Соотношение системы права и законодательства тгп. Система права и система законодательства: их соотношение
В теории права соотношение категорий "система права" и "система законодательства", а также "право" и "законодательство" понимается неодинаково. Специфика права выражается в том, что это особое, обладающее объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай; нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договора, носящие нормативный характер; судебные или административные прецеденты.
Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь, право носит более естественный характер. Основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.
Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Подобное условие необходимо соблюдать и при характеристике чрезвычайного законодательства.
Система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют более предметно говорить об их относительной самостоятельности. В основе этой посылки лежат следующие черты.
Во-первых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает статья нормативного правового акта. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.
В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право на социальное обеспечение, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.
Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.).
Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.
Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).
В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.
В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, так как она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.
право законодательство кодификация нормативный
Понятие и основные признаки системы права. Система права - это объективно обусловленное организацией общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части - нормы, институты и отрасли права.
Основные признаки системы права:
Объективность (право не складывается по воле политических властей, а формируется в процессе закономерного развития общественных отношений);
Отражает существующий в обществе уровень отношений, правовой культуры;
Система права - это многообразное правовое явление, включающее в себя не одинаковые по своему объему и содержанию, но органично взаимосвязанные структурные элементы (нормы права, институты и отрасли права);
Система права характеризуется единством и взаимосвязью норм, ее составляющих;
Является частью других более крупных и сложных систем: национальной правовой системы и системы международного права.
Элементами системы права являются нормы, отрасли и институты права. В свою очередь отдельные отрасли права могут состоять из подотраслей, а некоторые институты иногда представляют собой сложные и объемные конструкции, называемые субинститутами. Правовые нормы являются основой системы права, и именно они, объединяясь в обособленные группы по критерию особенностей правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, составляют в совокупности содержание конкретных институтов и отраслей права.
Отрасли и подотрасли права. Отрасль права - это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.
Все отрасли права отличаются друг от друга в зависимости от предмета и метода правового регулирования. Предметом правового регулирования выступают однородные группы общественных отношений, регулируемые правом. Сферы общественных отношений, на которые воздействует право, разнообразны и отличаются друг от друга (имущественные, управленческие и др.). По критерию предмета правового регулирования можно выделить около 30 отраслей права. Метод правового регулирования, по общему правилу, - это способ (или совокупность способов) воздействия на определенную сферу общественных отношений: императивный - нормы-запреты (уголовное, административное, финансовое право); диспозитивный - дает субъектам возможность выбора варианта поведения в рамках закона (гражданское право). Убеждение и принуждение присущи для всего права. Методы определяются предметом правового регулирования, т.е. разнообразием общественных отношений.
Исходя из этих оснований (по предмету и методу), рассмотрим классификацию основных отраслей права.
Публичное право - то, что относится к интересам государства, или: совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих государственный и политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (конституционное, уголовное, административное и другие отрасли права).
Частное право - то, что служит интересам отдельных лиц, или: совокупность отраслей права, которые выражают и защищают частные интересы отдельных лиц (гражданское, предпринимательское, семейное, патентное, страховое, трудовое право и др.).
Материальные отрасли права прямо регулируют общественные отношения: закрепляют государственный строй, положение и структуру госорганов, устанавливают права и обязанности граждан и организаций.
Процессуальные отрасли определяют процедуру реализации норм материального права и производны от него (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право, административно-правовой процесс, арбитражный и конституционный процесс).
Базовые (основные) отрасли права распространяют свое действие на все субъекты правовой действительности (конституционное, уголовное, административное и др.). Специиализированные (специальные) отрасли права регулируют относительно узкие, конкретные формы общественной жизни применительно к специфическим субъектам (трудовое, семейное, земельное, финансовое, предпринимательское, экологическое право и др.). Комплексные отрасли права регулируют отношения в какой-либо определенной сфере деятельности, но при этом относящиеся к разным отраслям права (сельскохозяйственное, коммерческие, экологическое и др.).
Каждая отрасль права имеет свои специфические черты и характерные признаки в зависимости от отражаемых и регулируемых ею общественных отношений. Bнутри отдельных отраслей права выделяют так называемые подотрасли - совокупности специальных правовых норм и институтов, направленных на регулирование специфичной области общественных отношений.
Институты и субинституты права. B рамках отрасли права юридические нормы группируются в определенные блоки - институты и субинституты права.
Институт права - совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права. Правовой институт характеризуется наличием некоторых обязательных признаков: однородностью регулируемой сферы общественных отношений; самостоятельным предметом правового регулирования; единой функцией;
наличием норм, сходно регулирующих данное отношение; юридическим единством норм и др.
Институты права бывают простыми, или отраслевыми, состоящими из норм одной отрасли права (например, институт залога в гражданском праве, институт договора в гражданском праве, институт административной ответственности в административном праве и т.д.) и сложными, или комплексными, включающими в себя совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения (избирательное право, например, регулируется конституционным, административным, уголовным правом; институт собственности включает в себя нормы конституционного, гражданского, семейного, административного, уголовного и иных отраслей права).
Зачастую в рамках одного комплексного правового института выделяется совокупность правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. В таком случае принято говорить о наличии правовых субинститутов. Например, в семейном праве институт алиментных обязательств подразделяется на субинституты алиментных обязательств родителей и детей, супругов и бывших супругов; институт ренты в гражданском праве включает в себя такие разновидности, как постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением; институт телесных повреждений в уголовном праве делится на субинституты легких, средних и тяжких телесных повреждений и др.
Соотношение системы права и системы законодательства. Право не существует вне законодательства, которое в самом широком смысле можно определить как органическое единство (совокупность) всех имеющихся в государстве нормативных актов общегосударственного значения, подразделенных на соответствующие отрасли.
Система права и система законодательства - это очень близкие понятия. Вместе с тем, по отдельности они представляют собой совершенно разные явления. Так, если система права имеет первичный характер, то система законодательства формируется на ее основе; если система права - это внутренняя структура самого права, складывающаяся из норм, институтов и отраслей права, то система законодательства - это совокупность собственно нормативных правовых актов, т.е. источников права; если первичным элементом системы права является норма права, то в основании системы законодательства находится статья нормативного правового акта; если система права складывается из достаточно ограниченного числа отраслей, то система законодательства состоит из весьма большого, точнее сказать, не поддающегося точному подсчету количества нормативных правовых актов; если в рамках системы права отсутствуют какие- либо межотраслевые образования, то система законодательства «мозаична» и характеризуется наличием комплексных отраслей.
Среди отраслей законодательства выделяются следующие: отрасль законодательства как совокупность правовых норм и нормативных актов, регулирующих качественно определенный вид общественных отношений, являющихся предметом регулирования одной отрасли права; внутриотраслевое законодательство закрепляет нормы определенной подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (например, законодательство об административной ответственности в рамках административного права; авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства); комплексная отрасль законодательства состоит из норм нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественных отношений (например, транспортное законодательство, законодательство об образовании, законодательство, регулирующее правовое положение отдельных групп населения (молодежи, женщин, ветеранов, инвалидов и др.).
Системы права и законодательства принадлежат к очень важной сфере человеческой деятельности - правовой. В чем заключается соотношение этих двух систем?
Законодательство (и его система) - это совокупность всех федеральных законов, подзаконных, нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти, а также международных договоров, ратифицированных Россией. С его помощью придается определенность и некая субъективность общественному праву.
Система права (СП) - это совокупность упорядоченных и взаимосвязанных элементов, правовых норм, которые возникают в обществе на основе взаимоотношений людей и характеризуют уровень развития права в стране. Это внутреннее строение с его делением на отрасли и подотрасли.
Понятие системы права
Система неразрывно связана с правовым сознанием, уровнем правовой грамотности населения. И чем более упорядочена и прозрачна структура законодательного права (включая государственную идеологию), тем лучше система влияет на сознание людей, увеличивая, в свою очередь, уровень их доверия к власти и законодательной системе.
На видео – всё про СП:
Вопрос их соотношения относится к вечно актуальным, поскольку эти системы взаимообогащаемые. (СП) задает направления развития, тенденции и цели системы законодательства, привнося в него общечеловеческие ценности. Со своей стороны, изменения в законодательстве влияют и на развитие общей (СП). и их характеристику вы можете найти в нашей статье.
Например, разрешение на уровне федеральных законов женитьбы в более молодом возрасте со временем может привести и к изменению общественного мнения и права в этом вопросе. Пока что этот вопрос решается на региональном уровне. В некоторых регионах Российской Федерации брачный возраст снижен до 14 лет, что, кстати, соответствует неписаным нормам права и традициям на этих территориях.
Несколько норм могут быть включены в одну статью или один закон (например, статья 1 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), также одна норма может упоминать в нескольких законах и нормативно-правовых актах российского законодательства (например, право человека на защиту своих прав в суде).
Общие и отличительные признаки (СП) и законодательства в ТГП
Что общего между этими понятиями в ТГП? Они соотносятся как содержание (СП) и форма (система законодательства). Это парная категория, которая входит в более широкую и масштабную правовую систему. (СП) связана с таким понятием, как .
Кстати… Используя системный подход, можно рассматривать (СП) и систему законодательства как многогранные и сложные явления, взаимосвязи между которыми обеспечивают их целостность и служат достижению общих целей.
Как характеризуют общие черты
Системы законодательства и права имеют схожие черты:
- направлены на защиту прав и интересов граждан, обеспечение безопасности людей, правопорядка;
- основаны на принципах законности;
- имеют сложную и разветвленную структуру;
- выражают правовые нормы страны в определенный исторический период, могут изменяться со временем.
Между этими понятиями (и явлениями) также есть много отличий.
Основные признаки (СП):
- Первичный характер, объективность (складывалась с древнейших времён на основе человеческих отношений)
- Горизонтальное (отраслевое) строение.
- Охватывает всё содержание права.
- Стабильность.
- Невидимость (отражает внутренне строение).
- Включает совокупность правовых норм и морали.
- Вне законодательства, не зависит от него.
Основные признаки системы законодательства:
- Вторичный характер, субъективность (складывается на основе (СП) целенаправленными действиями).
- И вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, и горизонтальное (отраслевое).
- Охватывает ограниченное содержание права, при этом имеет множество нормативно-правовых актов.
- Динамика, подвижность, постоянный процесс.
- Видимость (отражает внешнее строение права).
- Включает совокупность законов и нормативно-правовых актов.
- Не может существовать без объективной (СП).
Чем отличаются системы муниципального права и системы законодательства
Можно ли соотнести эти два понятия? Понятие «муниципальное право» относительно новое. Оно синонимично понятию «местное право» и используется по отношению к элементам, связанным с местным самоуправлением.
Отождествление норм муниципального права с системой законодательства (федерального, регионального) будет ошибкой. Основная особенность этого явления - решение определенных местных вопросов населением и органами местной власти (как, например, упомянутое выше снижение брачного возраста).
Муниципальное право является чертой местного самоуправления, что закреплено Конституцией Российской Федерации. Оно охватывает сферы частного и публичного права, регулирует общественные отношения, правопорядок, решает споры и конфликты и конфликты на местном уровне, имеет собственные подзаконные и нормативно-правовые акты для достижения этих целей. Решения, запреты и разрешения местных органов власти могут отличаться по содержанию от общей системы законодательства, но они не могут ограничивать права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проблемы соотношения (СП) и системы законодательства
(СП) делится на отрасли согласно деятельности человека (например, сельскохозяйственную, юридическую, финансовую и другие отрасли). Система законодательства обычно складывается на основе отраслевого деления. Но бывают случаи, когда отрасль права есть, а соответствующего законодательства нет (например, финансовое право).
Тогда законодательные нормы, регулирующие эту отрасль, рассеяны по разным законам и кодексам, что может создавать трудности при рассмотрении, например, споров по этим вопросам в судах.
И наоборот, иногда законодательная отрасль существует без параллельной правовой отрасли (например, есть Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О полиции», отрасль банковской деятельности, приватизации, а соответствующих отраслей в объективном праве нет).
Идеально, когда эти параметры в обеих системах совпадают. При таком соотношении (СП) и системы законодательства регулирование правоотношений в обществе будет наиболее эффективным.
Тенденцией в развитии российского права является интеграция принципов и норм международного права и международных договоров в российское законодательство, например в сфере экономических, уголовных преступлений, информационных технологий.
А формирование новых отраслей права в соответствии с появлением новых явлений, информационных технологий, новых отраслей деятельности позволит более эффективно решать проблемы и конфликты общества.
Итак, (СП) - это совокупность правовых норм, возникающих в обществе и регулирующих правопорядок и отношения между людьми. Система законодательства - это совокупность всех законов и подзаконных актов, издаваемых органами власти. Эти понятия соотносятся как содержание и форма, взаимодополняют и взаимовлияют друг на друга. Вместе они входят в правовую систему, служат общим целям и имеют как общие, так и отличительные черты.
Эти понятие не следует путать, а выделение их различий помогает систематизировать и структурировать законодательство, чтобы его система становилась всё более логичной и прозрачной.
Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права, складывается объективно в соответствии с существующими в каждой конкретной стране видами общественных отношений, система же законодательства является результатом его целенаправленного формирования и упорядочения.
Законодательство в широком смысле - система нормативно правовых актов. В России среди нормативно-правовых актов высшей юридической силой обладают законы. Поэтому понятие законодательства имеет и узкую трактовку. В собственном смысле слова законодательство - совокупность законов, принятых органами народного представительства или непосредственно самим народом (на референдуме).
Различия между системой права и системой законодательства принято видеть в следующем.
1. Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.
2. Право и законодательство различны по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, с одной стороны, а с другой - включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - технические, количественные и т. д.
3. Система законодательства отражает систему права и строится на ее основе. В этом смысле система права имеет первичный, исходный характер, а система законодательства - производный. Система права служит объективной основой для системы законодательства.
Систематизация, и прежде всего кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).
Законодательство, как и право, есть также система, а не просто механическая масса различных актов. Элементы системы законодательства тоже обладают признаками единства и различия, соподчиненности, дифференциации, способности к обособлению.
В отличие от структуры права структура (система) законодательства. имеет не только отраслевое (горизонтальное), но и вертикальное (иерархическое) и федеративное строение.
В основе федеративной системы российского законодательства лежат два критерия: 1) федеративная структура государства и 2) компетенция субъектов федерации в области законотворчества.
Как известно, Федеративным договором от 31 марта 1992 года и Конституцией РФ 1993 года предусмотрено три типа субъектов федерации: национально-государственный тип (республики в составе РФ), административно-территориальный тип (края, области, города Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальный тип (автономная область и автономные округа).
В соответствии с этим законодательство (в широком значениями этого понятия) Российской Федерации состоит из четырех уровней: 1) федеральное законодательство (Конституция РФ, Основы законодательства РФ и субъектов Федерации, Основы политики РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федерации); 2) законодательство республик в составе Российской Федерации (Конституции республик, законы и иные нормативные акты республиканского законодательства); 3) уровень краев и областей (нормативно-правовые акты - Уставы, законы, решения, постановления краевых, областных, городских Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов, глав соответствующих администраций); 4) уровень автономной области и автономных округов (нормативно-правовые акты - законы, решения и т. д. областного и окружных представительных органов, глав соответствующих администраций) .
В основе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия: 1) система права и 2) система отраслей государственного управления. В соответствии с этими критериями горизонтальная плоскость системы законодательства расчленяется на отрасли законодательства, соответствующие отраслям права (конституционное право - конституционное законодательство, гражданское право - гражданское законодательство и т. д.), и комплексные отрасли законодательства, выделенные применительно к сферам государственного управления экономикой и социальными отношениями (природоохранительное законодательство, сельскохозяйственное законодательство, транспортное законодательство и т. д.). Комплексная отрасль законодательства - своего рода нормативный массив актов над основной, базовой отраслью или отраслями законодательства. Последние представлены, в основном, в виде отраслевых кодексов (ГК, УК, ГПК, УПК, КЗоТ, КоБС и др.).
Таким образом, отраслевая (горизонтальная) структура законодательства России состоит из образований разного уровня: надотраслевых массивов (комплексных отраслей), основных отраслей, подотраслей, институтов законодательства, нормативных актов.
В основе вертикальной (иерархической) системы российского законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их издавшим. Эта классификация опирается на разделение нормативно-правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты.
Поэтому вертикальная структура отечественного законодательства представляет собой систему нормативно-правовых актов Российской Федерации; от законов, принятых высшими представительными органами государственной власти (прежде всего Конституции) до нормативных актов местных органов власти и управления, а также актов нормативного характера локального значения (учреждений, организаций), изданных в пределах предоставленных полномочий.
В сфере источников (форм в юридическом смысле) нашего права сейчас происходят сложные, во многом неоднозначные процессы. Правовая реформа внесла в эту область правовой системы большую неопределенность, даже анархию, чудовищное размножение одних и вымирание других, не менее ценных видов актов.
Основной юридический источник (форма) российского права - закон, принятый представительным органом государственной власти либо непосредственным народным волеизъявлением на референдуме. Длительное время статус и значение закона в отечественной правовой системе принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного нормотворчества. В настоящее время мы, вероятно, находимся еще в самой начальной стадии восстановления прав закона как реального, а не сугубо формального источника права. На пути этого восстановления сейчас выявился ряд проблем, правильная постановка и разрешение которых будет способствовать возрождению роли закона в отечественной правовой культуре.
Прежде всего необходимо уяснить фундаментальный факт, что восстановление полнокровного статуса закона находится в тесной связи с системным упорядочением и поддержкой всех без исключения нормативных источников правовой системы. В свое время, в рамках политической, экономической и правовой реформ с учетом засилья подзаконного регулирования был взят курс на резкое увеличение удельного веса законов в общем нормативном массиве правовой системы. Этот курс стал осуществляться на основе упрощенного понимания формулы “приоритетности закона” - как чуть ли не механического численного превосходства законодательства (в узком его смысле) над всеми иными нормативными юридическими регуляторами. В связи с этим обозначилась линия к культурной недооценке иных форм и уровней нормативного воздействия, и они опять стали безудержно плодиться и попирать законодательство. В настоящее время во многом из-за неупорядоченности и продолжающейся теоретической и практической неясности статуса подзаконного нормотворчества оно вновь приобрело черты фактически приоритетной формы регулирования. Указы Президента активно вмешиваются во все без исключения сферы общественных отношений.
Не вызывает никакого сомнения, что в целом тенденция к введению правового регулирования, особенно его жизненно важных, принципиальных сфер, связанных с правами человека, развитием экономики, новых форм жизнедеятельности в рамки законодательной формы - безусловно, положительная, далеко еще не окрепшая и потому нуждающаяся во всяческой поддержке. Однако уже сейчас в соотношении законов и подзаконных актов необходимо видеть грань, переход которой на путях безудержного производства законов не менее опасен и вреден с точки зрения эффективности права, нежели другая крайность - неконтролируемое правительственное и ведомственное нормотворчества.
Каждый источник права - и закон, и подзаконный акт, и индивидуальное решение выполняют специфические функции в правовой системе, обслуживают “свои” секторы общественных отношений. Их “притирка”, соподчинение, четкое взаимодействие - итог многолетнего развития, долгого накопления опыта, правовой культуры, совершенствования практики. Надо ли говорить, сколь мощный удар отечественному правопорядку, а в конечном счете людям наносит волюнтаристское и непрофессиональное вмешательство в столь тонкую сферу?
Усмотрение социальной ценности закона как формы, которая чуть ли не сама по себе способна решать все проблемы, стоит только одним махом увеличить ее удельный вес в правовой системе - старый и любимый предрассудок нашей теории, с которым она до сих пор не хочет расставаться, но который на практике лишь подстегивает безудержное производство, инфляцию и быстрое обесценение законов. Каждая правовая система, каждая конкретная историческая ситуация знает меру законов как источников права. Формула этой меры в российской правовой системе - фундаментальная проблема отечественной науки. Скорее всего, эта мера ничего не имеет общего со схемой “чем больше, тем лучше”, когда приводятся ”аргументы” о количестве законов, принимаемых за одну сессию Конгрессом США. Сам подход к такой аргументации свидетельствует о поверхностности ”нового” правового мышления, когда даже сами юристы выводят прямые и упрощенные следствия из сравнения столь различных правовых систем и социально-исторических контекстов. Соотношение источников права закономерно не только для каждой правовой семьи, но и для их национальных разновидностей. Нарушение пропорций этого соотношения чревато потерей равновесия всей правовой культуры.
Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.
Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического
единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоорди-нированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.
Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.
Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.
В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие
Алексеев С.С. Структура советского права. М„ 1975. С. 61.
отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.
Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.). /
Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.
Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.
Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).
В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.
Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:
1) акты высших органов государственной власти; 2) акты высших органов государственного управления. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.
В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.
В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.
Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.
Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.