Кто живет в поселке художников на соколе. Поселок сокол

Меня сложно удивить, но это чувство для меня очень важно. Когда я его долго не испытываю, то мир кажется скучным, а люди – посредственными. Но прошлой осенью я открыла для себя место, о котором знала, в относительной близости от которого живу, но никогда там не была, о чем жалею. Но, к счастью, я туда попала – лучше поздно, чем никогда. Это — поселок Художников в районе Сокола, занимающий квартал в районе пересечения улицы Алабяна и Волоколамского шоссе. Всего семь-десять минут неспешным шагом от Ленинградского проспекта – и оказываешься в другом мире.

Я, конечно, знала, что поселок находится в черте города, но чтобы настолько – даже не представляла. Когда стоишь в его центре, на своеобразной местной «площади» с большой деревянной-резной детской площадкой, белыми кружевными мостиками и памятником в честь погибших на войне в палисаднике, а совсем близко возвышаются многоэтажки — дух захватывает, без преувеличения! Как будто глоток свежего воздуха в центре пустыни. Удивительно, но каждая улица здесь засажена определенным видом деревьев: клены, ясени, липы — поселок утопает в растительности. Так, на улице Сурикова растут липы, на улице Брюллова - красные клёны, на улице Шишкина - ясени.

Все улицы (кроме Малого Песчаного переулка, проходящего по его границе) названы в честь русских художников — Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина, Венецианова (это самая короткая улица Москвы, кстати), здесь как будто витает сам дух интеллигентности, дух той старой Москвы, которую мы увы потеряли.

Здорово, что эта атмосфера сохранена не только местными жителями, чаще всего потомками творческих людей, которые первоначально заселяли это место, но и жителями, вновь прибывшими. И если в 90-х сюда нахрапом пробивались свежеиспеченные нувориши, стремящиеся установить свои порядки не только в плане «понятий», но и архитектуры, понастроив безобразные дома с гигантскими заборами, то сейчас люди, способные приобрести здесь недвижимость, чаще всего просто облагораживают старые домики, сохраняя их внешний вид. И понятно, что внутри, за счет пристроек и цокольных этажей, там есть сауны, бассейны, спортзалы и бильярдные, но на внешний облик поселка это никак не влияет.

И немного истории: Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок. Основан в 1923 году. С 1979 года посёлок находится под охраной государства, как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок Сокол перешёл на самоуправление.

В проектировании посёлка участвовали знаменитые архитекторы Н. В. Марковников, братья Веснины, И. И. Кондаков и А. В. Щусев. Архитекторами была реализована популярная в то время концепция города-сада. При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения, а дома посёлка строились по индивидуальным проектам. Несколько домов возводилось по образцу русских построек XVII-XVIII веков. Особую известность получили рубленные деревянные избы братьев Весниных, построенные в стиле вологодского деревянного зодчества. Симметрично расположенные деревянные дома на улице Поленова напоминают сибирские казачьи крепости. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

Посколько в числе жителей были архитекторы, художники, инженеры, учителя, врачи, большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.

В поселке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.

В 1935 году на посёлок упал самолёт «Максим Горький». Из официального сообщения ТАСС:

«18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома произошла катастрофа. Самолёт „Максим Горький“ совершал полёт под управлением лётчика ЦАГИ т. Журова. В этом полёте „Максим Горький“ сопровождал тренировочный самолет ЦАГИ под управлением лётчика Благина. Несмотря на категорическое запрещение делать фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, Благин нарушил этот приказ… При выходе из мёртвой петли, лётчик Благин своим самолётом ударил в крыло самолёта „Максим Горький“. „Максим Горький“ стал разрушаться в воздухе, перешёл в пике и отдельными частями упал на землю в посёлке „Сокол“. При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолета „Максим Горький“ и 36 человек пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. При столкновении погиб также лётчик Благин, пилотировавший тренировочный самолёт. Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение».

Текст: Ирина Шконда.
Фото: Ze Antonio Daniel, Dave Odgers, Андрей.

