Основные черты и представители философии эпохи возрождения. История развития философии эпохи возрождения

Введение

Эпоха Возрождения (ХV-ХVI) века -- это период перехода от средневековья к Новому времени. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в ее городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. И хотя эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.№

Возрождение исходит из античных и средневековых представлений, но при этом в корне меняется контекст их использования. Философия стремилась понять действительность такой, как она есть, углубляясь в структуры познаваемого мира и находя положения, объясняющие основы мироздания.

Возрастает ценность отдельного человека, стали подчеркиваться его оригинальность и непохожесть. Усиливается интерес к натурфилософии, происходит ее возрождение на новой основе.І

Целью данной работы является рассмотрение основных идей натурфилософии эпохи Возрождения в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

дать краткую характеристику периода эпохи Возрождения и ее представителей;

рассмотреть основные положения учения Николая Кузанского;

рассмотреть основные положения учения Джордано Бруно.

Краткое изложение истории философии эпохи Возрождения

На протяжении всего средневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством и водительством церкви. Такое суждение, покоящееся на противопоставлении природного и божественного, отвечавшее массовому чувству жизни людей поздней античности и средних веков нашло свое отражение в знаменитом средневековом трактате диакона Лотаря (позднее папы Иннокентия III) «О презрении к миру и ничтожестве человека». Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии -- Данте и Петрарки, ставших провозвестниками и инициаторами гуманистической мысли -- одного из характернейших явлений данной эпохи.

В «Божественной комедии», Данте (1265--1321), которая представляет собой итог развития средневековой культуры, великий синтез поэзии, философии, теологии, в его статьях закладываются основы нового жизнепонимания. Не отвергая учения о творении, используя неоплатонические схемы рассуждений, Данте учит о том, что человек имеет двоякую -- смертную и бессмертную -- природу, что он есть среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет двойное предназначение, «предопределяется к двум конечным целям». Одна из них достигается в здешней земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетели, другая достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли. Двум целям отвечают два пути: путь «философских наставлений» и путь «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум». Первый путь открыт благодаря естественному разуму, и земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе, по наставлениям философии, под водительством земного государя. Второй путь открыт «благодаря Духу святому», он основывается на вере в откровение, и к цели ведет церковь, возглавляемая верховным первосвященником. Данте учит о свободе человеческой воли, свободе, лежащей в основе личной ответственности за содеянное, определяющей достоинство человека. Апеллируя к естественному разуму, он следует Фоме Аквинскому, перед авторитетом которого искренне преклоняется, считая, правда, что свет естественного разума необходимо направлять не столько на теологические, сколько на этические проблемы.№

В эпоху Возрождения начался переход Западной Европы от феодальных порядков к новому, капиталистическому строю. Поэтому экономика, торговля, политика, мореплавание, культура являют причудливое переплетение старого и нового, отмирающего и нарождающегося. Именно в эту пору начинает формироваться, прежде всего в верхах общества, новый тип человека, для которого характерно стремление проявить себя не в религиозном рвении, а в активности в делах земных. Рождается личность, которая мечтает получить награду не в вечной жизни, а уже здесь, на Земле. Все больше в верхах общества появляется людей, жадных до богатства, славы, высокого общественного положения, личного счастья, хотя и не потерявших еще основ христианской веры, уважения к власти церкви, почтения к схоластической мудрости. Именно они создают направление культуры, получившее название «гуманизм» и охватившее все сферы духовной жизни.І

Гуманизм начинается с Данте Алигьери (1265-1321), который в философских трактатах «Пир» и «Монархия» возвеличивал земное предназначение человека, его смертную и бессмертную природу, гражданское общество и церковь. Франческа Петрарка (1304-1374) призывал возвратиться к себе и к собственной душе и открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук. Истинная мудрость есть знание пути достижения ее, которая заключается в искусстве быть свободным.№

Гуманистическая программа, намеченная Данте и Петраркой, получила развитие и оформление у Салютати (1331--1406), который был другом Петрарки и считал себя продолжателем его дела. Главное для Салютати -- воспитать нового человека, обладающего humаnitas -- свойством, которое он толковал как способность совершать добродетельные поступки. По мнению Салютати, хотя земная жизни и дана людям богом, их собственная задача состоит в том, чтобы построить ее в соответствии с природными законами добра и справедливости.

