Почему рассказ называется чучело. Сочинение по повести В

Уроки достоинства и человечности

(по повести В. Железникова «Чучело»)

Урок-дискуссия в 6 классе

Цели:

1)помочь учащимся разобраться в проблемах, поднимаемых В.Железниковым в повести «Чучело», обучать выборочному пересказу, составлению характеристики героев;

2) развивать речь, мышление, умение дискуссировать с обоснованием

своего мнения;

3) воспитывать чувства собственного достоинства, доброты, бескорыстия. Оборудование:

запись музыки Бетховена «Аппассионата», «Лунная соната»;

карточки со словами: предательство, подлость, жестокость, равнодушие, лицемерие, доброта, достоинство, верность, благородство, преданность, бескорыстие, самоотдача.

Эпиграф:

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на костре и распинали,

Как всем известно, с самых ранних дней.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Прочитана повесть Владимира Железникова «Чучело».

Сегодня мы будем говорить, а, возможно, и спорить о героях этой повести, их поступках, о доброте и жестокости, о верности и предательстве, о подлости и благородстве. Я назвала наш урок - «Уроки достоинства и человечности».

Вывидите здесь карточки со словами, называющими качества человеческого характера. Я предлагаю вам самим разобраться, какие из них положительные, а какие отрицательные. Распределите слова в две колонки.

Все эти качества в большей или меньшей степени живут в душе каждого человека, и нужна экстремальная ситуация, когда человек оказывается перед выбором: совершить подлый поступок, чтобы сохранить свое благополучие, или быть битым, но сохранить достоинство.

Известны случаи, когда внешне незаметный, скромный человек в ответственный момент делал свой выбор и совершал героический поступок, часто ценой собственной жизни; другой, с виду боевой и энергичный, в последний момент, спасая себя, свое благополучие, становился предателем.

Каждый из нас имеет право на такой выбор. Именно в такие моменты мы

можем узнать, чего мы стоим.

Перед выбором оказались и герои повести В. Железникова «Чучело».

11. Аналитическая беседа по повести В. Железникова «Чучело».

1. Первые впечатления от повести.

Понравилась ли вам повесть? Чем?

Напомните сюжет.

Что особенно запомнилось? Назовите самые сильные, на ваш взгляд, страницы.

2. Знакомство с героями.

А теперь давайте поближе познакомимся с героями повести. Кто они? (Николай Николаевич Бессольцев, Лена, Димка Сомов, Миронова-Железная кнопка, Рыж:ий, Лохматый, Шмакова, Попов, Васильев, Маргарита Ивановна.)

Дайте краткую характеристику каждому из них.

Начнем с Николая Николаевича Бессольцева, ведь он со своим домом, картинами, героическим прошлым этого древнего провинциального городка является одним из главных героев повести.

Кто такая Лена Бессольцева?

Как прошло ее знакомство с классом? Как встретили ее одноклассники?

За что ее прозвали Чучелом? Почему? (Она была непохож:а на них.)

Кто дал ей это обидное прозвище?

Кто эти ребята? Расскажите о них. Кто вам больше всех понравился, а кто нет?

3. Анализ композиции.

Ребята, вы знаете, что композиция любого драматического произведения состоит из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

Как вы думаете, какую сцену можно назвать завязкой действия в этой повести? (Димка рассказывает Маргарите Ивановне о побеге.)

Прежде чем говорить о поступке Димки Сомова, давайте подумаем, что означают слова «предательство», «предать»?

Почему люди идут на предательство?

Предатель ли Димка Сомов?

Почему предал?

А как можно назвать поступок Лены Бессольцевой?

Какие слова вы взяли бы для ее характеристики?

Зачем она это сделала?

Почему так долго верила Димке?

(Лена - чистая, открытая душа. Она не умела хитрить, лицемерить, все чувства, вся душа ее были распахнуты навстречу людям. Чужую боль она переживала как свою, чужой страх или страх за другого человека бросал ее в дрожь. Ей очень хотелось иметь друга, друзей. Помните, как она всю дорогу старалась подружиться с Рыжим. Димка, когда-то пришедший ей на выручку, казался ей героем, рыцарем. Ей хотелось отплатить ему тем же ­спасти его. Она верила ему безоговорочно, и для нее было просто недоступно, что Димка еще и на подлость способен, на предательство Ей невыносимо было видеть, как он мучается.)

Как вы думаете, когда ей было больнее всего разочаровываться в Димке?

Невольно вспоминаются строки одного стихотворения:

Закрыв глаза, смотрела на тебя,

Чтоб видеть лишь таким, как мне хотелось.

Обманывалась, вымысел любя.

Куда же ослепленье это делось?

Ты рухнул с пьедестала,

И тотчас прозрела я,

Но как сознаться тяжко:

Всем сердцем я платила за алмаз,

А оказался он простой стекляшкой.

Почему так больно прореагировали ребята на «предательство» Ленки?

Как они решили наказать ее за это?

4. Разговор о жестокости.

Просится ли в наш разговор о повести Железникова слово «жестокость»?

Что стоит за этим словом? Как вы его понимаете?

Какие страницы повести особенно жестоки?

Кто первым предлагает сжечь Ленку на костре?

Чтение учителем отрывка из главы 11 (рассказ Лены о сожжении на

костре) на фоне «Аппассионаты» Бетховена.

Работа с эпиграфом.

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции, церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Об этом и слова немецкого поэта Гете, которые я выбрала эпиграфом к уроку.

Как вы понимаете эти слова?

(В них говорится о людях, опередивших своих современников в развитии, благородных, готовых отдать другим все сокровища своей души. Их немного, говорит поэт. Но именно эти немногие с давних пор раздражали серую безликую человеческую массу и подвергались гонениям.

Распинали - это о ком? Каждое поколение рождало мучеников: проведший долгие годы в заключении Ибн Сина, английский ученый Роджер Бэкон, убитый узбекский астроном Улугбек, сожженный на костре Джордано Бруно, представший перед судом мучителей Галилео Галилей.)

О ком из героев повести эти слова?

В мире и сейчас много жестокости, но если бы каждый из героев не

совершил подлого поступка, зла на земле было бы намного меньше.

Какова вина каждого из героев, участвовавших в этой жестокости?

Не забывайте, что так изощряются ваши сверстники- шестиклассники. Как

отнеслись вы к ним? Как поняли их?

Зачем они издевались над Леной и ее дедушкой заодно?

Кто был организатором этой травли?

Каково ваше мнение о Железной Кнопке?

Поведение кого из ребят можно назвать по-настоящему подлым? Почему? - А где были остальные ребята в классе? Автор даже не называет их. Как

можно назвать их поведение?

Да, страшным словом - равнодушие. Как вы его понимаете?