Это первый советский жилищно-строительный кооперативов, памятник деревянного зодчества, самоуправляемая община.

8 августа 1921 года В.И. Ленин подписывает декрет о кооперативном жилищном строительстве.
Суть его: те, кто имеет средства — рабочие, специалисты, творческая интеллигенция, —
могут строить жилье сами.
В Москве к этому времени велась разработка генерального плана ее развития. Возглавили эту работу архитекторы И. Жолтовский и А. Щусев. План так и назывался: "Новая Москва".

Кооперативное товарищество "Сокол" было создано в марте 1923 года. Почему такое название — Сокол?
Дело в том, что первоначально поселок планировали строить в Сокольниках, в московской Швейцарии, как тогда называли этот окраинный район столицы. Однако изыскательские работы показали, что почва здесь для малоэтажного деревянного строительства непригодна.


Жилой дом (арх. Н. В. Марковников)

Стали подбирать другой участок. Выбор пал на восточную окраину Москвы. А поскольку к этому времени уже была изготовлена какая-то документация, имелся штамп и эмблема товарищества (летящий сокол с домиком в лапах), название его не стали менять, а лишь подсократили. И получилось — Сокол. Впоследствии Соколом будет названа станция метрополитена, а затем — и административный район столицы.

В товарищество вошли люди, в общем-то, зажиточные, так как предусматривались значительные денежные взносы: 10,5 золотых червонца вступительных, 30 — при выделении участка и 20 — при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Деньги по тем временам немалые. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет — без изъятия жилья и уплотнения его. К сожалению, норма эта не была выдержана: позже последовали и изъятия, и уплотнения…
Кто же они, первые застройщики? Сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Часть паев предназначалась для рабочих в строящихся многоквартирных домах.

В проектировании поселка участвовали выдающиеся русские зодчие А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, Н.Дюрнбаум, Н. Колли, И. Кондаков, А. Семилетов, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов. Строился поселок десять лет.


Здание территориальной общины и музея.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.
Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.
Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.
Особое внимание — поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.
Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли — под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно — по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это — рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.
Типичный дом — односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.
Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.


«Вологодская изба» (арх. братья Веснины)

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит — спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

По мере заселения домов складывалась и социально-бытовая инфраструктура поселка: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Благо этому способствовали так сказать внутренние ресурсы. В числе застройщиков были архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи, зоотехники… Такой профессионально разнообразный состав товарищества позволял большую часть вопросов решать своими силами и, конечно же, на общественных началах. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.
Корчевали пни, засыпали рвы и колдобины, в складчину закупали дрова, заготавливали овощи. Этот начальный этап в жизни поселка поистине отмечен мощнейшей энергией созидания.

Большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.

В поселке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Художники в Соколе — тема особая. Поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья, коллеги по ВХУТЕМАСу П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Часто наезжали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Целая плеяда в будущем ведущих русских художников — Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие — получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

8 мая 1935 года на поселок рухнул самолет-гигант "Максим Горький". К счастью, никто из жителей не пострадал…

В 1937 году правительственным постановлением в стране сворачивается кооперативное жилищное строительство, а уже имеющиеся строения передаются в собственность государства в лице местных органов власти. Такая же участь постигла и поселок Сокол: весь его жилой и нежилой фонд стал собственностью Моссовета.
Коснулись поселка и репрессии. Многие проживавшие в нем выдающиеся ученые и профсоюзные деятели были арестованы. На памяти старожилов и времена, когда коттеджи перепланировали (потеснитесь, мол) и приспосабливали их под коммуналки, общежития.

В начале 50-х, поселок вообще оказался на грани сноса. По соседству развернулась ударно-показательная стройка, поглотившая территорию летного поля Центрального аэропорта до самой Песчаной улицы (теперь улица Алабяна).
Поселок, говорят, спас Сталин: во время посещения стройки он якобы высказался против сноса поселка. Возможно, это легенда. И, тем не менее, красивая, спасительная.
Но по-прежнему Сокол оставался лакомым кусочком. В октябре 1958 года появилось распоряжение исполкома Моссовета о предоставление части земли Сокола (естественно, со сносом ряда коттеджей) Управлению делами ЦК КПСС. Четыре года длилось противостояние соколян с городскими властями. И добились-таки своего. Распоряжение было отменено.