Основная идея гуманизма о самоценности земной жизни, о возможности воспитания способности к добродетельным поступкам, о роли философии в этом процессе развивалась и углублялась в творчестве общественных и церковных деятелей, эрудитов и мыслителей: Бруни (1370--1444), Лоренцо Балла (1407-1457), Фичино (1433-1499), Помпонаццн (1462-1525), Пикоделла Мирандола (1463-1494) и др. К общей цели они шли разными путями. Обосновывая идею свободы и достоинства человека, Бруни и Помпоиацци привлекают по-новому -- антисхоластически и антитомистски -- прочитанного Аристотеля, Лоренцо Балла, также как позднее один из последних представителей Северного Возрождения Гассенди (1592--1685) --Эпикура, Фичино, основатель платоновской академии во Флоренции,-- Платона, а Пикоделла Мираидола - и Платона, и Аристотеля, и каббалу (мистическое учение в иудаизме). Последняя, а также герметизм, зороастризм, обосновывающие возможность магического воздействия па природу, тоже привлекали внимание представителей гуманистической мысли. Тем самым возрождалась не только античная философия, но и античная мистика.І

Гуманизм проявил себя прежде всего в искусстве и литературе, воспевая красоту человека, человеческую любовь, тягу к знанию. Пробуждающийся интерес к земной природе становится источником желания понять мир как среду жизни людей, а это дало толчок к появлению точных знаний о мироздании. Особое значение для этого процесса, который в конечном счете привел к появлению современной науки, имел труд II. Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер», обосновавший гелиоцентрическую картину, в которой в центре мира находится Солнце, одним из спутников которого является Земля, ранее почитавшаяся центром Вселенной. Эту систему, революционизировавшую взгляды на устройство мира, развил выдающийся мыслитель Возрождения Д. Бруно (1548-1600).№

В эпоху Возрождения размывается грань между наукой как постижением бытия, практически-технической деятельностью или искусством и художественной фантазией. Человек в творении Бога, т. е. в природных вещах, стремится увидеть закон их построения. Это было открытием человека, открытием конструирующей и полагающей силы его внутреннего мира, а убежденность в релятивности человеческих проявлений, способностей и мнений коренилась в ощущении абсолютности человека, не сводимого к чему-то конкретному.

Начало натурфилософии восходит к Бернардино Телезио (1509-1588), который изучает природу в соответствии с ее собственными началами, исключая божественное начало из природы. Причина движения -- «собственная сущность» природы, а не Бог. У Франческа Патприци (1529-1597) первоначало всех вещей -- «пространство, свет, поток и тепло», а всеохватывающий и всепроникающий свет демонстрирует единство мира и Бога. Бог сливается с природой, природа обожествляется. Парацелъс (1493-1541) видит в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами.

Эти идеи развивали Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Лоренца Балла (1407-1457), Пика делла Мирандола (1463-1494), Мишель Монтень (1533-1592), Эразм Роттердамский (1469-1536). Философия спускается с неба на землю, вопросы нравственности и человеколюбия, обостренный интерес к собственному «я» становятся главной темой рассуждения. Томас Мор (1478-1535) в своей «Утопии» выступает против эгоистического себялюбия и за этический идеал всеобщности. Корень зла он усматривает в частной собственности. Он полагает, что идеальный общественный строй уничтожает ее. Производство Мор представляет как идеализированный средневековый ручной труд. Однако у него есть и идея выборности должностных лиц, высокая оценка искусства, оптимистическая мораль. Политические воззрения Никколо Макиавелли (1469-1527) утверждали политический реализм, связанный с антропологическим пессимизмом, новую концепцию «добродетели» государя, противостоящего «судьбе» и управляющего эффективно государством. Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры. Новое естествознание и науки, подготовленные развитием философии гуманизма, обеспечивали обоснованную веру человека в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение в работах Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642) и Джордано Бруно (1548-1600), которые подготовили научную революцию XVIII в.№

Огромное влияние на ход мировой научной и философской мысли оказал другой последователь Коперника - великий ученый Галилео Галилей (1564-1642), тоже попавший под церковный трибунал, заставивший его отречься от коперниковского учения, признанного церковью ересью. Только в наше время руководство католической церкви официально объявило о реабилитации Галилея и ошибочности суда над ним.

