Учение о государстве и праве сперанского. Политико-правовые учения сперанского

М.М. Сперанский написал целый ряд произведений, посвященных изложению его философско-правовых и политических взглядов на устройство государственной власти в России. Наиболее подробно его мысли изложены во "Введении к Уложению государственных законов" (1809 г.). Государственный идеал мыслителя здесь вырисовывается с особой тщательностью. Сперанский попытался представить себе ту Россию, к которой стремился всю жизнь. Во "Введении" есть указание на изучение всех существующих в мире конституций. Особенно высоко Сперанский ценил английское конституционное право. В своих работах он писал, что английские учреждения основываются на высоком правосознании нации. В Англии давно господствует принцип неприкосновенности личности, свобода слова, хорошо организованно местное самоуправление. Эти основы Сперанский считал краеугольным камнем "истинной монархии", их необходимо умело ввести в народную жизнь, народ и правительство ещё должны понять их и сделать неотъемлемым для всего бытия См.: Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М.: Наука, 1989.С. 87. . В настоящий период, считал мыслитель, Россия вошла в состояние, требующее ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав подданным. Однако такие перемены должны были произойти не посредством государственного переворота, как в Европе и США, а "через правильные и справедливые законы" См.: Морозов В.И. Указ. соч.С. 46. , жалованные императором народу.

Определяя форму правления для России, Сперанский обратился к теории географической среды, разработанной Монтескье. Французский философ утверждал, что на форму правления оказывает влияние размеры территории, климатические условия, уровень технических средств. Исходя из названных признаков, присущих России, а также "по настоящей степени просвещения" народа наилучшим образом правления, "наиболее сходственном для счастия ее существования", может быть только монархия, учрежденная на "законе непременном" См.: Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М.: Мысль, 2005.С. 74. . Форму правления, соответствующую этим требованиям, он называл "правильной" или "истинной монархией". Для того чтобы подтвердить свои идеи о необходимости введения в России "истинной монархии", основанной на незыблемых законах, Сперанский противопоставлял идеалу государства современные ему недостатки государственного строя. Государь в России обладает всей полнотой власти и пользуется ей безгранично. Вся власть сосредоточена в одном лице, завалена множеством работы. "По внешности у нас есть все, а на деле у нас нет ничего, и в особенности у нас нет монархического правления" См.: Там же. . Путь к разрешению вопроса он видел в адаптации для России принципа разделения властей и привлечения к участию в управлении страной "народного мнения". Он был убежден в возможность реформирования России "сверху", без участия народных масс, без бедствий и кровопролитий.

"Истинная монархия" Сперанского, согласно его концепции базируется на двух основах. Первая - это принцип законности. Он предлагал сделать коренные законы государства "столь неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть переступить их не смогла". Коренные законы государства - это воля народа, обращенная к правительству, в условиях, когда "государи перестали быть отцами их народов, когда народы познали, что они отделяют свои пользы от их благосостояния, и силы, им вверенные, не только обращают не для них, но часто и против них". Закон, по его мнению, является "первым источником силы правительства" См.: Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М. Сперанского. // Цит. по Тимошина Е.В. Указ. соч.С. 226. .

Другим принципом "истинной монархии" Сперанский видел разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Общество существовало раньше появления державной власти. Слияние воли отдельных индивидуумов составляет сущность державной власти. В отдельности каждый индивидуум имел присущие ему волю, закон и исполнение. Вместе эти три начала порождают силу, способную управлять государством - державную власть. Власть может пользоваться всеми этими силами одновременно - тогда правление будет деспотическим, а поданные - рабами. "Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его" См.: Морозов В.И. Указ. соч.С. 67. . Государство организуется на принципе разделения властей, которые в свою очередь реализуются на основании законов и правового порядка. Но Сперанский не полагался на одни изменения в законодательстве. Столь легальное положение государства требует общего изменения. Никакие частные перемены ни приведут к изменению целого. Для установления в государстве демократических свобод нужны серьезные гарантии, наличие, которых он усматривал во введении соответствующей формы правления, "истинной монархии". Мыслитель рассматривал такой вариант ограничения монархии в России, который предполагал внутреннее ограничение самодержавия "силой установлений", законов и "самим делом". Большое значение в своей концепции Сперанский отводит принципу публичности. Весь народ не может блюсти за тем, чтобы правительство оставалось в законных рамках, то необходимо сословие, "достаточно просвещенное,.. должно быть независимо и быть связано с интересами народа". Образцом такого сословия Сперанский видел английскую аристократию См.: Там же. . Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами, свобода людей определяемся только как "зависимость от положительного закона", сам престол держится "на твердых столпах закона и всеобщего порядка". Закон Сперанский определял "как ограничение натуральной свободы человека известными правилами". Общее назначение закона состоит в обеспечении пользы и безопасности людей, определяет отношения между частными лицами и государственными органами. Сперанский предлагал вводить "органические" законы, которые определят форму учреждений, которые служат средствами для сил государства.

Сперанский предполагал, что в преобразованном по его проектам государстве будет возможно наилучшим образом обеспечить права подданных. Он разработал собственную концепцию, состоящую из двух пар категорий: рабство политическое и свобода политическая и рабство гражданское и свобода гражданская См.: Сперанский С.И. Учение Сперанского М.М. о праве и государстве. М.: Ось-89, 2001.С. 53. . Политическая свобода в понятии Сперанского означает подчинение всех и каждого законам, а также возможность "участия.. в действии законодательной и исполнительной власти". Политическая свобода у Сперанского связывается с недвижимой собственностью, т.к. имеющий недвижимость "более способен, в силу собственных интересов, заботится о доброте закона". Под политическим рабством мыслитель понимал состояние, когда "воля одного закон для всех", под которыми подразумевались известные категории населения, как домашние слуги, ремесленника и "народ рабочий", которые могли быть допущены к праву выбора, в силу только того, что они не обладают достаточным "разумом" и "любочестием" См.: Там же. .

Гражданское рабство Сперанский рассматривал как подчинение одного класса "в повинностях личных или вещественных" другому, а гражданскую свободу как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе См.: Сперанский М.М. Проекты и записки. // URL: http: //stepanov01. narod.ru/library/speransky/chapt03-2. htm (дата обращения 02. 02.2009). . В своих работах Сперанский отмечал, что свобода политическая имеет гораздо больший объём, по сравнению со свободой гражданской, и поэтому является её основой, но и гражданским правам Сперанский придавал большое значение. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, точно также как и закон гражданский не может быть тверд без закона политического" См.: Семигин Г.Ю. Указ. соч.С. 78. . Как следствие этого Сперанский разделяет государство на три сословия: дворянство, "среднее состояние" и "народ рабочий". Дворянство обладает всеми гражданскими и политическими правами, также добавлялось право владеть землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога с земли, вторые (купцы, мещане, однодворцы) обладают политическими правами "по их собственности" и гражданскими правами. "Народ рабочий" (помещичьи крестьяне, домашняя прислуга, мастеровые) пользуются общими гражданскими правами и не имеют политических прав. Своей конечной целью Сперанский ставил наделение равными гражданскими правами и как следствие этого стремление к отмене крепостного права См.: Чибиряев Указ. соч.С. 91. .

