Кто стоит рядом с распятым христом. Где распяли Христа

Образ распятия Иисуса Христа – центральный для христианства, ведь именно он символизирует искупление Спасителем грехов человечества. Изображение Креста Животворящего, на котором и был распят Господь, известно еще со времен раннего христианства. Оно повторялось в настенных росписях, барельефах, скульптурных изображениях и иконах. Более того, смерть Иисуса – один из центральных сюжетов западноевропейской классической живописи.

История образа

Казнь через распятие считалась одним из самых страшных наказаний для преступников в Римской Империи – приговоренный не просто умирал, но и испытывал перед кончиной сильные мучения. Практиковалась она повсеместно, и до христианства крест не носил символического значения, а был лишь орудием казни. Такой приговор мог получить только преступник, не являвшийся римским гражданином, а Иисуса официально казнили за тяжкое преступление – покушение на государственный строй Империи.

Распятие подробно описано в Евангелиях – Иисус Христос был казнен на горе Голгофа вместе с двумя преступниками. Возле Сына Божьего оставалась Дева Мария, апостол Иоанн, Мария Магдалина. Тут же были римские солдаты, первосвященники и простые зеваки. Практически все эти персонажи отображаются на иконе распятия Иисуса Христа, каждый играет свою символическую роль.

Изображенные символы

Центральным образом иконы является Крест Животворящий с Иисусом Христом на нем. Над головой расположена табличка с надписью «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский». По преданию, надпись сделал сам Понтий Пилат. Приближенные указали на неточность, ведь нужно было написать, что Иисус говорил, что он царь, но царем не являлся. На это римский префект ответил: «Я написал, что написал».

В период Раннего Христианства, в I веке н. э., Спаситель изображался с открытыми глазами, что символизировало бессмертие. В православной традиции Сын Божий пишется с закрытыми глазами, а главное значение иконы – спасение человеческого рода. Вечную жизнь и божественное начало Иисуса символизируют оплакивающие его парящие в небе ангелы.

По бокам от креста на иконе обязательно пишется Дева Мария и апостол Иоанн, который после казни, по велению Божьему, заботился о ней до самой смерти как о родной матери. В поздней иконографии на образах встречаются и другие действующие лица – Мария Магдалина, первосвященники и солдаты. Часто изображается сотник Лонгин – римский воин, который пронзил бок распятого Иисуса. Церковь чтит его как мученика, и на иконе он появляется с нимбом.

Еще одним важным символом выступает гора Голгофа, под которой был похоронен Адам. Иконописцы изображают в ней череп первого человека. По преданиям, кровь из тела Христова просочилась через землю и омыла кости Адама – так был смыт первородный грех со всего человечества.

Распятые разбойники

Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций . В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.

На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.

О чем молиться

Даже на кресте Иисус продолжал молиться за всех людей: «Прости им, Отче. Ибо не ведают, что творят». Поэтому иконе распятия люди молятся о прощении грехов. Считается, что перед этой иконой легче искренне раскаяться в неправедных делах и получить духовное очищение.

Христу молятся те, кто не находит выхода из тяжелой ситуации, кому сложно изменить обстоятельства и исправить свои поступки. Икона распятия дает силы и может помочь вести праведную жизнь, невзирая на прошлое.

Изображение двух разбойников, один из которых получил прощение, напоминает молящимся, что раскаяться можно всегда. Нет того случая, когда Бог не поможет искренне покаявшемуся человеку. До последней минуты жизни у каждого есть шанс получить Царство Небесное.

Как толковать сон об иконах распятия

Приснившаяся икона – хороший знак, символ утешения в Боге, а иногда предостережение от возможных греховных дел. Особенно благоприятны такие сны для истинно верующих. Однако для правильного толкования учитываются некоторые детали. Например, если приснилось, что лик расположен в церкви – в трудное время единственным спасением и поддержкой станет вера. А вот иконы в доме во сне говорят о раздоре и долгих ссорах.

К чему снится икона распятия? Сонники трактуют это как тревожный знак, поскольку такие сны сулят потери в разных сферах жизни. Если вы молитесь перед образом, нужно больше внимания уделять духовной жизни, меньше заботиться о материальных благах. А вот если снятся другие иконы Спасителя, лик Иисуса Христа, можно ожидать помощи в трудных обстоятельствах.

