Основные черты уголовного судопроизводства зарубежных государств. Уголовный процесс современных зарубежных государств

Самостоятельная работа – 6 часов

Различают четыре основные формы уголовного процесса, которые складывались и развивались на протяжении столетий в различных странах и на континентах: обвинительный, розыскной (инквизиционный), состязательный и смешанный процессы. Не следует путать формы процесса и исторически сложившиеся системы права. Существуют две основные системы права: романо-германская и англосаксонская (континентальная). Обучаемые должны вспомнить, какие государства по своему правовому устройству относятся к той или иной системе права, каковы черты и устройство уголовного судопроизводства стран с романо-германской и англосаксонской системой права. Также необходимо выделять специфические черты уголовного судопроизводства в отдельно взятых странах.

Вопросы для самоподготовки:

1. Каков порядок досудебного и судебного производства по уголовным делам в США?

2. Какие органы осуществляют досудебное производство в Италии и какова их роль в судебном процессе?

3. Каков порядок досудебного производства в Германии?

4. Каковы средства доказывания по уголовным делам в германском законодательстве?

5. Каковы основные особенности английского доказательственного права?

6. Какова система пересмотра судебных решений в вышестоящих судебных инстанциях в Англии, в США?

Основная литература:

1. Уголовный процесс: Учебник / Ред. А.В. Гриненко. – 2-е изд. – М.: Норма, 2013.

2. Томин В.Т. Уголовный процесс: актуальные проблемы теории и практики. – М.: Изд-во Юрайт, 2009.

3. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013.

4. Васильев Н.В., Денисов С.А. Уголовный процесс: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Юриспруденция», 2012.

5. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. – М.: Высшее образование, 2012.

6. Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. А.В.Гриненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2013.

7. Уголовный процесс. Судебное производство: Учебник / Под ред. В.Т. Томина и М.П. Полякова – М.: ДКО МВД РФ, 2011.



Дополнительная литература

1. Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001.

2. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. – М.: Спарк, 2001.

3. Махов В.Н., Пешков М.А. Уголовный процесс США (досудебная стадия): Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

4. Пешков М.А. Арест и обыск в уголовном процессе США. – М.: Спарк, 1998.

Контрольные работы

Контрольная работа выполняется по одному из предлагаемых вариантов в зависимости от начальной буквы фамилии студента:

Вариант 1 А-Л

Вариант 2 М-Р

Вариант 3 С-Я

Суть работы заключается в письменном изложении ответов на поставленные задачи. Ответы должны быть конкретными, полными и аргументированными, сопровождаться ссылками на УПК РФ, а также, при необходимости, на Постановления Конституционного Суда РФ или Постановления Пленума Верховного Суда, Ведомственные нормативные акты. Задачи по каждому варианту предлагаются преподавателем.

Пример решения задачи:

Задача.

При обследовании места происшествия (кража в магазине) следователь обнаружил кусок шоколада с характерными отпечатками зубов. Присутствующий при осмотре эксперт снял слепок с этого следа и приобщил его к протоколу осмотра. Спустя неделю, по подозрению в совершении данного преступления был задержан гр. Р. В ходе допроса следователь обратил внимание на характерное строение челюсти гражданина Р. И принял решение об его освидетельствовании. Достав из сейфа слепок зубов, изготовленный на месте происшествия, следователь стал примерять этот слепок к зубам задержанного. Установив, что в основных моментах слепок совпадает со строением зубов задержанного, он пригласил понятых, в их присутствии проверил все действия и составил протокол освидетельствования, в котором отразил все названные факты и выводы.

Один из понятых, техник по специальности, заверил следователя, что «…это именно те отпечатки, и те зубы».

Ответ: Освидетельствование- это осуществляемое следователем в соответствии с установленной законом процедурой обследования тела подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в целях обнаружения информации (сведений), имеющей значение для дела. (В нашем случае следователь при обследовании тела подозреваемого, в частности его челюсти, мог обнаружить специфическое строение челюсти подозреваемого).

Статья 179 УПК РФ подчеркивает, что освидетельствование производится, если не требуется судебно-медицинской экспертизы. Это означает, что освидетельствованию доступны лишь признаки, видимые простым глазом. Если же речь идет о «скрытой информации», т. е. недоступной внешнему наблюдению, либо видимой, но требующей истолкования на основе специальных познаний, необходимо назначение судебной экспертизы.(В нашем случае для идентификации строения зубов подозреваемого и слепка зубов, полученного на месте происшествия, требуются специальные познания и необходимо проведение судебной экспертизы)

Статья 179 УПК РФ определяет цели освидетельствования как обнаружение на теле человека следов преступления, телесных повреждений и особых примет. К первым относятся ранения, ушибы, кровяные мазки и шрамы, кровоподтеки, следы действия орудий преступления, защитных средств (химловушек) и т. п. Особыми приметами являются родимые пятна, татуировки, послеоперационные рубцы, признаки профессиональной деятельности и т. п. Телесные повреждения, о которых упоминает ст. 179 УПК, лишь констатируются при освидетельствовании (факт наличия, внешний вид, расположение), но тяжесть их не определяется, ибо это полномочие эксперта.(В нашем случае следователь был неправомочен самостоятельно сравнивать строение зубов подозреваемого и слепок зубов, полученного на месте происшествия, он мог только описать строение челюсти и зубов подозреваемого).

Освидетельствование представляет собой острое вторжения в сферу интересов личности. Для его проведения необходимы фактические и формальные основания. Первые - это имеющиеся в деле данные о том, что на теле освидетельствуемого сохранились следы преступления, имеются телесные повреждения или особые приметы. Формальное же основание - это постановление следователя о проведении освидетельствования. Оно обязательно для освидетельствуемых лиц (ч. 2 ст. 179 УПК), хотя и в разной степени. Обязательность освидетельствования означает возможность принудительного, против воли лица, обследования его тела. Требованию об освидетельствовании обязаны подчиниться подозреваемый и обвиняемый. (В нашем случае следователь не вынес постановление о производстве освидетельствования, в котором он обязан был указать основания для производства данного освидетельствования).

Доказательственное значение освидетельствования состоит в том, что обстоятельства, установленные осмотром тела человека, будучи зафиксированными в протоколе, становятся доказательством по делу. Допустимость протокола освидетельствования определяется соблюдением процедуры его проведения и фиксации результатов. (В нашем случае процедура проведения освидетельствования не была соблюдена и результаты, которые были зафиксированы при освидетельствовании незаконны.)

Курсовые работы

Написание курсовой работы является дополнительной формой контроля за освоением слушателями учебного материала по особенной части уголовного процесса, проверки уровня знаний, умений и навыков самостоятельной работы слушателя, в которой подводятся итоги его научно-исследовательской деятельности, дается анализ изученных нормативных актов и литературы, отражается позиция автора по спорным вопросам темы.

Курсовая работа является самостоятельным исследованием по избранной теме, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки уголовного процесса и практики правоприменения в сфере уголовного судопроизводства. Тема курсовой работы должна быть основана на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы.

Данный вид работы (курсовая работа) представляет собой систематизированное, достаточно полное и логическое изложение соответствующей проблемы дисциплины «Уголовно-процессуальное право» на основе определенного перечня библиографических источников, анализа уголовно-процессуальной деятельности.

Структура курсовой работы раскрывает требования к построению ее содержания.

Во введении (3-4 страницы) студент отражает актуальность и значимость темы, ее обоснование, формулирует цель и задачи, объект и предмет курсовой работы и производит краткий анализ литературы, посвященной теме.

Объем основной содержательной части составляет 25-28 страниц. Она состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы.

В ней студент раскрывает сущность и содержание вопросов темы на основе самостоятельного изучения литературы и материалов практических подразделений ОВД, современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе, формулирует выводы по каждому из изложенных вопросов.

Кроме того, при изложении теоретической части необходимо использовать научный аппарат: ссылаться на позиции тех процессуалистов, которые работали по данной теме, указывая в сносках конкретные источники (фамилию, инициалы автора, название монографии или статьи, издательство, город и год издания и страницу, на которой то или иное мнение изложено). Значительную помощь в раскрытии содержания данной части работы окажут публикации в юридических журналах, где отражается как позиция ученых, так и практических работников. В этом случае необходимо указать наименование журнала, год издания, его номер и страницу.