Галилей вошел в историю как один из основателей современной науки. В числе первых он вступил на путь научных экспериментов, использовав для этого изобретенный к тому времени в Голландии телескоп. Изучая с помощью этого средства небо, ученый обнаружил много такого, что позволяло раз и навсегда отказаться от принятой схоластикой аристотелевской картины мира. Луна оказалась не совершенной сферой, а изборожденной неровностями, Венера, как и Луна, имела фазы, Сатурн казался разделенным на три планеты. Весьма важным было обнаружение Галилеем трех спутников, вращающихся вокруг Юпитера - по сути это была маленькая модель гелиоцентрической системы Коперника. Наблюдения над падением тел, для которых был использован маятник и наклонная плоскость, привели к выводу, что движение тела относительно какой-нибудь системы отсчета не будет изменяться и отклоняться, если движется сама эта система отсчета. Этот закон, известный современной науке как принцип относительности Галилея, доказывает, что вращение Земли не изменяет траекторий падения тел с высоты.

Как ни значительны научные выводы Галилея, они отступают по значению перед тем, что именно этот мыслитель справедливо считается родоначальником принципиально нового подхода к науке, завещанного эпохой Возрождения современности. Суть этого нового подхода прежде всего в использовании эксперимента для исследования природы. Тем самым в науку вошли технические устройства, а экспериментальная техника стала одной из важнейших составляющих научной работы, заменяя логические рассуждения на темы текстов древности. Другой важнейший вклад Галилея в науку - утверждение решающей роли количественных приемов описания природы с использованием математики. Галилей стал основоположником понимания природы как механической системы, которую можно изучить посредством математики, механики и разума. Он требовал отбросить авторитеты в вопросах науки и основывать выводы на наблюдении и эксперименте. При этом он не подвергал сомнению истины христианства, часто повторяя ходившее тогда изречение, что вера указывает нам как попасть на небо, а не как устроено небо.

Среди мыслителей Возрождения одно из первых мест занимает Леонардо да Винчи (1452-1519). Великий художник, он также прославился как замечательный ученый и инженер. Как ученый он отстаивал решающее значение опыта в познании природы, выдвигая на первый план математику и механику. Для познания природы недостаточно свободного человеческого духа нужен научный метод, основой которого должен быть чувственный опыт, направленный на объективный мир. Но это только начало знания - задача - продвигаться от чувства к общим выводам, утверждал великий мыслитель.№

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, характера и дела. Выдающиеся люди этого периода -- цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи -- опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

Альбрехт Дюрер (1478--1521) был художником, гравером, скульптором, архитектором, инженером и мыслителем. Николо Макиавелли (1409--1527) -- государственный деятель, историк, писатель, поэт, социолог, политический мыслитель классического уровня -- возвысил роль политической реальности, человеческой активности вообще, в частности политических страстей, интересов, утверждая, что от политических способностей и доблести зависят судьба государства и народов: политика есть нечто основополагающее в жизни общества. Величайшим гигантом духа того времени был гений из гениев Уильям Шекспир (1564--1616). Весь мир понял Шекспира, и много поколений чтят его как величайшего драматического поэта.

Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего -- та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени.

Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.№

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.

Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.

В эволюции эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..

Первый этап развития философии эпохи Возрождения

Первый этап развития эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры.

Предстающая перед читателем “Божественной комедии” картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр вселенной , но и в том, что творцом мира и его организатором считается Бог. И все же картина мироустройства, в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально.

Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служили не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва к “доблести и знанию”.

Так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Начало гуманизма , определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”.

Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307).

Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философии.

Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей , отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, которые по существу являются короткими сочинениями по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь самостоятельно, стал одним из образованнейших людей своего времени. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.

Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, т. е. учения о бытии и материи, то они отступают в его философии на второй план. “Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки”. В то же время Петрарка выступает как подлинный и знающий жизнь учитель.

Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла (1407 — 1457) выступил в защиту эпикурейской философии. В диалоге “О наслаждении” или “Об истинном и ложном благе” он противопоставил этику Эпикура с ее эгоцентризмом суровой этике стоиков. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию.

В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.

Второй этап развития философии эпохи Возрождения

Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира . В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге.

Движение к истине он рассматривает как процесс. Достижение окончательных истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом.

Значительную переработку античного наследия и особенно идей Платона осуществил Марсилио Фичино. В его основном труде “Платоновское богословие о бессмертии души” (1469 — 1474) мироздание представлено как иерархически построенное единство. Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой вещей. Бог и мир в его философии выступают в единстве. Мыслитель, продолжая гуманистическую традицию возвышения человека, уподобляет его Богу.

Пико делла Мирандола усиливает пантеистическую тенденцию в философии. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Бог у Пико рассматривается как совершенство, заключенное в несовершенный мир. Отсюда познание мира есть познание Бога. По его мнению, человеческое совершенство не дано только как следствие того, что человек создан по образу и подобию Божию, а является достижимым.

Особенно яркий пример интерпретации схоластически понимаемого аристотелизма на новый лад, превращающий эту еще раз перетолкованную философию в явление философской мысли Возрождения, представлен в творчестве Пьетро Помпонацци. Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна.

Помпонацци считал земную жизнь благом и полагал, что в этой жизни возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо.

Мыслитель уделил внимание проблеме опосредованности всего сущего. Оно оказывается у него детерминированным законом вечного движения. Однако это движение мира, не знающего ни конца, ни начала, идет по кругу. Закон движения мира в этом случае выступает законом вечного повторения, круговорота.

Помпонацци полагал, что свобода человека обусловлена природной необходимостью, о которой человек должен быть осведомлен. Отсюда признание им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие времена материалисты. В его текстах природная необходимость — это Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в соответствии с необходимостью. Поэтому Бог признается невиновным за зло, царящее в мире.

Большой вклад в развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. Свое учение он часто называл “Философией Христа”. Сущность этой философии нашла свое отражение уже в первом значительном произведении “Руководство христианского воина” (1501 — 1503). В этом сочинении философ отстаивал мысль о том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться до следования его заповедям. Для этого необходимо вернуться к подлинной христианской морали. Он считал, что такой возврат возможен без реформирования католической церкви.

Эразм сатирически обличал в сочинении “Похвала глупости” (1509 — 1511) пороки феодального общества, самодовольство схоластов. Позже с критикой восхваления прошлого и сатирой на новое своего времени выступил Франсуа Рабле (1494 — 1553) в своем романе “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Эразм призывал к миру в сочинении “Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного” (1517) и доказывал, что причина войн кроется в недальновидности и глупости людей. В сочинении “О свободе воли”, на которое глава реформации в Германии Мартин Лютер ответил сочинением “О рабстве воли”. Эразм Роттердамский защищает вырабатываемые гуманистами его времени принципы человеческой свободы. По его мнению, наличие божественного провидения не отменяет свободы воли человека, так как без этого теряют смысл призывы Священного писания, утрачивается значение греха и наказания. Этика Эразма основывается на принципе “ничего сверх меры”.

Воззрениям Эразма были близки философские взгляды его великого современника и друга, гуманиста и автора знаменитой “Утопии” Томаса Мора. Т. Мор в “Утопии” изобразил в литературной форме общественное устройство, основывающееся на общественной собственности. Позже появилось знаменитое сочинение Томмазо Кампанеллы “Город солнца”, изображавшее общество, в котором люди владеют собственностью сообща. Эти произведения стали вехами в социальной фантастике, а их авторы отнесены к провозвестникам утопического коммунизма.

Вклад в политическую философию внес Н. Макиавелли. В своем произведении “Государь” он изложил правила политической деятельности для государя, желающего возвышения своего государства. Взгляды Макиавелли критиковались многими философами за то, что он провозгласил принцип “цель оправдывает средства”. Его оппоненты утверждали, что не следует применять аморальные средства для достижения любых целей, так как цели, по их мнению, не оправдывают средства.

Третий этап развития философии эпохи Возрождения

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.

Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы.

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).

Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.

Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.

Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.

Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни.

Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.

Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

Философия эпохи Возрождения - феномен, характерный для Западной Европы XIV-XVII вв. Термин «Возрождение» (употребляется также итальянский вариант - Ренессанс) связан с обращением мыслителей к идеалам античности, своеобразным возрождением древнегреческой и римской философии. Но понимание того, что такое античность, у людей XIV-XV вв. было несколько искаженным. Это неудивительно: целое тысячелетие отделяло их от момента падения Рима, и почти два - от времени расцвета древнегреческой демократии. Все же сущность философии эпохи Возрождения - антропоцентризм - была почерпнута из античных источников и отчетливо противопоставлялась средневековому аскетизму и отвлеченной от всего мирского схоластике.

Предпосылки возникновения

Как зародилась философия эпохи Возрождения? Краткое описание этого процесса можно начать с упоминания о том, что появился интерес к реальному миру и месту человека в нем. Произошло это неслучайно именно в это время. К XIV в. изжила себя сама система феодальных отношений. Росло и быстро развивалось городское самоуправление. Особенно это заметно было в Италии, где со времен античности не угасли традиции экономической автономии крупных городов вроде Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя. На Италию равнялись другие европейские страны.

К этому времени господство католической Церкви во всех сферах жизни начало тяготить людей: монархи стремились сбросить влияние Папы и прийти к абсолютной власти, а городское население и крестьяне изнывали под непосильным гнетом налогов на нужды духовенства. Чуть позже это приведет к движению за реформацию Церкви и расколу западноевропейского христианства на католичество и протестантизм.

XIV-XV вв. - эпоха великих географических открытий, когда мир начал становиться все более понятным и реальным, и все хуже укладывался в прокрустово ложе христианской схоластики. Необходимость систематизации естественнонаучных знаний становилась очевидной и неизбежной. Ученые все громче заявляют о рациональном строении мира, влиянии на происходящие процессы законов физики и химии, а не божественного чуда.

Философия эпохи Возрождения (кратко): основные идеи и базовые принципы

Что определили все эти явления? Главные черты философии эпохи Возрождения - стремление познать мир через естественные науки, которые зародились в Древней Греции и были непочтительно забыты в темные средние века, внимание к человеку, к таким категориям, как свобода, равенство, к неповторимой ценности - человеческой жизни.

Однако специфика эпохи не могла не сказаться на ходе развития и в непримиримых спорах с адептами схоластической традиции родился совершенно новый взгляд на мир. Философия эпохи Возрождения кратко усвоила основы античного наследия, но значительно модифицировала и дополнила их. Новое время ставило перед человеком несколько иные вопросы, чем за 2000 лет до того, хотя многие из них актуальны во все эпохи.

Социальное равенство

Социальная философия эпохи Возрождения подрывала устои средневековой общественной иерархии совершенно простой и естественной апелляцией к Святому Писанию: все люди равны в своих правах, ибо равно созданы по образу божьему. Идея равенства всех людей найдет более деятельное участие у философов в эпоху Просвещения, а пока она только декларировалась, но и этого уже было немало после феодального средневековья. Гуманисты не вели спор с Церковью, но считали, что схоласты и демагоги исказили ее учение, а гуманистическая философия, напротив, поможет вернуться к истинной христианской вере. Страдание и боль противоестественны природе, а значит, не угодны Богу.

На втором этапе своего развития, начиная с середины XV в., философия эпохи Возрождения кратко интерпретирует на новый лад учения Платона, Аристотеля и школы неоплатоников в соответствии с реалиями Нового времени.

Главные представители идеи социального равенства

Среди мыслителей этого периода особое место занимает Николай Кузанский. Он придерживался мнения, что движение к истине - это бесконечный процесс, то есть постичь истину практически невозможно. Это означает, что человек не в силах созерцать окружающий мир в той мере, в которой это позволяет ему сделать Бог. И понять божественную природу тоже выше человеческих сил. Главные особенности философии эпохи Возрождения кратко изложены в его произведениях «Простец» и «Об ученом незнании», где впервые отчетливо проступает принцип пантеизма, так как единство мира, по Кузанскому, заключено в Боге.

