Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей. Рекомендации для родителей и педагогов доу по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками Рекомендации по формированию

Ребенок – это маленькая частичка нашего общества. Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими. Общительный человек всегда уверенно чувствует себя в компании людей, независимо от их социального статуса. С таким человеком всегда интересно и комфортно, как правило, они являются «душой» любой компании. Для того чтобы достичь таких результатов, ребенок за период своего дошкольного детства, проходит через определенные формы общения.

Общение со сверстниками — важная составляющая социализации

Стадии развития общения детей со сверстниками

При успешном развитии малыша, каждая из нижеперечисленных форм общения формируется на определенном этапе дошкольного детства.

От 2-х до 4-х лет

  1. Одной из первых форм общения со сверстниками, которым овладевает малыш, считается ситуативно-личностной, для нее характерен период с 1до 6 месяцев. При рождении у ребенка отсутствует потребность в общении. Но его развитие не стоит на месте. Спустя месяц, малыш начинает реагировать на присутствие взрослого человека. Он начинает их узнавать и реагировать на их появление. Первичное общение основывается на гулении, лепете и первым несложным словам.
  2. Следующей формой общения, которой овладевает ребенок, носит эмоционально–практический характер.

Особенности общения малышей между собой

На втором – четвертом году жизни, попадая в детский коллектив, малыш приобретает свой первый опыт.

Ему нравится находиться среди детей, ребенок испытывает повышенное внимание к ним и проявляет интерес к действиям других дошкольников. К трем годам, показывая свои достижения, малыш пытается привлечь внимание сверстников к себе, в надежде на самовыражение. Также, он с интересом принимает участие в забавах и шалостях других детей, усиливая веселье от общей игры.


Роль общения со сверстниками — главные моменты

Дети до 4-х лет

До 4 лет для детей большое значение имеет их собственная значимость в детском коллективе.

В общении со сверстниками они очень часто произносят: «ты мой друг», «ты моя подруга». Если ребенок, на подобную реплику, получает положительный ответ от сверстника, то он улыбается, и наоборот, фраза «нет, я не твой друг» — может вызвать у ребенка протест либо слезы. Подобная реакция говорит о том, что в сверстнике малыш способен воспринимать только отношение к самому себе, для ни какого значения не имеет настроение или действия своего товарища. В этом возрасте сверстник служит для малыша зеркальным отражением самого себя.


Проблемы в общении проявляются с 4-х лет

Дети 4-6-ти лет

Следующей формой общения со сверстниками считается ситуативно-деловая.

Для нее характерен период с четырех до шести лет. Если развитие ребенка происходит в дошкольном учреждении, то малыша больше привлекает общение со сверстниками, чем со взрослыми. К четырем годам ребенок уверенно владеет речью и имеет небольшой опыт социальной жизни, эти факторы способствуют развитию ролевой игры.

От форм игровой деятельности в одиночку, где действия с предметами были ведущими, дети начинают играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.


Первые друзья появляются с 4-5 лет

В коллективных играх формируется социально-коммуникативное развитие дошкольников. Игры в магазин, больницу, зоопарк учат детей договариваться, избегать конфликтных ситуаций, правильно вести себя в обществе. Взаимоотношения дошкольников больше напоминают деловое сотрудничество и являются приоритетными, а общение со взрослыми являются второстепенными и больше похожи на консультации и советы.

Сотрудничая со сверстниками, происходит и развитие личности ребенка.

Для него очень важно, чтобы его признавали и уважали в детском коллективе. Ребенок, любыми способами, пытается к себе привлечь внимание товарищей. В их мимике и взглядах он старается найти признаки позитивного или негативного отношения к своей персоне. В эмоциональной форме он уже может выразить обиду или упрекнуть других дошкольников в недостаточном к себе внимании.

В этот период детям свойственно проявлять интерес к действиям своих товарищей. Они являются их невидимыми наблюдателями. Ребята внимательно, с признаками некой ревности, следят за действиями дошкольников – сверстников, подвергая их поступки оценке и критике.

В случае если взрослыми оценка поступка другого товарище не совпадает со взглядами ребенка, то он может в одной из острых форм отреагировать на нее.