А где в это время была классная руководитель Маргарита Ивановна. Что

вы думаете о ее роли во всей этой истории?

В этом году мы познакомились с образами нескольких учителей. Кто они?

(Лидия Михайловна из «Уроков французского В. Распутина, Харлампий

Диогенович из «13 подвига Геракла» Ф.Искандера, и вот сегодня Маргарита

Ивановна...)

Кто из них вам больше понравился? Почему?

5. Секреты мастерства.

На каком фоне разворачиваются события?

(Героическое прошлое России, города)

Какая тема постоянно появляется на страницах повести?

(Портреты прошлых эпох, особенно часто - генерала Раевского)

(Противопоставляет благородство, высоту духа их героев подлости,

низости, узости интересов ребят)

Какую еще антитезу наблюдали вы в повести?

(Николай Николаевич, Лена - одноклассники)

Каков исход их поединка?

Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,

чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме

силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

Изменились ли ребята после этой истории?

Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

Стоило ли создавать об этом целую повесть?

(Да, она позволила взглянуть на себя со стороны)

Чему она нас учит?

(Достоинству, человечности, доброте, умению ценить настоящих

друзей... .)

По повести В. Железникова снят одноименный фильм. Что произвело на

вас большее впечатление - фильм или повесть? Почему?

III.Заключение.

Закончить урок мне хотелось бы чтением заключительной сцены, когда

ребята, наконец, поняли, кого они потеряли, осознали свою ошибку и даже затосковали «по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству».

Чтение учителем заключительной сцены (звучит «Лунная соната» Бетховена).

IV. Подведение итогов.

У. Домашнее задание:

Написать сочинение на тему «Портрет моего сверстника».

Жестокие игры

(По повести В.К. Железнякова «Чучело»)

Цели:

1) обучать учащихся выделять основные проблемы в прочитанном произведении;

2) развитие речи; приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

3) вырабатывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков; показать что такое детская жестокость и к чему она может привести.

Ход урока:

I Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II Индуктор

Чтение учителем первой главы наизусть под музыку Моцарта «Реквием»

Глава первая
Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.
Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн - вверх!..
Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток - вниз!..
Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:
- Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. - Она всхлипывала на ходу. - Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..
Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком - и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала ее радость и успокоение.
Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.
Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!

Какое впечатление произвел на вас прочитанный мною фрагмент?

Это1 глава повести Железнякова «Чучело». Уже в ней мы видим, что в жизни девочки произошло нечто неприятное.

III Самоконструкция

Я думаю, что каждому человеку в жизни приходилось хотя бы раз столкнуться с бесчеловечными поступками. Дети часто убеждены в том, что эти поступки присущи только взрослым. Это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».

Жестокость…..как вы понимаете это слово? Продолжите фразу: жестокость –это….

Трудно не согласиться с вашими высказываниями. Вы все верно сказали. Жесто́кость - это черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

А тема наша звучит так: «Жестокие игры» - запишите в тетради.

Ребята, а теперь попробуйте определить цель урока? Чем мы будем заниматься?

Мы сегодня постараемся ответить на поставленные писателем вопросы: "Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?”

IV Социоконструкция

Чтобы продолжить дальнейшую работу, предлагаю объединиться в пары.

А для того, чтобы проанализировать и дать оценку событиям, которые происходят в произведении, предлагаю начать с их участников.

Ребята, вспомните героев произведения. Подберите подходящий цвет для каждого. Попробуйте при помощи оттенка показать характер, поступки того или иного героя.

Представление и обсуждение работы, которая была воспроизведена в парах.

Вывод : мы выслушали ваше мнение, посмотрели на то, с каким цветом у вас ассоциируются герои, а теперь предлагаю еще глубже окунуться в мир, в котором живут герои произведения. И создать «Галерею подростков»

V Социализация.

Ребята, кто знает, что такое галерея ? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).

Кого мы поместим в нашу «галерею»? Что объединяет их (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).

Отлично, теперь мы можем приступить к созданию.

- Произвести данную работу предлагаю в группах. 5 ГРУПП

Перед вами на столах лист А2. Ваша задача: наклеить на него фотографию персонажа, который достался вашей группе. Затем из предложенных высказываний и цитат выбрать несколько, которые точно и ёмко охарактеризуют вашего героя и его поступки. На работу 5 мин.

Афиширование

Афиширование ваших работ мне бы хотелось начать с группы, которая работала с главной героиней – Леной Бессольцевой . Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем.

Но все же поначалу Лена думает, что у нее есть друг, но потом как оказалась она жестко ошибалась!....

Выступает группа – Дима Сомов. - А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? (Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).

Красивый мальчик, лидер класса, с ним хотят дружить многие девочки. Смелый, благородный, добрый, отзывчивый. Встал на защиту новенькой девочки Лены Бессольцевой, когда другие ее будущие одноклассники отнеслись к ней грубо, сразу дали эту обидную кличку "Чучело", предложил ей дружбу. Но впоследствии мы убеждаемся, что вся эта доброта и смелость Димы не выдержала экзамена, проверки на прочность. В итоге мальчик проявил трусость, а позднее и предательство по отношению к Лене, зная, что это она взяла его вину на себя, но у него так и не хватило смелости признаться своим одноклассникам.

А теперь, с противоположной стороны разместим остальных.

«Железная кнопка» Миронова

Железная Кнопка – удивительная девочка, которая держит в руках весь класс за счёт своей воли и железной уверенности в своей правоте. Несмотря на это, я бы не хотела дружить с такой девочкой.

Валька – Живодер

Валька -Живодер влюблен в деньги. Бескорыстие для него - признак глупости.

Шмакова

Модница Шмакова – настоящая интриганка. Она пытается управлять своими одноклассниками хитростью, собирая компромат на них. Её образ вызывает только неприязнь. Попик находится полностью под её влиянием. Он безволен и поклоняется Шмаковой, как раб.

Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает.

Что сформировало эту жестокость в детях?

Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за необычное поведение своего дедушки, но никак не реагировали,

Давайте постараемся разобраться, что же случилось в этом классе? Что послужило причиной конфликта? Что же так расстроило и огорчило Лену?

Карточка с вопросами группам

Что послужило развитием конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками?
Зарождение и развитие конфликта определили в детском коллективе и зависть, и стремление к лидерству, озлобленность и душевная неразвитость, равнодушие и примитивизм.

Где завязка этого конфликта?

Завязкой конфликта является эпизод, когда Димка рассказывает учительнице о побеге класса с урока.

Какой эпизод является кульминацией?
Эпизод сожжения чучела.

Учитель раздает данный эпизод группам.

Прочитайте данный эпизод. Прокомментируйте. Как вы понимаете его?

