Теория всего. Теория всего Ст 156 ук рф состав

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 156 УК РФ

1. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия, так как указанные в комментируемой статье лица либо не исполняют совсем (чистое бездействие), либо не исполняют должным образом (смешанное бездействие) свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.

3. Физическое насилие может быть выражено в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении вреда здоровью несовершеннолетнего. Надо иметь в виду, что умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также истязание ребенка образуют совокупность преступлений и требуют дополнительной квалификации по ст. ст. 111, 112 и 117 УК.

Психическое насилие - это воздействие непосредственно на психику. Оно способно вызвать либо психическую травму, либо подавить (ограничить) свободу волеизъявления. Данное насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др.

Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.

4. Преступление признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.

5. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла.

6. Субъект преступления специальный. Круг специальных субъектов состоит из двух категорий лиц, на которых лежит обязанность по воспитанию несовершеннолетнего:

1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители;

2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных (служебных) обязанностей.

Не могут привлекаться к ответственности по ст. 156 лица, лишенные родительских прав. Случаи совершения ими насильственных действий в отношении своих несовершеннолетних детей должны расцениваться как преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК), свободы, чести и достоинства личности (гл. 17 УК).

Другой комментарий к статье 156 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что ребенок не может в полной мере воспользоваться всем комплексом прав воспитательного, образовательного, материального свойства, принадлежащих ему по закону.

Гарантии прав детей имеют конституционную основу. Так, в п. 1 ст. 39 Конституции РФ закреплено положение об охране их прав в области социального обеспечения, п. 4 ст. 43 закрепляет обязанность иных лиц, заменяющих родителей, по обеспечению получения детьми основного общего образования.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступают интересы несовершеннолетнего в получении нормального физического развития и нравственного воспитания. Потерпевшим признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, чьи интересы были нарушены.

3. Объективная сторона заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении виновным лицом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или осуществлению надзора за ним, если это деяние сопряжено с жестоким обращением.

Для привлечения к уголовной ответственности должно быть установлено: 1) какие конкретно обязанности были возложены в установленном порядке на данное лицо; 2) что именно из их числа не выполнено или выполнено ненадлежащим образом; 3) имело ли данное лицо реальную возможность (объективно или субъективно) для надлежащего исполнения возложенных обязанностей. К объективным факторам относятся, в первую очередь, внешние условия, создание которых не зависит от данного лица. К субъективным относятся личные особенности данного лица: опыт и квалификация, уровень образования, возможность обеспечить полный объем обязанностей и их должное качество и т.п.; 4) сопровождаются ли действия (бездействие) лица жестоким обращением с несовершеннолетним.

Выявление любого из объективных или субъективных факторов, свидетельствующих о фактической невозможности выполнения либо ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию или осуществлению надзора за несовершеннолетним, и отсутствие признаков жестокого обращения с ним исключают уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ.

Неисполнение представляет собой несовершение действий по воспитанию несовершеннолетнего, непринятие мер, которые виновное лицо должно было принимать в силу своих обязанностей. Нельзя вменять в вину неосуществление тех действий, которые не входили в обязанности привлекаемого к ответственности лица.

Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, неполное их осуществление.

Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть однократным и систематическим, т.е. характеризовать определенную линию поведения виновного.

Под жестоким обращением понимается определенная линия поведения виновного, выражающаяся как в его активных действиях в отношении несовершеннолетнего (лишение свободы, нанесение побоев, издевательства, избиение, истязание и т.п.), так и в бездействии (непредоставление пищи, одежды и т.п.), приносящих физическое или душевное страдание потерпевшему.

Если в результате жестокого обращения был причинен вред здоровью (умышленный легкий, средней тяжести или тяжкий), а также истязание, действия виновного подлежат дополнительной квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 156 УК и соответствующими статьями УК.

Побои, любое неосторожное причинение вреда здоровью несовершеннолетнего охватываются признаком "жестокое обращение" и дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК не требуют.

4. Субъект преступления - специальный. Речь идет о вменяемом лице, достигшем 16-летнего возраста и являющемся родителем или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Под надзором понимается как непосредственный надзор за действиями несовершеннолетнего в данном конкретном случае, так и его воспитание вообще.

5. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - умышленное преступление: виновный осознает, что путем жестокого обращения грубо нарушает обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, и желает эти действия совершить.

6. Должностные лица образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения при превышении должностных полномочий подлежат ответственности по ст. 286 УК.

7. Деяние, предусмотренное ст. 156 УК, следует отличать от подобного, предусмотренного административным законодательством (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях), где возможность привлечения к административной ответственности не связывается с жестоким обращением.

Декларативные положения о защите детства и семьи сконцентрированы в ст.38 Конституции 1993 года. Предписания ст.54 Семейного кодекса 1995 года гарантируют ребенку возможность получить полноценное и, по возможности, семейное воспитание. Эта статья также обязывает родителей и других участников семейных правоотношений уважать человеческое достоинство детей, обеспечивать им всестороннее развитие.

Существование семейно-правовой ответственности дискуссионно. Однако возможность ограничения семейной правоспособности нерадивого родителя/усыновителя/опекуна отрицать невозможно. Среди прочего, такое ограничение осуществляется путем лишения родительских прав, отмены усыновления или прекращения опеки.

Неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних формирует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.35 КоАП 2001 года. В частности, речь идет об:

  • отказе от приобретения необходимых одежды и обуви;
  • не привитии ребенку навыков адекватного поведения в обществе;
  • отсутствии гигиенического ухода за малышом.

Возможность привлечения к уголовной ответственности существует только если неисполнение обязанностей по воспитанию сопровождалось жестоким обращением с несовершеннолетним.

Объект преступления

Текстуально ст.156 размещена в гл.20 раздела VII Уголовного кодекса РФ. Поэтому очевидно, что родовым объектом рассматриваемого преступления является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и социализацию личности. Тогда видовым объектом следует считать семейные устои, а также интересы несовершеннолетних.

Основным непосредственным объектом деяния, оговоренного статьей 156 УК РФ, признаются общественные отношения, связанные с обеспечением полного и всестороннего развития ребенка. Неисполнением семейных обязательств грубо нарушаются права несовершеннолетних на воспитание, необходимое для нормального физического, психоэмоционального, интеллектуального развития.

Ввиду того, что рассматриваемое преступление зачастую совершается с применением насилия, его дополнительным объектом может выступать физическое и психическое здоровье потерпевшего.

Общественная опасность деяния

Детство и подростковый возраст исключительно важны для становления личности. В этот период закладываются основы мировоззрения, происходит формирование характера, взглядов, наклонностей. Подвергшиеся насилию дети рискуют вырасти озлобленными, мстительными и агрессивными.

Общественная опасность деяния, предусмотренного ст.156 УК РФ, заключается в совершении людьми, которые должны были воспитывать ребенка и блюсти его интересы. Мало того, что они должным образом не исполняли специально возложенных на них обязательств, так они, к тому же, допустили жестокое обращение с подопечным.

Объективная сторона

Юридическая конструкция ст.156 УК РФ подразумевает возможность привлечения к ответственности за:

  • активные действия – применение запрещенных законодательством и морально неприемлемых методов воспитания и форм обращения с ребенком;
  • пассивное бездействие: неприменение надлежащих форм, способов, методов воспитания.

Распространенные способы совершения рассматриваемого преступления:

  • сознательное не предоставление или предоставление в ненадлежащем объеме материальных благ, необходимых для нормального развития ребенка как-то достаточное питье, качественная пища, гигиенический уход, одежда по сезону, адекватная медицинская помощь;
  • не создание условий, необходимых для нормального умственного и психоэмоционального развития;
  • не обеспечение возможностей для обучения, общения с родственниками и сверстниками;
  • поведение, наносящее реальный или потенциальный вред нормальному психическому развитию: совершение аморальных поступков, злоупотребление спиртным в присутствии ребенка;
  • запирание в закрытом помещении, связывание, притягивание к неподвижному предмету;
  • позорящие, унижающие достоинство ребенка действия, физические наказания либо угроза их применения;
  • допущение физического, психического и сексуального насилия над ребенком со стороны третьих лиц (отчима, мачехи) либо домашнего животного;
  • эксплуатация ребенка, выходящая за рамки исполнения обычных бытовых обязанностей, понуждение к заработку денег, в том числе – путем попрошайничества, краж.

Жестокость – ключевая характеристика объективной стороны

Активное действие либо бездействие родителя/опекуна/педагога подлежит уголовно-правовой квалификации только когда сопряжено с жестоким обращением. Судебная практика применения ст.156 УК РФ свидетельствуют о наличии сложностей трактования оценочной категории «жестокое обращение».

Ее определение в отечественном законодательстве отсутствует. Не содержат его и международно-правовые акты, в том числе – Конвенция о правах ребенка 1989 года. Последняя лишь предписывает странам-участницам всеми возможными способами обезопасить детей от насилия, оскорблений, разного рода злоупотреблений и эксплуатации.

Термин «жестокое обращение с детьми» впервые употреблен в Кодексе о браке и семье 1968 года, в впервые раскрыт – в п.11 Постановления ВС РФ 1998 года «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Существо уголовно-правового значения содержания этого понятия в России никогда не раскрывалась.

Пленумом ВС РФ установлено, что под жестокостью следует понимать:

  • физическое и психическое насилие;
  • покушение на половую неприкосновенность;
  • применение грубых, пренебрежительность, оскорбляющих способов воспитания;
  • эксплуатацию.

Обычно ст.156 УК РФ вменяется только лицам, жестокость по отношению к ребенку для которых стала осознанной системой, линией поведения. Единичные случаи физического или психического насилия ответственности по ст.156 УК не влекут.

Пример : Президиум Кировского облсуда отменил приговор относительно педагога Т. Последняя, будучи возмущена нарушением учебной дисциплины, дала пощечину своему ученику К., а его одноклассника М. вытолкала из класса, пнув ногой. Апелляционный суд указал, что в отношении обоих детей Т. допустила одиночный случай ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, сопряженный с жестокостью. Поэтому ее действия могут квалифицироваться только как преступления против здоровья.

Проявлением систематической жестокости следует считать такие формы поведения как:

  • побои, порки, таскания за волосы, болезненные связывания;
  • истязания: причинение боли щипанием, сечением, имитацией удушения, прижиганием сигаретой;
  • обзывания с использованием ненормативной лексики, насмешки над недостатками и пороками ребенка;
  • применение унизительных публичных наказаний;
  • угрозы типа «голову оторву», «глаза повыкалываю»;
  • действия, направленные против половой неприкосновенности.

Возможность квалификации таких насильственных действий по ст.156 УК РФ поставлена под условие их соединения с воспитательным процессом.

  • Если такая связь отсутствует, виновный привлекается к ответственности только по статьям о преступлениях против личности.
  • Если связь есть, квалифицировать деяния следует по совокупности.

Ст. 156 УК РФ – правовая норма, которая предусматривает наказание лиц за частичное или абсолютное невыполнение, недолжное исполнение взятого на себя обязательства по воспитанию несовершеннолетних детей. Включая данный пункт в российское законодательство, государство стремилось решить проблему беспризорности малолетних, социального сиротства из-за несоблюдения родителями или опекунами своих обязанностей.

В шестьдесят третьей статье Семейного кодекса указано, что родители обязываются законом осуществлять заботу о детях. В качестве пояснения законодатель перечислил те действия, которые относятся к таким обязанностям:

В случае, когда перечисленные требования, выдвигаемые законом к воспитателям детей, не выполняются, наступает предусмотренная законом ответственность. Она предполагает, в зависимости от состава правонарушения, два возможных пути развития:

  1. Наказание в соответствии с первым пунктом статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях.
  2. Привлечение к уголовной ответственности по статье под номером 156 УК.

В первом случае речь идет только об административном взыскании, сущность которого прописана в КоАП. Этот вариант возможен, когда ненадлежащее выполнение родительских обязанностей рассматривается само по себе, как отдельное нарушение закона.

В ситуации, когда невыполнение функций, являющихся для родителей обязательными, сочетается с жестоким обращением с малолетними детьми, в силу вступает статья 156 УК.

Именно жестокость, применяемая к ребенку, не достигшему возраста восемнадцати лет, превращает административное нарушение в уголовное преступление. Поэтому обвинение по статье сто пятьдесят шестой должно быть подтверждено доказательствами:

  • того, что по отношению к ребенку не выполнены функции воспитания;
  • того, что присутствовало жестокое обращение с детьми.

Именно последний пункт является обязательным признаком данного преступления. Отсутствие его исключает уголовную ответственность.

О терминах «неисполнение» и «жестокость»

Объективная сторона правонарушения, описываемого статьей УК под №156 – невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, либо ненадлежащее их выполнение. При этом законодателем не дается разъяснение используемых им для описания правовой нормы понятий.

В случае с «невыполнением» очевидно, что это абсолютное бездействие лица по осуществлению заботы о ребенке. То есть субъект не принимает никаких мер для того, чтобы несовершеннолетний мог получить необходимое воспитание. А в случае невозможности самому исполнить данные функции не сообщает об этом в органы опеки и попечительства. Получается, ребенок фактически «предоставлен сам себе».

Встает вопрос о том, что необходимо доказать, когда речь идет о ненадлежащем исполнении обязанностей. Ответ находим в Семейном кодексе. 65-ая статья этого документа говорит о том, что государством не регулируются методы воспитания, выбираемые родителями. Это не предмет его надзора. Однако в ней перечислены те элементы, которые не должны сопровождать процесс формирования психически и физически здоровой личности:

Это своего рода памятка, что нельзя делать. Соответственно, наличие хотя бы одного из названных факторов в отношениях между воспитателем и воспитанником со стороны первого может квалифицироваться как ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

В некоторых комментариях к последней редакции УК Российской Федерации можно встретить высказывания о том, что указанные выше факторы также являются проявлением жестокого отношения к детям.

Однако Пленум ВС в своем постановлении под № 10 от 27 мая 1998 года подчеркнул некоторую неточность такой формулировки. Жестокое отношение подразумевает:

  • причинение физических страданий;
  • нанесение психических травм.

В том случае, когда это делается постоянно и целенаправленно, закон относит такое поведение взрослого к преступному. Проявлением этого могут быть действия по:

  • нанесению ребенку ударов;
  • лишению его одежды в холодный период;
  • лишению еды или воды;
  • содержанию без света или взаперти;
  • оставлению без необходимой помощи.

Это неполный (но основной) перечень вариантов преступного поведения.

Кого и как наказывают по статье 156

Роль воспитания подрастающих детей в семье выполняют традиционно родители. Именно поэтому в качестве субъекта в данном преступлении выступают мать и отец ребенка. В случае, когда они лишены родительских прав, их не могут осудить по данной статье. Их статус претерпел изменение. Теперь функции воспитания переданы государству в лице определенных работников, или опекунам.

Обвинение по данной статье, как правило, влечет за собой лишение родительских прав. Если такие мать и отец каким-либо образом проявляют жестокость к ребенку, их действия рассматриваются в соответствии со статьями 16-17 Уголовного кодекса. Субъектами преступления согласно статье 156-ой Уголовного кодекса РФ могут выступать и другие лица, на которых возложены обязанности по воспитанию детей:

  • опекуны;
  • педагоги;
  • медицинские работники.

Это те люди, которые должны воспитывать ребенка, поскольку это является их служебными обязанностями.

Таким образом, осуждены по данной статье могут быть воспитатели детского сада и учителя, а также врачи и медицинские сестры, если они позволят себе жестоко обращаться со своими подопечными в совокупности с неисполнением своих обязанностей по воспитанию. Это возможно, потому что на момент пребывания ребенка в таких учреждениях забота о нем возлагается на персонал.

Судебная практика показывает, что оправдать лиц, обязанных воспитывать детей, могут в ситуации, когда проявление жестокости с их стороны было единичным актом. Обзор решений по подобным делам отмечает, что судьи требовали предоставления доказательств минимум трех случаев реализации жестокого обращения.

За рассматриваемое правонарушение возможны различные варианты наказания:

  1. Государство вправе заставить платить штраф, который может равняться 100 000 российских рублей, или зарплате за период не более одного года.
  2. Могут быть назначены работы исправительного характера сроком 2 года.
  3. Возможны работы принудительные в течение до трех лет или меньше.
  4. Не исключены обязательные работы (440 часов).
  5. Вполне реально и лишение свободы на период не более 3-ех лет.

Данные виды наказания могут сопровождаться на усмотрение суда лишением права занимать некоторые должности в течение 5-ти лет, или запретом вести отдельные виды деятельности.

Подследственность преступления предполагает участие в нем дознавателей и инспекторов из отдела по делам несовершеннолетним. Получив сообщение о подобном нарушении прав ребенка, они должны доказать жестокое обращение с малолетними. Но детский возраст не всегда позволяет малышу рассказать все, что с ним происходило.

Жестокое обращение не всегда предполагает видимых последствий. Поэтому часто о преступлениях такого рода становится известно, когда здоровью ребенка нанесен явный вред. Характеристика закононарушения здесь уже иная, и оно рассматривается по совокупности с другими статьями.

Срок давности по данному преступному деянию составляет 2 года, так как оно относится к группе правонарушений небольшой тяжести.

Ст. 156 УК РФ требует от граждан соблюдения родительских обязанностей, которые состоят в воспитании и содержании несовершеннолетних детей, и исключают проявление по отношению к ним жестокости. В случае невыполнения требований закона, нарушителя ждет серьезная ответственность, вплоть до лишения родительских прав.

Объективное подтверждение на следствии данных о том, что образ жизни родителей и применяемые ими методы воспитания несовершеннолетних детей представляют реальную угрозу для жизни и здоровья последних, далеко не всегда влечет за собой применение к виновным мер уголовной ответственности. Одной из причин такого положения дел выступают следующие наиболее распространенные недостатки дознания и предварительного расследования таких преступлений.

1. Неполнота и несвоевременность дознания и предварительного расследования. Органы следствия и дознания не ориентированы на оперативный комплексный подход к доказыванию состава преступления ст. 156 УК РФ, как мы уже говорили ранее, данный факт влечет потерю доказательной базы.

К примеру, в ходе работы по материалу проверку по факту розыска двух несовершеннолетних детей гр. Маланки было установлено, что причиной их самовольного ухода из дома послужило жестокое обращение с ними матерью и бабушкой в качестве меры воспитания. По данному факту ОД было возбуждено уголовное дело, которое по истечении 4месячного срока было передано для дальнейшего расследования в СО. Общий срок расследования уголовного дела составил 6 месяцев. За данный период времени, дети, первоначально изъятые из семьи, были возвращены с согласия Отдела опеки и попечительства матери. В настоящее время на стадии судебного разбирательства, несовершеннолетние отказываются от ранее данных ими показаний, не желают привлекать мать и бабушку к уголовной ответственности, хотят остаться на воспитание в семье. Ввиду отсутствия оперативности при расследовании уголовного дела, вопрос о лишении матери родительских прав не рассмотрен в суде, дети проживают с матерью. Все вышеизложенные обстоятельства, а также иные объективные причины, не позволяют суду должным образом привлечь мать и бабушку, которым предъявлено обвинение, в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, к уголовной ответственности.

2. Не во всех случаях проводится обследование материально-бытовых условий жизни неблагополучной семьи, фиксируемое в официальном акте и необходимое для подтверждения фактов антисанитарного содержания жилья, несоблюдения элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для обеспечения должного ухода за ними.

Хотелось бы отметить, что антисанитарное содержание жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для обеспечения должного ухода за ними, должно находить отражение не только при обследовании жилищно-бытовых условий, но при осмотре места происшествия, в ходе которого фиксируется обстановка проживания несовершеннолетнего, отыскиваются и изымаются вещи, предметы, следы, которые могут являться в дальнейшем вещественными доказательствами по уголовному делу. Обследование жилищно-бытовых условий в большей степени направлен на отражение неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а осмотр места происшествия на обнаружение вещественных доказательств, подтверждающих как факт неисполнения или ненадлежащего обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, так и факт жестокого обращения. Некачественно проведенный осмотр места происшествия, также является одной из причин, по которой возникают трудности с формированием доказательной базы, а в последствии, с квалификацией преступления.

3. В материалах дел часто отсутствуют документально зафиксированные результаты опроса медицинских работников (участковых педиатров и медсестер, врачей скорой помощи, травмпунктов, оказывавших первую медицинскую помощь пострадавших детям и пр.), педагогов, воспитателей, располагающих информацией о фактах ненадлежащего исполнения обязанностей родителей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Не всегда допрашиваются сотрудники соответствующих подразделений органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних. Собранные из этих источников сведения позволили бы подтвердить или опровергнуть первоначальные данные об образе жизни родителей, о неисполнении (ненадлежащем исполнении) ими обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию детей.

Показания вышеуказанных лиц, как правило, носят решающий характер, при квалификации преступления, так как при первичных беседах, дети, находясь в стрессовом состоянии рассказывают лицам вышеуказанному должностным лицами больше информации и с большими подробностями, чем при допросах.

К примеру, при расследовании уголовного дела в отношении гр. Маланки, о котором указывалось ранее, при установлении местонахождения ее детей, они были помещены в СРЦ Ивановской области, где производился осмотр детей врачом и имеющиеся следы в результате причиненных телесных повреждений были зафиксированы на фото, а с детьми проводилась работа психологом. Впоследствии, врач, проводивший лечение детей, а также психолог, были допрошены в качестве свидетелей, а фотографии были приобщены к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства и в настоящее время при судебном рассмотрении уголовного дела, показания данных свидетелей являются неоспоримыми доказательства фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.

Последние две причины возникают, прежде всего, из-за отсутствия единой разработанной системы расследования данной категории дел, и как следствие, из-за отсутствия знаний и опыта по их расследованию у должностных лиц.

Часто допускаются ошибки в квалификации преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, имеет место неправильная и неполная квалификация.

Следует отметить, что ошибки в применении ст. 156 УК РФ в определенной мере обусловлены неудачной конструкцией самой нормы, осложняющей ее разграничение с другими, смежными составами преступлений (ст.ст. 115, 116, 117, 124, 125, 131 УК РФ). В связи с отсутствием законодательного или иного легального толкования признаков состава преступления (прежде всего самого понятия «жестокое обращение») на практике возникают серьезные затруднения в определении предмета доказывания и круга источников доказательственной информации. При создании доказательственной базы и формулировании обвинения не всегда учитываются особенности конструкции объективной стороны состава ст. 156 УК РФ, содержащей два обязательных признака: неисполнения (или ненадлежащего исполнения) обязанностей по воспитанию детей и жестокого обращения с детьми. Доказыванию и вменению в вину подлежат оба эти признака, которые в ходе следствия и дознания, как правило, смешиваются, не квалифицируются должным образом, не подвергаются самостоятельной правовой оценке. Пристанская О.В. Проблемы применения уголовно-правовых норм, направленных на предупреждение жестокого обращения с несовершеннолетними//Журнал Российского права, 2001 г. № 8// www.juristlib.ru

Зачастую уголовные дела по ст. 156 УК РФ не возбуждаются при отсутствии телесных повреждений у несовершеннолетнего, что в корне неправильно.

К примеру, в производстве ПДН ОВД Фрунзенского района г. Иваново имелся материал проверки по заявлению гр. Кузнецовой В.Д. с просьбой лишить родительских прав ее зятя - гр. Чертищева В.И. в отношении его несовершеннолетней дочери Чертищевой О.В. В ходе доследственной проверки был выявлен факт, что гр. Чертищев в воспитательных целях закрыл свою дочь в подполье частного дома на 30 минут, при этом высказывал в ее адрес оскорбления, кроме того гр. Чертищев В.И. неоднократно наносил побои матери несовершеннолетней в присутствии дочери. Последнее обстоятельство не учитывалось при анализе материалов, так как и мать и отец девочки злоупотребляли спиртными напитками и часто распивали их вместе. Ввиду того, что гр. Чертищев и его дочь проживали отдельно, систематичность действий сопряженных с жестоким обращением установлена не была, отделом дознания в возбуждении уголовного дела было отказано, при принятии решения по данному материалу проверки было решено о его направлении СО СУСК для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 127 ч. 2 п. «д» УК РФ, а именно незаконное лишение свободы, не связанное с его похищением в отношении несовершеннолетнего. Однако, в ходе предварительного следствия были добыты дополнительные доказательства (неисполнение гр. Чертищевым обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетней дочери, антисанитарные условия проживания, антиобщественный образ жизни гр. Чертищева В.И.) , которые позволили квалифицировать действия гр. Чертищева В.И. по ст. 156 УК РФ, которая поглотила ст. 127 ч. 2 п. «д» УК РФ, так как действия, предусмотренные вышеуказанной статье подпадают под состав преступления, предусмотренный ст. 156 УК РФ. Чертищев В.И. был признан виновным в совершении вышеуказанного преступного деяния и осужден к 8 месяцам исправительных работ. Данный пример является положительным результатом деятельности следователя, который получил дополнительные доказательства с целью привлечения виновного лица к уголовной ответственности. В случае большей заинтересованности органов дознания и следствия в привлечении к уголовной ответственности виновных в совершении данной категории преступлений лиц, более профессионального подхода к расследованию подобных уголовных дел, большее количество родителей или лиц их заменяющих были бы привлечены к уголовной ответственности и было бы предотвращено больше фактов нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.

В некоторых случаях дела по фактам нанесения родителями побоев своим несовершеннолетним детям, несмотря на наличие признаков жестокого обращения, возбуждаются лишь по ст.ст. 115 или 116 УК РФ.

К примеру, сотрудником ПДН был собран материал проверки по заявлению 17-летней девочки с просьбой привлечь к уголовной ответственности отца, который систематически наносит ей побои, какого-либо участия в ее воспитании не принимает, причиняет ей психические страдания, учиняя дома скандалы и применяя физическое насилие в отношении ее матери. Мать девочки от привлечения мужа к уголовной ответственности по тем или иным основаниям отказалась. В собранном материале имелись достаточные данные, указывающие на наличие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Однако, отделом дознания было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного 116 УК РФ. Хотя в материале, имелись сведения о системности совершенных отцом противоправных действий, данные основания были недостаточными для квалификации действий по ст. 156 УК РФ.

Иногда недостаточная, неполная квалификация содеянного влечет за собой необоснованное освобождение лица, виновного в жестоком обращении с ребенком, от уголовной ответственности в связи с недоказанностью в содеянном им состава более тяжкого.

В тех случаях, когда сам способ совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, образует самостоятельный состав преступления (истязания - ст. 117 п. «г» ч.2, оставления в опасности - ст. 125, причинения вреда здоровью - ст. 111, 112, 115, сексуальных посягательств - ст.ст. 131-135 УК РФ и др.) следователями не всегда ставится на разрешение вопрос о применении совокупности преступлений. Тем самым незаслуженно облегчается участь виновных, смягчается их правовое положение и расширяются возможности освобождения их от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение якобы нетяжких преступлений. Пристанская О.В. Проблемы применения уголовно-правовых норм, направленных на предупреждение жестокого обращения с несовершеннолетними//Журнал Российского права, 2001 г. № 8// www.juristlib.ru

При рассмотрении дел указанной категории у судов возникали трудности в понимании и правильном описании в приговоре преступления: в чем выражалось неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, содержание жестокого обращения с ним и характера причиненных страданий, в какой период времени это происходило.

Из практики рассмотрения подобных преступлений, где виновному лицо предъявлено обвинение по совокупности составов преступления, нередки случаи прекращения уголовного преследования в части касающейся ст. 156 УК РФ. Например, В кассационном порядке Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ от 02.09.2003 г. приговор в отношении Карасева Н.Г., осужденного по ст.ст.119,156 УК РФ был отменен в части осуждения по ст. 156 УК РФ и дело в этой части прекращено в связи с тем, о в описательно-мотивировочной части приговора суд не описал в чем заключалось не надлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем. Шупыра Ю.В. О преступлениях против семьи несовершеннолетних. Республика Бурятия 2003-2004 год. Обобщение по итогам изучения судебной практики по уголовным делам о преступлениях против семьи и несовершеннолетних// http://www.juvenilejustice.ru/

Другими примером неверной квалификации является уголовное рассмотренное в Пермском крае. По приговору Чердынского районного суда Пермского края К. признана виновной в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию своей несовершеннолетней дочери, соединённом с жестоким обращением с ней, и осуждена по ст.156 УК РФ. Не согласившись с выводами суда относительно квалификации действий К., судебная коллегия указала следующее. Как видно из материалов дела, органами предварительного следствия К. было предъявлено обвинение в том, что она ненадлежащим образом исполняла свои обязанности по воспитанию ребенка: в феврале 2007 года оставила малолетнюю дочь одну на 8 час. в легкой одежде, в период с 16 мая до начала июля 2007 года выезжала с дочерью в с. Вижаиха, в пос. Ныроб не соблюдала там санитарные условия содержания ребенка, не обеспечивала едой, что привело к истощению ребенка, не лечила девочку во время болезни. Кроме того, систематически наносила дочери побои, а именно в марте 2007 года, в начале апреля 2007 года, в начале сентября 2007 года. Эти действия К. были квалифицированы органами предварительного следствия по ст.ст.117 ч. 2 п. « г», 156 УК РФ. Исследовав доказательства, представленные стороной обвинения, суд пришел к выводу, что все обстоятельства, указанные в обвинении подтверждены доказательствами, которые суд изложил в приговоре. Суд установил в судебном заседании и указал в описательной части приговора, что К. ненадлежащим образом осуществляла свои обязанности по воспитанию дочери - оставляла её одну на длительное время, ненадлежащим образом кормила, не следила за ней, кроме того, трижды в течение апреля-сентября 2007 года умышленно наносила дочери побои, причиняя физическую боль и психические страдания, то есть жестоко обращалась со своей дочерью. Вместе с тем, в мотивировочной части приговора суд пришел к выводу, что наличие у К. умысла на систематическое причинение физических и психических страданий не установлено, который противоречит описательной части приговора. Кроме того, суд высказал ошибочное суждение, что действия, выражающиеся в систематическом нанесении побоев, охватываются ст.156 УК РФ и дополнительной квалификации по ст.117 ч. 2 п. « г» УК РФ не требуют. По изложенным основаниям приговор в отношении К. судебной коллегией отменён, уголовное дело направлено на новое судебное разбирательство. Обзор кассационной практики по уголовным делам Пермского краевого суда за первое полугодие 2008 года. http://www.oblsud.permregion.ru/praktika/

Как видим из приведенного примера, неверная квалификация преступлений по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними может быть как виде полноты квалификации деяний, так и в неправильной квалификации по совокупности преступлений, причиной которого служит несовершенство уголовно-правовой нормы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы и ошибки в квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего прежде всего возникают по причине нечеткой сформулированности уголовно-правовой нормы. Данные проблемы возникают как на стадии доследственной проверки, так и на стадии расследования, судебного разбирательства. В настоящее время отсутствуют четко разработанная методика расследования уголовных дел данной категории. Основными ошибками при расследовании являются: неполнота сбора доказательственной базы, неоперативное расследования уголовного дела, неправильная квалификация преступного деяний, в тех случаях, когда не предъявляется обвинение по совокупности преступлений и виновное лицо как следствие не привлекается к уголовной ответственности.

Кайгородова Ольга Сергеевна,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюмень[email protected]

Использование специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ

Аннотация.В статье рассматриваются аспекты использования специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, анализируются способы совершения данного преступления и средства его доказывания.Ключевые слова:несовершеннолетний, психическое насилие, физическое насилие, пренебрежение интересами и нуждами ребенка,жесткое обращение, способ совершения преступления, специалист, экспертиза.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию правовым государством, закрепив приоритет прав и свобод человека и гражданина.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. При этом далеко не каждый может воспользоваться данными ему государством правами в силу физических и психологических особенностей. Речь идет о несовершеннолетних. «Государства ‬участники (Конвенции) обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все законодательные и административные меры» 1.Однако в современном обществе имеет место практика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, связанная с жестоким с ними обращением в семье, в образовательных учреждениях, в учреждениях и организациях, на попечении которых находится несовершеннолетний. Проблема в расследовании рассматриваемых преступлений состоит в том, что, вопервых, потерпевший (несовершеннолетний либо малолетний ребенок) находится, как правило, в прямой зависимости от преступникародителя либо воспитателя и испытывает страх перед наказанием со стороны последних; вовторых, в случае родственных связей между потерпевшим и преступником ребенок зачастую прощает и ему «жаль» своих родителей; втретьих, в ряде случаев ребенок не желает менять своего воспитателя (педагога, врача и т. д.) из опасения, что его положение будет еще хуже; в четвертых, ребенок просто не понимает, что с ним жестоко обращаются, не выполняют в отношении него обязанностей по воспитанию и считает сложившиеся в семье отношения абсолютно нормальными. Данныеобстоятельства обуславливают также и высокую латентность рассматриваемых преступлений.

В связи с этим лица, наделенные законом обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, а также лица, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетними, и уличенныев неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, часто остаются вне сферы уголовного преследования. Во многом это проблема доказывания факта преступления по рассматриваемой категории дел, так как основным лицом, дающим обвинительные показания, является сам несовершеннолетний, в отношении которого совершено преступление: запуганный, истерзанный, а возможно, и настолько маленький, что никаких показаний давать еще не может. Особую сложность при расследовании данных преступлений составляет установление и доказывание способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156УК РФ, обусловленную несовершенством построения диспозиции рассматриваемой статьи. Диспозиция ст. 156 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Ст. 65 Семейного кодекса РФ гласит: при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Воспитание ‬это планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам развития нравственности, культуры, образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально ‬полезной деятельности и общения. Воспитание основывается на взаимодействии с воспитуемым, оно должно быть направлено на формирование и упрочение внутренней позиции и поведения личности в соответствии с нравственными и правовыми ценностями общества 2.Особенностью расследования преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, является сборматериала проверки по поступившему заявлению, сообщению или рапорту об обнаружении признаков преступления. Сбор материала проверки осуществляют, как правило, инспектора ПДН, на которых возлагается ответственность по качественному и быстрому закреплению информации по совершенному преступлению. Как показывает практика, чаще всего потерпевшими по делам данной категории являются дети из неблагополучных семей. Но имеются случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего во внешне благополучных семьях, которые, попав в поле зрения правоохранительных органов, начинают оказывать противодействие расследованию: проводить беседы со своими детьми, навязывая выгодную взрослым позицию; приводить жилье в порядок; обращаться заоказанием медицинской помощью несовершеннолетнему якобы по собственной инициативе и т. д.Поэтому промедление, халатность, некачественный сбор первоначального материала приведет к утрате многих следов преступления по объективным и субъективным причинам, что в последующем может негативно отразиться на судебной перспективе уголовного дела.Анализ эмпирического материала показал, что основную доказательственную базу по делам рассматриваемой категории составляют идеальные следы ‬показания, в первую очередь, самого несовершеннолетнего потерпевшего, показания свидетелей, в том числе, очевидцев ‬работников социальных служб, медицинских работников, соседей, учителей и т. д.И сбор показаний в ходе расследования особых сложностей не вызывает.При этом необоснованно мало внимания уделяется помощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов преступления. Мнение дознавателей, инспекторов ПДН по многим фактам, установленным в ходе осмотра, носит оценочный и эмоциональный характер (например, «антисанитарные условия проживания», «холодное помещение», «оголенные провода», «недокормленный ребенок» и т. д.). В связи с этимнекоторые процессуальные документы могут быть подвергнуты сомнению в ходе расследования и судебного заседания. Избежать подобных негативныхпоследствий поможет участие специалиста в соответствующей области знаний при осмотре места происшествия,назначение экспертиз по установленным фактам в ходе расследования уголовного дела.В связи с этим предлагаются некоторые рекомендации по использованиюпомощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ в зависимости от способа совершения преступления.

Физическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия необходимо особое внимание уделить орудию преступления: принять меры к его обнаружению, подробно описать его в протоколе, изъятьИспользование помощи специалистовНазначение судебномедицинской экспертизы несовершеннолетнемупотерпевшему с целью установления тяжести причиненного ему вреда здоровью

Назначение экспертиз по орудию преступления (например, биологической или экспертизы геномной ДНК (более дорогостоящей, но и дающей ответ большей достоверности, позволяющей идентифицировать лицо) с целью обнаружения на нем биологических следов потерпевшего: крови, волос, частичек кожи и т. д.)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступления. Несовершеннолетний пострадавший подробно опрашивается, какой вред ему причинен, каким способом, кем именно, когда, при каких обстоятельствах, кто присутствовал при этом и т.д.

Психическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия изымаются детские рисунки,поделки (ребенку свойственно выражать себя в окружающем его мире. Один из самых доступных ему способов ‬рисунки. Они могут быть выполнены на отдельных листах бумаги, стенах, предметах мебели ит.д.). В том случае, если рисунки нельзя изъять вместе с носителем, то они должны быть тщательно описаны в протоколе и обязательно сфотографированы.О насилии в семье будут свидетельствовать рисунки, выполненные темными красителями, нарисованные сцены насилия, фигуры нарисованные или изготовленные без какихлибо частей тела и т.д.Таким образом ребенок выражает то, что ему приходится переживать в своей семьеИспользование помощи специалистовКонсультации специалистов различных детских центров, специализированных приютов и т.д.В этом случае специалистпсихолог проводит обследование несовершеннолетнего пострадавшего. В это обследование входит беседа с несовершеннолетним, проведение различных тестов, изучение ранее изъятых рисунков, поделок.По результатам этого обследования составляется документ (например, справка, акт обследования и т.д.), в котором указываются все данные, характеризующие психическое состояние несовершеннолетнего: запуган, боится когото из родителей, подвергается в семье психическому насилию, страдает различными внушенными ему родителями комплексами (при предъявлении ребенку завышенных требований, соответствовать которым он не может в силу психического и физического развития); не хочет возвращаться домой и т.д.Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступленияНазначение экспертизНазначение психологопсихиатрической экспертизы с целью установить, подвергался ли ребенок в семье, школе и т.д. психическому насилию (например, у ребенка может развиться психопатия, если у него на глазах избивается мать)

Пренебрежение интересами и нуждами ребенкаНепредоставление необходимой одежды, еды, питья Производство осмотра места происшествияПодробно осматривается и описывается в протоколе осмотре места происшествия имеющаяся в наличии детская одежда, ее состояние. Осматриваются и описываются имеющиеся продукты питания и их состояние. В этих случаях недопустимы оценочные понятия «мало одежды», «мало еды» и т.д. Необходимо точно указывать их количество и качественное состояние. При этом в данном случае неоценивается невозможность предоставить одежду, еду, питье одномоментно, то есть «здесь и сейчас» (например, если у родителей или лиц, их заменяющих на момент осмотра,отсутствуют средства для приобретения определенной вещи или какихлибо продуктов. При этом имеющиеся в наличии одежда и питание в принципе достаточны для ребенка).Непредоставление одежды, еды, питья должно быть длящимсяНазначение экспертизНазначение судебномедицинской экспертизы с целью установления вреда здоровью как следствия непредоставления необходимой одежды в холодное время года (признаки обморожения)

Назначение экспертизы физического состояния несовершеннолетнего с целью установления признаков постоянного переохлаждения, недоедании, обезвоживания (в случае непредоставления еды, питья)

Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего, почему не предостваляются одежда, еда, питье.Выясняются материальное положение родителей, наличие места работы и т.д. Непредоставление необходимого лечения, медицинского обслуживанияНазначение экспертизНазначение экспертизы физического состояния ребенка с целью установления его физического состояния (развитие хронических заболеваний, педикулез, опрелости, кожные заболевания и т.д. как следствие запущенности ребенка)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего. Важен и допрос участкового и школьного врачейтерапевтов ‬педиатров. Врачпедиатр может быть допрошен в качестве специалиста, а может дать и свидетельские показания. Проведение допроса педиатра того участка, где проживает несовершеннолетний, по амбулаторной карте на ребенка (если таковая имеется, но ее наличие по законодательству обязательно на каждого несовершеннолетнего) выясняется соответствие физического и психического развития несовершеннолетнего его возрасту, сделаны ли ему все необходимые профилактические прививки, были ли посещения врачом несовершеннолетнего по месту его наблюдения (жительства), известны ли ему факты обращения родителей по поводу заболеваний ребенка, проявляют ли они заботу за его здоровьем. Если ребенок болен, осуществляется ли забота о его лечении со стороны родителей и лиц, их заменяющих и т.п. 3Антисанитарные условия проживания несовершеннолетнего, обследование условий проживания несовершеннолетнегоПроизводство осмотра места происшествия с участием специалистов

Антисанитарные условия ‬понятие оценочное, такое же,как и «беспорядок в комнате». В связи с этим осмотр жилья по данному факту необходимо проводить с участием соответствующего специалиста, например, работника Роспотребнадзора, который вывод об антисанитарных условиях сделает на основании действующих нормативных актов, специальных обследований; врачапедиатра, который может пояснить, что предоставленные ребенку условия не пригодны для проживания; другого специалиста, способного оказать квалифицированную помощь при установлении санитарного состояния жилья.Если в протоколе осмотра указывается низкий температурный режим, то недопустимо использование выражений «в квартире холодно» и т.д. Такой вывод должен быть сделан только на основании замеров температуры с указанием конкретных параметров.Участие специалистаэлектрика целесообразно для осмотра нагревательных приборов, в том числе самодельного изготовления или нагревательных приборов с признаками повреждения, эксплуатация которых, особенно оставление несовершеннолетних одних дома с включенными нагревательными приборами, может привести к травмированию детей или пожару.Данные нагревательные приборы или другие предметы обстановки, несущие угрозу ребенку, должны быть изъяты в ходе осмотра и в дальнейшем по ним должны быть назначены соответствующие экспертизы

В зависимости от ситуации может быть целесообразным привлечение других специалистов. Закрепление материальных следов преступления (орудий преступления; предметов, несущих угрозу ребенку и т. д.) будет способствовать установлению истины по уголовному делу и, в ряде случаев, поможет опровергнуть ложные показания подозреваемых.Отметим, что часто в одном и том же случае будут присутствовать несколько разновидностей способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Так, например, если ребенок подвергается физическому насилию, то его психика также страдает. И здесь нужно проводить весь комплекс следственных действий и иных мероприятий, направленных на закрепление следовой информации. К материалам проверки должен быть приобщен акт обследования материальножилищных условий несовершеннолетнего.Из всех рассмотренных нами способов самый распространенный и наиболее легко доказываемый‬физическое насилие. Однако на практике уже имеют место случаи доказывания и других способов совершения преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. Так, по материалам уголовных дел рассматриваемой категории в Волгоградской области установлено следующее 4:1.Уголовное дело № 14038/2004 (суд. участок № 40): обвиняются Б. и С. ‬несвоевременное предоставление ребенку 2003 г. р. пищи, антисанитарные условия, результатом чего стали истощение, акроцианоз, дефицитная анемия тяжелой степени, гипотрофия 3й степени (отметим, что причинноследственную связь между несвоевременным предоставлением ребенку пищи и имеющимися заболеваниями и состоянием ребенка, в отличие от судебномедицинской экспертизы, устанавливающей только тяжесть телесных повреждений, время причинения и локализацию, поможет установить экспертиза физического состояния несовершеннолетнего, проводимая в Бюро судебномедицинских экспертиз. Может быть также проведена комиссионная экспертиза, например, с участием врачапедиатра).Жестокое обращение выразилось в непредоставлении питания.2.Уголовное дело № 18625/2004 (суд. участок № 25): обвиняется Е. в запирании в помещении ребенка 2003 г.р. одного на длительное время, длительное оставление его без присмотра. Жестокое обращение выразилось в запирании в помещении одного ребенка на длительное время.В таких случаях подозреваемые полностью или частично отрицают факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а особенно факты жестокого обращения с последними. Также подозреваемые могут ссылаться на объективные обстоятельства, которыми вызваны их действия, например, непослушание ребенка, либо пытаются убедить окружающих в правоте избранных ими методов воспитания. Так, грка Г. оставила свою новорожденную дочь с сожителем ‬инвалидом, уйдя из дома на 17 дней, чем подвергла жизнь и здоровье ребенка опасности. Свою позицию грка Г. обосновала тем, что оставила грудного ребенка с родным отцом, который вполне может о ней позаботиться 5, что, естественно, не может оправдывать ее действия.3.Уголовное дело № 15931/04 (суд. участок № 59): обвиняется К. в унижении достоинства дочери 1991 г.р. нецензурными выражениями, против ее воли обрезала дочери волосы, обезобразив внешний вид, систематически указывала на неуклюжесть в движениях дочери, в связи с чем несовершеннолетняя испытывала комплекс неполноценности в отношении своего внешнего вида и физических данных.Жестокое обращение выразилось в систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего.4.Уголовное дело № 11617/2004: обвиняется Б. в запрещении дочери пользоваться обогревательными приборами в холодное время года, связывании веревкой рук и ног, в сентябре и ноябре 2003 г. запирала дочь в погребе и сарае в легкой одежде.Жестокое обращение выразилось в издевательствах над несовершеннолетней.Сложность для дознавателя в установлении жесткого обращения с несовершеннолетним также состоит в том, что свою точку зрения нужно обосновать и доказать перед широким кругом лиц ‬начальником органа дознания, прокурором, судьей (при их абсолютно разном субъективном подходе к воспитанию, взглядах на моральные и этические ценности и т. д.). Основной упор должен быть сделан на доказывание умысла и, соответственно, на установление и доказывания способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, в зависимости от умысла.

Ссылки на источники1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН (НьюЙорк). Ст. 3. Ч.2 //Ведомости СНД СССР ВС СССР. ‬1990. ‬7 ноября. ‬Ст. 955.2.Шкурихина Н.В. Расследование преступлений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: автореф. дис. … канд. юрид. наук. ‬Барнаул, 2007. ‬С.14.3.Лапин И.Б., АлександроваО.Ю.Особенностирасследования преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»: метод.рек./Сибирский юридический институт МВД России. ‬Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. ‬С. 27.4.Свиридов Ю.В. Защита детей// Вопросы ювенальной юстиции. ‬2006.‬№1(6). ‬С. 30‬32.5.Уголовное дело № 1562005/4м. Хранится в архиве судебного участка № 4 Тюменского района.

OlgaKaygorodova,Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of crime investigation and forensic examinations of the Federal stateowned educational establishment of additional vocational education ‮Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation 

[email protected]

The use of special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code of the RussianFederation

Abstract. The article discusses aspects of the useof special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code, analyzes the ways this crime and the means of its proof.

Keywords:juvenile, mental abuse, physical abuse, neglect of the interests and needs of the child, harsh treatment, the method of the crime, specialist expertise.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»