Нарушения в общении — какие бывают у дошкольников

В 4-5 лет, в процессе общения со взрослыми, дети интересуются у них о некоторых успехах своих товарищей, при этом не забывают подчеркнуть на их фоне и свои преимущества, а о собственных неудачах и промахах в беседе стараются не упоминать. В этом возрасте положительная оценка взрослыми поступка сверстника может огорчить ребенка, и наоборот, он радуется любым его неудачам.

К 5 годам у дошкольников изменяются отношения со сверстниками. Товарищ, в некоторой форме, служит объектом постоянного сравнения со своими поступками.

Таким образом, ребенок пытается противопоставить себя со своим товарищем. На фоне сравнения с собственными умениями и навыками ребенок учится давать оценку своим качествам. Это позволяет ему начать смотреть на собственные поступки «глазами товарищей», таким образом, в одной из форм общения появляется соревновательное и конкурентное начало.


Дети в 6 лет должны уметь общаться с коллективом

Старшие дошкольники 6-7 лет

С 6-7 лет общение дошкольников со сверстниками переходит на новый уровень и носит внеситуативно-личностный характер. Среди форм и средств общения преобладают речевые навыки. Ребята много времени уделяют общению. В дружбе наблюдаются устойчивые избирательные предпочтения.

Среди вышеперечисленных форм, внеситуативно-личностное общение оказывает особое воздействие на развитие личности дошкольников. К 7 годам, в процессе ежедневного общения со взрослыми, дети не только усваивают определенные нормы поведения, но и успешно пытаются применять их в повседневной жизни. Они могут отличить плохие поступки от хороших, поэтому стараются поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Глядя на себя «со стороны» дети умеют сознательно управлять собственным поведением.

Психологические аспекты общения детей со сверстниками

Дети хорошо знакомы с некоторыми профессиями взрослых людей (воспитателя, продавца, врача), поэтому умеют подбирать соответствующий стиль общения со взрослыми людьми.

Роль взрослого в формировании общения детей со сверстниками

Развитие всех форм общения детей со сверстниками возможно только под непосредственным руководством взрослого человека. Ребенок должен последовательно пройти через все его формы.

Но бывает так, что ребенок 4 лет не умеет играть со сверстниками, а в 5 лет не в состоянии поддержать элементарную беседу.

Можно ли наверстать упущенное и научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками?

Для этого существуют специальные занятия и носят они опережающий характер. Что это значит? Взрослый человек дает ребенку такие образцы общения, с которыми тот еще не знаком. Для этого необходимо достаточно хорошо научиться общаться самому. Основная проблема при организации таких занятий заключается в том, чтобы не просто продемонстрировать перед ребенком совершенную, пока недоступную для него форму общения – познавательную или личностную, а умение вести за собой ребенка, незаметно включая его в само общение.


Сюжетные игры — пусть к общению

Опираясь на достигнутый уровень общения, можно предложить ребенку поиграть в совместную игру, количество участников не должно превышать 5-7 детей.

Особенность игры заключается в том, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.


В совместной игре дети раскрепощаются

Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые – все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении. Мы предлагаем познакомиться с простыми играми и упражнениями, направленными на коррекцию некоторых форм общения дошкольников со сверстниками.


Основы полноценного общения закладываются в семье

1. Упражнение «Составь рассказ».

Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему: «Я люблю, когда…», «Когда я сердитый…», «Меня беспокоит…», «Когда меня обижают…», «Я боюсь…». Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик. Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.

2. Беседа «Как стать самим собой».

В процессе беседы нужно обсудить и выяснить причины, мешающие ребенку быть таким, каким он хочет. Подумать вместе с ребенком, какими способами можно от них избавиться.

3. Упражнение «Рисуем себя».


Упражнение «Нарисуй себя» поможет ребенку справиться со страхами

Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.

Эти простые игры помогут усилить внимание ребенка к самому себе, помогут увидеть свои чувства и переживания, а также способствуют развитию уверенности в собственных силах.

Они научат детей с пониманием относиться к различиям между сверстниками и увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Видео. Трудности в общении со сверстниками: что делать

Зиязова Гульфия Фаритовна

воспитатель

МБДОУ « Детский сад №17

комбинированного вида»

г. Нефтеюганск

1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

Регламентированный;

Совместной педагога с детьми;

Самостоятельной деятельности детей.

3. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:

В регламентированной деятельности – беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

В совместной деятельности педагога с детьми – собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок- перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм – драматизациям;

В самостоятельной деятельности детей – играм парами, ролевым играм, играм драматизациям.

