Международный договор как источник уголовного права. Международное уголовное право

Конституция РФ устанавливает право граждан на общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Так же деятельность общественных объединений регулируется другими законами и правовыми актами.

Действие ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, которые создаются по инициативе граждан. Исключение составляют религиозные организации, некоммерческие организации и ассоциации, а также созданные на территории РФ филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Замечание 1

Общественным объединением является некоммерческое, самоуправляемое формирование, которое создается по инициативе граждан, объединившихся на основании общих интересов для реализации своих целей. Эти цели указываются в уставе общественного объединения, способствуя реализации прав и законных интересов граждан. Добровольность является главным условием создания и деятельности общественного объединения.

Общественные объединения, являясь субъектами административного права, обладают следующими признаками:

  • признак добровольности объединения;
  • устав или положение, регулирующие правовое положение данной организации;
  • организационная имущественная обособленность;
  • наличие органов самоуправления;
  • материальное участие членов организации в создании материальной базы;
  • стабильный состав с возможностью обновления.

Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.

Как уже говорилось выше, добровольность формирования является важнейшим признаком общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Общественные объединения, которые создаются гражданами, могут либо регистрироваться в установленном порядке с приобретение прав юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации, не приобретая права юридического лица.

В состав членов общественного объединения могут входить физические и юридические лица - общественные объединения, которые заинтересованы в совместном решении задач этого объединения.

Для учета количества членов общественного объединения и обеспечения их равноправности оформляются индивидуальные заявления каждого члена объединения.

Формы и виды общественных объединений

Общественные объединения создаются в одной из следующих организационно-правовых форм (рис. 1):

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Замечание 2

Стоит сказать, что на членстве основаны только общественная организация и политическая, все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение. Общественная организация создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Если иное не установлено законом, членами общественной организации являются физические и юридические лица.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, которое не имеет членства, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих объединений, не имеющий членства. Его цель состоит в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые не запрещены законом, и использовании этого имущества для достижения общественно полезных целей.

Общественное учреждение является общественной организацией, которая не имеет членства. Цель общественного учреждения - оказание конкретного вида услуг, которые бы отвечали интересам участников и соответствующим целям этого объединения.

Орган общественной самодеятельности является общественным объединением, не имеющим членства и создаваемый с целью совместного решения различных социальных проблем, с которыми сталкиваются граждане по месту жительства, работы или учебы. Также работа органа общественной самодеятельности направлена на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическая партия – общественное объединение, которое создается с целью участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли, участия в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Рисунок 1. Организационно-правовые формы общественных объединений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основными видами общественных объединений являются:

  • общественные объединения по сферам коммерческой деятельности;
  • профсоюзы;
  • творческие, научные, культурные общественные объединения;
  • физкультурно-спортивные общественные объединения;
  • объединения социальной защиты;
  • международные организации.

С учетом территорий, на которых действуют общественные объединения, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Деятельность общероссийского общественного объединения осуществляется на территориях более половины субъектов РФ, располагая там свои структурные подразделения – представительства, отделения и филиалы.

Межрегиональное общественное объединение действует на территории менее половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения. Деятельность регионального структурного подразделения происходит в пределах территории одного конкретного субъекта Федерации. Местное общественное объединение действует в пределах территории органа местного самоуправления.

Административно-правовой статус общественных объединений

Административная правосубъектность общественных объединений состоит из комплекса принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями.

Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются.

Различные общественные объединения в своем административно-правовом положении имеют определенные отличия, но все же их статусам присущи многие общие черты. Это объясняется тем, что все общественные объединения:

  • образуются физическими и юридическими лицами в соответствии с принципом добровольности;
  • не имеют государственно-властных полномочий;
  • не являются субъектами правотворчества;
  • действуют от своего имени;
  • не являются коммерческими организациями, т.е. целью их деятельности не является получение прибыли.

Замечание 3

Важным моментом, который определяет статус общественных объединений, является тот факт, что государство не осуществляет руководство их деятельностью. Органы государственной власти и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность общественных объединений, а сами объединения не должны вмешиваться в деятельность государственных органов. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом.

В то же время, государством установлены требования к содержанию уставов общественных объединений. По желанию объединений государство может проводить их регистрацию, наделяя их правами юридического лица, обеспечивая соблюдение их прав и интересов, оказывая поддержку их деятельности и предоставляя налоговые и другие виды льгот.

В обязанности общественных объединений входит соблюдение законодательства РФ, норм и принципов международного права, ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества, информирование органа, которые регистрировал объединение, о продолжении своей деятельности, допуск представителей этого органа на проводимые объединением мероприятия, оказание им содействия при ознакомлении с деятельностью данного объединения и др.

Общественные объединения имеют право на:

  • свободное распространение информации о своей деятельности;
  • участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;
  • проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;
  • издательскую деятельность и учреждение средств массовой информации;
  • представление и защиту своих прав и законных интересов в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • осуществление полномочий в соответствии с законодательством об общественных объединениях;
  • внесение предложений в органы государственной власти по различным вопросам;
  • участие в избирательных кампаниях.

Общественным объединениям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если это способствует достижению поставленных целей и соответствует уставу объединения.

А.А. ИВАКИН, соискатель Московского университета МВД России, старший инспектор ХОЗУ ГУВД г. Москвы В современных условиях необходимы новые административные методы воздействия на общественные отношения со стороны исполнительной власти, а также формы взаимоотношений с институтами гражданского общества. Общественные объединения являются составной частью гражданского общества, где индивиды могут осуществлять свои интересы (выбор) под защитой права. Гражданское общество - это не все общество и не весь народ, а лишь лучшая его часть, прежде всего интеллигенция, средний класс как наиболее развитая и прогрессивная часть социума. В России насчитывается около 500 тыс. общественных (неправительственных) объединений, в США - 2 млн.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


А.А. ИВАКИН,

соискатель Московского университета МВД России, старший инспектор ХОЗУ ГУВД г. Москвы

В современных условиях необходимы новые административные методы воздействия на общественные отношения со стороны исполнительной власти, а также формы взаимоотношений с институтами гражданского общества. Общественные объединения являются составной частью гражданского общества, где индивиды могут осуществлять свои интересы (выбор) под защитой права. Гражданское общество - это не все общество и не весь народ, а лишь лучшая его часть, прежде всего интеллигенция, средний класс как наиболее развитая и прогрессивная часть социума. В России насчитывается около 500 тыс. общественных (неправительственных) объединений, в США - 2 млн.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; далее - Закон об общественных объединениях).

Общественные объединения являются одним из наиболее активных участников социально-экономических преобразований. Проводимые политические и правовые реформы в нашей стране должны опираться на современную теоретическую концепцию их административно-правового положения, раскрывающую их подлинную роль как эффективного элемента в механизме доступа граждан к институтам государственной власти, устраняющую противоречия при взаимодействии исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества.

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации определяются ГК РФ, Законом об общественных объединениях и другими федеральными законами об отдельных видах общественных объединений - от 07.06.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Успешное функционирование общественных объединений возможно лишь на основе совершенствования их административно-правового положения. Правовые связи общественных объединений, прежде всего конституционно-правовые и гражданско-правовые, весьма многочисленны и разнообразны. Значительную группу представляют правоотношения в сфере действия норм административного права, которые определяют цели создания общественных объединений, порядок их создания, включая в себя государственную регистрацию, права, обязанности и гарантии, порядок приостановления деятельности, вопросы административной ответственности, а также процедуру их ликвидации и др.

Административно-правовое положение общественных объединений включает в свою структуру систему прав, обязанностей, гарантий нормальной реализации и защиты этих прав и обязанностей, юридическую ответственность, во многом отличающуюся от иных видов социальной ответственности. Административно-правовое положение общественных объединений - это составная часть их общего правового положения. Помимо этого, административно-правовой статус общественных объединений характеризуется видовым своеобразием, наличием присущих только ему юридических прав, обязанностей, гарантий и форм юридической ответственности.

В административно-правовом институте прав, обязанностей и гарантий общественных объединений можно выделить следующие юридические феномены:

· субъективные конституционные права, обязанности, гражданско-правовые, административно-правовые и иные права и обязанности потенциального характера, вытекающие непосредственно из закона;

· субъективные права, обязанности, возникающие на основе определенных юридических фактов и реализуемые в рамках конкретизированных административно-правовых отношений.

Значительную группу представляют правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права, регулирующего самые разнообразные связи общественных объединений с органами государственного управления. И для того, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем регламентации административно-правового положения общественных объединений в России.