До костра она рассчитывала на Димку, в которого верила, надеялась, что он признается, остановит это страшное действо, а потом, поняв, что помощи ждать неоткуда, осмелела и стала спасать чучело - их было двое: она и её двойник. Лене было тяжело: она разочаровалась в друге, который оказался настоящим предателем, она же защищала своё достоинство, честь- именно они заговорили в ней в момент казни. Поэтому после костра встала с земли навстречу Димке другим человеком. В ней как будто бы что-то умерло - доброта, открытость, доверчивость к людям, поэтому и пришло желание сыграть роль Чучела, остричься наголо.

В мире много жестокости, писатель хотел показать, что зарождается она в детстве, перед нами не просто одноклассники, а жестокие безжалостные люди даже по отношению к друг другу. Сомову, у которого они гуляли на дне рождения, объявляют бойкот и готовы гнать его по городу, как только выясняют, что он сказал о побеге с урока. Кульминационная сцена оправдывает характеристику, данную Рыжим в развязке «Мы детки из клетки. Нас надо в зверинце показывать».
- Какой эпизод можно считать началом развязки?

Учитель раздает эпизод

Дедушка Бессольцев приносит в класс портрет. Он верит в людей, поэтому оставляет карину, на которой изображена Машка, великая жертвенница, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка.

Мы помним, что жениха её убили на войне, замуж она не вышла и посвятила себя людям - основала гимназию, работала в госпитале, спасала людей во время эпидемии тифа. Здесь мы видим её остриженной - она только что оправилась от болезни. В этом сходство с Леной Бессольцевой, которая сама остриглась наголо. У писателя и Лена, и «Машка»- одно лицо, вот почему портрет так подействовал на одноклассников. Возможно, в какой-то момент произошло осознание их поступков, в результате которых они с дедушкой вынуждены покинуть городок. И похожи они прежде всего своим стремлением нести людям свет, сердечностью, добротой.
Учитель: Да, «чудики» уехали, а портрет «Машки» остался, в финале плачет Железная Кнопка, а Рыжий пишет на доске: «Чучело, прости нас!»

Милосердие, честность, искренность и добро должно побеждать зло и жестокость.

VIII Разрыв

Наш современный мир изобилует такими ситуациями, которая произошла с Леной Бессольцевой. История, рассказанная в этой повести, послужит многим хорошим уроком жизни. История Лены Бессольцевой и её одноклассников заставляет задуматься как нужно относиться к людям, своим сверстникам, одноклассникам. Какими могут быть жестокими и непонимающими люди. Как порой мы не хотим понять и принять других, не похожих на нас.

А сейчас я раздам каждой группе карточки-информаторы. Ваша задача внимательно изучить их.

Карточки-информаторы

В. Железняков родился в г. Витебске, в семье кадрового военного 26 октября 1925 года. Учился в юридическом институте, затем в литературном. Начал печататься в 1957 году в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”. Написал несколько книг для дошкольного и младшего школьного возраста.

Писатель поднимает в своих произведениях вопросы непростых взаимоотношений в семье, отношений ребят и взрослых. Писатель не боится острых ситуаций и жестких жизненных столкновений. Он показывает жизнь такой, какой сам ее видит.

По произведениям Железнякова поставлены фильмы “Нежданный гость”, “Серебряные трубы”, “Алая гвоздика”, “Чучело”.

Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

Сам автор потом писал: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль» .

Что вы узнали нового?

Произведение Железнякова является автобиографичным, так как за основу сюжета он взял историю, которая произошла в реальной жизни с его племянницей.

IX Рефлексия

  • А приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки ?
  • Появилось ли такое желание сейчас? Возьмите листки бумаги и напишите
  • “П Р О С Т И М Е Н Я,…”
  • Вы можете просто дописать эту фразу, можете подробно описать, за что вы хотите извиниться. И если этот человек находится в классе, вы можете отдать ему сразу же.

    Владимир Карпович Железников

    «Чучело»

    Маленький старинный городок на берегу Оки. Пожилой Николай Николаевич Бессольцев уже несколько лет живёт один в столетнем фамильном доме с мезонином и четырьмя балконами.

    Он переехал туда после смерти тётки. Став вдовцом, долго болел и часто вспоминал картины своего прадеда — крепостного художника, целая коллекция которых была собрана поколениями Бессольцевых. Николай Николаевич продолжил эту традицию, решив собрать все работы прадеда. Он тратил на это все свои деньги, а сам ходил в пальто с заплатками на локтях, за что дети прозвали его Заплаточником.

    Однажды к нему приехала внучка Ленка — нескладный длинноногий подросток с подвижным лицом, которое украшал большой, вечно улыбающийся рот. Её сразу очаровал дом с четырьмя балкончиками, однако вскоре случилась та самая история.

    Ленка примчалась домой в слезах и начала собирать вещи. Она хотела уехать из города навсегда. Уговоры не помогли — Николаю Николаевичу пришлось купить билет на пароход. У касс речного пароходства Ленку встретила группка одноклассников. Они начали обзывать девочку Чучелом, а вечером Ленка рассказала деду обо всём, что с ней случилось.

    Шестой класс встретил Ленку насмешками. Узнав, что новенькая — внучка Заплаточника, ребята уже не стеснялись и прозвали Ленку Чучелом — «рот до ушей, хоть завязочки пришей». Ленка же думала, что её новые друзья просто шутят, и смеялась вместе со всеми. Из всего класса особенно выделялась сплочённая группка, возглавляемая Мироновой. За сильную волю и принципиальность эту девочку называли Железной Кнопкой. Она беспощадно наказывала всех, кто поступал, по её мнению, неправильно. Ещё в этой компании был мальчик Валя, считающий, что главное в жизни — деньги. Он стремился добыть их любой ценой. Лохматый считал, что всё можно решить силой — это был самый сильный мальчик в классе, сын лесничего. Над Рыжим все смеялись только потому, что он был рыжим. Сам Рыжий боялся пойти против группы и смеялся громче всех. Девочка Шмакова была самой красивой и нарядной в классе. Хитрая, кокетливая и изворотливая, она соблюдала только свои интересы и любила заводить себе «рабов». Таким «рабом» был верзила Попов. Он ходил за Шмаковой, словно был к ней привязан, и выполнял любые её капризы. Ещё один мальчик, Васильев, не был злым, но, как и все, подчинялся Железной Кнопке.

    Димка Сомов тоже примыкал к этой компании, но Мироновой не подчинялся. Самый умный мальчик в классе, он держался независимо, и даже в «рабы» Шмаковой не попал. Рядом с ним и села Ленка. Дима ей понравился — он был похож на скульптуру в местном парке под названием «Спящий мальчик». К тому же, он единственный заступился за неё. Их классная Маргарита Ивановна в то время выходила замуж, была влюблена и ничего вокруг себя не замечала.

