Уведомление фмс о приеме иностранного гражданина. Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Работодатель, который решил заключить трудовые отношения с иностранцем, должен в обязательном порядке уведомить Федеральную миграционную службу о данном факте.

Делается это в течение трех рабочих дней после заключения договора.

Иностранец, в свою очередь, также подает заявление в данный орган согласно ФЗ №115 .

Обязательно уведомите об этом работника, потому что он может не знать о такой необходимости.

ВНИМАНИЕ: На каждого иностранца подается отдельное заявление, нельзя вписать всех в одно.

Нахождение иностранцев на территории нашего государства зависит от того, чем они занимаются. Если человек работает здесь, то он имеет право проживать разрешенное время в России.

Именно поэтому ФМС важно знать, чем занят тот или иной мигрант. Для работодателя подача данного заявления важна, потому что при его отсутствии компания может быть оштрафована до 1 миллиона рублей, а ее деятельность может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.

Помимо предоставления заявления в миграционную службу так же уведомить необходимо и налоговые органы, потому что существует определенная процедура налогового обложения иностранных граждан.

Сроки подачи

Данный пункт представляет собой главную проблему, которая встает перед работодателем – срок ничтожно маленький, а именно прием уведомлений осуществляется в 3 рабочих дня с момента приема на работу иностранного гражданина.

Стоит подумать о составлении всех необходимых бумаг заранее, о сборе всех документов и сведений, чтобы к моменту подписания контракта на работу вы уже имели на руках все необходимое и не теряли время.

ВНИМАНИЕ: Три дня – это срок, в течение которого у миграционной службы должно оказаться правильно заполненное заявление. То есть если вы приносите документ, и он оказывается неправильно заполненным, то дополнительный срок для его переделывания вам не положен. Именно поэтому необходимо все проверять и заполнять точно.

О чьей работе надо сообщать?

Говоря коротко, о работе любого иностранца. Неважно, приехал он из Европы или Азии, из бывших советских стран или из высокоразвитой Америки.

Также не имеет значения, на каких основаниях он работает.

заявление подается и на беженцев, и на работников, получивших патент, и на временно проживающих граждан, и на тех, у кого уже есть вид на жительство.

Любой иностранец, не имеющий гражданства РФ и трудоустраивающийся в нашей стране, должен предоставить заявление в ФМС.

Еще одно заявление должен подать наниматель.

Где взять бланк и как заполнить?

Никаких секретных мест, куда нужно прийти и взять бланк, не существует. В Интернете вам необходимо сделать запрос на «Приложение 19 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147» , и вы получите искомый документ, который и нужно заполнить.

ВНИМАНИЕ: В документе недопустимы помарки и исправления. Если вы сделали ошибки, то не поленитесь и переделайте всю бумагу, потому что правила проверки данных заявлений очень строгие.

Среди важных правил заполнения бумаги – использование кириллицы (только данные из документа работника можно перенести латиницей), понятный почерк и отсутствие сокращений.

Данные, которые нужны от нанимателя: статус компании, ее название, юридический адрес и телефон, а также данные ЕГРЮЛ, ОКВЭД, КПП и ИНН (при наличии).

Работнику необходимо указать полные паспортные данные, номер миграционной карты, при наличии документов на патенты или разрешения на работу номера этих бумаг, адрес регистрации, занимаемую должность и специализацию, а также данные о заключенном договоре с работодателем.

На заявлении обязательно должна быть реальная или электронная подпись компании.

Разберем подробно, что и как писать:


Скачать бланки уведомлений ФМС для заполнения вы можете ниже:

Как подать?

Существует несколько вариантов связи с ФМС.


Несмотря на то, что технологии развиваются, все специалисты советуют подать заявление лично или через доверенное лицо (необходимо будет предоставить доверенность в ФМС), так как в этом случае вы сразу же сможете узнать, правильно ли все заполнено, и спросить, как внести те или иные изменения в бумаги.

Нужно ли уведомлять и налоговую?