Однако успокаиваться, как оказалось, было преждевременно. В кабинетах уже зрел план сноса 54 коттеджей (из 119). Определен был даже дом для отселения жильцов. Желающих покинуть Сокол не нашлось. Напротив, соколяне все как один стали на защиту своего поселка. К их голосу — не допустить разрушения поселка как единого градостроительного и архитектурного комплекса — присоединились Министерство культуры, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, союзы архитекторов, художников, ряд других организаций. Целостность поселка снова удалось отстоять. Наверное, тогда и придумали ту самую легенду, мол, сам Сталин сказал: поселок не трогать!
Более того, удалось добиться решения Мосгорисполкома о придании поселку как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Это означало, что отныне на поселок не только никто не смет посягнуть, но он всячески будет охраняться государством, в данном случае городской и районной властью.

К сожалению, ожидаемых мер по сохранению поселка-памятника не последовало. Поселок же все более терял свой первозданный вид.
К этому времени (1988-1990 гг.) Моссовет, понимая, что многие местные вопросы ему не решить без участия самих жителей, стал пропагандировать идею формирования территориального общественного самоуправления. Соколянам эта идея пришлась по душе, ведь их домком, по сути, уже был органом самоуправления. Поэтому на общем собрании 14 июля 1989 года постановили: восстановить в поселке самоуправление. Каким оно было в 20-х годах. Утвердили Устав поселка (в соответствии с Положением об общественном самоуправлении, утвержденном решением Моссовета от 22 июня 1989 года), избрали его руководящие и контролирующие органы. Основную же задачу видели в том, чтобы, воссоздав прежний вид Сокола, сохранить его как памятник градостроительства. И снова — в райисполком, в Моссовет. И получили «вольную».

Это был дар свободы. Но и бремя ответственности: не только сохранить памятник-поселок (жилищный фонд, нежилые помещения, скверы и прочее, прочее), но и обеспечить нормальный быт жителей: отопление, водоснабжение и все другое сопутствующее. Не получая при этом ни копейки из районной и городской казны.

В 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников».

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова — клёны татарские, на улице Кипренского — клёны остролистные (разновидность schwedleri), а на улицах Шишкина и Врубеля — ясени. На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные. Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями.


«Сторожевая башня» (арх. братья Веснины)


Местная школа.

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы с Москомнаследием, некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes.

В феврале 2010 года после скандала со сносом нескольких домов в московском посёлке «Речник» префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь обратился в прокуратуру для проверки законности строительства 30 новых домов посёлка «Сокол». Вскоре в посёлке состоялся митинг, на котором собравшиеся требовали сохранить исторические постройки. Ситуация вокруг посёлка «Сокол» широко освещалась в прессе, но тем не менее никакого развития она не получила, и новоделы сносить не стали.


Дом «Инь-Ян» (архитектор Владислав Платонов)


Дом-мастерская Александра Герасимова.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.

Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.

Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.

Особое внимание — поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.

Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли — под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно — по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это — рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

Типичный дом — односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.

Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит — спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

Великолепно подходит для велопрогулки. Не спрашивайте почему — просто поверьте. И попробуйте. Начинать велопрогулку можно из самых разных мест — все зависит от того, где вы живете. Но я начал маршрут от железнодорожной платформы «Покровское-Стрешнево» (рижское направление — прим.ред. ). Во-первых, очень красивое название, во-вторых — увлекательный путь до самого поселка. Маршрут мною не окончен: с Сокола он идет на Октябрьское поле, полюбоваться ансамблем домов послевоенной застройки. А дальше — множество вариантов. Благо, интересных мест в районе предостаточно.

Это заброшенное вокзальное здание станции «Покровское-Стрешнево» в двух шагах от одноименной платформы. Модерн, 1908 год постройки. Что там будет внутри? И будет ли что-нибудь? В настоящее время на здании висит объявление о продаже.

