Понятие о мотивации и готовности к риску. Изучение готовности к риску Психологический тест на определение склонности к риску

2 балла - полностью согласен, полное «ДА»;.

1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;

О баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;

1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»;

2 балла - полное «НЕТ».

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тя­желобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участ­вовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, буду­чи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со льва­ми при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на вы­сокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую ло­шадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на вело­сипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без биле­та от Таллина до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за ру­лем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болез­ни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию.

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного ва­гона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном толь­ко на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный пе­рекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять про центы?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взять ся за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объ­яснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продук тов, доехать из Москвы до Хабаровска?

КЛЮЧ:

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответ ствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные отве­ты, свидетельствуют о склонности к риску. Значения тес та: от -50 до +50 баллов.

РЕЗУЛЬТАТ:

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;

от -10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

с возрастом готовность к риску падает;

у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

с ростом отверженности личности, в ситуации внутрен­него конфликта растет готовность к риску;

в условиях группы готовность к риску проявляется силь­ней, чем при действиях в одиночку, и зависит от группо­вых ожиданий.

15. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса .

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его луч­ше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все став­лю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отноше­нию к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.

11. Усердие - это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, ко­торой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на по­мощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное за­дание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро вый­ду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я ста­раюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих кол­лег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководи­теля.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выпол­нять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои дости­жения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и поло­жению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

КЛЮЧ

Вы получили по 1 баллу за ответы «ДА» на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29,30, 32, 37, 41.

Вы также получили по 1 баллу за ответы «НЕТ» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных бал­лов.

РЕЗУЛЬТАТ

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотива­ции;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА:

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анали­зировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готов­ность к риску».

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ори­ентированные на успех, предпочитают средний уровень рис­ка. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мо­тивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой моти­вации к успеху.

К тому же, людям, мотивированным на успех и имею­щим большие надежды на него, свойственно избегать вы­сокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, РЕЖЕ попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И на­оборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Назначение . Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимает­ся как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Инструкция. Оцените степень своей готовности совершать действия при ответе на каж­дый из 25 вопросов. Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по следующей схеме: "полностью согласен», «безусловное да» +2 балла; «больше да, чем нет» -+1 балл; «ни да, ни нет», «нечто среднее» - 0 баллов; «больше нет, чем да» -1 балл; «полностью не согласен» -2 балла.

Вопросы

1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее ока­зать необходимую медицинскую помощь тяжело больному человеку?

2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опас­ной и длительной экспедиции?

3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости бо­лее 100 км/ч?

5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фаб­ричную трубу?

10. Моглии бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Пскова до Москвы?

15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно пережил тяжелее дорожное происшествие?

16. Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постель­ным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движу­щегося со скоростью 50 км/ч?

19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людь­ми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?

20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высо­ковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?

24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

Показатели уровня готовности к риску:

Меньше -30 баллов - низкий.

10...+10 баллов - средний,

Свыше 4 - 20 баллов - высокий.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (за­щите).


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Опросник “Степень хронического утомления”

Данная методика предназначена для диагностики доклинических степеней хронического утомления, которое в своих крайних формах переходит в разряд патологических состояний (различные формы астенического синдрома, неврозов и др.), что требует ме­дицинского вмешательства.

Хроническое утомление даже на ранних стадиях своего развития существенно снижает работоспособность человека, а в выраженных степенях приводит к затруднению выполнения даже хорошо знако­мой работы и в крайних степенях - к полному срыву деятельности.

Отличительной чертой хронического утомления является его длительное “подспудное” накопление, которое проявляется чаще всего только в различных субъективных жалобах и недомоганиях. Оно долгое время не имеет объективно регистрируемых проявле­ний. При сильных степенях хронического утомления распад дея­тельности и ухудшение здоровья могут проявиться в форме мас­сированного “обвала”.

Поэтому своевременная диагностика развития хронического утомления чрезвычайно важна для организации профилактичес­ких и коррекционных мероприятий по поддержанию общей тру­доспособности человека.

Данная методика представлена в виде традиционного опросника, который включает 36 развернутых утверждений, соответ­ствующих наиболее типичным проявлениям хронического утом­ления в разных сферах жизнедеятельности. Они могут быть под­разделены на четыре основные группы симптомов, включающих:

симптомы физиологического дискомфорта (п. 3, 9, 10, 11, 13, 1б, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 32);

снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт (п. 1, 4, 5, 8, 19, 20, 21, 34, 35, 36);

нарушения в эмоционально-аффективной сфере (п. 2, 7, 15, 18, 22, 30);

снижение мотивации и изменения в сфере социального обще­ния (п. 6, 12, 14, 28, 33).

Формулировки симптомов хронического утомления даны как в прямой, так и обратной форме. Опросный лист, предлагаемый испытуемому для заполнения, представлен ниже.

