Окружающий мир 2 кл домашние опасности. Домашние опасности (2 класс)

Представлены методическая разработка урока по теме "Домашние опасности", окружающий мир по программе "Школа России" 2 класс, самоанализ урока, презентация и памятка для учащихся по безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Тема « Домашние опасности»

Цель: формирование основ безопасного поведения учащихся.

Задачи:

Научить правилам безопасного поведения в быту (умению предвидеть опасность, избегать опасных ситуаций);

Формировать умение работать в группах;

Воспитывать бережливое отношение к своему здоровью.

Средства обучения: сюжетные картинки с изображением домашних опасностей, карточки с заданиями, ПК, интерактивная доска.

Методы обучения: словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр мультфильма «Спасик и его друзья в быту», рассматривание сюжетных картинок;

практические: групповая работа учащихся, репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формирование УУД.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия.

Познавательные УУД. Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Коммуникативные УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. (Здравствуйте)

Эмоциональный настрой.

Мир вокруг разнообразный

И урок наш очень важный.

Настроимся на важную работу.

Сегодня мы будем работать в группах.

Вспомним правила работы в группах? (дети отвечают)

● Дружно, важно уметь договариваться,

● Обсуждайте вместе, выслушивая друг друга,

● Отвечает один, кого вы выбрали.

Учитель: девизом нашего урока будет:

Вместе не трудно, вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно.

Я буду хранителем времени. Когда вы услышите звуковой сигнал, значит время на выполнение задания закончилось, и мы готовы выслушать ответ.

2.Подготовительная работа по определению темы урока.

Учитель:

- Отгадайте загадку. Окна, крыша, дверь, труба.

Все вы ходите туда. (дом)

(Слайд 1 - картинки домов)

Учитель:

Дом – это не просто стены и крыша. Он устроен сложно. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Расхотелось ходить к ручью – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре неудобно – изобрёл газовую плиту. А сколько электроприборов придумано. Все эти вещи сделаны для удобства, разве они могут принести беду? Сама вещь – не живая, «оживляет вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

3 Формулирование темы и целей урока.

(слайд 2) - Соберите пословицу Дети: Мой дом – моя крепость.

Учитель: - Для чего люди строили крепости? Дети: для защиты, жилья, укрепления.

Объясните смыл этой пословицы (ответы детей……………..)

Давайте посмотрим мультфильм «Спасик и его друзья» и ответим на вопрос: можно ли находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности? (мультфильм – 4.40)

Дети: (нет, так как дома нас подстерегают домашние опасности)

Учитель: - Ну раз и дома нас подстерегают опасности, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Дети: …… (Домашние опасности)

Учитель: Тема нашего урока «Домашние опасности»

(на доске название темы ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ)

Учитель: (прикрепляя картинку муравья на доску –а Муравьишка подскажет нам, что мы узнаем на этом уроке и чему научимся.

(дети читают по учебнику: Стр. ____)

Узнаем основные правила безопасного поведения в быту. Будем учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать её.)

Сегодня на уроке мы составим правила безопасного поведения дома.

(Слайд 3)

(на слайде картинки: УТЮГ НОЖ ТАБЛЕТКИ ВИЛКА НОЖНИЦЫ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЧАЙНИК ТЕЛЕВИЗОР ИГОЛКА БЕЛИЗНА

ГАЗОВАЯ ПЛИТА СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ВИТАМИНЫ

Из конвертов с жёлтой полосой достаньте картинки и распределите их на группы. Сколько групп получилось? (дети отвечают) - По какому принципу вы их распределили?

И так 1 группа вы будете изучать правила безопасности в обращении с электроприборами (учитель ставит карточку с названием группы «Электроприборы» (и т. д.)

● 1 группа –электроприборы

● 2 группа – острые предметы

● 3 группа – лекарства, уксус

● 4 группа – открытое окно, балкон.

Оставьте на столах те картинки, которые относятся к вашей группе.