Была самой жестоким и мучительным способом умертвить . Тогда было принято распинать на исключительно самых отъявленных , мятежников, убийц и преступных рабов. Распятый человек испытывал удушье, нестерпимую боль от вывернутых плечевых суставов, ужасную жажду и смертельную тоску.

Согласно еврейскому закону, распятые считались проклятыми и опозоренными – именно поэтому для Христа был выбран этот вид казни.

После того, как приговоренного Иисуса привели на Голгофу, воины украдкой предложили ему чашу с кислым вином, в которое были добавлены вещества, призванные облегчить его страдания. Однако Иисус, попробовав вино, отказался от него, желая принять предназначенную боль добровольно и в полной мере, чтобы люди смогли очиститься от своих грехов. В ладони и ступни Христа, лежащего на кресте, были вбиты длинные гвозди, после чего был поднят в вертикальное положение. Над головой казнимого по приказанию Понтия Пилата воины прибили табличку с надписью "Иисус Назорей Царь Иудейский", выбитой на трех языках.

Смерть Иисуса Христа

Иисус провисел на кресте с девяти часов утра до трех часов дня, после чего он воззвал к Богу со словами "Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?". Так он пытался напомнить людям, что он Спасителем мира, однако его практически никто не понял, а большинство зевак просто осмеяло. Тогда Иисус попросил пить и один из воинов подал ему пропитанную уксусом губку на кончике копья. После этого распятый произнес загадочное «свершилось» и умер, опустив голову на грудь.

Считается, что со словом «свершилось» Иисус исполнил обетование Божье, совершив спасение человечества своей смертью.

После кончины Христа началось землетрясение, которое страшно испугало всех присутствующих на казни и заставило их поверить, что человек, которого они казнили, действительно был Сыном Божьим. В тот же вечер люди отмечали Пасху, поэтому тело распятого Иисуса должны были снять с креста, ведь пасхальная суббота считалась великим днем, и никто не хотел осквернять ее зрелищем мертвых казненных. Когда воины подошли к Иисусу Христу и увидели, что он мертв, их посетили сомнения. Чтобы убедиться в его кончине, один из воинов пронзил своим копьем ребро распятого, после чего из раны потекла кровь и вода. На сегодняшний день это копье считается одной из величайших реликвий .

> икона Распятие Христа с предстоящими

Икона Распятие Христа

Одним из главных событий Страстей Христовых является распятие Иисуса Христа, завершившее земную жизнь Спасителя. Сама казнь через распятие являлась древнейшим способом расправы с самыми опасными преступниками, не являвшимися римскими гражданами. Самого Иисуса Христа официально казнили за покушение на государственное устройство Римской Империи - Он призывал отказаться от уплаты налогов Риму, объявил себя Царём Иудейским и Сыном Божьим. Само распятие было мучительной казнью - некоторые приговорённые могли провисеть на кресте целую неделю, пока не умирали от удушения, обезвоживания или потери крови. В основном, конечно, распятые умирали от асфиксии (удушения): зафиксированные гвоздями раскинутые руки не позволяли отдыхать мышцам брюшного пресса и диафрагме, вызывая отёк лёгких. Большинству осуждённых на распятие для ускорения процесса перебивали голени на ногах, вызывая тем самым сверхбыстрое утомление этих мышц.

На иконе Распятие Христа видно: крест, на котором казнили Спасителя, был необычной формы. Обычно для казни использовали обычные сваи, Т-образные столбы или же косые кресты (на кресте такого типа был распят апостол Андрей Первозванный , за что эта форма креста и получила название "андреевский"). Крест же Спасителя по форме напоминал летящую вверх птицу, говоря о скором Его Вознесении.

При Распятии Христа присутствовали: Богоматерь Дева Мария , апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова; два разбойника, распятых по левую и правую руку Христа, римские солдаты, зеваки из толпы и первосвящениики, насмехавшиеся над Иисусом. На образе Распятия Христа чаще всего изображают предстоящих Ему Иоанна Богослова и Деву Марию - распятый Иисус обращался к ним с креста: Он велел юному апостолу заботиться о Богородице как о своей матери, а Богоматери - принять ученика Христа как сына. До самого успения Богородицы Иоанн чтил Марию как свою мать и ухаживал за ней. Иногда мученический крест Иисуса изображается меж двух других распятий, на которых распнуты два преступника: благоразумный разбойник и безумный разбойник. Безумный разбойник поносил Христа, и издеваясь, спрашивал Его: "Что же ты, Мессия, не спасёшь Себя и нас?" Благоразумный же разбойник урезонивал своего товарища, говоря тому: "Мы осуждены за дело, Он же страдает невинно!" И, обратившись к Христу, произнёс: "Помяни меня, Господи, когда окажешься в Цаостве Твоём!" Иисус ответил благоразумному разбойнику: "Истинно, истинно говорю тебе - будешь ты со Мной в Раю!" На образах Распятия Христа, где присутствуют два разбойника, угадать кто из них безумный. а кто благоразумный достаточно просто. Бессильно склонённая голова Иисуса указывает в ту сторону, где находится благоразумный разбойник. Кроме того, в православной иконографической традиции на благоразумного разбойника указывает поднятая вверх нижняя перекладина креста Спасителя, намекая о том, что этого раскаявшегося человека ждало Царство Небесное, а хулителя Христа - ад.

На большинстве икон Распятия Спасителя мученический крест Христа стоит на вершине горы, а под горою виден человеческий череп. Иисуса Христа распяли на горе Голгофе - по преданию, именно под этой горой старший сын Ноя Сим захоронил череп и две кости Адама, первого человека на Земле. Кровь Спасителя из ран Его тела, попав на землю, просочившись сквозь почву и камни Голгофы, омоет кости и череп Адама, тем самым смыв первородный грех, лежавший на человечестве. Над головой Иисуса табличка "I.Н.Ц.I" -"Иисус Назорянин Царь Иудейский". Считается, что надпись на этой таблице сделал сам Понтий Пилат, преодолевший противление иудейских первосвященников и книжников, считавших, что этой надписью римский префект Иудеи окажет небывалую честь казнённому. Иногда вместо "I.Н.Ц.I" на табличке изображают другую надпись - "Царь Славы" или же "Царь Мира" - такое свойственно для работ славянских иконописцев.

Иногда встречается мнение, что Иисус Христос умер от удара копьём, проткнувшего Его грудь. Но свидетельство евангелиста Иоанна Богослова говорит об обратном: Спаситель умер ещё на кресте, перед смертью выпив уксуса, который на губке ему поднесли издевающиеся римские солдаты. Двум разбойникам, казнённым вместе с Христом, перебили голени для быстрого их умерщвления. А тело мёртвого Иисуса сотник римских солдат Лонгин проткнул своим копьём, чтобы убедиться в Его смерти, оставив кости Спасителя неповреждёнными, что подтвердило древнее пророчество, упомянутое ещё в Псалтире: "Ни одна из костей Его не сокрушится!" . Тело Иисуса Христа снял с креста Иосиф Аримафейский, знатный член Священного Синедриона, втайне исповедовавший христианство. Раскаявшийся сотник Лонгин вскоре принял христианство и позднее был казнён за проповеди, славящие Христа. Святого Лонгина причислили к лику мучеников.

Предметы, так или иначе участвовавшие в процессе Распятия Христа стали священными христианскими реликвиями, называемыми Орудиями Страстей Христовых. К ним относят:

  • Крест, на котором распяли Христа
  • Гвозди, которыми он был прибит к кресту
  • Клещи, которыми вытаскивали те гвозди
  • Табличку "I.Н.Ц.I"
  • Терновый венец
  • Копьё Лонгина
  • Миска из-под уксуса и губка, с которой распятого Иисуса поили солдаты
  • Лестница, с помощью которой Иосиф Аримафейский снимал Его тело с креста
  • Одежда Христа и игральные кости солдат, поделивших между собой Его одежды.

Каждый раз, осеняя себя крестным знамением, мы рисуем в воздухе изображение креста, с благоговением и невыразимой благодарностью вспоминая добровольный подвиг Иисуса Христа, своей земной смертью искупившего первородный грех человечества и даровавшего людям надежду на спасение.

Иконе Распятие Христа молятся о прощении грехов, к ней обращаются с покаянием.

Когда мы читаем в Евангелии историю о распятии Иисуса Христа или просто смотрим картинку с распятием, мы на самом деле очень мало представляем, какой была эта казнь и что происходило с человеком, висевшем на кресте. Эта статья проливает свет на муки крестного распятия.

Итак, распятие было изобретено персами в 300 г. до н.э., и усовершенствовано римлянами в 100 г. до н.э.

  • Это самая болезненная смерть, когда-либо изобретенная человеком, термин «мучение» тут актуален, как никогда.
  • Это наказание было, в первую очередь, для самых злобных мужчин-преступников.
  • Иисус был раздет донага, Его одежда поделена между римскими воинами.

    «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий»
    (Псалом 21 стих 19, Библия).

  • Распятие гарантировало Иисусу ужасную, медленную, мучительную смерть.
  • Колени Иисуса были согнуты под углом около 45 градусов. Он был вынужден нести собственный вес мышцами бедра, что не является анатомически правильным положением, которое можно сохранять более чем на несколько минут без судорог в мышцах бёдер и голени.
  • Весь вес Иисуса давил на Его ноги с гвоздями, пробитыми через них. Поскольку мышцы ног Иисуса быстро уставали, вес Его тела должен был быть перенесен на Его запястья, руки и плечи.
  • Через несколько минут после того, как Его положили на Крест, плечи Иисуса были вывихнуты. Минуты спустя локти и запястья Спасителя также оказались вывихнутыми.
  • Результатом этих вывихов является то, что Его руки должны были быть на 9 дюймов (23см) длиннее, чем обычно.
  • Кроме того, в Псалме 21 стих 15 было исполнено пророчество: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались». Данный пророческий псалом очень точно передает чувства Иисуса Христа на кресте.
  • После того, как были вывихнуты запястья Иисуса, локти и плечи, вес Его тела через руки вызвал давление на мышцы грудной клетки.
  • Это заставило Его грудную клетку вытянуться вверх и наружу, в самом неестественном состоянии. Его грудная клетка постоянно находилась в состоянии максимального вдоха.
  • Чтобы выдохнуть, Иисус должен был опереться на пробитые гвоздями ноги и поднять собственное тело, позволив грудной клетке двигаться вниз и внутрь, чтобы выпустить воздух из легких.
  • Его легкие находились в состоянии покоя с постоянным максимальным вдохом. Распятие - катастрофа с точки зрения медицины.
  • Проблема заключалась в том, что Иисус не мог свободно опереться на ноги, потому что мышцы Его ног, согнутые под углом 45 градусов, затекли и чрезвычайно болели, постоянно находясь в судорогах и в анатомически невероятно неправильном положении.
  • 1В отличие от всех голливудских фильмов о Распятии, жертва была чрезвычайно активна. Распятая жертва была физиологически вынуждена передвигаться вверх и вниз по кресту, на расстояние около 12 дюймов (30 см.) чтобы дышать.
  • Процесс дыхания вызывал мучительную боль, смешанную с абсолютным ужасом удушья.
  • Поскольку распятие продолжалось 6 часов, Иисус все меньше и меньше мог переносить свой вес на ноги, так как Его бедра и другие мышцы ног всё более и более слабели. Увеличивалось смещение Его запястий, локтей и плеч, а дальнейшее поднятие Его грудной клетки делало Его дыхание все труднее и труднее. Через несколько минут после распятия Иисус стал страдать сильной одышкой.
  • Его движения вверх и вниз на Кресте, чтобы дышать, доставляли мучительную боль Его запястьям, Его ступням и вывихнутым локтям и плечам.
  • Движения становились менее частыми по мере того, как Иисус становился все более изможденным, но ужас неминуемой смерти от удушья заставлял Его продолжать прилагать усилия, чтобы дышать.
  • У мышц ног Иисуса развилась мучительная судорога от давления при попытках поднять собственное тело, чтобы выдохнуть.
  • Боль от двух раздробленных срединных нервов в Его запястьях буквально взрывалась при каждом движении.
  • Иисус был весь покрыт кровью и потом.
  • Кровь была результатом бичевания, которое чуть не убило Его, а пот - результатом Его попыток выдохнуть. К тому же, Он был совершенно наг, а вожди иудеев, толпы и воры по обе стороны креста издевались, ругались и смеялись над Ним. Кроме того, это наблюдала собственная мать Иисуса. Представьте Его эмоциональное унижение.
  • Физически тело Иисуса переживало целую серию ведущих к смерти истязаний.
  • Из-за того, что Иисус не мог поддерживать адекватную вентиляцию легких, Он находился в состоянии гиповентиляции.
  • Уровень кислорода в крови Иисуса начал падать, у Него развилась гипоксия. Кроме того, из-за ограниченных дыхательных движений уровень углекислого газа в крови (СО2) начал повышаться, это состояние называется гиперкритическим.
  • Рост уровня СО2 заставлял Его сердце биться быстрее, чтобы увеличить приток кислорода и удалить СО2.
  • Дыхательный центр в мозгу Иисуса посылал срочные сообщения в Его легкие - дышать быстрее. Он начал тяжело дышать, судорожно хрипеть.
  • Физиологические рефлексы Иисуса требовали от него более глубокого дыхания, и Он невольно двигался вверх и вниз по Кресту гораздо быстрее, несмотря на мучительную боль. Мучительные движения спонтанно начинались несколько раз в минуту, к радости толпы, которая издевалась над Ним с римскими солдатами и синедрионом.