В Сперанском видели человека, увлеченного и наполеоновским режимом, и английским конституционным правом и стремившегося перенести все это в Россию. Соединяя в себе ум теоретика и способность практика, ему удалось то, что до него никому не удавалось в сфере государственных деятелей: синтезировав правовую и философскую мысль Запада и Востока, разработав во многом оригинальную концепцию идеала государственной власти.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - та-

лантливый государственный деятель, выходец из семьи

v сельского священника. Закончил Петербургскую духов-

ную семинарию. В 1808 г. Сперанский становится дове-

ренным лицом Александра I. Под руководством Спе-

ранского были подготовлены и изданы первое <Полное

собрание законов Российской империи> в 45 томах (1830),

<Свод законов Российской империи> в 15 томах (1832-

1839). Помимо официальных проектов Сперанский на-

писал много записок, адресованных Александру I и бу-

дущим царям: <Записка об основных законах> (1802),

<Записка об устройстве правительственных и судебных

учреждений в России> (1803), <Записка о крепостных

людях> (1819) и др.

Сперанский о естественном праве. Взгляды Сперан-

ского основаны на острой полемике с рационалистичес-

кой школой естественного права с ее категориями <ес-

тественного состояния>, <природы человека> с ее всеоб-

щей свободой, равенством сил и прав, общественным до-

говором. Он критикует <естественное право>, исходя из

концепции изначального и вечного неравенства людей

Отрицание <естественных законов> (в просветитель-

ском их понимании) должно было привести Сперанско-

го к отрицанию и <естественного состояния>, и <есте-

ственных прав>. Неудивительно поэтому, что, рассуждая

в <Записке об основных законах> о происхождении го-

сударства, о договорах между правительством и наро-

дом, он ни слова не обмолвился относительно прав под-

данных, вступающих в соглашение. Позднее Сперанский

прямо писал: <Нет права естественного, но есть положе-

ние естественное>. Он считал, что в <естественном поло-

жении> люди лишены сугубо человеческих качеств

(прежде всего разума). Они, в сущности, звери.

Более чем скептическое отношение ученого к основ-

ным принципам естественно-правовой теории обусло-

вило глубокое восприятие им юриспруденции И.Кан-

та. Хотя ему были совершенно чужды просветительс-

кие принципы кантовской теории, отдельные ее сторо-

ны (в частности, отрицательное отношение к революций)

не могли не импонировать Сперанскому.

Сперанский о трех группах законов. Для Сперан-

ского Бог - создатель и верховный законодатель приро-

ды и человека. Законы, данные Богом, Сперанский раз-

делял на три группы: законы природы, разума (физи-

ческие) и законы нравственные.

Физические и нравственные законы различаются по

характеру и объекту действия. Физические законы дей-

ствуют в природе (включая сюда и человека) и опреде-

ляются самой природой. Они неизменяемы и всегда еди-

нообразны, рационально познаваемы.

Нравственные законы действуют только на человека

и не обладают той обязательной силой, какой обладают

законы <физической природы>. Они иррациональны, по-

скольку <в законах нравственных Бог имеет своего пред-

ставителя в человеке - совесть>. Для выяснения содер-

жания нравственных законов ученый обратился к рас-

смотрению <человеческой природы>. Для Сперанского

<человеческая природа>, хотя и характеризуется рядом

конкретных признаков, понятие абстрактное. Это внеис-

торическое представление о <человеке вообще>, в кото-

ром он находит два взаимопротивоположных начала -

самолюбие и любовь. Основная этическая норма (<нрав-

ственный закон>), по Сперанскому, это любовь.

Сперанский о политической и гражданской свобо-

де. В государственно-организованном обществе Сперан-

ский различал два вида свободы - политическую и граж-

данскую. Политическая свобода - это <возможность

участия всех государственных классов... в действии за-

конодательной и исполнительной власти>, которая к тому

же реализуется на основании закона, принятого <общей

волей>. Политическую свободу Сперанский связывал с

недвижимой собственностью, так как собственник <в из-

вестном размере более способен, в силу собственных ин-

тересов, заботиться о доброте законов>. Поэтому не все

слои общества должны иметь активное и пассивное из-

бирательное право.

Гражданскую свободу Сперанский определил как не-

зависимое существование всех сословных групп в обще-

стве. Она обеспечивается гражданскими правами, гаран-

тирующими <безопасность лиц и имущества>, и предос-

тавляется всем подданным. В соответствии с видами сво-

боды - политическая и гражданская - он сформулиро-

вал и противостоящие им понятия: политическое и

гражданское рабство. Первое из них Сперанский опре-

делил как состояние, при котором воля одного - закон

для всех, а второе рассматривал как социальный поря-

док, позволяющий одному классу <в повинностях лич-

ных или вещественных зависеть от воли другого>. Меж-

ду двумя видами свободы существует прямая связь.

Первична политическая свобода, вторична - гражданс-

кая. Никакая сила, полагал ученый, не может родить в

государстве свободы гражданской, не установив свободы

политической, и, напротив, если в государстве утвержде-

на свобода политическая, гражданское рабство умень-

шается само собой. Права гражданские должны быть

основаны на правах политических, точно так же как

закон гражданский не может быть тверд без закона по-

литического.

Политический идеал. Эти рассуждения привели Спе-

ранского к выводу, что в России нет истинной свободы.

Ее государственный строй - деспотия, не ограниченная

<коренными государственными законами. Даже у дво-

рянства личность, честь, имение зависят исключительно

от самодержавной воли, которая может <возводить и низ-

водить дворянские роды единым своим хотением>. Да-

лее делается принципиальный вывод: <Я нахожу в Рос-

сии два состояния - рабы государевы и рабы помещи-

чьи. Первые называются свободными только в отноше-

нии ко вторым, действительно же свободных людей в

России нет, кроме нищих и философов>.

Формы правления, в которых гарантированы полити-

ческая и гражданская свободы, могут быть созданы об-

щей волей народа. Однако в России вышеназванные два

рода рабов сводят на нет всякую волю народа. Помещи-

ки, порабощая крестьян, видят в монархе силу, которая

помогает им держать крестьян в угнетении. Крестьяне,

страдая от помещичьего ига, также обращают свои взо-

ры к трону. Результатом этого является укрепление

самовластия. Пока сохраняется крепостное право и со-

словные привилегии, Россия будет оставаться деспоти-

ей, полицейским государством, где нет места законнос-

ти, народному просвещению, прогрессу.

Выход из деспотического состояния Сперанский свя-

зывал с <истинной монархией> при помощи реформ

сверху. В противном случае неизбежен переход от фео-

дального правления к республиканскому, но этот про-

цесс будет сопровождаться революционными потрясе-

ниями, когда <необузданная вольность и безначалие пред-

ставляются единым средством к свободе>. При всем

своеобразии в России действуют те же закономерности

всемирной истории, которые заставили страны Запад-

ной Европы стать на путь буржуазных политико-право-

вых преобразований.

<Истинная монархия> Сперанского представлена в его

проектах государственных преобразований России и ба-

зируется на ряде буржуазных юридических принципов.

Основополагающим среди них был принцип законнос-

ти. В <Записках об основных законах> Сперанский пред-

лагает Александру I сделать коренные законы государ-

ства такими неподвижными и неизменными, чтобы ни-

какая власть преступить их не могла.

Другим принципом <истинной монархии> является

разделение властей. Нельзя основать правление на за-

коне, утверждает Сперанский, если одна державная власть

будет и составлять закон, и исполнять его. Поэтому сле-

дует, прежде всего, технически отделить в ней друг от

друга законодательную, исполнительную и судебную

власти, сосредоточив их в разных, независимых один от

другого органах. Сперанский советует организовать за-

конодательную власть таким образом, чтобы она, исполь-

зуя представительный принцип, могла выражать волю

народа; исполнительная власть должна вручаться пра-

вительству и ставится под контроль законодательной, а

судебная - под контроль выборного суда присяжных.

Державная власть остается за монархом, наделяется

правом общего руководства и рядом прерогатив в ре-

ализации всех властных полномочий. Так, законода-

тельная власть при всей дозволенной ей свободе <не

может совершать свои положения без державной>. Ее

законопроекты должны быть утверждены монархом,

который к тому же является верховным охранителем

правосудия. Власть монарха наследственна и принад-

лежит исключительно законным детям. Три власти и

монарх управляют государством, подобно тому, как че-

ловек - своим организмом, обращаясь к воле, закону и

исполнению. Последняя мысль весьма типична для кон-

серваторов.

В соответствии с этими началами формируется сис-

тема государственных учреждений. Государственная

Дума - высший законодательный орган страны. Ника-

кой новый закон не может быть принят без одобрения

Думы. Установление новых податей, налогов и повинно-

стей рассматривается и одобряется в Думе. В том слу-

чае, если большинство Думы отвергает законопроект, то

он <оставляется без действия>. Властно-распорядитель-

ные функции на местах осуществляются также выбор-

ными органами - волостной, окружной, губернской ду-

мами.

Будущей законодательной власти России Сперанский

предлагал принять Уложение государственное и законы

органические, Уложения гражданское, уголовное, ком-

мерческое, сельское, Устав судебный, постановления о на-

логах и повинностях и некоторые другие законы, уста-

вы, разъяснения и дополнения к ним.

Все другие акты, регулирующие порядок исполнения

законов и относящиеся к меняющимся действиям и про-

исшествиям, должны строго соответствовать законам. Та-

ким способом намечалось <правление доселе самодер-

жавное, поставить и учредить на неизменном законе>.

Непосредственное управление страной осуществляет-

ся министерствами. Министерства ответственны перед

Государственной Думой за нарушение закона, отчиты-

ваются перед ней за свою деятельность. Государствен-

ная Дума наделяется правом просить об отмене неза-

конных действий министров, а также правом начать рас-

следование с целью изобличения министра в злоупот-

реблении властью. Постановление о начале

расследования подлежит утверждению императора.

Судебная власть реализуется системой судов, состоя-

щих из назначаемых чиновников и выборных присяж-

ных заседателей. Верховным органом судебной власти

является Сенат, назначаемый императором из числа кан-

Своеобразие интерпретации принципа разделения вла-

стей у Сперанского заключается в создании Государ-

ственного Совета, который должен соединить все формы

власти и в предоставлении императору общего руковод-

ства. В силу этого государь есть верховный законода-

тель, верховное начало силы исполнительной, верховный

охранитель правосудия, а сама концепция приспособля-

ется к нуждам самодержавия.

Важное место занимает принцип гласности, обязатель-

ность учета общественного мнения для современного го-

сударства. Общественное мнение или <дух народный>,

воздействует на правительство в интересах всего обще-

ства, становится составной частью <сил государствен-

ных>.

В <истинной монархии> нет места для рабства (кре-

постничества), так как в ней должно быть учреждено

такое состояние, <в котором никто не может быть при-

нуждаем к труду единым произволом другого и в коем

труд составляет неотъемлемую часть каждого>. Для лик-

видации крепостного права Сперанский предложил вве-

дение без всякого отлагательства личной свободы, затем

установление четкого законодательного определения

размера крестьянских повинностей и объявление крес-

тьянам разрешения на приобретение недвижимой соб-

ственности. В коренных законах он предлагал устано-

вить равенство гражданских прав, как личных, так и

вещественных, для всех подданных и, следовательно, не

допускать никакого в этом разделения сословий. Поме-

щичье землевладение при этом сохранялось в непри-

косновенности.

В результате проведения реформ, полагал Сперанский,

народ российский разделится на три класса.

Дворянство будет иметь все общие (гражданские) пра-

ва, а политические права - на основании собственнос-

ти. Сверх того оно будет иметь особенное право приоб-

ретать населенные земли и свободу от личных повинно-

стей. Но при этом дворянство обязано пройти граждан-

скую или военную службу не менее 10 лет; при

уклонении от службы потомственное дворянство теря-

ется.

Среднее состояние обладает всеми общими гражданс-

кими правами, а политическими - в соответствии с соб-

ственностью. <Среднее состояние составляется из куп-

цов, мещан и ремесленников, однодворцев и всех поселян,

имеющих недвижимую собственность в известном ко-

личестве>.

Третий класс (сословие, состояние) - народ рабочий.

Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не

имеет прав политических. К классу рабочего народа при-

числяются все поместные крестьяне, мастеровые, домаш-

ние слуги.

Эти сословия (состояния, классы) не должны быть зам-

кнуты и разобщены: личное дворянство (приобретенное

службой) связывает второе сословие с первым, а возмож-

ность приобретения недвижимой собственности - тре-

тье со вторым.

ранского было направлено, в сущности, против основ но-

вого буржуазного строя: он отвергает не только учение

о естественном праве, но и учение о разделении властей.

В то же время близкий по своему происхождению к

податным сословиям, Сперанский понимал закономер-

ность революционных событий во Франции и по-своему

пытался предотвратить их в России. Поэтому в его про-

ектах появляются Государственная Дума и суд присяж-

ных, появляется ответственность министров, юридичес-

кие институты буржуазного государства.

Правда, содержание проектируемых органов далеко

не буржуазно, более того, реализация преобразователь-

ной программы должна была, по мысли Сперанского, пре-

дотвратить опасное, с точки зрения чиновника, развитие

капиталистических отношений. Однако, стремясь к пре-

дотвращению господства буржуазии, реформатор пытал-

ся противопоставить ему не патриархальный <стародво-

рянский> уклад феодальной монархии, а государствен-

ную организацию, которая бы учитывала факт разви-

тия капитализма в стране.

В данном случае Сперанский пытался соединить не-

соединимое: он хотел законсервировать планируемую

им социально-политическую организацию с помощью

тех самых сил, которые неизбежно должны были бы сло-

мать ее при дальнейшем развитии. Поэтому государ-

ственно-правовые идеи реформатора не были претворе-

ны в жизнь.

Введение

Заключение

Введение

На рубеже тысячелетий, в период смены веков, совпавших со сменой общественно-политического строя России, объективно возрастает значение исторических знаний, умелого использования опыта прошлого. Это тем более важно в связи с тем, что проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени конца XVIII - первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе. Особое значение в плане подготовки и проведения глубоких реформ в Российской империи занимал М.М. Сперанский, чья деятельность волновала и волнует лучшие умы государственных деятелей страны, политиков и ученых вот уже около двухсот лет. "Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум, - писал В.О. Ключевский, - после Сперанского, не знаю, появится ли третий". М.М. Сперанский - ученый-аналитик по призванию и новатор-преобразователь по духу он, по словам современников, был "кодификатором законов" и "великим реформатором". Его многогранный талант раскрывается в многочисленных трудах, где он предстает как философ, историк, социолог, экономист, политолог, государственник и правовед. Путь М.М. Сперанского во власть был трудным, но стремительным. Он родился 1 января 1772 года в семье сельского священника, был отдан на учебу во Владимирскую семинарию. Фамилию мальчику придумал муж его тетки Матвей Богословский. Она основывалась на латинском глаголе "spero, sperare", что означало "уповать, надеяться". Но что-то пророческое было в придуманной фамилии Сперанский. Действительно, через десять с небольшим лет бесфамильный сын сельского священника выразил бродивший в обществе дух надежды на свободу, конституционное устройство страны, закон, дух надежд на реформы. В 1790 окончил он Владимирскую семинарию и как лучший ученик был направлен в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, а в 1792, окончив курс, был оставлен в качестве профессора математики, физики и красноречия, а в 1795 был назначен префектом (начальником) семинарии. Отказавшись от монашества и сделанной карьеры, в 1797 вступил на государственную службу с чином IX класса по "Табели о рангах". Обладавший громадной работоспособностью, умением писать и говорить, Сперанский в 1801, вскоре после вступления на престол Александра I, получил чин действительного тайного советника и занимался составлением многочисленных указов и манифестов, характеризующих "дней Александровых прекрасное начало". Назначенный на службу в Министерство внутренних дел, Сперанский наряду с гигантским объемом работы и фактическим созданием русской бюрократической машины XIX - начала XX в. написал работы, выдвинувшие его в ряд первых полит, мыслителей: "Размышления о государственном устройстве империи", "Записка обустройстве судебных и правительственных учреждений в России", "О духе правительства" и др. В 1807 Сперанский стал статс-секретарем императора. В 1808 сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном. Наполеон назвал Сперанского "единственной светлою головою в России" и шутливо предложил Александру I обменять на Сперанского какое-нибудь немецкое княжество. В настоящей работе мы попытаемся рассмотреть его взгляды на государственной устройство, законотворчество.

§ 1. Идейные основы политико-правовой доктрины М.М. Сперанского

Учение о праве и государстве М.М. Сперанского основано на его глубоких познаниях в политических теориях как античных, так и современных ему европейских философов. Сперанский как мыслитель сформировался в начале XIX века, отмеченного либерализацией общего социально-политического курса в стране и зарождением правительственного конституционализма. Он испытывал влияние французских просветителей, немецкой исторической школы права, а также английских философов и экономистов. Кроме того, заметно также влияние антикрепостнических взглядов некоторых российских государственных деятелей и философов.

Историческим контекстом, в котором сформировалось политико-правовое мировоззрение мыслителя, был послепетровский "раскол России на две субкультуры", или, по словам, Н.М. Карамзина, "на древнюю и новую Россию". Именно это "во многом предопределило мысль и деятельность М.М. Сперанского", сообщив его мировоззрению противоречивый характер, для которого характерны, с одной стороны, политический либерализм, а с другой - правовой консерватизм. Консервативный характер правового учения мыслителя, который ставит под сомнение однозначность традиционного образа М.М. Сперанского как "правоверного" либерала-реформатора, и был, вероятно, одной из причин забвения его правовых идей.

Рассмотрим степень влияния на мировоззрение М.М. Сперанского естественно-правовой теории. Как известно, французские философы XVIII века апеллировали к разуму как к единственному судье над всем сущим. Сперанский не разделял веры просветителей во всемогущество разума и выступал с критикой рационализма. В одной из своих проповедей (1791) он говорил: "Разум даст наилучший чертеж для образования общества, напишет наилучшие законы, предусмотрит неудобства, ограничит силу властей, проведет черту порядка и подчинения; но, имея развращенное сердце, он первый введет замешательство и безначалие, первый разорвет те священные узы, коими связуются выгоды сочленов, и, словом, первый готов будет разрушить собственное свое произведенье".

Основой политической конструкции у представителей естественно-правовой школы был лишенный социальных связей "естественный человек". Он рассматривается как носитель естественных прав, а соответствующее ему состояние - как предпосылка образования государства. Существенным моментом "естественного состояния" было всеобщее равенство сил и прав.

Сперанский рассуждал иначе: "Если бы государство могло быть одно на свете и составлено из людей равно мощных или равно справедливых, тогда не было бы никакой нужды в правительстве, тогда каждый наслаждался бы в совершенной независимости личными своими силами. … Силы нравственных существ распределены им от бога по его правде". Отрицание "естественных законов" (в их просветительском понимании) должно было привести Сперанского к отрицанию и "естественного состояния" и "естественных прав". Поэтому, рассуждая в записке "О коренных законах государства" о происхождении различных форм власти, о договорах между правительством и народом, он не говорит о правах вступающих в соглашение членов общества. Он пишет: "Нет права естественного, но есть положения естественные". А что есть "естественные положения" дает представление следующее высказывание: "Гнев вообще есть чувствие сильное, жестокое, стремительное. Когда душа колеблется сею страстью, человек разрывает, кажется, все союзы свои …и, одним шагом перешед все расстояние, разделяющее его от природы, он возвращает вдруг все первобытные свои права независимости и свободы". Таким образом, в естественном состоянии человек прежде всего зверь и нет ничего общего между "первобытными правами" Сперанского и "естественным правом" просветителей.

Что же касается политического учения И. Канта, то отдельные ее стороны (защита абсолютизма, отрицательное отношение к революционным преобразованиям и т.п.) ему импонировали.

Довольно значительным было влияние на У. Блекстона, А. Смита, Д. Юма, И. Бентама. Здесь присутствует критика "естественного состояния", существует развитая экономическая теория. Сперанский, особенно в своих ранних произведениях, обильно цитировал Бентама - в их взглядах на политику было много общего. Однако их воззрения отождествлять нельзя.

Основной элемент учения Бентама - учение о пользе. Частный интерес провозглашается основой общего интереса: Бентам говорит о тождественности того и другого, что человеческая любовь - просвещенный эгоизм и заменяет понятие "общего блага" понятием наибольшего счастья наибольшего числа людей.

Взгляды Сперанского и Бентама были взаимопротивоположны именно в определении значения принципа пользы. "Движение всех обществ слагается подобно круговому движению физических тел, из двух различных сил: силы, нудящей волю по известному направлению к общему добру, и силы самолюбия или частного интереса, увлекающей его к натуральному его средоточию - к собственной пользе. Доколе силы сии содержатся в равновесии, дотоле общество движется в тишине и все лица, его составляющие, пользуются миром общественным".

Бог для него Создатель и верховный законодатель природы и человека. Законы, данные Богом, Сперанский разделял на три группы: законы природы, разума (законы "физические") и законы нравственности.

Физические и нравственные законы различаются, согласно учению Сперанского, по характеру и объекту действия. Физические законы действуют в природе (включая сюда и человека) и определяются самой природой. Они неизменяемы и всегда единообразны, рационально познаваемы. Нравственные законы действуют только на человека и не обладают той обязательной силой, какой обладают законы "физической природы". Они иррациональны, поскольку в "законах нравственных (бог) имеет своего представителя (в человеке) - совесть". Для выяснения содержания нравственных законов Сперанский обратился к рассмотрению "человеческой природы". Для Сперанского "человеческая природа" - понятие абстрактное, хотя и характеризуется рядом конкретных признаков. Это представление о "человеке вообще", в котором он находил два взаимопротивоположных начала - самолюбие и любовь. "Самолюбие все ищет привлечь к себе, любовь сливает счастье наше со счастьем других. Самолюбие всегда исключительно и отдельно, любовь общительна и союзна". Так как "начало самолюбия и отдельности как совершенно противное нравственному чувству совести не может быть признано законом нравственным", основная этическая норма (нравственный закон) - любовь.

Свобода политическая и свобода гражданская - одна из основных тем размышления Сперанского, он раскрывал понятия политической и гражданской свободы, политического рабства и гражданского рабства.

Права и свободы являются важнейшим условием любого общества. В этом Сперанский придерживался взглядов Аристотеля, у которого научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности и знании этики. Одним из основных политических взглядов Аристотеля заключается в том, что политическая справедливость возможна только между свободными и равными людьми. Соответствие закона политической справедливости и праву Аристотель считал важнейшим составным моментом политического качества закона. Право должно найти свое выражение, воплощение соблюдение в законе. Иначе, считал, Аристотель, происходит отход от политических форм правления к деспотизму. Политическое правление, согласно концепции Аристотеля, это правление закона, а не людей. Соглашаясь в этом с Аристотелем, Сперанский отвергал политический идеал Платона (правление философов) и утверждал, что именно законы, а не люди должны управлять обществом.М. М. Сперанский имел полную возможность изучить русскую действительность, реальную и духовную обстановку разных классов. Поэтому Сперанский являлся убежденным сторонником законности и права в государстве, поэтому он так настойчиво проводил мысль о "коренных" законах, которым все сверху донизу должны подчиняться. Хорошее понимание настоящего положения вещей и знание исторического прошлого, сделало из Сперанского убежденного сторонника "истинной монархии".

Таким образом, мировоззрение М.М. Сперанского не укладывается в рамки какого-либо из современных ему политических учений.

сперанский государство право учение

§ 2. Учение о праве: теоретические проблемы законодательной деятельности

М.М. Сперанский рассматривает право как историческое явление, необходимо сопровождающее общество на всех этапах его развития - от семейного и родового союзов до гражданского общества и государства. В объяснении исторического происхождения права Сперанский заимствует комплекс идей немецкой исторической школы права.М. М. Сперанский использует, прежде всего, известное сравнение процесса образования права с происхождением языка как двух органических порождений "народного духа". "Право, - утверждает М.М. Сперанский, - образуется в обществе как язык, потребностями общественной жизни". Право исторически конкретного общества, по мнению М.М. Сперанского, созидается "народным духом" и направляется в своем развитии Божественным промыслом.

Вместе с тем факт исторической обусловленности права создавшими его внутренними "природными силами" народа не освобождает право от нравственной оценки, способность к которой определяется нравственной природой человека. По мнению М.М. Сперанского, только при условии нравственной оправданности права его предписания будут обязательны для христианской совести. Нравственный закон имеет сверхъестественный источник в разуме Верховного Законодателя, который даровал людям заповедь для оценки нравственного достоинства формальных предписаний общежительного закона. Он сотворил человека имеющим совесть - "око Божие в душе человека", которая способна воспринимать нравственно-религиозное содержание права и обеспечивать внутреннюю обязательность его императивов.

Архивные рукописи М.М. Сперанского позволяют также сделать вывод о том, что он стоит у истоков социологического объяснения права. М.М. Сперанский подчеркивает консенсуальный характер права: именно согласие составляет его сущность. Право в его представлении - это являющаяся результатом общественного согласия мера свободы, присвоенная лицу и удостоверенная положительным законом. Закон же есть общее правило, оформляющее общественное согласие и устанавливающее его защиту.

Участвуя в кодификационной деятельности, будучи фактически руководителем Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (1826 год), М.М. Сперанский имел возможность практически осуществить свои воззрения. Из двух возможных подходов к кодификации права - сведения всех существующих (действующих и действующих) законов воедино и без изменений или отделение нового Уложения - был выбран первый (образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана). Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений, б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов, в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие, г) сократить многосложные тексты законов, д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний. Свод законов должен был состоять из восьми разделов:

) основные государственные законы (т. 1, ч. 1);

) учреждения: а) центральные (т. 1, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. 111);

)"законы правительственных сил": а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные;

) законы о состояниях (т. IХ);

) законы гражданские и межевые (т. Х);

) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи (т. XII);

) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении. преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (t. xiv); 8) законы уголовные (т. XV).

Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основывалось на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского. Законы делятся по тому же признаку.

Государственные законы подразделяются в свою очередь на четыре категории: законы основные, учреждения, законы государственных сил, законы о состояниях. Сюда относятся также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные.

Сперанский применительно к критериям отбора материла для Полного Собрания Законов определял закон как "постановление.. от Верховной власти или именем ее от учрежденных ею мест и правительств происшедшее по всем частям государственного управления". Тем самым для Сперанского различия между законом и указом как источниками материала кодификационного обобщения не было - любой нормативный акт являлся таковым, что явственно сказалось на структуре Свода Законов, как равно значимые включавшего самые различные нормативные акты Империи, в том числе и судебные решения, получившие значение прецедента - в глазах русского кодификатора они также выступали законами. Однако в своих проектах преобразования государственного устройства Российской Империи разницу между законами и указами (только желательную, а не реально сущую) Сперанский проводил достаточно жестко. Среди всех государственных постановлений он различал два класса: "в первом должно положить те постановления, коими вводится какая-либо перемена в отношениях государственных сил или в отношениях частных людей между собою; во втором - те, кои, не вводя никакой существенной перемены, учреждают токмо образ исполнения первых". Первые носили имя законов, вторые - уставов и учреждений. Первые должны были подлежать ведению Государственной Думы; вторые же, как относящиеся к власти исполнительной, должны были составляться последней через посредство Государственного Совета.

§ 3. Учение М.М. Сперанского о государстве

М.М. Сперанский написал целый ряд произведений, посвященных изложению его философско-правовых и политических взглядов на устройство государственной власти в России. Наиболее подробно его мысли изложены во "Введении к Уложению государственных законов" (1809 г.). Государственный идеал мыслителя здесь вырисовывается с особой тщательностью. Сперанский попытался представить себе ту Россию, к которой стремился всю жизнь. Во "Введении" есть указание на изучение всех существующих в мире конституций. Особенно высоко Сперанский ценил английское конституционное право. В своих работах он писал, что английские учреждения основываются на высоком правосознании нации. В Англии давно господствует принцип неприкосновенности личности, свобода слова, хорошо организованно местное самоуправление. Эти основы Сперанский считал краеугольным камнем "истинной монархии", их необходимо умело ввести в народную жизнь, народ и правительство ещё должны понять их и сделать неотъемлемым для всего бытия. В настоящий период, считал мыслитель, Россия вошла в состояние, требующее ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав подданным. Однако такие перемены должны были произойти не посредством государственного переворота, как в Европе и США, а "через правильные и справедливые законы", жалованные императором народу.

Определяя форму правления для России, Сперанский обратился к теории географической среды, разработанной Монтескье. Французский философ утверждал, что на форму правления оказывает влияние размеры территории, климатические условия, уровень технических средств. Исходя из названных признаков, присущих России, а также "по настоящей степени просвещения" народа наилучшим образом правления, "наиболее сходственном для счастия ее существования", может быть только монархия, учрежденная на "законе непременном" . Форму правления, соответствующую этим требованиям, он называл "правильной" или "истинной монархией". Для того чтобы подтвердить свои идеи о необходимости введения в России "истинной монархии", основанной на незыблемых законах, Сперанский противопоставлял идеалу государства современные ему недостатки государственного строя. Государь в России обладает всей полнотой власти и пользуется ей безгранично. Вся власть сосредоточена в одном лице, завалена множеством работы. "По внешности у нас есть все, а на деле у нас нет ничего, и в особенности у нас нет монархического правления". Путь к разрешению вопроса он видел в адаптации для России принципа разделения властей и привлечения к участию в управлении страной "народного мнения". Он был убежден в возможность реформирования России "сверху", без участия народных масс, без бедствий и кровопролитий.

"Истинная монархия" Сперанского, согласно его концепции базируется на двух основах. Первая - это принцип законности. Он предлагал сделать коренные законы государства "столь неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть переступить их не смогла". Коренные законы государства - это воля народа, обращенная к правительству, в условиях, когда "государи перестали быть отцами их народов, когда народы познали, что они отделяют свои пользы от их благосостояния, и силы, им вверенные, не только обращают не для них, но часто и против них". Закон, по его мнению, является "первым источником силы правительства".

Другим принципом "истинной монархии" Сперанский видел разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Общество существовало раньше появления державной власти. Слияние воли отдельных индивидуумов составляет сущность державной власти. В отдельности каждый индивидуум имел присущие ему волю, закон и исполнение. Вместе эти три начала порождают силу, способную управлять государством - державную власть. Власть может пользоваться всеми этими силами одновременно - тогда правление будет деспотическим, а поданные - рабами. "Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его". Государство организуется на принципе разделения властей, которые в свою очередь реализуются на основании законов и правового порядка. Но Сперанский не полагался на одни изменения в законодательстве. Столь легальное положение государства требует общего изменения. Никакие частные перемены ни приведут к изменению целого. Для установления в государстве демократических свобод нужны серьезные гарантии, наличие, которых он усматривал во введении соответствующей формы правления, "истинной монархии". Мыслитель рассматривал такой вариант ограничения монархии в России, который предполагал внутреннее ограничение самодержавия "силой установлений", законов и "самим делом". Большое значение в своей концепции Сперанский отводит принципу публичности. Весь народ не может блюсти за тем, чтобы правительство оставалось в законных рамках, то необходимо сословие, "достаточно просвещенное,.. должно быть независимо и быть связано с интересами народа". Образцом такого сословия Сперанский видел английскую аристократию. Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами, свобода людей определяемся только как "зависимость от положительного закона", сам престол держится "на твердых столпах закона и всеобщего порядка". Закон Сперанский определял "как ограничение натуральной свободы человека известными правилами". Общее назначение закона состоит в обеспечении пользы и безопасности людей, определяет отношения между частными лицами и государственными органами. Сперанский предлагал вводить "органические" законы, которые определят форму учреждений, которые служат средствами для сил государства.

Сперанский предполагал, что в преобразованном по его проектам государстве будет возможно наилучшим образом обеспечить права подданных. Он разработал собственную концепцию, состоящую из двух пар категорий: рабство политическое и свобода политическая и рабство гражданское и свобода гражданская. Политическая свобода в понятии Сперанского означает подчинение всех и каждого законам, а также возможность "участия.. в действии законодательной и исполнительной власти". Политическая свобода у Сперанского связывается с недвижимой собственностью, т.к. имеющий недвижимость "более способен, в силу собственных интересов, заботится о доброте закона". Под политическим рабством мыслитель понимал состояние, когда "воля одного закон для всех", под которыми подразумевались известные категории населения, как домашние слуги, ремесленника и "народ рабочий", которые могли быть допущены к праву выбора, в силу только того, что они не обладают достаточным "разумом" и "любочестием".

Гражданское рабство Сперанский рассматривал как подчинение одного класса "в повинностях личных или вещественных" другому, а гражданскую свободу как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе. В своих работах Сперанский отмечал, что свобода политическая имеет гораздо больший объём, по сравнению со свободой гражданской, и поэтому является её основой, но и гражданским правам Сперанский придавал большое значение. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, точно также как и закон гражданский не может быть тверд без закона политического". Как следствие этого Сперанский разделяет государство на три сословия: дворянство, "среднее состояние" и "народ рабочий". Дворянство обладает всеми гражданскими и политическими правами, также добавлялось право владеть землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога с земли, вторые (купцы, мещане, однодворцы) обладают политическими правами "по их собственности" и гражданскими правами. "Народ рабочий" (помещичьи крестьяне, домашняя прислуга, мастеровые) пользуются общими гражданскими правами и не имеют политических прав. Своей конечной целью Сперанский ставил наделение равными гражданскими правами и как следствие этого стремление к отмене крепостного права.

В Сперанском видели человека, увлеченного и наполеоновским режимом, и английским конституционным правом и стремившегося перенести все это в Россию. Соединяя в себе ум теоретика и способность практика, ему удалось то, что до него никому не удавалось в сфере государственных деятелей: синтезировав правовую и философскую мысль Запада и Востока, разработав во многом оригинальную концепцию идеала государственной власти.

§ 4. Концептуальные и практические подходы М.М. Сперанского к правовому регулированию системы финансов Российской империи

Финансовая программа М.М. Сперанского была построена на рациональных началах, обусловленных развитием капиталистических отношений в России начала XIX века, а сам Сперанский стоял на уровне современной ему передовой мысли в вопросах денежного обращения, кредита и бюджета и стремился на практике воплотить эту теорию в жизнь.

В целом политика монетарного меркантилизма, проводимая Сперанским, отвечала интересам купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов. Она сыграла немаловажную роль в подъеме отечественной промышленности в преддверии надвигавшейся войны.

В связи с изучением проблем становления и развития финансов России в первой четверти XIX в. в поле зрения исследователей в основном оказывались, с одной стороны, бюджетная политика и другие факторы, влиявшие на финансовую систему, с другой - государственное хозяйство в целом. Основное внимание уделялось, как правило, Е.Ф. Канкрину и проведенной им реформе. В тоже время деятельность первых министров финансов А.И. Васильева, Ф.А. Голубцова и Д.А. Гурьева не получила достаточного освещения. Понять влияние внутренней и внешней экономической и политической ситуации на решения, принимавшиеся финансовым ведомством, невозможно без анализа его основных программных документов - планов финансов, разрабатывавшихся по инициативе Александра I сначала М.М. Сперанским, а затем и Д.А. Гурьевым. Меры, предлагавшиеся в этих документах, были призваны стабилизировать экономику страны, ликвидировать бюджетный дефицит, остановить инфляционный процесс, усовершенствовать денежное обращение и укрепить систему кредитных учреждений, ведь Россия начала XIX века находилась в состоянии финансового кризиса. В 1810 году государственный внутренний долг достиг 577, внешний - 100 млн. рублей. Запасного фонда и дополнительных источников дохода не существовало. Тем не менее, при 127 млн. рублей дохода было намечено 193 млн. рублей расходов.

Несмотря на незначительные отличия в экономических мероприятиях, предлагавшихся и проводившихся М.М. Сперанским и Д.А. Гурьевым, можно говорить о единой финансовой политике, главной целью которой была забота об источниках доходов в целях максимального наполнения приходных статей бюджета.

Финансовая программа М.М. Сперанского, названная "План финансов" была построена на рациональных началах, обусловленных развитием капиталистических отношений в стране. Предлагая устранить бесконтрольность в бюджетном деле, Сперанский вместе с тем рекомендовал перестроить налоговую систему, ликвидировать винные откупа, отказаться от ненужных и непроизводительных затрат государственных средств и привести расходную часть бюджета в строгое соответствие с доходами страны. Сперанский следующим образом характеризовал свою программу: "Главные основания сего плана состоят в том, чтобы всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действительными мерами положить твердое основание постепенной уплате государственных долгов".

Бюджетного равновесия, утверждал он, можно было бы достигнуть путем одновременного увеличения доходов страны. С этой целью Сперанский запроектировал повышение подушной подати, оброчных сборов и некоторых других налогов и резкое сокращение государственных расходов. Идея о недопустимости бюджетного дефицита - основная мысль данного документа и категорически формулируется в 45 и 46 параграфах: "§45 Расходы должны быть учреждаемы по приходам" и "§46 Посему никакой новый расход не может быть назначаем прежде нежели приискан будет источник прихода ему соразмерного".

Принцип жесткого сокращения государственных расходов и приведения их в соответствие с доходами государства Сперанский практически претворил в жизнь при составлении бюджетной росписи на 1810 год. Доходная часть этой росписи была увеличена (за счет повышения подушной подати, таможенных сборов, соляного и некоторых других налогов) со 105 млн. руб., как это было первоначально запроектировано министром финансов, до 170 млн. руб. Помимо этого, доходная часть бюджетной росписи увеличивалась за счет "подкреплений" из различных ведомственных сумм и капиталов, а также займов на 39 млн. руб. Всего доходная часть бюджетной росписи выросла до 209 млн. руб.

Что касается государственных расходов, то они были сокращены Сперанским против первоначальных предположений с 225 до 184 млн. руб. Следовательно, утвержденная на 1810 год приходо-расходная смета предусматривала превышение доходов над расходами в размере 25 млн. руб. Но, как это всегда случалось в финансовой практике дореформенной России, фактически израсходовали 241 млн. руб. Бюджетный год и на этот раз закончился дефицитом.

Сперанский также подчеркивал необходимость введения бюджетного и кассового единства: "Все источники государственных доходов и все расходы должны соединиться в одном Управлении".

Другой тезис, положенный в основу "Плана финансов", заключался в осуждении бумажноденежной инфляции. Для оздоровления денежной системы Сперанский предлагал не только прекратить выпуск ассигнаций, но и приступить к их постепенному выкупу государством за счет продажи государственных имуществ. Он подробно останавливался на том ущербе, который наносят государству бумажные деньги, и требовал возврата к нормальному металлическому обращению. Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и ассигнаций. Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанский в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убеждён в том, что "богатство государства образуется и возрастает с трудом".

В феврале 1810 г. "План финансов" Сперанского был утвержден царским манифестом. Была создана специальная комиссия для погашения государственных долгов.

Впервые в отечественной истории был предложен принцип обязательной отчетности и регулярной проверки финансового состояния страны, обсуждения бюджета России Госсоветом, министерством финансов. Этим в какой-то мере устанавливался контроль, ослаблялась почва для произвола и злоупотреблений в финансовой сфере. Оценивая контроль как важную и неотъемлемую часть управления финансами, М.М. Сперанский видел его задачу, в первую очередь, во внедрении в финансовое хозяйство законности. В качестве главной функции государственного финансового контроля он впервые стал рассматривать контроль исполнения государственного бюджета. Ревизионную деятельность Сперанский считал необходимым распространить на все виды общегосударственных и местных доходов и расходов, на все звенья государственного аппарата и должностных лиц вплоть до министров.

Осуществлять контроль должно специальное учреждение. В его ведении, по М.М. Сперанскому, должен быть приход и расход не только общегосударственных, но и местных средств: губернских, уездных, волостных. Общая цель такого учреждения - обнаруживать для сообщения правительству злоупотребления в сборе доходов и употреблении их в расход.

Важное значение для укрепления экономики имела разработка таможенного тарифа и торгового уложения. В основу была положена идея "поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности", сокращения ввоза иностранных товаров и содействия экспорту из России. Эти меры помогли выстоять российской промышленности в годы "континентальной блокады" и в борьбе с французской торговой экспансией.

М.М. Сперанский является основоположником организационной структуры всех денежных отношений России не только XIX, но и XX вв., так как все преобразования и реформы, проведённые уже после его смерти, воплощали в той или иной форме его видение финансовых проблем и путей их решения.

Заключение

Таким образом, учение о праве и государстве Сперанского основано на его глубоких познаниях в политических теориях. Он испытывал влияние французских просветителей, немецкой исторической школы права, английских философов и экономистов. Он проповедовал прогрессивные для своего времени идеи: разделение властей, верховенство закона и подчинение ему всех в государстве, включая правителя, установление "истинной монархии", элементы народного представительства.

Многие идеи воспринимались высшими должностными лицами государства как революционные, хотя большим радикализмом и не отличались.

М.М. Сперанский в своем учении о праве и государстве уделял особое внимание трем основным объектам: проблемам законодательной деятельности, концепции политических реформ и правам подданных. Его либеральные политико-правовые взгляды, во многом солидарные с идеями западных просветителей и прогрессивных русских предшественников и современников, получили реализацию в проектах реформ государственного управления, а также в оздоровлении системы финансов.

М.М. Сперанский исследовал вопросы содержания, назначения и классификации законов, законодательного процесса. Он придавал огромное значение влиянию законов на образование "истинной монархии".

В основу государственного устройства, по мнению М.М. Сперанского, должен быть положен принцип разделения властей. Он разработал структуру трех видов власти на всех уровнях - вплоть до волости - первичной административной единицы.

М.М. Сперанский был также идеологом финансовой реформы, он подготовил план финансовых преобразований. В ходе данных мероприятий им был также разработан новый таможенный тариф.

Список литературы и источников

1.Власенко И.Б. Финансы и право России XIX века. / И.Б. Власенко. // - URL: #"justify">2.Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. / В.А. Калягин. - Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1973. - 49с;

.Ключевский В.О. М.М. Сперанский. Материалы лекции LXXXIII, т. V. / В.О. Ключевский. // СЕНТЕНЦИЯ. Историко-философский альманах. - URL: #"justify">4.Константинова Н.А. История развития государственного финансового контроля. / Н.А. Константинова. - URL: #"justify">5.Лушин С.И. "План финансов" М.М. Сперанского. / С.И. Лушин. // Финансы. - 2004. - №1. - С. 70-74;

.Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. / А.Г. Маньков. - СПб.: Наука, 1998. - 216с.;

.Марней Л. Финансовая политика России в первой четверти XIX века. / Л. Мапней. // Официальный сайт Института славяноведения и балканистики РАН. - URL: #"justify">8.marney. htm (дата обращения 07. 02.2009);

9.Морозов В.И. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. / В.И. Морозов. - СПб.: Нестор, 1999. - 238 с;

.Пивоваров Ю. Гений блага русской политики. / Ю. Пивоваров. // Рубежи. - 1995. - №5. - С. 75-79;

.Погребинский А.П. У истоков финансового права. / А.П. Погребинский. // Экономика и управление на предприятиях. Научно-образовательный портал. - URL.: #"justify">12.Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. / Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2005. - 925 с.;

.Сперанский М.М. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. / М.М. Сперанский - URL: #"justify">17.Сперанский М.М. О законах. / М.М. Сперанский // Новый исторический вестник. - URL: #"justify">18.Сперанский М.М. О коренных законах государства. / М.М. Сперанский. - URL: #"justify">.Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. / М.М. Сперанский. // Некоммерческая электронная библиотека ImWerden. - URL: #"justify">20.Сперанский С.И. Учение Сперанского М.М. о праве и государстве. / С.И. Сперанский. - М.: Ось-89, 2001. - 223с.;

21.Тесля А.А. Источники (формальные) гражданского права Российской империи в XIX - начале XX вв. / А.А. Тесля. - URL: #"justify">.Тимошина Е.В. Рукописное наследие М.М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения. / Е.В. Тимошина. // Правоведение. - 2001. - №3. - С. 21-25;

23.Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. / С.А. Чибиряев. - М.: Наука, 1989. - 216с.

Похожие работы на - Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского

Политические взгляды Михаила Сперанского были изложены им в 1809 году в обширной записке, занимающей объем книги, "Введение к уложению государственных законов", где он представил программу широких преобразований.

Разрабатывая проекты реформ в России, Сперанский обратился к политическому опыту европейских государств, который показывал, что для Европы характерен переход от феодального правления к республиканскому. Россия, по мнению Сперанского, шла одним путем с Западной Европой.

Во главу реформы было положено строгое разделение власти на законодательную, административную и судебную, а также разделение властей на местные и центральные. Вертикальное и горизонтальное деление всего государственного политического механизма создавало последовательную систему, начинающуюся в волостных учреждениях и кончающуюся высшими правительственными учреждениями империи. Низшей единицей управления и самоуправления являлась волость. Волостное управление делилось на органы законодательства, суда и администрации, так же разделялись уездное, губернское и государственное управления.

Центральное государственное управление состояло, по Сперанскому, из трех независимых учреждений: Государственной думы (законодательная власть), сената (судебная власть) и министерств (административная власть). Деятельность этих трех учреждений соединялась в Государственном совете и через него восходила к престолу.

Высшим судебным учреждением империи являлся сенат, который разделялся на департаменты уголовные и гражданские и имел местопребывание в Петербурге и Москве (по два департамента). В позднейшей редакции предполагалось даже четыре местопребывания - Петербург, Москва, Киев и Казань. Сенаторы должны были занимать свои должности пожизненно, заседания сената планировались быть публичными. Все судебные дела должны подлежать ревизии сената.

В 1809 году Сперанский в судебной реформе в общих чертах наметил то, что было частично осуществлено в Российской империи в судебных уставах 1864 года, - отделение мирового посреднического разбирательства (волостные судьи) от общего формального, три судебные инстанции общего судоустройства; суд присяжных для первой инстанции и частью для мирового суда; независимость суда (либо избрание, либо пожизненность); публичность.

Судебная иерархия дополнялась по Сперанскому Верховным уголовным судом, состоящим при сенате и созываемым для суждения государственных преступлений, а также преступлений, совершенных министрами, членами Государственного совета, сенаторами, генерал-губернаторами. Верховный уголовный суд составлялся из членов Государственного совета, Государственной думы и сената.

Государственный совет, по реформам Сперанского, ограничивал решения императора. Император мог и не утверждать мнений и решений совета, но сама их формулировка "вняв мнению Государственного совета" показывала, что заменить эти мнения и решения было бы несогласно с положением.

Государственному совету предоставлялись широкие полномочия - рассмотрение и одобрение общих внутренних мер (в порядке исполнительном), контроль за внешней политикой, государственные бюджеты и отчеты всех министерств, полномочия в чрезвычайных случаях. Члены Государственного совета могли присутствовать в Верховном уголовном суде. Важнейшие должности в административной и судебной иерархии, если они невыборные, замещались министрами с утверждения Государственного совета .

Предложения, изложенные Михаилом Сперанским, для того времени выглядели весьма радикальными, отражали масонские идеи (Сперанский, как и многие выдающиеся личности Российской империи, был членом масонской ложи).

В начале 1810 года был учрежден Государственный совет, где Михаил Сперанский стал государственным секретарем. Совет, как и предлагал Сперанский, был разделен на четыре департамента: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Каждый департамент представлял свой председатель. В общем собрании председательство принадлежало императору или лицу по его ежегодному назначению. Для производства дел совета была учреждена государственная канцелярия из статс-секретарей под главным управлением государственного секретаря, который докладывал на общем собрании, представлял журналы совета на высочайшее усмотрение и заведовал всей исполнительной частью. Должность государственного секретаря, которую занимал Сперанский в то время, фактически давала полномочия второго государственного лица после императора.

Сам являясь одним из важнейших чиновников государства, Сперанский понимал значение чиновничьей армии для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. В августе 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или сдали экзамены по специальной программе. Она предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал восьмому классу "Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие привилегии, высокие оклады и право потомственного дворянства.

В апреле 1809 года вышел указ, изменивший порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, авторство приписывают Сперанскому .

По инициативе Михаила Сперанского в целях воспитания просвещенной элиты общества в 1811 году в под Санкт-Петербургом был создан Императорский Лицей. В числе первых лицеистов были Александр Пушкин, Константин Данзас, Антон Дельвиг.

Высшие слои русского общества восприняли проекты Сперанского как чересчур радикальные, и, в конечном счете, предложенные им реформы не были осуществлены в полной мере.

Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-х годов Сперанский увлекся мистицизмом , что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании "Священного Союза" Александр I.

(Дополнительный