Таким образом, при указании ссылок на цитируемые положения используемой литературы и статистических данных необходимо руководствоваться правилами ГОСТа Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка».

Заключение (2-3 страницы) раскрывает актуальность полученных знаний для практической деятельности, оно должно содержать выводы автора по изученной проблеме и конкретные предложения о совершенствовании закона и практики его применения.

Работа завершается списком использованной литературы – перечнем законодательных актов и научных источников (монографий, учебников, статей из периодических изданий) с указанием выходных данных по ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание»

Примерная тематика курсовых работ:

1. Сущность и назначение уголовного судопроизводства

2. Стадии уголовного судопроизводства

3. Уголовно-процессуальное право – как самостоятельная отрасль права

4. Понятие и система принципов уголовного судопроизводства

5. Состязательность в уголовном судопроизводстве

6. Неприкосновенность частной жизни граждан как принцип уголовного судопроизводства

7. Охрана прав и свобод человека и гражданина как принцип уголовного судопроизводства

8. Презумпция невиновности в уголовном судопроизводстве

9. Участники уголовного судопроизводства

10. Представительство в уголовном судопроизводстве

11. Участие защитника в уголовном судопроизводстве

12. Участие прокурора в уголовном судопроизводстве

13. Гражданский иск в уголовном деле

14. Потерпевший как участник уголовного судопроизводства

15. Доказательства в уголовном судопроизводстве

16. Предмет и пределы доказывания в уголовном судопроизводстве

17. Допустимость как признак доказательств в уголовном судопроизводстве

18. Виды доказательств. Общая характеристика

19. Процесс доказывания и его этапы

20. Иммунитеты в российском уголовном судопроизводстве

21. Меры уголовно-процессуального принуждения

22. Меры пресечения

23. Заключение под стражу как мера пресечения

24. Возбуждение уголовного дела

25. Предварительное расследование как стадия уголовного судопроизводства

26. Следственные действия, понятие и система

27. Производство экспертизы в уголовном судопроизводстве

28. Окончание предварительного расследования

29. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования как одна из форм окончания предварительного расследования

30. Предварительное слушание

31. Судебное разбирательство как стадия уголовного судопроизводства

32. Общие условия судебного разбирательства

33. Приговор: понятие, значение, структура и виды

34. Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье

35. Производство по делам частного и частно-публичного обвинения

36. Производство в суде присяжных

37. Производство в суде второй инстанции

38. Исполнение приговора

39. Производство в надзорной инстанции

40. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств как стадия уголовного судопроизводства

41. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

42. Производство о применении принудительных мер медицинского характера

43. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

44. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

45. Оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС НЕКОТОРЫХ РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Глава XXVII

Современный этап развития человечества характеризуется активными процессами конвергенции, сближения государств с самыми различными историческими традициями относительно наиболее значимых общечеловеческих ценностей, к числу кото-

рых, несомненно, относится процессуальная форма как важнейшая гарантия защиты прав человека, задействованного в орбите производства по уголовному делу.

Следует отметить, что модели уголовного судопроизводства в зарубежных государствах отличаются огромным разнообразием, которое объясняется особенностями исторического развития каждого государства. Вместе с тем очевидное влияние (политическое, экономическое или военное) одних из них, на другие в процессе исторического прогресса позволяет (в значительной мере условно) усмотреть в этом разнообразии некоторые общие концептуально значимые черты, несомненно, могущие являться основой для типологии.

К числу традиционных критериев классификации типов уголовного процесса относится критерий развитости принципа состязательности. Состязательная форма уголовного процесса предполагает равноправие сторон, прежде всего, в реализации элементов процесса доказывания (собирании, проверке и оценке доказательств), а также разрешение возникающих между сторонами споров не заинтересованным в исходе дела органом - судом, который не является органом уголовного преследования, не относится к стороне защиты, а независимо и беспристрастно осуществляет правосудие.

Как отмечалось ранее, условно можно выделить следующие типы процесса: состязательный (частноисковой, обвинительный, современный состязательный), инквизиционный и смешанный.

Вместе с тем в чистом виде ни один из указанных типов процесса не существовал и не существует. Отнесение к той или иной классификационной группе определяется преобладанием тех или иных черт. "

Розыскные начала (однако без той негативной окраски, которая отождествляет розыскной процесс с инквизиционными средневековыми пытками) существуют практически во всех европейских государствах, где состязательные начала преобладают лишь на судебных стадиях, а предварительное производство характеризуется неравенством сторон в процессе доказывания, некоторыми ограничениями прав обвиняемого и защитника по сравнению с государственными органами, осуществляющими производство по делу. При этом в качестве рудимента (что вовсе не всегда априори означает отрицательную оценку) инквизиционного процесса можно рассматривать и некоторые правила оценки доказа-


377

тельств в современных типах судопроизводств (придание преувеличенного значения признанию обвиняемым своей вины в США, Англии; характерная для Англии недопустимость, по общему правилу, свидетельствования со слов иного лица; распространенное требование доказывать определенные обстоятельства строго определенными доказательствами, например заключением эксперта, и т.д.). < "

В современном уголовном судопроизводстве сохранились и некоторые элементы, характерные для частноискового процесса: отдельные категории преступлений влекут уголовное преследование лишь при проявлении инициативы потерпевшим, который несет и основную нагрузку по доказыванию.

Наиболее развиты признаки состязательности в англо-американском варианте уголовного судопроизводства. В настоящее время наиболее типичные проявления состязательной формы судопроизводства, нередко в крайних формах, наблюдаются, кроме Англии, в США, Канаде, Австралии 1 . В соответствии с англо-американским пониманием состязательности уголовное судопроизводство - это не научное исследование, и для установления истины оно мало приспособлено. Уголовный процесс рассматривается как банальный спор между стороной обвинения и стороной защиты, который должен разрешаться судом. Отказ от продолжения спора одной из сторон влечет за собой прекращение процесса. Так, отказ прокурора от обвинения обязывает суд прекратить уголовное дело, признание Обвиняемым своей вины в большинстве случаев влечет постановление обвинительного приговора без исследования иных доказательств. При этом стороны в ходе уголовного судопроизводства имеют равные права, а суд в значительной мере пассивен в процессе доказывания и ограничен в возможностях по собственной инициативе собирать доказательства. Предполагается, что равенство сторон в процессе доказывания как один из основных признаков состязательного процесса должно иметь место и в ходе досудебного производства.

Тенденцией развития англо-американского уголовного процесса является также расширение полномочий суда в уголовном процессе: по руководству судебным заседанием, подведению его итогов, доказыванию, обеспечению законности, обоснованности

1 См.: Уголовный процесс западных государств. Изд. 2-е, доп. и испр. - М.: Зерцало, 2002. - С. 7-8.

Глава XXVII. Уголовный процесс развитых зарубежных государств

и справедливости приговора 1 . Таким образом, пассивность суда уже не рассматривается как обязательный признак состязательности.

В европейских государствах (Германия, Франция, Италия и др.) распространен так называемый смешанный уголовный процесс, для которого характерно предварительное производство с процессуальным неравенством сторон по собиранию доказательств, ограничениями гласности, письменностью и в то же время производство в суде, полностью соответствующее основным признакам состязательности.

Большим разнообразием в зарубежных государствах отличаются источники уголовно-процессуального права. Однако и здесь усматривается принципиальное различие между государствами с англосаксонской и романо-германской (континентальной) правовыми системами. Для первых (Англия, Шотландия, Уэльс, США и др.) характерны некодифицированные нормативные акты с главенствующей ролью судебного прецедента как источника уголовно-гфоцессуального права.

В последние годы в странах с англосаксонской системой права наблюдается бурный рост числа законодательных актов, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства, в связи с чем можно сделать вывод, что правовой порядок этих государств приближается к континентальному, причем не только в плане унификации некоторых уголовно-процессуальных институтов, но и сближения правовых систем в целом. Однако особенностью реализации предписаний нормативных актов по-прежнему является ее значительная зависимость от складывающейся судебной практики, нормы законов и подзаконных актов применяются в форме их толкования конкретным судом.

