Основы организации и проведения специальных операций. Разведывательные мероприятия в спецоперации

В зависимости от решаемых задач специальные операции делятся по направлениям, видам и способам.

Направления определяются обстановкой. Специальные операции проводятся в чрезвычайной обстановке, при чрезвычайных происшествиях криминального характера, вызвавших большой общественный резонанс, чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях , катастрофах и пр.),
а также в обстановке, при которой может вводиться режим особого, чрезвычайного или военного положения).

По видам специальные операции разделяют на: операции по розыску и захвату вооруженных и других опасных преступников; ликвидации бандитских и террористических групп, незаконных вооруженных формирований; пресечению конфликтов на межнациональной основе; предотвращению и пресечению массовых беспорядков ; освобождению заложников ; пресечению захвата важных объектов, воздушных судов; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

Кроме того, подразделения, группы, отряды специального назначения органов внутренних дел проводят специальные операции следующих видов.

Разведывательные специальные операции, преследующие цель получения информации. Сюда входит добывание разведывательных данных о бандитских и незаконных вооруженных формированиях, их обработка и использование. Информацию получают путем наблюдения , подслушивания , перехвата переговоров противника, ведущихся при помощи технических средств связи, поиска объектов в заданном районе, устройства засад и др.

Специальные операции по обеспечению общественной безопасности , основная цель которых заключается в захвате бандитов, боевиков, документов, вооружения, боевой и другой техники, оборудования, аппаратуры. Осуществляются они активными действиями путем устройства засад, проведения рейдов, других специальных мероприятий в местах расположения бандитских групп или на территории, контролируемой незаконными вооруженными формированиями.

Специальные операции по обеспечению общественной безопасности региона, целью которых является сохранение или восстановление на отдельных его территориях (в районах) конституционного строя. Суть операции заключается в пресечении антигосударственной, подрывной, террористической или иной деятельности повстанческих, мятежных или незаконных вооруженных формирований, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами. Операции осуществляются способом поиска, блокирования, захвата, разоружения или ликвидации (разгрома) указанных формирований, их баз, лагерей подготовки или путем непосредственного ведения боевых действий органами внутренних дел совместно с подразделениями внутренних войск.


Поисково-спасательные специальные операции проводятся для возвращения в расположение своих сил или в другое безопасное место военнослужащих, сотрудников ОВД , граждан России и иностранных граждан, попавших в плен, пропавших без вести или оказавшихся на территории, контролируемой бандитскими группами или незаконными вооруженными формированиями. Специальная операция проводится с целью обнаружения лагерей и других мест содержания пленных, их освобождения, поиска, укрытия и эвакуации летных экипажей, сбитых над территорией противника, а также поиска, во взаимодействии с другими государственными структурами, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других граждан Российской Федерации, пропавших без вести на указанной территории. Подобные операции осуществляют путем поиска на местности, по объектам, в населенных пунктах, зачисток территорий, опроса местных жителей, а также с использованием других приемов, способствующих выполнению задачи.

Психологические специальные операции, ставящие целью изменение в необходимом направлении поведенческих и эмоциональных установок участников бандитских или незаконных вооруженных формирований и гражданского населения района по определенным политическим и другим вопросам, а также противодействие пропаганде противоборствующей стороны среди населения. Операции заключаются в деморализации и дезориентации участников бандитских групп или незаконных вооруженных формирований, в склонении их к прекращению сопротивления, дезертирству , сдаче органам власти, а также в формировании у местного населения благожелательного отношения к федеральным силам. В арсенале используемых для этого средств - распространение печатной, аудио и видеопродукции, радио и телеинформация, работа громкоговорящих звуковещательных станций, личное общение специалистов психологических операций с пленными и гражданским населением.

Специальные операции по формированию, поддержке и боевому применению нерегулярных сил , предусматривающие организацию вооруженной борьбы для решения задач в интересах Российской Федерации в целом, включают поиск групп и отрядов, других сил, ведущих или готовых вести вооруженную борьбу с бандитскими или незаконными вооруженными формированиями, оказание им помощи в комплектовании, обучении, оснащении вооружением и техникой, в боевой и специальной подготовке, а также проведение других действий для выполнения задач, возложенных на подразделения специального назначения выделяемых от органов внутренних дел. Для операций характерно более широкое применение агентурных методов работы, взаимодействие с создаваемыми органами власти и гражданской администрацией.

Вспомогательные специальные операции предназначены для обеспечения безопасности, миротворческих акций , оказания гуманитарной помощи, ликвидации стихийных бедствий, восстановления гражданской администрации, проведения карантинных мероприятий в зонах вооруженных конфликтов и в других опасных местах.

Специальные операции различают по способам их проведения : поиск в неблокированном районе (см. приложения 18, 19), поиск в блокированном районе (см. приложения 8, 9, 20), поиск по направлениям (см. приложение 19), поиск по объектам, окружение (см. приложения 11, 17), преследование (см. приложение 12), засада (см. приложение 16), захват или ликвидация, блокирование, преследование, наступление, активная оборона, выявление, обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, предметов, изъятых из оборота, вещественных доказательств, проверка, штурм, обеспечение общественной безопасности при проведении политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, недопущение проведения запрещенных общественно-политических мероприятий, ликвидация последствий (в зависимости от вида) чрезвычайной ситуации.

Специальные операции проводятся руководством сводных отрядов специального назначения по отдельному плану или являются составной частью операции объединения силовых структур.

Планирование специальной деятельности в чрезвычайной обстановке является неотъемлемым элементом управления для всех руководителей ОВД. Оно должно охватывать всю систему мер обеспечения общественной безопасности. Планированием специальных операций занимаются соответствующие руководители, включая старших оперативных начальников.

Эффективность деятельности ОВД зависит от многих факторов, в том числе от улучшения кадровой работы, информационного обеспечения, внедрения элементов научной организации труда, обеспечения специальными средствами и техникой.

Расчет сил и средств;

Планы (схемы) предполагаемых мест проведения специальных операций (объектов, участков дорог и т. п.);

План всестороннего обеспечения;

План боевой и психологической подготовки, функциональные обязанности должностных лиц.

Форма приказа - общепринятая. В водной части указывают, на каком основании и для чего составлен данный приказ. Далее излагают оперативную обстановку, ее анализ и возможные перспективы развития.