Помимо подачи заявления в ФМС, необходимо также уведомить налоговую службу о том, что в вашей компании работает иностранный гражданин.

Срок подачи такой бумаги чуть больше и составляет до 10 календарных дней, в течение которых необходимо заполнить форму и отправить или отнести ее в налоговую службу.

Документ называется «Уведомление о привлечении и об использовании иностранных работников».

Куда сдавать разобрались, а что если этим пренебречь? Об этом далее.

Что будет, если не подать?

Будут огромные штрафы.

За то, что у вас трудоустроен иностранец, неважно с РВП он или без, и об этом не знают ФНС и ФМС, вы получите огромный штраф, а деятельность всей вашей компании может быть приостановлена вплоть до трех месяцев.

В материальном эквиваленте штрафы за неуведомление разнятся от характера нанимателя. Физическое лицо заплатит до 7000, должностное лицо может лишиться суммы до 70000, а юридическое лицо может поплатиться суммой до 1 миллиона рублей за такое правонарушение.

Штрафные санкции полагаются и за неправильное заполнение документов, поэтому обязательно потратьте время на проверку всей информации и вашей аккуратности, чтобы потом не тратить деньги.

Заключение

Нельзя сказать, что от работодателя требуются невероятные усилия при приеме на работу иностранца. Всего нужно подать правильно составленные 2 бумаги – одну в ФМС, одну в ФНС. Первая подается в течение трех дней с момента подписания трудового договора, а вторая в течение 10 дней. А пример заполнения вы уже видели на нашем сайте.

Далее вы можете спокойно вести деловые и рабочие отношения с нанятым гражданином и быть чистыми перед законами РФ. Если пренебречь этим шагом, то организация может столкнуться со штрафами до 1000000 рублей или лишением права на деятельность на срок до 3 месяцев.

Видео

Как и когда нужно уведомить ФМС о заключении трудового договора с иностранцем?

Эффективность процесса борьбы с коррупцией иногда вызывает сомнения, но необходимость соблюдать установленные законодателем процедуры бесспорна. Слишком весомые санкции предусмотрены за нарушения. Одна из таких процедур — уведомление о приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих. Рассмотрим порядок уведомления и дадим несколько советов, как снизить риски работодателя.

СУТЬ ВОПРОСА

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц .

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют . Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу 1 .

О КОМ УВЕДОМЛЯЕМ?

Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:

1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.

2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Впрочем, на практике наличие первого фактора игнорируется. Например, Минтруд России в своих разъяснениях упоминает о наличии обоих факторов, но считает, что включение должности в утвержденный список автоматически означает, что у лица были полномочия по осуществлению «отдельных функций управления организацией».

Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.

Перечень должностей

Перечень должностей, на которые распространяются ограничения, утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”». Причем сделано это отсылкой к другому типу списков. Речь идет о должностях федеральной государственной службы, включенных в разделы I, II и III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Данные перечни, в свою очередь, утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (в ред. от 25.01.2017). В частности, в них входят такие должности, как следователь Следственного комитета РФ, прокуроры субъектов Российской Федерации и иных специализированных прокуратур и др.

Впрочем, и здесь есть нюанс. Он виден уже из наименования раздела III перечня: «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками». Наименования должностей определены там очень условно. В этот раздел включаются все должности гражданской, военной и государственной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, например, функции представителя власти или осуществление контрольных и надзорных мероприятий. Туда же входят все должности, подразумевающие управление государственным имуществом или хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Например, трудоустройство бывшего оперативного шофера 3 класса в звании прапорщика в УФСКН России по Владимирской области на должность монтажника кабельных и оптических сетей обернулось для организации длительными судебными тяжбами (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 86-АД16-4).

Поэтому организации при приеме на работу бывшего служащего лучше немного перестараться, чем подпасть под санкции.

КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями , ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе . Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.

Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия .

КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?

Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора .

Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации .

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).