Сейчас вы будете работать с учебником. Откройте страницу 19. Прочитайте текст, обсудите с товарищами и составьте для Муравьишки рассказ по плану. Для подготовки у ва с 5 минут.

(Слайд 4 – План работы)

(используем текст учебника стр. 19-20)

  1. Назовите, какие предметы нарисованы?
  2. Для чего используются?
  3. Чем могут быть опасны?

- (учитель напоминает, когда одна группа отвечает, другие внимательно слушают.

Проверка:

1 группа: электроприборы

Утюг, используют для того, чтобы гладить бельё, можно получит ожог.

Электрический чайник используют для кипячения воды, можно получить ожог,

Учитель (вывод):

(Слайд 5)

Все дети должны обязательно знать:

Электроприборы нельзя выключать

Тогда, когда руки мокры от воды.

Такая халатность – шаг до беды!

Руки ты вытри получше, дружок,

Потом выключай самовар, утюжок.

Шутить с электричеством очень опасно!

Зачем же тебе рисковать понапрасну?

2 группа – острые предметы

Ножницы, используют для работы, можно пораниться.

Ножи используют для резания, можно пораниться.

Учитель (вывод):

(Слайд 6)

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди ты увидел,

Наклонись и подними!

Эти острые предметы

НЕ должны быть на полу.

Сам наступишь незаметно

Иль на гвоздь, иль на иглу.

3группа – лекарство, витамины..

Лекарства используются для лечения больных, можно отравиться, применяя самостоятельно.

Учитель (вывод):

(Слайд 7)

Есть в квартире много скляночек,

Разных тюбиков и баночек.

В них хранятся средства разные,

Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо деточки –

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

4 группа – открытое окно, балкон.

Открытое окно, балкон используют для проветривания помещений, нельзя выглядывать из открытых помещений.

Учитель (вывод):

(Слайд 8)

Выйдешь на балкон – так знай:

Там на стулья не вставай!

Это может быть опасно –

С высоты лететь ужасно.

На перила не взбирайся,

Низко не перегибайся –

Будет сложно удержаться…

Ты ж не хочешь вниз сорваться?

(подведение промежуточного итога)

Каждый предмет полезен, но в тоже время… (опасен). Необходимо правильно пользоваться предметами быта, чтобы не причинить себе вред.

Как теперь мы можем дополнить пословицу « Мой дом – моя крепость»? (дети дополняют)

Учитель: Дом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила пользования бытовыми предметами.

Физминутка . (музыкальная пауза.) один ученик показывает движения, остальные повторяют.

(время 1.20)

Садитесь на свои места и продолжаем. Внимание на экран, вам пришло видеописьмо от учащихся 1 Б класса.

Здравствуйте, мы ученики 1 «Б» класса. Скоро наступят каникулы и возможно мы останемся дома одни. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы. Спасибо.

  1. Как правильно выключать электроприборы из розетки? (для 1 группы)
  2. Можно ли играть с ножницами? (для 2 группы)
  3. Я очень люблю витамины, можно ли их принимать в большом количестве? (для 3 группы)
  4. Как правильно пользоваться иголкой для шитья? (для 4 группы)

(Учитель раздаёт листы с вопросами от первоклассников)

Обсудите со своими товарищами, что вы посоветуете первоклассникам? (На это задание 3 минуты). Как только вы услышите сигнал совещание в группах прекращается.

(отключить доску)

Проверка.

Какие советы первоклассникам вы дали?

Как правильно выключать электроприборы из розетки?

1 группа

Нельзя отключать электроприборы, дёргая за провод, тебя может ударить током.

Можно ли играть с ножницами?

2 группа

Не играй колющими и режущими предметами, так как можно получить травму. (дети могут показать как правильно передавать ножницы друг другу.

Я очень люблю витамины, можно ли их принимать в большом количестве?

3 группа

Витамины это тоже лекарство, принимать их надо, учитывая дозировку, иначе можно навредить своему здоровью. А вот такие витамины, как яблоки можно употреблять в большом количестве.