4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:

Индивидуальные беседы;

Консультации;

Круглый стол;

Родительские собрания;

Анкетирование;

Приглашение в группу на День открытых дверей.

5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

Обращайтесь по имени;

Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

Используйте тактильное прикосновение.

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

8. Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение вашей личности.

Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.

Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.

Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.

Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.

Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

9. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения, Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как « демонстрацию расположенности к нему»:спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.

12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

13. Умейте анализировать процесс общения.

14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

Литература:

Е.А. Алябьева « Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет». Сфера 2009г.

Т.А. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет». ТЦ Сфера 2010г.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000966 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111156

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Главная роль в развитии речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша!

Вот несколько простых, но важных советов , которые помогут совершенствовать навыки общения ребенка в домашних условиях.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время игр, приготовления еды, уборки, одевания, прогулки и т.д. Говорите о том, что вы делаете, что делает ребенок. Используйте короткие и доступные для ребенка фразы.
  2. Говорите спокойно, голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с интонацией.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать и побуждать ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы, которые вокруг нас, обращайте на них внимание, пробуждайте в ребенке интерес к прислушиванию и познанию. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер, капает дождик» и т.д. А потом спросите «Что это, как ты думаешь?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка, звонок в дверь и т.д.
  6. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов на определенную тему (части тела, игрушки, продукты, овощи), назовите и покажите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Но не превращайте этот процесс в скучное занятие, если ребенок утратил интерес, переключите его внимание.
  7. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок уже знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  8. Пойте с ребенком детские песенки, это, несомненно, развивает навыки общения и просто создает хорошее настроение.

И главное, не забывайте обязательно хвалить ребенка

за его даже маленькие, но ПОБЕДЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ»

Данное приложение содержит список используемой литературы, рекомендации для воспитателей и родителей, сенсорные игры, описание методики, направленной на диагностику общения у детей раннего возраста....

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

(Из опыта работы)

«Единственно настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения…».

А. Сент-Экзюпери.

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. В процессе социализации ребенок осваивает основные виды деятельности и первым видом социальной активности является общение.

Первый социальный опыт приобретается очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются.

Выдвижение проблемы общения в число наиболее актуальных обусловлено, прежде всего, его исключительной ролью в формировании и деятельности личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-нравственные и эстетические чувства, складывается характер.

Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы общения между людьми. Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот «…происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы.» (М.И.Лисина). Зачастую в семьях общение с детьми заменено просмотром всех программ по телевизору, многочасовыми играми на компьютере, что не может не сказаться на их здоровье.

Поэтому необходимо особое внимание педагогов и психологов к развитию коммуникативных умений и навыков у детей, формированию конструктивных форм общения, созданию эмоционально благополучного климата в детской среде.

Оптимальным возрастным периодом для зарождения и интенсивного развития общения у детей является дошкольный возраст. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. В зависимости от своих способностей, особенностей, возможностей в общении и деятельности, ребенок занимает в различных группах определенный статус, и это отражается на его самооценке, уверенности в себе, самовосприятии, отношении к людям и к жизни в целом. Если отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей. Если дело обстоит иначе, т.е. ребенок не может найти общего языка с окружающими, не владеет навыками сотрудничества в коллективе – у него могут возникнуть серьёзные проблемы в эмоциональном плане.

Работая не один десяток лет с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними каждый день, наблюдая за общением внутри группы, я заинтересовалась проблемой общения детей и решила исследовать этот вопрос более широко и углубленно.

В своем исследовании я опиралась на концепцию М.И.Лисиной, а именно, на деятельный подход к рассмотрению развития навыков общения в системе отношений ребенка со сверстниками.

Для решения задач исследования были проведены следующие этапы работы:

1. Диагностический.

Были подобраны методики, в некоторых случаях их модификации - с целью их адаптирования для детей дошкольного возраста:

Для диагностики взаимоотношений детей в группе социометрическая методика «Два дома», дополненная индивидуальной беседой с детьми;

Для определения ведущей формы общения – методика М.И.Лисиной;

Для выявления уровня общительности (тесты для родителей «Лидер, ведущий или ведомый», «Насколько общителен ваш ребенок» (М.Давыдовой, И.Агаповой));

Для выявления уровня социального развития и особенностей взаимодействия, анкета для родителей и воспитателей «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» Г.Б.Степановой;

Для диагностики самооценки детей в группе методика «Лесенка» (В.Г.Щур);

Для выявления степени принятия ребенка в семье индивидуальная беседа с детьми «Семья глазами ребенка» Г.Б.Степановой, тест «Рисунок семьи»;

Все наблюдения за особенностями взаимодействия между детьми записывались в протокол (протокол наблюдений Юдиной Е.).