В содержательную часть приказа включают пункты, в которых перечисляют должностных лиц, осуществляющих организацию подготовки личного состава и контроль за ней. При создании оперативного штаба формируют группу анализа и подготовки предложений (для РОВД - группу управления). Далее определяют задачи личного состава, объем работы, который включает в себя разработку и уточнение плана; последовательность действий сил и средств; организацию нарядов, групп, подразделений, способы их подготовки и поддержания боевой готовности; организацию и проведение тактико-строевых занятий и учений с личным составом; организацию взаимодействия с другими силами и средствами; организацию оповещения, сбора личного состава и приведения в боевую готовность; разработку предварительных решений по возможным действиям сил; организацию всестороннего обеспечения специальной деятельности, организацию связи, порядок и последовательность управления. Затем указывают создаваемые подразделения, их руководящий состав, количество привлекаемых сотрудников.

При необходимости устанавливают конкретные организационные структуры, количество личного состава, экипировку , снаряжение , форму одежды и др. Эта часть приказа является основой расчета сил и средств с учетом всех возможных вариантов данного вида специальной деятельности (видов и способов проведения специальных операций). Особое внимание уделяют экипировке, снаряжению, вооружению, техническому обеспечению, а при необходимости указывают, где это все необходимо получить заранее либо вовремя восполнять при расходовании.

Далее указывают, какие мероприятия и войсковые (тактические) действия должны проводиться, их общую последовательность. По существу определяют общую и частные задачи. Затем задают направление деятельности личного состава, не привлекающегося к специальной операции. Обращают внимание на принятие мер в случае усложнения обстановки.

Для личного состава, привлекаемого к специальной деятельности, определяют место сбора (район сосредоточения) и порядок выдвижения в район действий (исходный район), а также систему связи, взаимодействия. Указывают на особенности возможной передислокации сил и средств (включая поддерживающие силы).

В приказе обращают внимание на роль сил и средств горрайоргана, на территории обслуживания которого возникла необходимость в специальной деятельности. Отдельно рассматривают задачи и последовательность действий резерва.

В приказе определяют порядок обучения рядового и начальствующего состава, а также порядок материально-технического и тылового обеспечения.

Исходя из возможных преступных действий, планируют соответствующие виды и способы проведения специальных операций. В этой связи намечают предполагаемые районы и места проведения специальных операций.

Карта, план или схема местности проведения специальной операции оформляются графически. Таких планов должно быть по количеству планируемых операций. Практика показывает, что разработанные планы только в текстуальном виде, без использования схемы, плана или карты, неэффективны.

На карту или план наносят места постоянной дислокации сил и средств ОВД, обозначают маршруты выдвижения в районы сосредоточения, исходные районы и т. п. Если позволяет масштаб карты или плана, выделяют важные объекты, которые необходимо взять под охрану. На полях наносят расчет сил и средств, перечень подразделений и выделяемые силы от них, краткое предварительное решение по каждой операции, маршруты выдвижения региональных сил и средств в случае их привлечения. Для этого используют отдельные планы увеличенного масштаба, так как необходимы более точные данные о населенных пунктах, рельефе местности и местных условиях (например, специальные операции «Вулкан»).

В зависимости от принятого решения, обстановки и выполняемых задач на полях карты или плана наносят и другие обозначения. Все это производят в соответствии с принятыми правилами оформления боевых и графических документов в органах внутренних дел.

Следующим документом, входящим в план специальной деятельности, является пояснительная записка. Она представляет собой приложение и неотъемлемую часть карты, плана или схемы специальной деятельности ОВД. В ней указывают все то, что невозможно нанести на карту, план или схему условными знаками либо записать на полях.

Пояснительная записка - документ, в котором можно подробнее описать все вопросы организации и расчета сил и средств, проблемы общей подготовки, вопросы управления, а также планируемый порядок и последовательность специальных действий нарядов, групп и подразделений. Здесь же излагают особенности и последовательность подготовки сил и средств к конкретным действиям. Записка является основой для разработки учебного материала (программ, тематических планов, лекций, методических разработок, практических занятий) для подготовки личного состава.

Пояснительная записка имеет несколько разделов. В первом разделе дают перечень задач конкретным нарядам, группам, подразделениям. Здесь же приводят подробный расчет сил и средств с указанием численности и подразделения, куда выделятся личный состав от служб, отделов, отделений, от частей и подразделений внутренних войск и учебных заведений МВД Российской Федерации.

Во втором разделе представляют структуру сил и средств для данного уровня ОВД и вида специальной деятельности. В этой связи необходимо стремиться к единой организации сил и средств с тем, чтобы при подготовке личного состава сотрудники, входящие в данное подразделение, выполняли, как правило, одни и те же задачи при любом виде и способе проведения специальной операции. Например, сотрудники, входящие в группу оцепления, патрулирования, регулирования движения, выполняют эти задачи при проведении любого вида специальных операций.

В третьем разделе пояснительной записки рассматривают порядок сбора личного состава, организацию управления и связи.

Особое внимание уделяют деятельности сил и средств горрайоргана, на обслуживаемой территории которого возникает чрезвычайная обстановка. Отдельно рассматривают действия руководящего состава ОВД, а также организацию и порядок проведения документирования как преступных событий, так и действий нарядов, групп и подразделений ОВД.

В четвертом разделе пояснительной записки излагают принятое решение и последовательность предполагаемых вариантов действий ОВД. Предлагают порядок отработки ввода дополнительных или поддерживающих сил и средств, их перемещение и порядок вывода за пределы места активных действий.

В последнем, пятом разделе пояснительной записки раскрывают порядок завершения операции, критерии анализа и оценки специальной деятельности, а также выводы.

Следующими документами общего плана подготовки ОВД к специальной операции являются планы или схемы возможных мест действия или объектов , где будут проводиться специальные операции. Для этого необходимо иметь детальный план или схему обслуживаемого района. Например, при планировании специальной операции «Арсенал» на планах города следует выделить гостиницы, известные места сборов и постоянного нахождения членов преступных группировок, вплоть до мест их проживания. Все это требует детальной оценки местности и объектов.

На эти схемы наносят расположение боевых порядков сил, план возможных действий. После проведения операции разработанные документы уточняют и сохраняют для подготовки личного состава по аналогичным объектам либо для повторного проведения специальной операции на этих же объектах, если появятся сведения о нахождении там вооруженных преступных групп.

Следующий документ регламентирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению сил , привлеченных к специальной операции. Сюда входит боевое, техническое и тыловое обеспечение.

План боевой и психологической подготовки включает в себя программу, тематический план, учебно-методические работы, а также материальное обеспечение занятий (полигон, макеты зданий и сооружений, отдельные участки местности). По установленной программе проводятся занятия с рядовым и с командным составом ОВД.

Кроме общей подготовки в случае необходимости перед выполнением конкретной задачи с личным составом проводят тренировки, где отрабатывают предполагаемые приемы действий.

