Когда следующие выборы в госдуму рф. Избраны

21 сентября 1993 года президент России Б.Ельцин издал указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым предписывалось "прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации". Этим указом было введено в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

12 декабря 1993 года прошли ВЫБОРЫ В ПЕРВУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ Федерального Собрания РФ - нового федерального органа законодательной власти страны.

Выборы впервые проводились по смешанной - мажоритарно- пропорциональной системе /до этого - только по одномандатным округам/. Половина из 450 депутатов избиралась в 225 одномандатных избирательных округах, другая половина депутатского корпуса - по единому федеральному избирательному округу по партийным спискам.

В выборах имело право участвовать 91 общественное объединение. 35 объединений изъявили желание бороться за депутатские мандаты. Списки кандидатов на регистрацию представило 21 избирательное объединение. Центризбирком зарегистрировал списки 13 из них. 8 объединений преодолели 5-процентный барьер, дающий право на получение мандатов.

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата: 225 - по единому федеральному округу и 219 - по одномандатным избирательным округам. В пяти округах выборы не состоялись, в одном /Чеченская Республика/ - не проводились.

Явка составила 54,7 проц. избирателей при необходимом пороге 25 проц.

Фаворит кампании - избирательный блок "Выбор России" получил 15,51 проц. голосов избирателей; с учетом одномандатников - 66 мест в парламенте /первая тройка: Егор Гайдар, Сергей Ковалев, Элла Памфилова/;

Сенсационную победу по партийным спискам одержала ЛДПР, получившая 22,92 проц. голосов избирателей; всего 64 мандата /Владимир Жириновский, Виктор Кобелев, Вячеслав Марычев/;

КПРФ поддержали 12,40 проц. избирателей; всего 48 мандатов /Геннадий Зюганов, Виталий Севастьянов, Виктор Илюхин/;

Аграрная партия России /АПР/ - 7,99 проц. голосов, 33 мандата /Михаил Лапшин, Александр Заверюха, Александр Давыдов/;

Блок: Явлинский-Болдырев-Лукин - 7,86 проц. голосов, 27 мандатов /Григорий Явлинский, Юрий Болдырев, Владимир Лукин/;

Политическое движение "Женщины России" - 8,13 проц. голосов, 23 мандата /Алевтина Федулова, Екатерина Лахова, Наталья Гундарева/;

Партия российского единства и согласия /ПРЕС/ - 6,73 проц. голосов, 19 мандатов /Сергей Шахрай, Александр Шохин, Константин Затулин/;

Демократическая партия России /ДПР/ - 5,52 проц. голосов, 14 мандатов /Николай Травкин, Станислав Говорухин, Олег Богомолов/.

В первой Думе были зарегистрированы 8 фракций, а также 2 депутатские группы /не менее 35 депутатов/: фракции ЛДПР / 59 депутатов/, "Выбор России" /73/, КПРФ /45/, "Женщины России" /23/, АПР /55/, "ЯБЛОКО" /28/, ПРЕС /30/, ДПР /15/; депутатские группы "Новая региональная политика" /66/ и "Либерально-демократический союз 12 декабря" /35/.

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ВТОРОГО СОЗЫВА 17 декабря 1995 года проводились в соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Выборы прошли по мажоритарно-пропорциональной системе.

Высокой оказалась активность избирателей. В выборах участвовали 64,7 проц. избирателей или более 69,5 млн человек, что на 11 млн больше по сравнению с выборами 1993 года. Необходимый порог явки избирателей - 25 проц.

Особенность этих выборов состояла в том, что сразу были избраны все 450 депутатов.

Из 269 общественных объединений, имевших право участвовать в выборах, 69 партий, движений и блоков выдвинули свои списки кандидатов. В выборах участвовали 43 объединения, и только 4 из них удалось преодолеть необходимый 5-процентный барьер.

Победителем кампании стала КПРФ - 22,3 проц. голосов; всего 157 мандатов /Геннадий Зюганов, Светлана Горячева, Амангельды Тулеев/;

Партия власти была представлена движением "Наш дом - Россия" /НДР/ - 10,13 проц. голосов; 55 мандатов /Виктор Черномырдин, Никита Михалков, Лев Рохлин/;

Общественное объединение "ЯБЛОКО" - 6,89 проц. голосов; 45 мандатов /Григорий Явлинский, Владимир Лукин, Татьяна Ярыгина/.

Объединения-победители образовали парламентские фракции, а депутаты, не вошедшие во фракции, образовали депутатские группы /численность не менее 35 человек/: фракции КПРФ /146 человек/, НДР /66/, ЛДПР /51/, "ЯБЛОКО" / 46/; депутатские группы "Российские регионы" /43/, "Народовластие" /38/ и Аграрная депутатская группа /36/.

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА прошли 19 декабря 1999 года. Выборы проводились по мажоритарно- пропорциональной системе. Явка составила 61,85 проц. или 66,8 млн человек при необходимых 25 проц.