Непосредственно к философии Платона и неоплатоников отсылает читателя трактат «Платоновское богословие о бессмертии души» Марсилио Фичино. Он, как и Николай Кузанский, был адептом пантеизма, отождествлял Бога и мир в одной иерархической системе. Идеи философии эпохи Возрождения, которые провозглашали, что человек прекрасен и подобен Богу, также не чужды Фичино.

Пантеистическое мировоззрение достигло своего апогея в творчестве Философ представлял, что Бог - это высшее совершенство, заключенное в несовершенном мире. Подобные взгляды уже в начале XV в. явила миру философия эпохи Возрождения. Краткое содержание учения Мирандолы в том, что постижение мира равнозначно постижению Бога, и процесс этот хотя и трудный, но конечный. Также достижимо и совершенство человека, ибо он создан по образу Бога.

Пантеизм. Пьетро Помпонацци

Новая философия эпохи Возрождения, кратко описанная в данной статье, заимствовала аристотелевские принципы, что сказалось в трудах Пьетро Помпонацци. Он видел суть мира в постоянном поступательном движении по кругу, в развитии и повторении. Главные черты философии эпохи Возрождения нашли отклик в его «Трактате о бессмертии души». Здесь автор приводит аргументированные доказательства смертной природы души, тем самым утверждая, что счастливое и справедливое существование возможно в земной жизни и к нему следует стремиться. Так выглядит у Помпонацци кратко философия эпохи Возрождения. Основные идеи, которые он исповедовал, - это ответственность человека за свою жизнь и пантеизм. Но последний в новом прочтении: Бог не только одно целое с природой, он даже несвободен от нее, а потому не несет ответственности за зло, которое происходит в мире, так как Бог не может нарушить предначертанного порядка вещей.

Гимн Эразма Роттердамского

В описании такого феномена, как философия эпохи Возрождения, кратко необходимо коснуться творчества Оно глубоко христианское по своему духу, но тем более преподносит человека, и тем больших усилий требует от него. Это дает огромную ответственность в отношении постоянного саморазвития и самосовершенствования личности. Эразм безжалостно обличал ограниченность схоластической философии и феодального уклада в целом, изложив свои идеи на этот счет в трактате «Похвала глупости». В той же глупости философ видел причины всех конфликтов, войн и распрей, которые порицала в самой сущности философия эпохи Возрождения. Гуманизм также нашел отклик в трудах Эразма Роттердамского. Это был своего рода гимн свободе воли человека и собственной ответственности за все дурные и добрые дела.

Утопические идеи всеобщего равенства

Социальные направления философии эпохи Возрождения наиболее ярко воплотились в учении Томаса Мора, точнее в его знаменитом труде «Утопия», название которого стало впоследствии нарицательным. Мор проповедовал отказ от частной собственности и всеобщее равенство.

Другой представитель социально-политического течения, в трактате «Государь» излагал свое виденье природы государственной власти, правила ведения политики и поведения правителя. Для достижения высших целей, по Макиавелли, пригодны любые средства. Кто-то осудил его за такую неразборчивость, но он лишь подметил существующую закономерность.

Таким образом, для второго этапа наиболее значимыми вопросами становятся: сущность Бога и его отношение к земному миру, свобода человека и идеалы государственного устройства.

Яркий след Джордано Бруно

На третьем этапе (со второй половины XVI в.) своего развития философия эпохи Возрождения обратилась к окружающему человека миру, по-новому трактуя правила общественной морали и закономерности природных явлений.

Моральным наставлениям посвящены «Опыты» Мишеля Монтеня, в которых на примерах разбираются те или иные нравственные ситуации и содержатся советы по правильному поведению. Удивительно, что Монтень, не отвергая опыт прошлых поколений в области подобной литературы, сумел создать поучение, актуальное и по сей день.

Знаковой фигурой натурфилософии XVI в. стал Джордано Бруно. Автор философских трактатов и научных работ, он, не отрицая божественной природы, пытался постичь суть космогонии и устройства Вселенной. В труде «О причине, начале и едином» философ доказывал, что Вселенная едина (это вообще было центральным понятием его учения), неподвижна и бесконечна. Общая характеристика философии эпохи Возрождения у Джордано Бруно выглядит как сумма идей пантеизма, натурфилософии и антропоцентризма научного поиска. Он утверждал, что природа наделена душой, это явствует из того, что она постоянно развивается. А Бог - это то же, что и Вселенная - они бесконечны и равны друг другу. Цель человеческого поиска - самосовершенствование и в конечном итоге приближение к созерцанию Бога.

