Космический полет по программе "Союз" — "Аполлон". Экспериментальный полёт «аполлон» — «союз

Илл.1. Реконструкция художника – 17 и 19 июля 1975 года: «Аполлон» и «Союз-19» стыкуются на орбите во время совместного полёта ЭПАС.Слева направо: астронавты Д. Слейтон, Т Стаффорд и В. Бранд, космонавты А. Леонов и В. Кубасов

1. Введение

Что такое ЭПАС

Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (), англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP) — программа совместного полёта советского корабля «Союз-19» и американского корабля «Аполлон».

Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (здесь и далее – сокращения и выделения в цитатах сделаны автором):

- испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
- испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
- проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
- накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.

1975: Есть вера в честность партнёров - нет места сомнениям

В июле 1975 года пресса широко писала о совместном полёте пилотируемых кораблей двух, тогда единственных космических держав (илл.1). 15 июля 1975 года с космодрома «Байконур» стартовал «Союз-19» (А. Леонов – командир и борт - инженер В. Кубасов). Через 4 часа с космодрома им. Кеннеди (Флорида) стартовал «Аполлон» (Т. Стаффорд – командир, В. Брандт и Д. Слейтон). Корабли стыковались дважды: 17 июля и 19 июля. Астронавты и космонавты посетили друг друга. Было проведено несколько совместных экспериментов в космосе. 19 июля корабли расстыковались и вскоре возвратились на Землю в свои заданные районы («Союз-19» – 21 июля, «Аполлон» – 24 июля). Такова официальная версия полёта.

Илл.2. Страницы советских газет, посвящённых полёту ЭПАС от 15 и 18 июля 1975 года

Казалось, что этот полёт знаменовал начало новых дружественных отношений великих держав. Взгляните на «шапки» из советских газет (илл.2): «Добрые пожелания…», «Орбита сотрудничества», «Историческое рукопожатие». И автор, тогда ещё молодой специалист, искренне верил во всё, что писали газеты об этом полёте. Да, и как не поверить? Если потоком шли торжественные поздравления таких ведущих политиков, как президент США Д. Форд, советский генсек Л. Брежнев, генеральный секретарь ООН К. Вальдхайм и другие.

Примечание 1 : Согласно НАСА, «Аполлон», участвовавший в эксперименте ЭПАС, не имел своего порядкового номера. Поэтому в тех случаях, когда есть риск перепутать интересующий нас «Аполлон» с предшествующими «Аполлонами», мы будем называть его «Аполлон – ЭПАС».

Проект ЭПАС вынашивался обеими сторонами с самого начала лунной гонки

Ещё первый «Аполлон» не стартовал «к Луне» (А-8, декабрь 1968 г.), а уже в 1967 году шли переговоры о том, что потом назовут ЭПАС.

«Между президентом АН СССР академиком М. В. Келдышем и директором НАСА доктором Пейном была достигнута договоренность о встрече специалистов для обсуждения сотрудничества в области пилотируемых полетов. Встреча состоялась в октябре 1970 года в АН в Москве. Американскую делегацию возглавлял директор Центра пилотируемых полетов имени Джонсона доктор Р. Гилрут, советскую - председатель Совета по международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства «Интеркосмос» при АН академик Петров Б. Н. (Дальнейшие) встречи специалистов проходили в Москве и Хьюстоне поочередно. И возглавлялись с советской стороны Б. Н. Петровым, а с американской - Р. Гилрутом ».

Именно Р. Гилрут руководил американскими «полётами на Луну» , а не Вернер фон Браун – неудачливый создатель «мифической» ракеты «Сатурн-5», (совершенно без оснований поднятый на этот щит с подачи безответственных СМИ). В 1972 году техническим директором проекта от СССР назначается член - корреспондент АН СССР , а с американской стороны — Г. Ланни (НАСА, Центр им. Джонсона).

К этому времени слава об американских полётах на Луну уже гремела на весь мир. Последним «полётом на Луну» стал «Аполлона -17» в декабре 1972 года. А уже в мае 1972 г. в Москве президент США Р. Никсон и Генеральный секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнев подписали окончательное соглашение о проведении совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон».

В те годы автор среди своих товарищей и коллег по работе не встречал никого, кто бы сомневался в «высадках на Луну». Тем более что со стороны советского руководства не поступало ни одного повода для сомнения. И мы воспринимали всё это так, что отныне СССР – космическая держава №2. Наши самые мощные «Протоны» - бледные тени гигантского и победоносного американского «Сатурна-5». Наш корабль «Союз» меньше, а, значит, и хуже американского «Аполлона» (илл.1).

Рассуждение дилетантов, но что было - то было. В общем, мы проиграли Америке по всем статьям. Слава богу, что американцы ещё согласились на некий международный полёт. Оставалось радоваться хотя бы этому и верить в надежды о грядущем вечном мире.

