Мероприятия в библиотеке ко дню прав человека. Сценарий внеклассного мероприятия ко дню прав человека

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В этот день была принята Международная Конвенция « О правах ребенка» Подготовила: Кожевникова Е.В.

Право – это нормы и правила, регулирующие отношения людей, в обществе, установленные и охраняемые государством. Обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству. Права человека записаны во « Всеобщей декларации прав человека» , а права детей в « Конвенции о правах детей »

Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

1 . Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры. 2. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать! 3. Каждый человек имеет право на хорошие условия работы! Рабочий день не должен быть слишком длинным, а отпуск должен оплачиваться! За одинаковую работу люди должны получать равную плату! Каждый имеет право работать и выбирать работу по своим возможностям и желанию! 4. Никто не имеет права посадить человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд. 5. Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи! 6. У каждого человека есть право иметь собственное мнение и говорить то, что он думает!

Каждый человек имеет право исповедовать свою религию! 8. Каждый человек имеет право искать защиту в суде! Законы должны быть одинаковыми для всех и защищать каждого! 9. Каждый человек может жить там, где ему хочется. Никто не имеет права выгнать человека из страны в которой он живет. Каждый человек имеет право уезжать из своей страны и возвращаться обратно! Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство 10. Каждый человек имеет право считаться невиновным пока его вина не будет доказана в суде. 11.Неважно, какой у тебя цвет кожи, какой ты национальности и на каком языке говоришь, неважно, какие у тебя политические взгляды, религия, и из какой ты семьи, неважно, богат ты или беден, мужчина или женщина, и в какой стране ты живешь- все права и свободы, указанные в Декларации принадлежат каждому человеку! 12.Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей! 1 1

Правила взаимообщения: Нужно знать свои права. Нужно уважать права других людей. Нельзя забывать об обязанностях.

Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд) Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование) Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда) По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд) При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)

Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения) Дело мастера боится. (статья 23: право на труд) Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд) Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг) Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами) Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Какие есть права у детей?

Какие же права есть у всех детей мира? Право на жизнь Право на имя при рождении Право на медицинскую помощь Право на образование Право на отдых и досуг Право иметь имущество Право свободно выражать свои взгляды Право на свободное перемещение Право на заботу и воспитание родителями Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновен ность жилища, тайну переписки.

1 команда Необходимо угадать о каком сказочном персонаже идет речь. 1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации - ущемлению и лишению своих прав, на ее жизнь было совершенно покушение со стороны Волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. 2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру Аленушку, на его жизнь покушалась Баба-Яга, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. 3. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. 4. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники Лиса и Кот не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом (золотыми монетами и золотым ключиком), а вот правом на образование он сам не воспользовался.

2 команда Необходимо угадать о каком сказочном персонаже идет речь. 1. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. 2. Эта героиня русских сказок очень хитра и рыжая плутовка. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. 3. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. 4. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы потому что у него избушка лубяная а у нее ледяная, так же претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

Предварительный просмотр:

Цель:

  • Уточнить знания учащихся о гражданских правах и обязанностях.
  • Познакомить учащихся с различными видами ответственности.
  • Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  • Воспитывать чувства ответственности за свои поступки и действия.

Здравствуйте, тема нашего занятия «Право- это не только права…». Видите многоточие? В конце нашего занятия, по- моему мнению, каждый сможет закончить эту фразу.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появились Декларация прав человека – заявление о правах и свободах человека во всем мире, Конституция, Уголовный Кодекс, но это для взрослых. А в каких документах говорится о правах и обязанностях детей? (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Устав школы)

Как вы считаете, что такое право? (Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)

Итак, у детей есть свои права, которые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. Наше государство, реализуя этот важнейший международный документ о правах детей, создает условия для вашего развития и образования. Но прав без обязанностей в обществе не бывает.По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, приобретаете новые права, у вас появляются обязанности и ответственность.

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок? (На гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства).

Лишь появится ребенок
И начнет дышать едва
У него уже с пеленок
Веские права
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный,добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться,отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим-
Он на свете не один!

Ты,малыш,смелей расти,
Желаем светлого пути,
Защитит тебя закон,
«Конвенцией»зовется он,
Каждый им ребенок-
Надежно защищен!

У маленького человека с самого рождения появляются не только права, но обязанности и ответственность.