Боевая и психологическая подготовка личного состава имеет большое значение. На занятиях необходимо вырабатывать у сотрудников психологическую готовность к действиям в любых условиях обстановки.

Для подготовки и поддержания боевой готовности сил ОВД, особенно руководящего и командного состава, проводят командно-штабные учения (КШУ). На них отрабатывают вопросы организации и проведения специальной операции по обеспечению общественной безопасности. Для командно-штабного учения готовят: приказ старшего оперативного начальника; календарный план подготовки командно-штабного учения; план мероприятий для личного состава штаба или группы управления по организации и проведению командно-штабного учения; функциональные обязанности должностных лиц (исходя из замысла и оперативного задания командно-штабного учения); план проведения командно-штабного учения; график подачи вводных на командно-штабных учениях.

Цели командно-штабного учения определяют в зависимости от избранной темы: проверка готовности органа управления командного и начальствующего состава к осуществлению всего комплекса мероприятий специальных операций; совершенствование практических навыков руководящего (командного) состава по организации и осуществлению отдельных специальных операций; тренировка всех должностных лиц в выполнении ими своих функциональных обязанностей в условиях сложной оперативной обстановки.

В приказе оперативного начальника обязательно указывают привлекаемый для учений командный состав, а также командный состав приданных и поддерживающих сил, круг лиц, входящих в состав штаба или группы управления, привлекаемые посредники при подразделениях (если такие назначаются), ставят задачи начальнику группы анализа и подготовки данных на разработку соответствующих документов, руководителям - по подготовке необходимых документов для привлечения сил и средств, устанавливают порядок управления силами, определяют дату, к которой необходимо закончить подготовку к учению, а также ответственное лицо, контролирующее подготовку.

Приказ необходимо доводить до всего командного состава, привлекаемого на командно-штабные учения, и персонально до каждого сотрудника в части, его касающейся.

Календарный план подготовки командно-штабного учения предназначен для определения конкретных мероприятий и документов учения, сроков их проведения и исполнителей. Календарный план утверждает начальник УВД. Он имеет следующие разделы: порядок проведения организационных мероприятий (в том числе подготовка исходных данных для планирования учения, рекогносцировки на местности , использования сил и средств и др.); последовательность разработки необходимых документов учения (основного (оперативного) задания, плана (схемы) местности); проект приказа на проведение специальной операции; разработка плана мероприятий по организации и проведению командно-штабного учения; разработка организационно-методических указаний, плана проведения учения, плана специальных мероприятий и частных планов руководителей учения и др.; подготовка руководителей учения, которая включает проведение учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия), инструкторско-методических и др.; подготовка учебных мест и учебно-методической базы для проведения учения.

План мероприятий для личного состава оперативного штаба (или группы управления силами и средствами) по организации и проведению командно-штабного учения отличается от календарного плана тем, что предназначен только для руководящего состава оперативного штаба. В плане указывают мероприятия, которые проводит (или разрабатывает) начальник оперативного штаба (разработка приказа старшего оперативного начальника по подготовке и проведению командно-штабного учения, календарного плана, плана командно-штабного учения, оперативного задания, функциональных обязанностей должностных лиц и другие документы).

План мероприятий является частью календарного плана и оформляется отдельным разделом.

План проведения командно-штабного учения является основным документом. Он утверждается старшим оперативным начальником и состоит из двух разделов. В первом разделе излагается оперативное задание, во втором - порядок проведения учения. План проведения командно-штабного учения может быть дополнен графическим планом.

Исходя из приказа старшего оперативного начальника, в первом разделе плана проведения КШУ отражают тему учения и учебные цели: проверка готовности органов управления, совершенствование навыков руководящего состава, командиров подразделений и групп, тренировка должностных лиц в выполнении функциональных обязанностей в условиях сложной оперативной обстановки и др. Затем идет перечисление командного состава, привлекаемого к учению. Указывают время и место учения. Оно может проводиться как в помещении, так и на местности.

Основное (оперативное) задание командно-штабного учения содержит сведения об общей оперативной обстановке и задачу органов внутренних дел. Кроме того, в нем отражают частную обстановку, условия проведения учения, что нужно изучить обучаемому составу для участия в командно-штабном учении, а также что необходимо исполнить каждому руководителю по роду занимаемой должности (оценить обстановку, сделать выводы, определить задачи своих подразделений исходя из общей задачи, быть готовым к управлению подчиненным подразделением в сложной оперативной обстановке и др.).

Накануне учения руководитель определяет порядок получения участниками основного (оперативного) задания, по которому они самостоятельно анализируют обстановку, делают соответствующие выводы, принимают предварительные решения, готовят проекты приказов и рассматривают вопросы отдачи распоряжений в ходе отработки вводных (задач, поставленных руководителем в ходе учения).

В разделе «Порядок проведения учения» описывают его подготовительный этап, приказ на организацию и проведение действий, вводные для командно-штабного учения. Материал отрабатывают по следующей форме:

Сначала осуществляют описание всех действий руководителей и обучаемых по предложенной форме. Затем дают описание вводных для командно-штабного учения. Их может быть такое количество, чтобы каждому из обучаемых представилась возможность решить задачу для своего подразделения.

Затем составляют график подачи вводных на командно-штабном учении. Он может быть оформлен в следующем виде:

Номер вводной Время астрономич. Время оперативное Краткое содержание Кто подает Кому подается Способ подачи

Функциональные обязанности должностных лиц, исходя из замысла и оперативного задания командно-штабного учения, подготавливаются только в случае, если учение проводится на ином материале и обстановке, нежели подготовленные планируемые документы. Такие учения могут проводиться при хорошей общей подготовке командного состава и отработке вопросов общих первостепенных действий.

Для примера можно выделить шесть групп направлений специальной деятельности при введении правового режима военного положения .

К первой группе относят боевые действия с противником, ликвидацию диверсионно-разведывательных, десантных групп противника; борьбу с различными бандитскими группами.

Во вторую группу относят охрану и оборону важных объектов; выполнение отдельных заданий в условиях правового режима чрезвычайного положения на территории части региона или целого региона России.

К третьей группе относят проведение режимных мероприятий: ограничение перемещений граждан в местностях, объявленных на военном положении и в прифронтовой полосе; осуществление режима допуска в радиационные, химические и бактериальные очаги заражения; участие в регулировании миграции населения в стране; контроль за работой предприятий, организаций, учреждений и светомаскировкой; контроль за использованием должностными лицами предприятий, организаций, учреждений и населения правил карантина в очагах бактериального заражения.