    «Я же червь (красное размазанное пятно), а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».
    (Псалтирь 21 стихи7-9)

  • Однако, из-за пригвождения Иисуса к Кресту и Его увеличивающегося истощения, Он не может больше обеспечивать кислородом своё тело.
  • Гипоксия (недостаток кислорода) и Гиперкапния (обилие СО2) заставляли Его сердце биться все быстрее и быстрее, теперь у Него развилась Тахикардия.
  • Сердце Иисуса билось все быстрее и быстрее, его частота пульса, вероятно, составляла около 220 уд/мин.
  • Иисус ничего не пил в течение 15 часов, начиная с 6 вечера предыдущего вечера. Напомним, что Он пережил бичевание, которое чуть не убило Его.
  • Он истекал кровью по всему телу из-за бичевания, тернового венца, гвоздей в запястьях и ногах, а также множественными рваными ранами, полученными Им при избиениях и падениях.

    «…Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.»
    (Библия, Книга пророка Исаии 53 стихи 5,7)

  • Иисус уже был очень обезвожен, Его кровяное давление упало до минимума.
  • Его артериальное давление было, вероятно, около 80/50.
  • Он был в шоке первой степени, с гиповолемией (низкий уровень крови), тахикардией (чрезмерно быстрый пульс), тахипноэей (чрезмерно быстрым дыханием) и гипергидрозом (чрезмерным потоотделением).
  • Около полудня сердце Иисуса, вероятно, начало «пробуксовывать».
  • Легкие Иисуса, вероятно, начали заполняться легочным отеком.
  • Это только усугубляло его дыхание, которое было уже сильно усложнено.
  • Иисус переживает сердечную и дыхательную недостаточность.
  • Иисус сказал: «Я жажду», потому что Его тело вопило о жидкости.

    «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.»
    (Псалтирь 21:16)

  • Иисус остро нуждался в внутривенном вливании крови и плазмы, чтобы спасти Свою жизнь.
  • Иисус не мог дышать должным образом и медленно задыхался.
  • На этом этапе у Иисуса, вероятно, развилось нарушение кровообращения (Haemopericardium).
  • Плазма и кровь собрались в пространстве вокруг Его сердца, называемого перикардом. «сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.» (Псалтирь 21:15)
  • Эта жидкость вокруг Его сердца вызвала сердечную тампонаду (что мешало сердцу Иисуса биться правильно).
  • Из-за возрастающих физиологических потребностей сердца и развития Haemopericardium, Иисус, вероятно, в конечном итоге, получил разрыв сердца. Его сердце буквально лопнуло. Скорее всего, это стало причиной Его смерти.
  • Чтобы замедлить процесс смерти, солдаты установили на Крест небольшой деревянный уступ, который позволил бы Иисусу «привилегированно» нести свой вес на кресте.
  • Результатом этого было то, что на кресте могли умирать до девяти дней.
  • Когда римляне хотели ускорить смерть, они просто ломали ноги жертвам, заставив жертву удушиться в считанные минуты.
  • В три часа дня Иисус сказал: «Свершилось». В тот момент Он испустил Свой Дух и умер.
  • Когда солдаты пришли к Иисусу сломать Ему ноги, Он уже был мертв. Ни одна из частей Его тела не была сломлена во исполнение пророчеств.
  • Иисус умирал в течении шести часов, после самых мучительных и ужасающих пыток, когда-либо изобретенных.
  • Он умер, чтобы простые люди, такие как вы и я, могли быть участниками Царства Небесного.

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.»
(2 к Коринфянам 5:21)

Источник – С. Трумэн Дэвис, доктор медицины
(перепечатка из журнала “Аризона Мэдисин” 1969)

В этой статье я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей, или страданий, Иисуса Христа. Мы проследим его путь из Гефсиманского сада на суд, затем, после его бичевания, шествие на Голгофу и, в конце концов, его последние часы на кресте…

Я начал с того, что занялся изучением того, как практически осуществлялся акт распятия, т.е. истязания и лишения жизни человека, когда его пригвоздили к кресту. По всей видимости, первое известное в истории распятие совершили персы. Александр Македонский и его военноначальники возобновили эту практику в странах средиземноморья – от Египта до Карфагена. Римляне переняли это у Карфагенян и быстро, как и все, что они делали, превратили это в эффективный способ казни. Некоторые римские авторы (Ливий, Цицерон, Тацит) пишут об этом. Некоторые нововведения и изменения описываются в древнеисторической литературе. Я упомяну только несколько из них, имеющих отношение к нашей теме. Вертикальная часть креста, иначе ножка, может иметь горизонтальную часть, иначе древо, расположенную на 0,5-1 метра ниже вершины – как раз такую форму креста мы обычно считаем сегодня классической (позже он был назван латинским крестом). Однако, в те дни, когда наш Господь жил на земле, форма креста была иная (наподобие греческой буквы “тау” или нашей буквы Т). На этом кресте горизонтальная часть располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств, что Иисус был распят именно на таком кресте.

Вертикальная часть, или ножка, обычно постоянно находилась на месте казни и осужденный человек должен был нести древо креста, весившее около 50 килограмм, от тюрьмы до места казни. Без каких-либо исторических или библейских доказательств художники средневековья и эпохи Ренессанса изображали Христа, несущего целиком весь крест. Многие из этих художников и большинство скульпторов сегодня изображают ладони Христа, в которые вбиты гвозди. Римская историческая летопись и экспериментальные доказательства говорят о том, что гвозди вбивались между малыми костями запястья, а не в ладони. Гвоздь, вбитый в ладонь, разорвет ее сквозь пальцы под действием веса тела осужденного. Это ошибочное мнение, возможно, явилось результатом недопонимания слов Христа обращенных к Фоме – “Посмотри руки мои”. Анатомы, как современные, так и древние, всегда считали запястье частью руки.

Небольшую дощечку с надписью о преступлении осужденного обычно несли впереди процессии, а затем прибивали к кресту над головой. Это табличка вместе с древком, прикрепленным на вершине креста, могла создать впечатление формы, характерной для латинского креста.

Страдания Христа начинаются уже в Гефсиманском саду. Из многих аспектов их, я рассмотрю только один, представляющий физиологический интерес: кровавый пот. Интересно, что Лука, который был врач среди учеников, единственный, кто упоминает об этом. Он пишет: “И в мучениях еще усерднее молился Он. И, словно капли крови, падал на землю пот Его”.

Современные исследователи использовали все мыслимые попытки, чтобы подыскать объяснение этой фразе, очевидно пребывая в ложной уверенности, что этого не может быть.

Много напрасных усилий можно было бы избежать, если обратиться к медицинской литературе. Описание явления гематидроса или кровяного пота, хотя и очень редко, но встречается в литературе. Во время большого эмоционального стресса, мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешиванию крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и возможного шока.

Мы опускаем здесь места, связанные с предательством и арестом. Должен подчеркнуть, что важные моменты страданий отсутствуют в этой статье. Возможно, это огорчит вас, но для того, чтобы следовать нашей цели – рассмотреть только физические аспекты страданий – это необходимо. После ареста ночью Христа привели затем в синедрион к первосвященнику Каиафе: здесь ему наносят первую физическую травму, ударяя по лицу за то, что он молчал и не отвечал на вопрос первосвященника. После этого охранники дворца надели ему повязку на глаза и издевались над ним, требуя сказать, кто из них плевал на него и бил по лицу.

Утром, Христа, избитого, жаждущего и изможденного от бессонной ночи ведут по Иерусалиму в преторию крепости Антония, место, где находился прокуратор Иудеи, Понтий Пилат. Вам, конечно известно, что Пилат попытался переложить ответственность за принятие решения на тетрарха Иудеи Ирода Антипу. Очевидно, что у Ирода Христу не причиняли физических страданий, и он был приведен обратно к Пилату…

И вот затем, уступая крикам толпы, Пилат приказал освободить мятежника Варавву и осудил Христа на бичевание и распятие. Существует много разногласий среди авторитетных ученых относительно того, что бичевание служило прелюдией к распятию. Большинство римских писателей того времени не связывают эти два вида наказания. Многие исследователи считают, что первоначально Пилат приказал бичевать Христа и этим ограничиться, а решение о смертной казни через распятие было принято под давлением толпы, утверждавшей, что прокуратор не защищает данным образом кесаря от человека называвшего себя Царем Иудейским.

И вот идет подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда и его руки привязывают над головой к столбу. До конца не ясно, пытались ли соблюдать римляне иудейский закон, но которому запрещалось наносить более чем сорок ударов. Фарисеи, всегда следившие за неукоснительным соблюдением закона, настаивали на том, чтобы число ударов было тридцать девять, т.е. в случае ошибки при счете закон, тем не менее, не был бы нарушен. Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных ремней с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах.

Тяжелая плеть со всей силой снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. Вначале тяжелые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань, вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен, и, наконец, приводя к разрыву кровеносных сосудов в мышечной ткани.

Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки кожа на спине свисает длинными клочьями, и все это место превращается в сплошное кровавое месиво. Когда руководящей этой экзекуцией сотник видит, что узник близок к смерти, бичевание, наконец, прекращается.

Христу, находящемуся в полусознательном состоянии, развязывают руки, и он падает на камни, залитые его кровью. Римские воины решают позабавиться над этим провинциальным евреем, заявляющим, что он царь. Они набрасывают на его плечи одежду и дают ему в руки палку в качестве скипетра. Но нужна еще корона, чтобы завершить эту забаву. Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для костра), и сплетают венок, который надевают на его голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив его лицо, легионеры берут у него трость и бьют его по голове, чтобы терновые шипы еще глубже врезались в кожу. Устав, наконец, от этой садистской забавы, они срывают с него одежду. Она прилипла уже к сгусткам крови на ранах и ее срывание, так же, как и неосторожное снятие хирургической повязки, вызывает мучительную боль, почти такую же, как если бы его снова хлестали плетью, и раны опять начинают кровоточить.

Из уважения к еврейской традиции римляне возвращают ему одежду. Тяжелое древо креста привязывают к его плечам и процессия, состоящая из осужденного Христа, двух разбойников и отряда римских легионеров, возглавляемых сотником, начинает свое медленное шествие на Голгофу. Несмотря на все усилия Христа идти прямо, ему это не удается, и он, спотыкаясь, падает, так как деревянный крест слишком тяжел, и было потеряно много крови. Грубая поверхность дерева раздирает кожу на плечах. Иисус пытается встать, но силы оставляют его. Сотник, проявляя нетерпение, заставляет некого Симона Киринеянина, шедшего с поля, встать и нести крест вместо Иисуса, который в холодном поту и теряя много крови, пытается идти сам. Путь длиной около 600 метров от крепости Антония до Голгофы, наконец завершен. С узника снова срывают одежду, оставляя только набедренную повязку, что позволялось евреям.

Начинается распятие, и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом – слабоанастезирующую смесь. Он отказывается от нее. Симону приказывают положить крест на землю и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство перед тем, как он вбивает тяжелый, квадратный, кованый гвоздь в запястье руки и пригвождает ее к кресту. Он быстро проделывает то же самое с другой рукой, стараясь не тянуть ее слишком сильно, чтобы дать некоторую свободу в движениях. Древо креста затем поднимается и водружается на вершине ножки креста, после чего прибивается табличка с надписью: ИИСУС НАЗАРЕТЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.

Левую ступню прижимают сверху к правой, пальцами вниз и вбивают гвоздь в подъем ступней, оставляя колени слегка согнутыми. Распятие жертвы завершено. Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястье, что вызывает мучительную, нестерпимую боль, которая отдает в пальцы и пронзает руку и мозг – гвоздь, вбитый в запястье, давит на срединный нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, он приподнимается, перенося вес своего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.

В этот момент происходит еще одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках, волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей, пульсирующей боли. И эти судороги лишают его возможности приподнять свое тело. Из-за того, что тело полностью повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межреберные мышцы не могут сокращаться. Воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подтянуться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в легких и крови судороги частично ослабевают, и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха. Несомненно, именно в этот период времени он произносит несколько коротких фраз, которые приведены в Святом Писании.

Первую фразу он произносит, когда смотрит на римских воинов, деливших его одежду, бросая жребий: “Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят”. Вторую, когда обращается к раскаивающемуся разбойнику: “Истинно говорю тебе, сегодня будешь со Мною в раю”. Третью, когда видит в толпе свою мать и убитого горем юного апостола Иоанна: “Вот сын твой, о женщина”. И: “Вот мать твоя”. Четвертую, являющуюся первой строфой 22 Псалма: Боже мой! Боже мой! Для чего ты оставил меня?”

Приходят часы непрекращающихся мук, судороги пронзают его тело, возникают приступы удушья, жгучей болью отдается каждое движение, когда он пытается приподняться, так как раны на спине вновь раздираются о поверхность креста. После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди из-за того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце. Вспомним слова из 21-го Псалма (стих 15): “Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей”. Все почти кончено – потеря жидкости в теле достигла критической точки – сдавленное сердце еще пытается перекачивать густую и вязкую кровь через сосуды, измученные легкие делают отчаянную попытку втянуть хоть немного воздуха. Чрезмерное обезвоживание тканей приносит мучительные страдания.

Иисус издает крик: “Меня мучает жажда!” – это его пятая фраза. Вспомним другой стих пророческого 21-го Псалма: “Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной”.

Губка, смоченная в дешевом кислом вине Поска, которое было в ходу у римских легионеров, подносится к его губам. Он, видимо, ничего не пил. Страдания Христа достигают крайней точки, он чувствует холодное дыхание приближающейся смерти. И он произносит свою шестую фразу, которая не является всего лишь причитанием в предсмертной агонии: “Свершилось”. Его миссия искупления грехов человеческих завершена, и он может принять смерть. Еще одно последнее усилие, он снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляет колени, делает вдох и произносит свою седьмую и последнюю фразу: “Отец, в твои руки передаю дух Мой!”

Остальное известно. Не желая омрачать субботу перед Пасхой, евреи попросили о том, чтобы казненных сняли с крестов. Обычным методом, используемым для завершения казни через распятие, было перебивание голеней. Тогда жертва не сможет больше приподниматься на ногах, и вследствие большого напряжения в мышцах груди наступает удушье. Ноги у двух разбойников были перебиты, но когда солдаты подошли к Иисусу, то увидели, что в этом уже нет необходимости, и таким образом сбылось Писание: “кость его да не сокрушится”. Один из воинов, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил его тело в области пятого межреберья по направлению к сердцу. В Евангелии от Иоанна 19:34 говорится: “и тотчас кровь и вода хлынули из раны”. Это говорит о том, что вода вышла из объема вокруг сердца, а кровь – из пронзенного сердца. Таким образом, у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства того, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью - отудушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в перикардии.

Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление. Как же благодарны мы должны быть Богу за Его милосердие к человеку – чудо искупления грехов и ожидание пасхального утра!