Как правильно пользоваться иголкой для шитья?

4 группа

Иголка – это острый предмет, лучше попросить помочь кого-нибудь из взрослых. Иголкой можно уколоться. Можно использовать напёрсток. (учитель показывает напёрсток) .После работы иголку следует убрать в игольницу с вдетой в ушко ниткой.

И так, подводим итог:

  1. Выключая электроприборы, не дёргайте за шнур.
  2. НЕ играйте с колющими и режущими предметами.
  3. Принимайте витамины строго по инструкции.

Ваши полезные советы я отнесу ответное видеописьмо первоклассникам, чтобы они могли их использовать.

Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. К сожалению, некоторые поступки влияют на здоровье всю жизнь. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, надо подумать.

Из конвертов с синей полосой достаньте круги. Каждый из вас должен нарисовать условный знак для домашних опасностей и наклеить их на большие листы. (на это задание 4 минуты)

(Здесь можно для закрепления использовать индивидуальную работу в тетрадях

Теперь проверим, как вы научились применять эти правила безопасности

Из конверта с зелёной полосой возьмите карточки «Проверь себя»

Если вы согласны с моим утверждением, ставьте «+», если нет «- «.

1)Если ты поработал ножом или ножницами, то убери их на место.

2)Если тебе плохо, а никого нет дома, то прими лекарство сам.

3)Если тебе надо снять кухонные горячие приспособления с плиты, нужно воспользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.

4)Если хочешь выключить телевизор – то дёрни за шнур.

5)Если во время шитья иголка упала на пол, обязательно подними её.

На доске эталон для взаимопроверки.

  1. + 2) - 3) + 4) - 5) +

Подведение итога урока. (капитаны в группах подводят результаты теста, используя алгоритм)

1 группа: В нашей группе ______ детей правильно ответили на все вопросы, _____ детей допустили ошибки. Я считаю, что мы справились с заданием, и выучили правила безопасности и поведения дома.

2 группа: в моей группе правильно ответили ______ детей, допустили ошибки ________ детей.

Я считаю, что мы успешно справились с заданиями и запомнили какие опасности подстерегают нас дома.

3 группа: ребята нашей группы дали правильных ответов ______ человек, а допустили ошибки ____ человек. Теперь мы запомнили, какие опасности нам могут угрожать дома.

4 группа: в нашей группе ____ детей ответили верно, ______ детей допустили ошибки. Я чситаю, что мы удачно справились с заданиями, мы получили знания, которые пригодятся нам на всю жизнь, помня о них мы избежим несчастные случаи.

Дом задание.

Я предлагаю сделать коллективную работу КНИЖКУ – МАЛЫШКУ на тему «Домашние опасности», каждый из вас получает одну страничку для этой книги, подберите загадку, картинку, можно рисунок, интересную информацию, стихотворение или составьте кроссворд о тех предметах, которые относятся к вашей группе. Сегодня каждый из вас получают вот такую памятку о правилах безопасности, вклейте их в дневник.

Рефлексия.

(на листе или на доске) (продолжите предложения)

Я узнал __________________

Удивился ________________

Задумался _________________

Учитель: Спасибо всем за работу. Вы хорошо работали, выполияли задания и вы действительно доказали, что

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно!

Образец страницы для книжки- малышки.

Предварительный просмотр:

Не трогай спички

Не суйте пальцы в розетку

Не суйте ничего в розетку

Не забывайте выключать воду

Осторожно, кипяток

Правила безопасности и поведения

Не трогай спички

Не суйте пальцы в розетку

Не суйте ничего в розетку

Не забывайте выключать воду

Осторожно, кипяток

Не играйте с острыми предметами

Правила безопасности и поведения

Не трогай спички

Не суйте пальцы в розетку

Не суйте ничего в розетку

Не забывайте выключать воду

Осторожно, кипяток

Не играйте с острыми предметами

Для реализации цели были определены задачи:

Научить правилам безопасного поведения в быту;

Воспитывать бережливое отношение к своему здоровью;

Формировать умение классифицировать и находить основание, для классификации, синтезировать, сравнивать, делать выводы.