О своем намерении участвовать в выборах заявили 37 общероссийских политических общественных объединений из 141. 26 были внесены в избирательные бюллетени, 6 объединений преодолели необходимый 5-процентный барьер:

Избирательный блок "Межрегиональное движение "Единство" /"МЕДВЕДЬ"/ - 23,32 проц. голосов; 73 мандата / Сергей Шойгу, Александр Карелин, Александр Гуров/;

Избирательный блок "Отечество - Вся Россия" - 13,33 проц. голосов; 68 мандатов /Евгений Примаков, Юрий Лужков, Владимир Яковлев/;

Избирательный блок "Союз Правых Сил" - 8,52 проц. голосов; 29 мандатов /Сергей Кириенко, Борис Немцов, Ирина Хакамада/;

В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися /повторные выборы состоялись 26 марта 2000 года/, в Чеченском одномандатном избирательном округе выборы прошли позже - 20 августа 2000 года.

Депутатами были избраны 441 человек из 450-ти.

В Думе было зарегистрировано 6 фракций и 3 депутатские группы: фракции КПРФ /86 депутатов/, "Единство" /84/, "Отечество - Вся Россия" /44/, "Союз Правых Сил" /32/, "ЯБЛОКО" /19/, ЛДПР /16/; депутатские группы "Народный депутат" /62/ и "Регионы России" /44/, Агропромышленная депутатская группа /42/.

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА состоялись 7 декабря 2003 года. Выборы проводились по мажоритарно-пропорциональной системе. В выборах приняли участие 55,75 проц. избирателей или 60,7 млн граждан.

Правом участвовать в выборах обладали 44 политические партии и 20 общественных организаций. О своем намерении участвовать в выборах заявили 39 партий и 1 общественная организация. Всего в кампании участвовали 18 партий и 5 избирательных блоков. 5-процентный барьер сумели преодолеть 3 политические партии и 1 избирательный блок.

Убедительную победу одержала партия "Единая Россия" - 37,57 проц. голосов; всего 223 мандата /Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев/;

Сенсацией этой избирательной кампании стал успех созданного накануне выборов блока "Родина" /народно- патриотический союз/" - 9,02 проц. голосов; 37 мандатов / Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, Валентин Варенников/;

Неожиданностью оказался провал демократов - ни "Яблоко" /4,30 проц./, ни СПС /3,97 проц./ в Госдуму не прошли.

7 декабря были избраны 447 депутатов из 450-ти: 225 по федеральному избирательному округу и 222 по одномандатным округам. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей там проголосовали против всех кандидатов.

В Думе четвертого созыва были созданы четыре фракции: "Единая Россия" /300 депутатов/, КПРФ /52/, ЛДПР /36/, "Родина" /36/.

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПЯТОГО СОЗЫВА состоялись 2 декабря 2007 года. Выборы впервые прошли по пропорциональной системе - по федеральным спискам кандидатов, выдвинутым политическими партиями. Проходной барьер был повышен с 5 проц. до 7 проц.; формирование избирательных блоков не было предусмотрено; отменены графа "против всех" и порог явки на выборах.

Принять участие в выборах имели право 15 партий, из них 11 смогли воспользоваться этим правом. Это - КПРФ, ЛДПР, "Единая Россия", "Справедливая Россия", СПС, "Яблоко", "Патриоты России", Демократическая партия, "Гражданская сила", Аграрная партия и Партия социальной справедливости.

По итогам голосования 7-процентный барьер преодолели четыре партии. "Единая Россия" /в общефедеральную часть списка был включен 1 кандидат - Владимир ПУТИН / 64,30 проц. голосов/, КПРФ /Геннадий ЗЮГАНОВ, Жорес АЛФЕРОВ, Николай ХАРИТОНОВ/ - 11,57 проц.; ЛДПР /Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, Андрей ЛУГОВОЙ, Игорь Лебедев/ - 8,14 проц.; "Справедливая Россия" /Сергей МИРОНОВ, Светлана Горячева/ - 7,74 проц. Остальные партии не дотянули до 2,5 проц.

На момент выборов в стране было около 109 млн.146 тыс. избирателей. В голосовании приняли участие около 70 млн. граждан /63,78 проц./. Это был самый высокий показатель явки за три предыдущих думских избирательных кампаний.

В Думе пятого созыва были сформированы четыре фракции: "Единая Россия" /315 депутатов - конституционное большинство/, КПРФ /57 /, ЛДПР /40/, "Справедливая Россия" / до 2009 - "Справедивая Россия: Родина/Пенсионеры,Жизнь /38 /.

Выборы – это сложно и непонятно, прежде всего, для избирателя. Разобраться, как устроена избирательная система в отдельно взятой стране, дорогого стоит. Для ясности, конечно, не помешает прочитать Конституцию: как показывает опыт, большинство людей не знакомо даже с её первой Статьей, где говорится об основах государственного строя. А ведь Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Благодатнейшая почва для проведения выборов. Вот мы и голосуем: то за губернатора, то за мэра, то за президента. Сейчас – за депутатов.

