Война в Нагорном Карабахе. Что нужно знать об армяно-азербайджанском конфликте

Эта публикация как и многие основана на конкретных фактах, на анализе по фактам и на мнении профессионала. В принципе таких анализов много. Но ради последнего абзаца, стоит прочесть публикацию целиком, хотя с мнением автора можно и поспорить, например в том плане, что министр Обороны Армении не раз говорил, что вмешательство третьей стороны не потребуется.

Во первых, армия обороны Армении сама в состоянии решить как вопрос обороны, так и вопрос продуктивного контрнаступления, о чем ярко свидетельствуют события прошедшего дня. Во вторых армяне мудры и прекрасно знают, что у третьей стороны свои интересы, а это накладно по той простой причине, что на небольшой территории страны мало места для нескольких интересов.

Перейдем к итогам политолога и постараемся дочитать до кульминационного конца публикации.

Предварительные итоги

К концу 2 апреля 2016 года - дня, который стал на данный момент самым кровавым для Азербайджано-Карабахского конфликта с 1994 года (12 мая 1994 года официально вступило в силу бессрочное соглашение о прекращении огня, подписанное представителями Армении, Карабаха и Азербайджана), можно попробовать подвести некоторые итоги произошедшего.

Первые сообщения о масштабном наступлении азербайджанский войск почти по всей протяженности линии соприкосновения Армии обороны Нагорного Карабаха (АО НКР) и Азербайджана появились примерно в 8 утра, и были распространены пресс-службой министерства обороны Армении.

Азербайджанское военное ведомство впервые заявило о происходящем более чем через 3 часа, при этом традиционно переложив всю ответственность на армян, которые, якобы, первыми начали обстрелы азербайджанских населённых пунктов.

Заметно обесценили все азербайджанские заявления история со сбитым вертолётом и беспилотником - сначала Баку как мог открещивался от этих потерь, но позже, видимо осознав, что скоро будут распространены фотографии уничтоженного Ми-24 (а он упал на территории Нагорного Карабаха), признал потерю винтокрылой машины, одного танка и 12 военных.

Потеря беспилотника так и не была признана, хотя министерство обороны Армении почти сразу же выставило несколько фотографий вражеского «шпиона» - БПЛА оказался израильского производства (что подтверждает, что он был из состава ВС Азербайджана - армянские и карабахские силы применяют беспилотники собственного производства) модели ThunderB, с некоторыми модификациями.

Что касается достоверности приведённого числа погибших - оно, судя по всему, не отражает действительности: имеются фото с БПЛА, где видно минимум 10 убитых азербайджанских военных лежат на нейтральной полосе, ещё три тела были запечатлены на одной из видеозаписей о происходящем, кроме того, трое погибло в сбитом вертолёте. В сумме это уже 16 человек.

Армянская же сторона официально потеряла 18 человек, 35 было ранено. В азербайджанских источниках и группах в социальных сетях появилась фотография лишь с одним погибшим, точнее с его головой.

На данный момент, уровень интенсивности боевых действий, судя по всему падает - об этом заявили в министерстве обороны Азербайджана. Однако незадолго до этого появилась информация из АО НКР о том, что азербайджанское подразделение с 5 танками попало в окружение и ведутся мероприятия по захвату или уничтожению машин. Достоверность этих слухов мы узнаем в ближайшее время.

Одно можно сказать уже точно - авантюрная попытка Баку воспользоваться фактором неожиданности и захватить сколь-нибудь значимые территории провалилась.

О том, что наступали именно азербайджанцы свидетельствует несколько фактов - замалчивание происходящего в течение 3 часов, наличие большого количества убитых азербайджанских военнослужащих на территории Карабаха и упавший на территории НКР вертолёт. Кстати, судя по фото и видеозаписям обломков вертолёта, он очень напоминает модификацию Ми-24G, которую совместно проводят ЮАР и Украина (она поставлялась ранее Баку).

Причины могли быть самыми разными (а точнее, все они работают одновременно) - от желания повысить рейтинг властей при падении благосостояния (в связи с падением цен на нефть и девальвацией маната), до турецкого влияния (Анкара была бы очень не прочь отвлечь РФ от Сирии, чтобы реализовать свои пошатнувшиеся амбиции).