Формировать коммуникативные умения;

Развивать логическое мышление;

Развивать творческие способности учащихся;

Воспитывать уважение к чужому мнению;

Учебные задачи, направленные на достижение

метапредметных результатов обучения.

Познавательные : осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия..

Коммуникативные: УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.

4. Методы и приёмы.

С учётом особенностей детей –применялись различные методы и средства обучения. Методы обучения: словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр мультфильма «Спасик и его друзья в быту», рассматривание сюжетных картинок;

практические: групповая работа учащихся, репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.

5. Формы организации.

Организована работа в группах. Такая форма работы способствует передаче информации друг другу и формированию практических навыков.

Я считаю, что работа в группах себя оправдала: дети общались между собой, обменивались информацией, выполняли совместные практические действия, учились не только слушать друг друга, но и уважать чужое мнение. Комфортное состояние ребёнка на уроке – залог успешного обучения.

А урок окружающего мира в большей степени, чем другие позволяет осваивать новый материал, на основе своего жизненного опыта.

6. Позиции и роли учащихся.

Партнёры, мыслители, творцы, собиратели информации, ораторы, слушатели.

7. Позиции учителя.

Учитель - координатор деятельности, консультант.

12. Итоги урока – проекта. Рефлексия.

Я считаю, что мне удалось сформировать основы безопасного поведения учащихся. Познакомить с основными правилами работы в группе и создать условия для самореализации личности.

Считаю, что урок целей достиг.


Какие домашние предметы окружают ребенка - вещи, которые приносят комфорт в дом, но, в то же время, могут быть очень опасными. Какие правила надо выполнять, если случилась беда? Как уберечь свою жизнь и здоровье? На какие номера телефонов нужно звонить, если произошло какое-либо происшествие? Все эти вопросы и будут рассмотрены на данном уроке.

Тема: Здоровье и безопасность

Урок: Домашние опасности

Ребенок привык к своему дому, ему там все кажется известным и обычным, но каждый предмет в доме может иметь хорошие и плохие, полезные и опасные стороны.

Если дом, в котором живет ребенок, многоэтажный, ему, заходя в подъезд, нужно подняться на лифте и выйти на лестничную площадку. Для того чтобы этот путь был безопасным, когда ребенок заходит в подъезд или лифт, он должен посмотреть, чтобы рядом не было незнакомых людей. Если что-то произошло, лучший выход из положения - крик «Пожар», потому что на этот возглас откликнутся люди. Подходя к двери квартиры, ребенок должен понимать, что в ней есть и хорошие свойства: она крепкая, в ней есть замки, и плохие: ею можно прищемить пальцы. Ребенок должен запомнить правило, что нельзя вставлять пальцы в дверной проем.

Находясь в квартире и услышав сигнал звонка, ребенок может подумать, что пришел кто-то из знакомых, но за дверью может быть и незнакомец. Второе правило, которое должен запомнить ребенок: никогда не открывать незнакомому человеку, что бы он ни говорил. Если человек настаивает на том, что он знакомый родителей или водопроводчик, ребенок может позвонить родителям, но если не может дозвониться, набрать номер 112.

Этот номер набирают при чрезвычайных ситуациях.

Рис. 1. Номер службы спасения ()

Номер действует в России и в Европе, даже если заблокирована клавиатура, нет денег на счете и отсутствует сим-карта. Для соединения с определенной службой диспетчер предложит связать с пожарной охраной, нажав клавишу «1».

Для соединения с полицией - «2».

Со службой скорой помощи - «3».

Газовой службой - «4».

В случае назойливого незнакомца, ребенку нужно вызвать полицию, нажав клавишу с цифрой «2». Если незнакомцы звонят по телефону, ребенок никогда не должен говорить, что взрослых нет дома, он должен ответить, что они просто не могут подойти к телефону, так как очень заняты.

Войдя в комнату, ребенок может увидеть окно.

Открыв окно, можно проветрить комнату, через него в квартиру заходит солнечный свет, но если окно разобьется, об осколки можно пораниться, опасно также сидеть на подоконнике. Ребенок никогда не должен этого делать.

Если есть балкон или лоджия, в теплое время там можно играть, почитать книгу, но играть на лоджии надо осторожно, ни в коем случае не свешиваться с нее.

В комнате, где стоит утюг, ребенку тоже надо быть осторожным. Утюгом гладят вещи, но им можно обжечься, а еще из-за него может возникнуть пожар.

Ребенок во втором классе знает, что утюг работает от электричества, благодаря ему в доме есть свет, может работать компьютер, телевизор, но электричество очень опасно. К проводу, выключателю, розетке никогда нельзя притрагиваться мокрыми руками, потому что вода и электричество вместе очень опасны. Еще опаснее оголенные провода, ребенка может ударить током.

На кухне в квартире есть плита. С ее помощью готовят кушать, но, в то же время, это опасный прибор, особенно, если плита газовая. Может произойти утечка газа. Газ, скопившись, может взорваться даже от случайно зажженной спички или включения электроприборов.

Если в квартире ощущается запах газа, каждый человек должен выполнять следующие действия:

1. Открыть окно, чтобы проветрить помещение.

2. Проверить, закрыт ли кран на плите.

3. Ни в коем случае не зажигать спички, газовую плиту, не включать электроприборы.

4. Немедленно позвонить по номеру 04.

Если плита электрическая, ребенок должен быть осторожен, чтобы не обжечься о верхнюю часть включенной плиты. На плите могут стоять горячие кухонные приспособления, чтобы их снять, нужно пользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.

Рис. 10. Прихваты для горячего ()

Если неприятность произошла, надо подставить обожженное место под струю холодной воды или приложить лед. Холодом также лечат синяки и ушибы. На кухне может быть еще много электрических приборов: кофемолка, соковыжималка и т. д. Они помогают готовить еду, но, в то же время, опасны, поскольку у них есть острые вращающиеся детали, надо беречь пальцы.

На столе может стоять бутылка с уксусом.

С его помощью готовят еду, но уксус - это кислота, поэтому он может быть очень опасным. Когда родители консервируют огурцы, то уксуса добавляется немного. Взрослые должны быть очень осторожными и не позволять ребенку трогать эту бутылку.

Ребенок может знать, где лежит аптечка с лекарствами.

Взять оттуда ребенок может только лейкопластырь, бинт, вату, йод и зеленку, потому что другими лекарствами ребенок может отравиться.

В аптечке есть термометр, когда ребенок заболеет, им можно измерить температуру.

Термометр тоже может быть опасным. Внутри у него находится ртуть, если термометр нечаянно разбить, ртуть может вытечь. Ртуть является очень ядовитым металлом. Для дезинфекции помещения от этого ядовитого вещества создана специальная служба.

Если разбился термометр, нужно выполнять следующие действия:

1. Открыть форточку, чтобы проветрить помещение.

2. Уйти из комнаты, где разбился термометр.

3. Звонить 112 и сообщить о случившемся.

Если ртуть быстро не убрать, она начнет испаряться, человек, дыша такими испарениями, может отравиться.

В ванной комнате и в туалете родители могут часто использовать бытовую химию. Эти вещества помогают отстирывать, оттирать, удалять пятна. Опасны они тем, что могут разъедать кожу (на них изображена этикетка с перчаткой), на всех препаратах написано: "не допускать попадания в глаза". Их ребенку трогать нельзя.

В каждом доме есть иглы, ножи, ножницы. С их помощью люди режут, шьют, но они опасны тем, что они острые, и надо быть осторожными при работе с ними.

