Средством выразительности речи является олицетворение пример. Олицетворение в литературе и разговорной речи

Глава II Систематизация теоретико-литературного понятия «олицетворение»

2.1. Олицетворение - художественный троп литературы

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) - троп , присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Примеры:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось ,
Мочалами ноги изопутаны.

В народной песне

Государство , словно отчим злой ,
от кого, увы, не убежать,
ибо невозможно взять с собой
Родину – страдающую мать .

Олицетворение было распространено в поэзии разных эпох и народов, от фольклорной лирики до стихотворных произведений поэтов-романтиков, от прециозной поэзии до творчества (из материалов сети ИНТЕРНЕТ: учителя-новаторы).

Олицетворение , как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось,

Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,

Косматым машет рукавом;

И снег, и мразь, и иней сыплет,

И воды претворяет в льды.

От хладного ее дыханья

Природы взор оцепенел...

(Державин)

Ведь уж осень на двор

Через прясло глядит.

Вслед за нею зима

В теплой шубе идет,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит...

(Кольцов)

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими чувствами и способностью говорить; стилистический прием, очень распространенный всех веков и народов. Такое определение дает автор-составитель словаря поэтических терминов литературовед А.П.Квятковский (17).

Олицетворение , прозопопея (от греч. prósōpon - лицо и poiéō - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - делаю), особый вид метафоры : перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации Олицетворение в зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве.

1) Олицетворение как стилистическая фигура, связанная с «инстинктом персонификации в живых языках» (А. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи: «сердце говорит», «река играет».

2) Олицетворение в народной поэзии и индивидуальной лирике (например, у Г.Гейне, Ф.Тютчева, С. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму: жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлечённая к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия.

3) Олицетворение уподобление природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению, с той существенной разницей, что в мифологии через «родство» с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (например, отношения между Ураном - Небом и Геей - Землёй уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворённые проявления стихийно-естественной жизни раскрываются «лицо» и душевные движения человека.

4) Олицетворение как символ , непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных Олицетворение. Поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана олицетворение -метафорами или сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумёртвая трава поёт заунывную песню и т.п. Из их совокупности возникает верховное олицетворение : «лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, - многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. Олицетворение такого рода близко к мифологическому олицетворение по своей общезначимости, «объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии (18).

Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Реже олицетворения связаны с предметным миром:

Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике).

Развивающие задания:

1. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1) Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А. А. Фет)

2) Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат - осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)

3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся - начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)

2. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

1) Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы. (А. А. Фет)

2) На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)
4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)
5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)
6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку - печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами - рука в руке. (Т. Н. Толстая)

3. Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности: сравнением, риторическим обращением, параллелизмом.

1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов)

Глава III Методическая организация уроков по изучению теоретико-литературных понятий в группах с русским языком обучения профессиональных колледжей

Цели урока :


  1. Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева.

  2. Развитие навыков литературного анализа поэтического текста при акцентировке на теоретико-литературное понятие «олицетворение».

  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Ход урока

Первая учебная ситуация: вступительное слово учителя.

Сегодня мы поразмыслим над стихами Фёдора Ивановича Тютчева, попробуем выразить свои чувства, уловить настроения, музыку его стихотворений.. Задача непростая: Тютчев - поэт-мыслитель. Самые обычные вещи, явления в его лирике наделены глубочайшим смыслом.

Вторая учебная ситуация: выразительное чтение и комментирования стихотворений Тютчева о природе.

Учащиеся выразительно читают и комментируют стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всей группой пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта.

Третья учебная ситуация: анализ стихотворения «Весенняя гроза».

Стихотворение «Весенняя гроза» передает возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «Солнца нити золотые», лес, омытый дождем; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный», «все вторит весело громам», «громокипящий кубок» проливается на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли.

Четвертая учебная ситуация: анализ стихотворения «Неохотно и несмело».

Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: «В душном воздухе молчанье», «Как весел грохот летних бурь», «неохотно и несмело» ... Стихотворение «Неохотно и несмело» -- создает олицетворенный образ природы. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывает на поля и гром «все сердитей», а земля «принахмурилась», но все же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несет блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля».

Пятая учебная ситуация: анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...»

Осень. Картины осени рисуются в стихотворении. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» и снова видим действие на земле и изумленное вертикальное движение с неба.

Шестая учебная ситуация: анализ стихотворения «Чародейкою зимою околдован лес стоит».

Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: «околдован... околдован... очарован... весь опутан... весь окован... неподвижною... немою».

Седьмая учебная ситуация: эвристическая беседа.

В чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? – Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

Восьмая учебная ситуация: анализ стихотворения « О чем ты воешь, ветер ночной?» Аналитический полилог.

Вопросы и задания:

1) Каков центральный образ стихотворения?

2) Как он меняется? (Центральный образ ветра на протяжении стихотворения меняет характеристики: в нем происходит движение от изображения природного явления к передаче того таинственного толчка, который вызывает бури в «смертной… груди»)

3) Какой звук слышен в 1 строфе?

4) Можно ли сказать о том, что поэт использует ассонансы?

5) Что осознает лирический герой? (Вой ветра. Для лирического героя в нем то «глухая» жалоба, то «шумное» негодование. Главное – он созвучен «безумным «сетованиям» его души. Его странный голос отзывается в сердце, но сознанию смысл непонятен. Это противоречие поражает лирического героя.

6) Назовите глаголы, определяющие характер действия языка ветра на лирического героя. (воешь, сетуешь, роешь, взрываешь) Мы подошли к бездне, к предмету песни ветра – хаосу.

7) О чем говорят сочетания «древний хаос», «родимый хаос»? (О допорядковом начале мира, о родовой близости хаоса человеку).

8) Прочитайте строки:

Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!..
С каким словосочетанием грамматически связано местоимение «он»? Каков смысл в этой связи? Местоимение «он» может грамматически соотноситься только с «миром души ночной». «Мир» означает все-таки некий лад, гармонию. И этот мир рвется навстречу хаосу, они родственны. Единение мира и хаоса, человека и природы возможно, потому, что их связывает одна основа: происхождение мира из хаоса. В стихотворении природа является посредником между высшими силами и человеческой душой.

Девятая учебная ситуация: работа учащихся в интерактивном режиме в малых группах.

А) Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Настроение лирического героя выражено в исповедальной форме. Однако для того, чтобы оно стало слышно, должно было замолкнуть все движение жизни, в сумраке сглаживаются противоречия. Единство с миром оказывается недостижимым для лирического героя. Впечатление гармонии обманчиво. Чувство дисгармонии подчеркнуто тем, что изображено мгновенное явление. Пейзажные характеристики меркнут – душа пробуждается. Стремление раствориться в природе оказывается одним из главных в человеке.

Б) Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»).

Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

В стихотворении создается картина приближения светлой, праздничной поры, которую природа, пробуждаясь от зимнего сна, встречает весело. Весна - сказочная королева, окруженная свитой – хороводом дней. Ощущение волшебства, наполняющего душу лирического героя. Весна – олицетворение жизненной силы. «Весенние воды», бегущие с полей, чтобы принести весть о приближении весны, - метафора, позволяющая сблизить пейзажный план и уровень субъективного восприятия.

В) Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...». (Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…»)

Десятая учебная ситуация: Думаем, размышляем, делаем выводы….

Для поэзии Ф.И. Тютчева характерно:


  1. Создание переменчивых, контрастных картин природы (особенно «день» и «ночь»).

  2. Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.

  3. Размышления о божественном начале Вселенной.

  4. Ощущение того, что природное явление или событие сходно с происходящим в душе у человека.

  5. Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.

  6. Пейзажно-философская лирика.

  7. Человек в мире и его Судьба.

  8. Лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы.

  9. Неожиданность эпитетов и метафор, передающих столкновение и игру природных сил.
Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Функция олицетворения в лирике Тютчева».

Учебные материалы к работе в малых группах

А). Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Б). Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»):

В) Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

Согласны ли вы со словами Н.А. Некрасова о строках из этого стихотворения «Весна идет, весна идет / Мы молодой весны гонцы / Она нас выслала вперед»: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в трех подчеркнутых нами стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе. Как будто несколько лет свалилось долой с плеч, -- когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не полетам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему...»

Г). Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: « Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…».

3.2. Фрагменты урока по изучению лирики С.Есенина. Функция «олицетворения» (символ – олицетворение)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как оно росло и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

Эти строки принадлежат перу польского поэта Юлиана Тувима (1894 - 1953). Слово живёт в нас, слова родного языка формируют взгляд человека на мир. Язык составляет ту духовную силу, которая единит народ и крепит его творческую энергию.

Наша мысль направлена на общее, мы стремимся понять этот мир в мысли. Но мысль ускользает, в каждый момент она другая. Вечность только в идее, которая в границах слова может быть представлена символом.

Повторение изученного

1. Сообщение учащегося.

Символ (от греч. – знак, примета) - один из видов тропов-слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений ещё и новые (переносные). Символ образует свои новые переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.

Символ наделён огромным множеством значений.

Откуда же берётся символический смысл образов? Основная особенность символов в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам.

2. Какое литературное течение считало главным символ в своей поэзии? Назовите наиболее известных представителей этого течения.

Формулировка темы. Постановка цели. Работа с эпиграфом.

Каждый язык содержит определённое количество олицетворений. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях поэтов и писателей. Вот о таких словах и будем мы сегодня говорить на уроке. Запишите тему: «Олицетворение» в лирике Сергея Есенина.

Чтение стихотворения Я.Смелякова

Я, запозднясь, благодарю

Того, кто был передо мною

И кто вечернюю зарю

Назвал вечернею зарёю.

Того, кто первый услыхал

Капель апреля, визг мороза

И это дерево назвал

Так упоительно – берёзой.

Потом уже, уже потом

Сюда пришёл Сергей Есенин

Отогревать разбитым ртом

Её озябшие колени.

Я.Смеляков.

Смеляков формулирует идею о преемственности в поэзии. Найдите эти строки.

О каком образе говорится в стихотворении?

О мире природы

Какой образ он выделяет в мире природы?

Березу.

Какого поэта называет?

Сергея Есенина.

Берёза – образ одного ряда с такими образами-символами: летящие журавли, нескончаемая дорога, широкое поле, полноводная река. Какая сила скрыта во всех этих привычных для русской поэзии образах?

В них ощущение Родины, её простора, приметы родной земли.

В русской поэзии Х1Хвека при изображении родного пейзажа очень часто используются названия деревьев. Давайте вспомним их.

Дуб - символ силы и крепости, связан с темой «большой Родины», т.е. государства; с темой дворянского рода, символизируя мощь и силу рода, связь поколений. Липа – символ дворянской усадьбы, дома, уюта.

Но особое пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. Поэтический культ её начинается с первой половины 19 века и достигает кульминации в творчестве поэта ХХ века Сергея Есенина. Давайте посмотрим, как это было.

Сообщение одного из учащихся

Все художники слова чувствовали безусловное очарование берёзы.

А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому дождливым летом 1825 года: «Наслаждаюсь душным запахом смолистых берёз…», а в путевых записках времён первой ссылки оставил щемящее замечание о встреченной в Крыму берёзе: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось…»

В сознании поэтов тесно связаны берёза, любовь, тоска, сердечное волнение, и хотя Вяземскому среди других деревьев берёза ещё казалась прозаической, но и он признаёт в ней очарование:

…душе родная проза

Живым наречьем говорит.

Для него берёза - символ родины на чужбине, согревающий душу своим теплом и светом:

Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо.

Нам здесь и ты, берёза, словно

От милой матери письмо.

У М.Ю. Лермонтова представление о родине прочно связано с чувством повсеместной печали российских деревень с их дрожащими ночными огнями, а рядом вставала дневная, милая сердцу картина:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой

Чету белеющих берёз.

После Пушкина и Лермонтова образ берёзы вошёл в творчество каждого из поэтов. Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» не однажды упоминает о берёзе. В главе «Губернаторша» случай помог Матрёне Корчагиной избавить мужа от солдатчины. Освобождение от царской службы и образ весенней берёзы слились в символ крестьянского счастья:

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли.

О любви, счастье и тоже с упоминанием берёзы писал А.К.Толстой:

То было раннею весной

В тени берёз то было.

То было в утро наших лет

О счастие! О слёзы!

Работа со стихами С.Есенина на основе домашнего задания

Щедрым поэтическим ливнем причудливых олицетворений и сравнений пролилась тема берёзы у Сергея Есенина:

Берёзки!

Девушки - берёзки!

Их не любить лишь может тот,

Кто даже в ласковом подростке

Предугадать не может плод.

Дома вы читали стихи, выписывали строки, где встречается слово «берёза». Чем привлекает она внимание поэта?

Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны.

Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэта ряд ассоциаций. Назовите их.

Ветви - шёлковые косы, как руки меткие, зелёные серёжки…

Берёза - невеста, девушка, свечка…

Цвет ствола – берёзовое молоко, берёзовый ситец…

Как относится Есенин к берёзке? Почему поэт ее оживляет?

Поэт любит это дерево: «милые берёзовые чащи», «Тут почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Он чаще всего называет дерево, используя уменьшительно–ласкательный суффикс -к-: берёзка. Здесь выражается искреннее человеческое отношение к миру. Оживляется природа вместе с есенинскими строками.

Работа в группах. Сравнительный анализ стихов.

Из множества стихов Есенина для более подробного разговора мы возьмём два: «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918).

Вопросы для сравнительного анализа

Как построены стихотворения? От какого лица в них идёт речь?

Какой мы видим берёзу в этих стихах? Как автор относится к ней?

Какие виды тропов использует поэт?

Отметьте композиционные особенности стихотворений.

Какие особенности лирики Есенина нашли отражение в этих стихах?

Что общего в этих стихотворениях?

Примерный анализ

«Берёза» (1913) Стихотворение – картина природы, сродни живописному пейзажу. В центре внимания – берёза в зимнем уборе: снежная кайма, белая бахрома, горят снежинки. При помощи эпитетов и метафор Есенин передаёт красоту скромной русской природы. Берёзка, как и другие предметы и явления, живёт своей особой жизнью. Это становится ясно из заключительной строфы, где Есенин использует свой излюбленный приём – олицетворение. В ней возникает образ зари – труженицы, которая постоянно подновляет наряд своей любимицы:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Стихотворение построено как занимательный эпизод из жизни одухотворённой природы. В картине человека нет, но он незримо присутствует: берёза стоит под его окном, его глазами мы видим эту красоту, прелесть скромной русской, берёзы как символа России. И хотя в этом стихотворении нет слов – звуков, но обилие звуков с и р (в 8 строчках они повторяются по 7 раз), шипящие и сонорные передают нам звуки: тихий шелест инея, падающего с потревоженных ветвей. Цветовые ассоциации вызывают эпитеты и сравнения: «принакрылась снегом, точно серебром»; «снежной каймой горят снежинки в золотом огне». Зима сверкает, искрится, создавая радостное настроение, умиротворение и покой неся в душу.

И в этом стихотворении, как во многих других, в композиции Есенин используя форму кольца:

Прикрылась снегом,

Точно серебром.

Обсыпает ветки

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — , – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:


Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление . Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ

И еще один яркий с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут - они БЕГУТ,
Их едят - они ГЛЯДЯТ!

Еще больше олицетворений можно найти . Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве » можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина . Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии . Ведь этот более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …

У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар , который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол . Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое паронимы - примеры предложений из словаря паронимов Что такое произведение Тропы - это секретное оружие русского языка Что такое аллегория на примерах из литературы Что такое лирика Ассонанс - это единство гласных
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона) Сравнение - это прием украшающий образ (примеры из литературы) Презумпции в праве и науке - что это такое Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка Эвфемизм - это фиговый листок русского языка

Олицетворение - это один из видов метафоры, но все-таки - это самостоятельный троп, который не стоит называть метафорой.

Прародитель олицетворения – анимизм. В древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра.

Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Этот оборот речи, в отличие от более сложной и изысканной метафоры более подходящей для поэзии, мы используем даже в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит» - это тоже олицетворения. Оно делает нашу повседневную речь более выразительной. Ко многим олицетворениям мы привыкли настолько, что они нас не удивляют. Например, "идет дождь" (хотя у дождя явно нет ног) или" тучи хмурятся" (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе ПОДПОЯСАЛОСЬ,
Мочалами НОГИ ИЗОПУТАНЫ.
(Народная песня)

ИДЕТ седая чародейка,
Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;
И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее ДЫХАНЬЯ
Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ...
(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло ГЛЯДИТ.
Вслед за нею зима
В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...
(М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)

"Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ,
Помертвелые их ОЧИ
Льдистым ужасом РАЗЯТ"
(Ф.Тютчев)
"Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей ДЫШИТ степь"
(А.Фет)

"Белая береза
Под моим окном
ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, ЛЕНИВО
ОБХОДЯ кругом,
ОБСЫПАЕТ ветки
Новым серебром".
(С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,
Всё пускается в полет, –
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,
СХОДИТ небо с чердака.
Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, СТОПАМИ теми,
В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ
Или с той же быстротой,
Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
УДИВЛЕННЫЕ растенья,
Перекрестка поворот".

Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи, пришедшие на память:

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.
Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.
Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.
Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.
Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.
Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.
Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Примеров достаточно. Я уверена, вы уже готовы к очередному туру конкурсной серии "Тропы".

С теплом, ваша Алкора

Рецензии

Алла, вот эти два момента статьи:

1."ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией".
2...В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого...-

Заставили меня неправильно понять суть олицетворения. Здесь говорится о наделение неодушевлённых предметов свойствами живого, т.е. получается и животных и растений, а не только человека.
Думаю я не один такой. Необходимо устранить двойственность понимания.
С благодарностью за статью, Владимир.

Во 2 части статьи по Олицетворениям я уже ответила на этот вопрос (процитирую себя):

"Можно ли считать олицетворением "замурлычет"? Или "бродит по крышам"? Мы ведь уподобляем темноту не человеку, а животному? Может, правильнее считать это общим видом - метафорой? - Встречала я разные мнения по этому вопросу. Кто прав? Не знаю. Я бы не делала из этого проблему - как троп ни назови, главное, каждый из них чувствовать и адекватно использовать, уметь с их помощью быть точным и убедительным в передаче своих мыслей и чувств".

Итак, еще раз: Мнений (противоречивых) у филологов много, я - не филолог, я практик. Если бы я участвовала в конкурсе - я бы выбирала на тур те свои стихи, где есть ТИПИЧНЫЕ олицетворения (или бы написала новые стихи - к конкурсу) и заданные тропы выделяла бы - как инструменты для моей победы в конкурсе. Так же и судьи - им надо в первую очередь рассматривать работу на примере типичных (не подлежащих сомнению или разночтению) заданных тропов, а все прочее- добавка к гарниру.... Это - учебный конкурс, где надо показать и поэзию, и владение теорией, а не просто предлагать на конкурс, что у автора есть в хозяйстве и что когда-то где-то имело успех.

Если же мы вообще оцениваем поэзию - то не важно, как этот троп называется, важно, чтобы он работал на тему, создавал образ - понятный и точный.

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения - все это средства художественной выразительности, активно применяемые в русском литературном языке. Их существует огромное многообразие. Они необходимы для того, чтобы сделать язык ярким и выразительным, усилить художественные образы, привлечь внимание читателя к мысли, которую хочет донести автор.

Какими бывают средства художественной выразительности?

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения относятся к разным группам средств художественной выразительности.

Ученые-лингвисты выделяют звуковые или фонетические изобразительные средства. Лексические - это те, которые связаны с определенным словом, то есть лексемой. Если выразительное средство охватывает словосочетание или целое предложение, то оно является синтаксическим.

Отдельно также рассматривают фразеологические средства (в их основе лежат фразеологизмы), тропы (особые обороты речи, используемые в переносном значении).

Где используются средства художественной выразительности?

Стоит отметить, что средства художественной выразительности применяются не только в литературы, но и в различных сферах общения.

Наиболее часто эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения можно встретить, конечно, в художественной и публицистической речи. На также они присутствуют в разговорном и даже научном стилях. Они играют огромную роль, так как помогают автору воплотить в жизнь свой художественный замысел, свой образ. Полезны они и для читателя. С их помощью он может проникнуть в потайной мир создателя произведения, лучше понять и вникнуть в авторский замысел.

Эпитет

Эпитеты в стихах - один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример - вторая жизнь ).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе "приложенный". То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились .

Функция эпитетов

Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному - все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета - это еще и сильная эмоциональность.

Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.

Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.

Что такое метафора?

В переводе с древнегреческого языка метафора - это "перенос значения". Это как нельзя лучше характеризует это понятие.

Метафора может быть как отдельным словом, так и целым выражением, которое употребляется автором в переносном значении. В основе этого средства художественной выразительности лежит сравнение предмета, который пока не назван, с каким-то другим на основе их общего признака.

В отличие от большинства других литературных терминов, у метафоры есть конкретный автор. Это известный философ Древней Греции - Аристотель. Первоначальное рождение этого термина связано с представлениями Аристотеля об искусстве как о методе подражания жизни.

При этом те метафоры, которые использовал Аристотель, практически невозможно отличить от литературного преувеличения (гиперболы), обычного сравнения или олицетворения. Он понимал метафору намного шире, чем современные литературоведы.

Примеры употребления метафоры в литературной речи

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.

В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.

Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.

При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы - повесть Николая Васильевича Гоголя "Нос". Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.

Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы "Облако в штанах".

При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.

Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в "Судьбе барабанщика" можно встретить такую фразу - "Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто".

В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие "метаметафора" или как ее еще называют "метафора в квадрате". У метафоры появляется новая отличительная черта - она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.

Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.

Олицетворение

Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык. В дословном переводе означает "лицо" и "делаю". С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором. Например, им могут придать свойства человеческой психики.

Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах. Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями. Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.

Примеры олицетворений

Понять, что такое олицетворение в литературе, нам помогут примеры конкретных текстов. Так, в русской народной песне автор утверждает, что "лыко горем подпоясалось" .

С помощью олицетворения появляется особое миросозерцание. Для него характерно ненаучное представление о природных явлениях. Когда, например, гром ворчит как старик, или солнце воспринимается не как неодушевленный космический объект, а как конкретный бог по имени Гелиос.

Сравнение

Для того чтобы разобраться в основных современных средствах художественной выразительности, важно понять, что такое сравнение в литературе. Примеры в этом нам помогут. У Заболоцкого встречаем: "Раньше он был звонкий, точно птица " или Пушкина: "Он бежал быстрее лошади" .

Очень часто сравнения используются в русском народном творчестве. Так мы наглядно видим, что это троп, в котором один предмет или явление уподобляются другому на основании какого-го общего для них признака. Цель сравнения - найти в описываемом объекте новые и важные свойства для субъекта художественного высказывания.

Подобной цели служит метафора, эпитеты, сравнения, олицетворения. Таблица, в которой представлены все эти понятия, помогает наглядно разобраться в том, чем они отличаются друг от друга.

Виды сравнений

Рассмотрим для детального понимания, что такое сравнение в литературе, примеры и разновидности этого тропа.

Он может использоваться в виде сравнительного оборота: мужик глуп, как свинья.

Бывают сравнения бессоюзные: мой дом - моя крепость .

Часто сравнения образуются за счет существительного в творительном падеже. Классический пример: он ходит гоголем .

Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека [...Звезда с звездою говорит (Л.); Спит земля в сиянье голубом... (Л.)]. Олицетворение - один из самых распространенных тропов. Традиция его употребления восходит к устной народной поэзии (Не шуми, мати, зеленая дубравушка, не мешай мне, доброму молодцу, думу думати...).

Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать

Особым видом олицетворения является персонификация (из лат. persona - лицо, facere - делать) - полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик:

Аллегория

Аллегорией (гр. allēgoria - иносказание, из allos - иной, agoreúo - говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы. Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: пришла осень может означать «наступила старость»,.

Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развернутой метафоры, получающей особое композиционное решение. Например, у А.С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк», «Соловей и роза»; у М.Ю. Лермонтова - стихотворений «Кинжал», «Парус», «Утес» и др.

Метонимия

Метонимией (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: Фарфор и бронза на столе (П

Интерес представляет метонимия определений. Например, у Пушкина сочетание перекрахмаленный нахал характеризует одного из светских гостей. Безусловно, по смыслу определение перекрахмаленный может быть отнесено лишь к существительным, называющим какие-то детали туалета модного щеголя, но в образной речи такой перенос названия возможен. В художественной литературе встречаются примеры подобной метонимии (Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках. - Бун

Антономасия

Особый вид метонимии - антономасия (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. В языке закрепилось использование в переносном значении слов донкихот, донжуан, ловелас и др.

Нарицательное значение получают также имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей [Мы все глядим в Наполеоны... (П.)].

Неиссякаемым источником антономасии является античная мифология и литература.

Однако до сих пор сохраняет свою выразительную силу антономасия, основанная на переосмыслении имен исторических деятелей, писателей и литературных героев. Публицисты используют этот троп чаще всего в заголовках.

Синекдоха

Разновидностью метонимии является синекдоха в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист). (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя

Эпитетом (от гр. epitheton - приложение) называется образное определение предмета или действия (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. - П.).

Бывавют точные красная калина

(золотая осень, заплаканные окна),

Эпитеты - это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (ср.: лимонный сок - лимонный свет луны; седой старик - седой туман; он лениво отмахивался от комаров - река лениво катит волны).

Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими (Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя... - Л.).

В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (...Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах... - Л. Т.). Метафорические и метонимические эпитеты относятся к тропам [картонная любовь (Г.); мотыльковая красота, слезливое утро (Ч.); голубое настроение (Купр.); мокрогубый ветер (Шол.); прозрачная тишина (Пауст.)].