Что делать, если бывшее место службы нового работника реорганизовано или ликвидировано? Такое часто случается с государственными и муниципальными службами.

Законодатель не предложил решения для этого случая. Минтруд России, стремясь заполнить пробел, издал соответствующие разъяснения (письмо от 01.07.2016 № 18-2/В-421). По мнению ведомства, в период работы ликвидационной комиссии уведомление адресуется ей и направляется в упраздняемый государственный орган. Если ликвидация завершена, то уведомление направляется в орган-правопреемник.

А если функции распределены между разными органами? Минтруд России считает, что уведомление надо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. К сожалению, это далеко не всегда можно определить с легкостью. В этом случае рекомендуем направить несколько уведомлений, опять же исходя из того, что лучше немного перестараться, чем платить потом административный штраф.

Единой формы для извещения нет, но есть общие требования к его содержанию.

В извещении в обязательном порядке должны присутствовать:

Фамилия, имя, отчество;

Число, месяц, год и место рождения;

Должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (проставляется по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

Наименование организации — полное и сокращенное (при наличии). Рекомендуем указывать и такие основные реквизиты как ОГРН и ИНН организации.

При заключении трудового договора дополнительно указывается:

Дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу;

Дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);

Наименование должности, а также структурное подразделение организации (при наличии);

Должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

При заключении гражданско-правового договора указываются:

Дата и номер гражданско-правового договора;

Срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));

Предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

Стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

ЧТО ГРОЗИТ И КТО ОТВЕЧАЕТ?

Работодатель рискует

Ответственность за не уведомление о трудоустройстве бывшего чиновника достаточно жесткая.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

На граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;

На должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

На юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Вы уверены, что новый работник не был госслужащим?

Для того чтобы работодатель считался уведомленным о предыдущей службе работника, последнему достаточно представить свою трудовую книжку .

То есть работодатель может избежать административной ответственности, если докажет, что работник скрыл от него информацию о своей бывшей службе. Сделать это можно только в том случае, если трудовая книжка не была представлена работником либо в ней отсутствуют соответствующие записи.

Вместе с тем, любой работник кадровой службы отлично знает, что записи в трудовой книжке могут вообще не содержать никакой информации о должностях, в которых работал бывший служащий. В этом случае у работодателя также есть вероятность избежать ответственности.

Если в трудовой книжке есть специфические записи или ее нет вообще, можно предложить работнику составить расписку в свободной форме о том, что он в течение последних двух лет не состоял в должностях, подразумевающих особый коррупционный контроль (пример 3).

Ответственность бывшего госслужащего

Сам бывший госслужащий обязан как получить у государства разрешение на трудоустройство1, так и сообщить новому работодателю о своем предыдущем месте службы . Однако к такому работнику законодатель на удивление лоялен.

Несоблюдение обязательства об уведомлении работодателя (нанимателя) после увольнения с государственной или муниципальной службы влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) .

Трудовой договор в этом случае прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы . Поскольку правила нарушены по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие.

Вообще не установлена ответственность для служащего за нарушение требований о получении согласия в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Проблемы у него могут возникнуть только при попытке снова устроиться на госслужбу, если будет выявлен факт нарушения .

Выводы:

1. При приеме на работу нового работника нужно убедиться (в рамках законодательства), что он в течение последних двух лет не состоял на госслужбе.

9 сентября вступает в силу Приказ МВД России от 04.06.2019 № 363, которым обновляются формы уведомлений госорганов о взаимодействии с иностранными работниками. Изменятся следующие документы:

  • форма ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядок его заполнения;
  • форма уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранцев на территории РФ, и порядок его предоставления;
  • форма уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы иностранцу — высококвалифицированному специалисту и порядок его сдачи;
  • формы уведомлений о заключении или расторжении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), обучающимся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и правила их подготовки;
  • форма уведомления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранному гражданину (лицу без гражданства), обучающемуся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и порядок его предоставления;
  • форма уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), осуществляющего трудовую деятельность на территории РФ и обучавшегося (обучающегося) по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или о предоставлении этому иностранному гражданину (лицу без гражданства) академического отпуска, и порядок предоставления такого уведомления;
  • формы уведомлений о заключении и о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) и правила их подготовки.

Одновременно с вступлением в силу новых форм прежние, утвержденные , утрачивают силу, и пользоваться ими нельзя.

Учтите, что меняются и формы, и некоторые правила их подготовки. Чиновники увеличили поля для указания сведений об иностранном работнике, а если места все равно недостаточно, предусмотрены дополнительные листы. Но если использовано больше 2 листов, их нужно прошить и пронумеровать.

Еще одно нововведение — возможность указывать основной вид экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД в виде кодового значения. Кроме того, есть уточнение относительно аббревиатур и сокращений. Их запрещено использовать, за исключением случаев, когда они официально утверждены.

Относительно порядка и сроков предоставления практически ничего не меняется. Но в некоторых городах разрешат подавать уведомления о приеме или увольнении иностранных сотрудников в территориальные органы МВД России на районном уровне. Это будет возможно после вынесения соответствующего решения руководством территориального органа МВД РФ конкретного субъекта.

Почему важно пользоваться только утвержденными формами

Прежде чем рассказать, как правильно подавать уведомления о приеме на работу и увольнении иностранцев в МВД (УФМС, напомним, уже давно нет), объясним, почему они так важны. В соответствии с требованиями законодательства, работодатели, которые используют иностранную рабочую силу, обязаны подавать уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или договоров ГПХ с каждым отдельным гражданином. На основании ч. 3 и ч. 4 компании привлекаются к ответственности за нарушение порядка подачи таких сведений и за несоблюдение формы уведомления. Штраф в таком случае по решению суда составляет:

  • для граждан — от 2000 до 5000 рублей;
  • для должностных лиц — от 35 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 400 000 до 800 000 рублей либо компанию закроют на срок от 14 до 90 суток.

Если правонарушение совершено в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, то санкции заметно выше: до 1 млн рублей — для юридических лиц и до 70 000 рублей — для должностных.

И это не только угрозы. Судебная практика подтверждает, что на работодателя, который уведомит миграционный отдел МВД о заключении или расторжении договора с иностранцем не по той форме, накладывают такие штрафы. Последний пример — Постановление Верховного суда РФ от 27.12.2018 № 127-АД18-6. Несмотря на то, что компания отправила уведомление о расторжении договора с иностранным работником вовремя, она передала сведения по форме, которая не соответствовала установленной. И суд признал штраф в размере 200 000 рублей законным, уточнив, что работодатель «не исполнил надлежащим образом возложенные на него законом обязанности».

Уведомление о приеме на работу иностранного гражданина

Хотя законное оформление иностранцев — достаточно сложное мероприятие, нелегальное их оформление — почти гарантированные неприятности для предприятия и большие штрафы. Если работодатель принял решение о найме иностранного специалиста, придется потратить определенные усилия на его правильное оформление, в том числе на уведомление заключения трудового договора с иностранными гражданами.

Порядок оформления на работу зависит от статуса иностранного гражданина. Статусов пять:

  1. Временно пребывающие — такие иностранцы работают по визе или миграционной карте.
  2. Временно проживающие — уже получили разрешение на временное проживание.
  3. Постоянно проживающие — иностранцы, имеющие вид на жительство.
  4. Граждане стран — членов ЕАЭС (Казахстан, Армения, Беларусь, Киргизия).
  5. Беженцы или граждане, получившие временное убежище в Российской Федерации.

Кого надо уведомлять при приеме на работу иностранного гражданина в 2019 году? Работодатель обязан уведомлять миграционные власти России о предоставлении рабочего места (но не налоговую — эта обязанность работодателя была отменена 01.01.2015 после принятия изменений к ). Сейчас эти функции выполняет МВД в сфере миграции по месту нахождения юридического лица.

Уведомления о приеме на работу иностранного гражданина в ФМС не подаются с с 01.07.2016. Управление Федеральной миграционной службы (УФМС) перешло в ведение МВД и теперь называется Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ).

Необходимо помнить, что принять на работу можно не любого иностранца (не относится к жителям ЕАЭС), а лишь того, которому разрешено работать на территории Российской Федерации. Такое разрешение бывает двух видов:

  1. Разрешение на работу, которое получают «визовые» иностранцы.
  2. Трудовой патент, который получают безвизовые и беженцы.

Рассмотрим подробнее новый образец заполнения уведомления о приеме иностранного гражданина 2019, поговорим, как грамотно подать уведомление о принятии на работу иностранного гражданина.

Срок подачи уведомления

Все формы претерпели некоторые изменения, но основные требования остаются прежними.

Записи должны быть на русском языке. Писать нужно разборчиво, формы с зачеркиваниями, исправлениями, сокращениями считаются недействительными. Данные, написанные латиницей в удостоверении личности иностранца, переносятся в форму тоже латиницей.

В форму вам потребуется внести следующие данные:

  1. Сведения о работодателе:
    • полное название и форма собственности (для физических лиц — Ф.И.О.);
    • статус (юрлицо, ИП, адвокат, физическое лицо и т. д.);
    • номер в ЕГРЮЛ;
    • код основной деятельности по ОКВЭД;
    • КПП и ИНН (при наличии);
    • юридический адрес и телефон.
  2. Информация о работнике:
    • Ф.И.О.;
    • дата и место рождения;
    • гражданство;
    • данные паспорта (или другого удостоверения личности);
    • номер и дата миграционной карты;
    • номер патента (разрешения на работу);
    • адрес регистрации по месту пребывания и дата постановки на учет;
    • профессия и другая информация о трудовой деятельности;
    • род договора, заключенного с работодателем (трудовой или гражданско-правового характера).

Заявление подписывается и скрепляется печатью предприятия.

Направить документы можно в электронном виде. Чтобы уведомить о приеме на работу иностранного гражданина электронно, потребуется только электронная цифровая подпись.

Уведомление при расторжении трудового договора

Оповещение об увольнении — тоже достаточно жестко регламентированный процесс, ошибки в котором могут дорого стоить.

Пошагово процесс информирования ГУВМ об увольнении сотрудника-иностранца выглядит так: в качестве высококвалифицированного специалиста (заполняемая форма)

Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ (заполняемая форма)

Уведомление об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) — высококвалифицированному специалисту (заполняемая форма)

Уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ

Уведомление о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (заполняемая форма)

Уведомление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранному гражданину (лицу без гражданства), обучающемуся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (заполняемая форма)

Уведомление о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), осуществляющего трудовую деятельность на территории Российской Федерации и обучавшегося (обучающегося) в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или о предоставлении иностранному гражданину (лицу без гражданства) академического отпуска (заполняемая форма)

В отношении работников правительственных учреждений и государственных структур действуют особые требования и ограничения, которые, в том числе, могут затрагивать и прием бывшего госслужащего на работу. При этом знать о нормативах Трудового кодекса при трудоустройстве подобных работников следует как самим соискателям, так и работодателям. Учитывая риски привлечения к ответственности за нарушение действующих нормативов ТК РФ, следует точно знать, как проводится прием на работу бывшего госслужащего или военнослужащего и какие имеются ограничения по перечню должностей или конфликту интересов в данном аспекте трудоустройства.

Прием на работу бывшего госслужащего – ТК РФ, законы и нормативная база

С точки зрения законодательства, вопрос приема на работу бывших госслужащих имеет достаточно жесткое регулирование. При этом на госслужащих в данном аспекте их трудовой деятельности распространяются нормативы различных документов федерального уровня. Поэтому прежде чем принимать на работу такового сотрудника, как работодателю, так и самому соискателю следует обратить внимание на положения следующих документов:

  • Ст. 64.1 ТК РФ. Данная статья является основным документом трудового законодательства РФ, который устанавливает особые требования при приеме на работу бывших госслужащих, одним из которых является уведомление о его трудоустройстве. Оно направляется по адресу непосредственной службы, в которой ранее работал соискатель. При этом данные требования касаются именно работодателя – на него возлагается необходимость уведомить о приеме экс-госслужащего на работу.
  • ФЗ №79 от 27.07.2004. Означенный Федеральный закон своими нормативами регулирует понятие государственной гражданской службы в целом, и вытекающие из таковой службы и трудоустройства обязанности сотрудников – как в отношении действительных трудовых отношений, так и после их расторжения и увольнения. В частности, нормативы данного ФЗ применяются в контексте приема на работу госслужащих по совместительству.
  • ФЗ №273 от 25.12.2008. Положения означенного закона посвящены в первую очередь борьбе с коррупцией. Однако учитывая возможность наличия конфликта интересов у бывших госслужащих, переводящихся на работу в организацию, с которой они вели деятельность, или деятельности которой может поспособствовать их прошлый статус, именно положения означенного закона стали основой для внесения изменений в Трудовой кодекс РФ.
  • Постановление Правительства РФ №700 от 08.09.2010. Означенный документ в своих положениях устанавливает непосредственный порядок уведомления работодателем государственных органов о приеме на работу бывшего госслужащего.
  • Указ Президента РФ №821 от 01.07.2010. Данный указ Президента регулирует общие принципы трудоустройства бывших госслужащих на высокооплачиваемые должности в организациях, с которыми они контактировали во время нахождения на государственных или муниципальных должностях. В частности, для такового трудоустройства предполагается обязательное получение разрешения от специальной комиссии.
  • Указ Президента РФ №557 от 18.05.2009. Означенный указ регулирует перечень должностей при приеме на работу бывших госслужащих, в отношении которых действует особый порядок трудоустройства, и которые в силу своей государственной службы могут иметь конфликт интересов.

В целом, процедура приема на работу бывших госслужащих может быть достаточно простой в большинстве случаев. Исходя из положений вышеозначенных нормативных документов, специфические требования касаются, в первую очередь, бывших госслужащих, на новой работе которых заработная плата будет превышать 100 тыс. рублей в месяц, а также работников, которые имели доступ к определенным государственным тайнам.

Как оформляется прием на работу бывших госслужащих

Все нормативы, которые касаются приема на работу бывших госслужащих, имеют ряд особенностей и нюансов, которые следует учитывать, как работнику, так и работодателю. В первую очередь следует отметить, что работа на государственной службе ранее налагает на соискателя обязанность сообщать о ней работодателю, но запрашивать какие-либо дополнительные, не предусмотренные ТК РФ документы, способные подтвердить или опровергнуть работу ранее в государственных органах, работодатель не вправе. Соответственно, фактическим подтверждение нахождения сотрудника на государственной службе ранее может являться только непосредственно трудовая книжка работника, предъявляемая работодателю при трудоустройстве.

Порядок действий при приеме на работу бывшего госслужащего по Трудовому кодексу может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель требует у соискателя полный пакет документов, в который входит и трудовая книжка. При этом работодатель ознакомляется с предыдущими записями сотрудника.
  2. Если в трудовой книжке имеется свидетельство о работе на государственной службе ранее, а с момента увольнения работника с неё прошло менее двух лет, работодателю следует иметь это в виду.
  3. В случае, когда новая должность предполагает заработную плату свыше 100 тыс. рублей, работодатель подготавливает уведомление государственной службы, бывшей работодателем соискателя в прошлом, о приеме на работу ее сотрудника.
  4. Если соискатель ранее работал с означенным работодателем, находясь на государственной службе, он также должен будет предъявить ему разрешение специальной комиссии на трудоустройство. Данная особенность приема на работу бывших госслужащих предназначена для урегулирования возможного конфликта интересов.

Соответственно, никаких сложностей в большинстве ситуаций, связанных с приемом на работу бывших госслужащих, нет. Уведомление носит информирующий характер и не предполагает возможности отказа в трудоустройстве лицу, ранее работавшему на госслужбе. Однако кто же является госслужащим в контексте означенных нормативов? К таковым относятся:

  • Государственные служащие всех федеральных исполнительных органов, аппарата Президента РФ и Министерств, Совета Федерации, судебной системы.
  • Муниципальные служащие, служащие структур субъектов РФ или отдельных муниципалитетов.

Важный факт – следует разделять понятие бюджетных работников и государственных служащих. Несмотря на то, что обе категории означенных лиц получают заработную плату фактически от государства, к госслужащим относятся исключительно лица, работающие в органах исполнительной, судебной или законодательной власти, а не в каких-либо иных сферах. Работники бюджетных организаций и внебюджетных государственных фондов, равно как и сотрудники государственных предприятий, могут трудоустраиваться без каких-либо ограничений.

Учитывая вышеописанные нормативы и принципы приема на работу бывших госслужащих, следует отметить, что они не затрагивают следующие категории соискателей:

  • Госслужащих, которые уволились с государственной службы более, чем за два года до трудоустройства в организацию. В данном случае работодатель не обязан производить уведомление и не может быть привлечен к ответственности за прием на работу такового сотрудника в общем порядке.
  • Госслужащих, чья заработная плата не превышает 100 тыс. рублей на новом месте работы, и чья должность при этом не входит в перечень, согласно которому при приеме на работу бывшего госслужащего обязательно уведомление государственных органов.

Как оформляется уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего и иные нюансы

В целом, порядок уведомления государственных органов о приеме на работу бывших госслужащих является достаточно простым. Если работодатель установил факт работы сотрудника ранее на государственной службе, то в течение десяти дней после заключения с данным сотрудником трудового договора, им направляется уведомление по адресу той службы, где работал соискатель. При этом если соискатель в течение последних двух лет работал на различных государственных службах, то уведомление направляется в каждую из них.

Уведомление следует отправлять заказным письмом с описью вложений и уведомлением о получении – это позволит работодателю защитить свои права в случае возможного судебного разбирательства. Сам по себе данный документ составляется в свободной форме.

Нарушение нормативов ТК РФ в вопросах уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего может являться основанием для привлечения работодателя к ответственности в соответствии с положениями статьи 5.27 КоАП РФ с наложением штрафа вплоть до 70 тыс. рублей на юридическое лицо при неоднократном факте такового нарушения. Кроме этого, статья 19.29 КоАП РФ может предполагать привлечение работодателя к ответственности и взыскание с него штрафа вплоть до 500 тыс. рублей за означенные правонарушения.

Учитывая возможность привлечения работодателя к ответственности за несвоевременное уведомление, или неуведомление соответствующих органов, многие работодатели предпочитают направить данное уведомление в любой спорной ситуации. Это допустимая практика, так как она гарантированно позволит избежать нарушения норм трудового законодательства. Даже если фактически означенное уведомление не требуется, никаких последствий при его отправке для работодателя не будет – помимо затрат на оформление почтового отправления.

Несмотря на столь прозрачное и точное правовое регулирование вопросов приема на работу бывших госслужащих, в некоторых случаях могут иметь место и дополнительные нюансы или особенности их трудоустройства. В частности, такой сотрудник может не предъявить трудовую книжку, сославшись на её отсутствие, и не сообщать работодателю о факте нахождения на госслужбе ранее.

В данной ситуации работодатель не может быть привлечен к ответственности за неисполнение требований об уведомлении, так как фактически он не мог его совершить. В то же время, подобные обстоятельства являются достаточными обоснованиями для расторжения трудового договора с означенным работником по причине предоставления недостоверных сведений при трудоустройстве.

При приеме на работу госслужащего по совместительству, если он на данный момент работает у другого работодателя, но не на государственной службе, порядок уведомления является идентичным обычному. Если же одновременно с трудовой деятельностью по совместительству на частное лицо, работник также находится на государственной службе, то работодатель не должен направлять никаких уведомлений в государственные органы в принципе – именно работник в рассматриваемой ситуации должен получать разрешение на работу по совместительству от своего непосредственного начальства на основной работе – государственной службе.

Список таких постов для муниципальной службы устанавливается муниципальными правовыми постановлениями согласно реестру постов в отдельном субъекте РФ, который утвержден законами последнего.

Нужно ли сообщать о госслужбе

В соответствии со ст. 61 трудового законодательства РФ, бывший государственный служащий обязан при подписании трудового контракта сообщить новому нанимателю о последнем месте службы. Какого-либо четко определенного формата, в котором должно быть осуществлено такое оповещение, не установлено. На практике считается достаточным устного сообщения соискателя о том, что ранее он занимал определённую должность и пребывал на государственной службе. Тем более, что процедура трудоустройства работников, регламентированная Трудовым кодексом РФ, требует представления трудовой книжки, а в ней будут содержаться все сведения о последнем месте работы.

Уведомление о приеме на работу госслужащего оформляется на бланке компании, визируется уполномоченным лицом, которым был подписан контракт о сотрудничестве со стороны нанимателя, или руководителем организации.

Подпись в обязательном порядке должна быть заверена печатью организации, или, если такое разрешается внутренними нормативно-правовыми актами компании, службы по управлению персоналом.

Письмо о приеме на работу бывшего госслужащего должно содержать такие сведения:

  • ФИО гражданина;
  • место и дата рождения трудоустраиваемого;
  • должность муниципальной или государственной службы, которую соискатель занимал перед увольнением (согласно сведениям из трудовой книжки);
  • название организации, которая принимает бывшего госслужащего и направляет это сообщение;
  • номер и дата распоряжения (приказа) или другого решения нанимателя, согласно которому гражданин принимается на работу;
  • дата составления контракта о сотрудничестве и период, на который он заключается (при заключении срочного контракта указывается дата, когда бывший госслужащий приступил к выполнению должностных обязанностей в компании, срок его действия, причины (обстоятельства), на основании которых подписывался этот контракт);
  • наименование должности, занимаемой соискателем по трудовому контракту согласно штатному расписанию, и, если таковое имеется, структурного подразделения организации;
  • должностные обязанности, которые исполняются бывшим сотрудником на занимаемой должности (основные направления).

Такая форма уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего строго регламентирована постановлением Правительства РФ № 700 от 08 сентября 2010 года, и согласно ему, как уже ранее отмечалось, составленное таким образом письмо должно быть перенаправлено представителю нанимателя работника по последнему месту осуществления служебной деятельности в десятидневный период со дня подписания между сторонами (новым работодателем и бывшим госслужащим) договора об устройстве на работу.

Обязательно нужно сохранять почтовую квитанцию, которая является подтверждением факта отправки уведомления и даты этой процедуры, что в будущем позволит избежать каких-либо претензий со стороны контролирующих органов.

Ответственность

Если кадровик нового работодателя не сообщит в государственное или муниципальное учреждение, в котором бывший госслужащий замещал ранее определенную должность, о приеме его на работу, трудовые взаимоотношения между сторонами не могут дальше продолжаться, и контракт о сотрудничестве, согласно ст. 84 ТК РФ, подлежит расторжению. Основание прекращения трудовых взаимоотношений в данном случае определяется п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: нарушение определенных ТК РФ правил заключения контракта о сотрудничестве, которыми исключается возможность дальнейшего продолжения работы.

При этом неуведомление работодателя гражданина по последнему месту несения службы о трудоустройстве последнего расценивается контролирующими органами как административное правонарушение, и согласно ст.19 КоАП РФ, наниматель может быть оштрафован на сумму размером от 100 до 500 тыс. руб., а должностные лица – от 20 до 50 тыс. руб.

Прием на работу: Видео