Правовое положение соотечественников за рубежом. Фз о государственной политике рф в отношении соотечественников за рубежом Правовое регулирование отношений с соотечественниками за рубежом

Соотечественники - ϶ᴛᴏ лица, родившиеся в пределах одного государства, проживающие в настоящее время или в прошлом в нем, наделенные общностью языка, религии, культурного наследия, привязанностью к традициям и обычаям, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соответственно, под понятием «соотечественники за рубежом» Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» подразумевает четыре категории лиц: 1) граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ; 2) лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство данных государств или ставших лицами без гражданства; 3) выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства либо имеющих вид на жительство, а равно ставших лицами без гражданства; 4) потомков лиц, принадлежавших к вышеуказанным трем группам, кроме потомков лиц титульных наций иностранных государств. По неофициальным данным, в результате распада СССР за пределами России оказалось от 25 до 30 млн наших соотечественников. Граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство, одно из кᴏᴛᴏᴩых - российское, постоянно проживающие за пределами РФ, признаются Законом соотечественниками в силу гражданской принадлежности (факт кᴏᴛᴏᴩой удостоверяется документом о принадлежности к гражданству РФ) Стоит сказать, для лиц, состоявших в гражданстве СССР, выходцев (эмигрантов) и потомков соотечественников признание ϲʙᴏей принадлежности к соотечественникам будет актом ϲʙᴏбодного выбора (п. 2 ст. 3 Закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом») Выдачу документа (свидетельства) о принадлежности к соотечественникам осуществляют на территории РФ - органы внутренних дел по месту пребывания и письменному заявлению лица в месячный срок; за пределами РФ - дипломатические представительства, консульские учреждения. Факт признания - удостоверение статуса соотечественника - имеет правовые последствия.

Государственная политика в отношении соотечественников за рубежом представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социально-экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, являющихся составной частью внутренней и внешней политики РФ и направленных на защиту основных прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина применительно к соотечественникам. Комплекс такого рода мер определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». На основании Закона (ст. 14) дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, где такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина в отношении наших соотечественников за рубежом будет достаточным основанием для принятия органами государственной власти РФ адекватных мер по защите интересов соотечественников (например, использование режима реторсий) Закон предусматривает возможность оказания поддержки социально незащищенным категориям соотечественников, прежде всего являющимся гражданами РФ. Стоит сказать, для достижения целей государственной политики в отношении соотечественников за рубежом физическим и юридическим лицам РФ, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями. С целью содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими ϲʙᴏего культурного наследия государственные органы РФ обязываются законом оказывать помощь культурным центрам, библиотекам, архивам, музеям, театрам, творческим коллективам соотечественников, содействовать изучению ими культурного наследия РФ.

Лицо без гражданства. Таковым признается лицо, не имеющее доказательства принадлежности к какому-либо государству. По ϲʙᴏему правовому положению лицо без гражданства, пребывающее на законных основаниях на территории России, приравнивается (за некᴏᴛᴏᴩыми исключениями) к иностранным гражданам. Абсолютное большинство людей обладает гражданством какого-либо государства. К сокращению безгражданства стремятся также и государства. Принятая 30 августа 1961 г. Конвенция о сокращении безгражданства исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов. При ϶ᴛᴏм применяется следующее правило: государство предоставляет ϲʙᴏе гражданство лицу, рожденному на его территории, кᴏᴛᴏᴩое иначе не имело бы гражданства. Стоит сказать - политике сокращения безгражданства следует РФ. На основании Закона о гражданстве (ст. 7) Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Статус соотечественника, дающий право на участие в Государственной программе

Участие в Государственной программе вправе принять российские соотечественники, проживающие за рубежом либо постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, и члены их семей.

Пунктами 1-3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» определено, что:

«1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

Лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

Выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства».

Кроме того, статьей 3 упомянутого Федерального закона установлены условия признания принадлежности лиц к соотечественникам:

«1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников».

Кроме того, чтобы стать участником Государственной программы, необходимо соответствовать следующим условиям:

Достижение 18-летнего возраста;

Обладание дееспособностью и трудоспособностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обладание квалификацией и опытом работы, достаточными для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

Владение русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества;

Соответствие требованиям на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение такого является необходимым).