Что касается перспектив - они две. Первый, и более вероятный вариант - произошедшее станет самой крупной военной провокацией с 1994 года. Однако такие провокации не могут продолжаться бесконечно - за последние два года был уже не один и не два реальных повода для начала полномасштабной войны. Второй - переход в полномасштабную войну.

Этот вариант был бы вероятнее, если бы сегодня Азербайджан добился бы военных успехов. Такой сценарий уничтожит экономику обеих стран, отнимет жизни десятков тысяч и может даже не привести к победе сторон. Этот вариант развития событий станет вызовом и для РФ, которая имеет как двухсторонние договоры с Арменией о взаимопомощи, так и обязанности по блоку ОДКБ.

Ограничить полномасштабную войну одним лишь Карабахом практически невозможно - это даст армянским войскам слишком большое преимущество и оперативный простор, поэтому «отмахнуться» и не вмешаться никак Москве будет сложно.

И тут самое интересное - воевать придётся со своей же техникой, которую РФ недальновидно поставила Баку на сумму более $3 млрд.

И самым кровопролитным. Активная фаза Нагорно-Карабахской войны завершилась в 1994 году, однако мирный компромисс так и не был найден. Даже в наши дни вооруженные силы обоих государств находятся в постоянной боевой готовности.

Истоки Нагорно-Карабахской войны

А предпосылки этой вражды восходят еще к началу XX века, когда после образования советского государства в состав Азербайджанской ССР была включена автономная Нагорно-Карабахская область, которая в большинстве своем была населена армянами. Спустя семьдесят лет армянское население все еще превалировало здесь. В 1988 году его было около 75% против 23% азербайджанцев (2% составляли русские и представители других национальностей). На протяжении достаточно длительного периода армяне этого региона регулярно высказывали жалобы на дискриминационные действия азербайджанских властей. Активно здесь обсуждался и вопрос воссоединения с Арменией. Развал Советского Союза привел к тому, что накал напряжения больше ничто не могло сдержать. Обоюдная ненависть обострилась как никогда, что и привело к началу Нагорно-Карабахской войны.

В 1988 году Совет депутатов парламента автономной Нагорно-Карабахской области провел референдум, на котором подавляющее большинство населения высказалось за присоединение к Армении. По итогам голосования Совет депутатов обратился с просьбой к правительствам СССР, Азербайджанской и Армянской республик санкционировать этот процесс. Разумеется, это не вызвало восторга с азербайджанской стороны. В обеих республиках все чаще стали происходить столкновения на почве межнациональных распрей. Произошли первые убийства и погромы. До развала государства советские силы кое-как сдерживали начало масштабного конфликта, однако в 1991 году этих сил вдруг не стало.

Ход Нагорно-Карабахской войны

После провала стала окончательно понятна дальнейшая судьба Советов. И на Кавказе ситуация обострилась до предела. В сентябре 1991 года армяне самовольно провозгласили независимую Нагорно-Карабахскую республику, сформировав при этом вполне боеспособную армию при помощи руководства Армении, а также зарубежных диаспор и России. Не в последнюю очередь это удалось благодаря хорошим отношениям с Москвой. В то же время новое правительство в Баку повело курс на сближение с Турцией, что вызвало напряженность в отношениях с собственной недавней столицей. В мае 1992 года армянским формированиям удалось прорвать азербайджанский коридор, укрепленный войсками противника, и выйти к границам Армении. Азербайджанская армия, в свою очередь, смогла занять северные территории Нагорного Карабаха.

Однако весной армяно-карабахские силы провели новую операцию, в результате которой под их контролем оказалась не только вся территория вчерашней автономии, но и часть Азербайджана. Военные поражения последних привели к тому, что в Баку в середине 1993 года был свергнут националистический протурецкий президент А. Эльчибей, а его место занял видный деятель еще советского периода Г. Алиев. Новый существенно улучшил отношения с постсоветскими государствами, присоединился к СНГ. Это облегчило и взаимопонимание с армянской стороной. Боевые действия вокруг бывшей автономии продолжались до мая 1994 года, после чего герои Карабахской войны сложили оружие. Вскоре в Бишкеке было подписано перемирие.