Примечание 2. Политбюро ЦК КПСС (Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза) было высшим органом политической власти в СССР. Генеральным секретарём ЦК КПСС и главой Политбюро в рассматриваемые годы был Л.И. Брежнев (1964-1982 г.г.).

2011: ушла вера в честность партнёров - пришли сомнения

Что же заставило переосмысливать почти забытое и вроде бы такое ясное событие, как ЭПАС? Прежде всего – совершенно новые знания об истории лунной гонки. Усилиями сотен исследователей выявлены факты обмана в «полётах на Луну» . Сначала это были отдельные догадки, потом счёт сомнительных фактов пошёл на десятки и сотни. И теперь «полёты на Луну» иначе как в кавычках эти исследователи не ставят. А в наше время обнаружение всё новых и новых огрехов в лунных доказательствах НАСА уже не обходится без смеха.

Илл.3. «Большой форум» лунную эпопею НАСА

Но, оказалось, что есть основания сомневаться и в честности советской стороны . Нет, не советских специалистов. Каждый из них делал всё возможное для лунной победы и целиком доверял политическому руководству. Но, исследования неумолимо выявили, что американская мистификация полётов на Луну состоялась при согласии и помощи со стороны высшего советского руководства . Разумеется, помощи небескорыстной. И поэтому совершенно теряет убедительность утверждение защитников НАСА: «Наши, если бы что было не так, сразу бы разоблачили!» . Нет, такое разоблачение было невыгодно тем, кто содействовал своему поражению в лунной гонке. В итоге в корне изменилось наше понимание истинного содержания лунной гонки. Что же сделало брежневское Политбюро для успеха лунной эпопеи? И на что оно променяло блестящие результаты самоотверженного труда десятков и сотен тысяч советских космических специалистов?

1968-1970: первая продажа Победы.
Облёт Луны советскими космонавтами подготовлен. ЦК: «НЕТ! ОТМЕНИТЬ!»

Знаменитый ныне корабль «Союз» создавался именно под задачу пилотируемого облёта Луны. Он до сих пор остаётся непревзойдённым и поэтому единственным средством доставки космонавтов на МКС. Для вывода «Союза» на окололунную орбиту была создана ракета УР-500 («Протон»). Она и сегодня – одна из самых мощных ракет в мире и вывела на орбиту основные модули МКС. А вот её американский аналог («Сатурн-1В») бесследно исчез в год ЭПАСа, видимо, «постеснявшись» неминуемого проигрыша в конкурентной борьбе. В беспилотном облётном варианте “Союз” назывался 7ЛК1 («Зонд»). У США ничего подобного советским «Зондам» не было. С 1967г. по 1970г. для отработки успешного возвращение на Землю были запущены 14 (четырнадцать!) запусков «Зондов» . (Пусть Вас не сбивает последующая нумерация «Зондов», так некоторые, в том числе, явно неуспешные, своих номеров не получали). На этом пути у советских специалистов были и успехи, и неудачи, но, в, конце концов, полный успех пришёл.

Илл.4. а) Спускаемый аппарат автоматического «Зонда-7», вернувшийся на Землю (1969 г.) после облёта Луны. б) Земля над лунным горизонтом, снятая «Зондом-7» при облёте Луны

4 апреля 1968 года у американцев провалились испытания лунной ракеты «Сатурн-5». А через 19 дней они объявили, что 21 декабря того же года пилотируемый корабль «Аполлон-8» облетит Луну. Генерал Н.П. Каманин, начальник Центра подготовки космонавтов (далее – ЦПК) записал в своём дневнике:

«продолжать выполнение своей программы полетов, не приспосабливая ее под американские трюки. Я предупредил всех, что будем готовить пилотируемый полет вокруг Луны на январь 1969 года, а если американцы успешно слетают на «Аполлоне-8», то отложим такой полет до апреля».

В ноябре 1968 года «Зонд-6» облетает Луну, успешно входит в атмосферу Земли, приближается к району посадки, но в последний момент не срабатывают парашюты. НАСА же в декабре уже сообщает, что «Аполлон-8» облетел Луну. В эти дни наши космонавты прямо - таки рвутся наступить на пятки американцам. Вот слова А.А.Леонова (он был назначен в экипаж для облёта Луны):

«Надо было идти на пилотируемый облёт Луны даже после того, как Фрэнк Борман облетел Луну. Программа высадки на Луну не отменена, посадку мы всё равно будем должны начать с облёта. Корабль есть. Разрешите лететь! ЦК: «Нет!» .

Что кроется за этим «нет»? Эмоции, досада? В настоящей политике правят не эмоции, а интересы собственной страны. Вот два соответствующих примера.4 октября 1957 года СССР запустил первый спутник. Американцы не заявили: «мы так расстроились, что не будем запускать свой спутник». Их первый спутник полетел через 4 месяца (31 января 1958 г.), а первая неудачная попытка была сделана уже 6 декабря 1957г.

