Реализация системы оценки качества образования в доу. Качество образования в детском саду в условиях фгос Технология оценки качества дошкольного образования

Людмила Кочетова
Реализация системы оценки качества образования в ДОУ

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ ;

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество дошкольной организации?

От качества работы воспитателя ,

От отношений, которые сложились в коллективе,

От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми,

От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями :

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);

– какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда , ориентированная на самоценность дошкольного детства ; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы , творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)

Дошкольный стандарт - стандарт условий. Но это не означает, что при построении системы оценки качества нужно сосредотачивать внимание только на условиях.

Вице-президент, член экспертного совета по дошкольному образованию и т . д. (не буду перечислять все ее титулы) Оксана Скоролупова отмечает, что система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно , чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества .

Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно : оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются :

Самообследование,

Диагностика,

Мониторинг или контроль. Кстати, среди ученых нет четкого различия между этими понятиями, так как анализируется вся система , и сопоставляются факты.

Чаще всего мы используем основные распространенные формы контроля : оперативный, тематический, итоговый.

Что же нужно оценивать ?

Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса , условий и результатов дошкольного образования .

Разберем все три момента подробнее.

1. Качество образовательного процесса :

Какие вопросы его оценивают :

1.1 качество образовательной программы , методик и технологий, применяемых в образовательном процессе ;

1.2 качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени);

1.3 качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Примечание : Надо помнить, что не должно быть классно-урочной формы обучения, т. е. если реализуется учебная модель , то это говорит об отсутствии качества образования , т. к. она не соответствует государственным установкам в дошкольном образовании .

В нашем ДОУ разработаны некоторые таблицы контроля, которые помогают нам в оценке качества образовательного процесса . (См. таблицы)

2. Качество образовательных условий :

В стандарте указано 5 групп требований :

Финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;

Материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;

Развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;

Психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;

Кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.

Содержание процедуры оценки включает вопросы аттестации педагогов, их готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов , участие в работе РМО, знание и использование современных педагогических методик и технологий, образовательные достижения воспитанников, участие в профессиональных конкурсах разного уровня, а также качество рабочих программ и календарно-тематического планирования. Необходимо включить вопросы для оценки свойств РППС :

Вариативность – наличие пространства для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;

Трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации , интересов и возможностей детей;

Полифункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;

Доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;

Безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.)

Для оценки мы используем сл . таблицы контроля. (См. таблицы)

3. Качество результатов ДО :

Динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям . Сравнение ребёнка с самим собой - насколько он развился в течение определённого периода времени;

Соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Содержание процедуры оценки включает вопросы достижений воспитанников (включая показатели социализации, а также участие в различного уровня конкурсах, результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО , воспитанность дошкольников (социально-нормативные характеристики, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов и результаты педагогической диагностики (через педагогические наблюдения, портфолио дошкольника.)

Для этого используем сл. таблицы контроля, схемы учета и анализа. (См. таблицы)

Что же даёт система оценки ?

Информация

Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь . На основе этих сведений руководство детского сада анализирует результативность воспитания и обучения, принимает управленческие решения. Положительные результаты соответственно используются для стимулирования педагогов.

Мотивация педагогов

Участие в оценке качества воспитателей , заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.

Формирование личности ребёнка

Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества . С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.

Коррекция действий

Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.

Как оценивать ?

Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО .

В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно ). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются. (Скоролупова О.)

Тем не менее, вопросы о результатах оценки качества дошкольного образования заслушиваются на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при заведующем. Открытость результатов оценки осуществляется через публичный доклад заведующего и размещение аналитических материалов на сайте дошкольной организации.


Актуальность проблемы В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени


Актуальность проблемы Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно новому закону «Об образовании в РФ» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»


Качество дошкольного образования В настоящее время педагогические исследования проблемы качества разрабатываются в следующих направлениях: понятие качества образования; способы оценивания качества образования; механизм управления качеством образованием; информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.


Качество дошкольного образования Методологические подходы к определению качества образования неоднозначны: личностно-ориентированная модель образования - качество определяется уровнем развития личности; системный подход – качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую; деятельностный подход - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений; культуросообразная модель определяет качество как творчество личности и т.п.


Качество дошкольного образования В теории менеджмента качество это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности


Качество дошкольного образования Теория управления качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Возможна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Эти два высказывания имеют большое значение для выработки эффективной технологии управления качеством дошкольного образования


Качество дошкольного образования Для обеспечения качества недостаточно констатации брака, необходимо выявить и проанализировать причины его возникновения, а также спроектировать и организовать мероприятия по повышению уровня качества. Именно в этом и заключается управление качеством


Качество дошкольного образования На сегодняшний день нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования, его результаты. ??? Как вы думаете, на основании чего в ДОУ можно судить о качестве дошкольного образования


Качество дошкольного образования К ним основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести (И.Б.Едакова и др.) 1. знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним; 2. показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.;


Качество дошкольного образования 3. уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования; 4. психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ. Оно предусматривает создание специальных условий;


Качество дошкольного образования 5. профессиональная компетентность педагога: качество образовательной работы в детском саду зависит от его мастерства, физического и психического состояния, нагрузки и т.д.; 6. рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса. Это далеко не полный перечень параметров, по которым можно судить о качестве дошкольного образования






Качество дошкольного образования Для детей: «хороший детский сад» - это где «много играют» и обучение проводится в интересной для них игровой форме; Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического, поддержание желания детей учиться и успешность обучения, в том числе престижным предметам: иностран. языку, хореографии


Качество дошкольного образования Для педагогов: сохранение психического,физического здоровья детей, положительная оценка руководителями ДОУ и родителями, успешное освоение ООП всеми детьми, поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу и рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов, обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием


Качество дошкольного образования Для руководителей ДОУ: успешность деятельности педагогов и воспитанников, полное усвоение ООП, сохранение здоровья детей, подготовка детей к школе, рациональное использование учебного времени и рабочего времени педагогов, высокая оценка деятельности педагогов родителями и детьми и повышение престижа ДОУ


Качество дошкольного образования В исследованиях Л.Л.Ивановойи др. выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых в первую очередь зависит его качество: финансирование ДОУ; содержание дошкольного образования; кадровое обеспечение; формирование развивающей среды; педагогическая культура коллектива; нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели; положительная мотивация детей и их родителей; методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др.




Качество дошкольного образования 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения


Качество дошкольного образования При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).


Качество дошкольного образования В том же пункте: Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей


Качество дошкольного образования Там же: При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.


Качество дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.


Качество дошкольного образования 4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.


Качество дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяли необходимость включения в программу такого раздела, как система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы




Актуальность проблемы изучения мониторинга и диагностики как методов исследования Что представляет из себя педагогический мониторинг? В чем отличие мониторинга от других методов сбора информации об исследуемых объектах? Мониторинг и диагностика – какова разница?


Определение Мониторинг Диагностика Образовательный мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определённый момент на основе использования необходимых для этого параметров


Этапы Мониторинг Диагностика М.В.Крулехт, А.Н.Майоров и др. выделяют следующие этапы мониторинга: определение и обоснование объектов; определение критериев и показателей,; выбор соответствующих методов; подготовка инструментария, технологических карт; сбор информации; систематизация и анализ полученных данных; соотнесение с предшествующими результатами мониторинга; разработка рекомендаций, коррекция К.Ингенкамп выделяет такие этапы диагностики как: сравнение; анализ; прогнозирование; интерпретация; информирование о результатах диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических методов


Функции Мониторинг Диагностика Интегративная; диагностическая; экспертная; информационная; прагматическая; обеспечения обратной связи между управляющей и управляемой системами Информационная; оценочная; управленческая; ориентационная; коррекционная обслуживания научных исследований




Методы Мониторинг Диагностика Методы изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности и др.) и специально измененных условий (эксперимент); методы качественного анализа и количественной обработки результатов; методы индивидуальных и групповых экспертных оценок; метод рейтинга По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют: пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации; активные: диагностический эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций






Мониторинг и диагностика Существует неоднозначность подходов к определению понятий «критерий» и «показатель». В технической литературе «критерий» обозначает правило, в котором указываются характеристики, показатели, параметры, необходимые для всесторонней оценки объектов. В Энциклопедическом словаре понятие «критерий» определяется как «средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки»


Мониторинг и диагностика В педагогике под понятием «критерий» подразумеваются различные требования, которым должны удовлетворять объекты. Критерий (мерило) - признак, свойство, на основании которого производится оценка качества. Показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства






Экспертиза и экспертная оценка В.А.Бухвалов, С.Л.Братченко, М.В.Крулехт, Я.Г.Плинер, В.А.Ясвин и др. считают, что не стоит сводить понятие экспертизы к оценке: оценка – этап экспертизы (В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер); оценка – метод экспертизы (С.Л.Братченко); оценка – результат экспертизы (М.В.Крулехт) Таким образом, экспертная оценка – это часть экспертизы.




Виды экспертных оценок В групповых экспертных оценках важен способ согласования мнений экспертов. В одном случае, мнения экспертов может обрабатывать заказчик экспертизы (в ДОУ – зам. зав. по УВР, педагог, работающий на группе). В другом – эксперты принимают единое заключение на основе совместного обсуждения индивидуальных мнений


Экспертное заключение Экспертное заключение выступает как результат экспертных оценок. Экспертное заключение – это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т.е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы


Экспертное заключение Экспертное заключение может включать в себя следующие разделы: краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы; состав экспертной группы; перечень источников информации; общая характеристика изучаемого объекта; экспертные оценки; экспертные рекомендации


Эксперт Эксперт выступает субъектом экспертных оценок. Эксперт – это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку. Эффективность экспертных оценок во многом зависит от выбора эксперта


Эксперт По мнению многих авторов, для оценки компетентности эксперта целесообразно использовать систему различных показателей: стаж работы, образование, возраст, компетентность, ккреативность и т.д. С.Л.Братченко предлагает при выборе экспертов руководствоваться следующими характеристиками: личные качества, коммуникативная компетентность, методологическая и методическая грамотность, профессиональная подготовка, практический опыт


Внутренний экспертный совет В качестве формы организации экспертных оценок в ДОУ может выступать внутренний экспертный совет. Внутренний экспертный совет является профессиональным объединением педагогов, ученых и управленцев, который создается в структуре управления дошкольным образовательным учреждением


Внутренний экспертный совет Внутренний экспертный совет в дошкольном учреждении создается на основе приказа заведующего ДОУ. Деятельность внутреннего экспертного совета регулируется Положением, в котором отражаются следующие разделы - общие положения, цели и задачи внутреннего экспертного совета, состав внутреннего экспертного совета, организация деятельности, документация и отчетность, компетенция и ответственность


Порядок проведения экспертных оценок Информационно-аналитический этап предполагает: сбор информации об изучаемом объекте; выбор показателей для анализа изучаемого объекта; собственно анализ: распределение собранной информации согласно выбранным показателям




Порядок проведения экспертных оценок На результативном этапе осуществляется согласование мнений экспертов и формулируются выводы по анализу и оценке изучаемого объекта. А также разрабатываются методические рекомендации по совершенствованию или развитию этого объекта





В условиях реализации ФГОС имеет большое значение. В течение десятилетий в учебных заведениях сложилась система работы, оказывающая определенное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и достижение ими высокого результата обучения и воспитания детей. Однако новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов и оценки методической деятельности.

Актуальность вопроса

В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Характеристика системы

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.

Ключевые элементы

Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется на:


Организационная база

Качество в условиях реализации ФГОС, равно как и педагогического процесса в средних учебных заведениях, должно оцениваться и улучшаться системным образом. Для этого разработаны теоретические положения:

  1. Управление качеством педагогического процесса призвано ликвидировать несоответствие результатов образовательной работы школы реалиям, имеющим место в информационном обществе сегодня.
  2. Жизненным циклом для получения результатов выступает год.

Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности. Улучшая качество начального образования в условиях реализации ФГОС, учебное заведение осуществляет целенаправленное освоение системы требований. Педагогическая среда в учреждении находится в постоянном обновлении, сохраняя контакт с информационным обществом.

Инновации

Под ними следует понимать методики, существенно изменяющие результаты педагогического процесса. Эти подходы способствуют усовершенствованию или созданию новых:

Для внедрения инноваций выстраивается системная стратегия изменения обучающегося, преподавателя, всего учебного заведения. Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему. При изменении одних компонентов, корректируются и другие. Это, в свою очередь, приводит к преобразованиям во всей системе. В последнее время отмечается интенсивный поиск новых идей. На теоретическом и практическом уровнях активно прорабатываются вопросы гуманизации, дифференциации, профилизации, интеграции. Однако ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, всеохватывающая в сложной педагогической системе.

Что такое качество образования в условиях реализации ФГОС?

Оно рассматривается как обобщенная мера эффективности функционирования педагогической системы учебного учреждения. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации учреждения.

Конкретизация

Качество образования в условиях реализации ФГОС ООО, как и прочих ступеней педагогического процесса, разъясняется через целевые компоненты программы, требования к учебной среде, ожидаемым результатам. Освоение государственных стандартов предполагает формирование в учебных заведениях инновационной системы оценки достижений детей. Это, наряду с прочим, обуславливает необходимость создания современной управленческой системы.

Ожидаемые показатели

В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.

Индивидуальные результаты

В их число входят:


Метапредметные показатели

К ним относят:

  1. Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
  2. Способность использовать знания и навыки в практике.
  3. Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
  4. Формирование индивидуальной траектории в образовании.

Предметные результаты

В их числе:

  1. Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
  2. Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
  3. Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.

Критерии эффективности

Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:


Возможности участников

Условия, в которых осуществляется реализация учебно-воспитательных программ, должны обеспечить:

Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами детей и их родителей с учетом особенностей региона.

Качество образования в детском саду в условиях ФГОС.

Аннотация. Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС, дошкольная организация, работники детского сада, развитие организации.

Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется необходимостью управления качеством дошкольного образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников.

Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями Т.И. Алиевой, Л.Г. Богославец, А.А.Майер, Л.А. Парамоновой как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду .

Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители и другие специалисты, работающие с дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Однако, в последнее время в психолого-педагогической литературе и периодической печати всё чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется .

Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг городского поселения, района и округа, можно утверждать, что данное понятие рассматривается как комплекс свойств образовательной услуги, предоставляемой детским садом общеразвивающего вида "Белочка", обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных представителей) воспитанников по развитию личности каждого ребёнка - дошкольника, посещающего детский сад .

Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос о необходимости управления качеством дошкольного образования и формированием кадрового потенциала ДОО на уровне каждой организации, каждого детского сада, что невозможно без достаточно квалифицированного кадрового состава.

Управление качеством образования в МБДОУ "Улыбка" можно рассматривать как процесс:

Проектирования;

Постановки целей и определения путей достижения данных целей дошкольного образования;

Организации образовательного процесса и мотивации его субъектов на качественный труд;

Осуществления контроля отклонений от целей;

Отслеживания изменений в развитии дошкольников (психолого-педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);

Регулирования и анализа результатов деятельности .

Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях стала носить сложный характер.

Согласно работ А.Я. Кибанова, О.А. Куревиной, Л.Г. Петерсон и др., возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим опытом и радикальными изменениями в сфере образования и трудовых отношений, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие структуры, обновление кадрового состава, пополнение его специалистами, прошедшими профессиональную переподготовку, не имеющими достаточного опыта работы, привело к невысокому профессиональному уровню кадрового потенциала ряда детских садов .

Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в условиях осуществления современных реформ системы образования должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога ДОО, что актуализирует необходимость планировать перспективы и эффективно решать ежедневные, текущие и перспективные задачи, достигать стратегические цели формирования кадрового потенциала и развития организации .

Понятие «кадровый потенциал», согласно работ Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой, отражает ресурсный аспект социально-экономического развития отдельной организации. Поэтому кадровый потенциал МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной организации и решающих определённые задачи образовательного процесса .

Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле скрытых возможностей, способностей, которые могут проявиться при определённых условиях на определённом этапе развития дошкольной образовательной организации.

А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи под кадровым потенциалом понимают меру способностей и возможностей работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации .

Сегодня нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях дошкольного образования встречается профессиональная несостоятельность кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в режим развития и постоянной, ежедневной деловой активности, неумение работников перестраиваться, овладевать новыми методами работы, расширяя спектр используемых образовательных технологий, изучая научную и методическую литературу, раскрывающей систему работы с применением современных технологий, что является проблемой не только отдельно взятой дошкольной организации, но и всей системы образования, то есть является проблемой общегосударственной, актуальность которой связана со значительным повышением роли кадрового потенциала сотрудников детского сада в развитии каждой муниципальной дошкольной образовательной организации.

К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада. Слабые стороны моей деятельности связаны с объективными сложностями внедрения ФГОС.

Проанализировав систему управления дошкольной образовательной организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ "Улыбка", можно утверждать, что кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как:

Личностные свойства;

Общая работоспособность;

Профессионально-квалификационные знания, умения, опыт;

Творческие склонности, заинтересованность;

Способность и ориентация личности руководящего, педагогического и обслуживающего персонала детского сада.

Соглашаясь с утверждением А.Я. Кибанова, формирование кадрового потенциала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, как и степень соответствующей ему эффективности труда каждого сотрудника, зависит не от какого-либо одного элемента, а от их совокупности, сбалансированности и для отдельного работника, и для групп персонала дошкольной образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОО .

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия всего педагогического коллектива, но всё же существует ряд проблем и противоречий, требующих решения: необходимость повышения качества дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников, педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов педагогического процесса детского сада в качественной подготовке будущих школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника, задействованного в образовательном процессе детского сада.

Результатами практических изысканий коллектива детского сада "Улыбка" стали инновационные педагогические проекты, программа развития, основная образовательная программа, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством дошкольного образования в детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что кадровый потенциал детского сада "Улыбка" имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в образовательной организации:

Соответствие трудового потенциала характеру, объёму и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;

Обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами образовательного процесса;

Эффективное использование трудового потенциала;

Создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников .

Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии персонала дошкольной образовательной организации и тенденциях его изменения для целей управления формированием и развитием кадрового потенциала, в том числе:

Планирования,

Анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов детского сада.

Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы среди значимых выделяют психолого-педагогическую службу, материально-технические и финансовые условия, развивающую предметно-пространственную среду и кадровое обеспечение .

Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на достижение целей: повысить социальный статус дошкольного образования, обеспечивая равенство возможностей для каждого ребёнка - дошкольника в получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии уровня и качества образования, был детально проанализирован уровень сформированности кадрового потенциала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-коммуникативному развитию и сделаны следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка кадров характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения квалификации и профессионального развития каждого работника.

2. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, составляя прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной организации, анализируя возрастную структуру работников с учётом ожидаемого освобождения должностей в связи с выходом на пенсию; среднестатистического увольнения и других причин.

3. Целесообразно составление плана замещения должностей в разрезе прогнозов вакансий с учётом срока ожидаемого освобождения должностей работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в целях предварительного отбора в кадровый резерв (опрос, личные листки, конкурсный отбор, рекомендательные отзывы).

4. Организация постоянно действующих семинаров в целях подготовки кадров с новым профессиональным мышлением, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и руководителей принесет возможность повышения уровня теоретической и методической подготовленности коллектива ДОО.

5. Необходима активизация работы по информационно-аналитическому направлению: создание творческих групп для обеспечения тесной связи с населением, изучения общественного мнения, обмена опытом наиболее квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров, заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач; организация «круглого стола», «прямой линии» с привлечением средств массовой информации: газеты «Заря», ресурсов Интернет.

7. Значимым решением может стать открытие постоянной рубрики, освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового потенциала дошкольной образовательной организации на официальном сайте - «Кадры решают всё», «Новые назначения», «Спеши учиться».

8. Целесообразно организовать систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, в том числе дистанционное обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в кадровом резерве и резерве управленческих кадров дошкольной образовательной организации.

9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и аудита образовательной организации, создание баз данных об успешно работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации.

Таким образом, решение вопросов формирования кадрового потенциала для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том, что правильно организованное руководство формированием и развитием кадрового потенциала является необходимой основой для развития организации в условиях ФГОС. При этом система управления формированием и развитием кадрового потенциала обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта.

С писок литературы:

1. Алексеев, В.В. Кадровый потенциал отрасли. [Текст]/ В.В.Алексеев. - М.: Знание, 2012. - 64 с.

2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. [Текст]/А.Л. Атасов. - М.: Сфера, 2011. – 251 с.

3. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием. [Текст]/ С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова.- М.: Флинта, 2015.-150 с.

4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына.- М.:ПРИОР, 2007. - 405 с.

5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Дело, 2012.-144 с.

6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. [Текст]/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с.

7. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/ О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.

Статья

«Повышение качества дошкольного образования

с учетом ФГОС ДО»

Носова Лидия Ивановна,

старший воспитатель МБДОУ д/с №28 города Белгорода

Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования нашей области является: повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ;

На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

    обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования, с учетом федеральных государственных требований;

    активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

    внедрение менеджмента в деятельность руководителя ДОУ.

ФГОС определяют новое представление о содержании и

организации дошкольного образования, а именно:

    Совокупность образовательных областей

    Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»;

    Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГОС ДО как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

МБДОУ реализует основную

общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Цель деятельности МБДОУ по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

программно- методическое обеспечение МБДОУ;

кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);

предметно-пространственная развивающая среда;

инновационная деятельность;

информационно-технологическое обеспечение деятельности МБДОУ.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, в ДОУ работают педагоги дополнительного образования по разным направлениям, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

Исходя из этого, следует первое условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей. Имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения.

В нашем дошкольном образовательном учреждении разработана примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО. Воспитательно - образовательный процесс строится по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Освоение педагогами технологии по использованию игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и стимулированию партнёрской деятельности с детьми, приёмами интеграции образовательных областей, позволяют в полном объёме строить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Когда дети участвуют в образовательной деятельности, когда педагог становится партнёром ребёнка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняется стиль поведения взрослого, рабочее пространство за общим столом, отношение педагога к общей работе. Меняется и положение детей: появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

Возникновение новых тенденций в образовании и в социокультурной политике приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. По-прежнему, ценным и важным фактором в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения является создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого ребенка дошкольника.

Качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы. В МБДОУ проведены информационно - консультативные семинары, совещания при заведующей, педагогические часы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в международных, Всероссийских, областных и городских конкурсах. Финансирование за участие в конкурсах осуществлялось из средств МБДОУ.

Большое значение, на наш взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности МБДОУ, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий, для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости.

В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе БелИПКППС, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет.


Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Следует сделать акцент на том, что дошкольное детство - наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше ДОУ нетиповое (групповая комната является одновременно и игровой, и спальней), поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес­печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб­разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле­ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре­бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис­следования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда­телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов в ДОУ, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием.

Дополнительное образование является составной частью образовательной системы детского сада, при этом его содержание выходит за пределы основной общеобразовательной программы. Дополнительные образовательные услуги способствуют повышению качества работы, выявлению и развитию одарённых детей, что вызывает большой интерес у родителей. Деятельность кружков расширяет возможность общения, раскрытия творческих способностей, обогащению интеллектуальной, духовной сферы жизни детей, их физическому совершенствованию. Результат успешной работы педагогов - активное участие воспитанников в мероприятиях различных уровней.

Таким образом, качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.