В странах с континентальной системой права в качестве основных источников уголовно-процессуального права действуют, уголовно-процессуальные кодексы. Роль судебного прецедента ограничивается его использованием в качестве одного из возможных (наряду с другими) вариантов толкования конкретной нормы процессуального права.

Яркой тенденцией уголовно-процессуального законодательства практически всех государств является стремление к дифференциации процессуальной формы в направлении ее упрощения,

1 См.: Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Указ. соч. - С. 7.

379Часть пятая. Международное сотрудничество

ускорения процесса в зависимости от тяжести преступления, его «очевидности», позиции обвиняемого и т.д.

Процедуры, сопряженные с упрощенным производством, существуют как в англо-американском, так и континентальном уголовном процессе. Однако для России и иных стран Европы, в отличие от США, Англии, процедуры назначения наказания без собирания, проверки и оценки доказательств - явление все же нетрадиционное.

Вопрос о сокращенных процессуальных процедурах в зависимости от позиции обвиняемого напрямую связан с вопросами уголовно-процессуального доказывания и, в частности, с вопросом о доказательственном значении показаний обвиняемого. Так, в США широко распространена система «сделок о признании вины», заключаемых между обвинением и защитой. В США обвиняемые признают свою вину не менее чем по 90% уголовных дел. Прокурор дает согласие на предложение о смягчении наказания с условием признания обвиняемым своей вины. Нередко прокурор фактически меняет сомнение, вызванное нехваткой доказательств, на более мягкий приговор. Суды в США открыто ратифицируют такие сделки.

В Англии такого рода сделки применяются не столь часто и откровенно. В отличие от США, в Англии крайне негативно относятся к участию судей в заключении таких сделок. Вместе с тем сделки между обвинением и защитой приветствуются судьями, так как существенно облегчают их работу. В обмен на признание вины обвиняемые получают наказание в среднем на 30 процентов менее суровое, чем могли бы получить 1 .

За исключением некоторых обозначенных выше формальных элементов в доказывании, оценка доказательств в современных развитых государствах - свободная и производится по внутреннему убеждению судей. Правила доказывания в большинстве государств хорошо развиты и достаточно сложны.

Так, например, в Англии исчерпывающего перечня видов (источников) доказательств не существует. Самыми распространенными средствами доказывания являются: показания свидетеля, экспертиза, вещественные доказательства, документы и некоторые другие. Свидетелями в Англии могут выступать не только не

1 См.: Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. - СПб., 2002. - С. Ш-183.

Глава XXVII. Уголовный процесс развитых зарубежных государств

заинтересованные в исходе дела лица, но и обвиняемый (если он изъявил желание дать показания), потерпевший, эксперт и т.д. В этом существенное отличие понятия «свидетель» в английском и континентальном уголовном процессе.

Правило привилегии против самообвинения (никто не обязан свидетельствовать против самого себя) и право свидетельской привилегии (право не давать показания в отношении близких лиц) знает ряд исключений, которые касаются отдельных видов преступлений.

Фундаментальным положением английского доказательственного права традиционно, считается институт запрета свидетельст-вования с чужих слов, т.е. в качестве доказательств допускаются лишь первоначальные, но не производные свидетельские показания. Именно поэтому в английском уголовном процессе полицейский, производивший допрос в досудебных стадиях процесса, рассматривается судом не более чем свидетель, свидетельствующий с чужих слов, и соответственно этот свидетель не может ссылаться на сведения, полученные от другого свидетеля. Правило запрета свидетельствования с чужих слов знает, однако, много исключений.

Обвиняемый во всех случаях дает показания под присягой. Обвиняемого нельзя принудить к даче показаний, но если он принял решение это сделать, то его допрос полностью подчинен правилам допроса свидетелей. Вместе с тем, если обвиняемый в суде без веских причин отказывается представлять доказательства или отвечать на вопросы (последнее распространяется на случаи, когда он изъявил желание выступить в качестве свидетеля и принес присягу), то судьи или присяжные могут делать из этого соответствующие выводы при решении вопроса о виновности данного

Источники уголовно-процессуального права Великобритании: право статутное и общее (прецеденты). Большое влияние на судебную деятельность оказывает юридическая доктрина. Стадии уголовного процесса Великобритании: досудебное производство; предварительное рассмотрение дела (предание суду); судебное разбирательство; апелляция. Английский процесс основан на принципе состязательности, который действует и на досудебных стадиях; рассмотрение гражданского иска в рамках уголовного дела не допускается.

В зависимости от степени тяжести преступные деяния в Великобритании делятся на три вида: 1) преступления, которые преследуются по обвинительному акту; 2) преступления, которые могут рассматриваться в суммарном (упрощенном) порядке; 3) смешанные (гибридные) преступления. Кроме того, все преступления делятся на арестные и неарестные. Для каждого вида преступных деяний законом предусмотрена определенная процедура и соответствующая система уголовных судов. Английское доказательственное право, основанное на прецедентах, очень сложное и является отдельной отраслью права. Теория доказательств рассчитана в первую очередь на присяжных, поскольку доказывание оказывает на них огромное влияние. Имеется целый ряд правил, цель которых - ограничить подобное влияние на присяжных. В настоящее время в силу континентального воздействия в Великобритании порядок собирания доказательств стал больше регламентироваться законом.

Досудебное производство в Великобритании осуществляют: полиция, дирекция публичных преследований, ведомство по борьбе с тяжким мошенничеством, коронеры, частные лица и организации (например, страховые компании). На этой стадии сочетается производство оперативно-розыскных и отдельных следственных действий, в том числе тех, которые проводятся по судебному решению (ордера на арест, обыск, освобождение под залог). Поэтому здесь регламентируются лишь те действия, которые ограничивают права личности: правила допроса подозреваемого и обеспечение его права на защиту; правила ареста; правила обыска. Срок задержания подозреваемого в Великобритании: минимальный - 24 часа, максимальный - 96 часов; по делам о терроризме (Закон 1989 г.) - до 7 дней. В уголовном процессе Великобритании с 1679 г. действует институт «Хабеас Корпус», согласно которому каждый человек, считающий, что его арест (задержание) незаконен, может обратиться в суд за проверкой и обоснованностью его содержания под стражей.

Стадия предварительного рассмотрения дела в суде (предание суду) осуществляется магистратскими судами. По желанию обвиняемого (если у него есть адвокат) она может не проводиться. В ходе предварительного рассмотрения дела решаются следующие вопросы: предание обвиняемого суду (надо ли его судить); доказательственный материал, собранный полицией, проверяется с позиции достаточности для судебного разбирательства дела (показания свидетелей под присягой); окончательно формулируется обвинение судом; решается вопрос о применении мер уголовно-процессуального принуждения.


Процедура предварительного рассмотрения дела проходит по схеме: исследование доказательств судом, прения сторон, вынесение решения судом. На стадии предания суду в отношении обвиняемого до начала судебного разбирательства могут быть избраны следующие меры пресечения: арест (до 70 дней); освобождение под залог, размер которого определяет судья с учетом материального положения обвиняемого и степени доказанности вины. Сумма залога может быть обжалована обвиняемым в Отделении королевской скамьи Высокого Суда. На этой стадии уголовного процесса возможно разрешение дела посредством заключения «сделки о признании вины». «Сделка о признании вины» - это соглашение, посредством которого обвинение и защита приходят к согласию о разрешении дела, включая пункты обвинения, по которым обвиняемый признает себя виновным. Эти соглашения между обвинением и защитой вне стен суда, но с последующим одобрением судей широко практикуются и в США. В Великобритании юристы долгое время относились к ним отрицательно как по соображениям профессиональной этики, так и по соображениям материального порядка, т.к. считается, что, если обвиняемый признал вину, адвокату уже нечего делать в процессе. Процедура «сделки» заключается в том, что подсудимый выбирает себе солиситора, который может найти барристера, а он в глазах судьи является своим человеком. Однако барристер, согласившийся на участие в сделке, договаривается с судьей приватно, клиент не должен знать об этом. В отличие от США, где «сделка о признании вины» является соглашением между обвинителем и защитой о признании подсудимым вины по одному или нескольким пунктам обвинения в обмен на то, что обвинение снимет какой-либо главный пункт, в Великобритании такие сделки носят форму соглашения о мере наказания в обмен на признание вины.

