Сценарий праздника к Международному Дню родного языка «О родной язык, певучий…. Сценарий мероприятия "международный день родного языка" Мероприятия посвященные дню родного языка

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Ход мероприятия

1. Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

3. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

4. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

5. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

6.Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

7. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

8. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

9. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В Московской области, в Чеховском районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.

Дети приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском, молдавском языках, держа в руках флажки этих стран.

10. Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.

Русская народная песня в исполнении ученицы 2а класса.

11. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

12. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

Дети читают высказывания о русском языке:

13."Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

14."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

15."Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

16. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

17. С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

18. Сценка (отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”)

19. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

20. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Девочки 2б исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод.

21. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

22. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -

23. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

24. Инсценирование басни И.А.Крылова “Квартет”.

25. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

26. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Пословицы.

27. Сначала подумай - потом говори.
Не храбрись словом, а покажи делом.
Меньше говори - больше дела твори.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.

28. У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

29. Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

30. Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

31. Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый
Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Что ты Женя сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Женя! Женя! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!

Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Женя в полминуты
Переделаем в ежа.

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!

Женя вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.

32. Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок –
Танцы русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!

Русский народный танец исполняет ученица 2г класса.

33. Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский.
Как этот русский лес.

34. И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

35. Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.

Частушки в исполнении ребят 2а класса.

36. Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.

37. Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.

38. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

39. Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

40. На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу.
Всех писателей прочел я.
Стать писателем хочу.

41. Ты б сначала научился
Безошибочно писать.
Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!

42. С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту.
Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.

43. Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья.
Это всё язык родной,
Должен знать его любой.

44. Сценка “Разговор друзей” (Исполняют ребята 2д класса)

45. Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.

46. Ты скажи: “Кругом белым-бело” -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.

47. Вспомнится наречие “светло” -
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.

48. Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою – сразу вся Россия!

49. Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Дети исполняют песню “У моей России”.

50. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

51. Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

52. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

53. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.

54. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

22.01.2017

В Международный день родного языка, который мы отмечаем 21 февраля, прошли мероприятия в детской библиотеке №3, библиотеках-филиалах №7, №9.

«Родной язык, как ты прекрасен!»

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка . В этот день в детской библиотеке-филиале №3 состоялся час словесности «Родной язык, как ты прекрасен!». В течение всего дня ребята знакомились со словарями русского языка, нормами речевого этикета, исправляли грамматические ошибки, отвечали на вопросы викторины, подготовленные заранее на листах, пытались закончить известные пословицы и афоризмы о книге, объясняли значение фразеологических оборотов.
Из рассказа библиотекаря ребята узнали о многообразии языков на планете, о том, что родной язык — это характер народа, его память, история, духовное могущество. Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Об этом и многом другом шла речь на мероприятии.



«Русской речи государь…»

В библиотеке-филиале №7 с учащимися 5-6-х классов провели библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию Словарь» , посвященный Международному дню родного языка. Эпиграфом к уроку стали слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Ведущая Гришина Г.И.рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка.

Прослушав отрывки стихотворений В. Солоухина и В. Шефнера о значимости и силе языка, ребята сделали вывод о том, что надо умело пользоваться богатством языка в устной и письменной речи, беречь его.

Ребята приняли участие в небольшой викторине «Я и словари», в которой им пришлось ответить на вопросы о назначении различных словарей, о словарном запасе человека и о том, как его пополнять. В ходе мероприятия ребята познакомились с различными видами словарей.

Вторая часть библиотечного урока была практической. Ребятам были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю.

Очень интересными оказались задания на карточках. В первом надо было к иностранному слову подобрать его русский эквивалент, а в другом – к карточкам с фразеологическими оборотами подобрать соответствующую расшифровку. Все ребята справились на «отлично».

Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с выставкой «Язык есть исповедь народа», посвященной нашему родному русскому языку.






«Я голову пред ним склоняю снова…»

21 февраля, в Международный день родного языка, в актовом зале гимназии № 11 для обучающихся 7А и 7Б классов (56 чел.) коллектив библиотеки-филиала №9 провёл литературный лингвовечер «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!» . Целью праздника стало сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России.

Библиотекари рассказали детям о величии и богатстве русского языка, необходимости беречь его чистоту от искажения, обеднения и засорения жаргонными, нецензурными словами, сленга, о том, что речь человека отражает уровень его развития.
Мероприятие содержало различного вида задания, игры, конкурсы, освещающие многие разделы языка. Например, «Загадки о знаках препинания», блиц-турниры: «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы»; конкурсы: «Знатоки пословиц», «Доскажи фразеологизм», «Говори правильно!» и др.