Членами семьи участника Государственной программы, имеющими право на совместное переселение с ним в Российскую Федерацию, являются лица, признаваемые таковыми законодательством Российской Федерации.

Члены семьи участника Государственной программы также должны удовлетворять требованиям, предъявляемым для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение такого разрешения является необходимым).

Соответствие необходимым для участия в Государственной программе требованиям устанавливается при помощи представленных соотечественником документов и иных материалов, характеризующих его личность, профессиональные навыки и умения и является основанием для проведения дальнейшей работы по вопросу участия соотечественника и членов его семьи в Государственной программе. В случае предоставления недостоверных данных соотечественнику и членам его семьи может быть отказано в участии в Государственной программе.

Соотечественники - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии . Также возможно трактовать как: лица, родившиеся в одном государстве , проживающие либо проживавшие в нём, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии, независимо от национальности, языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев.

Российские соотечественники

Современные научные круги, предпринимая попытку выделить понятие «соотечественник за рубежом», дают также следующую трактовку: «Зарубежный российский соотечественник - индивид, имеющий происхождение из ранее единого государства (Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации), владеющий русским языком, идентифицирующий себя с Россией и лояльно относящийся к ней, ощущающий духовно-культурные связи с прародиной, поддерживающий контакты с Российской Федерацией» .

Правовой статус

В России понятие «соотечественник» является также правовым статусом. Статус соотечественников регулируется федеральным законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». В законе закреплено следующее определение термина «соотечественники» :

1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Закон определяет также понятие «соотечественники за рубежом»:

2. Под понятием «соотечественники за рубежом» (далее - соотечественники) подразумеваются:

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом); - лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: - лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР); - выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее -выходцы (эмигранты));

12 апреля 2006 года председатель комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Вячеслав Никонов и ряд других участников парламентских слушаний в Совете Федерации предложили предоставить всем российским соотечественникам за рубежом право безвизового въезда на территорию РФ . По итогам слушаний было принято решение - направить данный законопроект в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом, а также в рабочую группу для дальнейшей доработки. На одном из заседаний Правительственной комиссии участники дискуссии считают целесообразным рассмотреть вопрос о разработке подзаконных актов по определению статуса соотечественника и порядке выдачи соответствующего удостоверения. Правительству РФ рекомендовано предусмотреть разработку Федерального закона «О репатриации в российскую Федерацию» .

Официальные учреждения РФ

Вопросами, связанными с соотечественниками за рубежом, занимается Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом

Официальные информационные ресурсы

В целях информирования соотечественников, проживающих за рубежом, о возможностях участия в Государственной программе , переселения на постоянное место жительства в Россию, трудоустройства и жилищного обустройства в территориях вселения органами государственной власти созданы и функционируют информационные ресурсы:

  • Справочное издание МИД России «В помощь российскому соотечественнику за рубежом» ;
  • портал «Русский век» (МИД России) ;
  • АИС «Соотечественники» (Минздравсоцразвития России) ;
  • Международный интернет-форум «Интеграция соотечественников» (Минрегион России) .

Организации соотечественников

Согласно статье 26 закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, является Всемирный конгресс соотечественников.

Литература

  • Что нужно знать российскому соотечественнику? - М.: Русский мир, 2004-628 стр.
  • Сравнительный анализ правового положения соотечественников, проживающих в постсоветских странах Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). – М., 2014. – 768 с. ISBN 978-5-94293-044-8
  • Больцанские рекомендации о национальных меньшинствах в межгосударственных отношениях и пояснительная записка (недоступная ссылка) ОБСЕ , 2008
  • Пронин А. А. Российские соотечественники в странах старого и нового зарубежья. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правовой статус соотечественников, находящихся за рубежом 5
1.1 Содержание понятия «соотечественник за рубежом» 5
1.2 Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников, находящихся за рубежом 9
Глава 2. Конституционно-правовые основы защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом 15
2.1. Конституционно-правовой механизм реализации и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом 15
2.2. Особенности реализации и защиты прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, имеющих и не имеющих российское гражданство 22
Заключение 28
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