На данном уроке были освещены большинство опасных предметов, которые могут встречаться в доме, ребенку нужно быть очень внимательным и осторожным, пользуясь ими.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб.и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Slideshare.net ().
  2. Baby.ru ().
  1. Прочитайте с.18 - 22 учебника Плешакова А.А. "Мир вокруг нас". Дайте ответы на вопросы 1 - 4.
  2. Какие предметы, не названные на уроке, могут нести опасность в доме? Что надо делать, чтобы избежать этой опасности?
  3. Нарисуй некоторые из предметов в твоем доме, с которыми нужно быть осторожным.
  4. *Составь небольшой кроссворд из слов опасных предметов, которые тебя окружают.

1. Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести

Табурет, стул - падение

Выключатель, розетка - удар электрическим током

Соковыжималка, мясорубка - повреждение пальцев

Чайник, утюг - Ожог

Лекарства - Отравление

С соседом по парте проведите взаимную проверку работы.

2. А это задание придумал для тебя очень наблюдательный пёс Рыжик. На каких рисунках предметы поставлены правильно, а на каких нет? Неправильное зачеркни красным карандашом. Объясни своё решение (устно).

3. Выполните задания для групповой работы.

1) Придумайте и нарисуйте условные знаки для домашних опасностей по рассказу «Давайте пройдём по квартире»

2) Сформулируйте и напишите правила к условным знакам (стр. 13-14)

а) нельзя прикасаться руками к розетке - может стукнуть током

б) нельзя вставать на край стула или на плохо установленный стул - можно упасть

в) нельзя совать пальцы в мясорубку - можно получить серьезную травму

г) нельзя держать руки над паром - можно получить ожог

д) нельзя брать режущие предметы (ножи, ножницы) за лезвие - пожно порезаться

Результаты своей работы обсудите в классе. Выберите наиболее удачные знаки и формулировки правил.

4. Дома повтори правила безопасности, изученные на уроке. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе со взрослыми сформулируйте ещё 2-3 правила. Запиши их и нарисуй к ним условные знаки.

а) не трогайте лекарства в домашней аптечке

б) не играйте со спичками

В классе узнай, что предложили другие ребята. Новые для тебя правила возьми на заметку. Старайся всегда выполнять правила, которые уберегут тебя от домашних опасностей!

Учитель: Корниенко А. Н.

УМК: «Школа России»

2 класс. Окружающий мир

Тема урока: «Домашние опасности»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: 1.Содержательная: познакомить обучающихся с возможными домашними

опасностями;

2. Деятельностная: сформулировать основные правила безопасного поведения в

Задачи:

Учиться предвидеть опасные ситуации в быту

Выяснить способы безопасного обращения с домашними предметами;

Формировать мотивы к безопасному поведению в быту;

Воспитывать культуру поведения в быту, ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Планируемые результаты:

1. Предметные: понимать потенциальную опасность бытовых предметов (при неправильном использовании); знать правила безопасного поведения в быту

2. Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): саморегуляция; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносить новые знания с личным опытом; анализировать иллюстрации: извлекать информацию, формулировать правила обращения с домашними предметами; моделировать правила с помощью условных знаков; целеполагание; прогнозирование; планирование деятельности под руководством учителя; объяснять, рассуждать; кратко и точно выражать мысли; умение работать в группе, паре; контролировать действия партнёра; умение анализировать, сравнивать, устанавливать соответствие, обобщать; формулировать общее мнение; самоконтроль и оценка своих достижений, коррекция.

3. Личностные: самоопределение; адекватная мотивация к учебной деятельности; проявление заинтересованности в приобретении знаний; смыслообразование; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; проявлять навыки адаптации в быту; установка на здоровый образ жизни.

Оборудование и ресурсы: учебник (Плешаков А. А. и др. Окружающий мир, 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2); рабочая тетрадь (Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь, 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2); тесты (Плешаков А. А. и др. Окружающий мир. Тесты, 2 класс); ПК, экран, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация «Домашние опасности»

Ход урока

I . Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Начинаем урок.

II . Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

Дома много разных вещей, предметов: мебель, посуда, ножи, ножницы, иголки, электроприборы и др.

Все эти предметы необходимы, но они могут быть и опасными для жизни и здоровья.

Ребята, какие правила безопасного поведения вы соблюдаете дома?

III. Самоопределение к деятельности

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. (О домашних опасностях)

Что постараемся узнать? (Правила безопасного поведения, которые нужно соблюдать дома.)

Внимание на экран: тема и задачи урока. (Слайд 3)

I V . Работа по теме урока. Открытие нового знания.

1. Обсуждение возможных опасных ситуаций в быту. (Фронтальная беседа по фотографиям и рисунку учебника на с. 18)

Рассмотрите фотографии и рисунок. Чем могут быть опасны изображённые предметы?

2. Формулирование основных правил безопасного поведения в быту. (Работа в группах)

Посмотрите на следующий слайд (Слайд 4). Здесь домашние предметы разбиты на 5 групп:

1) посуда на газовой плите

2) балкон и окно

3) острые предметы

4) лекарства и уксус

5) электроприборы

Разделим класс на группы (по 4 человека в группе)

Каждой группе – своя карточка с изображением домашних предметов.

Задание: обсудите, какие правила безопасного поведения нужно соблюдать (Слайд 5)

Время на обсуждение – 1 мин.

Проверка: выступления групп (5-6 мин). После выступления учитель демонстрирует слайд

с правилами.

Горячую посуду берут кухонным полотенцем или специальной рукавичкой

Когда ставишь сковороду, не выставляй ручку в проход

Нельзя высовываться из окна

Нельзя свешиваться с балкона

Не бери режущие и колющие предметы за острую часть

Режь в направлении от себя

После работы клади на место

Не трогай лекарства без ведома взрослых

Не бери УКСУС – это опасно

Не лезь пальцами в розетку, не засовывай посторонние предметы

Не засовывай пальцы в мясорубку

Утюг бери только за ручку)

Добавление учителя (слайд 11): к электроприборам нельзя прикасаться мокрыми руками (может ударить током). Особая опасность – оголённый провод! (Может ударить током или вызвать пожар.) Никогда к нему не прикасайтесь и не используйте!

V . Физкультминутка. (Слайды 12, 13)

V I. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

Задание №1 на с. 12

Задание №2 на с. 12

Задание №3 (2) – дополнительно для наиболее активных.

Самопроверка заданий №1 и №2 по образцу (Слайды 15 - 17). Краткие пояснения обучающихся при самопроверке задания №2.

V I I . Итоги урока и рефлексия

Вспомните, о чём был урок. Назовите тему. (Слайд 3)

Перечислите, какие правила безопасного поведения нужно соблюдать дома.

зелёный - понял тему и справился с заданиями;

жёлтый - понял, но допускал ошибки;

красный - не понял, не справился с заданиями.

Сообщение комментированных отметок за работу на уроке.

V I II . Домашнее задание (Слайд 19)

2) выполнить в рабочей тетради задание №3 на с. 13 – 14 (написать правила).

Тема урока: Домашние опасности

Тип урока: урок освоения новых знаний с практикой проектной деятельности.

Цель: создать условия для формирования правил безопасного поведения учащихся в быту.

Предметные:

Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту.

Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

Формулировать правила безопасного поведения в быту;

Узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

Сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

Оборудование: учебник 2 класс А.А. Плешаков, рабочая тетрадь

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

Будем мы работать дружно,

И узнаем, что нам нужно!

II. Целепологание

- Ребята, я предлагаю начать урок с отгадывания загадки:

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить не дня.

В него стремлюсь всегда и всюду.

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом

Мой кров, родимый, теплый… Дом.

- Составьте из слов пословицу, объясните значение: Мой дом – моя крепость.

Вы полностью согласны с пословицей?

Определение темы и цели урока.

Д

О

М

А

Ш

Н

И

Е

О

П

А

С

Н

О

С

Т

И

Что вы ожидаете от урока, чтобы вы хотели узнать о домашних опасностях и чему научиться? (Какие бывают опасности дома? Как себя вести, чтобы дома с тобой не случилась беда?)

Мы будем учиться распознавать опасности и уметь их предупреждать.

Вспомните, какие правила безопасности нужно соблюдать нам дома?

III Работа по теме урока.

Отгадайте загадки и ответьте по плану:

Для чего используется?

Чем может быть опасен?

1. Хожу с края на край,
Режу черный каравай. (Нож )

2. Она колет очень колко
Всем известная (иголка ).

3. Он на кухне обитает,
Еду готовить помогает.
За ним нужен глаз да глаз,
Потому, что это (газ ).

4. На железной клумбе
Цветы голубые –
Помогают стряпать
Кушанья любые. (Газовая плита )

5. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник )

6. Два конца, два кольца,
А в середине - гвоздик. (Ножницы )

8. Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Может показать кино. (Телевизор )

9. Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он шарф для Петеньки. (Спицы )

Все ли домашние опасности мы назвали?

Работа по учебнику. Прочитайте текст, какие опасности не назвали?

Назовите. Какое правило должны соблюдать?

    Составление схемы «Домашние опасности»

Учитель : Давайте попробуем распределить опасные предметы на группы:

Физминутка

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех"?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

    Работа с заданиями в РТ с. 12

- Откройте тетради на с. 12, найдите задание 1. Что нужно сделать?

- Возьмите простые карандаши, подумайте, какую опасность могут представлять эти предметы при неправильном обращении, и выполните задание. А затем обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте и оцените его работу.

Проверка.

Зарядка для глаз

4. Работа в группах

(Учитель раздает листки с заданиями по группам )

Учитель: Продолжим нашу работу. Поработаем в группах. Вам нужно прочитать текст, сформулировать правила, которые нужно соблюдать дома и нарисовать условные знаки к этим правилам.

1 группа

1. Вот утюг. Брать его можно только за ручку. Ведь он часто бывает горячим.

2. К электрическим приборам, выключателю, розетке нельзя прикасаться мокрыми руками.

3. Очень опасен оголенный провод. Никогда к нему не прикасайтесь!

2 группа

1. Вот окно и балкон. Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона, ведь можно упасть.

2. Хочешь влезть на стул или табурет, проверь, устойчив ли он. Иначе можно упасть и получить при этом ушиб или серьезную травму, сломать руку или ногу.

3 группа

1. Не зажигай самостоятельно газ на газовой плите, он может вспыхнуть или дать утечку. Помни также: спички детям – не игрушка!

2. На плите чайник, сковорода, кастрюли. Чтобы не обжечься, нужно взять кухонное полотенце или специальную рукавичку.

3. Вот на плите ковшик с горячей водой. Если случайно задеть его рукой, можно опрокинуть и вылить на себя кипяток.

4 группа

1. Вот домашняя аптечка. Никогда не трогайте и не глотайте никаких лекарств без ведома взрослых.

2. Никогда не открывай упаковки или бутылки с бытовой химией! Можно получить отравление или химический ожог.

5 группа

1. Вот перед нами мясорубка и соковыжималка. Эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Нельзя засовывать туда пальцы!

2. Не берите в руки бутылочку с надписью «Уксус». Это очень опасное вещество.

(Выступление представителей от групп )

Для чего нам надо знать правила безопасности дома?

Если все-таки дома случилась беда, по каким телефонам нужно звонить?( 01 - пожарная служба, 02 - полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба.

112 – мобильный телефон единой службы спасения)

Молодцы!Результаты нашей работы поместим в нашу «Азбуку».

А кому может пригодиться наша «Азбука» ?

VI . Рефлексия

У вас на партах листочки. Прочтите утверждения, подчеркните то утверждение, с которым вы согласны.

Я многому научился на уроке.

Я почувствовал, что смогу помочь другим.

Мне многое осталось непонятным.

Я жду помощи от учителя и одноклассников.

VII. Домашнее задание.

Учебник: с. 14-16, тетрадь: с. 13-14, выполнить задания