В юридической науке пока не достигнуто единого понимания понятий «правовой статус» и «правовое положение». Некоторые исследователи предлагают их различать, что не может быть признано удачным прежде всего потому, что слово «статус» как раз и означает состояние, положение кого-либо или чего-либо. В некоторых работах по общей теории права и административному праву авторы с определенными оговорками исходят из того, что понятие «административно-правовой статус» может быть аналогичным одному из установившихся в науке определений правового статуса: все то, что так или иначе закрепляет положение субъекта права. Правовой статус общественного объединения является обобщающим образом, научной абстракцией, которая проявляется в различных правовых институтах, одним из которых и выступает административно-правовой статус.

Административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи общественного объединения с органами государственной власти страны. Административно-правовой статус общественного объединения, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой - непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейший части.

Административно-правовой статус общественного объединения в России - это система предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, а также ответственность в сфере государственного управления.

Многие ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой) статус как сложное явление, объединяющее не только права, обязанности, ответственность, но и ряд других элементов: принципы, правоспособность, гарантии и т. д. Причем, предлагая различные подходы к количеству элементов, высказывают точки зрения, нередко во многом противоположные друг другу. Основу, исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности, гарантии и юридическая ответственность. Именно они определяют содержание административно-правового статуса. Гарантии играют важную роль в механизме реализации общественным объединением своих прав и выполнения возложенных на него обязанностей. К гарантиям административно-правового положения общественных объединений относятся политические, идеологические, социальные, экономические, организационные и правовые гарантии. Последние содержатся в законодательстве различных отраслей права - в Конституции РФ, ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ и др.

Административная правосубъектность общественного объединения возникает с момента принятия решения о его создании, об утверждении устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. Объединение осуществляет свою деятельность и приобретает права, за исключением прав юридического лица, принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом об общественных объединениях. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации зафиксирован в Законе об общественных объединениях и Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Законодательные положения детализированы в Правилах рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 25.03.2003 № 68.

Некоторые исследователи считают, что правоспособность олицетворяет признаваемую государством общую, абстрактную юридическую способность (возможность) субъекта быть участником отношений, регулируемых правом, т. е. способность быть носителем прав и обязанностей. Объем прав и обязанностей в зависимости от обстоятельств может варьироваться, однако не влияет на саму правоспособность. Административная правоспособность общественного объединения есть способность быть субъектом прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Объем и содержание административной правоспособности общественного объединения устанавливаются и изменяются компетентными органами государственной власти в нормах административного права, и осуществление правоспособности ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность служит основой административной дееспособности общественного объединения, является необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей общественного объединения в конкретных административно-правовых отношениях.

Административная дееспособность общественного объединения - это признанная за ним способность своими действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера и осуществлять их. Она включает в себя способность общественного объединения нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с правовыми актами.

Правовые возможности общественного объединения в сфере исполнительной власти многочисленны и разнообразны. Установленные административным законодательством права и обязанности этого субъекта закрепляют отношения и связи с органами исполнительной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность. Правоотношения могут складываться в связи с:

· реализацией принадлежащих общественному объединению законных прав;

· выполнением возложенных на общественное объединение обязанностей в сфере государственного управления;

· нарушением органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного объединения;

· нарушением общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления.

Классифицировать субъективные права и обязанности общественных объединений в сфере государственного управления можно на общие и специальные (в частности, в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности). Разделение субъективных прав и обязанностей дает целостное представление об административно-правовом статусе общественных объединений и способствует наиболее глубокому раскрытию корреспондирующих прав и обязанностей органов государственного управления и возникающих у них в связи с реализацией общественными объединениями своих прав и обязанностей в сфере государственного управления.

К группе общих прав и обязанностей общественных объединений относятся следующие права (ст. 27 Закона об общественных объединениях):

· свободно распространять информацию о своей деятельности;

· принимать участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;

· проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

· учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

· представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

· осуществлять полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

· выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

· участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе положения об участии его в выборах).

В своей деятельности общественное объединение обязано (ст. 29 Закона об общественных объединениях):

· соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

· ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с ним, информировать орган, регистрирующий объединения, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

· представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставленных в налоговые органы;

· допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям регистрирующего органа в ознакомлении с деятельностью объединения.

В случае нарушения общественным объединением Конституции РФ, законодательства и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган общественного объединения представление о нарушениях и устанавливает срок для их устранения. Если нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до 6 месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд. Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ответственность за нарушение законодательства общественных объединений, не обладающих правами юридического лица, несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.

При совершении общественными объединениями, в том числе не обладающими правами юридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ (ст. 210 УК РФ). Другие члены и участники объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Библиография

1 См.: Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. - М., 2005. С. 19.

2 См.: Зидентон Л. Демократия в Европе. - М., 2001. С. 152.

3 См.: Семин Н.Л. О регистрационном законодательстве США // США и Канада: экономика, политика, идеология. 2006. № 4. С. 90.

4 См.: Соболева Ю.В. Общественные объединения как субъекты административного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2000. С. 8.

5 См.: Общественные организации, право и личность / Под ред. Ц.А. Ямпольской. - М., 1981. С. 54.

6 См.: Витрук Н.В. Основы теории правового статуса личности в социалистическом обществе. - М., 1986; Конституционный статус общественных объединений. - М., 1983. С. 32; Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации. - М., 1994; Кудрявцева Г.А. Право собственности общественных объединений по федеральному законодательству России // Гос-во и право. 1998. № 4. С. 34-41.

7 См.: Витрук Н.В. Указ. раб. С. 61; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. С. 123; Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. - М., 1972; Козлова Е. Вступая в ряды... // Человек и закон. 1995. № 9-10. С. 85.

8 См.: Коренев А.П. Административное право России. - М., 1996. Ч. 1. С. 139; Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. - М., 1997; Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Гос-во и право. 1994. № 4. С. 98.

9 См.: Ямпольская Ц.А. Указ. раб.; Солдатов С.А. Указ. раб.; Козлова Е. Указ. ст. С. 85-90.

10 См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М, Кармолицкий А.А. Указ. раб. С. 65; Агапов А.Б. Федеральное административное право России. - М., 1995. С. 87.

11 См.: Общественные организации, право и личность / Под ред. Ц.А. Ямпольской. С. 191; Кокотов А.Н. О статусе общественных организаций // Правоведение. 1993. № 3. С. 19-25.

Поделитесь статьей с коллегами:

ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. № 82-ФЗ;

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 г. № 10-ФЗ;

ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ.

Статья 30 КРФ : «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем ».

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. ОО создаются в нескольких формах :

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности.

КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия, которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и не устранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то ОО может быть приостановлено или ликвидировано. Статус ОО - вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ОО, равно как и вмешательство ОО в деятельность ОГВ и ОМСУ не допускается.

Государство : обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений; оказывает поддержку их деятельности; законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ (целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение любых видов договоров).

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц (граждане РФ и иностранных государств и лица без гражданства, 18 лет). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.

С момента принятия на съезде (конференции) или общем собрании решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов ОО считается созданным .

Правоспособность ОО как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).

Решение о государственной регистрации ОО принимается федеральным органом ИВ, уполномоченным в области гос. регистрации ОО или его территориальным органом.

Для государственной регистрации ОО в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

· заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа ОО, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

· устав ОО в 3 экземплярах;

· выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании ОО, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

· сведения об учредителях;

· документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа ОО, по которому осуществляется связь с ОО;

· протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального ОО;

Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о гос. регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения уполномоченный регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ОО.

В государственной регистрации ОО может быть отказано если:

· устав ОО противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ

· представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов или в них содержится недостоверная информация;

Отказ может быть обжалован в суд.

Ликвидация ОО осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда

Надзор за соблюдением законов ОО – прокуратура РФ . Орган, принимающий решения о гос. регистрации ОО, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Надзор и контроль за выполнением ОО существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

В случае нарушения ОО Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган, либо Генеральный прокурор РФ вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность ОО приостанавливается на срок до шести месяцев . Решение о приостановлении, ликвидации, запрете деятельности ОО может быть обжаловано в суд.

Деятельность ОО может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

В случае приостановления деятельности ОО приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хоз. деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности ОО оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, ОО возобновляет свою деятельность.

Основания ликвидации ОО или запрета его деятельности:

· нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

· неоднократные или грубые нарушения ОО Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ или иных НПА либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором РФ

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

Религиозные объединения (РО) имеют сходную конструкцию административно-правового статуса.

РО – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание РО в органах государственной власти , других государственных органах, государственных учреждениях и органах МСУ, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается . Запрещаются создание и деятельность РО, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме:

1. религиозных групп – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юр. лица.

2. религиозных организаций (РО) – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).

Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет , выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

РО действует на основании устава , который должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

РО подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004) .

РО может быть отказано в государственной регистрации, если:

· ее цели и деятельность противоречат законодательству РФ;

· создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

· устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;

· в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

· учредитель (учредители) неправомочен.

Иностранная РО – организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства; ей может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории РФ; представительство иностранной РО не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения .

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

· по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

· по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных ФЗ и осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

· нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

· действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

· принуждение к разрушению семьи;

· посягательство на личность, права и свободы граждан;

· нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

РО действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Содействие государством религиозным организациям: материальная и иная помощь в реставрации памятников истории и культуры; объявление религиозных праздников нерабочими днями (по просьбе религиозной организации)

Надзор за исполнением законодательства РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.

Статья 13 Конституции РФ:

1. В РФ признается идеологическое многообразие .

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; признаются политическое многообразие, многопартийность .

4. Общественные объединения (ОО) равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность ОО, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»).

Добровольность объединения граждан - основополагающий принцип создания общественных объединений. Он обусловливает специфику методов воздействия руководящих органов на своих членов: основой их взаимоотношений служит метод убеждения. Принуждение же как метод имеет совершенно иные по сравнению с публичным принуждением формы выражения. Высшая возможная мера применимого в общественных объединениях принуждения - это исключение из их состава. Самоуправление проявляется в том, что все общественные объединения функционируют на основе внутреннего самоуправления. В основу их формирования положен принцип выборности руководящих органов и участия всех его членов в формировании целей деятельности общественного объединения и управлении его делами. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Общественные объединения в отличие от других организаций наделяются дополнительными правами в сфере административноправового регулирования. В частности, они имеют право иметь собственную символику (флаги, эмблемы, вымпелы и т. д.), участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных законодательством, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и другие публичные мероприятия, учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность, участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

В то же время общественные объединения в отличие от других организаций несут дополнительные обязанности. В частности, они обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности, допускать представителей регистрирующего органа на проводимые общественным объединением мероприятия, информировать регистрирующий орган об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования, исполнять обязанности, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Как некоммерческие формирования общественные объединения не могут иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а если последняя имеет место, то не подлежит распределению между членами данной организации. Общественные объединения создаются по инициативе граждан на основе общности их интересов для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, указанных в уставах соответствующих общественных объединений. В их состав входят учреждения, члены и участники.

Общественные объединения создаются по инициативе трех учредителей (физических лиц). Решения о создании общественного объединения, об утверждении устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде или общем собрании. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица (общественные объединения). Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами РФ могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских общественных объединений - граждане, достигшие 8 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут бьггь учредителями, членами и участниками общественных объединений.

В России создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм :

  • общественная организация:
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Общественной организацией является общественное объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные организации - наиболее развитая организационно-правовая форма добровольного сплоченного объединения граждан, поскольку для них характерны устойчивость состава и структуры связей между членами данной организации на основе соответствующим образом официально оформленного членства, систематическое организационное и, как правило, посильное материальное участие ее членов в создании и преумножении имущественной базы своей организации. Формы такого материального участия различны и разнообразны: членские взносы, безвозмездная лекционно-пропагандистская работа, подписка на издания этой организации и т.д.

По целям и характеру своей деятельности общественные организации могут быть политическими общественными объединениями, профсоюзными, профессиональными и творческими, по защите интересов больших социальных групп граждан.

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели.

В отличие от общественной организации массовое общественное движение формируется из участников, которые не являются плательщиками обязательных членских взносов. Если учредители общественной организации несут те же обязанности, что и остальные ее члены, то учредители общественных движений могут иметь особые обязанности, оговоренные в уставе. По многим другим параметрам эти объединения идентичны.

Общественный фонд является разновидностью некоммерческого фонда и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого в формировании имущества на основе добровольных взносов или иных законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать это имущество в собственных интересах. Примерами этого вида общественных объединений могут быть Фонд безопасного развития цивилизации, Всероссийский фонд прогресса, защиты прав человека и милосердия и многие другие.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, имеющее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В учреждении может создаваться коллегиальный орган, который определяет содержание деятельности общественного учреждения, имеет право совещательного голоса при учредителе, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Органами общественной самодеятельности являются не имеющие членства общественные объединения, цель которых - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органов общественной самодеятельности по месту их создания. Органы общественной самодеятельности формируются по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строят свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

К органам общественной самодеятельности относятся, например, уличные, домовые комитеты и другие организационно-правовые формы территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан, родительские комитеты в образовательных учреждениях, библиотечные советы, различного рода клубы по интересам и т.д.

Одной из разновидностей организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» 1 . Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  • а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  • б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены федеральным законом. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
  • в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории страны.

Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. В субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ. Законодательством о политических партиях выработаны некоторые запреты и ограничения в деятельности политических партий. Запрещаются создание и деятельность политических партий, осуществляющих экстремистскую деятельность, вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждении. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Не разрешается создание структурных подразделений политических партий в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления, судебных органах, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных органах и иных государственных и негосударственных организациях.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц.

В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах РФ в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Религиозные объединения действуют в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1 . Их статус основывается на конституционном принципе, согласно которому Российская Федерация - светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Так же как и общественные объединения, религиозные объединения создаются как со статусом юридического лица, так и без такового. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без госрегистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, госучреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Религиозные организации делятся по территориальному признаку на местные и централизованные. Создается местная религиозная организация при соблюдении следующих условий: 1) наличие учредителей - граждан РФ не менее десяти человек, объединенных в религиозную группу; 2) подтверждение существования религиозной группы на данной территории в течение 15 лет. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Государственная регистрация указанных организаций осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций. Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (Минюстом России или его территориальным органом). Процедура государственной регистрации религиозных организаций сопровождается проведением государственной религиоведческой экспертизы, которая организуется Министерством юстиции РФ.

Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется налоговой службой на основании принимаемого Минюстом России или его территориальным органом решения.

Ликвидация религиозных организаций осуществляется: 1) по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, - добровольная ликвидация, 2) по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений федерального законодательства либо в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям, - принудительная ликвидация. Кроме того, по решению суда религиозная организация может быть ликвидирована: за нарушение общественной безопасности и общественного порядка; за действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; за принуждение к разрушению семьи; за посягательство на личность, права и свободы граждан; за нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе связанного с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий при осуществлении религиозных обрядов и др. По указанным обстоятельствам заявителями вправе выступить органы прокуратуры, Минюст России и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением религиозной организацией устава. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1 под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе, защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, охраны окружающей среды и защиты животных, охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; содействия добровольческой деятельности, участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи и т.д.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Законом гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» 1 устанавливает еще один административно-правовой статус коллективного субъекта административного права. Под средством массовой информации в указанном Законе понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Не требуется регистрация: средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов; аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с ФЗ о государственной регистрации (с изм. от 12 марта 2014 г.) юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается и вообще возможен лишь при наличии конкретных, строго определенных оснований: если представленный устав общественного объединения противоречит действующему законодательству; если не представлен полный перечень надлежаще оформленных учредительских документов; если ранее на данной территории зарегистрировано общественное объединение с тем же названием; если в представленных учредительских документах содержится недостоверная информация; если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При этом государственные органы наделены необходимыми полномочиями для воспрепятствования деятельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объединений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего разрешения либо запрещенной законом.

По результатам контроля за деятельностью общественных объединений органы юстиции в установленных законом случаях вправе вынести руководящим органам общественных объединений письменное предупреждение, основанием для вынесения которого является нарушение действующего законодательства или совершение общественными объединениями действий, противоречащих их уставным целям.

Орган юстиции, регистрирующий общественное объединение, вправе подать заявление в суд о приостановлении его деятельности после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в судебном порядке.

Инициатором приостановления деятельности общественных объединений могут выступать и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 42 и 44 Закона РФ «Об общественных объединениях» Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ могут обращаться в суд с заявлением не только о приостановлении, но и о ликвидации общественного объединения и запрете на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.

Государственный контроль и надзор за соблюдением общественными объединениями существующих правил, норм и стандартов осуществляют также многочисленные и разнообразные органы экологического, пожарного, эпидемиологического и иного государственного надзора и контроля .

Ликвидируется общественное объединение по решению съезда или общего собрания либо по решению суда в случаях, предусмотренных законом. Основаниями ликвидации общественного объединения (запрета его деятельности) по решению суда являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции и законодательства РФ; систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на уставные цели или цели, определяемые решением съезда, общего собрания о ликвидации общественного объединения. Если общественное объединение было ликвидировано из-за осуществления им экстремистской деятельности, то оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество обращается в собственность Российской Федерации.

  • Дополнительно см.: Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и еготерриториальных органах» // СЗ РФ. № 22. Ст. 3154.
  • См.: Конин Н.М. Российское административное право. Саратов, 2001. С. 123-127.