Молекулярное уравнение реакции получения. Составление молекулярных уравнений к кратким ионным уравнениям реакции

Сбалансируйте полное молекулярное уравнение. Прежде чем приступить к записи ионного уравнения, следует сбалансировать исходное молекулярное уравнение. Для этого необходимо расставить соответствующие коэффициенты перед соединениями, так чтобы число атомов каждого элемента в левой части равнялось их количеству в правой части уравнения.

  • Запишите число атомов каждого элемента по обе стороны уравнения.
  • Добавьте перед элементами (кроме кислорода и водорода) коэффициенты, так чтобы количество атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения было одинаковым.
  • Сбалансируйте атомы водорода.
  • Сбалансируйте атомы кислорода.
  • Пересчитайте количество атомов каждого элемента по обе стороны уравнения и убедитесь, что оно одинаково.
  • Например, после балансировки уравнения Cr + NiCl 2 --> CrCl 3 + Ni получаем 2Cr + 3NiCl 2 --> 2CrCl 3 + 3Ni.

Определите, в каком состоянии находится каждое вещество, которое участвует в реакции. Часто об этом можно судить по условию задачи. Есть определенные правила, которые помогают определить, в каком состоянии находится элемент или соединение.

Определите, какие соединения диссоциируют (разделяются на катионы и анионы) в растворе. При диссоциации соединение распадается на положительный (катион) и отрицательный (анион) компоненты. Эти компоненты затем войдут в ионное уравнение химической реакции.

Посчитайте заряд каждого диссоциировавшего иона. При этом помните, что металлы образуют положительно заряженные катионы, а атомы неметаллов превращаются в отрицательные анионы. Определите заряды элементов по таблице Менделеева. Необходимо также сбалансировать все заряды в нейтральных соединениях.

  • Перепишите уравнение так, чтобы все растворимые соединения были разделены на отдельные ионы. Все что диссоциирует или ионизируется (например, сильные кислоты) распадется на два отдельных иона. При этом вещество останется в растворенном состоянии (р-р ). Проверьте, чтобы уравнение было сбалансировано.

    • Твердые вещества, жидкости, газы, слабые кислоты и ионные соединения с низкой растворимостью не изменят своего состояния и не разделятся на ионы. Оставьте их в прежнем виде.
    • Молекулярные соединения просто рассеются в растворе, и их состояние изменится на растворенное (р-р ). Есть три молекулярных соединения, которые не перейдут в состояние (р-р ), это CH 4(г ) , C 3 H 8(г ) и C 8 H 18(ж ) .
    • Для рассматриваемой реакции полное ионное уравнение запишется в следующем виде: 2Cr (тв ) + 3Ni 2+ (р-р ) + 6Cl - (р-р ) --> 2Cr 3+ (р-р ) + 6Cl - (р-р ) + 3Ni (тв ) . Если хлор не входит в состав соединения, он распадается на отдельные атомы, поэтому мы умножили количество ионов Cl на 6 с обеих сторон уравнения.
  • Сократите одинаковые ионы в левой и правой части уравнения. Можно вычеркнуть лишь те ионы, которые полностью идентичны с обеих сторон уравнения (имеют одинаковые заряды, нижние индексы и так далее). Перепишите уравнение без этих ионов.

    • В нашем примере обе части уравнения содержат 6 ионов Cl - , которые можно вычеркнуть. Таким образом, получаем краткое ионное уравнение: 2Cr (тв ) + 3Ni 2+ (р-р ) --> 2Cr 3+ (р-р ) + 3Ni (тв ) .
    • Проверьте результат. Суммарные заряды левой и правой частей ионного уравнения должны быть равны.
  • SO 4 2- + Ba 2+ → BaSO 4 ↓

    Алгоритм:

    Подбираем к каждому иону противоион, пользуясь таблицей растворимости, чтобы получилась нейтральная молекула – сильный электролит.

    1. Na 2 SO 4 + BaCl 2 → 2 NaCl + BaSO 4

    2. BaI 2 + K 2 SO 4 → 2KI + BaSO 4

    3. Ba(NO 33) 2 + (NH 4) 2 SO 4 → 2 NH 4 NO 3 + BaSO 4

    Ионные полные уравнения:

    1. 2 Na + + SO 4 2- + Ba 2- + 2 Cl‾ → 2 Na + + 2 Cl‾ + BaSO 4

    2. Ba 2+ + 2 I‾ + 2 K + + SO 4 2- → 2 K + + 2 I‾ + BaSO 4

    3. Ba 2+ + 2 NO 3 ‾ + 2 NH 4 + + SO 4 2- → 2 NH 4 + + 2 NO 3 ‾ + BaSO 4

    Вывод: к одному краткому уравнению можно составить множество молекулярных уравнений.

    ТЕМА 9. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

    Гидролиз солей – ионообменная реакция соли с водой, приводя-

    от греч. «гидро» щая к образованию слабого электролита (либо

    Вода, «лизис» - слабого основания, либо слабой кислоты) и изме-

    разложение нению среды раствора.

    Любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с

    кислотой.


    Сильное Слабое Сильная Слабая может быть образована

    1. LiOH NH 4 OH или 1. Н 2 SO 4 все осталь- 1. Сильным основанием и

    2. NaOH NH 3 · H 2 O 2. HNO 3 ные слабой кислотой.

    3. KOH все осталь - 3. HCl 2. Слабым основанием и

    4. RbOH ные 4. HBr сильной кислотой.

    5. CsOH 5. HI 3. Слабым основанием и

    6. FrOH 6. HClO 4 слабой кислотой.

    7. Ca(OH) 2 4. Сильным основанием и

    8. Sr(OH) 2 сильной кислотой.

    9. Ва(ОН) 2


    СОСТАВЛЕНИЕ ИОННО-МОЛЕКУЛЯРНЫХ УРАВНЕНИЙ ГИДРОЛИЗА.

    РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»

    Задача № 1.

    Составить ионно-молекулярные уравнения гидролиза соли Na 2 CO 3 .

    Алгоритм Пример

    1. Составить уравнение диссо-

    циации соли на ионы. Na 2 CO 3 → 2Na + + CO 3 2- Na + →NaOН - сильное

    2. Проанализировать, каким CO 3 2- →H 2 CO 3 - слабая

    Основанием и какой кисло-

    той образована соль. продукт

    3. Сделать вывод, какой сла- гидролиза

    бый электролит – продукт

    гидролиза.

    4. Написать уравнения гидроли-

    I ступень.

    А) составить краткое ионное I. а) CO 3 2- + H + │OH ‾ HCO 3 ‾ + OH ‾

    уравнение, определить среду

    раствора. pH>7, щелочная среда

    Б) составить полное ионное б) 2Na + +CO 3 2- +HOH Na + +HCO 3 ‾ +Na + +OH ‾

    уравнение, зная, что молеку-

    ла – электронейтральная ча-

    стица, подобрать к каждому

    иону противоион.

    В) составить молекулярное в) Na 2 CO 3 + HOH NaHCO 3 + NaOH

    уравнение гидролиза.

    Гидролиз протекает ступенчато, если слабое основание – многокислотное, а слабая кислота – многоосновная.

    II ступень (см. алгоритм выше NaHCO 3 Na + + HCO 3 ‾

    1, 2, 3, 4а, 4б, 4в). II. а) HCO 3 ‾ + HOH H 2 CO 3 + OH ‾

    Б) Na + + HCO 3 ‾ H 2 CO 3 + Na + + OH ‾

    В) NaHCO 3 + HOH H 2 CO 3 + NaOH

    Вывод: соли, образованные сильными основаниями и слабыми кислотами подвергаются частичному гидролизу (по аниону), среда раствора щелочная (рН>7).

    Задача № 2.

    Составить ионно-молекулярные уравнения гидролиза соли ZnCl 2 .

    ZnCl 2 → Zn 2+ + 2 Cl ‾ Zn 2+ → Zn(OH) 2 – слабое основание

    Cl ‾ → HCl – сильная кислота

    I. а) Zn 2+ + H + /OH ‾ ZnOH + + H + среда кислая, рН<7

    Б) Zn 2+ + 2 Cl ‾ + HOH ZnOH + + Cl ‾ + H + + Cl ‾

    В) ZnCl 2 + HOH ZnOHCl + HCl

    II. а) ZnOH + + HOH Zn(OH) 2 + H +

    Б) ZnOH + + Cl ‾ + HOH Zn(OH) 2 + H + + Cl ‾

    В) ZnOHCl + HOH Zn(OH) 2 + HCl

    Вывод: соли, образованные слабыми основаниями и сильными кислотами подвергаются частичному гидролизу (по катиону), среда раствора кислая.

    Задача № 3.

    Составить ионно-молекулярные уравнения гидролиза соли Al 2 S 3 .

    Al 2 S 3 → 2 Al 3+ + 3 S 2- Al 3+ → Al(OH) 3 – слабое основание

    S 2- → H 2 S – слабая кислота

    а), б) 2 Al 3+ + 3 S 2- + 6 HOH → 2 Al(OH) 3 ↓ + 3 H 2 S

    в) Al 2 S 3 + 6 H 2 O → 2 Al(OH) 3 + 3 H 2S S

    Вывод: соли, образованные слабыми основаниями и слабыми кислотами подвергаются полному (необратимому) гидролизу, среда раствора близка к нейтральной.

    Достаточно часто школьникам и студентам приходится составлять т. н. ионные уравнения реакций. В частности, именно этой теме посвящена задача 31, предлагаемая на ЕГЭ по химии. В данной статье мы подробно обсудим алгоритм написания кратких и полных ионных уравнений, разберем много примеров разного уровня сложности.

    Зачем нужны ионные уравнения

    Напомню, что при растворении многих веществ в воде (и не только в воде!) происходит процесс диссоциации - вещества распадаются на ионы. Например, молекулы HCl в водной среде диссоциируют на катионы водорода (H + , точнее, H 3 O +) и анионы хлора (Cl -). Бромид натрия (NaBr) находится в водном растворе не в виде молекул, а в виде гидратированных ионов Na + и Br - (кстати, в твердом бромиде натрия тоже присутствуют ионы).

    Записывая "обычные" (молекулярные) уравнения, мы не учитываем, что в реакцию вступают не молекулы, а ионы. Вот, например, как выглядит уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия:

    HCl + NaOH = NaCl + H 2 O. (1)

    Разумеется, эта схема не совсем верно описывает процесс. Как мы уже сказали, в водном растворе практически нет молекул HCl, а есть ионы H + и Cl - . Так же обстоят дела и с NaOH. Правильнее было бы записать следующее:

    H + + Cl - + Na + + OH - = Na + + Cl - + H 2 O. (2)

    Это и есть полное ионное уравнение . Вместо "виртуальных" молекул мы видим частицы, которые реально присутствуют в растворе (катионы и анионы). Не будем пока останавливаться на вопросе, почему H 2 O мы записали в молекулярной форме. Чуть позже это будет объяснено. Как видите, нет ничего сложного: мы заменили молекулы ионами, которые образуются при их диссоциации.

    Впрочем, даже полное ионное уравнение не является безупречным. Действительно, присмотритесь повнимательнее: и в левой, и в правой частях уравнения (2) присутствуют одинаковые частицы - катионы Na + и анионы Cl - . В процессе реакции эти ионы не изменяются. Зачем тогда они вообще нужны? Уберем их и получим краткое ионное уравнение:

    H + + OH - = H 2 O. (3)

    Как видите, все сводится к взаимодействию ионов H + и OH - c образованием воды (реакция нейтрализации).

    Все, полное и краткое ионные уравнения записаны. Если бы мы решали задачу 31 на ЕГЭ по химии, то получили бы за нее максимальную оценку - 2 балла.


    Итак, еще раз о терминологии:

    • HCl + NaOH = NaCl + H 2 O - молекулярное уравнение ("обычное" уравнения, схематично отражающее суть реакции);
    • H + + Cl - + Na + + OH - = Na + + Cl - + H 2 O - полное ионное уравнение (видны реальные частицы, находящиеся в растворе);
    • H + + OH - = H 2 O - краткое ионное уравнение (мы убрали весь "мусор" - частицы, которые не участвуют в процессе).

    Алгоритм написания ионных уравнений

    1. Составляем молекулярное уравнение реакции.
    2. Все частицы, диссоциирующие в растворе в ощутимой степени, записываем в виде ионов; вещества, не склонные к диссоциации, оставляем "в виде молекул".
    3. Убираем из двух частей уравнения т. н. ионы-наблюдатели, т. е. частицы, которые не участвуют в процессе.
    4. Проверяем коэффициенты и получаем окончательный ответ - краткое ионное уравнение.

    Пример 1 . Составьте полное и краткое ионные уравнения, описывающие взаимодействие водных растворов хлорида бария и сульфата натрия.

    Решение . Будем действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Составим сначала молекулярное уравнение. Хлорид бария и сульфат натрия - это две соли. Заглянем в раздел справочника "Свойства неорганических соединений" . Видим, что соли могут взаимодействовать друг с другом, если в ходе реакции образуется осадок. Проверим:

    Упражнение 2 . Дополните уравнения следующих реакций:

    1. KOH + H 2 SO 4 =
    2. H 3 PO 4 + Na 2 O=
    3. Ba(OH) 2 + CO 2 =
    4. NaOH + CuBr 2 =
    5. K 2 S + Hg(NO 3) 2 =
    6. Zn + FeCl 2 =

    Упражнение 3 . Напишите молекулярные уравнения реакций (в водном растворе) между: а) карбонатом натрия и азотной кислотой, б) хлоридом никеля (II) и гидроксидом натрия, в) ортофосфорной кислотой и гидроксидом кальция, г) нитратом серебра и хлоридом калия, д) оксидом фосфора (V) и гидроксидом калия.

    Искренне надеюсь, что у вас не возникло проблем с выполнением этих трех заданий. Если это не так, необходимо вернуться к теме "Химические свойства основных классов неорганических соединений".

    Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение

    Начинается самое интересное. Мы должны понять, какие вещества следует записывать в виде ионов, а какие - оставить в "молекулярной форме". Придется запомнить следующее.

    В виде ионов записывают:

    • растворимые соли (подчеркиваю, только соли хорошо растворимые в воде);
    • щелочи (напомню, что щелочами называют растворимые в воде основания, но не NH 4 OH);
    • сильные кислоты (H 2 SO 4 , HNO 3 , HCl, HBr, HI, HClO 4 , HClO 3 , H 2 SeO 4 , ...).

    Как видите, запомнить этот список совсем несложно: в него входят сильные кислоты и основания и все растворимые соли. Кстати, особо бдительным юным химикам, которых может возмутить тот факт, что сильные электролиты (нерастворимые соли) не вошли в этот перечень, могу сообщить следующее: НЕвключение нерастворимых солей в данный список вовсе не отвергает того, что они являются сильными электролитами.

    Все остальные вещества должны присутствовать в ионных уравнениях в виде молекул. Тем требовательным читателям, которых не устраивает расплывчатый термин "все остальные вещества", и которые, следуя примеру героя известного фильма, требуют "огласить полный список" даю следующую информацию.

    В виде молекул записывают:

    • все нерастворимые соли;
    • все слабые основания (включая нерастворимые гидроксиды, NH 4 OH и сходные с ним вещества);
    • все слабые кислоты (H 2 СO 3 , HNO 2 , H 2 S, H 2 SiO 3 , HCN, HClO, практически все органические кислоты...);
    • вообще, все слабые электролиты (включая воду!!!);
    • оксиды (всех типов);
    • все газообразные соединения (в частности, H 2 , CO 2 , SO 2 , H 2 S, CO);
    • простые вещества (металлы и неметаллы);
    • практически все органические соединения (исключение - растворимые в воде соли органических кислот).

    Уф-ф, кажется, я ничего не забыл! Хотя проще, по-моему, все же запомнить список N 1. Из принципиально важного в списке N 2 еще раз отмечу воду.


    Давайте тренироваться!

    Пример 2 . Составьте полное ионное уравнение, описывающие взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислоты.

    Решение . Начнем, естественно, с молекулярного уравнения. Гидроксид меди (II) - нерастворимое основание. Все нерастворимые основания реагируют с сильными кислотами с образованием соли и воды:

    Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O.

    А теперь выясняем, какие вещества записывать в виде ионов, а какие - в виде молекул. Нам помогут приведенные выше списки. Гидроксид меди (II) - нерастворимое основание (см. таблицу растворимости), слабый электролит. Нерастворимые основания записывают в молекулярной форме. HCl - сильная кислота, в растворе практически полностью диссоциирует на ионы. CuCl 2 - растворимая соль. Записываем в ионной форме. Вода - только в виде молекул! Получаем полное ионное уравнение:

    Сu(OH) 2 + 2H + + 2Cl - = Cu 2+ + 2Cl - + 2H 2 O.

    Пример 3 . Составьте полное ионное уравнение реакции диоксида углерода с водным раствором NaOH.

    Решение . Диоксид углерода - типичный кислотный оксид, NaOH - щелочь. При взаимодействии кислотных оксидов с водными растворами щелочей образуются соль и вода. Составляем молекулярное уравнение реакции (не забывайте, кстати, о коэффициентах):

    CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O.

    CO 2 - оксид, газообразное соединение; сохраняем молекулярную форму. NaOH - сильное основание (щелочь); записываем в виде ионов. Na 2 CO 3 - растворимая соль; пишем в виде ионов. Вода - слабый электролит, практически не диссоциирует; оставляем в молекулярной форме. Получаем следующее:

    СO 2 + 2Na + + 2OH - = Na 2+ + CO 3 2- + H 2 O.

    Пример 4 . Сульфид натрия в водном растворе реагирует с хлоридом цинка с образованием осадка. Составьте полное ионное уравнение данной реакции.

    Решение . Сульфид натрия и хлорид цинка - это соли. При взаимодействии этих солей выпадает осадок сульфида цинка:

    Na 2 S + ZnCl 2 = ZnS↓ + 2NaCl.

    Я сразу запишу полное ионное уравнение, а вы самостоятельно проанализируете его:

    2Na + + S 2- + Zn 2+ + 2Cl - = ZnS↓ + 2Na + + 2Cl - .

    Предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы и небольшой тест.

    Упражнение 4 . Составьте молекулярные и полные ионные уравнения следующих реакций:

    1. NaOH + HNO 3 =
    2. H 2 SO 4 + MgO =
    3. Ca(NO 3) 2 + Na 3 PO 4 =
    4. CoBr 2 + Ca(OH) 2 =

    Упражнение 5 . Напишите полные ионные уравнения, описывающие взаимодействие: а) оксида азота (V) с водным раствором гидроксида бария, б) раствора гидроксида цезия с иодоводородной кислотой, в) водных растворов сульфата меди и сульфида калия, г) гидроксида кальция и водного раствора нитрата железа (III).

    При растворении в воде не все вещества имеют способность проводить электрический ток. Те соединения, водные растворы которых способны проводить электрический ток называются электролитами . Электролиты проводят ток за счет так называемой ионной проводимости, которой обладают многие соединения с ионным строением (соли, кислоты, основания). Существуют вещества, имеющие сильнополярные связи, но в растворе при этом подвергаются неполной ионизации (например, хлорид ртути II) – это слабые электролиты. Многие органические соединения (углеводы, спирты), растворенные воде, не распадаются на ионы, а сохраняют свое молекулярное строение. Такие вещества электрический ток не проводят и называются неэлектролитами .