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Какие права имеет ребенок, поступивший в школу? (Бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, совершение мелких бытовых сделок).

Обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

Ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

С 10 лет добавляются
права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

Ответственность:
с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно- опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются
права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам.


ответственность:
исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;

  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного вреда;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

С 16 лет добавляется

ответственность:
за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется
обязанность:
встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет? (Участие в управлении страной, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.)

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Итак, вы поняли, что права- это и обязанности.

Какие обязанности вытекают из следующих прав? Право на образование (каждый обязан учиться). Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права). На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других). На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей). На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения). Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других). Право на ошибку (учиться избегать ошибок). Жить без насилия (не применять насилия к другим).

В каждой школе есть свой Устав, который надо неукоснительно выполнять. В Уставе отражены права и обязанности воспитанников. Давайте их обсудим.

4.10. Воспитанники имеют право на:

Бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану;

Защиту своих прав и интересов;

Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

Удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

Защиту от всех форм насилия, оскорбления личности;

Условия для обучения, воспитания; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

Развитие своих творческих способностей и интересов;

Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

Пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Учреждения;

Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

4.11. Воспитанники обязаны:

Выполнять устав и правила внутреннего распорядка Учреждения;

Бережно относиться к имуществу Учреждения;

Уважать честь и достоинство других воспитанников и работников;

Добросовестно учиться, овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки задания, предусмотренные учебными планами и программами обучения; соблюдать внутренний распорядок Учреждения;

Поддерживать в чистоте и порядке территорию и помещения Учреждения; иметь постоянно опрятный внешний вид.

Рассмотрим ситуации:

«Кто прав?»

Дети смотрят фильм. Заходит Игорь, у него в руках плейер и громко звучит музыка.

Сколько раз я тебя просила не включать громко музыку, к тому же все смотрят фильм.

Но, Алла Владимировна, Вы же говорили, что каждый имеет право на досуг и занятия по интересам.

Вывод: Игорь ущемляет права и свободы других детей, живущих в группе.

«Прав ли ученик?»

Ученик. Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне история, ведь я буду сварщиком? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.

Учитель. Как ты можешь со мной так разговаривать?

Ученик. Могу. У меня есть право на высказывание своего мнения.

Вывод: надо уважать взрослых, ученик обязан добросовестно учиться.

«В школе»

На перемене подрались два ученика. Один очень сильно ударил и разбил голову другому.

Вывод: ученик нарушил право на неприкосновенность другого ученика, нарушил Устав школы.

1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.

2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

5. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.

6. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

7. Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Давайте вернёмся к названию нашего занятия. Закончите фразу.

О чём мы говорили на данном занятии? Что нового вы узнали?

Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием невыполнения обязанностей - наказанием, и сами получите право требовать привлечения правонарушителей к ответственности.


Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе

Задачи:

    Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

    Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

    Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

    Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

    Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

    Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

4 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.

4 ученик.

У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

5 слайд. «Зверства фашистов»

Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

6 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Александра – защитница
Алина – благородная
Алла – лань
Анастасия – воскрешённая
Андрей – мужественный
Дарья – сильная

Екатерина – чистая
Максим – величайший
Мария – желанная
Никита – победитель

Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория – победа
Виктор – победитель
Даниил – бог – мой судья
Дамиан – покоритель

Ольга – святая
Руслан – лев
Сергей – высокий
Софья – мудрая
Степан – венец

8 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

9 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

    В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.

    На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

    Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

    Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).

Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).

10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).

На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".

Ребята должны ответить на вопросы:

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)

В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)

13-15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»).

Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?

16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».

    Какие желания были у Жени?

    У неё было право выбора?

    На что она потратила последний лепесток?

    Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.

Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.

Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.

    Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

    В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

    Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

    В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

    Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

    В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

    Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

    В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

    Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

    Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

    Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

    Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

    Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

19 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

    Я имею право быть чёрным и белым.

    Я имею право быть ловким и смелым.

    Ты имеешь право иметь своё имя.

    Ты имеешь право быть просто любимым.

    Мы имеем право на всём белом свете.

    Мы имеем право! Мы – дети!

ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.

Используемые материалы:

    Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми. – М. ТЦ Сфера, 2009.

    Материалы сайта "Детский правовой сайт".

    Стихотворения Резник Ф.Э.

Цели : формирование представления об основных правовых документах:"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру;

Задачи:

    познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;

    на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;

    показать единство прав и обязанностей;

    расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;

    воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; плакаты для оформления зала;карточки с определениями, ноутбук, (презентации статей, правовой и сказочной викторины); аудиозапись и костюмы для театрализованного представления.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Постановка цели занятия.

Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме "Ваши права ".

Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

2. Вступительная беседа.

Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

За точным определением обратимся к словарю Ожегова.

ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (карточка). - Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, воспитатели и многие др.

Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.

Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

- В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).

- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

(карточка) - Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием"Конвенция о правах ребенка". (Показ документа).

- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

3. Театрализованное представление.

(Звучит торжественная музыка, в записи дикторский текст)

- "Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление! Отныне и навеки все права и свободы детей будут находиться в руках Мадам Конвенции".

(Звучит торжественная музыка. На сцене появляется Мадам Конвенция).

Мадам Конвенция. Я, Конвенция прав ребенка, обещаю помогать детям всегда, везде и всюду! Мои юные друзья, с помощью сказочных героев я хочу познакомить вас с моими помощницами - Статьями. Встречайте наших любимых героев.

Буратино (выбегает под музыку) (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!

(Под музыку появляются Кот и Лиса с оружием в руках).

Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!

Буратино. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима новая куртка!

Мадам Конвенция. Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья 16.

(под музыку входит Статья)

Статья 16. Первое! "Каждый человек имеет право владеть имуществом"!

Второе! "Никто не может лишить его имущества"!

Мадам Конвенция. Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру - поздорову!

(Кот и Лиса неохотно уходят).

Статья. А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть!

(Статья и Буратино уходят под музыку).

(Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются Баба Яга и Ивашка).

Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка . Зачем это?

Баба Яга . Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Мадам Конвенция. Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью 37 встретим и послушаем!

(Выходит под музыку Статья).

Статья 37. "Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению"!

Мадам Конвенция. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

(Уходит).

Ивашка . Вот спасибо, люди добрые! Думал все, мне конец, съест Баба Яга!

Статья. Пойдем-ка, дружок, будем с тобой изучать Конвенцию прав ребенка!

Ивашка . С удовольствием! (Уходят под музыку).

(Под музыку из сказки выбегает Красная Шапочка, навстречу ей - волк).

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Куда ты идешь?

Красная Шапочка . К бабушке.

Волк . А где живет твоя бабушка?

Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!

Волк. Понятно! Ну, все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! (Поглаживает свой живот, злорадно смеется и убегает).

Мадам Конвенция. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит твои права и права бабушки.

Красная Шапочка . А что же делать?

Мадам Конвенция. Для начала послушай Статью 6!

(Выходит Статья 6).

Статья 6. Каждый ребенок имеет право на жизнь!

Красная Шапочка. Уважаемая Статья, помогите мне, пожалуйста!

Статья. Пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!

Мадам Конвенция. Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и моими помощницами статьями!(Выходят под музыку статьи).

Но это еще не все! Вы с нами еще обязательно встретитесь.

Все хором. Изучайте ваши права! (Уходят под музыку).

4. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

- Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети).

(на доску вывешиваются права)

В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. Я назову вам 10 самых важных, которые вы должны знать.

С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее. Внимание на экран.

(1 ).

(1 слайд) Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".

До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.

(2 слайд) Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.

Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?

Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...

(3 слайд) Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (4слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

Как он называется? (паспорт) (5 слайд.)

На следующих страницах изображена Красная площадь, герб России, фото, ФИО, дата и место рождения. (6 и 7 слайды)

Паспорт меняется в 20 лет и 45.

(8 слайд) Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

(9 слайд) Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".

Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища. С этой статьей вас уже познакомили сказочные герои.

(10 слайд) Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

(11 слайд) Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. (12 слайд).

- Вы обязаны уважать права других людей . (Карточку на доску).

(13 слайд) Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".

Что означает слово "эксплуатация"? (Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").

Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.

Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".

Скажите, вы будете правы?

Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.

(14 слайд) Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания"; б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".

Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.

Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).

Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.

Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых.

5. Физкультминутка (под музыку).

Ш. Актуализация новых знаний. Правовая викторина.

- А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав. Членами жюри мы попросим быть наших гостей.

Задание 1. Экспресс-опрос. ( ).