В частности, последние годы дали возможность создания достаточной правовой базы, накопления опыта по эвакуации российских граждан. Речь идет о заключении соответствующих двусторонних договоров.Пока не достаточно урегулирован вопрос относительно механизма возврата российских граждан в Россию в случае, если у них отсутствуют необходимые средства. Существующих финансовый механизм не очень эффективен. Как полагают специалисты, решить проблему возможно посредством выдачи возвратных ссуд из соответствующих резервных фондов помощи соотечественникам. И все же, меры для обеспечения эвакуации российских граждан при возникновении экстремальных случаев, угрожающих жизни и здоровью, имеют отношение лишь к российским гражданам, находящимся, а не проживающим за границей. Между тем защита и покровительство в отношении своих граждан есть обязанность России. Поэтому необходимо осуществить приведение правовых актов в соответствие с Федеральным законом о соотечественниках; заняться выработкой новой стратегии обеспечения эвакуации граждан РФ из зарубежных стран, если там имеет место быть чрезвычайная ситуация. Также есть необходимость в новых соглашениях о сотрудничестве между государствами, детальном обсуждении методов их деятельности по эвакуации граждан из страны, где может сложиться чрезвычайная ситуация. Это позволит добиться уточнения соответствующих полномочий каждой из стран, избежать несогласованности в действиях при эвакуации граждан, а значит будет выступать как гарантия охраны жизни как неотъемлемого права человека, что есть высшая социальная ценность. Практика последних лет показывает необходимость такого вида защиты граждан за рубежом как страхование. Это имеет отношение как к туристам, так и лицам, выезжающим за границу на работу. С этой целью состоялось принятие Положения об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142. Данный документ гласит, что страховые случаи определяются содержанием страхового договора, заключенного гражданином Российской Федерации с организацией. Нормы международного права, действующее российское законодательство гласят, что консульства должны защищать права и интересы несовершеннолетних за рубежом, заниматься вопросами опеки и попечительства. Однако это не все аспекты политики России относительно несовершеннолетних граждан Российской Федерации за рубежом. В первую очередь, на законодательном уровне, чтобы защитить права и интересы несовершеннолетних, с учетом их неполной дееспособности состоялось ограничение их возможности выезда из России. Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»устанавливает, что несовершеннолетний паспорт может получить в случае письменного согласия хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Выезд несовершеннолетнего гражданина осуществляется из Российской Федерации, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей. Если не сопровождают родители - оформляется нотариально заверенное их согласие на выезд. Эти меры носят превентивный характер и исходят из того, что пребывание за рубежом обладает определенным риском для несовершеннолетних, и данный риск нуждается в минимизации. Другой важный вопрос – это проблема усыновления российских граждан иностранными гражданами, и защита интересов несовершеннолетних россиян за рубежом. В связи с этим Правительством РФ 29 марта 2000 г. состоялось принятие Постановления № 275, которое направлено на регуляцию данных вопросов. Здесь указано, что иностранные граждане могут усыновить детей из России, если отсутствует возможность передачи их в российские семьи. Усыновленные граждане России должны встать на консульский учет за рубежом, консульства контролируют реализацию их прав. Из всех политических прав, полагаем, наиболее регулярно осуществляется реализация права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Центром данного процесса является наличие активного избирательного права, которое есть способ участия в формировании органов государства, т.е. обладает властеобразующимхарактеом. Согласно п.4 ст.3 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», проживающий за ее пределами, имеет все избирательные права. Дипломатическим и консульским учреждениям РФ предписано оказание содействия гражданину России в том, чтобы он реализовал избирательные права, установленные законом. Чтобы осуществлять активное избирательное право российских граждан, проживающих за рубежом, при выборах Президента РФ, было создано свыше 300 избирательных участков в 146 странах мира. Таким образом, граждане России за рубежом имеют право участия в выборах и референдумах, которые проводятся в стране гражданства. Активное содействие в реализации этого права оказывается дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России. Позиция России обусловлена ее обязанностями, связанными с обеспечением статуса лица, вытекающего из его гражданства, что отражает Закон о гражданстве (ст.5). Представительства ФМС России, МИДа России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти занимаются учетом желающих добровольно выехать в Россию, содействием соотечественникам в том, чтобы выбрать оптимальный вариант переселения, подготовить их к регистрации, проводить мероприятия, обеспечивающие их переселение в Российскую федерацию, кроме того, эти функции выполняют работники консульских учреждений Российской Федерации. Что касается соотечественников, проживающих за рубежом, и не имеющих российского гражданства относительно принадлежности к Российскому государству они являются иностранными гражданами и лицами без гражданства. Здесь важно озадачиться созданием правовых стимулов «смягчения» внутригосударственного законодательства в отношении неграждан и национальных меньшинств. Одним из условий реального обретения соотечественниками межгосударственно закрепленных личных прав и свобод, на наш взгляд, выступает использование Россией приемов и средств, позволяющих решить проблемы соотечественников, целый комплекс которых утвержден постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 590 «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом». Несмотря на то, что в отношении соотечественников, не обладающих российским гражданством, существуют некоторые ограничения политических прав (в частности, доступ к государственной службе, возможность избирать и быть избранным в органы государственной власти как в стране проживания, так и на исторической родине), они все же обладают возможностью участия в политической жизни страны проживания и России. Для понимания природы и различияформ этого участия, предложена типология, а именно, речь идет о: 1) праве совещательного (консультативного) голоса; 2) включении в деятельность заводских и фабричных советов; 3) участии в деятельности политических, религиозных и общественных организаций; 4) привлечении во внепарламентскую оппозицию. То есть, это нетрадиционные формы участия в политической жизни страны. Участие и представительство соотечественников может значительно воздействовать на политические системы как страны проживания, так и России, а также на специфику развития двусторонних отношений между этими странами. От этого во многом зависит уровень интеграции соотечественников в политическую систему той страны, где они на данный момент проживают. ЗаключениеИтак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Понятие «соотечественники за рубежом» согласно Федеральному закону от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» представлено четырьмя категориями лиц: 1) гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ; 2) лицами, состоявшими в гражданстве СССР, проживающими в государствах, входившими в состав СССР, получившими гражданство этих государств или ставшими лицами без гражданства;3) выходцами (эмигрантами) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, обладавшими соответствующей гражданской принадлежностью, ставшими гражданами иностранного государства либо имеющими вид на жительство, а равно ставшими лицами без гражданства; 4) потомками лиц, принадлежавшими к вышеуказанным трем группам, исключением являются потомки лиц титульных наций иностранных государств.Осуществляя рассмотрение административно-правовой основы статуса соотечественников за пределами Российской Федерации, следует отметить недостаточную согласованность существующей системы норм, положение законодательной базы носит неудовлетворительный характер, поскольку оно не в состоянии осуществлять обеспечения выполнения главных направлений государственной политики в отношении соотечественников за пределами Российской Федерации. На наш взгляд, конституционно-правовой механизм реализации и прав и свобод соотечественников за рубежом является социально обусловленным, психологически регулируемым и, что особо важно, предусмотренным конституционным законодательством РФ комплексом согласованных действий прежде всего соотечественника за рубежом как правообладателя, а также обязанных и других субъектов с целью того, чтобы реально получить социальное благо, опосредованное правом (свободой).Таким образом, если провести анализ особенностей реализации и защиты прав и свобод соотечественников, имеющих российское гражданство, можно сделать вывод, что защита и покровительство соотечественников- граждан РФ за рубежом является обязанностью России. При этом защиту интересов своих граждан необходимо осуществлять в тех пределах, которые допускает международное право (принцип невмешательства). На современном этапе можно говорить о недостаточно эффективном механизме защиты личных прав и свобод, механизма возврата российских граждан в Россию в случае отсутствия у них необходимых средств.Рассматривая специфику реализации политических прав соотечественников, не обладающих российским гражданством, следует отметить, что есть необходимость в совершенствовании форм участия и представительства соотечественников в политической жизни страны проживания.Список литературыНормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/179473/#ixzz4eEbHh1ubПостановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12119158/#ixzz4eEbpK2FAПостановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590 "О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом". Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1548735/#ixzz4eEdhJWsoФедеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115694/#ixzz4eEWxyUowФедеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/184566/#ixzz4eEd4YS9E Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ЛитератураАзаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2015.Андриянов Д.В. Приобретение гражданства России соотечественниками, проживающими за рубежом.//Юридический вестник молодых ученых. № 2. 2016.Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2015, № 2.Ильченко О. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом.//Вестник ВГУ. № 4, 2015. Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учеб.для бакалавров / под ред. Л. Л. Попова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015.Настенко В.Н., Кузьмина В.М. К проблеме поддержки соотечественников за рубежом.// Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества сборник статей. 2015. С. 206-210.Прудникова Т.А. Особенности реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом.//Вестник Университета МВД РФ. № 6, 2015.Студнева Е. Механизм защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. https://interaffairs.ru/news/show/9505

Список литературы

Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2 Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/179473/#ixzz4eEbHh1ub
3 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12119158/#ixzz4eEbpK2FA
4 Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590 "О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом". Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1548735/#ixzz4eEdhJWso
5 Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115694/#ixzz4eEWxyUow
6 Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
7 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/184566/#ixzz4eEd4YS9E
8 Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
Литература
9 Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2015.
10 Андриянов Д.В. Приобретение гражданства России соотечественниками, проживающими за рубежом.//Юридический вестник молодых ученых. № 2. 2016.
11 Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2015, № 2.
12 Ильченко О. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом.//Вестник ВГУ. № 4, 2015.
13 Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учеб. для бакалавров / под ред. Л. Л. Попова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
14 Настенко В.Н., Кузьмина В.М. К проблеме поддержки соотечественников за рубежом.// Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества сборник статей. 2015. С. 206-210.
15 Прудникова Т.А. Особенности реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом.//Вестник Университета МВД РФ. № 6, 2015.
16 Студнева Е. Механизм защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. https://interaffairs.ru/news/show/9505

Конституционно-правовое регулирование статуса языка в зарубежных странах как важнейшая правовая основа сохранения социальной стабильности в обществе

Введение

Уважение к ценностям культурного и языкового наследия своей страны, подробное законодательное урегулирование проблем в области языка, несомненно, гарантом сохранения самобытности нации, гармоничное развитие языка и культуры населяющих страну народов и национальностей, языкового и культурного разнообразия, чтобы стать по-настоящему демократического государства и развития гражданского общества. Не случайно вопросы гарантии права на пользование родным языком неоднократно, стали предметом регулирования международными правовыми актами, в Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным и этническим, религиозным и языковым национальных меньшинств, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств и многие другие .

Основная часть

В большинстве европейских стран конституциями признан один официальный язык (Дания, Франция, Австрия, Нидерланды и другие), тем более, что в некоторых из них население имеет ярко выраженный мононациональный характер (в Греции, греки являются 95 % населения, в Португалии 99 % - португальцы, в Италии 98 % - итальянцы).

Однако, в подавляющем большинстве конституций в формулировке принципа правового равенства граждан, вместе с другими критериями, - говорится о недопустимости дискриминации по языковому признаку, желание способствовать развитию государственного языка и языков национальных меньшинств: «... происхождение, пол, раса, язык, место рождения, религиозная принадлежность... ни для кого не может служить основанием для того, чтобы получить привилегии, выгоды, нанесения ущерба, лишения какого-либо права или освобождения от какой-либо обязанности», «основными задачами государства являются: ... обеспечение обучения и постоянного повышения ценности, защита португальского языка и содействие его международному распространению» (ст. ст. 13, 95 Конституции Португалии); «Будет поощряться право этнических, языковых и религиозных меньшинств сохранить свою культурную и социальную жизнь» (2 ложки Формы правления Швеции); «Все лица, находящиеся на территории греческого государства, пользуются полной защитой своей жизни, чести и свободы, независимо от национальных, расовых или языковых, религиозных и политических убеждений» (p. 2 статья 5 Конституции Греции, аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 3 основного закона ГЕРМАНИИ) ; «В Республике Польша официальным языком является польский язык. Настоящее предписание не нарушает права национальных меньшинств», «Республика Польша обеспечивает польских граждан, принадлежащих к национальным и этническим меньшинствам, свободу, чтобы сохранить и развивать свой язык, сохранение традиций и обычаев, а также развитие собственной культуры» (ст. ст. 27, 35 Конституции Польши) .