Четвертая группа - выявление и захват боевиков, отдельных диверсантов, распространителей ложных и провокационных слухов, паникеров и дезертиров; ведение политической работы среди населения.

Пятая группа - все мероприятия мобилизационной деятельности: оказание содействия в проведении мобилизационных, эвакуационных мероприятий, выполнение заданий военного коменданта в местностях, объявленных на военном положении.

Шестая группа - все мероприятия, относящиеся к деятельности ОВД в системе гражданской обороны.

Предлагаемые направления максимально охватывают все возможные случаи специальной деятельности ОВД в военное время.

Эффективность подготовки повышается, если все занятия проходят на местности. Изучив в ходе лекционного курса и семинаров теоретические основы, сотрудники отрабатывают все элементы деятельности на классно-групповых и тактико-строевых занятиях (индивидуально и в составе подразделений, нарядов, групп).

В ходе командно-штабных учений закрепляют основы специальной подготовки, КШУ вырабатывают способность командного состава своевременно отслеживать и анализировать обстановку, адекватно реагировать на ее изменения, принимать целесообразные решения. КШУ формируют у руководителей умение управлять силами и средствами органов внутренних дел в сложной оперативной обстановке.

Органы внутренних дел и части (подразделения) внутренних войск МВД России, выполняя задачи в сфере правоохранительной деятельности, применяют различные, на основании законов и подзаконных актов, приемы и методы оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Наиболее сложные задачи выполняются путем проведения операций, в ходе проведения которых концентрируются достаточно большие силы и средства. По масштабам эти операции могут иметь довольно внушительные показатели. Одной из разновидностей операций вообще являются специальные операции, проведение которых связано с наиболее сложными событиями особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства органов внутренних дел, но и внутренние войска МВД России. Как

правило, при этом используются все находящиеся на вооружении органов

внутренних дел и внутренних войск средства воздействий на преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника, специальные средства и т.п. По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их применения специальные операции заслуживают отдельного исследования в теории и практике правоохранительной деятельности. Для решения задач, связанных с возникновением чрезвычайных обстоятельств, проводятся специальные операции, которые являются одним из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования органов внутренних дел, внутренних войск и сил других ведомств на указанные процессы и явления. Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск. Никто не вправе отдавать личному составу органов внутренних дел и

внутренних войск, участвующих в специальной операции, приказы, распоряжения и указания, противоречащие этим законам и правовым актам. Некоторой спецификой отличается и управленческая деятельность руководителей органов внутренних дел, выступающих в роли руководителей специальной операции, организация совместных действий сил органов внутренних дел и внутренних войск.



Понятие, виды специальных операций

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах инистерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане специальные операции могут характеризоваться определенными специфическими категориями (понятиями). При этом под категориями понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск, федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.; конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью. Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связанной с терроризмом. Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.

Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Специальные операции это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД России. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств органов внутренних дел, внутренних войск а в некоторых случаях федеральной службы безопасности, армии, министерства по чрезвычайным ситуациям и других ведомств. Конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других мероприятий и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью. Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, на труднодоступной местности и продолжаться в течении нескольких суток, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно.

Проведение специальных операций является одним из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования органов внутренних дел и внутренних войск на чрезвычайные обстоятельства и раскрытие наиболее тяжких преступлений по «горячим следам».

Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность ОВД, ВВ и УИС.

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для:

Задержания особо опасных и вооруженных преступников; пресечения массовых беспорядков в населенных пунктах;

Освобождения заложников, пресечения захвата и угона воздушного судна;

Разоружения (ликвидации) незаконных вооруженных формирований и изъятия оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества.

Специальная операция - это комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятий, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цель специальной операции - восстановление нарушенного правопорядка, задержание зачинщиков, активных участников массовых беспорядков, задержание преступников, обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения операции, нормального функционирования предприятий, организаций и учреждений.

Основным органом управления в специальной операции является оперативный штаб, создаваемый при МВД республики, ГУВД, УВД краевой (областной) администрации. УВДТ. Для непосредственного руководства действиями войск в оперативном штабе создается войсковая оперативная группа.

1.2.Группировка сил и средств, создаваемая решением руководителя Специальной операции.

Для проведения специальной операции создается группировка сил и средств, которая может состоять из групп: оцепления, блокирования, обеспечения дорожного движения, разведки, документирования действий лиц, захвативших заложников, ведения переговоров, разграждения (проделывания проходов), захвата, прикрытия (непосредственной поддержки), ликвидации угрозы взрыва, применения специальных средств, пожаротушения и аварийно-спасательных работ, эвакуации, конвоирования, фильтрации, следственно-оперативной, связи, медицинского обеспечения, материально-технического и тылового обеспечения и взаимодействия со средствами массовой информации.

Силы и средства внутренних войск, включаются в состав групп оцепления, применения специальных средств и связи. Силы и средства воинских частей по охране важных государственных объектов и обеспечение специальных грузов, кроме того, могут включаться в группу блокирования.

Силы и средства воинских частей (подразделений) включаются в состав основной группы блокирования, групп оцепления, прикрытия и снайперов.

При участии в специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенном пункте воинские части (подразделения) внутренних войск могут привлекаться к:

Оказанию помощи органам внутренних дел в локализации очагов массовых беспорядков;

Несению патрульно-постовой службы;

Усилению охраны (охране) зданий органов государственной власти, государственных банков, радио-, телевизионных и телефонно-телеграфных станций, других важных объектов, и мест компактного проживаний военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

Охране фильтрационных пунктов;

Конвоированию, задержанных;

Оказанию помощи органам внутренних дел в рассредоточении толпы, вытеснении их из района операции, задержании организаторов и активных участников массовых беспорядков;

Участию в разграждение завалов и других препятствий.

При участии в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах силы и средства внутренних войск могут включаться в группы: оцепления, патрулирования, охраны, конвоирования, рассредоточения, блокирования, применения специальных средств, разграждения, разведки, связи, тылового и технического обеспечения, маневренные и в резерв.

Из состава органов внутренних дел дополнительно могут создаваться группы: изъятия, оперативного информирования, организации дорожного движения, пожаротушения, документирования противоправных действий следственно-оперативная, организационно-аналитическая и фильтрационный пункт.

Подразделение составляет один из элементов группировки сил и средств (боевого порядка) или действует в нескольких. Крупные элементы группировки сил и средств могут состоять из нескольких подразделений. Если для проведения специальной операции создается несколько одинаковых элементов группировки сил и средств (боевого порядка), то они нумеруются, например: группа изъятия N 1, группа изъятия N 2 и т. д.