Остатки керамики на боковом фасаде здания. Какого размера было керамическое панно лет сто назад? Что там было изображено?

Трамвайные пути — своеобразная визитная карточка районов в окрестностях «Щукинской», «Сокола», «Войковской» и «Тимирязевской». Трамваев здесь осталось больше, чем в остальной Москве. Живописно и немного загадочно смотрятся трамвайные пути посреди парка. Трамвай мчится между деревьями, сверкая фарами и отчаянно звеня…

Когда Тушино было отдельным городком (до 1960 года) единственной связью с Большой Землей, т.е. с Соколом, являлся как раз трамвай № 6. Несколько лет назад, в связи со строительством «развязки» на Ленинградке этот маршрут изменили и «шестерка» ходила до Войковской. Но теперь она снова довезет пассажиров до Сокола.

За этим домом — улица Панфилова. Поселок «Сокол»- зеленый оазис на северо-западе многомиллионного города, занимающий квартал в треугольнике, образованном Волоколамским шоссе, улицами Алабяна и Панфилова. Архитектор Каро Семенович Алабян и военачальник Иван Васильевич Панфилов жмут друг други руки, улыбаясь художникам, притаившимся в переулках.

Длинный забор с забавными изречениями в конце улицы Панфилова. Здесь же, в одном из домов — потрясающе вкусная и недорогая узбекская столовка под боком у Строгановского художественного университета. Столовка работает с 9 до 22.

Это торец дома №4 по улице Панфилова. Четыре огромных дома на углу улиц Панфилова и Алабяна образуют единый архитектурный ансамбль, известный также как «Новые дома на улице Левитана». Дома построены в начале 1950-х гг.

Улица Врубеля — северная граница Поселка Художников. Если художникам не очень хочется готовить дома — можно пойти в кафе, благо — недалеко.

В первоначальном проекте улицы поселка назывались иначе, чем сейчас: Большая, Центральная, Школьная, Вокзальная, Телефонная, Столовая и т. п. В 1928 году улицы были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» и стал известен как «Поселок художников». Автор новой топонимики «Сокола» — известный художник-график Павел Яковлевич Павлинов. Улицы в северо-западной части первоначальной территории, изъятой у поселка в 1930-е годы, предполагалось назвать в честь русских композиторов. Если бы не изъяли — был бы в Москве поселок «художников и композиторов». В названиях улиц «Сокола» прослеживается связь с дореволюционной традицией: уже в 1910 году под Москвой появился дачный поселок «Клязьма», где улицы носили имена русских писателей, поэтов и художников.

Первоначально планировалось застроить поселок «Сокол» тремя типами коттеджей: бревенчатыми, каркасно-засыпными и кирпичными. Позднее каждый из типов домов многократно варьировался. Согласно замыслам архитекторов, использовались различные конструкции и материалы. Поскольку «Сокол» являлся первенцем советской жилищно-строительной кооперации, он стал своего рода базой для испытания архитектурных решений. Многие постройки поселка являлись экспериментальными. По проекту Н.Я. Колли, например, был построен дом из армянского туфа, чтобы проверить свойства этого материала перед использованием его в облицовке здания Центросоюза на Мясницкой улице.

А что здесь сейчас? Да все то же. За годы деревья выросли выше домов и скрывают их своей кроной. Кто-то продал свой участок и «растворился» в многомиллионном городе. Другие, напротив, не спешат расставаться с родной, драгоценной землей.

Центральная площадь поселка (та самая, на которой улица Поленова ломается под углом 45°) зовется местными жителями Звездой (или Звездочкой) – за то, что от нее разбегаются улицы в пяти направлениях. В начале 1990-х гг. на ней появились детская площадка и обелиск в память погибших в Великой Отечественной войне. Детская площадка – сама по себе едва ли не памятник деревянного зодчества – всегда полна детей. Взрослые сидят рядышком, в резной беседке, и вдумчиво читают.

Улицы Поленова и Сурикова разбегаются от площади Звезды вдоль симпатичных деревянных заборов.

