Скачать презентацию есенин жизнь и творчество. Сергей Александрович Есенин Жизнь и творчество

«Жизнь и творчество С. А. Есенина.» Подготовила ученица 9 «А» класса Колотилина Е:лизавета. Руководитель: Деревянко Г.А., учитель русского языка и литературы План Детство. Юность. Литературный дебют. Успех. Служба в армии. Первый сборник стихов “Радуница”. Революция. Имажинизм. Сборник “Москва кабацкая”. Айседора Дункан. Стихи последних лет. Трагический финал. Есенин - Сергей Александрович (18951925), русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 191923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921). Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15). С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза"). В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военносанитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья"). В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925, и др.). Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921). Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; Москва кабацкая", 1924). Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались. На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прервавает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство. Пусть для сердца тягуче колка Эта песня звериных прав!..... Так охотники травят волка, Зажимая в тиски облав... О, привет тебе, зверь мой любимый! Ты недаром даешься ножу! Как и ты, я, отовсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу. Как и ты - я всегда наготове. И хоть слышу победный рожок, Но опробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок. И пускай я на рыхлую выбель Упаду и зароюсь в снегу... Все же песню отмщенья за гибель Пропоют мне на том берегу. 1. А. Лебедев “Фотографии Есенина” М: Просвещение, 1990 г. 2. Б. Семёнов “Любимые женщины Есенина” Л: Культура,1989 г. 3. А. Трофимов “Тайна смерти Есенина” Р: Дрофа, 1995 г. 4. В. Щёткин “В Константинове” В: Дрофа, 1998 г.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
Жизнь и творчество. «Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души.»

Детство
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в рязанском селе Константиново. Он происходил из крестьянской семьи. Когда Сергею Есенину исполнилось два года, семья распалась. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году поэт переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете В 1913 году поступил на историко-философский факультет университета им.А.Шенявского. Проучился там полтора года. Одновременно с этим работал в типографии и общался со многими известными поэтами.
«Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.»

Творчество
Есенин начинает писать стихи в девять лет, но тогда его сочинения больше походили на частушки и народные напевы. С 1912 года начал сотрудничать с «Суриковским литературно-музыкальным кружком», где нашел много единомышленников. Впервые его стихи были опубликованы в 1914 году в журнале «Мирок», среди дебютных стихотворений – знаменитая «Береза». В 1915 году Есенин осознал, что литературная жизнь проходит в основном в столице, поэтому переехал в Петроград, где очень скоро стал желанным гостем престижных литературных салонов. В Петрограде он встретился с А.Блоком и прочел ему свои стихи. А.Блок их высоко оценил, познакомил Есенина с Н.Клюевым, с которым Сергей Александрович впоследствии подружился. В 1916 году выходит его первый сборник стихотворений – «Радуница». Критики с восторгом приняли этот сборник, отмечая непосредственность и природный вкус автора. Есенин быстро стал популярным: златокудрый крестьянский юноша, символизировал что-то близкое, родное, но навсегда уходящее.

Имажинизм Есенина
В 1919 году Есенин, находившийся в поиске новых образов, сблизился с А.Б.Мариенгофом, В.Г.Шершеневичем и создал вместе с ними группу имажинистов. Есенина в имажинизме привлекало внимание к художественному образу. Но до конца взглядов своих «собратьев» он не разделял, так как был воспитан на фольклорных художественных образах и видел в народном творчестве подлинную эстетику. Эту позицию он высказал в статье «Ключи Марии» 1919 года. А в 1921 году Есенин выступил в печати с критикой имажинистов. В 1924 году из-за разногласий с А.Б.Мариенгофом окончательно порвал с имажинизмом. Группа была распущена.

Личная жизнь Есенина
Родители Сергея Есенина не любили друг друга, часто ссорились и рано разошлись. Поэтому поэт, несмотря на то, что в его жизни было много женщин, всегда мечтал о настоящей семье. В 1913 году Есенин встретил Анну Изрядову, работавшую вместе с ним в типографии. Они стали жить вместе. В декабре 1914 года родился сын Юрий. Но Есенин вскоре семью покинул. 30 июня 1917 года поэт женился (на этот раз официально) на актрисе Зинаиде Райх. В браке появилось двое детей: дочь Татьяна (любимица Есенина) и сын Константин. Однако сын родился в феврале 1920 года, уже после того, как поэт и Райх разошлись. Осенью 1921 года он познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Через полгода состоялась их свадьба. Следует отметить, что Есенин не владел иностранными языками, а Дункан знала по-русски только несколько слов – это сильно осложняло общение и взаимопонимание между супругами.
Зинаида Райх. Жена Есенина.
Айседора Дункан. Жена Есенина.

Софья Толстая.Жена Есенина.
Тем не менее, они вместе путешествовали по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия). А в мае 1922 года отправились в США. По началу Есенин был восхищен заграницей, которая резко отличалась от «нищей России», но постепенно ему стало скучно. Есенин написал записки об Америке – «Железный Миргород». Уже заграницей он много пил, а его жизнь с Дункан – череда ссор, эпатажных выходок, скандалов и расставаний. После возвращения в Россию в августе 1923 года Есенин и Дункан развелись. В мае 1924 года у Есенина родился внебрачный сын Александр от переводчицы Надежды Вольпин. В последний официальный брак Есенин вступил осенью 1925 года. Его третья супруга – Софья Толстая (внучка Л.Н.Толстого). Но и он не принес поэту счастья.

«Москва кабацкая»
1920-е годы для Есенина – вечные поиски и бесконечные разочарования. Его преследовала неустроенность в личной жизни и быту. Все чаще он впадал в депрессию, чувство одиночества не оставляло его почти никогда. В это время он много путешествовал, как по России, так и заграницей. И много пил. С 1924 года Есенин окончательно закрепил за собой репутацию хулигана, скандалиста, скитающегося «из притона в притон», общающегося с «чужим холодным сбродом». Это отразилось в двух поэтических сборниках: «Исповедь хулигана» (1921 г.) и «Москва кабацкая» (1924 г.).
«Исповедь хулигана»

Творчество Есенина последних лет
На протяжении всего творческого пути главной есенинской темой была Родина. Но если в ранних стихах поэт в основном воспевал красоту и одухотворенность русской природы, то в последние годы стихи о России приобрели трагический «оттенок». Одна из последних поэм – «Страна негодяев» – вызвала серьезный интерес к Есенину со стороны правоохранительных органов, в том числе ОГУП. В прессе поэта резко критиковали, обвиняя в беспробудном пьянстве и антисоциальных поступках. В ноябре 1925 года Есенин был госпитализирован в Московскую психоневрологическую клинику. Причины госпитализации доподлинно неизвестны. Но в декабре, соблюдая конспирацию, поэт уехал в Ленинград.

Гибель Есенина
В ночь на 28 декабря 1925 года при невыясненных обстоятельствах погиб русский поэт – Сергей Александрович Есенин в ленинградской гостинице «Англетер». Там же было найдено его последнее стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
* * * До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. ‹1925›

Природа и Родина в творчестве Есенина
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. “Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.
После стихов Есенина невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком”. Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она - любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают думы о родине. Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.

Спасибо за внимание!

  • Жизнь и творчество
  • С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
  • Константиновское земское училище
  • С.Есенин 1913-14 год
  • Интерьер дома-музея
  • А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом…
  • Окрестности села Константиново
  • Мать поэта
  • С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой
  • С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».
  • В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».
  • А. А. Блок
  • Фотография. 1916
  • С. Есенин. Записка А. Блоку:
  • «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.»
  • С почтением С. Есенин».
  • 9 марта 1915 г. А. А. Блок. Запись в дневнике 9 марта 1915 г.
  • «... Днём у меня рязанский парень со стихами. ... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».
  • В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
  • С. Есенин. Обложка. "Радуница», 1916г.
  • Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").
  • Радуница
  • В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.
  • С. А. Есенин и Н. А. Клюев 1916 г.
  • В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.
  • Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).
  • В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
  • На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете.
  • Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.
  • Служба в армии
  • События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).
  • Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.
  • С. А. Есенин среди имажинистов. Фотография. 1922 г.
  • Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г, Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.
  • Имажинизм
  • Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»
  • С. А. Есенин и А. Дункан Фотография. 1922 г.
  • «Не знаю, не помню,
  • В одном селе,
  • Может, в Калуге,
  • А может, в Рязани,
  • Жил мальчик
  • В простой крестьянской семье,
  • Желтоволосый,
  • С голубыми глазами.
  • И вот стал он взрослым,
  • К тому ж поэт,
  • Хоть с небольшой,
  • Но ухватистой силою,
  • И какую - то женщину,
  • Сорока с лишним лет,
  • Называл скверной девочкой
  • И своею милою».
  • Айседора Дункан
  • Отрывок из поэмы «Черный человек»
  • В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.
  • Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.
  • Шаганэ ты моя, Шаганэ
  • Шагандухт Нерсесовна Талъян (Тертерян) - «Шаганэ».
  • Они познакомились в 1924 году в Батуми, виделись недолго, но появились «Персидские мотивы», посвященные ей:
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!
  • Потому что я с севера, что ли,
  • Я готов рассказать тебе поле,
  • Про волнистую рожь при луне».
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»
  • «Руки милой - пара лебедей
  • - В золоте волос моих ныряют.
  • Все на этом свете из людей
  • Песнь любви поют и повторяют...»
  • «Руки милой - пара лебедей...»
  • В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).
  • С. А. Есенин. Фотография
  • Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.
  • А стихи его знала, читала и пела вся Россия.
  • У гроба С. А. Есенина в Доме Печати. Фотография. 192,5 г.
  • Похоронная процессия у памятника Пушкину. Москва Фотография. 1925
  • «Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией»
  • (Б. Пастернак).
  • «Есенин - чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца»
  • (Ю. Марцинкявичюс).
  • «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии»
  • (Н. Тихонов).
  • «Мы потеряли великого русского поэта»
  • (М. Горький).
  • Надо было более по-братски помочь ему»
  • (А.В. Луначарский).

Чтобы школьники воспринимали информацию с большей эффективностью, рекомендуется воспользоваться презентацией «Есенин». Информация о неординарной личности представлена в удобном виде с соответствующим оформлением, напоминающим тонкое пение мелодичных строф. Лирика поэта чарует каждого, кто хоть однажды сталкивался с его произведениями, а биография настолько таинственна, что внимание к Есенину не ослабевает даже сегодня.

Урок о жизни и творчестве Есенина станет еще более увлекательным, если использовать в ходе рассказа визуальные материалы, такие как портреты, схемы и таблицы, снимки из прошлого века. В ходе повествования есть также слайды, посвященные женщинам Есенина. Поэт постоянно метался в своей личной жизни, был окружен дамами, поэтому обойти эту часть его истории непростительно.
Величайший поэт – личность незаурядная, поэтому красивая презентация о биографии Есенина отождествляет его образ. С выразительным и структурированным сопровождением Сергей Александрович Есенин откроется ученикам на уроках по литературе со всей своей таинственностью и неординарностью, привьет любовь к поэзии и родине.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Есенин» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Есенина
Родители
Дедушка
Земское училище

Церковно-приходская школа
Анна Изрядова
Конфликты с властью
Жизнь в Петрограде

Зинаида Райх
Айседора Дункан
Галина Бениславская
Софья Толстая

Самоубийство
Могила

Знакомьтесь:

Есенин Сергей Александрович 03.10.1895 - 28.12.1925





«Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне».





Урок – презентация (11 класс) Проблема: «Современен ли Есенин?»

  • Не дай тебе Бог жить во времена перемен!

(Восточная мудрость)




Детские и юношеские годы Сергея Есенина

Цель


  • 3 октября 1895 года в селе Константиново в семье потомственных рязанских хлеборобов родился ребенок – Сергей.
  • С юных лет Сергей отличался от иных крестьянских детей.
  • «Татьяна, твой сын отмечен Богом», - утверждал сельский священник.
  • Сережа рос сиротой при живых родителях.


Семья

  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.

  • В 3-х летнем возрасте Сергей был отдан на воспитание родителям матери.
  • Рос в атмосфере народной поэзии, что и сформировало его как поэта, повлияло на его творчество.
  • Приобщение с детства к красоте русского языка, к русскому фольклору
  • Он «лирных звуков наслажденье ребенком чувствовать умел».

  • Читать Сергей начал с 5 лет и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь.
  • Отношения со сверстниками не ладились – он все думал о стихах, а сельские дети считали его зазнайкой.

  • В 9 лет поступил в Константиновское земское 4-хгодичное училище, которое закончил с похвальным листом.
  • Бабушка будущего поэта была очень набожна. В доме постоянно останавливались странники, богомольцы – распевали духовные стихи. В семье поэта пели все, особенно певуньей была мама. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен.
  • Особо надо отметить красоту Рязанской земли, ту красоту, которой поэт всю жизнь восхищался и воспевал ее.

ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА

  • Родная рязанская земля…

«О край разливов грозных

И тихих вешних сил.

Здесь по заре и звёздам

Я школу проходил».


Цель – рассказать о юношеских годах поэта, раскрыть основные этапы «взросления» поэта

Москва. Трёхпрудный переулок.


  • Закончив в мае 1912 года церковно-учительскую школу, продолжать учебу в Московском учительском институте не захотел, к тому времени Есенин почувствовал себя поэтом.
  • Есенин уезжает в Москву, пытается работать вначале у купца – не сработался, ушел, поступил корректором в типографию, на стихи времени не оставалось.
  • . Начинал Есенин далеко не блистательно: Москва, куда он приехал в 1912 году, чуть было не вернула Есенина в его «Рязани», не признав будущего знаменитого поэта.
  • «Думаю, во что бы то ни стало удрать в Питер». Расчет на столицу был совершенно точным.

С.Есенин среди работников

типографии

Александр Блок


  • В марте 1915 он года уезжает в Петербург .
  • Его стихи не могли не нравиться. «Свежий, чистый, голосистый!» Есенин становится модным, о нем говорит весь Петербург.
  • Его будущая жизнь виделась ему только как жизнь поэта, как жизнь свободного художника .
  • Женщины, романы, увлечения – другое дело, как же поэту без них!..

  • Здесь в конце 1913 г. сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком
  • Избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах "Мирок", "Проталинка", "Доброе утро".
  • Получает высокую оценку со стороны поэтов столичной элиты: А. Блока, 3. Гиппиус, С. Городецкого.
  • Его стихи появляются во множестве столичных журналов.
  • Осенью 1915 г. он входит в литературную группу "Краса" и литературно-художественное общество "Страда", ставшие первым символическим объединением поэтов, по определению Есенина, "крестьянской купницы" (новокрестьянских).

Учителя. Друзья.

«Литературных влияний не знаю, знаю человеческие»



  • В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию.
  • Получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
  • Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе.
  • В начале 1916 г. выходит первая книга Есенин "Радуница".
  • В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень».


Главные периоды творчества поэта

Цель – раскрыть основные этапы творчества поэта





  • Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым.
  • Книги поэта того периода: "Преображение" (1918), "Пугачев" (1922), "Песнь о великом походе" (1925), "Русь советская" (1925). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия "бунта".
  • Есенин принимает участие в двух сборниках "Скифы" (1917, второй помечен 1918 г.).
  • В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России.
  • Есенин - один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, цель - "проведение в жизнь силы образа", "цивилизованного" человека.
  • Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем "европеизме", освободиться от сковывающего его амплуа "пастушеского" поэта.


«Я человек не новый, что скрывать

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою… («Русь уходящая»)

  • Переживал за все, происходящее в стране.
  • Его раздумья о собственной судьбе и печальны и светлы..
  • Появляется поэма «Черный человек» - это крик отчаяния.
  • Крестьянская Русь была другая – без крестьян, вместо Христа на стенах в избах – улыбающийся Ильич.
  • Кризис в душе. Поэт чувствует себя виноватым. Иуда грозит ему удавкой. В результате всего этого оказался в клинике для душевнобольных.
  • В клинике не только лечится, но и пишет стихи – «Клен ты мой опавший», «Не гляди на меня с упреком», «Ты меня не любишь, не жалеешь» и др.

  • Мне грустно на тебя смотреть,
  • Какая боль, какая жалость,
  • Знать только ивовая медь
  • Нам в сентябре с тобой досталась.
  • Прощание с молодостью, с отшумевшей юностью – вот основной мотив лирики С.Есенина последних лет:
  • Ну что же? Молодость прошла!
  • Пора приняться мне за дело,
  • Что б озорливая душа
  • Уже по-зрелому запела.
  • Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «Куда несет нас рок событий?..»
  • Не тогда ли начался разлад в душе поэта?

«Я усталым таким еще не был

В эту серую морозь и слизь.

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь!»



Основные темы в творчестве Есенина

Цель – дать определение основным темам в творчестве Есенина, раскрыть поэтическую концепцию




  • Живая поэзия Есенин воплощает красоту мира во всех ее проявлениях.
  • Образами природы у Есенина пронизана и любовная лирика.
  • Женские образы в его поэзии кажутся прямым порождением мира идеального и мечты


Тематика творчества

  • Тема детства (период радости, счастья бытия)
  • Тема смерти (жизнь – дар, быстротечный)
  • Тема высокого назначения Поэзии
  • Тема природы (колыбель человека)
  • Тема любви
  • Тема дома и бездомья (обиталище души)
  • Тема конфликта быта и бытия
  • Тема обречённой жертвенности
  • Тема Родины

Лирический герой

Тождественен личности поэта, противопоставлен внешнему миру, порой эгоцентричен, абсолютно искренен, честен, требователен к себе


Любимые образы

Словесная живопись

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуёмный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть,

Звени, звени, златая Русь.



Персонификация

  • Персонификация – это наделение человека

природными свойствами.

  • «Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет…»



  • "Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, - все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это - искусство..."
  • Есенин.


  • : Женщины в творчестве Есенина играют особую роль. Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Надежда Вольпин, Августа Миклашевская, Софья Толстая, «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

«Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом – значит петь раздолье.

Он и пел это раздолье.

  • Женщины и вино - допинг для творчества, наркотик для взбадривания.
  • Главным было творчество, желание самовыразиться , излить свои чувства в стихах.

Викторина по творчеству С.А. Есенина

Укажите основные истоки творчества:

  • Семья, односельчане, природа родного края
  • Влияние творчества Н. Клюева, крестьянских поэтов
  • Любовь к женщине

  • Тема любви
  • Тема природы
  • Тема Родины
  • Тема революции


Цель – рассказать о последнем периоде жизни и творчества поэта, раскрыть трагизм несоответствия мироощущения и реальной жизни


  • Последние годы жизни – трагические противоречия.
  • В 1924- 1925 гг. Есенин создает такие шедевры, как книга стихов "Москва кабацкая" (1924), поэма "Черный человек" (1925).
  • В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному повстанческому крестьянскому движению, с одной стороны, и скрытое сопротивление, страх перед бездуховностью, перед насилием - с другой: "Сорокоуст", "Мир таинственный, мир мой древний..." (1921); то же самое в драматических поэмах "Пугачев" и "Страна негодяев" (1922-1923).



  • : За время лечения у Есенина созрел обширный план предстоящей работы. В голове роились новые стихи. Планировал издавать новый литературный журнал в Ленинграде, собирался стать его редактором.
  • Первоочередное практическое решение- изменить обстановку, оторваться от мнимых, мешающих ему «друзей».
  • 21 декабря сбежал из клиники, уехал в Ленинград. Что произошло в гостинице «Англетер»?
  • Ослабленный болезнью, издерганный, сбитый с принятых ранее решений, планов – поэт не выдержал очередного приступа депрессии.
  • «Не было мертвой петли, но из этой петли нет силы вылезти».

- Правд много, а истина одна: «Не суди да не судим будешь».



Краткая хроника жизни

21 сентября (3 октября) 1895 - родился в деревне Константинове Рязанской губернии. Стихи начал писать с 9 лет.

1916- сборник стихов "Радуница".

1919-1921 - примыкает к группе поэтов-имажинистов.

1920 - поэма "Сорок о уст", в которой отразилась тоска по уходящей патриархальной России.

1921- драматическая поэма "Пугачев".

1924 - "Москва кабацкая"; "Русь советская".

1925 - "Баллада о 26"; "Анна Снегина", поэма "Черный человек".


И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал, -

Много жил – кто в наши жил

Дни, всё дал – кто песню дал.

Марина Цветаева

Сергей Есенин ушел от нас, но его стихи живут в сердце каждого истинного любителя поэзии. Да, его любимая Русь, сто раз преображенная различными властями на свой лад, осталась, несмотря на все нашествия и внутренние пагубы и вьется по-прежнему «неприглядная дорога, да любимая навек».

Сергею Есенину ныне 113 лет.

Маяковский рассказывал, как ему трудно писать стихи на смерть Есенина «В этой жизни умирать не трудно,

Сделать жизнь значительно трудней».

А через пять лет Маяковский сидел и писал письмо: «В том, что я умираю, не вините никого, и не сплетничайте. Покойный этого не любил».

Но это уже другая история…


Он ушел тихо и оставил нам свои стихи

«Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю тихие слова.

И если осень, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.


Рефлексия

  • Друг мой!

Благодарю тебя за твое участие в уроке.

Предлагаю тебе поразмышлять над вопросами:

  • Твои впечатления от полученных знаний по теме «Жизнь и творчество С.А. Есенина».
  • Современен ли сейчас Есенин?

Аргументируй свои ответы.

Желаю тебе удачи!


  • Жизнь Есенина: Рассказывают современники. М., 1988.
  • Куняев Станислав и Куняев Сергей. Сергей Есенин (ЖЗЛ). М., Молодая гвардия, 2005.

  • Письмо Х.Г. Раковского Ф.Э. Дзержинскому с просьбой помочь в лечении С.А.Есенина . Себеж 25.Х.25 г.
  • Валентин Сорокин. Крест поэта. Глава Крест поэта.
  • Эдуард Хлысталов Неизвестное уголовное дело Сергея Есенина
  • Эдуард Хлысталов Тайна гостиницы "Англетер"
  • Эдуард Хлысталов Дело № 12175 Георгия Есенина й взгляд)
  • Дмитрий ЕРМАКОВ - О любви.