Результат конфликта

В последующие годы непрерывно шел диалог при посредничестве Франции, России и США. Однако до сегодняшнего дня он так и не закончен. В то время как Армения ратует за воссоединение этого анклава армянского народа с основной его частью, Азербайджан настаивает на принципе территориальной целостности и нерушимости границ.


Армянские солдаты на позициях в Нагорном Карабахе

Нагорно-карбахский конфликт стал одним из этнополитических конфликтов второй половины 1980-х годов на территории тогда еще существовавшего СССР. Распад Советского Союза привел к широкомасштабным структурным сдвигам в сфере этнонациональных отношений. Противостояние национальных республик и союзного центра, вызвавшее системный кризис и начало центробежных процессов, реанимировали застарелые процессы этнического и национального характера. Государственно-правовые, территориальные, социально-экономические, геополитические интересы переплелись в один узел. Борьба некоторых республик против союзного центра в ряде случаев обернулась борьбой автономий против своих республиканских «метрополий». Такими конфликтами были, например, грузино-абхазский, грузино-осетинский, приднестровский конфликты. Но самым масштабным и кровопролитным, переросшим в фактическую войну двух независимых государств, стал армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), позже Нагорно-Карабахской Республике (НКР). В данном противостоянии сразу возникла линия этнического противостояния сторон, и сформировались противоборствующие стороны по этническому признаку: армяне-азербайджанцы.

Армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе имело давнюю историю. Стоит отметить, что территория Карабаха была присоединена к Российской империи в 1813 г. в составе Карабахского ханства. Межнациональные противоречия привели к крупным армяно-азербайджанским столкновениям в 1905-1907 и 1918-1920 гг. В мае 1918 г. в связи с революцией в России, появилась Азербайджанская Демократическая Республика. Однако армянское население Карабаха, чья территория вошла в состав АДР, отказалось подчиняться новым властям. Вооруженное противостояние продолжалось вплоть до установления Советской власти в данном регионе в 1920 г. Тогда части Красной армии совместно с азербайджанскими войсками сумели подавить армянское сопротивление в Карабахе. В 1921 г. решением Кавбюро ЦК ВКП(б) территория Нагорного Карабаха была оставлена в пределах Азербайджанской ССР с предоставлением широкой автономии. В 1923 г. районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением были объединены в Автономную область Нагорного Карабаха (АОНК), которая с 1937 г. стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО). При этом административные границы автономии не совпадали с этническими. Армянское руководство время от времени поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении, но в центре было принято решение установить статус-кво в регионе. Социально-экономическая напряженность в Карабахе перерастала в массовые беспорядки в 1960-х годах. При этом карабахские армяне чувствовали себя ущемленными в культурных и политических правах на территории Азербайджана. Однако и азербайджанское меньшинство как в НКАО, так и в составе Армянской ССР (не имевшее собственной автономии) выдвигало встречные обвинения в дискриминации.

С 1987 г. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Звучали обвинения в адрес руководства Азербайджанской ССР в сохранении экономической отсталости региона, в ущемлении прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане. Кроме того, существующие проблемы, ранее умалчивавшиеся, после приход к власти Горбачева быстро стали достоянием широкой гласности. На митингах в Ереване, вызванных недовольством экономическим кризисом, звучали призывы передать НКАО в состав Армении. Националистические армянские организации, зарождающееся национальное движение подогревали протесты. Новое руководство Армении было открыто оппозиционным местной номенклатуре и правящему коммунистическому режиму в целом. Азербайджан же, в свою очередь, оставался одной из самых консервативных республик СССР. Местные органы власти, возглавляемые Г.Алиевым, подавляли всяческое политическое инакомыслие и оставались до последнего верными центру. В отличие от Армении, где большая часть партийных функционеров выразила готовность сотрудничать с национальным движением, азербайджанское политическое руководство смогло удержать власть вплоть до 1992 г. в борьбе с т.н. национально-демократическим движением. Однако руководство Азербайджанской ССР, государственные и правоохранительные органы, использовавшие старые рычаги воздействия, оказались не готовы к событиям в НКАО и Армении, спровоцировавшим, в свою очередь, массовые выступления в Азербайджане, создавшие условия для неконтролируемого поведения толпы. В свою очередь Советское руководство, опасавшееся, что выступления в Армении по присоединению НКАО, может привести не только к пересмотру национально-территориальных границ между республиками, но и способно привести к неконтролируемому развалу СССР. Требования карабахских армян и общественности Армении рассматривалось им как проявления национализма, противоречащих интересам трудящихся Армянской и Азербайджанской ССР.