12 апреля 1961 г. на орбиту полетел Ю. Гагарин. Почти через год (20 февраля 1962 г.) НАСА смогла сообщить, что американский корабль осуществил свой первый орбитальный полёт. Что это был за полёт, и был ли он орбитальным - тема для отдельной статьи. Главное, что американцы не стеснялись догонять или даже изображать, что они догоняют.

А, может быть, Политбюро разуверилось в надобности «Зондов» или в способностях советских специалистов? Тоже непохоже, потому что советским специалистам даётся ещё полтора года, чтобы полностью отработать «Зонды». И заслуженный успех приходит: в 1969 – 1970 г.г. наши специалисты осуществляют два полностью успешных запуска и возвращения «Зондов» №7 и №8. Путь к облёту Луны космонавтам открыт!

И тут совершенно неожиданно Политбюро снимает задачу пилотируемого облёта Луны. Два корабля, полностью оборудованные для пилотируемого облёта Луны, так и остаются на Земле. Получается, что автоматам Луну облетать можно, а космонавтам нельзя! Абсурд?

А это как посмотреть. Но одно стало очевидно – не забота о космонавтах лежала в основе первого запрета Политбюро на пилотируемый облёт Луны, произнесённого в декабре 1968 года.

Несостоятельны и утверждения о том, что Советский Союз решил выйти из лунной гонки по чисто экономическим причинам. Ежегодно СССР тратил в сотни раз большие средства на гонку вооружений. А эти средства в то время никто не собирался сокращать. К тому же разработка космических ракет была лишь относительно ничтожным по затратам ответвлением от гораздо более масштабной и затратной государственной задачи - ракетно – ядерного вооружения СССР. Так, для запуска первого спутника (ПС) понадобилась одна ракета Р7. А вскоре на боевое дежурство встали сотни ракет Р7. Сам же ПС был дешёвым металлическим шаром, снабженным радиопередатчиком и набитым аккумуляторами. Так что космическая гонка никак не могла разорить Советский Союз. А вот международный резонанс после запуска ПС был огромным.

Вернёмся к пилотируемому облёту Луны. Роль его для роста международного престижа СССР была бы огромна. Для этого проекта разрабатывались, как уже сказано, пара - корабль «Союз» и ракета «Протон». И здесь расходы по сравнению с расходами на гонку вооружений были мизерными. К этому стоит добавить, что оба эти изделия уже стократно окупили себя одними лишь коммерческими запусками. Да, и когда с деньгами на космические полёты туговато, ими не раскидываются и не выбрасывают на свалку «два корабля, полностью оборудованные для пилотируемого облёта Луны» . Так что тезис «космическая гонка» разоряла СССР, надуман недобросовестными авторами, и не выдерживает самой простой критики.

За всем сказанным проглядывает другая причина:

ПОЛИТБЮРО НЕ СТРЕМИЛОСЬ К ПОБЕДЕ В ЛУННОЙ ГОНКЕ, ХОТЯ ИМЕЛО ДЛЯ ЭТОГО ВСЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

Именно поэтому оно закрыло глаза на «облёт Луны» «Аполлоном-8» и на «высадку» «Аполлона-11». За какую цену? Об этом чуть ниже. Но пока «Зонды» не научились надёжно возвращаться на Землю, у Политбюро не было в загашнике действенного средства давления на американцев. «Аполлон - 8» «за хвост» вообще не ухватишь. Ведь он по сообщению НАСА только кружился вокруг Луны. А на орбитах следов не остаётся. Иное дело - первая «высадка» «Аполлона - 11». Высадиться и не наследить - невозможно. Одна посадочная ступень от лунного модуля, якобы остающаяся на Луне - это такой след, который, пролетая над местом высадки не заметить и невозможно. И вот тут двойной успех «Зондов» №7 и №8» дал Политбюро первое прекрасное средство для шантажа . Специалисты это успех восприняли, как открытие дороги для космонавтов, а для Политбюро «Зонды №7 и №8» были козырями для торга, которые они давно мечтали заполучить. Теперь, господа американцы, свои возможности облёта и контроля Луны мы продемонстрировали. И Ваши «высадки» – в наших руках. Будете скупиться - мы пошлём вокруг Луне не автоматические «Зонды», а полноценные корабли с экипажами. И они быстро установят, есть ли хоть что-нибудь на месте так называемых «высадок". Ну, а если договоримся, то экипажи не полетят, а Вы сможете продолжать свои «высадки на Луну». Шантаж? Конечно! Но на нём и стоит большая политика.

И так будет, как мы увидим, ещё не раз. Советским специалистам давали вплотную подойти к решению той или иной рубежной задачи лунной гонки. Но как только в конце туннеля бесконечных технических трудностей разгорался свет успеха, так тут же из ЦК следовала отмашка «СТОП!». Не потому ли, что шантаж и торг возможны только тогда, когда угроза вполне реальна, но не выполнена?