Если обвиняемый предан суду, то обвинитель составляет обвинительный акт, в котором указывает: какой суд должен рассмотреть дело; квалификацию деяния; краткое описание преступления. Вызвав обвиняемого, судья знакомит его с обвинительным актом. Если обвиняемый заявляет о полном признании, то судья может сразу вынести приговор, если нет, то назначается судебное разбирательство. Ему предшествует процедура взаимного ознакомления сторон с доказательствами.

Судебное разбирательство в Суде Короны с участием 12 присяжных заседателей состоит из следующих этапов: подготовительная часть; обвинительная часть; защитительная часть; судебные прения; напутственное слово судьи присяжным; вынесение вердикта присяжными; принятие вердикта судьей; исследование личности обвиняемого; вынесение приговора; коррекция приговора. В роли обвинителя выступают представители службы государственных обвинителей, специальные офицеры полиции, в некоторых случаях - адвокаты по поручению полиции или частные лица (по более мелким делам). Сторона защиты - это представители двух корпораций английских правозащитников: барристеры или солиситоры. Вынесение приговора складывается из двух этапов: 1) вердикт присяжных (виновен или нет); 2) определение судьей наказания. Процедура определения наказания складывается из: анализа личности обвиняемого; определения наказания; коррекции приговора. Судья в течение 6 месяцев может изменить приговор как в лучшую, так и в худшую сторону для обвиняемого.

Суммарное производство применяется: по самым незначительным преступным деяниям (транспортные нарушения - превышение скорости, неправильная парковка); по гибридным делам, в отношении которых по закону может применяться и суммарное производство, и процедура с обвинительным актом. Характерные признаки суммарного производства: отсутствие стадии предварительного слушания и обвинительного акта; рассмотрение дела в магистратских судах, без присяжных, судебное следствие не проводится, если подсудимый признал вину.

Любой пересмотр (проверка) приговоров в уголовном процессе Великобритании - это апелляция. Порядок подачи и рассмотрения апелляции зависит от того, решение какого суда обжалуется, какой суд будет рассматривать апелляцию. Имеет значение, подана жалоба на фактическую ошибку или правовую, а также кто подает апелляцию - осужденный или обвинитель. В некоторых случаях сначала подается уведомление о подаче апелляции (в указанный срок), а затем суд первой инстанции в срок до трех месяцев готовит дело для передачи его в вышестоящую инстанцию. При рассмотрении апелляции суд имеет право вызвать свидетелей и исследовать любые другие доказательства. Варианты решений по апелляции: оставить приговор без изменений, изменить приговор в пользу или во вред обвиняемому; отменить приговор (дело прекращается; дело возвращается в суд первой инстанции, и при этом суд указывает на допущенные ошибки).

Уголовный процесс Франции. Общая характеристика уголовно-процессуального права, его субъектов. Основные черты досудебного производства. Предварительное следствие. Характеристика судебных стадий и производства в упрощенном порядке.

Уголовный процесс Германии. Характерные черты уголовно-процессуального права и правоохранительной системы. Германская модель предварительного расследования. Особенности судебных стадий и производства в упрощенном порядке.

Уголовный процесс Англии и США. Общая характеристика уголовно-процессуального права и его субъектов. Особенности доказательственного права. Основные черты досудебного, судебного и упрощенного производств.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7– ФКЗ) // РГ от 21.01.2009. №7.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.11.2001 г. № 174-ФЗ (со всеми последующими изменениями)

Основная литература:

1. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2012.

2. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 .

3. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996.

4. Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995.

Дополнительная литература:

1. Апарова Т.В. Суды и судебный процесс Великобритании. М., 1996.

2. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.

3. Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств. М., 2001.

4. Калиновский К.Б. Уголовный процесс современных зарубежных государств. Учебное пособие. Петрозаводск. 2000.

5. Махов В.Н., Пешков М.А. Уголовный процесс США (досудебные стадии). М., 1998.

6. Уголовный процесс: учебник 3-е изд./ отв.ред. Гриненко В., 2012.

7. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 .



8. Уголовный процесс. Учебник для вузов. Баранов А.М., Булатов Б.Б. 3-е изд. пер. и доп., М.: Издательство Юрайт, 2012.

9. Уголовный процесс: учебник для бакалавра. Божевьев В.П., М.: Издательство Юрайт,2012.

10. Филимонов Б.А. Основы уголовного процесса Германии. М., 1994:

Методические указания

Учебные вопросы

1. Общая характеристика уголовного процесса в современных зарубежных странах.

2. Уголовный процесс Англии.

3. Уголовный процесс США.

4. Уголовный процесс Германии.

5. Уголовный процесс Франции

Во Франции основными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы уголовно-процессуального права, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1958 г., Уголовно-процессуальный кодекс г. и др.В зависимости от категории преступного деяния: преступления (наиболее тяжкого), проступка, правонарушения (наименее тяжкого) производство по делу имеет свои особенности. Наиболее подробно они рассмотрены Л.В. Головко в учебнике «Уголовный процесс западных стран».

Производство по любому уголовному делу начинается с дознания, после чего при наличии оснований прокурор возбуждает уголовное преследование и по делам о проступках и правонарушениях передает его на судебное рассмотрение в исправительный или полицейский суд соответственно. После возбуждения уголовного дела о преступлении оно передается для производства предварительного следствия следственному судье. По окончании предварительного следствия следственный судья направляет дело прокурору для ознакомления, а потом при наличии оснований – в суд. Судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях производится судом ассизов. Для каждой категории дел – о преступлениях, проступках и правонарушениях, - предусмотрены возможности пересмотра судебных решений в апелляционном и кассационном порядке.

Основными источниками уголовно-процессуального права ФРГ являются Конституция ФРГ 1949 г., Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ от 01.02.1877 г. в редакции от 07.04.1987 г. с последующими изменениями и дополнениями, Закон о судоустройстве 1877 г. в редакции от 09.05.1975 г., Закон о судах по делам несовершеннолетних 1974 года и некоторые другие. Важную роль в регулировании уголовно-процессуальных отношений играют решения Федерального конституционного суда и Верховного федерального суда ФРГ.

Этапами производства по уголовным делам в германском уголовном процессе являются: предварительное расследование, производимое в форме дознания; возбуждение публичного обвинения прокурором путем направления обвинительного акта в суд; предание суду; судебное разбирательство; проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных решений (в порядке апелляционного и ревизионного производства); возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Уголовный процесс Англии состоит из следующих стадий: 1) действий полиции по собиранию информации, которая может стать основой доказательств, а также по применению мер принуждения к подозреваемому в целях обеспечения привлечения его к уголовной ответственности (полицейское расследование), формальное предъявление обвинения; 2) передача обвинительных материалов в Королевскую службу преследования; 3) предварительное рассмотрение дела в магистратском суде; 4) разбирательство дела по существу в магистратском суде или Суде короны; 5) апелляционное производство.

В уголовном процессе Англии, имеющем состязательную конструкцию, отсутствуют стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования в понимании российской процессуальной науки. Это, прежде всего, объясняется тем, что по общему правилу в процессе досудебного производства не образуется доказательств, необходимых для разрешения дела по существу. Полиция лишь выявляет и фиксирует информацию, которая в дальнейшем при совершении определенных процессуальных действий может стать основой для формирования доказательств. Так, протоколы полицейских допросов свидетелей (под понятие которых подпадают обвиняемый и потерпевший) силы доказательств не имеют. Доказательствами являются лишь показания свидетеля, данные в суде. Из данного правила существует ряд исключений. Например, при определенных условиях допускается использование обвинением признание вины обвиняемым, сделанное в досудебных стадиях, если в судебном разбирательстве он виновным себя не признает.

В процессе полицейского расследования полиция обязано получить разрешение суда на производство действий, ограничивающих права личности: ареста, обыска, применение залога.

Основными источниками уголовно-процессуального права США являются Конституция США 1787 г.; Билль о правах 1791 г. – десять поправок к Конституции США; судебные прецеденты, среди которых особое значение имеют решения по конкретным делам Верховного суда США и верховных судов штатов; статуты; руководящие разъяснения судам, издаваемые Верховным судом США и верховными судами штатов, а также Федеральной комиссией по назначению (например, руководства по назначению наказания). Правовая система США характеризуется дуализмом. Это выражается в параллельном существовании федеральной правовой системы и правовой системы штатов. Соответственно строится и судебная система. Во главе федеральной судебной системы находится Верховный суд США, далее по нисходящей – апелляционные суды и окружные суды. В каждом штате имеется верховный суд штата и окружные суды, в некоторых штатах в качестве промежуточного звена существуют апелляционные суды. Высшей судебной инстанцией штата является верховный суд штата, а не Верховный суд США. Аналогичным дуалистическим образом построены системы органов уголовного преследования: полиции и прокуратуры.

Вопросы для самоконтроля:

1. Общая характеристика уголовного процесса Франции.

2. Общая характеристика уголовного процесса Германии.

3. Общая характеристика уголовного процесса Англии и США.

Анализ международного законодательства и зарубежного нормативно-правового регулирования уголовного преследования востребует необходимость уяснения общих правил соотношения этих правовых явлений и установления объективной оценки опыта, имеющегося в других странах, с целью последующего возможного заимствования их отдельных положений российским национальным уголовным судопроизводством.

Как справедливо отмечает К.Ф. Гуценко, "бездумное копирование положений, от которых где-то уже отказались из-за их неприемлемости, либо которые там дискредитировали себя, заведомо чревато созданием условий для повторения в российских условиях того, на чем "обожглись" в других странах". Это позволяет нам сделать вывод об исключении механического заимствования законотворческого материала зарубежных стран об организации и процессуальном обеспечении уголовного преследования в нашей стране.

При этом мы исходим из не идентичности для нашей страны статуса международного права, регулирующего сферу уголовного судопроизводства и статуса законодательства зарубежных стран, которое также обеспечивают в своих странах охранительную деятельность посредством осуществления уголовного преследования.

В первом случае, когда возникает необходимость уяснения правильного соотношения норм международного права и норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, следует руководствоваться требованием нормы ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи с изложенной аргументацией, мы разделяем позицию, обозначенную в современной литературе, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются самостоятельным источником российского права, в том числе как в целом для уголовно-процессуального права, так и его основополагающего института - уголовного преследования. Вместе с тем, на наш взгляд, международное право является не только источником российской правовой системы, но и проявляется приоритетной правовой формой для правоприменения, имеющей бесспорное верховенство в своей юридической силе. Что же касается правового материала, формирующего статус прокурора, то в его структуре принципы и нормы международного права занимают приоритетное положение, а их применение обязано быть безусловным и единообразным.

В правовом регламентировании прав человека, реализация которых протекает в условиях проведения уголовного преследования по нормам российского уголовного судопроизводства, все участники уголовного процесса обязаны руководствоваться Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года, Международным пактом о гарантиях и политических правах от 16 декабря 1966 года, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а также иными международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

Российская Федерация, являясь участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной в вопросах толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. В этой связи, суд и стороны уголовного судопроизводства, уясняя положения Европейской Конвенции в конкретном случае правоприменения при осуществлении уголовного преследования, защиты от него и разрешения уголовного дела по существу обязаны, совершать процессуальные действия и принимать процессуальные решения с учетом практики Европейского Суда по правам человека.

Для правоприменительного процесса осуществления уголовного преследования в Российской Федерации важно правильное уяснение конституционного положения о том, что международные нормы о правах человека в уголовном судопроизводстве, являясь составным источником уголовно-процессуального права России, обязательны к их исполнению. Их нарушение, в случае удовлетворения жалобы Европейским Судом по правам человека, ставит Российскую Федерацию как государство в положение субъекта права - ответчика, допустившего данное нарушение. В этом случае Российская Федерация должна возместить гражданину присужденный судом ущерб, причиненный нарушением его прав и свобод, и принять меры к недопущению подобных нарушений впредь в правоприменительной практике.

Несколько иной аспект имеет вопрос изучения зарубежного опыта и процессуальной деятельности по организации уголовного преследования в зарубежных странах. Опыт западных зарубежных стран в предмете нашего исследования позволит российскому законодателю использовать его при осуществлении структурных реформ российского национального уголовного судопроизводства.

Прежде всего, на наш взгляд, представляет интерес действующее процессуальное законодательство, регулирующее институт уголовного преследования в Соединенных Штатах Америки, Великобритании и других странах англо-саксонской правовой семьи.

В США основой для уголовно-процессуального законодательства являются положения Конституции США, с внесенными в нее поправками. Основными федеральными законами, регулирующими уголовное преследование, являются разделы 18 и 28 Свода законов Соединенных Штатов Америки. Так, раздел 18 Свода законов США именуется "Преступления и уголовный процесс". Помимо федеральной системы уголовной юстиции США, действует соответствующая система уголовной юстиции в каждом штате. В специальных исследованиях, посвящаемых уголовно-процессуальному праву США, отмечается, что нормы уголовного процесса в ряде штатов объединены с уголовным кодексом в одном нормативном акте, а уголовное преследование по делам о федеральных преступлениях осуществляется ФБР и различными другими федеральными службами, а также независимыми друг от друга многочисленными учреждениями полиции: полиции штата, графства, либо муниципальной полиции.

Прокуратура в США не является единой централизованной системой. Существует федеральная прокуратура (федеральная атторнейская служба) и носящие различные названия прокуратуры (атторнейская служба) штатов и городов, которые независимы друг от друга. Прокуроры (атторнеи) решают вопросы о возбуждении уголовного преследования, могут сами производить расследование совершенных преступлений, в том числе и производить расследование по делам, начатым полицией.

При решении вопроса о возбуждении уголовного преследования в США прокурор вправе отказаться от возбуждения уголовного преследования со ссылкой на его нецелесообразность в связи с несопоставимостью вреда, причиненного общественным интересам, и материальных затрат, требующихся для осуществления уголовного преследования. Такие решения прокурора могут быть обжалованы в суд.

Практика судебных органов США выработала правило о том, что если у прокурора отсутствует чрезмерное злоупотребление, то, согласно нормам прецедентного права, в проводимую окружным прокурором уголовно-процессуальную политику суд вмешиваться не должен, чтобы не нарушать конституционно установленный в США принцип разделения властей. Таким образом, принцип законности (если улик достаточно, дело должно быть направлено в суд) ограничивается на практике принципом целесообразности (усмотрением прокурора отказать в возбуждении уголовного преследования при наличии доказанности предмета преступления).

В соответствии со Сводом законов США, обвинение в суде поддерживают прокуроры (атторнеи). В то же время в роли обвинителей могут выступать и адвокаты, действующие по контракту, например, на стороне штата. Необходимо отметить, что исследователи, в том числе и американские юристы, не считают систему уголовной юстиции США идеальной, при этом основными ее недостатками указывают недостаточное внимание, уделяемое фактору истины и формальность самого механизма уголовного судопроизводства. По мнению У. Бернэма, состязательность по американской системе нередко приводит к медлительности и неэффективности процесса, что отчасти признается и Верховным Судом США. По выражению профессора Р. Перкинса - "уголовный процесс США - это формальный механизм, который учрежден для осуществления материального уголовного права. В широком смысле он включает в себя: 1) обвинение в преступлении; 2) установление вины или невиновности, а также 3) определение судьбы осужденных".

По нашему мнению, уголовный процесс США следует рассматривать лишь с точки зрения сильных и эффективных полномочий прокуроров (атторнеев) по организации уголовного преследования, а также дифференцированного осуществления данной процессуальной деятельности федеральными и региональными правоохранительными структурами.

С научной и практической точек зрения интересен опыт организации и процессуального обеспечения уголовного преследования в Великобритании. В этой стране никогда не было единого кодифицированного нормативного акта, содержащего нормы уголовного процесса (за исключением Шотландии, для которой британский парламент в 1975 году издал Закон "Об уголовном процессе").

Исследователи уголовно-процессуального права Англии указывают, что к началу XXI века в Англии общее количество законов, регламентирующих уголовное судопроизводство составляют "многие десятки, а возможно - не одна сотня". В связи с тем, что в Англии единого уголовно-процессуального кодекса не принято, а стиль изложения английских законов таков, что оставляет широкую возможность для судейского усмотрения, весьма существенной остается роль прецедентного права. С помощью судебных прецедентов толкуются положения, изложенные в законодательстве в общей форме, а также устраняются пробелы в законодательстве.

Базовая модель английского уголовного преследования, как обоснованно подчеркивается в литературе, заключается в наличии выбора только между двумя традиционными вариантами реакции государства на преступление, исходя из его опасности для общества: первый вариант - официальное уголовное преследование лица, результатом которого, с точки зрения обвинения, должно стать наказание в качестве юридического последствия совершения преступления; второй вариант - отказ от уголовного преследования.

В Шотландии система органов публичного уголовного преследования является более развитой. Во главе ее стоит лорд-адвокат (юридический представитель Короны в данной части Соединенного Королевства), его заместителем является генеральный солиситор Шотландии. В Шотландии исторически действует система должностного государственного обвинителя по уголовным делам, осуществляемого в публичных интересах службой так называемых "прокураторов - фискалов". Последние обладают исключительной компетенцией принимать решение о возбуждении уголовного преследования, могут принимать к своему производству наиболее сложные уголовные дела. Расследование по другим делам осуществляется полицией.

Особый интерес для доктрины уголовного процесса вызывает появившийся в правоприменительной практике Шотландии новый способ освобождения от уголовного преследования, который получил наименование "фискальный штраф". Суть указанного выше особого порядка освобождения от уголовного преследования заключается в том, что прокуратор-фискал, получив сведения о совершении преступления, относящегося к компетенции районного суда, вправе (но не обязан) поставить принятие своего решения в зависимость от уплаты обвиняемым денежной суммы в государственную казну. В этом случае он делает официальное предложение указанному лицу, разъясняет условия освобождения от уголовного преследования и дает 28 дней на раздумье. Если обвиняемый соглашается и передает деньги клерку районного суда, то уголовное преследование не проводится. Если же оплаты не последовало, то прокуратор-фискал, узнав об этом по истечении установленного срока от клерка суда, принимает решение о возбуждении производства по делу на общих основаниях. Однако его право в силу дискреционных полномочий отказаться от уголовного преследования сохраняет силу и в случае неуплаты фискального штрафа.

В странах Британского содружества в определенной степени унаследована английская система органов, осуществляющих уголовное преследование. В Австралии преследование по делам о преступлениях, не являющихся тяжкими, осуществляется полицией, по делам о тяжких преступлениях - ведомством генерального атторнея, действующего от имени Короны.

В Канаде обвинение в судах более высоких инстанций, чем суд магистрата, могут поддерживать представители ведомства генерального атторнея. Ими могут быть как штатные сотрудники этого ведомства, так и адвокаты, которым по контракту (по типу существующей в США системы) поручается выступление по конкретному делу. Расследование же преступлений производит полиция. Генеральный атторней Канады стоит во главе Министерства юстиции, он может назначать своих представителей для участия в качестве обвинителей в любых судах.

Особый интерес для России представляет анализ процессуального института уголовного преследования в странах романо-германской правовой семьи. Прежде всего, интересен опыт Федеративной Республики Германия. В ФРГ предварительное расследование проводят прокуроры, но прибегают они при этом к помощи полиции. Прокуратура организована как иерархическая система при общих судах всех уровней. При Верховном федеральном Суде уголовное преследование осуществляет генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему федеральные прокуроры, подотчетные министру юстиции ФРГ.

Аналогичную структуру имеет прокуратура земель, подчиняющаяся министру юстиции земли. После возбуждения уголовного дела прокурором по большинству уголовных дел расследование осуществляет полиция. При этом функционально прокурор решает вопросы дальнейшей судьбе дела: направлении на доследование, прекращении уголовного преследования или передачи в суд. По наиболее важным и сложным делам прокурор сам осуществляет расследование, а полиция обязана исполнять его указания по производству процессуальных и иных действий.

Заявления и сообщения о совершении преступлений могут быть оставлены без последствий по правовым и фактическим основаниям. При отклонении жалобы заявитель вправе в течение месяца ходатайствовать о вынесении судебного решения в порядке производства о принудительном возбуждении обвинения. Решение по жалобе заявителя о принудительном возбуждении уголовного дела принимает земельный суд. По требованию суда прокуратура обязана представить ему все материалы дознания, а в целях подготовки решения суд может предписать провести определенные судебно-следственные действия.

В ФРГ судебных следователей как таковых нет. Судья участкового суда по ходатайству прокуратуры (или защиты) может проводить следственные действия.

При этом он не принимает дело к своему производству. Такие следственные действия проводятся в состязательной форме - при участии в судебном заседании представителей сторон.

Для избрания меры пресечения в виде содержания под стражей прокурор или должностное лицо полиции обращается к судье участкового суда. Последний выдает (или отказывает в выдаче) письменный ордер на арест в зависимости от наличия "серьезного подозрения". Германское уголовно-процессуальное право различает три вида подозрения: простое (необходимое для возбуждения уголовного дела), достаточное (обусловливающее возбуждение публичного обвинения в суде) и серьезное (обосновывающее арест обвиняемого).

По окончанию предварительного расследования при наличии "достаточного подозрения" прокурор передает дело в суд. В германском уголовном процессе в ряде случаев допускается отказ прокурора от передачи дела в суд, например, когда обвиняемый или его близкие сами серьезно пострадали от преступления. Появление в уголовном процессе ФРГ альтернатив уголовному преследованию stricto sensu связано с Законом от 02 февраля 1974 года, который официально называется "Вводный закон к Уголовному кодексу ФРГ". Речь идет о создании нового процессуального института, дающего прокурору право отказаться при определенных условиях от возбуждения публичного обвинения даже в тех случаях, когда имеются достаточные фактические данные и правовые основания к уголовному преследованию.

В ФРГ прокуратура вправе отказаться от уголовного преследования лица, которое осуждено за совершение другого преступления, если наказание за него достаточное для исправления виновного (ст. 154 УПК ФРГ). Уголовное законодательство предусматривает исключение наказания по истечении сроков давности привлечения к уголовной ответственности (раздел 5 гл. 1 Уголовного кодекса ФРГ).

При исследовании вопросов законодательного регулирования института уголовного преследования западных стран следует обратить внимание на опыт Франции. Уголовное преследование в этой стране осуществляется в соответствии с УПК Франции 1958 года. Согласно данному закону досудебное производство во Франции состоит из трех стадий: дознания, возбуждения уголовного преследования и предварительного следствия (предание суду входит в стадию предварительного следствия).

Органы дознания Франции (прежде всего полиция) находятся в распоряжении прокуроров и выполняют функцию уголовного преследования под процессуальным контролем суда. Но дела о тяжких преступлениях (со сроком наказания более 10 лет лишения свободы) расследуются следственными судьями. Однако и по этим делам прокуроры выполняют функцию уголовного преследования (выдвигают и поддерживают обвинение, требуют проведения следственных действий, необходимых для обоснования обвинения).

Полицейское дознание во Франции может быть проведено и после окончания предварительного следствия, если прокурор даст указание о собирании дополнительных доказательств с тем, чтобы представить их непосредственно в суд. Специалисты в области уголовного процесса Франции приводят данные о том, что абсолютное большинство дел во Франции расследуется в полном объеме именно в форме полицейского дознания, они поступают к следственному судье практически в оконченном виде. Согласно УПК Франции рассмотрение вопроса о целесообразности направления уголовного дела для судебного разбирательства или освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности, компетенция прокуратуры. За прокурором закреплено монопольное право возбудить уголовное преследование или прекратить производство по делу. В случае, если прокурор решит начать уголовное преследование, он "заявляет уголовный иск". Уголовное преследование в суде осуществляется, главным образом, прокуратурой. Полиция поддерживает обвинение в полицейских трибуналах по делам о проступках, за которые может быть назначено до 10 дней ареста.

Прокуратура во Франции является централизованной системой, возглавляет ее министр юстиции. Ее основная задача - осуществление уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса. При апелляционных судах имеются генеральные прокуроры со своими помощниками, главный из помощников называется генеральным адвокатом.