Использование данных методик и методов позволили провести комплексное исследование особенностей общения у дошкольников, определить уровни их развития.

В исследовании принимали участие дети в количестве 17 чел., посещающие разновозрастную группу (5-7) лет детского сада.

Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов позволил определить коммуникативные возможности каждого ребенка в группе, определить факторы, влияющие на развитие общения (уровень социального развития ребенка, уровень игровых навыков, определить степень принятия каждого ребенка группой сверстников).

2. Коррекционно-развивающий этап.

После проведения первичного обследования детей и анализа полученных результатов, мной была разработана коррекционно-развивающая программа взаимодействия с детьми по развитию общения.

Она включает в себя часть коррекционно-развивающих занятий Миланович П.Г., педагога ГБДОУ № 790 г. Москвы, игры и упражнения из сборника под редакцией Л.А. Дубиной, коррекционные игры из сборников под редакцией М.А. Панфиловой, Т.Н. Волковской, Г.Х. Юсуповой, часть моих авторских занятий и отдельные игры, имеющиеся в «копилке» группы.

Целью программы является создание благоприятного климата для конструктивного общения детей, развитие коммуникативных умений и навыков сотрудничества и сплочению коллектива группы.

Задачи:

Создавать условия для совместной игровой деятельности;

Повышать уровень коммуникативных умений каждого ребенка;

Способствовать сплочению детского коллектива;

Развивать эмоционально-чувственную, волевую сферу детей;

3. Оценочный этап.

Целью этого этапа работы являлось определение эффективности коррекционно-развивающей программы.

Было проведено вторичное обследование детей с использованием всех выбранных ранее диагностических методик, с целью выявления достоверных различий по всем показателям.

Почти у всех детей преобладали положительные изменения, за исключением 2-х человек, у которых в малой степени была выражена динамика изменений. Это можно объяснить тем, что данные дети редко посещали детский сад во время проведения коррекционно-развивающей работы.

По результатам анкетирования при повторной диагностике: 6 человек с высоким, 10 со средним, и только один ребенок остался на низком уровне общительности, что можно объяснить внутрисемейными проблемами.

Результаты для наглядности представлены в виде диаграммы с сопоставлением уровней до и после.

Уровни общительности до проведения и после проведения коррекционно-развивающей программы

Родители отмечали, что дети стали легче вступать в контакты с другими детьми, начали предлагать совместные игры.

Методика М.И. Лисиной определяет три формы общения детей:

Ситуативно-деловую;

Внеситуативно-познавательную;

Внеситуативно-личностную.

По результатам определения ведущей формы общения видно, что у детей меняются формы общения по мере участия в программе. Если на начальном этапе 1/3 выбирали ситуативно-деловую форму, что говорит о протекании общения на фоне практической деятельности с предметами, то при повторной диагностике только 1 ребенок выбирает эту форму общения как ведущую. Заметно растут показатели выбора внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения, что говорит о познании социального, а не предметного мира (мира людей, а не вещей).

Для наглядности представим изменения на диаграмме

Изменение предпочитаемых форм общения до и после проведения коррекционно-развивающей программы

(1-й ст. – ситуативно-деловая форма;

2-й ст. – внеситуативно-познавательная форма;

3-й ст. – внеситуативно-личностная форма общения).

Результаты социометрического теста по методике «Два дома» можно увидеть на диаграмме №3. Полученные результаты можно объяснить тем, что коррекционно-развивающая программа нацелена на развитие коммуникативных возможностей путем включения детей в различные виды игр. В связи с этим наблюдаются положительные сдвиги в сфере взаимодействия со сверстниками в игровых ситуациях.

Изменение социометрического статуса детей после проведения коррекционно-развивающей программы

Дети стали чаще и легче включаться в игры друг с другом, самостоятельно организовывать различные игры, придерживаясь определенных правил, стали более успешно разрешать возникающие конфликты, принимать помощь других и, в связи с этим, наблюдалось хорошее самочувствие детей в обществе сверстников.

Итоги моей практической деятельности было рассказаны на родительском собрании. Также мне удалось подвести коллег и родителей к выводу о том, что только при совместной деятельности всех участников воспитательного процесса можно получить максимально высокие результаты.

На основании проведенного исследования мною были разработаны рекомендации педагогам и родителям для дальнейшей работы по развитию навыков общения у дошкольников.

1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;

2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.;

3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;

4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);

5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);

6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);

7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);

8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;

9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);

10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);

11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.

1) Учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоциональное состояние (задавать ребенку вопросы типа «что ты чувствуешь?», «что ты думаешь по этому поводу?», «как бы ты поступил в этой ситуации?», «тебе было приятно, когда?»);

2) Учить детей последовательному изложению мыслей, правильному построению фраз. Для этого можно использовать следующие приемы:

Пересказ прочитанного, составление рассказа по картинкам, по своему рисунку, использовать задания типа «Закончи фразу», «Продолжи сказку», «Придумай начало истории», «Нарисуй и расскажи», «Сказка по кругу»,

3) Учить детей внимательно слушать друг друга, не перебивать, понимать смысл сказанного, прочитанного, использовать вопросы по тексту;

4) Воспитывать у детей такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, эмпатия, сочувствие, понимание, самоуважение, самоконтроль, целеустремленность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, умение занять себя;

5) Содействовать сплочению детского коллектива, не выделять «любимчиков» и «нелюбимых» детей, давать детям общие поручения, проведение различных коммуникативных игр, например, «Море волнуется раз…», «Съедобное-несъедобное», «Молекула», «Радуга»;

6) Учить детей направлять свою агрессию в позитивное русло (нарисовать рисунок и отразить все свои чувства и эмоции в нем; поделать какие-нибудь спортивные упражнения – поприседать, попрыгать; убрать разбросанные игрушки и т.д.);

7) Устраивать конкурсы и соревнования для детей (самая красивая прическа, самый оригинальный, самый умелый…);

8) Содействовать совместной деятельности детей в группе (общий рисунок, общая постройка, сказка по кругу), организовывать совместные игры детей в группе: настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, со строительным материалом, кукольный и другие виды театра;

9) Учить детей позитивному разрешению конфликтов, учить их видеть разные выходы из ситуации (например, объяснить, что выбрать водящего в игре можно считалкой, а не через слезы);

10) Организовывать совместные с родителями мероприятия, приобщать родителей к сотрудничеству с учреждением: целевые экскурсии, участие в конкурсах «Самая дружная семья», «Один за всех, и все за одного», совместное изготовление костюмов к праздникам и др., организовывать праздники в группе, например, «День рождения»;

11) Учитывать в работе индивидуальные особенности детей, вовлекать в разные игры пассивных, малоактивных детей (но не заставлять);

12) Уметь заметить и похвалить каждого ребенка в течение дня («ты сегодня аккуратнее всех покушал», «ты быстрее всех оделся на прогулку», «ты сегодня никому не мешал спать»). Главное, чтобы ваша положительная оценка была значимой для ребенка, чтобы ему хотелось повторить это снова, стать лучше.

Игры, направленные на развитие сплоченности, сотрудничества

Цели и основные задачи :

  • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемые положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
  • Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
  • Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
  • Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
  • Вызывать заинтересованность в общей цели.
  • Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
  • Развивать готовность идти друг другу навстречу.
  • Учить проявлять терпение к недостаткам других.
  • Учить умению считаться с интересами других.

Игра «Доброе животное» (Н.Л. Кряжева, 1997 год.)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующей раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности

Ход игры: Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля – стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслуживает аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, вбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Игры, обучающие эффективным способам общения

Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш, и т.д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция к участнику №1: «Ты держишь в руках игрушку, которая тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

– Как человек находит друга?

– Почему так важны в жизни хорошие друзья?

– Есть ли у тебя друг в группе?

Игра «Ты мне нравишься» (Овчарова Р.В., 2003.)

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры . Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождаю свое движение словами: («Лена, Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)». Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Совместная «лепка»

Оборудование. Картинки с изображением морской звезды.

Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.

Гусеница

Оборудование. Воздушные шары или мячи.

Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках.

Липучки

Оборудование . Магнитофон, аудиозапись веселой музыки.