    В тот день Маргарита Ивановна объявила, что класс поедет на экскурсию в Москву, а она поедет вместе с ними — её жених жил в Москве. Тут Димка и придумал не брать деньги у родителей, а заработать на экскурсию самим. Класс подхватил идею, и дети начали подрабатывать — собирать яблоки, подметать улицы и даже клеить игрушки на местной фабрике. Теперь в группе заправлял Димка Сомов. Он где-то раздобыл огромную фарфоровую копилку и складывал туда заработанные деньги. Ленке разрешили присоединиться к группе, она даже подружилась с Димкой.

    На фабрике игрушек Дима спас Ленку. Дети клеили морды зверей, и Ленка примерила на себя заячью голову. Тогда остальные тоже надели морды и обступили девочку. Она оказалась в окружении странных и жутких зверей, испугалась и позвала Диму. Он разогнал одноклассников, но Ленке долго потом казалось, что Лохматый — это медведь, Валька — волк, Шмакова — лиса, а она сама — бедный зайчишка.

    Однажды она и Дима застали одноклассника Вальку за позорным делом — он ловил по улицам бесхозных собак и отводил на живодёрню, по рублю за штуку. Дима отобрал у Вальки несчастную собачонку и пригрозил, что расскажет всем о его «живодёрном» промысле. За Вальку заступился его старший брат. Он недавно пришёл из армии и тоже ловил собак. И тут Ленка впервые увидела, как Дима, такой правильный и смелый, испугался, как его лицо «перевернулось» от страха.

    Наступили осенние каникулы. Пришло время разбить копилку. Последним уроком четверти была физика. Ворвавшись в класс, ребята увидели на доске написанное классной сообщение о том, что урок физики заменён на урок русской литературы. После уроков Дима запланировал «шефскую» работу в детском саду, но бесплатно никто работать не желал. Одним из первых отказался от шефства Валька. Дима хотел рассказать всем о том. что Валька — живодёр, но тут в класс вошёл его брат. Он пригрозил Димке, и тот снова испугался. Потом Валькин брат стёр надпись с доски и удалился. Класс посчитал себя свободным — объявление кто-то стёр, и они его не читали.

    Ребята отправились в кино. В классе осталась только Шмакова со свои верным «рабом». По дороге в кино Ленка упала, разбила коленку и пошла в школьный медпункт, а Димка вспомнил, что оставил в классе копилку, и вернулся за ней. Здесь его и застала Маргарита Ивановна. Она спросила, где остальные, почему не на уроке, начала ругать Димку, назвала его трусом, и мальчик не выдержал — рассказал всю правду. Это слышали Шмакова с Поповым, спрятавшиеся под парту, и Ленка, проходившая мимо класса. Весь вечер Ленка ждала, что Димка расскажет ей об этом, но тот молчал. Молчала и Шмакова.

    Утром школа наполнилась нарядными детьми — все собирались в Москву. В класс вошла Маргарита Ивановна и сказала, что для них экскурсия отменяется «за сознательный срыв урока». Самой классной директор объявил выговор, но в Москву отпустил. Класс начал возмущаться такой несправедливости, забыв, что Маргарита — их учитель. Классная вышла из класса обиженная, напоследок грохнув об пол копилку.

    Деньги разделили между собой. Потом Железная Кнопка начала выяснять, кто их предал, и вспомнила, что Димка возвращался за копилкой. Он испугался, но подозревать вскоре стали Попова — у него был повышен пульс. И тогда Попов намекнул, что знает кое-что интересное, и Димку снова «перевернуло» от страха. Ленка всё ждала, когда же Дима признается, но увидев его страх, девочка взяла вину на себя. Васильев не поверил Ленке, а вот Миронова поверила сразу и объявила Чучелу бойкот. Это слово услышала внезапно вернувшаяся Маргарита, но вникать не стала — мысленно она уже была в Москве с женихом.

    Травля началась сразу после уроков. Ленку гоняли по городу с криками «Сжечь Чучело!», стремясь унизить. Бить девчонку не хотел только Васильев, но и он не пошёл против Железной Кнопки. Досталось и Димке — он посмел заступиться за Чучело и тоже попал под бойкот. Вечером того же дня Ленка призналась Диме, что слышала его разговор с классной, а вину на себя взяла потому, что хотела его защитить. Димка пообещал признаться, но время шло, а он всё не мог набраться храбрости. О невиновности Ленки знали только Шмакова и Попов, но они молчали — Шмакова вела свою игру. Ей было интересно, как выкрутится непокорный Димка, а поступок Ленки она понять не могла.

    Слушая внучку, Николай Николаевич вспомнил вечер, когда принёс в дом картину «Машка». На ней прадед Бессольцев изобразил свою младшую сестру. Оказалось, что стриженная наголо девочка с картины очень похожа на Ленку. Николай Николаевич был рад этой картине и не заметил, что происходит с внучкой. Он вспомнил, как Ленку пугали через окно, надев медвежью голову. Николай Николаевич успел сдёрнуть маску, а под ней оказался Дима Сомов. Ленка тоже увидела его, решила, что Димку заставили, и полетела спасать — дед не успел её остановить. Потом он смутно слышал крики, но даже не предположил, что это одноклассники травят Ленку, как волчья стая.

    Девочка вернулась домой в грязном платье, без сил и очень разочарованная. Она заглянула в окно Димкиного дома и увидела, что её друга вовсе не пытают. Там, в светлой, чистой комнате, у Димки в гостях была вся компания во главе с Мироновой. Они пили чай и смотрели телевизор. В глубине души Ленка начала понимать, что признаваться Сомов не собирается. Девочка схватила камень и бросила в окно. Разбив стекло, камень упал в лужу и забрызгал Ленкино платье грязью.

    На следующий день Ленка развешивала во дворе выстиранное платье, когда к неё подошёл Димка. Он назвал себя подлым трусом, попросил Ленку подождать ещё немного и поцеловал. Это увидел Валька. Он заскочил во двор, схватил выстиранное платье и умчался рассказывать новость Железной Кнопке. Димка понёсся за ним, Ленка — следом. Димка зашёл «в сарай, где собралась мироновская компания». Они хохотали над Рыжим, напялившим Ленкино платье. Сначала они напали на Димку, и тот храбро защищался, даже пытался забрать платье у Рыжего. А потом Димка сказал Мироновой, что виноват он, но прозвучало это не как утверждение, а как предположение. Компания радостно загудела: появился новый объект для травли, и Димка не выдержал, испугался, превратил своё признание в шутку, сказал, что просто пожалел несчастную Бессольцеву.