Общие выводы

Такой вид приобрела на завершающем этапе философия эпохи Возрождения. Кратко представители ее описали в своих трудах как пробуждение человеческого разума, как освобождение его от мрака непросвещенности и гнета сильных мира сего. Признавалась ценность каждой человеческой жизни. Так может быть описана философия эпохи Возрождения кратко. Представители ее были не только философами, но трудились в области естественных наук, как упомянутый выше Джордано Бруно, а также Галилео Галилей и Николай Коперник. Их взоры устремлялись в небо и пантеизм, характерный для предыдущих поколений. Они отождествляли Бога уже не просто с природой, но с бесконечной Вселенной. Краткое описание философии эпохи Возрождения в XVI-XVII вв. включает не только идеи пантеизма и натурфилософские поиски, но и дальнейшее развитие гуманистических взглядов. Период требует от человека постоянного самосовершенствования, ответственности и смелости в поисках смысла земного бытия и божественной природы во всем сущем.

Уже многие десятилетия подлежит исследованию научным миром философия эпохи Возрождения. Общая характеристика кратко представлена в трудах Дильтея Вильгельма, русских историков - Буйчика, Лучинина, Лосева.

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

Совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;

Кризис феодализма;

Развитие ремесла и торговли;

Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

Укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;

Появление первых парламентов;

Отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;

Повышение уровня образованности в Европе в целом;

Великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

Научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:

гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI - нач. XVIIвв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

Антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

Перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;

Принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

Большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;

Торжество индивидуализма;

Широкое распространение идеи социального равенства

9. Эпоха Возрождения. Распад феодализма, до буржуазных революций. Италия.Идеология Ренессанса имеет антифеодальное и антицерковное содержание процесса. renaissance – возрождение, т.е. новый расцвет античности. Антропоцентризм. Земное счастье, творчество, философы античности. Божественность человека. Развитие во всем. Искусство – пик. Пантеизм – философское учение, которое признает слияние Бога с природой. Оккультизм. В 1, раннем периоде (XIV-XV вв.), «гуманистический» , В XVI и в XVII в.естесственнонаучный.Гуманизм – литературный, филологическаий. Данте Алигьери (1265-1321) – поэт. «Комедия!».Концепция Данте: все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму.Франческо Петрарка (1304-1374) считается «первым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». Сбор текстов. Он отвергал культ авторитета.Этические вопросы человека, «Моя тайна». Джованни Боккаччо (1313-1375) - «Декамерон», высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию. В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практический утилитаризм. Ориентация на Платона- Марсилио Фичино (1422-1495), неоплатонизм, бессмертие души, философия сестра науки. Бог – мир, динамичен. Религия – общая. Душа обуславливает единство и движение мира. Человек – развивается в свободе. Пико делла Мирандола (1463-1495) - эклектический платонизм. Пантеизм: мирсостоит из ангельской, небесной и элементарной сфер.Учение о фортуне. Человек – творец счастья. К главным представителям заальпийского гуманизма принадлежит Дезидерий Эразм Роттердамский (1469-1536), голландский мыслитель, написавший труд «Похвала Глупости». Христианство должно стать этикой. Аскетизм, все дела – аморален. Церкви зажрались. Продвижение опыта. Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Н.Коперника (1473-1543), И.Кеплера (1571-1630),Г.Галилея (1546-1642). Астрономия – Коперник, гелиоцентризм. Анализ проблемы диалектики. Природа есть проявление божественного. Например, Н.Кузанский (1401-1464) растворяет природу в Боге. Бог – целое, природа – часть. Существует всеобщая связь вещей в природе, единство противоположностей. Представителем магически-мистической философии природы оккультного типа был Парацельс (1493-1541), врач, ученый, «чудотворец». Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов – ртути, серы и соли. Ртуть соответствует духу, сера – душе, соль – телу. К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно принадлежит пантеистическая философия природы Дж.Бруно (1548-1600). Он отождествил космос с бесконечным божеством. Считал, что природа едина.. Нет границ между творцом и творением. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах» (это путь к материалистическому пониманию природы). Сожгли мужика. Материалист.