Содержание. Выбираются двое водящих – «липучки». Они, держась за руки, пытаются поймать остальных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки, присоединяют к своей компании. Когда все участники станут «липучками», воспитатель включает аудиозапись веселой музыки. Дети танцуют и напевают: «Мы – липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».

Игры и упражнения для создания положительного эмоционального настроя.

Задачи:

  • Совершенствование коммуникативных навыков;
  • Сплочение группы, раскрепощение участников;
  • Установление межличностного доверия, развитие эмпатии;
  • Развитие интереса к партнерам по общению;
  • Снижение психоэмоционального напряжения, импульсивности, гиперактивности.

Давайте поздороваемся

Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – дети здороваются за руку;

2 хлопка – касаются другу друга плечиками;

3 хлопка – касаются спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры, в роле водящего выступает педагог.

Утреннее приветствие

Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки. Все дети, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза). Ребенок, имя которого называют, наблюдает за этим стоя на месте.

Список литературы:

1. Агафонова И.Н. Программа «Я и Мы» - уроки общения для детей 6-10 лет. Спб., 2003.

2. Белобрынина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников.// Вопр.псих. 2001., №4.

3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам. М., 2004.

4. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. – Спб.: Дельта, 1997.

5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. - М.:Академия, 2007.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.- 2005.

8. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Под ред. Агафоновой И.Н. – Спб. СПБ.АППО, 2006.

9. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Под ред. Зедгенидзе В.Я., М.: Айрис-Пресс, 2005.

10. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. //Дошк. восп., 1999.№10.

11. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.: Педагогическое общество России.2000.

12. Шипицына Л.М., Защеринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - Спб.: Детство-Пресс.2001.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический колледж № 2

формирование навыков общения

у детей дошкольного возраста

в непосредственно образовательной деятельности

Методическое пособие

Челябинск

2013

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности [Текст]: методическое пособие / В.Л.Сиротина. – Челябинск, 2013. – 24с.

В пособии раскрываются теоретические и практические аспекты формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.

Представлено психолого-педагогическое обоснование особенностей формирования навыков общения у детей дошкольного возраста. Раскрыты особенности организации образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предложены игровые технологии формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.

Методическое пособие может быть использовано при организации речевого развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также в системе профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Введение

Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развитии детей в дошкольном образовательном учреждении занимает работа по развитию речи. Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии дошкольного детства, в которых отмечается, что дошкольный возраст уникален по своему значению для развития речи, поскольку своевременное речевого развитие ребенка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»), работа по развитию речи детей должна быть направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Одной из наиболее значимых задач речевой работы в дошкольном образовательном учреждении является формирование у детей навыков общения. Именно диалог способствует заложению основ разговорной речи, обеспечивает развитие монологических умений и формирование речевой готовности ребенка к школе.

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста происходит в разных видах детской деятельности при непосредственном участии взрослого.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса, при этом ведущей формой организации обучения воспитанников детского сада является непосредственно образовательная деятельность. Поэтому определение путей формирования навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности является одной из актуальных проблем организации речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной методике основной целью работы по развитию речи и обучению родному языку детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

По мнению К.О. Ушинского, в отечественной методике одной из главных целей речевого развития считается развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи.

Диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смешных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. У дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать, пользоваться разнообразными языковыми средствами.

Основная цель развития диалогической речи у детей дошкольного возраста - научить их пользоваться диалогом как формой общения.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:

Слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

Формулировать в ответ собственное суждение,

Правильно выражать его посредством языка;

Менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

Поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли;

Слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Для диалога характерны следующие особенности:

Смена высказываний, связь с ситуацией, наличие повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

Минимальная синтаксическая сложность высказываний;

Использование частиц, междометий, жестов, мимики, интонаций;

Фонетические сокращения.

Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста предусматривает формирование у них нескольких групп диалогических умений и навыков:

1.Собственно речевые умения:

Вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

Поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

Говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Навыки речевого этикета:

Обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, благодарность, прошение и др.

3. Умение общаться в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики и жестов.

Формирование вышеназванных умений и навыков происходит в процессе непосредственного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Следует отметить, что такая работа предусматривается не только в процессе повседневного общения педагога с детьми, в процессе игровой, трудовой, бытовой деятельности детей, но и в специально организованном обучении. Поэтому педагогу важно целенаправленно планировать работу по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.

В условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации ведущее значение приобретает принцип интеграции образовательных областей.

Говоря об образовательной области «Коммуникация», одной из задач которой является развитие у детей умений общаться, нельзя не отметить, что содержание именно этой области в наибольшей степени интегрируется с другими образовательными областями.

Поэтому современному педагогу необходимо знание особенностей организации непосредственно образовательной деятельности и возможных путей интеграции разнообразных образовательных задач.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г.), Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011 г.) в настоящее время образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.

Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Традиционно выделяется три формы организации обучения:

Формы организации обучения

Характерные особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Подгрупповая (индивидуально-коллективная)

Позволяет формировать навыки работы в группе, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная

Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

Индивидуальная форма обучения наиболее оптимально может быть реализована при работе с художественной литературой, организации экспериментальной деятельности - опыты, наблюдения, при работе на компьютере и др.

Подгрупповая форма обучения предусматривает деление детей на подгруппы, при этом основанием может являться личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития ребенка. Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности может быть успешно применима при проведении экскурсий по группам, при организации трудовой деятельности детей и др.

Фронтальная форма обучения предусматривает работу со всей группой при наличии единого содержания. Такая форма непосредственно образовательной деятельности нацелена на усвоение знаний, обобщение и систематизацию знаний.

В современных исследованиях выделяют следующую классификацию непосредственно образовательной деятельности в ДОУ (по С.А. Козловой)

Основание классификации

Название

Дидактическая задача

    Непосредственно образовательная деятельность усвоения новых знаний, умений;

    Непосредственно образовательная деятельность закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

    Непосредственно образовательная деятельность творческого применения знаний и умений;

    Комплексная непосредственно образовательная деятельность, где одновременно решается несколько задач.

    Классическая непосредственно образовательная деятельность по разделам обучения;

    Интегрированная (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько образовательных задач.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного процесса.

Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

В процессе общения во время непосредственно образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать все, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированной непосредственно образовательной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми.

Форма организации детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть различной: дети сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает.

При этом результативность работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста определяется правильной позицией педагога в общении – демонстрация образца общения, предоставление возможности активного общения каждому ребенку, создание ситуаций, активизирующих общение детей друг с другом.

Технологические аспекты формирования навыков общения у детей дошкольного возраста

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура. В Федеральных государственных требованиях педагогам-практикам предлагается обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста при безусловном приоритете игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие общения у детей дошкольного возраста наиболее результативно при использовании игровых методов и приемов, позволяющих не только формировать начальные навыки общения, но и создавать условия для их активизации и закрепления.

Рассмотрим некоторые игровые технологии формирования навыков общения у детей дошкольного возраста, которые могут быть успешно использованы в непосредственно образовательной деятельности в детском саду.

Игровые обучающие ситуации - одна из форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, которые дети будут приобретать в игровых обучающих ситуациях, они свободно будут переносить и в самостоятельную деятельность.

В современном образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения игровые обучающие ситуации являются своего рода альтернативной речевых занятий, которые решали задачи языкового развития. Игровые обучающие ситуации организуются так, что одновременно и параллельно решаются задачи формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать четыре вида игровых обучающих ситуаций:

1. Ситуации-иллюстрации.

Взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации-упражнения.

Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций целесообразно с детьми среднего дошкольного возраста.

3. Ситуации-проблемы.

Участие старших дошкольников в таких ситуациях способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

4. Ситуации-оценки.

В подготовительной к школе группе целесообразно начинать использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровых обучающих ситуаций: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Технология развития диалогического общения (А.Г. Арушанова).

Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Важнейшими составляющими коммуникативной компетенции являются диалог и речетворчество.

Ядро диалога составляют диалогические отношения, которые проявляются в готовности к встрече с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия. Содержательную основу диалога в дошкольном детстве составляет словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослыми, в процессе которого он обучается внеситуативному общению. Но в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстниками. Именно общение со сверстниками обеспечивает ребенку развитие подлинной детской речевой самостоятельности.

В качестве основных форм организации диалога автор предлагает сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – все виды детской деятельности, в которых речь несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Главным отличием сценариев активизирующего общения от некогда традиционных обучающих занятий является позиция взрослого – он партнер по общению – педагог стремится установить с ребенком равноправные, личностные взаимоотношения, поощряет инициативную речь ребенка.

Современная технология формирования навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» (Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова).