P.S.: Рассказ как бы о проекте ЭПАС будет достаточно долгим в силу как значительного объёма рассматриваемого материала, так и накопившихся вопросов относительно "странностей" российской и американской космических, да и не только космических программ. Будут неизбежные повторы уже известных части аудитории фактов и предположений. Много чего, короче, будет, но будет, я надеюсь, познавательно и интересно, особенно в тех случаях, когда знакомые и очевидные, казалось бы, факты и явления вдруг заиграют новыми неожиданными гранями и окажутся не такими уж и знакомыми…

И ещё об одном хотелось бы сразу предупредить: автор в оригинале своих статей в силу вполне понятных мне причин использует буквально огромную массу ссылок на сторонние источники. Я же, в отличие от него, никому ничего доказывать не планирую, а посему бОльшую часть этих зачастую, на мой взгляд, избыточных ссылок просто опущу, оставив только те, которые кажутся ЛИЧНО МНЕ значимыми. Въедливый читатель всегда сможет обратиться к источнику и воспользоваться тамошними ссылками.

Между советскими и американскими учеными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время они сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах. Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970-1971 годах, когда состоялся ряд встреч ученых и технических специалистов обеих стран. 26-27 октября 1970 года в Москве прошла первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На встрече были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Рукопожатие в космосе: программа "Союз-Аполлон" в архивных кадрах Запуск советского космического корабля "Союз-19" и американского "Аполлон" состоялся 40 лет назад, 15 июля 1975 года. Смотрите на архивных кадрах, как проходил первый совместный космический полет.

6 апреля 1972 года итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было положено практическое начало экспериментальному проекту "Аполлон-Союз" (ЭПАС).

В Москве председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали "Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях", которое предусматривало проведение в течение 1975 года стыковки советского космического корабля типа "Союз" и американского космического корабля типа "Аполлон" в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

Основными задачами программы было создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов совместного управления полетом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов.

Специально для совместного полета универсальный стыковочный узел — лепестковый или, как его еще называют, "андрогинный". Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся кораблей, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации.

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. "Аполлон" проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к "Аполлону" приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В "Союзе" из-за этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль "Аполлона" с одним оставшимся там астронавтом должен был герметизироваться.

В марте 1973 года НАСА объявило состав экипажей корабля "Аполлон". В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (Thomas Stafford), Вэнс Бранд (Vance Brand) и Дональд Слейтон (Donald Slayton), в дублирующий — Алан Бин (Alan Bean), Рональд Эванс (Ronald Evans) и Джек Лаусма (Jack Lousma). Спустя два месяца были определены экипажи корабля "Союз". Первый экипаж — Алексей Леонов и Валерий Кубасов, второй — Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, третий — Владимир Джанибеков и Борис Андреев, четвертый — Юрий Романенко и Александр Иванченков. Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП (Центр управления полетами).

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был осуществлен полет модернизированного корабля "Союз-16" с экипажем — Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности, испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения совместных научных экспериментов и др.

15 июля 1975 года запуском кораблей "Союз-19" и "Аполлон" начался завершающий этап проекта. В 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

16 июля экипажи обоих космических кораблей занимались ремонтными работами: на "Союзе-19" была обнаружена неисправность в телевизионной системе, а на "Аполлоне" при сборке стыковочного механизма на земле была допущена ошибка. Космонавты и астронавты сумели устранить неисправности.

В это время происходили маневры и сближение двух космических кораблей. За два витка до стыковки экипаж "Союза-19" установил с помощью ручного управления орбитальную ориентацию корабля. Поддержание ее выполнялось автоматически. На участке сближения кораблей в период подготовки к каждому маневру управление обеспечивала реактивная система и цифровой автопилот "Аполлона".

17 июля в 18.14 по московскому времени (мск) началась конечная фаза сближения кораблей. "Аполлон", раньше сзади догонявший "Союз-19", вышел на 1,5 километра впереди него. Стыковка (касание) кораблей "Союз-19" и "Аполлон" была зафиксирована в 19.09 мск, обжатие стыка — в 19.12 мск. Корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

После грубой проверки герметичности в корабле "Союз-19" был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и начата точная проверка герметичности. Затем тоннель между стыковочным модулем "Аполлона" и бытовым отсеком "Союза" был наддут до 250 миллиметров ртутного столба. Космонавты открыли люк бытового отсека "Союза". Через несколько минут был открыт люк стыковочного модуля "Аполлона".

Символическое рукопожатие командиров кораблей произошло в 22.19 мск.

Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле "Союз-19" наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъемки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства Международной авиационной федерации (ФАИ) о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед.

На следующий день был проведен второй переход — астронавт Бранд перешел в "Союз-19", а командир "Союза-19" Леонов — в стыковочный отсек "Аполлона". Члены экипажей были подробно ознакомлены с оборудованием и системами другого корабля, были проведены совместные телерепортажи и кинофотосъемки, физические упражнения и др. Позже были совершены еще два перехода.