10. основные особенности философии Нового времени Философи Ф. Бэкона

Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII - XVIII вв. имела свою специфику:

Материалистическую направленность (большинство филосо­фов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объ­яснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм);

Господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм - направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

Большой интерес к социально-политическим проблемам (фило­софы Англии не только пытались объяснить суть бытия и по

знания, роль человека в мире, но и искали причины возник­новения общества и государства, выдвигали проекты опти­мальной организации реально существующих государств). Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной.

Большое влияние на ее характер имели следующие политические

события:

Революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование респуб­лики, движение индепендентов);

"славная революция" 1688 года;

Окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы Римского;

Упрочение роли парламента;

Развитие новых буржуазных общественно-экономических от­ношений.

Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:

Фрэнсис Бэкон - считается родоначальником эмпирическо­го (опытного) направления в философии;

Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государ­ства, автор книги "Левиафан", выдвинул идею "общественно­го договора");

Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил тра­дицию Т. Гоббса).

2. Основателем эмпирического (опытного) направления в фило­софии считается Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ и политический деятель (в 1620 - 1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпи­ризма - заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэ­кону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание - сила".

3. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта - в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее непол­ноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. 4. Определив главный метод познания - индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может прохо­дить познавательная деятельность. Это:

"путь паука";

"путь муравья";

"путь пчелы".

"Путь паука" - получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

"Путь муравья" - такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматиче­ский

Эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким обра­зом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущ­ность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

"Путь пчелы", по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать

всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "во­внутрь" проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

5. Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями дол­жен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истин­ное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:

Призраки рода;

Призраки пещеры;

Призраки рынка;

Призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом - то есть чело­век осуществляет познания, находясь в рамках общечеловече­ской культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый ре­зультат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуж­дения - "пещера") отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает про­являть новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".

6. Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации - свойства чело­веческого ума:

Воображение;

Рассудок.

Памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия, рассудку - философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:

Природе;

Человеке.

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

Природу - непосредственно с помощью чувственного вос­приятия и опыта;

Бога - через природу;

Себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на филосо­фию нового времени, английскую философию, философию по­следующих эпох:

Было положено начало эмпирическому (опытному) направ­лению в философии;

Гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

Определена новая цель философии - помогать человеку до­биваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

Предпринята первая попытка классифицировать науки;

Дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

В 15 веке на смену средневековью пришла эпоха европейского Ренессанса (Возрождение), повлекшая за собой культурный расцвет и изменение взглядов на окружающий мир. В нашей статье можно прочитать кратко самое главное о философии эпохи Возрождения.

Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

Распространению гуманистических идей среди философов в 15 веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

Известный меценат и госдеятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ Марсилио Фичино.

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения :

  • : основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность : критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности : использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления :

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Гелиоцентризм : распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм : утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм : представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм : уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Рис. 1. Платоновская академия в Кареджи.

Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.

Рис. 2. Антропоцентризм.

Известные философы

Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:

Представитель

Вклад и общая характеристика мировоззрения

Марсилио Фичино (астролог, священник)

Представитель платонизма.
Переводил и комментировал античные богословские тексты; написал трактат, в котором объяснял платоновские идеи с точки зрения христианства

Николай Кузанский (теолог, ученый)

Представитель пантеизма.
В трактатах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца.

Мишель Монтень (писатель)

Николай Коперник (астроном, математик, механик)

Представитель гелиоцентризма.
Ввел в Польше новую монетную систему, построил гидравлическую машину, боролся с чумной эпидемией. Главный труд «О вращении небесных тел», в котором обосновал новую модель мира

Джордано Бруно (монах, поэт)

Представитель пантеизма и эзотеризма.
Увлекался чтением неканонических текстов, сомневался в некоторых церковных «чудесах», за что был признан еретиком и сожжен. Трактаты о бесконечности Вселенной и множестве миров, расширил модель Коперника.

Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик)

Представитель гелиоцентризма.
Впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики.