уникальным комплексом, уникальной констелляцией концепций и форм организации (схем) деятельности, определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такой системы реализуется не только множественность, но и особая связь кооперации различных специалистов, позволяющая им взаимодействовать в относительном единстве. Сложность обсуждаемого целого внешне выражается в том, что системы ювенальной юстиции различных стран имеют довольно существенные различия.

Принципиальным для возникновения как, собственно, структуры и системы ювенальной юстиции, так и ее понятия, стало соединение двух разнородных социокультурных образований – формально-юридически организованной системы государственных судов и личностно определяемого попечения о детях. Именно соединение таких, казалось бы взаимоисключающих образований, привело к возникновению уникального способа работы с детьми-правонарушителями, под влиянием которого была фактически перестроена вся система уголовного правосудия для несовершеннолетних.

На основе изложенного материала можно утверждать, что понятие ювенальной юстиции нельзя заключить в рамки какого-либо формального определения. Это понятие настолько многогранно и многопрофильно, что его основополагающие черты весьма сложно объединить в одной формулировке. Однако, что мы можем утверждать точно, так это то, что существо ювенальной юстиции состоит не только в подчинении судебной власти задачи решения проблемы наказания малолетнего правонарушителя. Особое место здесь занимают задачи, доселе судами нерешаемые – задачи социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества.

1.2 Исторический путь ювенальной юстиции

Знание истории предмета исследования дает в руки ключ к раскрытию его сущности и перспектив развития. Это особенно актуально для ювенальной юстиции. Без знания ее истории очень трудно почувствовать ее специфику: почему ювенальной юстиции не было и почему она возникла? Почему ювенальная юстиция отклоняется от общих процессуальных канонов и несмотря на это считается эффективной? Почему, наконец, именно ювенальную юстицию считают прообразом правосудия будущего?

Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека – от античного мира и средневековья до середины 19 века. Меч правосудия был по отношению к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по содержанию некоторых историко-правовых источников и следующих моментов общего плана:

В юриспруденции тех времен не существовало правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека;

Как следствие этого, в правовых актах не обнаруживается юридических правил специальной защиты детей и подростков в суде, после освобождения из них. Можно даже предположить, что юристов древности, средневековья и раннего «капитализма» дети-преступники как самостоятельная демографическая группа не интересовали.

Соответственно жестокость суда к несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершали противоправные поступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. Современный юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет сильнее ребенка.

И все же нельзя утверждать категорически и однозначно, что римское право, более поздние правовые акты средневековья и тем более законодательство 18-19 вв. вообще не оставило нам никаких юридических свидетельств того, что существовали попытки оградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное деяние. Чтобы убедиться в обратном, необходимо вспомнить некоторые положения римского права. Начнем с норм гражданского права. Это обусловлено тем, что судебная защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве.