Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. О мероприятиях по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков С изменениями и д

Комментарий к статье 19

1. Часть 1 ст. 226 ТК РФ о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, соответствующая по содержанию п. 1 комментируемой статьи, не ограничивает финансирование указанных мероприятий из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников только рамками соответствующих целевых программ и предусматривает, что финансирование мероприятий по улучшению условий труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

2. Вопросы финансирования охраны труда на уровне субъектов Российской Федерации решаются региональным законодательством.

Так, ст. 19 Закона Красноярского края от 24 июня 1999 г. "Об охране труда в Красноярском крае" предусматривает, что финансирование охраны труда в крае осуществляется из средств работодателя, краевого бюджета и внебюджетных источников.

Работодатели ежегодно выделяют средства, необходимые для обеспечения условий и охраны труда, в соответствии с нормативными требованиями и условиями коллективного договора.

Бюджетные ассигнования на охрану труда используются для выполнения краевых целевых программ по охране труда, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержания органов управления охраной труда.

3. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде, зачисляемые в соответствии с комментируемой статьей на текущий счет государственной инспекции труда, согласно п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ и п. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время в полном объеме подлежат зачислению в бюджет.

4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) производится в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями, но не может быть менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% эксплуатационных расходов.

Законодательством субъектов Российской Федерации данное правило может уточняться. Например, согласно ст. 15 Закона города Москвы от 14 марта 2001 г. "Об охране труда в г. Москве" финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется за счет средств организаций в расчете на одного работника в размерах, устанавливаемых Московским трехсторонним соглашением, отраслевыми городскими соглашениями и коллективными договорами, но не ниже предусмотренных федеральным законодательством. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2004 г. направлять до 20% сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных названному Фонду страхователями за 2003 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у страхователя, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей, включая финансирование периодических медицинских осмотров и санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Порядок и условия осуществления такого финансирования определяются Правительством Российской Федерации (Российская газета. 2003. 17 декабря).

5. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" с последующими дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Там же. 1998. N 48. Ст. 5849).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном порядке. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, а также печать с полным наименованием, открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории и т. д. (ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

6. Согласно п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3413).

7. В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. (Российская газета. 2002. 19 января) стороны приняли на себя обязанность предусмотреть:

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;

Выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Средства на эти цели в соответствии с разделом V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации указанного Генерального соглашения должны предусматриваться в составе расходов подведомственных федеральным органам исполнительной власти бюджетных учреждений (План мероприятий утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4953).

8. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Трудовой кодекс обязывает работодателей проводить мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда своего персонала, и планировать работу по их улучшению. Ежегодно они должны выделять на это не меньше 0,2% всех производственных затрат.

Решение о том, какие необходимо провести мероприятия, принимает сам работодатель, поскольку никто не знает лучше него специфику своего предприятия и потребностей в корректировке охраны труда его сотрудников.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

За отсутствие в организации Плана мероприятий по охране труда персонала работодатель может быть привлечен к административной ответственности и получить санкции в виде денежного штрафа или приостановления деятельности.

В 2020 году курс на модернизацию российского законодательства в сфере охраны труда продолжается.

Центральные моменты

Основная структура

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда должен четко структурироваться.

Согласно общепринятому порядку документ включает несколько крупных групп мер, направленных на обеспечение безопасности трудовых процессов в организации:

  • организационные;
  • технические;
  • санитарно-бытовые и лечебно-профилактические;
  • меры по обеспечению работников СИЗ;
  • операции по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности.

Кем регулируется перечень

На предприятии создается специальная служба охраны труда для обеспечения безопасных условий трудового процесса и их улучшения по мере необходимости. За построение системы охраны труда назначаются ответственные лица.

Формирование группы лиц, которые будут отвечать за непосредственную разработку плана мероприятий по улучшению условий труда, производится на основании приказа.

Соблюдение Плана мероприятий контролируется государственными органами, вышестоящими органами профсоюзов, сторонами коллективного договора и службой охраны труда предприятия.

Что обычно входит в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В План включаются мероприятия, в которых у организации имеется объективная необходимость. К примеру, исходить можно из особенностей производственного процесса. Важно учитывать имеющиеся у компании технические возможности, необходимые для реализации соответствующих мероприятий.

Минздравсоцразвития специально для помощи работодателям разработал Типовой перечень мероприятий по охране труда на предприятии, утвержденный приказом № 181н от 01.03.2012 г. Его приложение содержит список мер, рекомендованный к включению в План.

Все они классифицируются на 6 групп:

Организационные Касаются непосредственно организации труда: формирование списка опасных работ, инструктаж персонала, медосмотры, планы ремонта оборудовании, расследование несчастных случаев на производстве и аварий, страхование ответственности и пр.
Санитарные Должны разрабатываться еще на этапе проектирования и в дальнейшем совершенствоваться при возникновении потребности. Так, в ежегодный план может быть включена модернизация вентилируемой системы, улучшение освещения и т.д.
Технические Направлены на обеспечение безопасности при расположении оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных и грузоподъемных средств, а также в ходе работы с ними.
Общие Включают такие мероприятия, как автоматизация работы, сигнализация, дистанционное управление.
Частные Например, соблюдать требования электробезопасности, обеспечивать защиту от излучений, устанавливать ограждения.
Индивидуальные Меры, направленные на обеспечение работников предприятия СИЗ: выбор наиболее эффективных средств, организация правильного их хранения, обучение персонала правилам их применения.

Типовой перечень носит рекомендательный характер. Он берется предприятиями за образец для формирования собственных ежегодных планов путем корректировок, исходя их специфики своей деятельности, возникающих потребностей и поставленных задач.

Образец плана мероприятий по охране труда:

Планирование мероприятий по улучшение условий труда в организации осуществляется на срок 1-3 года. Производится оно на этапе составления проекта бюджета на плановый период. Результаты этого планирования оформляются Планом, рекомендуемая форма которого представлена в приложении приказа Минздравсоцразвития № 181н.

Типовой перечень помогает работодателям решать вопросы того, как разработать наиболее эффективный план необходимых мер для своего предприятия. Каждое мероприятие принимает специально создаваемая комиссия.

Допускается оформление плана, как раздела коллективного соглашения или договора. В нем отражается расчет срок реализации по каждому мероприятию, а также должности и ФИО ответственных за их проведение специалистов. Сотрудники ДОУ оформляют План надлежащим образом, затем он подписывается руководителем предприятия и утверждается его приказом.

Технические меры контроля

Примерный перечень технических мероприятий по улучшению условий охраны труда на предприятии может быть следующий:

  • модернизация технических устройств, защищающих персонал от поражения электричеством;
  • контроль состояния вентиляционных и отопительных систем;
  • ремонт освещения, замена осветительных приборов;
  • регулярный ремонт зданий и помещений, восстановление крыш, отмостков;
  • ревизия отопительной системы;
  • выполнение предписаний надзорных органов;
  • осуществление мер, направленных на повышение эффективности энергосбережения и др.

Самые продуктивные примеры

К наиболее эффективным примерам мероприятий по улучшению условий охраны труда следует отнести:

  • совершенствование технологических процессов для снижения до минимума негативного воздействия на персонал вредных и опасных факторов;
  • организация систем автоматического контроля уровня вредных и опасных факторов на производстве;
  • сокращение до нормативного уровня количества вредных веществ в воздухе рабочих помещений, негативно воздействующих механических колебаний и излучения;
  • обеспечение новыми средствами и совершенствование существующих средств коллективной защиты сотрудников;
  • правильная организация рабочих мест, обеспечивающая безопасную работу;
  • организация и проведение инструктажей, обучения и контроля знаний работников по охране труда;
  • разработка и введение в действие инструкций и иных локальных актов по охране труда;
  • устройство ограждений;
  • монтаж предохранительных, защитных и сигнализирующих об опасности устройств;
  • автоматизация и механизация в целях совершенствования технологических процессов;
  • модернизация и обслуживание производственного и вспомогательного оборудования;
  • приведение уровней искусственного и естественного освещения в рабочих зонах к соответствию нормам и поддержание такого состояния;
  • установка автоматических установок для обеспечения персонала питьевой водой;
  • обеспечение работников необходимыми СИЗ, организация их правильного хранения и использования;
  • проведение медосмотров (обследований): предварительных и периодических.

Принципы разработки

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда разрабатывается специальным отделом по охране труда или уполномоченным специалистом совместно с иными структурными подразделениями организации.

В ходе формирования Плана работодатель должен провести анализ несчастных случаев, произошедших в компании, и вызвавших их факторов. На основе полученных результатов разрабатываются решения по их устранению и предотвращению.

При разработке документа важно учесть определенную информацию:

  • анализ имеющихся условий труда: контрольных заключений, актов Н-1, карт СОУТ;
  • финансовый план организации;
  • сведения проверок органов надзора;
  • предложения комиссии по охране труда компании.

В случае возникновения затруднений с разработкой Плана, работодатель или его представители всегда могут обратиться в специализированное учреждение. Профессиональная школа охраны труда помогает самостоятельно разрабатывать и внедрять необходимую документацию в короткие сроки.

При составлении Плана обязательно указываются сроки реализации каждого предусмотренного мероприятия, источники финансирования и ответственные лица.

Осуществление мероприятий оформляется приказами, распоряжениями, программами, планами-графиками. Для выполнения плановых мероприятий выделяются требующиеся ресурсы. Контроль реализации каждого мероприятия обязателен.

Законодательством не установлена обязанность согласования годового плана по охране труда с профсоюзным органом. Но на практике оно обычно определяется коллективным соглашением или договором, которое заключает предприятие с профсоюзом.

Детали финансирования

Пристальное внимание работодателя должно уделяться обоснованию и финансированию мероприятий по созданию, охране и улучшению условий труда.

Финансирование плановых мероприятий может осуществляться за счет следующих источников:

  • целевыми кредитами банка, выдаваемыми для модернизации производства;
  • инвестициями при наличии у мероприятий капитального характера;
  • амортизационным фондом в случае осуществления мероприятий совместно с ремонтными работами по основным средствам;
  • взносами в ФСС на соцстрахование от несчастных случаев на производстве.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н (в ред. от N 103н и от 16 июня 2014 г. N 375н) утвердило Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. При этом, в примечании 1 к наименованию данного перечня оговорено, что конкретный перечень мероприятий по улучшению, условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Из текста примечания следует, что:

1. Работодатель должен ежегодно утверждать перечень реализуемых в течение года ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

2. Типовой перечень, по нашему мнению, не следует абсолютизировать. Его следует рассматривать как указание работодателям, по каким направлениям следует проводить мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Напомним читателям, что согласно ч. 3 ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время Минтрудом РФ).

Обратимся к тексту Типового перечня.

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.

Примечание. Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".



В качестве вспомогательных материалов могут быть использованы:

1.1. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05, утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.

1.2. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Сан ПиН 2.2.255-96, утвержденное постановлением Госкомсанэпидемнадзора РФ от 28 октября 1996 г.

1.3. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Сан ПиН 2.4.6.2553-09, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 сентября 2009 г. N 58.

1.4. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Сан ПиН 2.2.9.2510-09, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 18 мая 2009 г. N 30.

2. Оценка уровней профессиональных рисков осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. N 680-ст.

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

Примечание. Обеспечение работников СИЗ осуществляется в соответствии с:

1. Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н.

2. Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандартом безопасности труда "Обеспечение смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н (в ред. от 20 февраля 2014 г N 103н).

2. Приказом Минтруда РФ от 21 июня 2003 г. N 153 (в ред. от 12 февраля 2014 г. N 96) "Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных".

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

Примечание. Данное обучение работников проводится в соответствии с:

1. Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденном постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29.

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Примечание. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

Примечание. При проведении производственного контроля следует руководствоваться санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ постановлением от 13 июля 2001 г. N 18 (в ред. Изменений и дополнений N 1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13).

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

Федеральная комиссия по труду и иные государственные структуры нередко проводят проверки на предприятиях различных отраслей хозяйствования для того чтобы выявить факты нарушения прав и законных интересов работников. Для того чтобы предупредить такие ситуации работодателей обязуют к составлению планов по улучшению и оздоровлению условий труда (ПУОУТ).

План составляется по итогам аттестации рабочих мест самим работодателем или с привлечением специалистов извне. При этом он должен учитывать требования законодательства по труду и специфику работы конкретного предприятия.

Какие аспекты должны быть отражены в плане по улучшению условий трудовой деятельности?

  • Во-первых, конкретные мероприятия, которые делают процесс выполнения функциональных обязанностей работников более технологичным, удобным, безопасным;
  • Во-вторых, подразделения, которых коснутся такого рода усовершенствования рабочего процесса;
  • В-третьих, ответственных лиц, которые будут курировать процесс реализации запланированных мероприятий на практике;
  • И, наконец, источники финансирования запланированных мероприятий.

Составленный ПУОУТ подписывается руководство предприятия, после чего с ним знакомят наемных работников и приступают к его реализации.

План по улучшению условия труда может затрагивать совершенствование технологических процессов, улучшения условий для выполнения работы и отдыха персонала, обстановки на всем предприятии в целом – все зависит от специфики функционирования конкретного субъекта бизнеса.

Как происходит разработка плана?

Начало составления плана по улучшению и оздоровлению условий труда на предприятии лежит в отделе кадров организации, поскольку именно он организует процесс аттестации рабочих мест. По итогам аттестационных мероприятий выявляются недостатки функционирования предприятия с позиции законодательных норм, передового опыта и др. На основании этих сведений и начинается составление плана.

Стоит отметить, что нередко нормативы по совершенствованию условий трудовой деятельности предлагают региональные власти или Федеральная комиссия по труду. Составленный в организации ПУОУТ должен в полной мере им соответствовать.

В общем виде порядок составления плана по оздоровлению рабочей обстановки на предприятии можно представить в следующем виде:

  1. Формирование перечня недочетов в работе компании по итогам аттестационных мероприятий;
  2. Составление плана по улучшению и оздоровлению условий труда в соответствии с государственными нормативами (п. 2 Приказ Минсоцтруда РФ №342, 2011);
  3. Утверждение документа руководством;
  4. Обнародование его наемному персоналу;
  5. Реализация запланированных мероприятий и контроль результатов.

Стоит обратить внимание на то, что существует три вида ПУОУТ, которые обычно исходят один из другого.

  1. Перспективный план. Его формированию предшествуют мероприятия по оценке условий труда на предприятии и аттестация. В него попадают комплексные долгосрочные процессы, которые охватывают всю организацию или большую ее часть. Как правило, срок действия перспективного плана соответствует сроку действия коллективного договора;
  2. Годовой план. Он формируется за несколько недель до начала нового рабочего года и становится приложением коллективного трудового договора. Его задача – детализировать мероприятия перспективного плана.
  3. Оперативный план. Он затрагивает одно конкретное мероприятие или определенное подразделение организации. В него включен конкретный перечень действий и предполагаемых результатов их реализации.

Какие мероприятия по охране труда может включать план?

В теории кадрового менеджмента все мероприятия по охране труда принято делить на два вида:

  • Во-первых, обязательные мероприятия, которые проводятся в силу существующих предписаний государственных органов и нормативных актов;
  • Во-вторых, добровольные мероприятия, которые инициируются самим работодателем без какого-либо давления извне.

Какие именно мероприятия по охране труда можно включить в ПУОУТ? Поскольку этот вопрос беспокоит многих руководителей и кадровых работников, то стоит привести некоторые примеры:

  1. Улучшение технологических процессов в вопросе сокращения вредного воздействия на наемных работников и повышения их безопасности;
  2. Внедрение различных систем сигнализации, контроля излучения, состояния воздуха и т.п.;
  3. Сокращение доли вредных выхлопов в воздухе, числа механических колебаний, частоты вибрации, объема разного рода излучения в рамках рабочих мест;
  4. Создание и использование новых вариантов коллективной защиты сотрудников отдельных «вредных» участков, а также совершенствование существующих систем подобного типа;
  5. Изменение расположение производственного оборудования, реорганизация рабочих мест для повышения комфорта и безопасности персонала;
  6. Нанесение сигнальных маркеров, предупреждающих надписей, значков безопасности на потенциально опасное оборудование;
  7. Обеспечение работников специальной обувью, одеждой, средствами гигиены, индивидуальными приспособлениями для защиты (респираторы, маски, противогазы и т.п.) в случае, если осуществляемая ими деятельность может нанести вред их здоровью;
  8. Организация на предприятии мест отдыха, психологического и физического восстановления, обогрева, высыхания, охлаждения – в зависимости от специфики рабочего процесса;
  9. Контроль за проведением на уровне структурных подразделений своевременного инструктажа и обучения по вопросам техники безопасности;
  10. Издание инструкций по охране труда в целом по предприятию и в рамках отдельных его подразделений;
  11. Установка специальных систем сигнализации, способных оповестить о возникновении аварийной обстановки на тех или иных участках, о перебоях в работе оборудования, о прекращении подачи электричества и др.;
  12. Монтаж ограждений рядом с движущимися механизмами, разлетающимися предметами и т.п., а также защитных установок для предупреждения распространения пара, воды, газа, расплавленных составов, химикатов;
  13. Разработка безопасной системы перемещения и хранение горючих, агрессивных и ядовитых веществ;
  14. Обеспечение своевременного удаления вредных отходов из рабочих помещений очистки воздуха;
  15. Регулярная проверка функционирования вентиляции, осветительной аппаратуры, окон, дверей;
  16. Модернизация и замена производственного оборудования, отопительных и вентиляционных приборов, световых и очистительных установок;
  17. Обеспечение благоприятного режима искусственного и естественного освещения в рабочих и подсобных помещениях (в соответствии с установленными нормативами);
  18. Контроль за подачей на предприятие питьевой воды для работников;
  19. Проведение регулярных медицинских осмотром персонала (раз в год, полгода, квартал – в зависимости от вредности условий труда).

Образец плана по улучшению условий труда – что он включает?

Российским трудовым законодательством не предусмотрена точная форма ПУОУТ. Однако существует ряд требований к этому внутреннему документу, в том числе:

  1. Утверждение руководителем организации;
  2. Удостоверение подписями членов комиссии, проводившей аттестационные мероприятия;
  3. Указание реквизитов организации (этот аспект имеет важность, поскольку нередко план отправляют на проверку в Федеральную комиссию по труду).

Какие моменты отражают в плане по улучшению и оздоровлению условий труда?

  • Во-первых, производственные участки, которых коснуться мероприятия;
  • Во-вторых, конкретные действия по улучшению рабочего процесса;
  • В-третьих, ответственные лица и исполнители;
  • В-четвертых, источники и объем финансирования мероприятий.

План подписывает председатель аттестационной комиссии после его детального согласования с представителем профсоюзного комитета. Только после этого его имеет право утвердить руководитель предприятия. На последнего возлагается централизованный контроль за выполнением мероприятий плана.

План по улучшению и оздоровлению условий труда – это способ предупреждения нарушения прав и законных интересов работников, обеспечения их безопасности и формирования комфортных условий выполнения трудовых обязанностей.

К мероприятиям по улучшению условий и охране труда относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на предупреждение, ликвидацию или снижение отрицательного воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих. Эти мероприятия могут быть одноцелевыми и многоцелевыми. Одноцелевые мероприятия направлены полностью или главным образом на улучшение условий и охрану труда. Многоцелевые мероприятия одновременно с улучшением условий труда и повышением уровня его безопасности приводят к улучшению результатов производственной деятельности предприятий. К таким мероприятиям относятся, например, автоматизация управления технологическими процессами, механизация ручных работ, внедрение новых более совершенных машин и механизмов и т.п.

Для оценки результатов мероприятий по улучшению условий и охране труда в настоящее время предложены четыре группы показателей: изменения состояния условий труда; социальные; социально-экономические; экономические.

Изменение состояния условий труда на рабочих местах оценивается: повышением уровня безопасности труда, улучшением санитарно-гигиенических показателей, улучшением психофизиологических показателей, улучшением эстетических показателей.

Повышение уровня безопасности труда характеризуется увеличением количества машин, механизмов и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями стандартов, безопасности труда и строительных норм и правил.

Улучшение санитарно-гигиенических показателей характеризуется уменьшением содержания в воздухе вредных веществ, улучшением микроклимата, снижением уровней шума и вибрации, инфразвуковых и ультразвуковых колебаний, ионизирующих и электромагнитных излучений, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; улучшением освещенности.

Улучшение психофизиологических показателей характеризуется снижением повышенных физических и нервно-психических нагрузок, в том числе и монотонности труда.

Улучшение эстетических показателей характеризуется рационализацией компоновки рабочих мест и машин; благоустройством помещений и территории предприятия, цветовой отделкой оборудования и интерьеров и др.

Изменение состояния производственной среды по перечисленным факторам может оцениваться разностью их абсолютных величин до и после внедрения мероприятий, а также сопоставлением относительных показателей, характеризующих степень соответствия тех или иных факторов предельно допустимым концентрациям (ПДК), предельно допустимым уровням (ПДУ) или заданным уровням. Комплексная оценка состояния условий труда производится по приросту рабочих мест, на которых условия труда в комплексе приведены в соответствие с нормативными требованиями.

Социальные результаты осуществления мероприятий по улучшению условий и охране труда определяются как разность натуральных величин до, и после внедрения мероприятий по следующим показателям:

  • · увеличение числа работников, рабочие места которых соответствуют по условиям труда нормативным требованиям, или сокращение несоответствующих рабочих мест (как по отдельным факторам, так и в комплексе);
  • · сокращение производственного травматизма;
  • · снижение профессиональной и общей заболеваемости, вызванной неблагоприятными условиями труда;
  • · снижение текучести кадров, связанной с неудовлетворенностью условиями труда.

Для оценки социальных результатов могут применяться и другие показатели, такие, например, как степень удовлетворенности трудом, повышение престижности профессий, но только после того, как будут разработаны методы их достоверной количественной оценки. Некоторые социальные результаты могут быть выражены через экономию рабочего времени и в денежной форме. Такие показатели имеют двойственную природу, являясь социально-экономическими.

Социально-экономические результаты выражаются в виде экономии или предотвращения потерь живого и овеществленного труда в народном хозяйстве, на предприятиях и в сфере личного потребления.

При оценке социально-экономических результатов необходим хозяйственный подход, что означает возможно более полный охват всех социальных и экономических результатов в разных сферах хозяйства, а также учет факторов времени при оценке затрат и результатов мероприятий.

Экономические результаты определяются путем расчета трех основных показателей: чистого экономического эффекта, общей экономической эффективности и сравнительной экономической эффективности.

Показатель чистого экономического эффекта представляет собой разницу между приведенными к годовой соразмерности экономическими результатами реализованных мероприятий и затратами на их осуществление. Он рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и используется для: обоснования ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по улучшению условий и охране труда; выбора наиболее эффективного из двух или нескольких вариантов мероприятий, различающихся по своему воздействию на показатели производственной среды, а также по своим социальным и экономическим результатам; экономической оценки фактически осуществленных мероприятий, в частности в целях установления размеров материального поощрения работников предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций за работу в области улучшения условий и охраны труда.

Годовой экономический эффект от осуществления мероприятий по улучшению условий можно определить по формуле:

где Р - экономический результат, руб.;

С - годовые эксплуатационные расходы на мероприятия по улучшению условий труда, руб.;

К - капитальные вложения, направленные на мероприятия по улучшению условий труда, руб.;

ЕН = 0,08 - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений в мероприятия по улучшению условий труда.

Экономический результат (Р) характеризуется предотвращенным экономическим ущербом от аварий, травм и профзаболеваний, экономическим эффектом от мероприятий по улучшению гигиенических, технических и общественных условий труда.

Экономический эффект рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и используется: для обоснования ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по улучшению условий и охране труда; выбора наиболее эффективного из двух или нескольких вариантов мероприятий, различающихся по своему воздействию на показатели производственной среды, а также по своим социальным и экономическим результатам; экономической оценки фактически осуществленных мероприятий.

Показателем общей экономической эффективности является отношение экономических результатов к затратам. Он рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и используется для установления результатов затрат на улучшение условий и охрану труда; выявления динамики эффективности затрат; сравнительного анализа эффективности затрат на различных предприятиях, в отраслях экономики и регионах; сравнения ожидаемой (расчетной) и фактической эффективности затрат с утвержденными нормативами.

Общая (абсолютная) экономическая эффективность капитальных вложений в мероприятия по улучшению условий и охране труда при необходимости определяется по формуле:

Показатель (коэффициент) эффективности капитальных вложений следует сопоставлять с нормативным (Е н = 0,08). Если Э к >Е н, то капитальные вложения можно считать эффективными. Величина, обратная коэффициенту эффективности и характеризующая срок окупаемости капитальных вложений, вычисляется по формуле:

Полученный срок окупаемости капитальных вложений следует сопоставить с нормативным (Т н = 12,5 лет), если он меньше нормативного, то капитальные вложения считаются эффективными.

К показателям экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда и повышению его безопасности относят:

  • · снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;
  • · прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;
  • · снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров вседствие улучшения условий труда;
  • · экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;
  • · снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда;
  • · определение эффективности за счет сокращения нерациональных потерь рабочего времени;
  • · определение эффективности за счет сокращения компенсирующего отдыха;
  • · определение экономии фонда заработной платы в связи с сокращением доплат к тарифной ставке по условиям труда;
  • · определение экономии фонда заработной платы в связи с отменой сокращенного рабочего дня по условиям труда.

Показатель сравнительной экономической эффективности двух мероприятий определяется в виде разницы приведенных затрат на эти мероприятия с учетом фактора времени. Он рассчитывается в тех случаях, когда сравниваемые варианты обеспечивают достижение одинакового качества производственной среды и тождественны по своим социальным и экономическим результатам. На основе этого показателя должен производиться выбор варианта мероприятий, обеспечивающего достижение требуемого состояния производственной среды с минимальными затратами.

Для экономического обоснования мероприятий по улучшению условий и охране труда необходимо:

  • · произвести выбор исходных данных об изменении состояния производственной среды, достигнутых социальных результатов, технико-экономических показателей предприятия (отрасли) по базовому и внедряемому вариантам;
  • · определить затраты на реализацию мероприятий;
  • · рассчитать социальную и социально-экономическую эффективность, мероприятий;
  • · рассчитать полный экономический эффект, т.е. экономические результаты осуществления мероприятий;
  • · вычислить показатели чистого экономического эффекта, общей и сравнительной эффективности.

Высвобождаемые денежные средства могут быть направлены на дальнейшее улучшение условий безопасности труда.