Заблаговременно, в соответствии с задачами части при чрезвычайных обстоятельствах, в плане действий части при 40 определяются районы проведения специальной операции, замысел на применение войсковых сил и средств, в специальной операции, задачи подразделениям (элементам группировки сил и средств или боевого порядка). В соответствии с планом проводится подготовка подразделений, органов управления, создание, хранение и обновление запасов материальных средств.

С получением задачи на действия в специальной операции проводится непосредственная подготовка части (подразделения). Она включает: организацию действий войск, в специальной операции (принятие или уточнение решения, постановку задач, рекогносцировку, организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления, планирование действий войсковых сил и средств в операции); подготовку части к выполнению поставленных задач; практическую работу командира части (подразделения), его заместителей, офицеров управления в подчиненных подразделениях и другие мероприятия.

Порядок работы командира по организации действий войск определяется сложившейся обстановкой наличием времени, а также порядком работы руководителя специальной операции и его указаниями,

В условиях высокой вероятности применения преступниками против личного состава, участвующего в специальной операции, огнестрельного оружия, в замысле дополнительно определяется состав огневых групп и порядок применения оружия ими.

В зависимости от условий, в которых проводится специальная операция, командир может дополнительно определить в замысле маршруты выдвижения подразделений в район ее проведения, исходное положение и порядок его занятия.

Организуя войсковые действия в специальной операции, по обезвреживанию преступников, захвативших заложников, командир дополнительно определяет в замысле способы обмана преступников,

Решение, принятое по карте (плану, схеме), командир обязан уточнить на местности. С той целью он проводит рекогносцировку, на которую привлекает командиров подразделений и офицеров из состава вспомогательного пункта управления. В зависимости от условий обстановки и метода работы руководителя операции командир части и его подчиненные могут принимать участие в рекогносцировке, проводимой руководителем операции.

На рекогносцировке командир части (подразделения) Изучает местность в районе предстоящих действий, определяет ее влияние на выполнение поставленной задачи и уточняет:

Маршруты выдвижения, рубежи блокирования (оцепления), исходные рубежи;

Направление действий, объекты, участки, направления сосредоточения основных усилий;

Района (места) размещения элементов группировки сил и средств (боевого порядка);

Характер массовых беспорядков, места создания их участниками заграждений, способы и порядок проделывания проходов в них;

Возможности по применению боевой и специальной техники, оружия и специальных средств;

Место развертывания вспомогательного пункта управления и направление его перемещения в ходе специальной операции, и другие вопросы.

При проведении рекогносцировки принимаются меры к сохранению в тайне замысла и сроков проведения специальной операции, а также к обеспечению надежного охранения. Рекогносцировка может не проводиться в случаях, когда команда; и его подчиненные принимают участие в рекогносцировке, проводимой руководителем операции, а также когда по условиям обстановки в ходе ее проведения преступниками может быть выявлен замысел действий или нет достаточного времени на ее проведение.

При постановке задач подразделениям, командир части указывает:

Группе поиска: состав, задачу; направление (полосу) и темп поиска; направление (объект, район) сосредоточения основных усилий; исходный рубеж и время его занятия; уравнительные рубежи; конечный рубеж (рубеж встречи), время выхода и порядок действий на них; порядок действий поисковых групп при обнаружении преступников; мероприятия; по обеспечению стыков и флангов, кто ответственный за них; время готовности: командира;

Группе блокирования (заслонам): состав, рубеж блокирования и время его занятия; направление сосредоточения основных усилий; задачу и порядок действий при обнаружении преступников, при прорыве их через рубеж блокирования; порядок обеспечения стыков и кто ответственный за них; командира группы;

Группе окружения: состав, задачу; рубеж окружения; направление сосредоточения основных усилий; командира группы;

Группе оцепления: состав и задачу, какую иметь боевую и другую технику, средства индивидуальной защиты, и активной обороны; рубеж оцепления и время его занятия; плотность оцепления; командира группы;

Группе захвата: состав и задачу, какую иметь боевую и другую технику, средства индивидуальной защиты и активной обороны; исходное положение и время его занятия; порядок действий по захвату преступников; время готовности; командира группы;

Группе рассредоточения: состав, какую иметь боевую и специальную технику, вооружение, средства индивидуальной защиты и активной обороны; построение группы; исходное положение и время его занятия; рубежи и время выхода на них; задачу, последовательность и порядок ее выполнения; время готовности; командира группы;

Группе охраны: состав караулов, какие объекты и к какому времени принять под охрану и оборону; способы и срок несения службы; командира группы (начальников караулов);

Группе изъятия: состав, какое иметь вооружение, средства индивидуальной защиты и активной обороны; исходное положение и время его занятия; задачу и порядок ее выполнения; время готовности; командира группы;

Группе патрулирования: состав, какое иметь вооружение, боевую технику и транспортные средства, средства индивидуальной защиты и активной обороны; задачу и маршруты (места) несения службы: районы (участки) сосредоточения основных усилий; время начала патрулирования; командира группы;

Другим элементам группировки сил и средств (боевого порядка) и резерву: состав, какое иметь вооружение, боевую и другую технику, средства индивидуальной защиты и активной обороны; исходное положение (район расположения) и время его занятия; задачу; время готовности к действиям; командира.

Общее планирование специальной операции осуществляется централизованно объединенным оперативным штабом. В части (подразделении) осуществляется детальное планирование применения сил и средств.

В части (подразделении) разрабатываются: решение командира на действия войск, в специальной операции на карте (плане, схеме) с краткой пояснительной запиской и приказ, а при наличии времени и распоряжения по видам обеспечения.

Непосредственная подготовка части (подразделения) к выполнению поставленных задач включает: подготовку подразделений к действиям в составе элементов группировки сил и средств (боевого порядка); подготовку вооружения, боевой и другой техники, специальных средств, средств индивидуальной защиты и активной обороны к применению; проведение занятий и тренировок с личным составом; инструктаж личного состава по мерам безопасности и другие мероприятия. В зависимости от условий обстановки и наличия времени отдельные мероприятия подготовки могут не проводиться.

Перед началом специальной операции элементы группировки сил и средств (боевого порядка) занимают исходное положение. Оно выбирается таким образом, чтобы обеспечить своевременное начало действий всеми ее подразделениями, а также безопасность личного состава от воздействий преступников (участников беспорядков).

Операция начинается в точно установленное время - "Ч", в которое подвижные элементы группировки сил и средств (боевого порядка) приступают к выполнению поставленных им задач.

