Сигналы светофора на всех видах дорог. Светофор: цвета по порядку, описание и значение Что значат цвета на светофоре


Сигналы светофора на первый взгляд все очень просты и с детства мы все их знаем. Красный — стой, желтый — готовься, зеленый — иди. Это очень простое правило. В этой статье мы посмотрим на это правило глубже в рамках .


Найдем все подводные камни, спрятанные в сигналах светофора. Наиболее интересными будут сигналы, которые находятся в дополнительной секции светофора и какие сигналы в этой секции могут быть. Мы рассмотрим 6 главу Правил дорожного движения в части регулирования движения через перекресток сигналами светофора.

6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Сигналы светофора бело-лунного цвета, в виде силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные в рамках этой статьи мы рассматривать не будем.

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

  • Зеленый сигнал разрешает движение;
  • Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
  • Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
  • Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Этот пункт ПДД описывает круглые сигналы светофора. Самый обычный светофор, который чаще всего встречается на дорогах.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Первое на что следует обратить внимание, что сигналы выполнены в виде стрелок, т.е. стрелка является сигналом. Сигнал не является круглым. Под это определение не подходят сигналы светофора с контурной стрелкой и п.6.3 ПДД для них не применим.

Второй немаловажный момент, сигналы светофора выполненные в виде стрелок регулируют только указанные направления. Например, если горит красная стрелка направо, то движение запрещено только направо, движение прямо, поворот налево и разворот этим сигналом не регулируются.

Аналогично и с сигналом зеленой стрелки, но только при условии, что стрелка находится в основной секции светофора. Определить, например в темное время суток, основная это секция светофора или дополнительная очень просто — если секция дополнительная, то обязательно должен гореть какой-либо сигнал в основной секции светофора, если кроме стрелки других сигналов нет, то это означает, что стрелка находится в основной секции.

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

В этом пункте описывается назначение контурной стрелки сигнала светофора. Мы видим, что контурная стрелка может быть нанесена только в основной секции, и только на зеленый сигнал светофора и в отличии от сигнала в виде стрелки контурная стрелка разрешает движение только в указанных направлениях. В других направлениях движение запрещено.

На этом мы могли бы закончить наш материал, если бы не одна очень часто встречающаяся ситуация на практике. Нам нередко встречается светофор с таким сигналом:

Перед нами светофор с дополнительной секцией и круглым сигналом. Казалось бы согласно пункту 6.3 двигаться по направлению регулируемому этой секции запрещено.

Но давайте разберемся:

  • Согласно п.6.2 круглый зеленый сигнал разрешает движение во всех направлениях, п.6.3 регулирует сигналы светофора, выполненные в виде стрелок, в этом случае п.6.3 не применим.
  • Дополнительная секция может быть не видна в темное время суток, а сигналы светофора не могут иметь разное значение в зависимости от времени суток.
  • Направление регулируемое дополнительной секцией нам неизвестно, известно только, что оно «иное», от сигнала в основной секции, а в основной секции у нас зеленый сигнал, разрешающий движение во всех направлениях,
  • Дополнительная секция может вообще не содержать сигнала светофора, а использоваться например для таймера.

Таким образом при данном сигнале светофора согласно п.6.2 движение разрешено во всех направлениях, если не установлено иных запретов знаками или разметкой.

Ответ УМВД

Подведем краткий итог:

  • Круглый сигнал светофора распространяется на все направления,
  • Сигнал светофора выполненный в виде стрелки в основной секции распространяется только на указанное направление и не регулирует движение в иных направлениях,
  • Сигнал светофора выполненный в виде стрелки в дополнительной секции распространяется только на указанное направление и запрещает движение в иных направлениях,
  • Круглый сигнал светофора на который нанесена контурная стрелка распространяется только на указанное направление и запрещает движение в иных направлениях.

А вот так видит ситуацию телепередача «Главная дорога» на НТВ.

Дорог вам без препятствий!

Где нужно останавливаться на перекрестке?

Для начала вспомним, где нужно останавливаться на перекрестке. Об этом нам скажет пункт 6.13. ПДД: «При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16) , а при ее отсутствии : на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью , не создавая помех пешеходам; в других местах – перед светофором или регулировщиком , не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено».

Когда можно трогаться с места?

Понять, когда можно трогаться с места на перекрестке с работающим светофором, несложно: в пункте 6.2 ПДД указаны лишь два сигнала, безусловно разрешающих движение, и один – условно разрешающий. Движение безусловно разрешено на зеленый и мигающий зеленый сигнал светофора , а желтый сигнал разрешает движение тем водителям, которые при его включении не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению. Кроме того, желтый мигающий сигнал тоже разрешает движение, но это, согласно пункту 13.3 ПДД, сигнал о том, что перекресток впереди – нерегулируемый.

Однако нас интересует другой сигнал: сочетание красного и желтого, которое загорается перед зеленым, разрешающим начало движения на перекрестке. И здесь все тоже просто: пункт 6.2 ПДД указывает, что «сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала». То есть, движение на красно-желтый сигнал светофора равнозначно движению на красный свет. Трогаться же можно только при включении зеленого сигнала светофора и с учетом пункта 13.8 ПДД, который указывает, что даже при включении зеленого водитель «обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».

Как наказывается преждевременное начало движения?

Учитывая, что красно-желтый сигнал светофора, как мы уже знаем, равнозначен красному, начало движения при нем наказывается по части 1 статьи 12.12 КоАП как проезд на запрещающий сигнал светофора.

Стоит помнить, что контроль за нарушениями выполняют и инспекторы ГИБДД, и камеры автоматической фиксации нарушений. Если факт выезда на перекресток на красно-желтый свет фиксирует сотрудник ГИБДД, он останавливает водителя и выписывает штраф. Камера делает то же самое: отслеживает начало движения и сигнал светофора, но обычно ориентируется по стоп-линии и при ее досрочном пересечении фиксирует нарушение и выписывает штраф. Важная разница здесь – лишь в случае повторного нарушения: если в течение года с момента получения предыдущего штрафа водитель снова нарушит часть 1 статьи 12.12, то будет наказан согласно части 3 той же статьи. Если нарушение зафиксирует инспектор ГИБДД, то устанавливать меру наказания будет суд: это либо штраф в размере 5 000 рублей , либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев . А вот нарушение, зафиксированное камерой, в любом случае влечет за собой только штраф в те же 5 000 рублей.

Классический трёхсекционный транспортный светофор.

Любой из нас с самого детства знает, что красный сигнал светофора запрещает движение, и сейчас оба водителя обязаны остановиться у стоп-линии.

Но далеко не каждый знает, как работает современный «продвинутый» транспортный светофор, какие у него могут быть сигналы и как именно они чередуются.

На экзамене в ГИБДД вас будут спрашивать:

Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?

Ответ не должен вызывать у вас сомнений – кратковременное сочетание красного и жёлтого сигналов информирует водителей о том, что скоро включится зелёный сигнал.

Красный с жёлтым погасли, включился зелёный, и можно двигаться во всех направлениях (если, конечно, знаками или разметкой не дано иных указаний).

Но не торопитесь начинать движение. Сколько бед и трагедий видел автор этих строк, когда соседи по дороге слепо ориентировались на зелёный сигнал. И это не просто совет, это требование Правил.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

То есть прежде, чем начать движение нужно убедиться, остановились ли те, кому сейчас загорелся красный. Кто-то может просто не успеть остановиться, а кто-то так спешит, что готов проскочить перекрёсток рискуя жизнью (ладно бы только своей, но ведь и чужой тоже).

Ну, вот, наконец, водители на пересекаемой дороге остановились у своих стоп-линий, и теперь можно начинать движение. Нам всё ещё горит зелёный.

Зелёный погорел, погорел и замигал.

И опять-таки на экзамене в ГИБДД кому-то обязательно достанется этот вопрос:

Что означает мигание зелёного сигнала светофора?

И снова ответ очевиден – мигание зелёного сигнала информирует водителей о том, что время его действия истекает и скоро включиться жёлтый.

А можно ли двигаться на зелёный мигающий? Не сомневайтесь, можно. Время действия его истекает, но ещё не истекло!

Другое дело, что мигать зелёный будет недолго – всего три раза мигнёт, а потом погаснет.

Зелёный погаснет, но следом загорится жёлтый. И вот что про одинокий жёлтый сигнал сказано в Правилах, в пункте 6.2:

«Жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов».

И вот тут водителю важно понимать! Если горит одинокий жёлтый, значит, следующим будет красный! То есть точно надо будет останавливаться!

А теперь представьте, что жёлтый включился, когда до стоп-линии осталось 5 – 10 метров. При скорости 60 км/час, удержать машину можно только, применив экстренное торможение! Да и то, останавливаться придётся уже на перекрёстке (переехав стоп-линию и рискуя получить удар сзади). Начинающие водители частенько так и делают (резко тормозят на жёлтый), и если сзади ехал агрессивный «опытный водитель», то удар сзади новичку в этой ситуации гарантирован.

А между тем Правила запрещают резкое торможение везде и всюду (за исключением случаев, когда надо предотвратить ДТП):

Правила. Раздел 10. Пункт 10.5. Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

То есть если сейчас водитель коричневого автомобиля резко затормозит, он нарушит требование пункта 10.5 Правил. И в случае ДТП виноваты будут оба – водитель красного автомобиля виноват потому, что не соблюдал безопасную дистанцию, а водитель коричневого автомобиля – потому, что неоправданно резко затормозил.

К данной ситуации Правила отнеслись с пониманием и разрешили движение на жёлтый сигнал светофора (если плавно остановиться перед стоп-линией уже невозможно):

Правила. Раздел 6. Пункт 6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается продолжить дальнейшее движение.

И об этом на экзамене вас тоже могут спросить: «Разрешается ли Вам продолжить движение, если при включении жёлтого сигнала светофора после зелёного Вы можете остановиться перед перекрёстком, только применив экстренное торможение?».

И здесь ответ вам должен быть абсолютно понятен – разрешается. Просто разрешается, в любом нужном вам направлении.

Одинокий жёлтый будет гореть недолго – буквально через пару секунд он сменится на красный, и цикл начнётся сначала. А вот уже на красный сигнал водители точно должны остановиться у стоп-линии.

И это ещё не всё про сигналы светофора. Если движение неинтенсивное, тогда нерационально держать водителей у стоп-линий, и светофор могут перевести в так называемый режим жёлтого мигающего сигнала.

То есть красный и зелёный не включаются вообще, а всё время включен только жёлтый. Причём он не просто горит, а именно мигает с частотой раз в секунду. Вот как об этом сигнале сказано в Правилах:

Правила. Раздел 6. Пункт 6.2. Жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода.

В данной ситуации водители должны самостоятельно устанавливать очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа».

В сборнике ГИБДД есть задачка (показана ниже), решая которую вы частенько ошибаетесь. Некоторые из вас почему-то выбирают третий ответ. Скорее всего, потому, что невнимательно читают вопрос. А в вопросе сказано «при жёлтом мигающем сигнале светофора»! И, следовательно, этот перекрёсток стал нерегулируемым. И, следовательно, надо руководствоваться знаками приоритета.

Светофоры с дополнительной секцией (или с двумя дополнительными секциями).

Классический трёхсекционный светофор могут оснастить дополнительной секцией (справа или слева) или двумя дополнительными секциями (справа и слева).

Такая «рационализация» даёт возможность существенно увеличить пропускную способность перекрёстка, важно только, чтобы водители правильно понимали сигналы такого светофора.

И, прежде всего, необходимо понимать, что движение в направлении стрелки разрешено только тогда, когда дополнительная секция включена.

Например, сейчас движение направо открыто.

Причём только направо и больше никуда!

Все кому нужно в других направлениях, должны стоять и дожидаться включения основного зелёного сигнала.

Основной зелёный включился, и обратите внимание – на основном зелёном сигнале нанесены чёрные контурные стрелки.

На трёхсекционном светофоре такого не было, а для светофора с дополнительной секцией наличие контурных стрелок на основном зелёном – это обязательная принадлежность!

Сейчас движение разрешено только в направлениях, указанных контурными стрелками.

А вот сейчас движение открыто во всех направлениях.


В каких направлениях может продолжить движение водитель коричневого автомобиля?

1. Прямо или налево.

2. Только прямо.

А что он должен делать, если ему нужно направо?

1. Придётся ехать до следующего перекрёстка.

2. Нужно стоять у стоп-линии и дожидаться, когда включиться стрелка направо.

Комментарий к задаче

Сейчас светофор разрешает поворачивать налево и разворачиваться. Но это могут делать только те, кто в левом ряду. Водителю коричневого автомобиля при таких сигналах светофора можно только прямо.

Светофоры, предназначенные для регулирования движения в определённых направлениях.

Творческая мысль не стоит на месте, и организаторы дорожного движения не успокоились на том, что предложили добавлять к традиционному светофору дополнительные секции. При необходимости можно наделить классический трёхсекционный светофор дополнительными функциями, не оснащая его дополнительными секциями.

Вы подъезжаете к перекрёстку и видите вместо одного светофора целых три (по числу полос в вашем направлении).

Следует предположить, что действие каждого светофора распространяется только на ту полосу, над которой он висит. А раз везде включен красный сигнал, значит движение со всех полос запрещено.

Ученики. Но почему вместо привычного круглого сигнала горят красные стрелы?

Учитель. Это сделано для того, чтобы водители, подъезжая к перекрёстку, могли заранее перестроиться на нужную им полосу.

И на желтом сигнале будут гореть те же стрелы, информирующие водителей о том, в каких направлениях им будет разрешено движение с данной полосы, когда включится зелёный сигнал.

Вот теперь движение разрешено со всех полос.

НО!

Необходимо придерживаться тех указаний, которые продиктованы стрелами на сигналах светофоров.

Светофор с мигающим сигналом жёлтого цвета.

Наиболее опасные пересечения на пути движения водителя – это нерегулируемый пешеходный переход и нерегулируемый перекрёсток. На этих пересечениях водители должны самостоятельно определять очерёдность проезда, руководствуясь соответствующими требованиями Правил.

Безопасность движения можно существенно повысить, если установить на таких пересечениях простейшие светофоры с одним жёлтым мигающим сигналом. Беспрерывное мигание жёлтого сигнала заранее информирует водителя о приближении к нерегулируемому перекрёстку или пешеходному переходу.

На этом перекрёстке не было никакого светофора. Это мы его сюда повесили с помощью графического редактора Photoshop.

Но будь он здесь на самом деле, это ДТП, скорее всего, не случилось.

И эти двусторонние светофоры с желтым мигающим сигналом совсем даже не лишние на нерегулируемом пешеходном переходе.

Реверсивные светофоры.

До недавнего времени дороги с реверсивным движением у нас были, чуть ли не экзотикой (хотя в Правилах они были всегда).

А сегодня нередко уже можно увидеть вот такое предупреждение.

И вот он – участок дороги с реверсивным движением.

На проезжей части соответствующая разметка (сдвоенные прерывистые линии с длинными штрихами), а над полосами, выделенными для реверсивного движения, висят реверсивные светофоры.

Сейчас на всех светофорах нам включены зелёные стрелы, и пока они горят, эти три полосы отданы для движения в нашем направлении.

На этом участке дороги для реверсивного движения выделена только одна полоса. И сейчас на реверсивном светофоре нам горит красный крест. И, следовательно, сейчас реверсивная полоса отдана водителям встречного направления.

В нашей стране принято правостороннее движение транспорта и, в принципе, каждому понятно, что, освобождая реверсивную полосу, перестраиваться нужно вправо.

Тем не менее, Правила предусмотрели и трёхсекционный реверсивный светофор – жёлтая стрела, во-первых, информирует о предстоящей смене сигнала, а, во-вторых, показывает водителям, куда надо перестраиваться, освобождая реверсивную полосу.

Сейчас водителю синего джипа пора включать правые указатели поворота и незамедлительно перестраиваться вправо. На следующем по ходу реверсивном светофоре уже будет гореть красный крест.

Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.

Для регулирования движения транспорта через железнодорожные переезды Правила предусмотрели целых три типа светофоров.

Это может быть либо один красный сигнал, мигающий с частотой раз в секунду.

Либо два попеременно мигающих красных сигнала.

Либо вместе с двумя красными сигналами может быть установлен ещё сигнал бело-лунного цвета, который, если включен, то тоже мигает с частотой раз в секунду.

А теперь посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:

Правила. Раздел 6. Пункт 6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

То есть если мигает один красный сигнал или попеременно мигают два красных сигнала, движение через переезд запрещено.

Если мигает бело-лунный сигнал, движение через переезд разрешено.

Если ничего не мигает, движение через переезд тоже разрешено. НО! Не просто разрешено. Сначала водитель обязан убедиться в отсутствии (в пределах видимости!) приближающегося поезда. А если таковой имеется, то движение через переезд запрещено.

В завершении отметим, что ГОСТ допускает применение на железнодорожном переезде и обычных транспортных светофоров.

Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета.

Применение таких светофоров даёт возможность организовать бесконфликтное движение маршрутных транспортных средств на перекрёстках. Речь идёт о трамваях, а также об автобусах и троллейбусах, если они двигаются по специально выделенной для них полосе.

Сейчас на светофоре включены все четыре бело-лунных сигнала и, следовательно, трамвай (автобус, троллейбус) могут двигаться во всех направлениях.

Если включены нижний сигнал и левый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение налево.

Если включены нижний сигнал и средний верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение прямо.

Если включены нижний сигнал и правый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение направо.

Если нижний сигнал не горит, тогда трамваю (автобусу, троллейбусу) включен «кирпич» – въезд на перекрёсток запрещен.

Сейчас трамваю разрешено прямо или налево, а нам – прямо или направо.

Действительно, бесконфликтное движение.

Сейчас трамваю разрешено прямо или направо, а мы будем стоять у стоп-линии.

И снова никакого конфликта.

А вот сейчас трамвай будет стоять, а нам можно во всех направлениях.

И опять никакого конфликта.

Думаю, каждый из водителей ни один раз сталкивался с ситуацией, когда уже мигает желтый свет светофора, но мы все же уверены, что проскочим, педаль газа в пол и вперед. Проезжают на желтый сигнал светофора на дорогах так же часто, как и превышают скорость. Мы все куда-то торопимся, стремимся сэкономить каждую секунду, но не задумываемся, что из-за этой сэкономленной секунды можно простоять несколько часов в ожидании сотрудников ГИБДД. Ведь именно это является одной из самых частых причин возникновения аварий на перекрестках, где движение регулируется светофором.

Какое предназначение у желтого сигнала
Обозначение всех сигналов светофора подробно описаны в пункте 6.2 ПДД:

на зеленый свет движение разрешено;
разрешает продолжить путь, но предупреждает, что скоро включится запрещающий движение – мигающий зеленый;
на желтый сигнал светофора – запрещено, но есть случаи, прописанные в п. 6.14 ПДД;
желтый мигающий свет светофора обозначает, что проезд разрешен – это нерегулируемый перекресток; красный запрещает дальнейшее движение.

Рассмотрим подробно пункт 6.14, в нем говорится о том, что если водитель, при включении желтого света, не может остановиться без экстренного торможения, то он может продолжать движение. То есть, выезд на желтый свет запрещен, но разрешено завершение маневра.

Коварный сигнал
Водитель должен уяснить для себя, что желтый свет является самым опасным. Нужно тщательно рассчитать свои действия, продолжить завершение маневра или остановиться на светофоре. Здесь нужно принимать за внимание все факторы: и скорость, и расстояние перекрестка и погодные условия. Одно неловкое, не рассчитанное верно действие, и аварии не избежать. Вы выехали на мигающий сигнал, но не учли, что гололед, маневр закончить не успели, а тут уже выехал другой автомобиль, вот и авария. Хотя водитель, начинающий движение на разрешенный сигнал, должен убедиться, что все участники закончили маневр, но, к сожалению, чаще случается с точностью наоборот: вы торопитесь, и он стартует еще на мигающий, отсюда и многочисленные аварии именно на светофорах.

В случае, если вы были остановлены инспектором за проезда на желтый свет, можете смело ссылаться на то, что выехали на мигающий сигнал, остановиться без резкого торможения не было возможности, иначе была бы создана аварийная ситуация. Кстати, в правилах экстренное торможение запрещено. Обязательно укажите, что вы не согласны со штрафом в протоколе, желательно найти свидетелей. Если дело дойдет до суда, вам придется доказывать, что вы не могли остановиться, тут могут понадобиться свидетели происшедшего.

Проезд на запрещающий сигнал светофора – это административная ответственность в виде штрафа в размере 1000 руб. Повторное совершение данного правонарушения наказывается штрафом в размере 5000 руб. или лишением прав на срок от четырех до шести месяцев.

Даже поднимался вопрос о том, чтобы убрать на перекрестках желтый сигнал, который создает аварийно-опасную ситуацию для всех участников дорожного движения. Но ведь он предназначен еще и для того, чтобы помогать: в ночное время суток он мигает постоянно, предупреждая водителей о наличии перекрестка.

Самое главное, запомнить основные правила, желтый сигнал светофора является для водителей предупредительным, проезжать на него можно только в том случае, если вы никак не можете затормозить, не вызвав аварийной ситуации. Если все же вы решились на завершение маневра, внимательно оцените ситуацию, рассчитайте свои силы. Внимательность и уважение к другим участникам дороги гарантирует вам безопасную езду. Удачи вам.

Но почему, почему, почему
Был светофор зеленый?
А потому, потому, потому,
Что был он в жизнь влюбленный.

©Зиновьев Н.Н.

Светофор (от рус. свет и греч. φορός - «несущий») - это оптическое устройство, несущее световую информацию. Все мы с детства знаем, что сигналы светофора бывают красного, желтого и зеленого цвета, а еще иногда синего и лунно-белого. Красный свет запрещает движение, желтый, как правило, является предупреждающим сигналом, привлекающим внимание, а зеленый, синий и белый сигналы разрешают движение. Почему именно эти цвета используются в светофорах для регулирования дорожного движения во всем мире?

В 1868 году английский изобретатель Джон Пик Найт предложил использовать устройство, подобное железнодорожному семафору для регулировки уличного движения в Лондоне возле здания Британского парламента. Днем сигналы «стоп» и «движение с осторожностью» обозначались стрелками, которые могли принимать разное положение, а в вечернее время для этих же целей использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов.

В начале 20-го века в Америке стали устанавливать первые электрические светофоры, сначала с двумя сигналами — красным и зеленым, а потом к ним добавился и желтый сигнал. В СССР первый светофор установили в 1930 году, но вместо привычного зеленого сигнала тогда использовался синий. Кроме того, до 1959 года, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, цвета светофора располагались в обратном порядке — верхний был зеленым, а нижний красным.

Конечно, такие цвета светофоров были выбраны не случайно. На выбор повлияло несколько факторов, одним из которых является психология восприятия человеком различных цветов. Красный цвет традиционно считается предупреждением об опасности, а зеленый, наоборот, цветом жизни, спокойствия.

Но одной из главных причин такого выбора цветов является зависимость степени рассеивания света от его длины волны. Согласно закону Рэлея, степень рассеивания света обратно пропорциональна четвертой степени длины волны. Значит, сильнее рассеивается коротковолновое излучение — синее и фиолетовое. А красный, как цвет с большей длиной волны, будет , следовательно, будет виден с большего расстояния. Очевидно, что самым важным является предупреждение об опасности и предотвращение аварийных ситуаций, поэтому сигнал «стоп» обозначается красным цветом. По этой же причине (степени рассеивания) синий сигнал, как имеющий меньшую длину волны и рассеивающийся сильнее, уступил свое место зеленому.

Удивительно, что в Японии зеленый сигнал светофора называют синим. Дело в том, что когда в Японии появились первые уличные светофоры, сигналы в них были красного, желтого и синего цветов. Синие линзы светофоров со временем заменили на зеленые, но обычай называть разрешающий движение сигнал «синим» остался. Особенность японского языка состоит в том, что , поэтому многие зеленые предметы японцы называют синими.