В течение лета 1987 – зимы 1988 гг. на территории НКАО проходили массовые протесты армян, требовавших отделения от Азербайджана. В ряде мест эти протесты перерастали в столкновения с милицией. В то же время представители армянской интеллектуальной элиты, общественные, политические, культурные деятели пытались активно лоббировать воссоединение Карабаха с Арменией. Собирались подписи среди населения, отправлялись делегации в Москву, представители армянской диаспоры за рубежом пытались привлечь внимание международной общественности к чаяниям армян к воссоединению. В то же время азербайджанское руководство, заявившее о неприемлемости пересмотра границ Азербайджанской ССР, проводило политику использования привычных рычагов, чтобы вернуть контроль над ситуацией. В Степанакерт была направлена большая делегация представителей руководства Азербайджана, республиканской партийной организации. В группу входили также руководители республиканского МВД, КГБ, Прокуратуры и Верховного суда. Эта делегация осудила «экстремистско-сепаратистские» настроения в регионе. В ответ на эти действия в Степанакерте был организован массовый митинг о воссоединении НКАО и Армянской ССР. 20 февраля 1988 г. сессия народных депутатов НКАО обратилась к руководству Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передачи НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Однако азербайджанские власти и Политбюро ЦК КПСС отказались признать требования облсовета НКАО. Центральные власти и в дальнейшем заявляли, что перекройка границ является неприемлемой, а призывы к вхождению Карабаха в состав Армении были объявлены происками «националистов» и «экстремистов». Сразу же после обращения армянского большинства (азербайджанские представители отказались принимать участие в совещании) облсовета НКАО об отделении Карабаха от Азербайджана, началось медленное сползание к вооруженному конфликту. Появились первые сообщения об актах насилия на межнациональной почве в обеих этнических общинах. Взрыв митинговой активности армян вызвал ответную реакцию азербайджанской общины. Дело дошло до столкновений с применением огнестрельного оружия и участием сотрудников правоохранительных органов. Появились первые жертвы конфликта. В феврале в НКАО началась массовая забастовка, продлившаяся с перерывами до декабря 1989 г. 22-23 февраля уже в Баку и других городах Азербайджана прошли стихийные митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра национально-территориальной структуры.

Поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта стал погром армян в Сумгаите 27-29 февраля 1988 г. По официальным данным, погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Похожие события произошли и в Кировабаде (ныне Гянджа), где вооруженная толпа азербайджанцев напала на армянскую общину. Однако компактно проживавшие армяне сумели дать отпор, что привело к жертвам с обеих сторон. Все это происходило при бездействии органов власти и правопорядка, как утверждали некоторые очевидцы. В результате столкновений из НКАО потянулись потоки беженцев-азербайджанцев. Также появились и армянские беженцы после событий в Степанакерте, Кировабаде и Шуше, когда митинги за целостность Азербайджанской ССР перерастали в межэтнические столкновения и погромы. Начались армяно-азербайджанские столкновения и на территории Армянской ССР. Реакцией центральных органов власти стала смена партийных руководителей Армении и Азербайджана. 21 мая в Степанакерт были введены войска. По утверждению азербайджанских источников, азербайджанское население было изгнано из нескольких городов Армянской ССР, в НКАО в результате забастовки чинились препятствия местным азербайджанцам, которых не пускали на работу. В июне-июле конфликт принял межреспубликанскую направленность. Азербайджанская ССР и Армянская ССР развязали так называемую «войну законов». Верховный президиум АзССР признал неприемлемым постановление облсовета НКАО о выходе из состава Азербайджана. Верховный Совет Армянской ССР дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР. В июле в Армении начались массовые забастовки в связи с решением Президиума ЦК КПСС о территориальной целостности Азербайджанской ССР. Союзное руководство фактически встало на сторону Азербайджанской ССР по вопросу сохранения существующих границ. После ряда столкновений в НКАО 21 сентября 1988 г. были введены комендантский час и особое положение. Митинговая активность на территории Армении и Азербайджана привела к вспышкам насилия в адрес мирного населения и увеличила количество беженцев, образовавших два встречных потока. В октябре и первой половине ноября напряжение нарастало. Многотысячные митинги проходили в Армении и Азербайджане, на внеочередных выборах в Верховный Совет Республики Армянской ССР победили представители партии «Карабах», занимавшие радикальную позицию по присоединению НКАО к Армении. Приезд в Степанакерт членов Совета Национальностей Верховного Совета СССР результата не принес. В ноябре 1988 г. накопившееся недовольство в обществе по результатам политики республиканских властей в отношении сохранения НКАО вылилось в многотысячные митинги в Баку. Смертный приговор одного из подсудимых по делу погромов в Сумгаите Ахмедова, вынесенный Верховным Судом СССР, спровоцировал волну погромов в Баку, перекинувшуюся на весь Азербайджан, особенно в города с армянским населением – Кировабад, Нахичевань, Ханлар, Шамхор, Шеки, Казах, Мингечаур. Армия и милиция в большинстве случаев не вмешивалась в происходящие события. Одновременно начались обстрелы пограничных сел на территории Армении. В Ереване также было введено особое положение и запрещены митинги и манифестации, на улицы города были выведены боевая техника и батальоны со специальным вооружением. На это время приходится наиболее массовый поток беженцев, вызванный насилием как в Азербайджане, так и в Армении.