Изучая опыт организации и процессуального обеспечения реализации уголовного преследования в Италии, мы приходим к выводу, что в этой стране также, с теми или иными вариантами, преобладает схема континентального, смешанного уголовного процесса и связанная с этим схожая с французской схема судоустройства и организации прокуратуры. Так, Конституция Итальянской Республики 1947 года в разделе IV, именуемом "Магистратура" устанавливает положения, касающиеся судоустройства, судопроизводства и участия в нем прокуратуры (ст.ст. 101-112). Как и во Франции, судьи назначаются Президентом республики, причем основную роль в их назначении играет Высший Совет Магистратуры, возглавляемый Президентом. В его состав входит также генеральный прокурор Кассационного суда.

В Италии расследование производится судебной полицией, следственными судьями, но, в отличии от Франции, следствие проводится также и республиканскими прокурорами. Особенной фигурой среди лиц, имеющих право осуществлять уголовное преследование, в Италии является претор. Он по делам, отнесенным к его ведению, вправе не только проводить расследование, но и рассматривать в качестве судьи расследованное им же дело. В республике обвинение в судах поддерживают прокуроры, а по делам, рассматриваемым преторами, - назначенные ими чиновники (в том числе офицеры полиции).

Прокуратура Италии представляет собой централизованную систему, действующую под руководством Министра юстиции, и включает в себя Генеральных прокуроров при Кассационном и апелляционных судах и республиканских прокуроров при трибуналах.

Анализ реализации института уголовного преследования Финляндии показывает, что в этом государстве основным органом, расследующим преступления, как и в других европейских странах, является полиция. В суде первой инстанции функцию уголовного преследования осуществляет в городах - городской прокурор, в сельской местности - начальник окружной полиции или его заместитель. В судебных заседаниях апелляционного суда участвует прокурор при этом суде. Возглавляет же всю систему органов, осуществляющих уголовное преследование, канцлер юстиции, назначаемый пожизненно Президентом Финляндии, который одновременно является юридическим советником Президента.

Своеобразен и интересен опыт организации уголовного преследования в Нидерландах. Как и в большинстве стран Западной Европы, принцип целесообразности уголовного преследования в этой стране закреплен в ст. 167 УПК Нидерландов. Данная правовая установка гласит: "Прокурор решает вопрос о судебном преследовании, когда оно представляется необходимым по результатам расследования. Судебное преследование может быть прекращено по причине публичного интереса".

В практической деятельности в Нидерландах прокурор прекращает уголовное преследование в следующих случаях: другие виды наказания или меры (например, дисциплинарные, административные или гражданско-правовые) являются предпочтительными и более действенными; судебное преследование было бы несоразмерным, несправедливым или неэффективным с учетом природы правонарушения (например, правонарушение не причинило вреда, и нет необходимости в наказании); судебное преследование было бы несоразмерным, несправедливым или неэффективным с учетом личности правонарушителя (например, преклонный возраст, значительная вероятность исправления); судебное преследование противоречило бы интересам государства (государственной безопасности, миру, порядку и т.п.).

Широкие полномочия прокурора в этой области определяются еще и тем, что суд не контролирует содержание обвинения и прокурор вправе, например, при доказанном тяжком преступлении, предъявить обвинение по менее тяжкому преступлению. Более того, прокурор, если не считает возможным и целесообразным проведение традиционного уголовного преследования и полагает допустимым оставление преступления "без реакции", вправе в порядке статьи 167 УПК Нидерландов выдвинуть обвиняемому "одно или более условий", при выполнении которых действие права государства на уголовное преследование прекращается.

Анализ осуществления уголовного преследования в Нидерландах обусловлен демонстрацией оснований прекращения уголовного преследования для возможного разумного заимствования "альтернативных форм" в российское законодательство.

Исследование места и роли прокуратуры в механизме государства и выполнение его функции уголовного преследования в странах Восточной Европы - бывших социалистических государствах, свидетельствует, что прокуратура в этих странах обладает, как правило, широкими полномочиями в осуществлении уголовного преследования. Так, в Венгрии прокуратура ведет расследование по делам, которые отнесены к ее подследственности, пользуется правом предъявления обвинения и представляет обвинение в суде.

Основным органом, осуществляющим уголовное преследование, в Венгрии является полиция, надзор за законностью деятельности полиции возложен на прокуратуру, причем жалоба на незаконные действия полиции может быть принесена только прокурору, но не в суд.

Следует отметить, что анализ уголовно-процессуального законодательства государств Восточной Европы показывает, что в них основным органом уголовного преследования является полиция; прокуратура проводит расследование по делам, отнесенным к ее компетенции, осуществляет надзор за законностью действий полиции и по усмотрению прокурора вправе также принимать к своему производству любые уголовные дела, расследуемые полицией; кроме того, в этих странах прокуроры поддерживают обвинение в суде.

Для Российской Федерации, безусловно, представляет особый интерес опыт реализации института уголовного преследования в странах СНГ и Балтии - бывших республиках СССР. В большинстве стран этого региона можно отметить две тенденции в развитии органов уголовного преследования после распада СССР.

Первая тенденция заключается в том, что в качестве основных органов, возбуждающих и осуществляющих уголовное преследование на досудебных стадиях в ряде бывших республик СССР, продолжают оставаться органы дознания и предварительного следствия (Казахстан, Беларусь, Украина и др.).

Другая тенденция отмечается в странах Балтии, где законодательно закрепляется за прокуратурой обязанности основного органа уголовного преследования, с лишением ее, по существу, надзорных функций. Наиболее характерна такая тенденция для Эстонии, где прокуратура включена в состав Министерства юстиции в качестве самостоятельной единицы и не осуществляет надзор за исполнением законов, за исключением надзора за законностью досудебного производства и надзора за исполнением уголовных наказаний.

В то же время, ст. 2 Закона Эстонской Республики о прокуратуре устанавливает, что прокуроры в судах всех инстанции представляют государственное обвинение, а ст. 23 Положения о прокуратуре Эстонской республики, утвержденного Министром юстиции Эстонии 8 апреля 1993 года, устанавливает, что прокурор вправе представлять протесты на незаконные и необоснованные судебные постановления лишь "в рамках государственного обвинения".

Исследование зарубежного опыта реализации уголовного преследования показывает, что в каждом государстве, помимо национальных особенностей осуществления уголовного преследования, существует международная согласованность о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

Относительно Российской Федерации, порядок выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора определен главой 54 УПК РФ, регламентирующей: правила направления запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства; пределы уголовной ответственности выданного лица; исполнение соответствующих запросов и порядок обжалования принимаемых решений. Следует отметить, что по существу данная глава явилась отражением положений Конвенций, Договоров и соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам, заключенных СССР и Российской Федерации.

В России институт выдачи начал формироваться еще в древнерусском государстве и получил впоследствии достаточно совершенное развитие. Вместе с тем, история развития и осуществление международного сотрудничества в ходе уголовного судопроизводства не являются предметом настоящего исследования, поэтому названные аспекты оставляются за рамками их рассмотрения.

Изложенный материал в настоящем разделе исследования, в части анализа международного и зарубежного опыта реализации уголовного преследования, позволяет сделать вывод о том, что российское уголовно-процессуальное право в целом и его основополагающий институт уголовного преследования имеют собственные исторические и культурные начала и является правовой отраслью суверенного государства. Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации должно воспринимать лучший опыт организации и процессуального обеспечения реализации уголовного преследования зарубежных западных государств мирового сообщества. На наш взгляд, при заимствовании опыта иностранных государств, законодательно закрепляющих порядок и условия осуществления уголовного преследования в своих странах, субъектам, обладающим правом законодательной инициативы совершенствования уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации важно соблюдать следующий алгоритм действий:

Законы иностранных государств, являющиеся объектом заимствования, не должны противоречить нормам Конституции РФ, регулирующим обязанность государства реально защищать права и законные интересы всех лиц и организаций от преступлений, и обеспечивать гарантии личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, свободный доступ к правосудию;

Законопроекты иностранных государств, положения которых заимствуются в российское уголовно-процессуальное законодательство, должны создавать правовые условия соблюдения прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве на основе равенства всех перед законом, наличия равных условий проведения уголовного преследования и защиты от него;

Вносимые проекты законов, направленные на изменение и дополнение УПК РФ и заимствованные из законодательства иностранных государств, должны обеспечивать неотвратимость справедливого наказания лиц, совершивших преступления, и реабилитацию всех незаконно и необоснованно подвергнутых уголовному преследованию.