Теперь о самих коттеджах. Это - рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков. На фото выше — классический английский коттедж. Хотя точно такие же дома я видел в Херранге, в Швеции.

На фото ниже — симметрично расположенные деревянные дома на улице Поленова напоминают знающим людям северные сторожевые башни. Архитекторы — братья Веснины.

Территориальная община, созданная в 1989 году, является органом самоуправления поселка «Сокол». Финансирование деятельности осуществляется за счет аренды нежилых помещений, отчислений от квартплаты жителей поселка и спонсорских взносов. Адрес территориальной общины: улица Шишкина, дом 1/8 (на фото ниже). Музей поселка «Сокол» был открыт в 1998 году в этом же здании. В музее собрано множество старых фотографий, рассказы о жителях поселка, а также обломок самолета АНТ-20 «Максим Горький». Заведующая музеем - коренная жительница поселка Екатерина Алексеева.

Одна из улиц поселка названа в честь выдающегося художника-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова.

Школа иностранных языков на улице Верещагина удачно вписалась на пустующей территории под сенью раскидистых деревьев.

Площадь поселка сегодня составляет 21 га, каждого отдельного участка – примерно девять соток. «Сокол» насчитывает порядка сотни домов на одиннадцати улицах и около 500 человек жителей.

В поселке есть и многоквартирные дома. Их пришлось построить после того, как концепция застройки территории индивидуальными жилыми коттеджами подверглась критике в начале 1930-х гг. А на фото ниже дом с интересным фасадом — безоконным.

Сергей Сергеевич Церивитинов, 81 год, почетный глава самоуправления «Сокола».

До сих пор нет единого мнения, откуда взялось название «Сокол». Согласно наиболее распространенной версии, первоначально первый советский город-сад планировалось строить в Сокольниках - отсюда и название. Появилась даже эмблема товарищества: печать с изображением сокола, держащего в лапах домик. Но затем планы изменились, и для поселка выделили землю близ села Всехсвятского на северо-западной окраине Москвы. Однако название решили не менять – лишь сократили.

По другой версии поселок назван по фамилии жившего здесь агронома и животновода А.И. Сокола, который разводил в своем дворе породистых свиней. Наконец, согласно третьей версии, поселок получил название от строительного инструмента – сокол штукатурный.

И немного истории (в дополнение к уже сказанному).

Поселок «Сокол» был задуман в рамках градостроительных планов развития Москвы 1920-х гг. Один из планов, автором которого был Алексей Щусев, так и назывался: «Новая Москва». На периферии столицы, вдоль Московской окружной железной дороги, предполагалось создать целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады.
В те годы идея городов-садов вокруг мегаполисов была чрезвычайно популярна на Западе. Согласно концепции, города-сады сочетали в себе лучшие свойства города и деревни. Застроенные невысокими домами, они включали всю необходимую для жизни инфраструктуру – библиотеки, клубы, магазины, спортивные и детские площадки, детские сады. В советской России поселок «Сокол» стал первым и единственным примером воплощения этой идеи в жизнь.

В августе 1921 года Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Тогда в Москве катастрофически не хватало жилья, а денег на его строительство у властей не было.
Жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол» было образовано в марте 1923 года. В товарищество входили сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция и рабочие. Строительство поселка началось осенью 1923 года, и было в основном завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

Сергей Сергеевич Церевитинов, ветеран войны, почетный глава совета самоуправления поселка «Сокол»: Среди жителей «Сокола» были не только представители преуспевающей творческой интеллигенции. Жили здесь, например, рядовые рабочие завода «Изолятор», организации «Мосхлеб» — коллективные пайщики кооператива. Стоимость рассрочки на строительство домов зависела от размеров построек – в небольшом коттедже мог себе позволить поселиться даже человек небогатый .

Перед тем, как стать памятником архитектуры, «Сокол» неоднократно хотели снести. Зачем? Всего лишь для того, чтобы застроить лакомый кусочек земли многоэтажными домами. Первые разговоры о сносе «Сокола» начались в 1950-х гг.: «…давно пора сковырнуть «курятники» поселка бульдозером», - грозили в райисполкоме, намереваясь снести 54 из 119 коттеджей. Усилиями местных жителей поселок удалось отстоять. Против его сноса как единого архитектурного комплекса выступали Министерство культуры, Общество охраны памятников и Союз архитекторов. В результате решением Моссовета от 25 мая 1979 года поселок «Сокол» поставили под государственную охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти.

В конце 1980-х гг., с целью заработка денег на содержание поселка, его жителями было организовано агентство «Сокол», приносившее прибыль за счет работ, выполняемых на договорной основе. Для более эффективного решения территориальных вопросов в 1989 году в поселке было учреждено территориальное общественное самоуправление (ТОС).
В 1998 году «Сокол» отметил свое 75-летие. К этой дате было приурочено открытие музея поселка. В музее, который помещается в здании территориальной общины (улица Шишкина, 1/8), собрано множество старых фотографий, рассказы о местных жителях, а также обломок самолета АНТ-20 «Максим Горький», упавшего на поселок в мае 1935 года.

Сергей Сергеевич Церевитинов: «Всеми вопросами, связанными с жизнью поселка, местные жители занимаются самостоятельно, без вмешательства и помощи со стороны городских властей. Денег нам не дают, но и не указывают, что делать. Средства к жизни зарабатываем в основном сдачей в аренду нежилых помещений.
Поселок «Сокол» — единственное в САО (а возможно и во всей Москве) территориальное образование, которое находится полностью на самообеспечении в финансовом плане.»

Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. И это ещё не конец… Stay tuned!

Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основанный в 1923 г.
Жилые дома посёлка расположены в границах улиц Алабяна, Левитана, Кипренского, Врубеля и Малого Песчаного переулка.
С 1979 г. посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 г. посёлок перешёл на самоуправление.
Архитекторами посёлка Сокол была реализована популярная в начале XX в. концепция «города-сада». Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом в 1898 г. Уже в 1903 г. появился проект строительства на Ходынском поле в Москве подобного города-сада. Этот проект некоторое время дорабатывался, но события 1914-1917 г.г. помешали его реализации.
В проектировании посёлка участвовали знаменитые архитекторы Н.В.Марковников, братья Веснины, И.И.Кондаков и А.В.Щусев.
При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения. Дома посёлка строились по индивидуальным проектам. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х г.г. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.
По мере строительства посёлка складывалась его социально-бытовая инфраструктура. Были построены два продовольственных магазина. Товарищество на свои средства открыло библиотеку и столовую. В посёлке были устроены две спортивные площадки. На нечётной стороне улицы Левитана был разбит парк. В 1927 г. в посёлке Сокол открылся детский сад. В его штат входила всего одна воспитательница, а остальную работу посменно выполняли дежурные мамы.
В 1935 г. в небе над посёлком Сокол произошла авиакатастрофа. Крупнейший советский самолёт того времени АНТ-20 «Максим Горький» столкнулся с истребителем сопровождения. Обломки самолётов упали на посёлок. Все находившиеся на борту самолётов погибли, но среди жителей посёлка жертв не было.

Ул.Кипренского, 4. Дом И.Бибикова - русского революционера.
Ул.Левитана, 24, к.2. В доме жил Ю.Н.Зыков - лётчик, Герой Советского Союза
Ул.Брюллова, 6. Дом Кирпичевых. П.Я.Кирпичев - известный военный художник. С.П.Кирпичев - известный зоолог и орнитолог
Ул.Сурикова, 29. Дом Файдыш-Крандиевских. Н.В.Кандиевская - скульптор.
Ул.Врубеля, 7. Дом Ролана Быкова.
Ул.Верещагина, 3 - архитектор Н.Марковников, дата строительства – 1925 г.
Ул.Верещагина, 10 - архитектор Н.Марковников, дом являлся экспонатом Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г.
Ул.Верещагина, 12 - архитектор Н.Марковников, дата строительства – 1928 г. Здание бревенчатое



ул.Левитана, 4. Жилой дом 1925 г. постройки. Архитектор Н.В.Марковников. В 1935 г. этот дом пострадал и попал в сводки новостей.