Для оценки наличия признаков хронического утомления ис­пытуемый может использовать три варианта ответов - согласен сутверждением (ответ “Да”), не согласен (ответ “Нет”) и не уверен в четком выборе (ответ “Да-Нет”). Полученные ответы по каж­дому пункту методики переводятся в трехбалльную оценочную шка­лу с учетом типа формулировки утверждения:

Основным показателем выполнения методики является индекс хронического утомления (ИХРУ), который подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам опросника. Значения ИХРУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 72 баллов. Для вынесения диагно­стического суждения о степени хронического утомления исполь­зуются следующие градации ИХРУ:

Для более полной качественной интерпретации результатов целесообразно также подсчитать удельный вес разных групп симп­томов в общем индексе хронического утомления (см. выше). По­скольку количество утверждений, входящих в разные группы симп­томов, неодинаково, то имеет смысл подсчитать процентное от­ношение набранньк по соответствующим пунктам опросника бал­лов к их максимально возможному числу:

симптомы физиологического дискомфорта - 15 пунктов, mах = 30 баллов;

снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт - 10 пунктов, mах = 20 баллов;

нарушения в эмоционально-аффективной сфере - б пунктов, mах =12 баллов;

снижение мотивации и изменения в сфере социального обще­ния - 5 пунктов, mах = 10 баллов.

Преобладание той или иной группы симптомов свидетельству­ет о глубине соматизации негативных последствий хронического утомления и указывает на сбои в работе тех регуляторных меха­низмов деятельности, которые прежде всего нуждаются в коррек­тировке.

Так же как и уровень личностной тревожности, степень разви­тия хронического утомления является важным опосредующим фак­тором, который обусловливает особенности актуального ФС. Об­щая астенизация организма связана с истощением адаптацион­ных ресурсов человека, что существенно ограничивает возможно­сти человека адекватно реагировать на профессиональные нагруз­ки. Она приводит также к необходимости актуализировать в дея­тельности резервные ресурсы, что усугубляет эффекты перенап­ряжения и истощения.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и соотнесите его с тем, как вы себя обычно чувству­ете в течение последних нескольких месяцев. Если оно совпадает с типичными для вас ощущениями - зачеркните ответ “Да”, в противном случае - зачеркните ответ “Нет”. Если вы затрудняетесь в выборе от­вета, подчеркните оба предложенных варианта “Да-Нет”.

1. Чаще всего у меня хорошее самочувствие да - нет

2. Я стал(а) раздражительным да - нет

3. В последнее время я стал (а) хуже видеть да - нет

4. Я стал(а) забывчивым да - нет

5. После работы я чувствую себя разбитым(ой) да - нет

6. Мне нравится работать в коллективе да - нет

7. У меня часто бывает подавленное настроение да - нет

8. Я чувствую постоянную тяжесть в голове да – нет

9. У меня отекают ноги да - нет

10. У меня бывают головокружения да - нет

11. У меня бывает ощущение, что мне трудно вздохнуть да -нет

12. Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу и уйти домой да -нет

13. После сна я обычно встаю вялым(ой) и плохо отдохнувшим(ей) да - нет

14. Мой рабочий день обычно пролетает незаметно да - нет

15. Я стал(а) часто ссориться со своими близкими да - нет

16. После пробуждения я засыпаю с трудом да - нет

17. Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах да -нет

18. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым раньше я относился(лась)спокойно да-нет

19. Я стал (а) вялым и безразличным да -нет

20. Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые нужно сделать

Сегодня да -нет

21. В последнее время мне стало трудно работать да- нет

22. У меня ровный и спокойный характер да - нет

23. Меня мучают боли в висках и во лбу да -нет

24. У меня часто бывают приступы сердцебиений да - нет

25. Когда я работаю, у меня почти все время болят спина и шея да -нет

26. У меня часто возникает ощущение тошноты да - нет

27. У меня часто болит голова да -нет

28. Моя работа мне перестала нравиться да - нет

29. Я постоянно хочу спать днем да -нет

30. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер да -нет

31. Когда я читаю, мне приходится напрягать глаза да -нет

32. Чаще всего у меня беспокойный сон да -нет

33. Я с удовольствием прихожу на работу да -нет

34. Я все время чувствую себя усталым(ой) да -нет

35. В последнее время я чувствую общее недомогание да -нет

36. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком да - нет

Индекс хронического утомления


Методика позволяет оценить степень готовности к риску . Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок. Исследования также показали, что:

  • с возрастом готовность к риску падает;
  • у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
  • у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
  • у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
  • с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
  • в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Инструкция к тесту
  • «полностью согласен», «безусловное да»: +2 балла;
  • «больше да, чем нет»: +1 балл;
  • «ни да, ни нет», «нечто среднее»: 0 баллов;
  • «больше нет, чем да»: -1 балл;
  • «полностью не согласен»: -2 балла.
Тестовый материал
  1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжело больному человеку?
  2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
  3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?
  4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
  5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
  6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?
  7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?
  8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
  9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
  10. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?
  11. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.

    Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

    Показатели уровня готовности к риску:
  • Меньше -30 баллов – низкий.
  • -10…+10 баллов – средний.
  • Свыше 4-20 баллов – высокий.

Методика диагностики степени готовности к риску разработана А.М. Шубертом и направлена на исследование готовности (склонности) человека рисковать в тех или иных ситуациях.

2 балла - полностью согласен, полное «ДА»;.

1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;

0 баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;

1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»;

2 балла - полное «НЕТ».

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы? .

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию.

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

КЛЮЧ:

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов.

РЕЗУЛЬТАТ:

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;

от -10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

С возрастом готовность к риску падает;

У более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

У женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

С ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;

В условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

Литература: Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

Риск - это возможная, осознанная человеком опасность. С риском человек сталкивает ежедневно, порой даже не замечает его т.к. «автоматически, на уровне подсознания оценивает его вероятность и потенциальную угрозу».. Порой под риском понимается деятельность, которая совершается в надежде на удачный исход или просто характеристики деятельности в определенной ситуации. Однако более распространено другое суждение о риске, где он рассматривается как возможная опасность или неудача.

По словарю С.И. Ожегова риск определяется как возможная опасность и действие наудачу в надежде на счастливый исход. По его словам для существования риска, необходима опасность, в которой заложена неопределенность.

А.П. Альгин определяет риск как деятельность, которая связана с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора. В процессе этой деятельности имеется возможность количественно и качественно оценивать вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

По мнению О. Ренна, риск - это возможность того, что человеческие действия и результаты его деятельности приводят к последствиям, воздействующим на человеческие ценности.

Понятие «риск» используют многие общественные и естественные науки. Каждая из них использует для этого собственные методы т.к. каждая наука имеет свой предмет и свою направленность в исследовании риска. Как следствие можно выделить большое многообразие аспектов, в которых может рассматриваться риск или деятельность в рискованных ситуациях.

«Высокая готовность к риску обычно сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, и прямо пропорциональна числу допущенных ошибок». Чаще всего у людей в возрасте с большим багажом жизненного опыта готовность к риску ослабевает. Если говорить о профессиональной деятельности, то люди с большим профессиональным опытом рискуют намного реже, чем неопытные, молодые специалисты. Если рассматривать индивидов по половому признаку, то женщины готовы рисковать при более определенных условиях, чем мужчины. В коллективе готовность индивида к риску зависит от тех ожиданий, которые на него возлагают, поэтому в данной ситуации готовность к риску может проявляться сильнее, чем, если бы человек находился один. В общем, готовность к риску у человека возрастает при назревании или наличии внутреннего конфликта. «Иногда нет никакой возможности избежать риска, но есть возможность его минимизировать, при этом достаточно знать несложные правила, чтобы не рисковать зря».

Но исключить риск из повседневной жизни невозможно т.к. он является неотъемлемой чертой человеческой активности. Обычно, риск встречается во всех сферах человеческой деятельности, это связано с влиянием на положительный исход принимаемых человеком решений множества факторов и условий внешней среды, как социальных, так и экономических и даже природных.

Однако «риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска».

Риск нельзя рассматривать однозначно т.к. порой он может сопутствовать творческой деятельности людей, а иногда, в опасных ситуациях, он бывает необходим для выживания. Порой принимаемые решения могут приобрести рискованный характер, в силу того, что нет возможности предугадать те последствия, которые они могут за собой повлечь. Именно поэтому любое принимаемое решение несет в себе ту или иною долю риска и принимается человеком для обеспечения личной психологической безопасности..

Исходя из этого, можно сказать, что «риск не только характеризует деятельность человека, как ориентированную на возможность неуспеха, но и показывает умение просчитать ситуацию, и способность человека изменять ее в соответствии с его целями».

Склонность человека к риску не может быть величиной постоянной, люди могут по-разному рисковать в своей личной жизни и профессиональной деятельности. Готовность индивида к риску зависит от множества средовых факторов, таких как характеристики проблемных ситуаций, структурирования социальных систем, методов формирования проблемы и типа принимаемого решения. Готовность индивида к риску может быть связана с половой принадлежностью, мужчины обычно более рискованны, чем женщины, а так же с такими личностными качествами, как склонность к самоутверждению и доминированию, импульсивностью, возбудимостью и агрессивностью. «Отрицательные связи были выявлены с социальной желательностью, социальной ответственностью, совестливостью, внушаемостью».

При оценке готовности к риску во время принятия рискованных решений исходными можно считать следующие данные:

1) важные целевые установки, т.е. личные и профессиональные цели;

2) перечень негативных последствий и потерь, которые возможны при принятии любого рискованного решения, основной задачей здесь является минимизация потерь;

3) степень готовности к риску в зависимости от от вероятности наступления последствий.

Именно поэтому «очень важно оценить степень готовности к риску, и возможно провести коррекционные мероприятия, чтобы избежать отрицательных последствий риска в жизни человека».