    Ему не поверили, и Ленка бросилась на помощь. Глядя в глаза Димке, она ещё раз взяла на себя его вину. А Димка молчал. Ленка потребовала назад своё платье. Рыжий снял его, и ребята начали перекидывать платье друг другу, а Ленка крутилась между ними, «как белка в колесе». Наконец платье попало в Димкины руки, но он не отдал его Ленке, а перекинул Мироновой. И тут Ленка ударила Сомова по лицу. Одноклассники навалились на девочку, скрутили её, и с воплями «Сжечь Чучело» вытащили в сад.

    Железная Кнопка и Шмакова откуда-то приволокли чучело на длинной палке, одетое в Ленкино платье, с большими глазами и ртом до ушей. На его шее висела табличка с надписью «Чучело предатель». Палку воткнули в землю, а потом Миронова заставила Димку поджечь чучело-Ленку. Когда оно загорелось, девочка вырвалась из держащих её рук и бросилась тушить огонь — ей казалось, что горит она сама. После этого Ленка почувствовала перемену в себе — она перестала бояться.

    Утром наступил последний день каникул. Ленка ждала на пристани Маргариту Ивановну. Девочка надеялась, что классная расскажет всем правду, раз уж Димка не смог. Маргариту она встретила, но та приехала с молодым мужем. Заметив наконец Ленку, учительница даже не вспомнила про страшное слово «бойкот» услышанное ею в классе перед отъездом. В класс Ленка пришла только чтобы попрощаться.

    Все время, пока длился рассказ Ленки, у Сомовых веселились — Димка справлял день рождения. Ленка окончила рассказ, и тут в комнату вошёл Васильев. Он увидел собранные чемоданы и обвинил девочку в трусости. И тогда Ленка решилась. Она надела прожжённое платье и остриглась наголо, чтобы по-настоящему походить на чучело. В таком виде она и явилась к Димке на праздник. К тому времени у Сомова осталались только близкие друзья — мироновская компания. Увидев нежданную гостью, «все безмолвно ахнули», а Димку перекосило от страха. Она посмотрела в глаза всем, кто её травил и обижал, сказала каждому то, что должна была сказать. Поведала всей компании о Вальке-живодёре, а потом развернулась и ушла.

    Сразу после этого хотел слинять и Валька, но Лохматый его задержал. От страха Валька проговорился, что это его брат с дружками ранили однажды лесничего — отца Лохматого. За Вальку никто не заступился. Постепенно все разошлись, кроме Шмаковой и Попова. Тогда-то Шмакова и рассказала Димке, что давно уже всё знает. Она рассчитывала, что Сомов, сын главного хирурга, станет её «рабом». И тут не выдержал Попов. Он выскочил из дома, догнал Железную Кнопку и выложил ей всю правду о Димке.

    Проснувшись утром, Николай Николаевич решил, что уедет вместе с Ленкой, а свои бесценные картины подарит местному музею. Себе Бессольцев решил оставить только «Машку». На пристани Ленка увидела, как мироновская компания гонит Димку, а тот убегает, трусливо прижимаясь к заборам. Ленка бросилась следом. Сомова загнали в класс, Ленка вошла после всех. Её дружелюбно окружили, и сама Железная Кнопка ей улыбнулась — она была в восторге, ведь «справедливость восторжествовала».

    Маргарита Ивановна вошла в тот момент, когда Сомову объявляли бойкот — все, кроме Ленки. Она увидела остриженную голову девочки, но разбираться не стала, а рассказала новость, которую Ленка ещё не знала: Бессольцев подарил свои картины и старинный дом музею. Класс ахнул, а Валька растерялся — он не представлял, что дорогую вещь можно просто подарить. И тут в класс вошёл Николай Николаевич и сделал то, чего раньше делать не собирался: подарил «Машку» школе.

    Бессольцевы опаздывали на пароход и быстро ушли, Маргарита пошла их провожать, а вся компания накинулась на Димку — из-за него они обидели «таких людей!». Внезапно вернувшейся классной Железная Кнопка презрительно выложила всё, что случилось. Маргарите стало стыдно — из-за своего личного счастья она не замечала, чем живёт класс. Миронова снова заговорила про бойкот, но никто её не поддержал, даже Лохматый понял, что миром не всегда управляет сила. Компания Мироновой разваливалась. Видя это, Железная Кнопка расплакалась — такой «железной», помешанной на справедливости, она стала из-за матери, которая считала, что всем всё можно, лишь бы было «шито-крыто».

    А потом развернули картину, подаренную Бессольцевым, и все увидели, как Машка похожа на Ленку. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода». Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!». Пересказала Юлия Песковая

    Николай Николаевич Бессольцев одиноко живет в старинном доме в маленьком городке на берегу Оки. Пожилой вдовец, следуя традиции, собирает фамильную коллекцию работ прадеда-художника. На картины уходят все сбережения. Пенсионер носит старенькое пальто, за что местная детвора прозвала его Заплаточником.

    К деду приезжает внучка Ленка. Она в восторге от усадьбы с мезонином и балконами. Вечно улыбающаяся девочка вносит в жизнь старика свежую струю. За большой рот шестиклассники сразу нарекают внучку Заплаточника Чучелом. Ленка не понимает глумлений и смеется со всеми.

    В классе выделяется группа ребят, возглавляемая Мироновой – Железной Кнопкой, как прозвали ее за принципиальность. Личности в компании разные: для ученика Вали самое главное в жизни – деньги, Лохматый считает, что все решает сила. Рыжий - объект насмешек, но против группы не идет и смеется над собой громче других. Кокетливая Шмакова преследует личные интересы и заводит «рабов», выполняющих ее капризы. Верзила Попов ходит за Шмаковой как привязанный. Васильев – добряк, но во всем подчиняется Кнопке. Лишь Димка Сомов, самый умный в классе, держится в группе независимо. Он заступается за новенькую, и Ленка садится за его парту.

    Маргарита Ивановна собирается замуж, в жизнь подопечных не вникает. Жених из столицы, поэтому сообщение классной о предстоящей экскурсии в Москву встречают с энтузиазмом. Димка предлагает не брать денег у родителей, а заработать самим. Ребята подхватывают идею об общей копилке. Они метут улицы, собирают яблоки, клеят игрушки на фабрике.

    Как-то Ленка и Дима видят, как Валька ловит собак и сдает на живодерню. Дима грозит рассказать ребятам, но взрослый брат одноклассника не советует этого делать. Димка явно пугается.