В ходе лингвовечера звучали цитаты, высказывания и стихотворения о русском языке выдающихся деятелей (А.С. Пушкина, Э. Роттердамского, В.И. Даля, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева), а учащиеся показали отличные знания и неподдельную заинтересованность в области родного языка.
Сопровождалось мероприятие мультимедийной презентацией.

Внеклассное мероприятие

« Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка.

Цели мероприятия :

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу; повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).

Воспитательные:

сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

научиться уважать язык и культуру других народов;

работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

« Язык – живая душа народа»

21февраля - Международный день родного языка

Ход мероприятия

Ведущий (учитель ): Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания П. А. Вяземского о языке: Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной...

и продолжить фразой генерального директора ЮНЕСКО Контиро Мацуура:

«Языки, по существу, имеют важнейшее значение для самобытности групп населения и отдельных людей и для их мирного сосуществования».

Чтец 1

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты - участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Чтец 2

Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языки все больше оказываются под угрозой. Язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. Использование - или отказ от использования языков может открыть или преградить дорогу в будущее многим представителям общества в мире.

Чтец 3

ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в России находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО определяет жизнь языков по 9 критериям, в том числе по числу нх носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. Далее все языки делятся на 6 категорий: "находится в безопасности", "положение вызывает опасение", "язык находится под угрозой исчезновения", "язык находится в серьезной опасности", "язык находится в критическом состоянии", "язык исчез".

Чтец 4

Звучит музыка (северных народов)

Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков

(айнского, югского, убыхского) в России еще 22 находятся в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский, ительменский), 29 - в серьезной опасности (нивхский, чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения - 49 языков, в том числе калмыцкий, удмуртский и идиш. Опасение вызывает положение 20 языков, в числе которых оказались белорусский, чеченский, якутский и тувинский. Всего 136… Стоит учесть, что удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский и чеченский - государственные языки республик РФ.

Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.

Чтец 5

Читает отрывок из стихотворения Леонида Корнилова (под русскую музыку)

Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.

Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Не иконы, а книги, как лики,
Остаются на полках высот.

Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык

Ведущий (под музыку народов мира)

Человеческий язык необычайно многообразен. Чтобы оценить это многообразие, необходимо изучать больше разных языков. За последнее десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят более чем на 6000 языках. Но если спросить обычных людей, сколько языков существует в настоящий момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких десятков до нескольких сотен).

Как животный или растительный мир, многообразие языков находится в опасности. В недалеком будущем ни профессиональные лингвисты, ни простые люди больше не встретят носителей некоторых языков…

Чтец 1

Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка нет (например, латынь или шумерский язык); умирающим считается язык, носители которого еще остались, но которому уже не учат детей; живым языком является тот, которому продолжают учить детей.

Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети, родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и дедушек.

Чтец -2

Подсчитано, что из всех языков, существующих на сегодняшний день в мире, через сто лет 90 процентов либо совершенно исчезнут с лица земли, либо будут находиться на грани исчезновения.

Языки умирают во всех точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей с языка дьирбал, заканчивая островом Мен в Ирландском море, где в 1974 году умер последний носитель местного кельтского языка.

Чтец -3

Языки вымирали на протяжении всей известной нам истории: шумерский язык, на котором говорили в самой первой великой цивилизации Месопотамии (современный Ирак), вымер приблизительно во 2 тысячелетии до н.э., тогда как его преемник, аккадский (язык Вавилонии и Ассирии) исчез в середине первого тысячелетия до н.э.

В современном мире процесс умирания языков происходит быстрее. До сегодняшнего дня малочисленные языковые группы смогли выжить, сохранив свой родной язык и овладев общим языком региона. Однако из-за роста централизации в 20 веке такое редко можно встретить

Чтец 4

Чтение стихотворения Ивана Бунина под музыку русских классиков

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Чтец 5

Почему исчезают в наше время языки? Потому что правительствам стран экономически не выгодно обслуживать население на всех языках. Растущая популярность средств массовой информации, спутниковая связь, средства массовой коммуникации упрощают языковое общение, а такие языки, как английский, приобретают доминирующее значение.

Если человек или группа людей решили отказаться от своего родного языка, унаследованного от предков, уже мало что можно сделать, чтобы спасти его…

Ведущий

Однако языковые сообщества хотят сохранить свой родной язык, как и свою культуру. Ценную помощь в сохранении языка могут оказать лингвисты: разработать для него систему письма; документально зафиксировать исчезающие языки, составить словарь, подобрать тексты для иллюстрации различных правил (это могут быть как народные легенды, так и образцы повседневной разговорной речи).

Как можно сохранять и возрождать отдельные виды растений и животных при помощи их ДНК, так же можно записывать на пленку или диск фонетику, грамматику и лексику для последующих поколений, восстановив по ним весь язык. Сохранение и восстановление языков возможно и необходимо.

Чтец 1

Самым известным примером возрождения языка служит иврит (древнееврейский). На нем была написана большая часть Ветхого Завета. В течение многих веков язык не использовался в повседневном общении, но выжил, благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал использоваться в качестве языка культа. С девятнадцатого века на иврите снова стали говорить…

(Звучит еврейская мелодия)

Чтец 2

Чтобы не возрождать языки, нужно направить все силы на их сохранение. Язык каждого народа-творца – это дар Божий. Сейчас в мире появляется все больше языковых обществ, которые твердо намерены сохранить свой родной язык, как и прочие аспекты культуры. Каждый национальный язык прекрасен и неповторим. Давайте вслушаемся в звучание русского, армянского, татарского…Сколько прелести и содержания, сколько вековой мудрости скрыто в их недрах…

Чтец 3

Чтение стихотворения армянской поэтессы 20 века Сильвы Капутикян (отрывок)

Звучит армянская музыка

СЛОВО СЫНУ

Едва забормотал ручей,

Едва над зеленью долин

Запела птица меж ветвей -

Заговорил и ты, мой сын.

Ты слово первое сказал

На древнем нашем языке,

Губами детскими припал

К бессмертным струям в роднике.

Мой сын, тебе я отдаю

Наследство. Обещай беречь,

Как ценный клад, как жизнь свою,

Армянскую родную речь.

Гремел в пустынях наш язык,

Звенел у края горных троп,

Стрелою Гайка* в мир проник,

Ему учил народ Месроп*...

На свитках письменами стал,

Стал нашим знаменем в веках

И вел народ меж диких скал

Под небом в хмурых облаках…

Чтец 4

Чтение стихотворения татарского поэта Габдулы Тукая (в переводе: А.Чепурова)

Звучит татарская народная музыка

РОДНОЙ ЯЗЫК

О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

А после - бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:

"Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!"

Чтец 5

Чтение стихотворения русской поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой

Звучит русская музыка

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Ведущий: Прослушав удивительные творения русских, армянских и татарских поэтов, давайте обратимся к истории языка и литературы. Проявим знания и свою эрудицию, ответив на вопросы викторины.

Учитель задает вопросы:

1. Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка» 6 июня? (ЮНЕСКО)

2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

3. Сколько языков мира находится под угрозой исчезновения? (400, в Европе – 50), в России?(136)

4. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

5. В каком веке началось формирование русского национального литературного языка? (в 17в.)

6 .Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)

7. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

8 .Какие поэты и писатели18-19 в.в стояли у истоков русского литературного языка? (А. С.Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)

9. Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?

Выскажите свою точку зрения по данной теме. Как вы понимаете фразу?

«Живым языком является тот, по которому продолжают учить детей…»

«Язык – живая летопись народа»

«Мой личный вклад в сохранение родного языка»

« Что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа».

Ведущий: Сегодняшнее выступление хочется закончить словами английского лексикографа и эссеиста 18 века: «Мне всегда очень жаль, когда еще один язык исчезает с лица земли, ведь язык – это родословная народа» и от себя добавлю: «Берегите родной язык, не засоряйте его».

СЦЕНАРИЙ

общешкольного мероприятия, посвященного Дню родного языка

(в рамках декады родных языков)

«Родной язык - душа народа»

Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения:

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка,

Задачи: развивать толерантность к людям разных национальностей; дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным; способствовать развитию устной речи учащихся, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа и народов, проживающих в Татарстане.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.

Участники и приглашенные: учащиеся коррекционной школы 7 - 8 вида, учащиеся татарской и чувашской гимназий, творческие коллективы общеобразовательных учреждений и города.

До начала мероприятия в рекреации школы для детей и их родителей были проведены народные игры татар, русских и чуваш.

Ход мероприятия:

1вед: Добрый день, дорогие наши дети, гости школы и уважаемые родители!

Сегодняшняя наша встреча посвящена родному языку.

2вед: По решению Организации Объединенных наций с 2000 года отмечается Международный день родного языка. Цель этой акции - это сохранение богатства форм традиционной и народной музыки, танцев, обрядов и обычаев, фольклора и родных языков.

1вед: С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и, как бы, впитывает в себя интонации их голосов. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей. Спустя год или чуть больше, он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью.

Почти с рожденья я привык слова и фразы говорить,
А значит, мой родной язык общенье смог мне подарить.
На нем не только говорю - на нем родным своим пишу,
Читать на нем, скажу, люблю, стихосложением грешу...
На нем я думаю всегда, а вечером, под лунный свет
Смогу любимой иногда спеть романтический куплет.
О мой родной святой язык! Тебя я знаю наизусть!
К тебе с рождения привык - хоть в сердце радость или грусть,
На нем я с другом говорю, на нем отпор я дам врагу...
Как хлеб святой, его люблю и, как умею, берегу.
Швецова Елена

2вед: Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России - представители свыше 115 национальностей проживают на территории республики: татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы, башкиры и многие другие.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с культурой татарского, русского и чувашского народов.

Татары - трудолюбивый народ с богатой историей. Стремление к культуре и образованию - черта, присущая татарскому народу. Татары отличаются гостеприимством, добропорядочностью, скромностью. Это талантливый народ, который любит песни и пляски.

1 вед: Образ Татарстана - это связующее звено между Востоком и Западом. Его территория издавна была местом встреч разных цивилизаций, культур, здесь издревле жили и живут, духовно обогащая друг друга, представители разных этносов.

2вед: татарский язык происходит от тюрских языков. Это язык поэтов, язык песен. 26 апреля - день рождения Габдуллы Тукая. И сейчас этот день считается Днем родного татарского языка.

Стихотворение читают ученики татарской гимназии:

«Туган тел» («Родной язык»)

И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

Перевод «Родной язык» («Туган тел)

Родной язык - святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая -колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца:

О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.

Габдулла Тукай

Выступление ансамбля «Нардуган». Татарский танец.

1вед: Могуч и прекрасен родной язык. Давайте послушаем, что писали о нем выдающиеся писатели. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно –строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой» - так писал о нем Лев Николаевич Толстой.

2вед: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы. Певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…. Так высказывался о русском языке Алексей Николаевич Толстой.

1вед: А Константин Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

Начать бы нам издалека

Про смысл родного языка.

Ведь русский – наш родной язык –

Меняться издавна привык.

За чистый образ языка

Борьба бывала нелегка:

Порой менялся смысл в словах.

Слова влияли на дела,

А дел великих вечный крик

Слова питали, как родник.

Швецова Елена

2вед: Сегодня у нас в гостях фольклорный ансамбль «Звонница» Детского дворца культуры. Руководитель Лариса Колоколова.

1вед: Песня - душа народа. Мир русской песни поистине не исчерпаем: словно океан находится он в постоянном движении, храня и преумножая свои бесценные сокровища. Еще раз поприветствуем - ансамбль «Звонница».

Выступление ансамбля «Звонница».

2 вед: Чувашский народ сумел пронести через века свое самобытное искусство в замечательных сказаниях, песнях и танцах. За многовековую историю многое менялось, но осталась и продолжает жить чувашская народная песня.

1 вед: В них отточенные веками ритм и композиционная стройность, безукоризненный художественный вкус и эхо прошлого. В них все осмысленно и нет случайностей.

Читает ученик чувашской гимназии:

Чувашия, моя землица.

В каком бы ни был я краю,

Ты в мыслях - вешняя денница,

И петь тебе не устаю.

И тягой к странствиям томимый,

я стал острее понимать:

Ты колыбель и дом родимый,

Моя любимая и мать.

Выступление танцевального ансамбля чувашской гимназии.

2 вед: Родной речевой этикет и речевая культура в целом сегодня, как никогда, нуждаются в сохранении и всестороннем изучении.

Необходимо собирать и беречь веками накопленные сокровища национальной вежливости. Это нужно для того, чтобы помнить и понимать речевую культуру наших предков, чтобы не утратить, может быть, самое главное - доброе слово.

1 вед: Желаем всем в любой стране

Не забывать о языке:

Чем чище станем говорить,

Тем легче будет в мире жить.

2 вед: На этом наша встреча завершена. Мы благодарим всех наших гостей и добрых друзей! До новых встреч!


Гулия Гарифуллина
Сценарий праздника к Международному Дню родного языка «О родной язык, певучий…»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Теремок»

Сценарий , посвященный

Международному дню родного языка

на тему :

«О родной язык , певучий… »

Составила и провела :

воспитатель

Гарифуллина Г. А.