    Приведем некоторые закономерности, руководствуясь которыми можно определить к сильным или слабым электролитам относится то или иное соединение:

    1. Кислоты . К сильным кислотам из наиболее распространенных относятся HCl, HBr, HI, HNO 3 , H 2 SO 4 , HClO 4 . Почти все остальные кислоты – слабые электролиты.
    2. Основания . Наиболее распространенные сильные основания – гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов (исключая Be). Слабый электролит – NH 3 .
    3. Соли. Большинство распространенных солей – ионных соединений, — электролиты сильные. Исключения составляют, в основном, соли тяжелых металлов.

    Теория электролитической диссоциации

    Электролиты, как сильные, так и слабые и даже очень сильно разбавленные не подчиняются закону Рауля и . Имея способность к электропроводности, значения давления пара растворителя и температуры плавления растворов электролитов будут более низкими, а температуры кипения более высокими по сравнению с аналогичными значениями чистого растворителя. В 1887 г С. Аррениус, изучая эти отклонения, пришел к созданию теории электролитической диссоциации.

    Электролитическая диссоциация предполагает, что молекулы электролита в растворе распадаются на положительно и отрицательно заряженные ионы, которые названы соответственно катионами и анионами.

    Теория выдвигает следующие постулаты:

    1. В растворах электролиты распадаются на ионы, т.е. диссоциируют. Чем более разбавлен раствор электролита, тем больше его степень диссоциации.
    2. Диссоциация — явление обратимое и равновесное.
    3. Молекулы растворителя бесконечно слабо взаимодействуют (т.е. растворы близки к идеальным).

    Разные электролиты имеют различную степень диссоциации, которая зависит не только от природы самого электролита, но природы растворителя, а также концентрации электролита и температуры.

    Степень диссоциации α , показывает какое число молекул n распалось на ионы, по сравнению с общим числом растворенных молекул N :

    α = n/ N

    При отсутствии диссоциации α = 0, при полной диссоциации электролита α = 1.

    С точки зрения степени диссоциации, по силе электролиты делятся на сильные (α > 0,7), средней силы (0,3 > α > 0,7), слабые (α < 0,3).

    Более точно процесс диссоциации электролита характеризует константа диссоциации , не зависящая от концентрации раствора. Если представить процесс диссоциации электролита в общем виде:

    A a B b ↔ aA — + bB +

    K = a · b /

    Для слабых электролитов концентрация каждого иона равна произведению α на общую концентрацию электролита С таким образом, выражение для константы диссоциации можно преобразовать:

    K = α 2 C/(1-α)

    Для разбавленных растворов (1-α) =1, тогда

    K = α 2 C

    Отсюда нетрудно найти степень диссоциации

    Ионно–молекулярные уравнения

    Рассмотрим пример нейтрализации сильной кислоты сильным основанием, например:

    HCl + NaOH = NaCl + HOH

    Процесс представлен в виде молекулярного уравнения . Известно, что как исходные вещества, так и продукты реакции в растворе полностью ионизированы. Поэтому представим процесс в виде полного ионного уравнения :

    H + + Cl — +Na + + OH — = Na + + Cl — + HOH

    После «сокращения» одинаковых ионов в левой и правой частях уравнения получаем сокращенное ионное уравнение:

    H + + OH — = HOH

    Мы видим, что процесс нейтрализации сводится к соединению H + и OH — и образованию воды.

    При составлении ионных уравнений следует помнить, что в ионном виде записываются только сильные электролиты. Слабые электролиты, твердые вещества и газы записываются в их молекулярном виде.

    Процесс осаждения сводится к взаимодействию только Ag + и I — и образованию нерастворимого в воде AgI.

    Чтобы узнать способно ли интересующее нас вещество растворяться в воде, необходимо воспользоваться таблицей нерастворимости.

    Рассмотрим третий тип реакций, в результате которой образуется летучее соединение. Это реакции взаимодействия карбонатов, сульфитов или сульфидов с кислотами. Например,

    При смешении некоторых растворов ионных соединений, взаимодействия между ними может и не происходить, например

    Итак, подводя итог, отметим, что химические превращения наблюдаются в случаях, если соблюдается одно из следующих условий:

    • Образование неэлектролита . В качестве неэлектролита может выступать вода.
    • Образование осадка.
    • Выделение газа.
    • Образование слабого электролита, например уксусной кислоты.
    • Перенос одного или нескольких электронов. Это реализуется в окислительно – восстановительных реакциях.
    • Образование или разрыв одной или нескольких .
    Категории ,

    Тема: Химическая связь. Электролитическая диссоциация

    Урок: Составление уравнений реакций ионного обмена

    Составим уравнение реакции между гидроксидом железа (III) и азотной кислотой.

    Fe(OH) 3 + 3HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + 3H 2 O

    (Гидроксид железа (III) является нерастворимым снованием, поэтому не подвергается . Вода - малодиссоциируемое вещество, на ионы в растворе практически недиссоциировано.)

    Fe(OH) 3 + 3H + + 3NO 3 - = Fe 3+ + 3NO 3 - + 3H 2 O

    Зачеркнем одинаковое количество нитрат-анионов слева и справа, запишем сокращенное ионное уравнение:

    Fe(OH) 3 + 3H + = Fe 3+ + 3H 2 O

    Данная реакция протекает до конца, т.к. образуется малодиссоциируемое вещество - вода.

    Составим уравнение реакции между карбонатом натрия и нитратом магния.

    Na 2 CO 3 + Mg(NO 3) 2 = 2NaNO 3 + MgCO 3 ↓

    Запишем данное уравнение в ионной форме:

    (Карбонат магния является нерастворимым в воде веществом, следовательно, на ионы не распадается.)

    2Na + + CO 3 2- + Mg 2+ + 2NO 3 - = 2Na + + 2NO 3 - + MgCO 3 ↓

    Зачеркнем одинаковое количество нитрат-анионов и катионов натрия слева и справа, запишем сокращенное ионное уравнение:

    CO 3 2- + Mg 2+ = MgCO 3 ↓

    Данная реакция протекает до конца, т.к. образуется осадок - карбонат магния.

    Составим уравнение реакции между карбонатом натрия и азотной кислотой.

    Na 2 CO 3 + 2HNO 3 = 2NaNO 3 + CO 2 + H 2 O

    (Углекислый газ и вода - продукты разложения образующейся слабой угольной кислоты.)

    2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2NO 3 - = 2Na + + 2NO 3 - + CO 2 + H 2 O

    CO 3 2- + 2H + = CO 2 + H 2 O

    Данная реакция протекает до конца, т.к. в результате нее выделяется газ и образуется вода.

    Составим два молекулярных уравнения реакций, которым соответствует следующее сокращенное ионное уравнение: Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 .

    Сокращенное ионное уравнение показывает сущность реакции ионного обмена. В данном случае можно сказать, что для получения карбоната кальция необходимо, чтобы в состав первого вещества входили катионы кальция, а в состав второго - карбонат-анионы. Составим молекулярные уравнения реакций, удовлетворяющих этому условию:

    CaCl 2 + K 2 CO 3 = CaCO 3 ↓ + 2KCl

    Ca(NO 3) 2 + Na 2 CO 3 = CaCO 3 ↓ + 2NaNO 3

    1. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. - М.: АСТ: Астрель, 2007. (§17)

    2. Оржековский П.А. Химия: 9-ый класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. - М.: Астрель, 2013. (§9)

    3. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.

    4. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.

    5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.

    Дополнительные веб-ресурсы

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме): ().

    2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь»: ().

    Домашнее задание

    1. Отметьте в таблице знаком «плюс» пары веществ, между которыми возможны реакции ионного обмена, идущие до конца. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

    Реагирующие вещества

    K 2 CO 3

    AgNO 3

    FeCl 3

    HNO 3

    CuCl 2

    2. с. 67 №№ 10,13из учебника П.А. Оржековского «Химия: 9-ый класс» / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. - М.: Астрель, 2013.