    Накануне каникул ребята прогуливают последний урок. Написанное на доске объявление о замене физики на литературу стирает появившийся Валькин брат. Ученики, считают себя свободными и отправляются восвояси. Димка возвращается за копилкой и тут входит Маргарита. Она выпытывает, куда делись ребята. Поначалу он юлит, но все же признается о походе в кино. В тот момент под партой прятались Шмакова и ее «раб» Попов. О Димкином откровении слышала и Ленка, проходившая по коридору. Она надеется, что друг расскажет о разговоре с классной, но мальчик молчит. Шмакова с Поповым тоже ни с кем не делятся услышанным.

    Наутро Маргарита сообщает: экскурсия отменяется из-за выходки ребят. Железная Кнопка пытается выяснить: кто предал. Ленка, видя страх в глазах Димки, берет вину на себя. За это ей объявляют бойкот и приступают к травле, выкрикивая: «Сжечь Чучело!» Наедине девочка упрекает товарища в малодушии, он обещает признаться. Время идет, но мальчик молчит. Постепенно он начинает сторониться подружки. Как-то Ленка видит в окно как вся компания сидит у Димки и весело общается. Она понимает: Сомов предал ее и не собирается сознаваться.

    Бессольцев раздобыл картину «Машка». Стриженая наголо девочка с полотна очень похожа на внучку. Ленка в это время подвергается унижениям: сверстники сжигают самодельное чучело, надев на него ее платье. Среди экзекуторов был и Димка.

    Ленка обрила голову, надела сожженное накануне платье и в образе чучела явилась на день рождения Димы. Гости опешили. Девочка рассказала о Вальке-живодере, упрекнула их в жестокости и гордо ушла. В группе начались разборки. Шмакова попыталась с помощью шантажа сделать из Сомова «раба». Попов не выдержал и выложил Кнопке правду о предателе.

    Бессольцев решил покинуть город вместе с внучкой. Стоя на пристани, Ленка увидела, как вся компания гонит Димку. Его загнали в класс, и тут появилась Ленка. Ребята дружелюбно окружили девочку, давая понять: справедливость восторжествовала.

    Сомову объявляли бойкот, когда вошла классная с новостью: Бессольцев подарил музею собранные картины и дом. Ребята растерялись от щедрости Заплаточника. Школе Николай Николаевич оставил на память «Машку»…

    Что-то надломилось в душах ребят, компания распадалась на глазах. Храбрость и благородство девочки захватили сердца. Рыжий подошел к доске и написал: «Чучело, прости нас!»

    Групповая работа

    Исследовательская работа выполнена учащимися в рамках учебного проекта.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа» Тема исследования группы «Филологи» «Чучело» и «Детки из клетки» «Конфликты с одноклассниками» Работу выполнили: Самыгина Алёна Суворова Виктория Копьёва Анастасия Консультант: Суворова Елена Николаевна

    Конфликты между подростками в современной школе - явление достаточно распространённое. Сложные межличностные отношения оказывают отрицательное влияние не только на конфликтующих, но и на весь класс. Простая обида, непонимание могут привести к проявлению жестокости в отношении своих противников, а в отдельных случаях и трагическим последствиям. Поэтому нам необходимо научиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии, находить возможные конструктивные решения в создавшейся проблемной ситуации. Существенную помощь может оказать и художественная литература. Актуальность исследования

    Цель и задачи исследования ЦЕЛЬ: выяснить причины и последствия конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками, сформулировать нормы нравственного поведения человека. ЗАДАЧИ: Проанализировать эпизоды повести В.К. Железникова, раскрывающие взаимоотношения Лены Бессольцевой с одноклассниками. Составить характеристики основных героев повести. Определить роль образа Димки Сомова в повести. Понять позицию автора, определить свою собственную позицию.

    Проблемная ситуация Отстоять свои принципы ОДНА ПРОТИВ ВСЕХ Струсить, предать БЫТЬ КАК ВСЕ

    Средства и методы исследования Работа с художественным текстом и Интернет-ресурсами. Анализ и отбор материала. Сравнительный анализ. Обсуждение. Ответы на вопросы учителя. Анализ эпизодов. Составление характеристик героев. Оформление результатов работы

    Ход исследования 1. Выяснили, что послужило основой конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками. Лена взяла на себя вину струсившего Димки Сомова, признавшись одноклассникам, что она рассказала учительнице о стёртой записи на доске. Ребята, не разобравшись, объявили Лену предателем. Мы считаем, что даже если бы Сомов признался во всём, конфликт между Бессольцевой и одноклассниками был неизбежен.

    2. Попытаемся доказать, что конфликт между Бессольцевой и одноклассниками неизбежен. СЛИШКОМ ОНИ РАЗНЫЕ ЛЮДИ: «ЧУЧЕЛО» и «ДЕТКИ ИЗ КЛЕТКИ»

    План характеристики Лена Бессольцева Компания Мироновой Димка Сомов Портретные черты … Нескладный подросток на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы заплетены в два тугих канатика Миронова (Железная кнопка): аккуратно причёсана и подчёркнуто скромно одета. Шмакова: она не шла, несла себя….Новое белое платье, новые белые туфли, блистала во всём своём великолепии довольная собой. Валька был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником… Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный… Жизненные принципы, отношение к другим людям и к себе «Я на Рыжего не обиделась…» «Я теперь не то, что раньше. Я – решительная.» «Я им верила, а они над тобой смеялись» Миронова (Железная кнопка): «Я?... тряпок не люблю» «Себя уважать надо..» «Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь» «Каждый должен получать по заслугам» «Ничего, смелость дело наживное» «Потому что я подлый!... Самый подлый трус!» СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ

    «Люди не все одинаковые. Я должна была насторожиться, но не обратила на это никакого внимания» «А я тогда и не знала, что есть люди – лисы, медведи, волки» «Поняла, что я люблю испуганных людей. Ну они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других» «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав» «Теперь я учёная – надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя» «Вот им сейчас, думаю, стыдно, что они меня травили. Живого человека – как зайца!» «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» «У меня дурацкая улыбка – до самых ушей» «Никто не должен оставаться безнаказанным и никто не уйдёт от ответа!» «Всё должно быть честно. У нас борьба справедливая…» Шмакова: «Нехорошо идти против коллектива, неправильно» «Я с предателями не вожусь» «Курочка по зёрнышку клюёт» Рыжий: «Главное в человеке – сила!» «Раз попался, гадина, получай!» «Я как все..» Валька: «Главное в человеке – зависть» «А чего нам стыдиться?»

    Позиция Николая Николаевича «За всю свою долгую жизнь Н.Н.не видел подобного лица. От него веяло таинственной силой времени… «…у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое» «…Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбе других людей и боли за них…» «…Какая страсть, какая тяга к справедливости…» «…до чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия» «Ленка!... Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно! Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие» «Их можно только пожалеть и постараться помочь им» «Бедные люди!... Честно тебе скажу, Елена, мне их жалко. Они потом будут плакать» «Он смотрел на их лица, стараясь заглянуть в глаза, и увидел, что во многих из них бьётся пытливая мысль, а у некоторых безразличие, а у иных даже злость и непонимание…» «…и предвидел Димкину жалкую ничтожную жизнь» «Да за ним нужен глаз да глаз. Я это чувствую! А то он, того и гляди, горло перережет»

    Анализ эпизода «Первое знакомство с классом» Лена: благодарна Рыжему, что втащил в класс, желание подружиться, искренне хохочет, веселиться вместе со всеми… Класс: открыто смеётся над ней и её дедушкой «Заплаточником» » Прикрепили прозвище «ЧУЧЕЛО»

    Эпизод «На фабрике» Лена: «…я испугалась по-настоящему, как будто меня окружали не люди, настоящие звери.» «…я грохнулась на пол, потому что закружилась голова.» «А мне ещё долго мерещилось, что Шмакова похожа на лису, Лохматый – на медведя, а Валька – на волка» Ребята нарядились в маски зверей, плотным кольцом Лену окружили морды волков, медведей, крокодилов. Они прыгали, рычали, наскакивали на Лену и рвали из рук копилку… «Подумаешь, и поиграть нельзя», - сказал Валька. «Чепуха! – мрачно заявила Миронова. – Просто кривляется…» «Мне было стыдно, что я так думала про ребят.» «И вся компания удалилась вполне довольная собой.»

    Выводы: . 1.Отношения с классом у Лены не заладились с самого начала, потому что она «внучка Заплаточника» и не похожа на остальных: добрая, честная, открытая, доверчивая, «смешная» в глазах других людей, поначалу искренне верившая, что все люди благородные, не способная предать другого человека. 2. «Мироновская» компания или «Детки из клетки», как скажет Рыжий в конце повести, действительно «Бедные люди»: у них пустое времяпровождение, отсутствие интересов, примитивные развлечения. Они жестокие и злые. В повести у них нет практически имён, а только прозвища и клички: Миронова – «Железная кнопка», Рыжий, Лохматый, Валька – живодёр. Даже в авторских характеристиках прослеживаются какие-то «звериные» черты: «Они уходили крикливой, пёстрой стайкой»,«Мордочка Шмаковой, физиономия Попова» и др. 3. Самый «опасный» персонаж в этой компании – Димка Сомов. Поначалу и Лена, и одноклассники считают его благородным. Да, он может совершать хорошие поступки, но при условии своей полной безопасности. А на деле – он трус, и именно трусость рождает из него подлеца. КОНФЛИКТ НЕИЗБЕЖЕН

    Выяснили значение конфликта. Конфликт – это нравственное испытание для всех его участников, дающее возможность в полной мере убедиться в том, насколько Лена Бессольцева духовно богаче и нравственно сильнее своих одноклассников. Да, она пережила разочарование в любимом человеке, в людях, страшную душевную боль, унижение (эпизод с чучелом на костре), но ничто и никто не заставит её совершить подлость, предательство и унизить другого человека. «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

    Она уезжает, потому что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью, надолго не затихнет в сердце девочки. Но это не означает, что она проиграла.. Выстояв «одна против всех», она сохранила в себе личность.

    А что же остальные? Они проиграли нравственное испытание. Но некоторые из ребят изменились, иначе стали смотреть на жизнь. Вспомним слова Рыжего: «Я всегда был как все…А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий!» - я всё буду делать по-своему…» И как многие из них, узнав правду о невиновности «Чучела», ужаснутся своей несправедливости, устыдятся. И слова, написанные Рыжим на доске «Чучело, прости нас!», лучшее доказательство нравственной победы Лены Бессольцевой и изменений, произошедших с ребятами.

    Мы поняли и советуем всем Нельзя оскорблять и унижать другого человека. Не пытайтесь переделывать другого. Позвольте ему оставаться самим собой. Поставьте себя на место другого человека и поймите его точку зрения. Возвышаться над слабым могут только слабые. Поступай так, чтобы твои поступки не навредили другим людям. Нельзя быть «толпой». Поддакивать – это плохо. Надо быть милосердным. Каждый человек - личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

    1. Железников В. Ухожу из детства. Повести. М.: Молодая гвардия, 1983 – с.257-409. 2. Кочеткова, С.И. Надо быть милосердным: Урок литературы по повести В. Железникова "Чучело". http://school13-nov.narod.ru/kohetkova.htm 3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE&stype=image&lr=10667&noreask=1 4. http://my-hit.ru/film/8674/online 5. http://img0.liveinternet.ru/ images / attach /c/2/73/439/73439206_ssora_podrug.jpg Список источников

    Спасибо за внимание!

    Урок-диспут по повести В.Железникова «Чучело»

    «О равнодушии и жестокости, доброте и душевной щедрости»

    Цель:

    Познакомить с творчеством В.Железникова;

    Воспитать чувства доброты, душевной щедрости, честности, человеческого достоинства.

    Ход урока:

    Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о самой известной повести В.Железникова «Чучело».

    Эпиграфом к уроку мы взяли слова автора: «В детской литературе личность необходимо постоянно выделять, потому что она – наша человеческая надежда. Это именно тот персонаж, который способен раньше других понять, оценить и сохранить нравственные и духовные ценности перед наступлением всесильного, хорошо вооруженного варвара, слепо увлеченного джинсами, всевозможными шмотками, видеофильмами дурного вкуса».

    1.Биография писателя

    Владимир Карпович Железников родился в семье военного, детство провел в пограничных городках. Окончил артиллерийское училище. После войны начал учиться в юридическом институте, но оставил его и поступил в литературный институт им. М.Горького.

    Каждое произведение Железникова – «исповедь по горячим следам», с редкой психологической достоверностью, эмоциональной насыщенностью.

    Меняется время, меняются и герои писателя, но доброта как ключевое человеческое начало сохраняет для писателя свою значимость.

    Писателю импонирует открытый, доброжелательный, способный ко всем «очень хорошо относиться» герой. Такова и Лена Бессольцева – «чучело» - принявшая на себя вину мальчика, который ей очень нравился.

    Повесть «Чучело » (1978) – самая значительная. Тревога писателя по поводу все более ожесточающихся подростков и все большего разрыва между поколениями и тогда была не беспочвенной, и в наши дни особенно справедлива.

    В одном из интервью В.Железников говорил: « Когда я пришел в детскую литературу, я считал детей замечательными созданиями. Так и писал и полагал, что все плохое, что есть в детях, идет от взрослых, взрослые лишают их детские жизни… Потом я увидел, что дети тоже обладают отрицательными свойствами характера. Они часто эгоисты, даже эгоцентристы, они не считаются с миром взрослых, они бывают бестактны. И вот тогда у меня появилось желание показать детям: какие они на самом деле, чтобы они увидели себя».