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

начальник кафедры

Полковник полиции

Д.В. Карабаш

Специальность

ЛЕКЦИЯ

Введение



специальные операции

Заключение

Учитывая сложную современную оперативную обстановку в стране, Министр внутренних дел России требует от органов внутренних дел, внутренних войск и других структур министерства высокоэффективной работы, направленной на достаточно действенную профилактику преступлений, которые в конечном итоге могут привести к возникновению чрезвычайных обстоятельств. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить возникновения противоправных действий с втягиванием в них больших масс людей, что, как правило, может привести к очень тяжелым последствиям. К сожалению, продолжают иметь место явления, причины возникновения которых не всегда зависят или вообще не зависят от результатов деятельности органов внутренних дел.



В лекции изложена только часть большого комплекса специальной операции - силовые (боевые) действия, но знание этих вопросов, приобретение навыков в деле руководства силовыми действиями в условиях чрезвычайных обстоятельств, является насущной задачей как руководящего состава, так и всего начальствующего состава, привлекаемого к выполнению задач в специальных операциях. Не менее важно знать эти положения и слушателям высших учебных заведений, которые после окончания их становятся полноправными и ответственными работниками системы МВД России и на них будут возложены уже конкретные функции не только связанные с должностной деятельностью при выполнении повседневных служебных задач, но и задач в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение «специальная операция», сформулировать ее цели и задачи.

2. Чем обеспечивается успех в специальной операции?

3. Перечислить основные мероприятия, проводимые в ходе специальных операций, дать им краткую характеристику.

4. Из каких этапов состоит специальная операция? Дайте им краткую характеристику.

5. Какими мерами обеспечивается безопасность сотрудников ОВД и граждан в период проведения операции?

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

начальник кафедры

деятельности ОВД в особых условиях

Полковник полиции

Д.В. Карабаш

«»­­________________________2015 г.

Тактико-специальная подготовка

Специальность : 030505.65 – правоохранительная деятельность.

ЛЕКЦИЯ

Тема 20: «Основы специальной операции»

Введение

С углублением дезинтеграционных процессов в стране, дестабилизирующих государственное устройство, девальвацией моральных и нравственных ценностей в обществе, ростом терроризма и наиболее тяжких преступлений, усилением противоречий между интересами различных социальных групп и слоев населения, резким ухудшением условий их жизни создаются предпосылки для возникновения кризисных ситуаций социально-политического, криминального, техногенного, природного и экологического характера.

Перечисленные кризисные ситуации можно характеризовать как чрезвычайные обстоятельства, когда комплекс социальной системы и экономических возможностей не обеспечивает безопасность людей и минимальные потребности большинства населения на определенной территории.

Наиболее острой формой их проявления стали терроризм (включая международный терроризм), межнациональные конфликты, забастовки, митинги, массовые беспорядки, ведущие к все большим нарастаниям вооруженных столкновений.

Чрезвычайные обстоятельства резко осложняют оперативную обстановку, в которой приходится действовать органам внутренних дел и внутренним войскам, решая ответственные задачи по поддержанию правопорядка. В этих условиях перед ними встают дополнительные задачи, резко увеличивается объем работы, возникает необходимость особой организации управления.

Органы внутренних дел и части (подразделения) внутренних войск МВД России при возникновении особых условий (чрезвычайных обстоятельств), для выполнения задач в сфере правоохранительной деятельности, применяют различные, на основании законов и подзаконных актов, приемы и методы оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Наиболее сложные задачи выполняются путем проведения различных операций, в ходе проведения которых могут концентрироваться достаточно большие силы и средства. По масштабам эти операции могут иметь довольно внушительные показатели.

Одной из разновидностей операций вообще являются специальные операции , проведение которых связано с наиболее сложными событиями особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства органов внутренних дел, но и внутренние войска МВД России. Как правило, при этом используются все находящиеся на вооружении органов внутренних дел и внутренних войск средства воздействий на преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника, специальные средства и т.п.

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их применения специальные операции заслуживают отдельного исследования в теории и практике правоохранительной деятельности.

Некоторой спецификой отличается и управленческая деятельность руководителей органов внутренних дел, выступающих в роли руководителей специальной операции, организация совместных действий сил органов внутренних дел и внутренних войск.

Рассмотрению изложенных выше основных вопросов и посвящена настоящая лекция.


Литература: Приказ МВД России от 25 мая 2009 года 400 «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах». Приказ МВД России от 28 февраля 1997 года 013 «Об утверждении Временного наставления по работе оперативных штабов органов внутренних дел». Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации. - М.: МВД России, Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, С, Бондаревский И.И. Специальная тактика. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, С Казинский Н.Е. Тактико-специальная подготовка: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, С Осипенко В.Д. и др. Основы тактико-специальной подготовки в ОВД. Учебное пособие (Курс лекций). - СПб.: Санкт- Петербургский университет МВД России, С


Вопрос 1: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ Специальная операция – это комплекс оперативно- розыскных, разведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или последовательно нескольких районах с целью задержания преступников (правонарушителей) и нормализации оперативной обстановки. Специальная операция является наиболее сложной формой выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач ОВД и ВВ МВД России.


Характерными чертами специальной операции являются: привлечение сравнительно большего количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, ВВ, ФСБ и других силовых ведомств; конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий и действий (оперативных, предупредительных, силовых и др.); проводимые мероприятия и действия отличаются высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью; силовые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно; силовые действия проводятся только тогда, когда оперативно- розыскные, предупредительные и другие мероприятия не привели к отказу преступника или преступной группы от противоправных действий.


Сущность и содержание мероприятий и действий, проводимых в специальной операции обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки. Они осуществляются путем проведения оперативных установок, наблюдения, использования специального аппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций и т.д. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью: определения количества преступников (группы), характера их действий; выявления намерений преступников, их вооружения, оснащения и тактики действий, связей: установления мест укрытия; выявления заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.); введения в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки при подготовке операции и принятия обоснованных решений на ее проведение.


Переговорный процесс; Разведывательные мероприятия проводятся с целью получения достоверной информации о местонахождении, возможностях и действиях преступников (групп, организаций) и особенностях условий местности. Разведка осуществляется с земли, воздуха, с помощью радиотехнических средств, приборов радиационной и химической разведки. Предупредительные мероприятия проводятся различными приемами и способами для создания благоприятных условий и успешного проведения специальной операции на начальном этапе действий сил и средств. профилактические мероприятия; разъяснительные мероприятия. режимные мероприятия; Предупредительные мероприятия включают в себя:


Силовые действия включают в себя комплекс различных тактических приемов и способов, направленных в зависимости от целей специальной операции на недопущение или ограничение негативных последствий от действий преступников или на их ликвидацию. Они осуществляется с применением сотрудниками ОВД оружия, специальных средств, боевой и специальной техники и физической силы. Следственные действия направлены на установление и процессуальное закрепление преступной деятельности, конкретных участников, а также причин и условий возникновения ЧС техногенного характера. Если при проведении оперативно-розыскных и предупредительных мероприятий достигнуты положительные результаты, то осуществление силовых действий становится нецелесообразным. В этот период могут действовать отдельные служебные или войсковые наряды от ОВД и ВВ. Одновременно может осуществляться планирование специальной операции с ограниченными целями и задачами.


Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов и способов ведения силовых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее оперативного построения, организационной структуры группировки и т.д. Эти особенности находят свое отражение в заблаговременно разрабатываемых Планах действий ОВД при ЧО. Для руководства действиями группировки сил и средств в специальной операции создается оперативный штаб (ОШ). Организационная структура, персональный состав и должностные обязанности членов ОШ определяются начальником соответствующего ОВД и объявляются его приказом. В состав ОШ включаются: руководитель ОШ; заместители руководителя ОШ; члены ОШ; группы (организационно-аналитическая; связи; взаимодействия со СМИ; тылового и технического обеспечения и др.).


ОШ возглавляет руководитель ОВД, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) ВВ, дислоцированного на территории обслуживания и по согласованию руководители (заместители руководителей) взаимодействующих органов, а также командиры отряда милиции специального назначения и отряда милиции особого назначения (ОМСН, ОМОН). Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО, руководитель ОШ может делегировать свои полномочия одному из своих заместителей. Членами ОШ могут назначаться руководители отраслевых подразделений ОВД, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления (по взаимной договоренности), силы и средства от которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания. От органов и подразделений УВД (ОВД) на транспорте, подразделений, управлений (отделов) вневедомственной охраны, управлений (отделов) внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов в ОШ ОВД выделяются оперативные группы (сотрудники) для координации совместных действий.


Основными задачами оперативного штаба являются: сбор, обобщение и анализ поступающей информации, подготовка материалов для оценки обстановки и выработка предложений для принятия решений руководителем ОШ; подготовка распорядительных документов; организация исполнения отдаваемых руководителем приказов и распоряжений, осуществление контроля за их практической реализацией; управление силами и средствами, обеспечение согласованности действий привлекаемых сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск при проведении специальных мероприятий. При назначении руководителя территориального органа безопасности начальником ОШ, начальник ОВД назначается его первым заместителем в случаях: пресечения террористического акта; освобождения воздушного судна, судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава, захваченного преступниками; захвата заложников при попытке достичь целей политического характера, а в СИЗО, ИВС - при попытках содержащихся там лиц достичь целей незаконной эмиграции из Российской Федерации.


Для работы ОШ и управления подразделениями в различных условиях в органах внутренних дел развертываются пункты управления: центр оперативного управления (ЦОУ), в горрайлинорганах внутренних дел – пункт оперативного управления (ПОУ); запасный пункт управления (ЗПУ); подвижный пункт управления (ППУ); вспомогательный пункт управления (ВПУ). Основным пунктом управления при выполнении задач при ЧО является ЦОУ (ПОУ), который развертывается непосредственно в здании ОВД, как правило, вблизи помещений дежурной части. Предназначенное для него помещение заблаговременно готовится и оборудуется всем необходимым (автоматизированными рабочими местами, средствами связи, оргтехникой, местами обеспечения жизнедеятельности). При выходе из строя ЦОУ (ПОУ) перебазируется на ЗПУ, который предназначен для повышения устойчивости и непрерывности управления.


Для управления группировкой сил и средств в районе ЧО, руководства силами и средствами при проведении специальных операций выделяется ВПУ. На ВПУ ОШ может переместиться в полном составе либо на него выделяется группа управления ОШ. ВПУ разворачивается на базе специально оборудованных автомобилей повышенной проходимости, которые оснащаются необходимыми видами связи и имеют не менее 6 рабочих мест. К участию в контртеррористических операциях и минимизации последствий террористических актов привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск согласно перечню, согласованному с руководством территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, утвержденному на заседании оперативного штаба в субъекте Российской Федерации. Состав сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, привлекаемых к участию в контртеррористических операциях в субъектах Российской Федерации, утверждается приказом МВД России. Все пункты управления должны иметь возможность выполнять управленческие функции в полном объеме.


К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется, исходя из следующих норм: органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации – до 60%, за пределами пунктов постоянной дислокации – до 50% списочной численности личного состава, линейные органы внутренних дел на транспорте – 10%; образовательные учреждения МВД России – 50% списочной численности личного состава. Основными способами действий ОВД и ВВ в специальной операции являются: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление; засада; рассредоточение; изъятие (захват).


Вопрос 2: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Во время подготовительного периода (организация операции) проводится весь комплекс оперативно-розыскных, предупредительных и других мероприятий, в целях склонения к отказу отдельных преступников или преступной группы от противоправных действий. Первоначальные действия проводит оперативный дежурный по ОВД, наряды несущие службу в районе операции, группа немедленного реагирования (ГНР) и дежурная следственно-оперативная группа (СОГ) ОВД. Каждая операция вне зависимости от вида и особенностей ее проведения состоит из трех этапов: организация операции (подготовительный период); ведение операции (период силовых действий); завершение операции (заключительный период).


Если меры принятые территориальным ОВД не дали положительных результатов, то его руководитель докладывает оперативную обстановку старшему начальнику и с его разрешения проводит специальную операцию. Задача на проведение специальной операции может поступить в виде приказа, распоряжения или подачей установленного сигнала оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО. Приказом МВД России от 25 мая 2009 года 400 установлены следующие сигналы для сбора личного состава: п/п СигналыДействия по сигналам 123 Предупреждение и пресечение преступлений террористического характера 1.«ЭДЕЛЬВЕЙС»Сбор личного состава, оперативного штаба МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, личного состава подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, выделенных в состав группировки сил и средств оперативного штаба в субъекте Российской Федерации 1.1«Набат»на объектах воздушного транспорта 1.2«Вихрь»на объектах водного транспорта 1.3«Сигнал»на объектах железнодорожного транспорта


«Тоннель»на объектах метрополитена 1.5«Циклон»на объектах автомобильного транспорта 1.6«Технология»на объектах промышленности 1.7«Молния»на объектах топливно-энергетического комплекса 1.8«Атом»на ядерных и радиационно-опасных объектах 1.9«Шторм»на гидротехнических сооружениях 1.10«Гроза»на объектах органов государственной власти 1.11«Арсенал»на военных объектах 1.12«Метель»на объектах массового пребывания людей 1.13«Дипломат»на объектах представительств иностранных государств Предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности 2.«ВУЛКАН-1»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, лагерях вынужденных переселенцев, изоляторах временного содержания (ИВС) и других специальных учреждениях милиции 3.«ВУЛКАН-2»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению деятельности банды 4.«ВУЛКАН-3»Сбор личного состава, привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров) 5.«КРЕПОСТЬ»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск


123 Предупреждение и пресечение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства 6.«ЛАВИНА» Сбор личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению (подавлению) вооруженного мятежа Предупреждение и пресечение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 7. «ТУМАН» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению блокирования транспортных коммуникаций Предупреждение и пресечение преступлений в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы 8. Сигнал определяется территориальными органами ФСИН России, ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к участию в пресечении действий по захвату заложников и дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 9. «ТАЙФУН-1» «ТАЙФУН-2» Сбор личного состава, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: а) техногенного характера; б) природного характера Мероприятия по защите государственной границы Российской Федерации 10. Сигнал определяется территориальными органами управления ПС ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к оказанию содействия органам и войскам ПС ФСБ России в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации в местах дислокации органов внутренних дел и внутренних войск


Силы и средства ОВД и ВВ, привлекаемые к действиям при ЧО, после оповещения и сбора могут приводиться в готовность 2 и 1. боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на места построения При приведении в степень готовности 2: боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства грузятся на транспортные средства боеприпасы на руки не выдаются задачи подразделениям не ставятся проводится оповещение и сбор личного состава, который прибывает в места сбора (сосредоточения) средства связи и автоматизации управления готовятся к работе Время привидения личного состава в степень готовности 2 составляет для ОВД, соединений и воинских частей ВВ 1 час 30 минут.


Личному составу выдаются оружие и боеприпасы (боеприпасы выдаются на руки или грузятся на транспортные средства в штатной упаковке) При приведении в готовность 1: ставятся задачи группам осуществляется экипировка личного состава производится посадка личного состава на транспорт Готовности 1 может вводиться, минуя степень готовности 2. В ОВД, соединениях (воинских частях) ВВ срок приведения в степень готовности 1 из степени готовности 2 составляет 30 минут, минуя степень готовности 2 – 2 часа. Время перехода личного состава к действиям после выполнения мер по приведению в степень готовности 1 осуществляется немедленно (с получением приказа).


С получением сигнала или доклада о возникновении чрезвычайных обстоятельств начальник территориального ОВД проводит мероприятия в соответствии с Планом действий при ЧО, информирует прокурора и местные органы власти и управления. Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и ОШ. Дежурная часть до сбора личного состава ОШ: самостоятельно принимает необходимые решения; отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику ОВД. В дальнейшем все управление передается ОШ. В любом случае при организации операции руководитель ОШ: уясняет задачу; отдает предварительные распоряжения о подготовке сил и средств; производит расчет времени; оценивает обстановку; принимает решение; ставит задачи группам оперативного построения; организует взаимодействие, управление и всестороннее обеспечение операции.


В результате уяснения задачи и оценки обстановки формируются выводы из нее, которые и составляют основу решения руководителя ОШ на проведение специальной операции. В решении руководитель ОШ определяет: замысел операции (район действий, способ проведения, привлекаемые силы, построение групп, направление основных усилий, время готовности); задачи групп оперативного построения (состав, вооружение, экипировка, время и порядок занятия исходного рубежа, задачи и способы их выполнения); порядок применения оружия, техники, специальных средств, меры безопасности; порядок взаимодействия групп оперативного построения; организацию управления и всестороннего обеспечения. Решение руководителя ОШ оформляется на карте или схеме, а к ней прилагаются планы оперативно-режимного и материально- технического обеспечения, а также необходимые расчеты.


Принятое и утвержденное старшим оперативным начальником решение руководитель ОШ объявляет своим заместителям и членам ОШ, дает им указание о постановке задач исполнителям и организации их выполнения непосредственно на местности. Поставленные устно задачи записываются в журнал распоряжений, а решение оформляется приказом. После объявления решения руководитель ОШ становится руководителем операции. Заместители руководителя ОШ ставят задачи подразделениям внутренних дел и частям (подразделениям) ВВ, которые им соответственно подчинены. Организация специальной операции (подготовительный период) завершается выходом подразделений в район операции и занятием исходных позиций группами оперативного построения. После отдачи приказа руководитель специальной операции организует взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение операции и осуществляет контроль за выполнением отданных распоряжений.


На втором этапе операции (период силовых действий) созданная в первоначальный период группировка сил и средств по команде (сигналу) руководителя операции выполняет свои задачи по пресечению или ликвидации противоправных акций преступников. Силовые действия обеспечиваются оперативно-розыскными, предупредительными и иными мероприятиями комплекса специальной операции. Особое внимание в этот период уделяется управлению силами и средствами. Управление группировкой сил и средств осуществляется с основного (ЦОУ, ПОУ), а при необходимости и вспомогательного пунктов управления (ВПУ). В ходе силовых действий, по изменяющейся обстановке, руководитель специальной операции управляет силами и средствами путем отдачи коротких распоряжений лично и через заместителей (членов) оперативного штаба.


Специальная операция прекращается по команде (сигналу) руководителя операции после получения данных (докладов командиров групп оперативного построения) о выполнении поставленной задачи. Основные действия заключительного периода: сбор сил и средств, участвующих в операции, в местах постоянной дислокации; подведение итогов операции; уточнение оперативных планов с учетом недостатков выявленных в ходе операции; подготовка приказа о результатах операции; подготовка и отправка донесения в вышестоящий штаб (ОВД, ВВ). Заключительный период операции включает мероприятия по недопущению возникновения вновь ЧО (рассредоточение участников противоправных действий, разоружение незаконных вооруженных формирований), обеспечение работы следственно-оперативной группы и другие.


В письменном донесении старшему оперативному начальнику о результатах операции указываются: время и источник получения информации о месте нахождения и преступном поведении задержанных; меры, принятые сотрудниками ОВД по блокированию преступников и обеспечению безопасности граждан; меры, принятые по организации операции; силы и средства, привлекавшиеся к проведению операции; допущенные при организации и проведении операции ошибки и просчеты, а так же их отрицательные последствия; данные о преступниках (их количество, вооруженность, характер действий); список лиц, отличившихся при проведении операции и достойных поощрения. К донесению прилагается схема организации и хода операции. Таким образом, успех специальной операции зависит: от знания основ ее организации и ведения; качественной подготовки сил и средств; рационального управления ими при выполнении поставленных задач.