ул.Левитана, 6. Архитектор Н.В.Марковников.



ул.Левитана, 10. Дом художника В.Ф.Сахарова. Построен в 1923 г. по проекту архитектора Н.В.Марковникова. Здесь с 1923 по 1937 г.г. жил художник, председатель профсоюза художников «Всекохудожник», основатель и первый председатель правления кооператива «Сокол» В.Ф.Сахаров. В 1937-м Сахаров был арестован и расстрелян.


ул.Поленова, 2/12с2. "Сторожевая башня", архитекторы братья Веснины


ул.Поленова, 5/19.


ул.Поленова, 6/17.


ул.Поленова имея ширину около 40 м и является самой широкой в посёлке. На улице высажены два ряда кленов и мелколистных лип, меняющих на ветру окраску листвы с зелёного на серебристый. Проектом озеленения занималась скульптор Н.Зеленская, студентка и будущая помощница В.Мухиной в работе над скульптурой «Рабочий и колхозница».


Выход на Центральную площадь поселка с ул.Поленова


Фонтан на Центральной площади


Центральная площадь ("Площадь звезды")


ул.Поленова, 7


ул.Поленова, 13.


ул.Поленова, 17.


ул.Поленова, 18. Жилой дом 1923–1933е г.г. постройки. Архитектор Н.В.Марковников.

ул.Поленова, 20. Двухквартирный жилой дом (архитекрор И.И.Кондаков, построен в 1931 г.)

ул.Саврасова, 5/2. Архитектор И.И.Кондаков


ул.Сурикова, 4. Многоквартирный дом (архитектор Н.С.Дюрнбаум)

ул.Сурикова, 5. До 2011 г. на этом месте стоял дом Николая Ивановича Любимова, создателя первой в Москве ячейки «Общества любителей зелёных насаждений»

ул.Сурикова, 6

ул.Сурикова, 7.


ул.Сурикова

ул.Сурикова, 12. Старый дом разобран в 2008 г.


ул.Сурикова, 13. На лужайке перед домом стоят гномы


ул.Сурикова, 14/2. На этом месте был двухэтажный шестиквартирный дом построенный в 1930-х гг. для организаций «Заготзерно» и «Мосхлеб» архитектором Н.С.Дюрнбаумом. До войны на крыше дома был устроен бассейн. Снесён в 2009 г.


ул.Сурикова, 15

ул.Сурикова, 18.


ул.Сурикова


ул.Сурикова, 21. Дом С.Церевитинова. Двухэтажный бревенчатый дом с ломаной четырёхскатной крышей ("Вологодская изба"). Построен в 1923–1924 г.г. по проекту архитектора В.Веснина.


ул.Сурикова, 21. С.С.Церевитинов – старожил посёлка, один из авторов монографии «Посёлок Сокол: история посёлка и его жителей» (2004 г.), долгие годы был председателем совета самоуправления «Сокола», внук химика Ф.Церевитинова, поселившегося в посёлке в 1931 г.



ул.Сурикова, 22/2. Деревянный двухэтажный жилой дом - своего рода «визитная карточка» посёлка «Сокол». Построен в 1923–1924 г.г. Архитектор Н.В.Марковников.

ул.Сурикова, 22/2. В 1920-х г.г. в этом доме помещался детский сад.


ул.Сурикова, 23Б. Бревенчатый жилой дом. Построен в 1925 г. Архитекторы братья Веснины. В этом доме с 1925 по 1966 гг. жил художник-график П.Я.Павлинов.


ул.Брюллова, 4. Архитектор Н.С.Дюрнбаум. Дом 1928 г.г. постройки. В этом доме провел детство и юность заслуженный архитектор и заслуженный деятель искусств РФ Д.Ф.Животов


ул.Брюллова, 8. Дом семьи инженера Л.А.Радуса. Построен в 1924 г. из лиственницы в виде русской рубленной избы архитектором Н.В.Марковниковым.