    В этой повести писатель приходит к выводу о возможности в детском коллективе такой жестокости, на которую даже взрослые не способны.

    Главная героиня – Лена Бессольцева- эмоциональная, романтичная, наивная и беспредельно жалостливая, «чудная» - стала объектом жестокой травли со стороны сверстников не столько за вымышленное предательство, сколько за свою неординарность. Затянувшаяся игра быстро переходит в драматическую, затем в трагическую фазу конфликта, когда героиня «пришла на костер одним человеком, а встала с земли… совсем другим». Несмотря на все разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам – «Бедные вы, бедные люди».

    Когда разъяснится недоразумение, одноклассники девочки переживут потрясение, но никакое раскаяние не изменит факта, что дедушка и внучка – совесть и душа города – покинут навсегда место, где жили поколения их предков, оставив картину-напоминание – есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

    Писатель обладает способностью передавать остроту и драматизм детского мировосприятия, когда пустячное для взрослых событие может вырасти в глазах ребенка до масштабов трагедии. Равнодушие, преступное невнимание окружающих старших могут при этом сыграть роль детонатора процесса, который скажется кардинальным образом на судьбах всех, в него включившихся. Замкнутый круг из равнодушия и жестокости приводит к непоправимой беде с Леной Усольцевой.

    И сегодня повесть нисколько не устарела, стала еще более актуальной. Подростковая жестокость, деление детей на «бедных» и «богатых», нравственная глухота многих взрослых – эти проблемы в наши дни стали еще острее.

    2.Обсуждение повести

    В одном из интервью В.Железников говорил: «Чтобы тебя услышали, надо было закричать. Поэтому я написал «Чучело». О чем хотел закричать писатель, что его так взволновало?

    (Его взволновала детская жестокость.)

    . Как вы считаете, почему Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину?

    (Она хотела выручить Диму Сомова, тем более он сказал ей, что скоро все расскажет ребятам. Кроме этого, Лена «обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них».)

    Разговаривая с дедушкой, Лена призналась, что она предательница. Что она имела в виду?

    (Я тоже, как Димка… предатель!.. Я тебя предала!.. Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах… Ты думаешь, что я бросилась на Димку с кулаками, когда он сказал мне, что тебя дразнят Заплаточником? Думаешь, встала на твою защиту? Думаешь, объяснила ему, что ты все деньги тратишь на картину? Нет, дедушка! Наоборот, начала тебя стыдиться…».)

    . Какой девиз выбрали для себя ребята?

    (А ведь главное не СОВЕСТЬ, а СИЛА!.)

    . Вы согласны с этим утверждением?

    Описывая ребят, издевавшихся над Леной, писатель обращает внимание на их глаза. Найдите, пожалуйста, в тексте описание и прокомментируйте.

    («У всех были одинаковые глаза: злые, колючие, чужие».)

    . Почему Дима не признался ребятам в том, что по его вине сорвалась их поездка в Москву?

    (Дима Сомов привык пользоваться успехом у окружающих, он эгоист и больше всего на свете боится предстать перед другими в невыгодном свете, кроме этого, он боится потерять свой авторитет у одноклассников. Он оказался слабым человеком. Поэтому струсил, поступил низко и подло. ТРУСОСТЬ рождает ПОДЛОСТЬ.)

    . Как вы считаете, какую сцену в повести можно назвать переломной для Лены?

    (Это сцена костра, на котором сжигали чучело. Лена все ждала, что Дима положит конец этому чудовищному действу. Но она в нем ошиблась. Вначале он не отдал ей платье, принимая игру всех. А потом поджег чучело. «Я замерла – ждала в последний раз! Ну, думаю, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не виновата… Все я!» Но этого не произошло, Димка «чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами» . Эта сцена серьезно повлияла на Лену, пелена спала с глаз, она теперь все поняла про Диму. Теперь ей нужно будет самостоятельно справляться со всеми трудностями – она стала более сильной. « Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».)

    Когда правда открылась, почему Лена не поддержала ребят, когда они объявили бойкот Сомову?

    (Для Лены вся эта история была большим уроком, она многое пережила, многое открылось для нее, она помнила боль и предательство друга, поэтому мести не хотела: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!».)

    . Какой поступок впервые совершает Рыжий? И почему?

    (Когда объявляют Сомову, Рыжий против: «Я лично отваливаю. Сомова презираю… Но объявить бойкот теперь не буду… Раз Ленка против, то и я против. Я всегда был, как все. Все били, и я бил. Потому что я рыжий и боялся выделиться. И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождено вздохнул».)

    . Давайте вспомним сцену, произошедшую на дне рождения Димы Сомова. Зачем Лена пришла к ребятам?

    (Пережив сцену «сожжения на костре», она уже ничего не боялась: «Ленка посмотрела на ребят и впервые, встречаясь с ними взглядом, не дрогнула ». На дне рождения она сообщила одноклассникам о своем отъезде: «Радуйтесь…вы же добились своего! Вы – победители!.. Завтра я уезжаю. Так что давайте хором: « В нашем классе больше нету Чу-че-ла!»… Помолчала. Потом серьезно и грустно сказала: « Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».)

    . Какой подарок сделал дедушка Лены городу и школе и почему ребятам был непонятен этот поступок?

    (Всю свою жизнь Николай иванович Бессольцев собирал картины, принадлежавшие его роду. На эти полотна он тратил все свои деньги, во всем себе отказывая.

    «А сколько ему заплатили? – с любопытством спросил Валька.

    - Я же объяснила – он это все подарил! – вновь радостно сказала Маргарита Ивановна.

    - Даром? Все-все даром?..

    Валька растерялся. Смысл жизни терял для него основу. Он хотел заработать много-много денег, он считал это самым большим счастьем, потому что на деньги он купил бы себе машину, цветной телевизор, моторную лодку и зажил бы в свое удовольствие. И вдруг «кто-то», по доброй воле, отказывается от всех своих богатств…».)

    . Чем заканчивается повесть?

    (Лена с дедушкой уезжают. Ребята рассматривают картину, подаренную школе, на которой была изображена Машка – в прошлом учительница словесности, жившая в этом городе 100 лет назад. Она была очень похожа на Лену. : «Голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая. Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бес корыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала из сердца и требовала выхода. Поэтому терпеть больше не было сил… Чучело, прости нас! » И класс, и город потеряли самых чистых, самых лучших людей.)

    3.Заключительное слово

    О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.

    Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению. Царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать о последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.