К этому времени в обеих республиках начали создаваться вооруженные формирования. В начале мая 1989 г. армяне, жившие к северу от НКАО, стали создавать первые боевые отряды. Летом того же года Армения ввела блокаду Нахичеванской АССР. В качестве ответной меры Народный фронт Азербайджана ввел экономическую и транспортную блокаду Армении. 1 декабря ВС Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха на совместном заседании приняли постановления о воссоединении НКАО с Арменией. С начала 1990 года начались вооруженные столкновения – взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. При депортации азербайджанскими силами армян из Шаумянского и Ханларского районов Азербайджана впервые были использованы вертолеты и БТР. 15 января Президиум ВС СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО, в приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также на линии государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. 20 января в Баку были введены внутренние войска для предотвращения захвата власти Народным фронтом Азербайджана. Это привело к столкновениям, в результате которых погибло до 140 человек. Армянские боевики стали проникать в населенные пункты с азербайджанским населением, совершая акты насилия. Участились боевые столкновения боевиков с внутренними войсками. В свою очередь подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли акции по вторжению в армянские села, что привело к гибели мирных жителей. Азербайджанские вертолеты начали обстреливать Степанакерт.

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР, который поддержало руководство Азербайджанской ССР. В это же время армянское руководство, принявшее 23 августа 1990 г. декларацию о независимости Армении, всячески препятствовало проведению референдума на территории республики. 30 апреля началась так называемая операция «Кольцо», проводившаяся силами азербайджанского МВД и внутренними войсками СССР. Целью операции было объявлено разоружение незаконных вооруженных формирований армян. Эта операция, однако, привела к гибели большого количества мирного населения и депортации армян из 24 населенных пунктов на территории Азербайджана. До распада СССР происходила эскалация армяно-азербайджанского конфликта, росло число боестолкновений, стороны использовали различные виды вооружения. С 19 по 27 декабря был произведен вывод внутренних войск СССР с территории Нагорного Карабаха. С распадом СССР и выводом внутренних войск из НКАО, ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начиналась полномасштабная война Армении против Азербайджана за выход НКАО из состава последнего.

В результате раздела военного имущества Советской армии, выведенной из Закавказья, наибольшая часть вооружения досталась Азербайджану. 6 января 1992 г. была принята декларация о независимости НКАО. Начались полномасштабные боевые действия с использованием танков, вертолетов, артиллерии и авиации. Боевые подразделения армянский вооруженных сил и азербайджанский ОМОН поочередно нападали на села противника, неся большие потери и нанося урон гражданской инфраструктуре. 21 марта было заключено временное недельное перемирие, по окончании которого 28 марта азербайджанская сторона предприняла самое крупное с начала года наступление на Степанакерт. Нападавшие использовали систему «Град». Однако штурм столицы НКАО закончился безрезультатно, азербайджанские силы понесли большие потери, армянские военные заняли изначальные позиции и отбросили противника от Степанакерта.

В мае армянские вооруженные формирования атаковали Нахичевань, территорию азербайджанского эксклава, граничащюю с Арменией, Турцией и Ираном. Со стороны Азербайджана были произведены обстрелы территории Армении. 12 июня началось летнее наступление азербайджанских войск, продолжавшееся до 26 августа. В результате этого наступления под контроль вооруженных сил Азербайджана на короткое время перешли территории бывших Шаумяновского и Мардакертского районов НКАО. Но это был локальный успех азербайджанских сил. В результате контрнаступления армян, у противника были отбиты стратегические высоты в Мардакертском районе, само азербайджанское наступление выдохлось уже к середине июля. В ходе боевых действии использовалось вооружение и специалисты бывших ВС СССР, в основном азербайджанской стороной, в частности авиация, зенитные установки. В сентябре-октябре 1992 г. азербайджанская армия предприняла неудачную попытку по блокированию Лачинского коридора – небольшого участка территории Азербайджана, находившегося между Арменией и НКАО, контролировавшегося армянскими вооруженными формированиями. 17 ноября началось развернутое наступление армии НКР на азербайджанские позиции, которое внесло решительный перелом в войне в пользу армян. Азербайджанская сторона надолго отказалась от проведения наступательных операций.

Стоит отметить, что с самого начала военной фазы конфликта обе стороны стали обвинять друг друга в использовании в свих рядах наемников. Во многих случаях эти обвинения подтверждались. В составе вооруженных сил Азербайджана сражались афганские моджахеды, чеченские наемники, в числе которых были известные полевые командиры Шамиль Басаев, Хаттаб, Салман Радуев. В Азербайджане действовали также турецкие, российские, иранские и предположительно американские инструктора. На стороне Армении сражались армянские добровольцы, приехавшие из ближневосточных стран, в частности из Ливана и Сирии. В составе сил обеих сторон действовали также бывшие военнослужащие Советской Армии и наемники из бывших союзных республик. Обе стороны использовали вооружение со складов вооруженных сил Советской Армии. В начале 1992 г. Азербайджану досталась эскадрилья боевых вертолетов и штурмовики. В мае того же года началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану: танки, БТР, БМП, артустановки, включая «Град». К 1 июня армянской стороне достались танки, БТР, БМП и артиллерия также из арсенала Советской Армии. Азербайджанская сторона активно использовала авиацию и артиллерию в бомбардировке населенных пунктов НКАО, основной целью которой был исход армянского населения с территории автономии. В результате налетов и обстрела гражданских объектов было отмечено большое количество жертв среди мирного населения. Однако армянская ПВО, изначально достаточно слабая, сумела противостоять авианалетам азербайджанской авиации в связи с увеличением количества зенитных установок у армян. К 1994 г. в составе вооруженных сил Армении появились первые самолеты, в частности благодаря помощи России в рамках военного сотрудничества по СНГ.

После отражения Летнего наступления азербайджанских войск армянская сторона перешла к активным наступательным действиям. С марта по сентябрь 1993 г. армянским войскам в результате боевых действий удалось взять ряд населенных пунктов НКАО, контролировавшихся азербайджанскими силами. В августе –сентябре российский посланник Владимир Казимиров добился временного прекращения огня, продленного до ноября. На встрече с российским президентом Б. Ельциным президент Азербайджана Г.Алиев заявил об отказе от решения конфликта военным путем. В Москве состоялись переговоры между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха. Однако в октябре 1993 г. Азербайджан нарушил перемирие и предпринял попытку наступления на юго-западном участке НКАО. Это наступление было отбито армянами, которые перешли в контрнаступление на южном участке фронта и к 1 ноября заняли ряд ключевых районов, изолировав от Азербайджана части Зангеланского, Джебраильского и Кубатлинского районов. Армянская армия, таким образом, заняла районы Азербайджана севернее и южнее непосредственно НКАО.

В январе-феврале состоялось одно из самых кровопролитных сражений на завершающей стадии армяно-азербайджанского конфликта – битва за Омарский перевал. Эта битва началась с наступления в январе 1994 г. азербайджанских сил на северном участке фронта. Стоит отметить, что боевые действия велись на опустошенной территории, где не осталось гражданского населения, а также в тяжелых погодных условиях, на высокогорье. В начале февраля азербайджанцы подошли вплотную к городу Кельбаджар, занятому годом ранее армянскими силами. Однако развить первоначальный успех азербайджанцам не удалось. 12 февраля армянские части перешли в контрнаступление, и азербайджанским силам пришлось отступить через Омарский перевал на исходные позиции. Потери азербайджанцев в этой битве составили 4 тыс. человек, армян 2 тыс. Кельбаджарский район остался под контролем сил обороны НКР.

14 апреля 1994 совет глав государств СНГ по инициативе России и с прямым участием президентов Азербайджана и Армении принял заявление с четкой постановкой вопроса о прекращении огня как неотложной потребности урегулирования в Карабахе.

В апреле-мае армянские силы в результате наступления на Тер-Терском направлении вынудили азербайджанские войска отступить. 5 мая 1994 г. по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизии, Федерального Собрания и Министерства иностранных дел РФ была проведена встреча, по итогам которой представители правительств Азербайджана, Армении и НКР подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года. 9 мая полномочный представитель президента России в Нагорном Карабахе Владимир Казимиров подготовил «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое в этот же день в Баку подписал министр обороны Азербайджана М.Мамедов. 10 и 11 мая «Соглашение» подписали соответственно министр обороны Армении С.Саргсян и командующий армией НКР С.Бабаян. Активная фаза вооруженного противостояния закончилась.

Конфликт был «заморожен», по условиям достигнутых договоренностей сохранилось статус-кво по итогам боевых действий. В результате войны была провозглашена фактическая независимость Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана и ее контроль над юго-западной частью Азербайджана вплоть до границы с Ираном. Сюда вошла и так называемая «зона безопасности»: пять прилегающих к НКР районов. При этом так же пять азербайджанских анклавов контролируются Арменией. С другой стороны, Азербайджан сохранил контроль над 15% территории Нагорного Карабаха.

По различным оценкам, потери армянской стороны оцениваются в 5-6 тыс. человек убитыми, в том числе среди мирного населения. Азербайджан потерял в ходе конфликта от 4 до 7 тыс. человек убитыми, при этом основная часть потерь приходится на войсковые формирования.

Карабахский конфликт стал одним из самых кровопролитных и масштабных в регионе, уступая по количеству использованной техники и людским потерям только двум чеченским войнам. В результате боевых действий был нанесен сильный ущерб инфраструктуре НКР и прилегающих районов Азербайджана, вызвал исход беженцев, как из Азербайджана, так и из Армении. В результате войны по взаимоотношению азербайджанцев и армян был нанесен сильный удар, атмосфера вражды сохраняется и по сей день. Между Арменией и Азербайджаном так и не установились дипломатические отношения, а вооруженный конфликт был законсервирован. В результате одиночные случаи боевых столкновений продолжаются на линии разграничения противоборствующих сторон и в нынешнее время.

Ивановский Сергей

Очередная перестрелка обострит предстоящие переговоры Баку и Еревана

В Карабахе . И снова - как уже было в прошлом году в апреле, провокация - идёт с азербайджанской стороны. Тогда весной 2016-го погибло более двухсот человек с обеих сторон. А воз – то есть судьба Нагорного Карабаха и защитных буферных зон вокруг него - и ныне там.

Между тем, азербайджанские войска приведены в состояние полной боевой готовности. Экстренные заявления выдает их Министерство обороны.

Что это – очередной, неизвестно уже какой по счету, виток конфликта или что-то более серьезное, способное наконец разрубить существующий узел противоречий между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом, раз и навсегда, дамокловым мечом.

О своем видении ситуации мы попросили рассказать политолога Андрея АРЕШЕВА .

К сожалению, сегодняшнее обострение вокруг Нагорного Карабаха являлось ожидаемым и, увы, далеко не первым. Все идет своим чередом, в течение последних нескольких лет, да еще и постоянно накручивается. Градус напряжения из-за этого также нарастает. Вы, наверное, помните, как в прошлом году в апреле месяце имели место полномасштабные боевые действия, они длились четыре дня, и были прекращены только при прямом посредничестве России. Но ничего так и не было решено.

- Нынешняя ситуация как-то перекликается с прошлогодней?

Нынешняя ситуация крайне неприятна прежде всего тем, что впервые с апреля прошлого года применялись реактивные системы залпового огня, и, судя по всему, некоторые другие категории тяжелых вооружений.

- Кто же стал инициатором нынешнего конфликта?

Как и в прошлый раз, инициатором очередного обострения ситуации стал Азербайджан. Власти этой страны заинтересованы в том, чтобы всячески напомнить странам-посредникам Минской группы о существовании конфликта. К сожалению, очередная эскалация конфликта происходит на фоне подготовки очередной встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Австрии.

К сожалению, создаётся впечатление, что в Баку пока не видят решения конфликта на путях компромиссов и взаимных уступок. А по принципу «все и сразу» в пользу той или иной стороны разрешить этот конфликт, современной фазе которого вот уже скоро исполнится 30 лет, не получится.

Может ли что-то решить встреча двух министров иностранных дел этих государств. Есть ли у них реальная перспектива договориться хоть до чего-нибудь?

Увы, события, которые мы сейчас наблюдаем, вряд ли сделают эту встречу результативной и эффективной. Конечно же, страны-сопредседатели Минской группы и, прежде всего, Россия заинтересованы в разрешении этой проблемы, потому что она непосредственно влияет на отношения как Москвы и Еревана, так Москвы и Баку.

- А в ком мы заинтересованы больше?

Армения – ключевой союзник России в Закавказье, так было всегда. Азербайджан – наш достаточно серьёзный торгово-экономический партнер, хотя бы в силу того, что его экономика самая крупная в регионе, хотя сейчас в период падения цен на нефть и переживает не самые простые времена. Безусловно, эти и многие другие обстоятельства делают Россию страной заинтересованной в мире на своих южных границах, что сложно представить без политико-дипломатического разрешения конфликта.

- Но ведь победа любой стороны, автоматически означает поражение другой?

Да, ситуация в чем-то патовая.

- Как вы оцениваете военную подготовку участников конфликта?

Скажу, что все предшествующие атаки Азербайджана были неэффективны с чисто военной точки зрения. Например, в апреле 2016 года, несмотря на удачный. Казалось бы, выбранный момент и серьезный военный перевес, Азербайджану не удалось занять ни одного населенного пункта в Нагорном Карабахе. Хотя, конечно, такая задача наверняка ставилась, и сначала были достигнуты некоторые недолговечные успехи. Конечно, азербайджанская армия имеет свои достоинства: так, доходы от экспорта и транзита энергоносителей позволяют Баку закупать современное оружие в России, в Израиле, в Турции. Кстати говоря, в ходе последних обострений по Карабаху применялось не только российское, но также израильское и турецкое оружие.

Все это азербайджанцам не слишком помогает, раз они до сих пор не победили, в том смысле, что против их современного вооружения выступает непобедимый дух жителей Карабаха. Я, как и вы, сама бывала там, и вы понимаете, что я имею в виду…

Согласен с вами. Кроме того, в Армении и Нагорном Карабахе предпринимается все необходимое для укрепления обороноспособности. Так что в данной ситуации все стороны должны подумать о том, чтобы искать мирные, политико-дипломатические пути решения данного конфликта. Конечно, четверть века войны – это большой срок, однако рано или поздно необходимо будет переходить к серьёзным переговорам.

- Неужели речь идет о возвращении части «буферных» карабахских территорий? Не может быть!

По сути речь идет о судьбе нескольких из районов за пределами административных границ бывшей, ещё советского периода Нагорно-Карабахской автономной области, освобожденных, по словам армянской стороны, либо же оккупированных – в терминологии Азербайджана. Эти территории были заняты в начале 1990-х годов отрядами самообороны Нагорного Карабаха с целью обезопасить его основную территорию от обстрелов.

Естественно, если между сторонами конфликта в качестве предварительного условия будут укрепляться меры доверия, если, в соответствии с Санкт-Петербургскими и Венскими соглашениями 2016 года, будут создаваться эффективные механизмы мониторинга, то это может создать предпосылки для решения политических вопросов, в том числе и тех, которые так беспокоят официальный Баку. Однако, в условиях продолжающихся боевых действиях и все нарастающей эскалации напряженности такой исход вряд ли возможен. И сохраняющаяся напряжённость, противоречит долгосрочным интересам Азербайджана не меньше, чем Армении и Нагорного Карабаха.

ТБИЛИСИ, 3 апр - Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.