На борту кораблей "Союз" и "Аполлон" состоялась первая в мире международная пресс-конференция в космосе, во время которой космонавты и астронавты ответили по радио на вопросы корреспондентов, передаваемые с Земли из советского и американского пресс-центров.

Полет космических кораблей в состыкованном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд.

Корабли расстыковались в 19 июля в 15.03 мск. Затем "Аполлон" отошел на 200 метров от "Союза-19". После проведения эксперимента

"Искусственное солнечное затмение" космические корабли опять сблизились. Произошла вторая (тестовая) стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат "Союза-19". Стыковочное устройство сработало без замечаний. После проведения всех проверок в 18.26 мск началось расхождение космических кораблей. Второй раз в состыкованном состоянии корабли находились два часа 52 минуты 33 секунды.

По завершении совместной и собственных программ полета экипаж "Союза-19" успешно совершил посадку 21 июля 1975 года вблизи города Аркалык в Казахстане, а 25 июля приводнился в Тихом океане командный модуль корабля "Аполлон". При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб.

Полет подтвердил правильность технических решений по обеспечению совместимости средств сближения и стыковки будущих пилотируемых космических кораблей и станций.

Сегодня стыковочными системами, разработанными для космических кораблей "Союз-19" и Аполлон", пользуются практически все участники космических полетов.

Успех программы во многом был обусловлен большим опытом экипажей американского и советского кораблей.

Опыт успешного осуществления программы "Союз-Аполлон" послужил хорошей основой для проведения в последующем международных космических полетов по программе "Мир"-Shuttle, а также для создания с участием многих государств мира и совместной эксплуатации Международной космической станции (МКС).

15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» в СССР и «Аполлон» в США начался первый в истории человечества совместный космический полет представителей разных стран.

Контакты между советскими и американскими учеными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время они сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах.

Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970-1971 годах, когда состоялся ряд встреч ученых и технических специалистов обеих стран.

26-27 октября 1970 года в Москве прошла первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На встрече были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Рукопожатие в космосе: программа Союз-Аполлон в архивных кадрах

© РИА Новости

Рукопожатие в космосе: программа «Союз-Аполлон» в архивных кадрах

6 апреля 1972 года итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было положено практическое начало экспериментальному проекту «Аполлон-Союз» (ЭПАС).

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях», которое предусматривало проведение в течение 1975 года стыковки советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

Основными задачами программы было создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов совместного управления полетом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов.

Специально для совместного полета разработали универсальный стыковочный узел - лепестковый или, как его еще называют, «андрогинный». Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся кораблей, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации.

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к «Аполлону» приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В «Союзе» из-за этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль «Аполлона» с одним оставшимся там астронавтом должен был герметизироваться.

Союз-Аполлон

© РИА Новости, Инфографика

Миссия «Союз-Аполлон»

В марте 1973 года НАСА объявило состав экипажей корабля «Аполлон». В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (Thomas Stafford), Вэнс Бранд (Vance Brand) и Дональд Слейтон (Donald Slayton), в дублирующий - Алан Бин (Alan Bean), Рональд Эванс (Ronald Evans) и Джек Лаусма (Jack Lousma). Спустя два месяца были определены экипажи корабля «Союз». Первый экипаж - Алексей Леонов и Валерий Кубасов, второй - Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, третий - Владимир Джанибеков и Борис Андреев, четвертый - Юрий Романенко и Александр Иванченков. Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП (Центр управления полетами).

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был осуществлен полет модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем - Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности, испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения совместных научных экспериментов и др.

15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон» начался завершающий этап проекта. В 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

16 июля экипажи обоих космических кораблей занимались ремонтными работами: на «Союзе-19» была обнаружена неисправность в телевизионной системе, а на «Аполлоне» при сборке стыковочного механизма на земле была допущена ошибка. Космонавты и астронавты сумели устранить неисправности.

В это время происходили маневры и сближение двух космических кораблей. За два витка до стыковки экипаж «Союза-19» установил с помощью ручного управления орбитальную ориентацию корабля. Поддержание ее выполнялось автоматически. На участке сближения кораблей в период подготовки к каждому маневру управление обеспечивала реактивная система и цифровой автопилот «Аполлона».

17 июля в 18.14 по московскому времени (мск) началась конечная фаза сближения кораблей. «Аполлон», раньше сзади догонявший «Союз-19», вышел на 1,5 километра впереди него. Стыковка (касание) кораблей «Союз-19» и «Аполлон» была зафиксирована в 19.09 мск, обжатие стыка - в 19.12 мск. Корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

После грубой проверки герметичности в корабле «Союз-19» был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и начата точная проверка герметичности. Затем тоннель между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» был наддут до 250 миллиметров ртутного столба. Космонавты открыли люк бытового отсека «Союза». Через несколько минут был открыт люк стыковочного модуля «Аполлона».

Символическое рукопожатие командиров кораблей произошло в 22.19 мск.

Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле «Союз-19» наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъемки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства Международной авиационной федерации (ФАИ) о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед.

На следующий день был проведен второй переход - астронавт Бранд перешел в «Союз-19», а командир «Союза-19» Леонов - в стыковочный отсек «Аполлона». Члены экипажей были подробно ознакомлены с оборудованием и системами другого корабля, были проведены совместные телерепортажи и кинофотосъемки, физические упражнения и др. Позже были совершены еще два перехода.

На борту кораблей «Союз» и «Аполлон» состоялась первая в мире международная пресс-конференция в космосе, во время которой космонавты и астронавты ответили по радио на вопросы корреспондентов, передаваемые с Земли из советского и американского пресс-центров.

Полет космических кораблей в состыкованном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд.

Корабли расстыковались в 19 июля в 15.03 мск. Затем «Аполлон» отошел на 200 метров от «Союза-19». После проведения эксперимента

«Искусственное солнечное затмение» космические корабли опять сблизились. Произошла вторая (тестовая) стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат «Союза-19». Стыковочное устройство сработало без замечаний. После проведения всех проверок в 18.26 мск началось расхождение космических кораблей. Второй раз в состыкованном состоянии корабли находились два часа 52 минуты 33 секунды.

По завершении совместной и собственных программ полета экипаж «Союза-19» успешно совершил посадку 21 июля 1975 года вблизи города Аркалык в Казахстане, а 25 июля приводнился в Тихом океане командный модуль корабля «Аполлон». При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб.

Полет подтвердил правильность технических решений по обеспечению совместимости средств сближения и стыковки будущих пилотируемых космических кораблей и станций.

Сегодня стыковочными системами, разработанными для космических кораблей «Союз-19» и Аполлон», пользуются практически все участники космических полетов.

Успех программы во многом был обусловлен большим опытом экипажей американского и советского кораблей.

Опыт успешного осуществления программы «Союз-Аполлон» послужил хорошей основой для проведения в последующем международных космических полетов по программе «Мир» - Shuttle, а также для создания с участием многих государств мира и совместной эксплуатации Международной космической станции (МКС).

Константин Богданов, для РИА Новости.

15 июля 1975 года с интервалом в несколько часов в космос стартовали два космических корабля: советский «Союз-19» и американский «ASTP Apollo». Начался ЭПАС — экспериментальный полет «Союз-Аполлон» , первая международная инициатива в области пилотируемой космонавтики.

Устали от гонки

По планете шествовали 1970-е годы, «золотая осень» Западного мира, отягощенная экономическим и энергетическим кризисами, левым террором, а порой и весьма жесткой реакцией на бурные и своенравные 60-е. После погашенного Кубинского кризиса и окончания войны во Вьетнаме входила в силу «разрядка международной напряженности»: Советский Союз и США шаг за шагом сближали позиции по ограничению наступательных вооружений. Готовилось Хельсинкское соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе. В таких условиях было невозможно переоценить политическую значимость совместного полета на орбиту советского и американского космических кораблей — после напряженной гонки приоритетов предыдущего десятилетия. Довольно болезненно пощелкав друг друга по носу (с итоговым счетом 1:1 — нам достался спутник и первый пилотируемый полет, американцы же первыми освоили Луну), потеряв общим счетом восемь человек и просадив кучу денег, которые почти никто не считал, сверхдержавы слегка утихомирились, и были готовы «посотрудничать» (хотя бы и на камеру).

Предысторию проекта можно проследить еще в начале 1960-х. В 1963 году Джон Кеннеди, то ли в шутку, то ли всерьез, предлагал Хрущеву идею совместной советско-американской лунной экспедиции. Никита Сергеевич, вдохновленный успехами КБ Сергея Королева, отказался, держа марку советской империи, которая должна «похоронить» Америку.

Второй раз о совместных программах заговорили в 1970 году. Только что чудом вернулся с лунной орбиты искалеченный взрывом «Аполлон-13» . Одной из декларируемых тем совместной программы была отработка международных операций по спасению аварийных кораблей. Декларация, прямо скажем, чисто политическая: ситуация на орбите обычно развивается настолько быстро, что подготовить и вовремя отправить в космос спасательную экспедицию даже при полной инженерно-технической совместимости практически невозможно.

В мае 1972 года программа совместного полета со стыковкой на орбите была окончательно утверждена. Специально для этого полета разработали универсальный стыковочный узел — лепестковый или, как его еще называют, «андрогинный». (Второе название связано с классическим инженерным жаргоном в различении активных и пассивных частей соединения — «папа» для центрального штыря и «мама» для приемного конуса.) Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации. Кроме того, в условиях данных политических рамок никому не хотелось и отбояриваться от скабрезностей на тему того, кто будет «папой», а кто — «мамой». Впоследствии андрогинные узлы прижились в космосе, их разрабатывали для «Бурана» в 1989 году и применяли при стыковках «шаттлов» к станции «Мир» в 1994-98 годах. Стыковочный порт МКС для «шаттлов» тоже сделан андрогинным. По-видимому, это самое заметное наследие программы «Союз-Аполлон».

Экипаж и казус с марками

Командиром экипажа «Союза-19» выбрали Алексея Леонова — пожалуй, самого известного в мире отечественного космонавта после Юрия Гагарина, человека, первым шагнувшего в открытый космос. Леонову в чем-то не повезло: после своего триумфального полета в 1965 году он стал начальником группы советских космонавтов, готовившихся к отправке на Луну. Но программа «Зонд» отставала от успехов американского «Аполлона», надежность техники оставалась низкой, и пришедший на смену покойному Сергею Королеву Василий Мишин перестраховался и не дал согласие на пилотируемый облет Луны. В результате первым успел Фрэнк Борман на «Аполлоне-8», а затем начались проблемы с чудовищным детищем отечественной космонавтики — тяжелой лунной ракетой Н-1. Леонов за все это время в космосе так и не побывал. Пару Леонову в качестве бортинженера составил Валерий Кубасов, член экипажа экспедиции «Союза-6», впервые поставившей уникальный эксперимент по сварке в космическом вакууме.

Главой американской экспедиции был выбран Том Стаффорд — командир «Аполлона-10», второго пилотируемого корабля, облетевшего Луну. Миссия десятого «Аполлона» в основном запомнилась как генеральная репетиция полета Нила Армстронга. Стаффорд и Юджин Сернан (будущий командир «Аполлона-17», последней на сегодня пилотируемой лунной экспедиции планеты Земля) отстыковывали лунный модуль и сближались с поверхностью ночного светила. Но на саму Луну Стаффорд в итоге так и не попал.

Первоначально компанию Стаффорду в качестве пилота командного модуля должен был составить Джон Суайгерт — один из героев аварийной эпопеи «Аполлона-13». Однако он попал в очень неприглядную историю, более известную как «скандал с марками Аполлона-15». Как оказалось, экипаж «Аполлона-15» нелегально провез на Луну и обратно 398 конвертов с почтовыми марками, посвященными полету, с целью нажиться на их перепродаже после возвращения. Суайгерт на пятнадцатом «Аполлоне» не летал, не числился он и среди дольщиков этого нелегального бизнеса, однако был в курсе происходящего в отряде астронавтов. При проведении служебного расследования он в довольно резкой форме отказался давать показания. По результатам следствия, помимо основных виновников, рикошетом досталось и Суайгерту: вместо него в экипаж будущей советско-американской экспедиции включили новичка Вэнса Бренда, до того в космос не летавшего.

Третьим к Стаффорду и Бренду отрядили Дональда Слейтона, заместителя директора НАСА по комплектованию экипажей. История этого человека драматична. Он — единственный из первой семерки американских астронавтов (той самой «Original Seven»), который так ни разу и не побывал в космосе: то в последний момент отменили третий суборбитальный полет «Меркурий-Редстоун», то уже потом, во время подготовки планового полета на орбиту, возникли трудности со здоровьем. Наконец, настал и час Слейтона, причем ему доверили важную роль — пилота стыковочного модуля.

Едва дыша

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 мм ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к «Аполлону» приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с советской. В «Союзе» же ради такого случая снизили давление до 520 мм.рт.ст. При этом командный модуль «Аполлона» с одним оставшимся там астронавтом герметизировался.

17 июля в 16:12 по Гринвичу корабли успешно соединились на орбите. Потянулись минуты выравнивания атмосфер. Наконец люк отдраили, и Леонов со Стаффордом пожали друг другу руки через шлюзовой тоннель, проигнорировав, по-видимому, не действующую в космосе русскую примету «через порог не здороваются».

Состыкованные корабли находились на орбите почти двое суток. Экипажи знакомились с оборудованием товарищей, проводили научные эксперименты и довольно много внимания уделяли телетрансляциям на Землю. Не обошлось и без традиционных подначек. Алексей Леонов перед телекамерами с серьезнейшим видом вручил американцам тюбики, в которых, судя по надписям, содержалась водка, и уговорил коллег выпить, хотя и «не положено». В тюбиках, естественно, была не водка, а обычный борщ, этикетки же известный шутник Леонов наклеил заранее.

Последовала расстыковка, а потом «Союз-19» через два витка вновь соединился с «Аполлоном», отрабатывая использование стыковочного узла. Здесь активную сторону играли американцы, и Слейтон, руливший двигателями, случайно дал сильный импульс, перегрузив выдвинутые и уже защелкнувшиеся амортизаторы «Союза». Спас многократный запас прочности штоков стыковочного узла.

«Политический полет» закончился сравнительно удачно, несмотря на возникавшие сложности. «Союз» ушел на обратно на Землю, а «Аполлон» еще трое с лишним суток находился на орбите, и лишь потом приводнился в Тихом океане. При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб. Тем не менее, риск был огромен: по свидетельства врачей, астронавты «схватили» 75% летальной дозы.

На этом история совместных космических программ взяла паузу. Впереди светился Афганистан, «звездные войны» и последний истерический пароксизм холодной войны. Возобновятся совместные пилотируемые полеты со стыковками только через двадцать лет, с программы «Мир-Шаттл» и проекта Международной космической станции.

Но словосочетание «Союз-Аполлон» прочно отложилось в памяти. Для кого-то — началом открытого и честного международного сотрудничества в космосе, для кого-то — примером дорогостоящей показухи планетарного масштаба, а кто-то в связи с ним вспоминает исключительно соседнюю табачную лавку.

В июле 1975, 40 лет назад, на высоте 200 километров над Землей встретились два космических корабля: "Союз" и "Аполлон". Подготовка эксперимента длилась 3 года. Для кораблей "Союз" и "Аполлон" был разработан универсальный стыковочный механизм и специальный переходный отсек. Экипажи в прямом смысле слова научились дышать одним воздухом: до этого полета единой системы жизнеобеспечения не было. Встреча на орбите стала началом на космическом комплексе "Мир", а позднее и на Международной космической станции.

1975 год, 15 июля. В нейтральном космосе состыковались два корабля "Союз" и "Аполлон". На высоте 200 километров над Землей встретились две политические системы, два разных мира.

Вот он — первый космический поезд в масштабе один к одному — связка двух совершенно разных кораблей. Именно так они выглядели в связке на орбите. Программе ЭПАС — экспериментальный полет Аполлон-Союз, суждено было стать прообразом Международной космической станции и символом сотрудничества в космосе.

Инженер по системам стыковки Виктор Павлов, руководитель управления полетами Виктор Благов и космонавт Александр Иванченков. Тогда сотни людей стали работать над важнейшим проектом, чтобы состоялась историческая встреча!

"Вместо того, чтобы заниматься холодной войной, мы занялись сотрудничеством в космосе. Я отмечу, что смелости такой набралась единственная отрасль - космическая", — вспоминает руководитель полетами Виктор Благов.

В 1972 году США и СССР договорились о создании совместных систем для спасения экипажей в космосе. На двух континентах начались разработки стыковочных узлов и адаптация систем радиосвязи.

"Конечно, была колоссальная наземная подготовка, колоссальная работа по сопряжению интерфейсов, и это все сработало", — говорит Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

Чтобы стыковка была успешной, космические корабли серьезно дорабатывали. Дело в том, что внутренняя атмосфера кораблей различалась: так американская техника и люди работали в чисто-кислородной среде, советские аппараты — на воздушно-газовых смесях, то есть в обычном воздухе.

"Сейчас американцы летают с воздухом, так же, как и мы", — рассказывает Виктор Благов.

Стыковочные узлы не подходили друг другу. Систему стыковки разработали заново. Сделали АПАС - андрогинно-периферийный агрегат стыковки.

"Системы несовместимые, системы штырь-конус. Кому быть штырем, а кому конусом - была проблема. И тут было трудно договориться. Все хотят быть активными, все хотят быть сильными, все хотят быть штырями", — объясняет Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

15 июля 1975 года с Байконура стартовал корабль "Союз-19" с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым.

Несколько часов спустя с космодрома во Флориде взлетел "Аполлон-18" с Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

На советском корабле отказала камера цветного изображения. Это было ЧП. Впервые Москва транслировала запуск на весь мир и полет в прямом эфире. Решили провести ремонт аппаратуры уже в космосе. Не заладилось и у американцев. При перестыковке шлюзового отсека стало ясно, историческая встреча — на грани срыва. Открытию люков мешает кабель.

"Это означало, что мы состыковаться состыкуемся, а переход не получится, в шлюз мы войдем, а в "Аполлон" мы не войдем", — говорит Виктор Благов, руководитель полетами РКК "Энергия".

Стыковались на орбите дважды. Первый раз — 17 июля. Активным был узел американского корабля. Эта первая стыковка и вошла в историю.

"Открываю люк и вижу перед собой улыбающееся лицо Тома Стаффорда. Я взял его за руку, и я его втащил к себе в корабль", — вспоминает лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов.

После этого полета экипажи стали лучшими друзьями. А в 2004 году Томас Стаффорт усыновил двух российских мальчиков из детского дома. Каждый раз, встречаясь, все участники того исторического события отмечают: без стыковки "Союз-Аполлон" не было бы ни программы "Мир-Шаттл", ни МКС, ни особо доверительного отношения между российскими космонавтами и американскими астронавтами.