ВОПРОСЫ к ЗАЧЕТУ

1. Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса). Уголовный процесс - вид государственной деятельности. Соотношение уголовного процесса с административной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел.

2. Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство.

3. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, в отношении лиц и во времени.

4. Уголовно-процессуальная наука, ее связь с законотворчеством, практикой и задачи в современных условиях.

5. Понятие и система принципов уголовного судопроизводства

6. Презумпция невиновности.

7. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

Состязательность сторон.

9. Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение иных конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.

10. Обжалование процессуальных действий и решений.

11. Виды уголовного преследования.

12. Понятие участников уголовного судопроизводства и их классификация.

13. Суд. Судебная система России.

14. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

16. Иные участники уголовного судопроизводства.

17. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.

18. Уголовно-процессуальное доказывание как разновидность познания.

19. Предмет и пределы доказывания.

20. Понятие доказательств. Относимость, допустимость, достоверность доказательств.

21. Классификация доказательств.

22. Процесс доказывания.

23. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

24. Показания свидетеля и потерпевшего.

25. Показания подозреваемого и обвиняемого.

26. Заключение и показания эксперта.

27. Вещественные доказательства.

28. Протоколы следственных и судебных действий.

29. Иные документы.

30. Меры процессуального принуждения.

31. Задержание подозреваемого.

32. Наложение ареста на имущество. Основания и порядок проведения. Отмена ареста имущества.

33. Понятие, виды и значение мер пресечения.

34. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.

35. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

36. Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.

37. Основания и порядок отмены или изменения меры пресечения.

38. Процессуальные сроки: понятие, значение, виды, порядок исчисления и продления.

39. Понятие и структура процессуальных издержек.

40. Реабилитация.

ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ

1. Стадия возбуждения уголовного дела (понятие, задачи, субъекты, сроки, основные решения, средства, значение).

2. Поводы и основания возбуждения уголовного дела (понятие повода, характеристика поводов, понятие основания). Использование данных ОРД при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

3. Порядок регистрации и учета в органах внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях.

4. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях.

5. Порядок возбуждения уголовного дела. Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел.

6. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

7. Передача заявлений или сообщений по подследственности.

8. Ведомственный контроль и надзор прокурора за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела.

9. Стадия предварительного расследования (понятие, задачи). Предварительное следствие. Дознание.

10. Понятие и значение общих условий производства предварительного следствия и дознания.

11. Подследственность (понятие, виды, значение).

12. Начало, место и сроки производства предварительного следствия.

13. Соединение и выделение уголовных дел (основания, процессуальный порядок, отличие выделения дел от выделения материалов, исчисление сроков предварительного следствия при соединении и выделении уголовных дел).

14. Профилактическая деятельность органов дознания и предварительного следствия.

Сущность, значение, задачи и принципы взаимодействия следственных аппаратов с органами дознания (милицией). Формы взаимодействия.

16. Понятие следственных действий, их система. Соотношение следственных действий с процессуальными решениями, иными процессуальными и розыскными действиями, оперативно-розыскными мерами. Общие условия (правила) производства следственных действий.

17. Осмотр, его виды. Основания и порядок проведения.

18. Освидетельствование. Основание и порядок проведения. Пределы принуждения при освидетельствовании.

19. Следственный эксперимент. Основания и порядок проведения.

20. Обыск: понятие, основания. Отличие обыска от выемки. Процессуальное оформление решения о производстве обыска. Производство обыска в жилище. Условия производства обыска в жилище без разрешения суда. Порядок производства. Личный обыск.

21. Выемка. Основания и порядок проведения. Выемка почтово-телеграфной корреспонденции.

22. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления.

23. Контроль и запись переговоров. Основания и порядок производства.

24. Допрос свидетеля и потерпевшего. Основания. Порядок вызова и допроса. Особенности вызова и допроса несовершеннолетнего.

25. Очная ставка. Основания и порядок проведения.

26. Предъявление для опознания, его виды. Основания и порядок проведения.

27. Проверка показаний на месте.

28. Получение образцов для сравнительного исследования. Основания и порядок.

29. Производство экспертизы. Основания и порядок назначения. Дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная экспертизы. Производство экспертизы в экспертном учреждении и вне его. Права подозреваемого, обвиняемого при производстве экспертизы. Допрос эксперта.

30. Иные процессуальные способы собирания доказательств.

31. Сущность и значение привлечения в качестве обвиняемого.

32. Основания привлечения лица в качестве обвиняемого.

33. Процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого. Форма и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

34. Допрос обвиняемого.

35. Основания и порядок изменения и дополнения обвинения.

36. Понятие и значение приостановления предварительного расследования.

37. Основания и условия приостановления предварительного расследования. Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования.

38. Розыск обвиняемого. Порядок объявления обвиняемого в розыск. Решение вопросов об избрании меры пресечения и этапировании обвиняемого при объявлении его в розыск. Действия следователя, органа дознания при обнаружении разыскиваемого обвиняемого.

39. Основания и процессуальный порядок возобновления предварительного следствия.

40. Направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением. Основания. Действия следователя и прокурора в связи с направлением дела в суд с обвинительным заключением.

41. Обвинительное заключение. Понятие и значение. Форма и содержание обвинительного заключения. Порядок изложения доказательств в обвинительном заключении.

42. Обвинительный акт. Понятие, сущность и значение. Процессуальная форма обвинительного акта.

43. Прекращение уголовного дела. Понятие, основания, их классификация, распространенность применения, процессуальный порядок.

44. Сущность, значение и задачи стадии назначения и подготовки к судебному разбирательству. Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу. Основания принятия решений. Форма, содержание и обязательность постановления судьи.

45. Предварительное слушание, основания и общий порядок его проведения. Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании.

46. Сущность, значение и задачи стадии судебного разбирательства. Общие условия судебного разбирательства.

47. Пределы судебного разбирательства. Основания и порядок отложения разбирательства и приостановления уголовного дела. Непосредственность, устность судебного разбирательства.

48. Структура судебного разбирательства - Подготовительная часть - Судебное следствие - Судебные прения - Последнее слово подсудимого – Постановление приговора.

49. Понятие приговора и его значение. Порядок постановления приговора. Содержание и форма приговора.

50. Виды приговоров. Основания для вынесения обвинительного или оправдательного приговора.

51. Особенности судебного разбирательства у мирового судьи. Сокращенное судебное следствие, его последствия. Приговор мирового судьи.

52. Особенности судебного заседания в суде присяжных.

53. Понятие, задачи и значение производства в суде второй инстанции. Общие условия апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу.

54. Понятие, задачи и значение стадии апелляционного производства как самостоятельного этапа проверки законности и обоснованности приговоров и постановлений мирового судьи. Черты апелляционного производства.

55. Понятие, задачи и значение стадии кассационного производства. Основные черты кассации.

56. Порядок и сроки кассационного обжалования, опротестования и рассмотрения дел в суде кассационной инстанции.

57. Основания к отмене или изменению приговора.

58. Понятие, задачи и значение стадии исполнения приговора.

59. Вступление приговора в законную силу и приведение его в исполнение.

60. Вопросы, разрешаемые судом в стадии исполнения приговора. Процессуальный порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора.

61. Понятие задачи и значение стадии надзорного производства.

62. Порядок надзорного производства.

63. Понятие и значение стадии возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельствам.

64. Поводы, основания, порядок возбуждения производства и расследования новых или вновь открывшихся обстоятельств.

65. Возобновление судом дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельствам.

66. Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних.

67. Особенности рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях несовершеннолетних и производства предварительного следствия.

68. Особенности производства по делам несовершеннолетних в суде первой инстанции.

69. Сущность и значение производства о применении принудительных мер медицинского характера.

70. Особенности производства предварительного следствия по делам об общественно опасных деяниях невменяемых и лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления.

71. Производство в суде о применении принудительных мер медицинского характера.

72. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства