Конспект занятия по аппликации "скворечник для скворца". Скворец, конспект занятия по ознакомлению с природой Занятие по аппликации в средней группе скворечник

Цели:

Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе.
Познакомить с особенностями жизни скворцов.
Развивать интерес к жизни птиц.
Обогащать словарь детей: пернатые, веснянка, скворец, скворечник, леток, насест.
Закрепить знания о форме и цвете.
Продолжать учить детей выкладывать и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей.
Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.

Оборудование:

Картинки с изображением скворца, кукла «Весна» в народном стиле; собака на картинке или в виде игрушки; кормушка настоящая за окном или на картинке; записи пения скворца и фоновой музыки; материал и оборудование для аппликации.

Скворец

Предварительная работа:

Разучивание заклички:

Весна, Весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью,
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!

Просмотр м/ф «Про кота, Васю и охотничью катавасию».
Наблюдение за скворцами во время прогулки.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте о каком времени года эта загадка:

Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло нам принесла … Весна.

Ребята, а вы заметили приход весны? По каким признакам?

Весна только вступает в свои права, гонит зиму со двора. А зима не спешит уходить – нет, да и напомнит о себе снежком или ледяным ветром. В старину ребята делали вот такую куклу, носили ее повсюду и зазывали весну специальными закличками – веснянками. Мы с вами недавно разучили одну из них.

Ты, зима, иди на север –
хватит тут озорничать!
Выходи скорей, ребята,
Весну будем зазывать!

(Дети идут по групповой комнате, передают друг другу куклу «Весна» и хором декламируют закличку-веснянку).

Как вы думаете, ребята, почему в народе часто говорят «весна-красна»? Потому что весна красивая. Чем же она красива? Появляются трава, листья на деревьях, начинается цветение растений, прилетают птицы и поют свои песни, пробуждаются от зимней спячки животные, солнце ярче светит и пригревает.
А еще день становится длиннее. Послушайте, как написал об этом поэт В. Берестов в своем стихотворении «Песенка весенних минут»:

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!

С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кого называют пернатыми друзьями? Как вы думаете, почему птиц называют пернатыми друзьями? Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Пальчики – голова птицы, ладони – крылья. (Большие пальцы переплетены, остальные сомкнуты). Сидит птица на земле. Вот она взлетела и полетела вверх, а теперь полетела направо, спустилась вниз, полетела налево. Вот птица летит медленно, быстрее, еще быстрее, и снова замедляет полет. Тихо опустилась на землю.

Самыми первыми прилетают скворцы. Откуда они прилетают? А зачем скворцы улетали в теплые края? Мы не раз наблюдали за ними, но взгляните на эту картинку – на ней можно внимательно рассмотреть скворца. (Показ картинки). Расскажите, какой он – скворец? (При затруднении задать наводящие вопросы: какого цвета окраска перьев, какой величины хвост, клюв и т. п.) Скворец весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост.

А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной?
Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов.

Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев ли в специальных домиках, построенных для них людьми. Знаете ли вы, как называются эти домики? Скворечники. Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки). Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток. Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? Потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.
Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше. А сейчас послушайте его собственное пение. Поет скворец. (Включается запись пения скворца).

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет:
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

К концу весны у скворцов появятся птенцы. Они громко пищат, когда родители приносят им в клювах червяков или жуков. Скворец в это время мало поет: он очень занят – добывает еду для детей. Ведь они быстро растут и каждым днем им нужно все больше пищи. Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.
Только летом птенцы станут взрослыми – вылетят из скворечника и начнут кормиться сами, собираясь в большие стаи. Вы знаете, что такое стая? Это группа птиц, собравшихся вместе.

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летали скворушки-скворцы.
Все летели, песни распевали,
Крыльями махали.
(Махи руками)

Стайкою на землю сели,
Червячков они поели.
(Развернуться в сторону кормушки)

Клю, клю, клю, клю,
(Сесть на корточки)

Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю.
(Указательными пальцами постучать по полу)

Перышки почистим,
Чтобы были чище.
(Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
(Развернуться в сторону деревьев за окнами)

Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.

Тут собака прибежала
И скворцов всех распугала
(Развернуться в сторону собаки - игрушка или картинка)

Гав-гав-гав, скворцы взлетели,
И в скворечник полетели.
(Махи руками)

Аппликация «Скворечник»

Детям предлагается лист бумаги с нарисованным коричневым карандашом деревом. Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), треугольника (крыша), круга (леток) и полоски (насест). Воспитатель интересуется, на какие геометрические фигуры похожи детали скворечника, какого они цвета, какие детали одинаковы по цвету. Затем дети наклеивают изображение под фоновую музыку. Воспитатель просит сделать аккуратный ровный скворечник, ведь в плохом домике птицы не захотят поселиться. Только после этого к каждому готовому скворечнику прилетает скворец (вырезанный из черной бумаги силуэт птицы с белыми крапинками), которого дети наклеивают на жердочку. В дальнейшем можно продолжить работу на этом листе, нарисовав зеленые листочки (примакиванием кистью) и наклеив скрученные из салфеток шарики (цветки на дереве) с нарисованной желтым маркером серединкой.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
В группу влетает птица.
«Здравствуйте, дети! Я принесла вам письмо»

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Здравствуй, птичка-невеличка.
Спасибо за письмо» (предлагает детям прочитать письмо)

Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)

Воспитатель: Молодцы. Да, это время года весна. Назовите мне какие признаки весны вы знаете, отличающие её от зимы, лета и осени. (Ответы детей)

Да многие птицы возвращаются к нам весной: ласточки, утки, грачи и скворцы (слова сопровождаются показом картинок с изображением соответствующих птиц).
Послушайте, что вы услышали? (птички поют)

А как вы думаете, почему они так радуются? (весна пришла).

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…

Да есть птицы, которые зимовали у нас, а другие только прилетели. Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. А вот скворец не строит гнезда. Где же живет скворец? (Ответы детей)
(Самыми первыми из теплых краев прилетают скворцы, а домик называется скворечник).

Скворец не строит гнезда, он к скворечнику летит. А кто делает для скворцов домик? (Человек.)
ПТИЧКА: «Наступила весна. Птицы прилетели из теплых краев, а домиков у нас нет. Помогите нам».
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Дети поможем птичкам?»
ДЕТИ: «ДА»

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА «ПТИЧКИ»

Ну-ка, птички, полетели Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели, Медленно приседают.
Поклевали зернышки, Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке, Кружатся на месте.
Водичку попили, Двигают носом сверху вниз.
Перышки помыли, Ставят руки на пояс, двигают локтями.
В стороны посмотрели, Смотрят по сторонам.
И на стулья тихо сели.

Рассматривание картины «Скворец» Воспитатель показывает и спрашивает, дети отвечают: Давайте ещё раз выделим основные части скворечника и то, какой они формы: сам домик - (Прямоугольной формы), крыша - (Треугольной), лаз с помощью которого скворец, как через дверь, проникает в свой домик – (круглой), а снизу у лаза - длинная, узкая дощечка - жердочка (Маленький прямоугольник).

Воспитатель: ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1.Из какой геометрической фигуры, какого цвета мы построим скворечник?
2.Из какой геометрической фигуры, какого цвета построим крышу?
3.Как они расположены?
4.На какую геометрическую фигуру похож вход в скворечник и какого он цвета?
5.Где мы наклеим жердочку?

ПОКАЗ расположения частей на фланелеграфе. Смотрите, ребята, какую геометрическую фигуру я взяла? Правильно, сначала я беру прямоугольник и кладу посередине дерева. Сейчас какую геометрическую фигуру я взяла? … (Треугольник) и кладу его на прямоугольник. Смотрите, крыша у меня наклеена прямо на скворечник, точно посередине, чтобы не упала. Потом наклеиваю (Круг), вход в скворечник. Какого цвета круг я положила? И последней наклеиваю жердочку, точно под входом, вот так. Куда я наклеиваю жердочку? Вот какой скворечник получился, прямо дворец!

А сейчас пройдите на свои места. Составьте у себя на листах скворечник без клея. Клеить ничего пока не надо. Получился у вас скворечник? Какую геометрическую фигуру мы положили первую? Какую сверху?

Рассмотреть образец. Вспомнить из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть, какого цвета. Предложить вначале выложить скворечник на столе. Спросить какую часть дети наклеют первой. Выполнение работ детьми. По ходу помочь затрудняющимся советом.

Воспитатель: Молодцы. Теперь настало время наклеить для скворцов домик. Покажите мне, пожалуйста, как вы будете держать кисточку? Клея будем набирать совсем чуть-чуть, чтобы аккуратно приклеивать части.

Приступайте к работе. (Дети наклеивают изображение под фоновую музыку)
Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), треугольника (крыша), круга (леток) и полоски (насест).
По ходу работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

После окончания аппликации.
Воспитатель: Замечательные скворечники у вас получились. А вы, ребята, как думаете, красивые вы домики наклеили? (Да.) А почему? (Потому что старались.) Ребята, посмотрите, а к нам прилетели скворцы. Сколько их? Я думаю, что скворцам очень понравились домики, и они с удовольствием поселятся в них и своим друзьям расскажут о ваших домиках, где они смогут все поселиться. Птички очень довольны и говорят вам спасибо

«Мы построили скворечник-
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле нашего крыльца»

Название: Конспект НОД по аппликации на тему «Скворечник»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, аппликация

Должность: воспитатель
Место работы: МДОБУ ДС № 39 МО Кореновский район
Месторасположение: город Кореновск, Кореновский район, Краснодарский край

НОД по аппликации «Скворечник». Воспитатель Кривенченко С.А.

Тема: Скворечник.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое творчество» (аппликация), «Познание» (формирование целостной картины мира).

Задачи:

образовательная : учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму частей предмета (прямоугольная, круглая, треугольная);

развивающая : развивать цветовое восприятие, восприятие формы, развитие ручной умелости, мелкой моторики;

воспитательная: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание сделать приятное окружающим.

Материал и оборудование : альбомный лист с изображением дерева, поднос с готовыми разноцветными фигурами: домик, крыша, окошко, скворец; образец готовой работы, скворечник; клей, салфетка; иллюстрации с изображением скворца; Сорока-белобока; аудиозапись; угощение.

Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: Доброе утро!

Дети: Доброе утро!

Пальчиковая игра «С добрым утром!»

Игра выполняется стоя.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

(Указательными пальцами поглаживайте область вокруг глаз, а затем из указательных и больших пальцев сложите «очки» и посмотрите в них.)

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

(Ладонями поглаживайте уши, затем сделайте «ушки» из ладошек на макушке и пошевелите ими.)

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

(Поглаживайте то одну, то другую ручки с обеих сторон, потрясите и пощипайте все пальчики, а затем похлопайте в ладоши.)

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

(Поглаживайте коленки, спускаясь к щиколоткам, а затем потопайте ножками.)

С добрым утром, солнце!

Я проснулся (проснулась)!

Введение в тему.

Беседа о приметах весны, о перелетных птицах.

Воспитатель: - Ребята, слышите, к нам ещё кто-то спешит?

(Летит Сорока - белобока, облетев круг, останавливается в центре)

Воспитатель: - Сорока летит, новости на хвосте несёт!

Сорока:- Здравствуйте, ребята, я весёлая Сорока, я — Сорока — белобока!

Новость слышала в лесу! Расскажу всему я свету, что зимы давно уж нету!

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Дети: - Весной!

Воспитатель: - Какое сейчас время года?

Дети: - Весна!

Воспитатель: - Почему Вы решили, что сейчас время года весна?

Дети: - Растаял снег; бегут ручьи; сильнее пригревает солнце; появляются цветы: подснежники, травка; набухают почки на деревьях и кустарниках; птицы возвращаются из тёплых краёв, появляются насекомые: жучки, бабочки, муравьи; люди одеваются легче.

Воспитатель: - Правильно, ребята, всё это происходит весной. Весна — замечательное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна.

Сорока: - Вот, вот, птицы все возвращаются, птенцов выводить собираются, а домиков всем не хватает?

Воспитатель: - Ребята, а как люди заботятся о птицах весной?

Дети: - Строят домики.

Воспитатель: - Правильно, люди строят для птиц:

«Домик без окон, только вход есть да балкон.

В дом забраться не легко, он над нами высоко!

Ни ступенек, ни крыльца.

Для какого ж он жильца?»

Дети: - Для скворца.

Беседа по картине с изображением скворца.

(Показ картинки с изображением скворца.)

Воспитатель. - Как выглядит скворец?

Дети. На нем надета белая рубаха, шляпа, фрак, а на ногах ничего нет.

Воспитатель. - Ребята, а вы знаете, что скворцы - перелетные птицы и прилетают они весной самыми первыми?

Дети. - Да.

Воспитатель. - А откуда они прилетают, вы знаете?

Дети. - Из теплых краев.

Воспитатель. - А зачем они туда улетали?

Дети. - Чтобы не замерзнуть зимой.

Воспитатель: - Как называется дом для скворца?

Дети: - Скворечник.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, мы с вами можем помочь птицам? Как?

Дети: -Делать скворечники.

Показ скворечника.

Сегодня мы будем с вами делать аппликацию скворечника

Взгляните на скворечника. (Показ).

Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток.

Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»?

Потому что птицы влетают в него.

Дидактическая игра «Где чей домик»

Предложить детям рисунки с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Нужно прикрепить животных около их домиков.

И скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь. Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше. А сейчас послушайте его собственное пение. Поет скворец. (Включается запись пения скворца) .

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет:

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Аппликация.

Показ приемов аппликации.

Воспитатель: - Мы сегодня, с вами выполним аппликацию «Скворечник». -Посмотрите, я уже выполнила аппликацию.(Показывает образец)

Из какой геометрической фигуры сделан сам домик — скворечник?

Дети: - Из квадрата.(Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: - Какого цвета квадрат?

Дети: - Жёлтого. (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: - Из какой геометрической фигуры сделана крыша домика?

Дети: - Из треугольника. (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: - Какого цвета треугольник?

Дети: - Зелёного.(Индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: - Из какой геометрической фигуры сделано окошко?

Дети: - Из круга.(Индивидуальный ответы детей).

Воспитатель: - Какого цвета круг?

Дети: - Красного. (Индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: - Посмотрите, сначала я наклею домик, размещаю его на дереве. (Показ воспитателя, напоминание приёмов апплицирования). Затем наклеиваю крышу, в верху домика. И окошко — на середину квадрата. Вот и получился домик — скворечник.

С какой фигуры начнём наклеивать сам домик?

Дети: - С квадрата. (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: - Что будем наклеивать затем? Где?

Дети: - Крышу, в верху домика.(Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: - Что будем наклеивать в последнюю очередь? Где?

Дети: - Круг — это окошко, на середину квадрата. (Индивидуальные ответы детей)

Физкультурная минутка «Птички»

Ну-ка, птички, полетели Дети медленно бегут друг за другом.

Полетели и присели, Медленно приседают.

Поклевали зернышки, Двигают носом сверху вниз.

Поиграли в полюшке, Кружатся на месте.

Водичку попили, Двигают носом сверху вниз.

Перышки помыли, Ставят руки на пояс, двигают локтями.

В стороны посмотрели, Смотрят по сторонам.

И на стулья тихо сели.

Аппликация «Скворечник»

Займите свои места. А Сорока - белобока отдохнет, и посмотрит, как вы будете трудиться.

(Дети работают самостоятельно, звучит музыкальное сопровождение, воспитатель помогает, дети, правильно разложившие детали, приступают к работе.)

Рефлексия.

(Выполненные работы воспитатель вывешивает на доске.)

Ребята, что же мы сегодня с вами сделали? Как вы думаете у нас получились скворечники?

Дети:- Скворечники. Да.

Сорока: - Спасибо вам, ребята, вы нам очень помогли, позаботились о птицах и их будущих птенцах, построили им домики — красивые и уютные. И я вам в подарок принесла угощение. А нам пора отправляться в лес. До свиданья, детвора!

(Сорока уходит.)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! И Сороке помогли узнать какое сейчас время года и о птицах позаботились.

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: Аппликация

Тема: «Скворечник на березе»

Цель: Учить детей самостоятельно выбирать вариант аппликации, располагать сквореч-

ник на дереве, учитывая его форму, величину. Закреплять приемы разреза по сгибу.

продолжать учить самостоятельно украшать изображение, мелкими деталями, соблюдая

симметрию. Развивать познавательный интерес. Воспитывать аккуратность.

Билингвальный компонент: үйшік – скворечник, қайын – береза, ағаш – дерево,

үй – дом, құс – птица.

Словарная работа: скворечник.

Предварительная работа и подготовка к занятию

- чтение рассказа С. Кобеев « Гнездо птицы»,

Выразительное чтение стих.А. Екимцев «Грачи прилетели», « Журавушка»,

П/ и « Воробьи и вороны», « Птички – раз, птички – два»!

Рисование перелетных птиц,

Загадывание загадок.

Этапы

деятельности

Управленческие действия педагога

Деятельность детей

1 этап:

Мотивационно-

побудительный

Психогимнастика « Птички»

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь им надо много.

Вот и дом. Ура! Ура!

Приземляться им пора.

На шесте весит дворец,

Во дворце живет …..

Как вы думаете, скворечники строят только для скворцов?

Зачем птицам необходимы такие домики?

Проявляют интерес, эмоции, выражают чувства.

Выполняют движения согласно тексту.

Отгадывают.

Предполагают разные варианты, высказываются, решают, что в скворечниках могут жить и другие птицы.

2 этап:

Проблемно - поисковый

Приглашает в творческую мастерскую.

Знакомит с образцом аппликации « Скворец на березе».

Уточняет форму скворечника, величину, цвет

Обращает внимание, что березку можно нарисовать карандашом и красками, а скворечник украсить мелкими деталями и правильно расположить на дереве, закрепляет приемы рисования и нанесение штрихов.

Показывает прием разрезания бумаги по сгибу, срезание уголков.

Предлагает выбрать практический материал и приступить к самостоятельной работе.

Оказывает необходимую помощь.

Рассматривают образец, отмечают его особенности.

Закрепляют приемы рисования и аппликации.

Делают выбор материала, объясняют его.

Обращаются за помощью.

3 этап:

Рефлексивно – корректирующий

Предлагает определить работы в приемной, обращает внимание на неповторимость работ, отмечает наиболее удачные.

Включает аудиозапись песни « Летят перелетные птицы» в исполнении И. Кобзона.

Выясняет, что детям сегодня больше всего понравилось.

Рассказывают, почему выполнили аппликацию таким образом.

Эмоционально воспринимают песню.

Делятся впечатлениями.

Предполагаемый результат:

Воспроизводят: практические способы работы с цветной бумагой, карандашами,

красками, ножницами,

Понимают: как можно расположить скворечник на дереве, учитывая его форму,величину,

Применяют: умения самостоятельно украшать изображение мелкими

МБДОУ детский сад д. Константиноградовка

Задачи.

Образовательные: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоуголь­ная, круглая, полоска); уточнить знания цветов; продолжать знакомить с правилами наклеивания, выкладывать на бумаге готовые фигуры. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Воспитательные: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помогать птицам в любое время года; воспитывать организованность, дисциплинированность, усидчивость, самостоятельность. Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.
Развивающие: развивать цветовое восприятие, воображение, внимание, мышление, память, речь.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Материал: альбомного листа, бумажные фигуры (прямоугольник (стенка), прямоугольник (полочка), круг (окошко), полоска (крыша), клей, салфетки.

Активизация словаря: перелётные, скворец, скворечник, прямоугольник.

Организация. Группа детей сидят за столами полукругом. На протяжении всего занятия звучит лёгкая мелодия: журчание ручья и пение птиц.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, рассматривание скворечника, уточнение его частей.

Ход непосредственно образовательной деятельности .
Дети сидят полукругом, звучит журчание ручья и пение птиц, воспитатель загадывает загадку:
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)
Воспитатель: Молодцы, догадались. Да, это время года весна. Вы внимательно прослушали загадку и выделили основные признаки весны, отличающие её от зимы, лета и осени. Многие птицы возвращаются к нам весной: ласточки, утки, грачи и скворцы (слова сопровождаются показом картинок с изображением соответствующих птиц). Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. А вот скворец не строит гнезда. Где же живет скворец?
Воспитатель: Скворец не строит гнезда, он к скворечнику летит. А кто делает для скворцов домик? (Человек. Выслушиваются 1-2 индивидуальных ответа, воспитатель обобщает.) Когда мы с вами прогуливались вокруг детского сада, а также когда вы гуляли со своими родителями, то наблюдали на деревьях небольшие деревянные домики . Это скворечники.
Воспитатель : Ребята (воспитатель обращает внимание детей на изображение скворца, сидящего на ветке - вывешивается в самом начале занятия как фоновый рисунок для занятия), посмотрите, наш скворец всё сидит на веточке дерева - не нашёл пока себе домик. Хотите наклеить домик для скворца? Тогда внимательно слушайте и смотрите, как это сделать.
Воспитатель (говорит с показом): Давайте ещё раз выделим основные части скворечника и то, какой они формы: сам домик - квадратной формы, крыша - может быть прямой или треугольной, лаз (леток), с помощью которого скворец, как через дверь, проникает в свой домик, а снизу у домика - длинная, узкая дощечка - рейка, чтобы прикрепить скворечник к дереву.
Воспитатель: ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1.Из какой геом. фигуры мы построим скворечник?
2.Какого цвета квадрат?
3.Из какой геом. фигуры построим крышу?
4.Какого цвета треугольник?
5.Как они расположены?
6.На какую геом. фигуру похож вход в скворечник?
7.Где мы наклеим жердочку?
ПОКАЗ расположения частей на фланелеграфе. Смотрите, ребята, сначала я беру квадрат и кладу его вниз листа посередине. Какую геом. фигуру я взяла? Потом беру треугольник и кладу его на квадрат. Смотрите, крыша у меня наклеена прямо на скворечник, точно посередине, чтобы не упала. Какую геом. фигуру я взяла? Потом наклеиваю круг, вход в скворечник. Какого цвета круг я положила? А потом наклеиваю жердочку, точно под входом, вот так. Куда я наклеиваю жердочку? Вот какой скворечник получился, прямо дворец!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: А теперь составьте у себя на листах скворечник без клея. Клеить ничего пока не надо. Получился у вас скворечник? Какую геом. фигуру мы положили внизу? Какую, наверх? Покажите мне, пожалуйста, как вы будете держать кисточку? Клея будем набирать совсем чуть-чуть, чтобы аккуратно приклеивать части.
Воспитатель: Настала пора отдохнуть. Вставайте возле своих мест.
Физкультминутка (малой подвижности)
Раз и два - (Делают два хлопка)
Звенят капели - (Дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Три - четыре - (Делают два хлопка)
Мы запели - (2 раза прижимают ладони к груди).
Пять и шесть - (Делают два хлопка).
Летят скворцы, к нам летят гонцы весны - (Взмахивают перекрещенными кистями рук).
Семь и восемь - (Делают два хлопка).
Песни льются - (Вытягивают руки вперед).
Девять - десять - (Делают два хлопка).
Все смеются - (Поднимают руки вверх).
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Молодцы. Теперь настало время наклеить для нашего скворца домик. Приступайте к работе. (Дети наклеивают изображение под фоновую музыку).
Детям предлагается лист бумаги с нарисованным коричневым карандашом деревом. Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), полоски (крыша), круга (леток) и полоски (насест). Воспитатель просит сделать аккуратный ровный скворечник, ведь в плохом домике птицы не захотят поселиться. Только после этого к каждому готовому скворечнику прилетает скворец (оригами-скворец), которого дети наклеивают на жердочку.
По ходу работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
После окончания аппликации.
Воспитатель: (Воспитатель с воспитанниками прикрепляют готовые скворечники к дереву в группе.)

Мы скворечник смастерили

И к дереву прикрепили.

Мы ждём перелётных гостей

Скворцы! Прилетайте скорей!

Замечательные скворечники у вас получились. А вы, ребята, как думаете, красивые вы домики наклеили? (Да.) А почему? (Потому что старались.) Я думаю, наш скворец не только выберет себе дом, но и своим друзьям расскажет о ваших домиках, где они смогут все поселиться.