Альметьевск 2015г.

Цели :

Закреплять знания о значении родного языка и необходимости изучения других языков ;

Воспитывать чувство патриотизма и гордости;

Способствовать развитию нравственных качеств характера;

Развивать у детей круг познавательных интересов;

Систематизировать и закреплять знания о Родине.

Ход мероприятия:

Мероприятие начинается с дефиле народных костюмов . В зал, под трогательную национальную музыку, входят в порядке очереди :

Первая тройка (воспитатель (1) в центре, ведет за руки детей (2) делает круг почета по залу, демонстрирует свои костюмы и встает полукругом вдоль украшенной стены, противоположенной зрителям.

Вторая, третья и последующие тройки проделывают те же самые действия, и встают рядом с предыдущими.

Дефиле завершает ведущий в национальной одежде, занимает место в центре зала :

Вед : Родной язык !

Он с детства мне знаком,

Родной язык !

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Вед : Вот уже 15 лет отмечается международный день родного языка . Этот праздник очень важный и нужный.

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык . Более 130 языков звучат в нашей стране. Послушайте, как звучит речь на армянском языке .

Стихи на армянском языке

(рассказывают воспитанники армянской национальности и их родители)

Вед : В нашем городе и республике мы можем услышать речь на разных языках : русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, таджикский, азербайджанский и другие языки . Дети разных национальностей есть и в нашем детском саду. Для нас представители азербайджанской национальности расскажут стихи на своем родном языке и расскажут о своем любимом национальном блюде.

Стихи на азербайджанском языке , презентация национального блюда

Вед : Каждый народ по своему восхвалял свой язык . А сейчас вашему вниманию блок номеров узбекской национальной культуры.

Стихи на узбекском языке

Андижанская полька

Игра «Тюбетейка»

Вед : В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком , но все, же язык , на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Стихи на русском языке

1. Есть слово такое хорошее - «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

2. Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

Выступление ансамбля ложкарей (исполняют дети)

Вед : В нашей стране два государственных русский и татарский, и в нашем детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке , но и изучаем татарский.

Игра «Переводчик»

(ведущий на русском языке называет слова , дети говорят татарский перевод этих слов)

Татарский танец

Вед : У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура, но всё же основной отличительной чертой каждого народа является язык , а также национальный, народный костюм .

Презентация «Костюмы народов Поволжья»

Вед : Во все времена, люди всех национальностей любили играть, мы тоже знаем и любим играть в народные игры :

Блиц-опрос для всех присутствующих : «Назови игры»

Вед : Вот сколько разных игр мы знаем, хоть названия у них и разные, зато правила игры бывают похожие. В нашей стране в дружбе и согласии живут люди разных национальностей, сегодня мы с вами еще раз смогли в этом убедиться. Приглашаем всех в центр зала и предлагаем скрепить нашу дружбу танцем.

Общий хороводный танец «Дружба»

(после игры все занимают свои места)

Вед : В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык .

Песня «Солнечный круг»

(с переводом на русский, татарский, английский язык исполняют дети подготовительной группы)

Вед : Действительно, все языки прекрасны , каждый язык красивый . Не забывайте, любите свой родной язык , берегите его, гордитесь им!

Исполняется песня «И, туган тел»

(с переводом на татарский и русский язык )

Вед : Живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты. До свидания!

Подготовила и провела :

воспитатель по обучению детей татарскому языку

МБДОУ «Детский сад №15 «Теремок»

Гарифуллина Гулия Аминовна

Публикации по теме:

«8 Марта». Праздник, посвященный Международному женскому Дню Сценарий праздника, посвященного 8 марта для детей старшего дошкольного возраста д. /с. Комбинированного вида № 15 «Аленка» Дети входят.

Конспект ООД «Поэзия - духовность нации, аромат родного языка». Цель. Закреплять навыки выразительного рассказывания стихов. Развивать воображение, речь, память. Учить называть приметы времён года. Учить.

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Международный день родного языка» Цель: Познакомить детей с "Международным днем родного языка". Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать.

Развлечение, посвященное Дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Развлечение, посвященное дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Подготовила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский.

Сценарий праздника посвященный Международному женскому Дню 8 марта для 2 младшей группы Сценарий праздника к 8 марта Дети входят под песню «Варись, варись кашка» Танец Поварята Ведущий: Праздничное утро В дом стучится к нам,.