- Выбрать и назвать правильный ответ.

1. Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция.)

2. Какой международный документ закрепляет права детей? (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.)

3. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: 1949, 1989, 1990.

4. Что такое право? (Закон, совокупность правил, обязанность.)

5. Ребёнок - это человек, :

Который ходит в школу, который ходит в детский сад, которому не исполнилось 18 лет.

6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?

Дети-инвалиды, дети в возрасте с 15 до 18 лет, все дети имеют такое право.

7. Ребёнок имеет право: на жизнь, свободно выражать своё мнение, оба ответа верны.

8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? (с 18 лет, с 14 лет, с 20 лет.)

Задание 2. "Сказочная викторина". ( )

- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

(1 слайд) - Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").

Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд) - Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).)

(3 слайд) - Назовите сказку. Кто автор?

Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".

(4 слайд) - Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).

Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

(5 слайд) - Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).

Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

(Подведение итога викторины. Награждение знатоков права).

IV. Повторение ранее изученной темы.

- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

Напоминаю точное определение.

(Читаю с доски определение).

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса.

-(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".

Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).

Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

- Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

V. Заключительная часть. Обобщение.

- С какими важными документами вы сегодня познакомились?

Какой организацией они были приняты?

Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

- Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

А сейчас послушаем стихи.

В библиотеках Веневского района прошли мероприятия к Всемирному дню детей, провозглашенному Организацией Объединенных Наций.

Это день, посвященный деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Дата выбрана не случайно: 20 ноября 1989 года Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, обязывающих все страны обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство. Генеральная Ассамблея ООН предложила отмечать этот праздник в той форме и в тот день, которое каждое государство признает для себя целесообразным. В нашей стране эту дату отмечают как Всероссийский День правовой помощи детям.

Т.С. Наумова, библиотекарь ЦСЗИ

Детская библиотека: «Права ребенка – права человека» (6+)

В рамках Всемирного дня прав ребенка в Венёвской детской библиотеке–филиале состоялась презентация книжной выставки «Права ребенка – права человека». На выставке представлена литература о правах ребенка в Российской Федерации, о защите этих прав.

На страницах этих книг дети смогут познакомиться с теми или иными поступками и последствиями, узнают как вести себя в различных жизненных ситуациях и то, что можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.

Зав. ДБФ Емельянова Т. А.


Центральная библиотека: «Пусть всегда будет детство!» (12+)

В Межпоселенческой библиотеке действует тематическая выставка «Пусть всегда будет детство!», знакомящая читателей с документами, в которых прописаны права детей, как международными, так и российскими и региональными.

На сайте действует виртуальная выставка « « .

Т.С. Наумова



Бельковский СБФ: «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать» (6+)

Библиотекарь Бельковского СБФ провела с обучающимися МОУ «Бельковский ЦО» правовой час «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать». Библиотекарь рассказала ребятам о празднике, которому посвящена встреча, и о главном документе, защищающим их права – Международной конвенции о правах ребенка.

В стихотворной форме ребята познакомились с основными статьями Конвекции, а закрепили свои знания с помощью викторины «Права литературных героев». Все ребята узнавали сказки, но смотрели на них уже с правовой точки зрения и в каждом произведении старались выяснить, какие права героев нарушены.

Также им было рассказано, что у детей помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать.В итоге пришли к выводу, что законы необходимо знать, уважать и соблюдать. В завершение мероприятия ребята познакомились с книгами, в которых нарушены права детей и взяли их для прочтения.

Библиотекарь Шайкина Л.И.


Кукуйский СБФ: «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?» (6+)

В Кукуйском СБФ библиотекарь совместно с работниками Дома культуры провели викторину «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?», посвящённую Дню принятия Конвенции о правах ребёнка.

Ведущие сказали, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всём мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребёнка, потому что дети не могут ещё себя защитить самостоятельно. Каждое право несёт с собой обязанность. Ребята посмотрели презентацию «Права, свободы и обязанности сказочных и литературных героев», ответили на вопросы викторины «Своя игра», связанную с правами и обязанностями людей. Участники, показывая карточки с правами (учёба, отдых, жизнь, семья) доказали, что каждое право подкрепляется обязанностями. Мы выяснили, что все люди имеют равные права и обязанности.

Библиотекарь оформила книжную выставку «В стране Прав и Обязанностей», провела обзор художественной литературы и представила книги, в которой нарушены различные права героев.

Т.Е. Плаксина


Метростроевский СБФ: «Каждый ребёнок имеет право» (6+)

Библиотекарь Метростроевского СБФ совместно с педагогами Гурьевского ЦО имени С.К. Иванчикова провели для учащихся школы в помещении зала клуба правовой урок «Каждый ребёнок имеет право», приуроченный к Международному дню защиты прав ребёнка.

В начале детям библиотекарь Е.П. Маркелова познакомила детей с Конвенцией о правах ребёнка: что это за документ и как он защищает детей. Затем детям напомнили об основных правах и обязанностях школьников. Был показан мультипликационный фильм «Чудо-юдо», где на примерах сказочных героев ребятам было показано кто, где и когда нарушил общепринятые законы и что из этого вышло.

Е.П. Маркелова


Тулубьевский СБФ: «Дети — это наше будущее» (12+)

20 ноября в Тулубьевском СБФ состоялась беседа «Дети — это наше будущее», посвященная Всемирному дню ребенка. Библиотекарь Зыкова Т.А. рассказала детям о истории возникновения праздника, который начал отмечаться с 1956 года. Мировые организации, борющиеся за права человека, провозглашают, что первостепенной задачей родителей на планете является — обеспечение достойной, счастливой жизни детям. От воспитания подрастающих людей зависит будущее страны, мира.

Т.А. Зыкова


Детская библиотека: «Мы тоже имеем права» (6+)

21 ноября работники Веневской детской библиотеки–филиала провели для своих читателей правовой урок «Мы тоже имеем права».

В ходе урока ребята не только познакомились с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, но и постарались научиться применять их жизни. Свои знания читатели проверили, выполняя разбор ситуаций «Права и обязанности», «Правовой лабиринт». Учувствовали в играх «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав», «Составьте слово», «Песни о правах». Ребята оказались в различных правовых ситуациях и поняли, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда когда, не нарушаются права других людей.

В заключении Библиотекарь Кабанова Е.В. провела викторину «Твои права и сказочная страна». К Всемирному дню ребенка была оформлена книжная выставка «Права ребенка – права человека».

Библиотекарь Кабанова Е.В.


Студенецкий СБФ: «Мир детства — заветная страна» (6+)

22 ноября библиотекарь Студенецкого СБФ вместе с учителем Макридиной Е.В. провели в МОУ Студенецкая ОШ урок права «Мир детства — заветная страна», приуроченный к Всемирному дню прав ребенка.

Обучающихся познакомили с основными документами о правах ребенка, понятием «право», поговорили о правах и обязанностях ребенка; составили основные слова этого дня; провели конкурсы «Назови сказку», «Поэтический», «Загадочный», «Права ребенка»; поиграли в «Веселое ЭХО»; разобрали ситуации «Права и обязанности»; пришли к мнению, что нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Библиотекарь Сытникова Галина Владимировна

День правовой информации «Моя Отчизна очень велика, она зовется коротко - Россия»: ко Дню России (ЦГМБ)

08.06.2017 г. для ребят из Молодежного координационного центра г. Майкопа был проведен День правовой информации «Моя Отчизна очень велика, она зовется коротко - Россия»: к 12 июня - Дню России.

К мероприятию была оформлена книжная выставка «Моя Родина - Россия», на которой были представлены книги и периодические издания по истории и культуре России.

Гостям мероприятия были продемонстрированы документальные фильмы из истории праздника, интересные факты о нашей стране.

Ребята в качестве гидов совершили виртуальное путешествие по наиболее известным уголкам нашей малой Родины - Адыгеи.

На мероприятии прозвучали стихи и песни о России.

Участникам мероприятия были розданы буклеты «Берегите Россию, нет России другой».






День правовой информации «Флаг наш российский, овеянный славой, три цвета в себе сочетал на века» (ЦГМБ)

23 августа в Центральной городской модельной библиотеке прошел День правовой информации «Флаг наш российский, овеянный славой, три цвета в себе сочетал на века», приуроченный к 22 августа - Дню Государственного флага РФ.

Ежегодно в России 22 августа отмечается День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; установлен в 1994 году указом Президента Российской Федерации, он посвящён «государственному триколору».

В программу мероприятия вошли: историко-познавательный час «Великая страна - моя Отчизна!», просмотр документального фильма «Почему флаг России белого, синего, красного цвета?». Ребята узнали о том, что государственный флаг - официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства наряду с гербом и гимном. Они всегда рядом с нами, слиты воедино с нашей жизнью, бытом, общественной деятельностью. Это часть отечественной истории, отражение прошлого и настоящего страны. Это наши святыни, и все мы должны хорошо знать их историю и с уважением и почитанием относиться к ним. Потому что история символов государства должна быть известна каждому гражданину страны.

Об информационных ресурсах по государственной символике России участники мероприятия узнали из интернет-путеводителя, а свою эрудицию и знания по истории российского флага ребята смогли продемонстрировать в историко-познавательном турнире «Белый, синий, красный цвет - символ славы и побед».

В ходе мероприятия гости ознакомились с материалами выставки «Символы Отечества», где были представлены книги и периодические издания, буклеты, касающиеся происхождения и истории российской символики, среди которых монографии отечественных и зарубежных ученых: В. Г. Буркова, Г. Э. Введенского и других. Ребята получили в подарок буклеты «Триколор нам свят и дорог».






Урок мужества «Вместе против террора» (ЦГМБ)

5 сентября в Центральной городской модельной библиотеке прошел Урок мужества «Вместе против террора», посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

В мероприятии приняли участие студенты АПК им. Х. Б. Андрухаева. Гостям был показан видеосюжет о герое событий в Беслане 2004 года - Вячеславе Бочкареве, и о том, сколько ужаса и смерти принес тот теракт. Не смотря на то, что большинство заложников были освобождены, в результате теракта погибло 334 человека, 186 из которых, дети.

Еще один документальный фильм: «Что такое терроризм» поведал о том, как многочисленны и непредсказуемы теракты, во всем мире и в нашей стране, о том, что терроризм не имеет определенного пола, возраста, национальности и конфессии, а так же о том, как следует проявлять бдительность и действовать в случае общей тревоги или реального теракта.

Перед собравшимися выступил представитель Центра по противодействию терроризму и экстремизму МВД Республики Адыгея, который подчеркнул, как серьезен факт существования проблемы и опасен шаг обращения в ограны с ложным заявлением об угрозе. Так же гость встречи обратил внимание ребят на то, что никогда нельзя слушать ложные идеалогии, которые противоречат не только всем настоящим религиям, но и здравому смыслу, человеческой морали, необходимо иметь знания и мужество, чтобы не поддаваться на доводы вербовщиков.

К мероприятию была подготовлена книжная выставка-призыв «Выбирай жизнь», участникам были розданы буклеты «Терроризм - угроза обществу», «Общие правила безопасности: при угрозе теракта» (с сайта «Россия - антитеррор»), «Наказание неотвратимо: заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

В финальной части мероприятия был проведен флешмоб «Я выбираю жизнь!», в течение которого студенты прочитали стихотворение «Мы против террора!», прозвучала песня «Мир без войны».

Завершилась встреча пожеланием друг другу мира без агрессии, жестокости и террора.







Урок мужества «Мир против террора» (ЦГМБ)

4 сентября 2018 г. в Центральной городской модельной библиотеке прошел урок мужества «Мир против террора», посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В мероприятии участвовали школьники из МБОУ «СОШ №11» г. Майкопа. Оно началось с минуты молчания в память жертв терроризма.

Далее ребятам был показан документальный фильм: «Что такое терроризм», который поведал о том, как многочисленны и непредсказуемы теракты, во всем мире и в нашей стране, о том, что терроризм не имеет определенного пола, возраста, национальности и конфессии, а так же о том, как следует проявлять бдительность и действовать в случае общей тревоги или реального теракта.

После сюжета, перед школьниками выступил участковый уполномоченный Отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по г. Майкопу капитан полиции Н. Н. Тесля, который подчеркнул, как серьезен факт существования проблемы и опасен шаг обращения в органы с ложным заявлением об угрозе. Гость встречи обратил внимание ребят на то, что никогда нельзя слушать ложные идеологии, которые противоречат не только всем настоящим религиям, но и здравому смыслу, человеческой морали, необходимо иметь знания и мужество, чтобы не поддаваться на доводы вербовщиков. Он раздал присутствующим памятки с правилами поведения при теракте.


Публичный центр правовой информации Публичной научной библиотеки им. В. Г. Короленко пригласил студентов 1 курса НОУ СПО «Высший юридический колледж» на правовую игру «Обязан и имею права». Перед началом состязания учащиеся актуализировали свои знания в области прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних – именно этой теме было посвящено мероприятие. Само мероприятие было построено по принципу «Своей игры»: участники разделились на 2 команды и по очереди выбирали категорию и стоимость вопроса. Чем сложнее был вопрос, тем больше баллов получали игроки за ответ. Особенно много обсуждений вызвали вопросы категории «Секретный файл», в кторых разбирались правовые ситуации. Разрыв между командами составил всего 10 баллов. Таким образом участники доказали, что они хорошо разбираются в теме правового статуса детей.

Библиотека «Зеленый мир» пригласил своих читателей на день информации «Мы тоже имеем права» . Школьников познакомили с двумя основными международными документами: Декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка. В игровой форме дети смогли поближе познакомиться со статьями из Конвенция о правах ребенка. Весело и шумно дети обсуждали, какие права сказочных героев были нарушены в том или ином произведении.

Библиотекарь через книжный обзор познакомил присутствующих как вести себя в различных жизненных ситуациях. Рассказал, когда можно и нужно обращаться за помощью в государственные и законодательные органы.

В числе прочего школьники узнали, что существуют экологические права человека. Это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. На конкретных примерах-ситуациях увидели, как правильно экологическими правами можно воспользоваться.

В ноябре в библиотеке работала книжная выставка «Маленьким человечкам – большие права» . На ней были представлены книги из детского проекта Людмилы Улицкой: Ларисы Винник «Я не виноват» и Андрея Усачёва «Всеобщая декларация прав человека». С книгами Павла Астахова «Я и государство» и «Я и магазин», ребята совершили небольшое путешествие в мир взрослых людей. Были здесь и очень серьезные книги, например, методическое пособие «Конвенция о правах ребенка: об этом нужно знать каждому», практическое пособие для начинающих активистов «Как защитить свои экологические права».

В Набережном филиале в школе права восьмиклассники осваивали тему «Закон и правопорядок».

Организаторы рассказали слушателям об ответственности за поступки. Большое внимание уделялась уважительному отношению к закону.

Во второй части мероприятия школьников ждала интерактивная игра «Проверь себя!». Игра состояла состояла из 20 вопросов – ситуаций, касающихся административного и уголовного права.

Центральная детская библиотека проводила День права . Взрослые и дети познакомились с книгами и периодическими изданиями правовой тематики. Среди них книги, недавно поступившие в библиотеку. «Конституция для детей от 8 до 12 лет», «Я гражданин России» – увлекательные и познавательные пособия для детей о правовой жизни России, ее государственном устройстве, природных богатствах, культуре и образе жизни. Один из любимых детских авторов Г. Остер, написал книгу «Права детенышей», в которой перевел Конвенцию о правах ребенка на детский язык.

В этот день наши маленькие читатели посетили кукольный спектакль «Каждый маленький ребенок должен знать права с пеленок» , на котором узнали об основных правах детей: право на жизнь, образование, охрану здоровья и другие. Более подробно кукольные герои рассказали о праве на имя. Участники мероприятия узнали, какие имена были популярны в древности, откуда пошло значение имен и каждый смог прочитать о значении своего имени. В ходе кукольного спектакля дети играли в увлекательные игры: «Как тебя зовут?», «Перепутаница», «Мульт-имена» и др.

Фото 1. Обзор книг в Детском филиале – библиотеке «Зеленый мир»
Фото 2. Работа со словарем по праву (Детский филиал – библиотека «Зеленый мир»)
Фото 3. У выставки «Маленьким человечкам большие права» (Детский филиал – библиотека «Зеленый мир»)
Фото 4. Школа права в Набережном филиале
Фото 5. Библиотекарь Н. С. Краснова знакомит детей с книгами и журналами по праву (Центральная детская библиотека)
Фото 6. Игра «Как тебя зовут» (Центральная детская библиотека)
Фото 7. Кукольный спектакль «Каждый маленький ребенок должен знать права с пеленок» (Центральная детская библиотека)