Технология нацелена на формирование у взрослых людей ответственного отношения к воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой разносторонний теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Основным методом реализации технологии является один из ведущих методов развивающего обучения - метод сопереживания ситуации, который рассчитан на использование способности анализировать и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное - прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Главная позиция взрослого – встать на место ребенка и проанализировать собственную реакцию:

Свои чувства – как эмоциональную реакцию на ситуацию;

Свои мысли – как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию;

Свое поведение – как собственные действия в соответствии с чувствами и мыслями в конкретной ситуации.

Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:

Обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой;

Воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении;

Формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;

Развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей;

Развитие самоконтроля в общении и др.

Развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);

Этюды, импровизации;

Наблюдения, прогулки, экскурсии;

Моделирование и анализ ситуаций общения;

Сочинение историй и др.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит зачастую к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Автор технологии формирования умения общаться со сверстниками у старших дошкольников выделяет следующие умения:

1 группа умений - использовать речевые этикетные формулы; устанавливать контакт; выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета.

2 группа умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

С.С.Бычковой выделены факторы, способствующие становлению навыков межличностного общения старших дошкольников:

Желание вступать в контакт;

Умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение);

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

На реализацию названных факторов направлены специальные занятия, в процессе которых дети осваивают умения межличностного общения.

Технология формирования умений общаться предусматривает цикл занятий этического характера, упражнений на закрепление умений в повседневной жизни в ДОУ, семинары и консультации для педагогов и родителей.

Каждое занятие направлено на достижение определенной цели:

Формирование умения общаться при помощи неречевых средств (занятие 1);

Формирование умения устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент и др.) (занятие 2);

Формирование умения использовать вариативные формулы речевого этикета (занятия 3-5);

Формирование умения понимать и выражать свое настроение при помощи слов (занятие 6);

Формирование умения вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (занятие 7);

Формирование умений четко и ясно высказывать в речи свое коммуникативное намерение (занятие 8);

Формирование умений внимательно выслушивать собеседника (занятие 9);

Формирование умений понимать эмоциональное настроение другого, сопереживать (занятия 10-11);

Формирование умения правильно вести себя в конфликтной ситуации (занятие12).

Каждое занятие отличается единой структурой:

Ритуал начала занятия;

Постановка проблемы;

Поиск путей ее решения;

Ритуал прощания.

Игровые упражнения на закрепление навыков невербального общения «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика» и др.;

Игровые упражнения на развитие чувства близости с другими людьми «Ласковое имя», «Комплимент», «Связующая нить» и др.;

Игровые упражнения на развитие умения общаться без слов «Через стекло», «Испорченный телефон» и др.;

Игровые упражнения на мышечное расслабление и двигательное раскрепощение «Шалтай-Болтай», «Пылесос и пылинки», «Путаница», «Зеркало» и другие.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников  Текст /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997.

Артанова, А.И. Проблемы детской общительности и коллективной игры в психологии  Текст /А.И. Артанова. - М.: Педагогика, 1966.

Арушанова, С.А. Коммуникативное развитие  Текст /С.А.Арушанова //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 2.

Арушанова, А.Г. Истоки диалога [Текст] /А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагина – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: метод.пособие. /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Бодалёв, А.А. Личность и общение  Текст /А.А. Бодалев.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду  Текст /А.К.Бондаренко. - М., 1977.

Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст]: метод.рекомендации. /С.С.Бычкова. – М.:АРКТИ, 2003.

Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте  Текст /Б.С.Волков, Н.В. Волкова.- М.: «Педагогическое общество России», 2004.

Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет  Текст /Л.Н.Галигузова. - М.: «Просвещение», 1992.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Сидорчук, Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: пособие для педагогов детских дошкольных учреждений  Текст //Т.А.Сидорчук. - Обнинск: ООО «Росток», 1998.

Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников  Текст : учеб. пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2006.

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста  Текст : учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., 2003.

Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании  Текст /Т.В. Хабарова. – СПб.: Детство-пресс, 2010.

Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] /Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. – СПб.:Детство-Пресс, 2008.

Введение ……………………………………………………………...….3

Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста …………………………………………….….5

Непосредственно образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….…..9

Технологические аспекты формирования навыков общения у детей дошкольного возраста ………………………………………………….…….14

Литература ……………………………………………………………..22