В каждой стране есть свои органы власти , которые, как правило, определяются государственной Конституцией. У нас, в соответствии со статьей 11, выделяются следующие: «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Президент – это глава государства и Верховный Главнокомандующий. Правительство – исполнительная власть. Федеральное собрание, или парламент, – представительный и законодательный орган. Парламент в РФ «состоит из двух палат»: Государственной Думы и Совета Федерации. Принимает законы нижняя палата (Дума), а одобряет их верхняя (Совет Федерации). Причём на одобрение даётся 14 дней, по истечении которых закон одобряется автоматически. В этом смысле главной инстанцией становится именно нижняя палата, тогда как в принятии законов верхняя исполняет, по сути, формальную функцию. О неодобренных законах ничего неизвестно.

На основе всенародных выборов формируется только Госдума (из 450 человек), а в Совет Федерации «входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Баллотироваться в Думу могут жители РФ, достигшие 21 года. Ограничения те же, что и везде: не осужденный, не содержащийся в местах лишения свободы, не гражданин иностранного государства и проч.

Выборы в Государственную Думу РФ проходили шесть раз, соответственно, в новейшей истории России было шесть созывов Дум: в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011. Как видно, каждый созыв Думы заседал по четыре года, кроме первого, что было оговорено в новой (на тот момент) Конституции, и кроме последнего, полномочия которого заканчиваются на год позже, в 2016. Это – новогодний подарок депутатам от 30 декабря 2008 года, когда Медведев утвердил поправки к 96 статье Конституции, что позволило членам 6 созыва заседать в Думе пять лет, т.е. на год больше. Тогда же была «поправлена» и 81 статья, так что срок полномочий Путина (и последующих президентов, если такие будут) составляет шесть лет, вместо четырех.

На деле, пять конституционных депутатских лет превратились в четыре года и восемь месяцев. Шестой созыв был избран 4 декабря 2011 года, но депутатов седьмого созыва мы почему-то избираем в сентябре. Всё просто: поменяли дату (предложение выдвинул Жириновский), в очередной раз плюнув на Конституцию, причём на Конституцию, поправки к которой о пяти годах вместо четырех сами же и принимали. Аргументы власти в пользу переноса выборов читать скучно и противно, так что скажу лишь, что закон в итоге провели, причем подписались все, кроме представителей КПРФ, т.е. представители трёх других партий, прошедших 7%-й барьер на выборах: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Самое интересное, что депутатов 6 созыва продолжат финансировать вплоть до 4 декабря, т.е. до официальной даты прекращения их полномочий. Поэтому, помимо трат на новоизбранных депутатов, из бюджета придётся выделить дополнительные 713 млн рублей, если седьмой созыв окажется полностью обновлённым (т.е. без членов шестого созыва).

Помимо переноса даты, эти выборы отличаются от предыдущих еще несколькими аспектами. Один из важнейших – тип используемой избирательной системы. Всего существует три возможных варианта, каждый из которых нелишним будет описать:

1. Мажоритарная система. Самая понятная, так как для избрания нужно набрать большинство голосов в одномандатном избирательном округе. На эти округи делится вся страна, каждый из них охватывает одинаковое количество избирателей. Кандидатов из отдельного округа может быть несколько, но избирается лишь один (поэтому и округ одномандатный). Большинство голосов бывает: относительным, когда необходимо «перегнать» соперников, и не важно, на какой процент; абсолютным (простым), когда необходимо набрать 50% и еще 1 голос, а при необходимости проводится второй тур (где может применяться уже относительная система); и квалифицированным (конституционным), когда необходимое большинство оговорено заранее (например, ¾ от всех избирателей), в отличие от простого большинства.
Подобная система применима и к голосованию в Государственной Думе. Одна из партий может обладать парламентским большинством: абсолютным, если владеет более 50% депутатских мандатов, и относительным, если мандатов меньше половины, но больше, чем у отдельных партий. Помимо этого, партия может обладать конституционным большинством, что позволит ей вносить изменения в Конституцию. В Думе 6 созыва конституционного большинства (2/3 от численности палаты) не было ни у одной из партий, так что для переноса той же даты выборов ЛДПР (которая выдвинула закон) «пришлось» заручиться поддержкой других партий. Думой пятого созыва «управляла» «Единая Россия», что позволило ей без проблем ввести поправки об увеличении срока полномочий депутатов и президента.

2. Пропорциональная система. Из избирательных округов формируется единый федеральный округ, охватывающий территорию всей страны. Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию, прошедшую процентный барьер, точнее, за её федеральный список кандидатов, что исключает возможность самовыдвижения. Таким образом, количество мандатов у одной партии пропорционально полученным голосам. Полученные партией мандаты распределяются между членами партии в соответствии с партийным списком, принятом на партийном съезде, который включает в себя общефедеральную часть и региональные группы.
В бюллетене, как правило, указывается по три первых кандидата от общефедеральной части и каждой группы (на деле кандидатов, конечно, больше). Общефедеральная часть состоит из «элиты» партии, её главы или наиболее медийных лиц и не может включать более 10 человек (забегая вперед, скажем, что у «Единой России» туда вообще входил один человек: в 2007 Путин, а в 2011 Медведев). Они гарантированно получают мандаты при прохождении партией определенного порога. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами (их количество зависит от административно-территориального устройства страны), что вполне логично: распределение происходит сверху вниз, а региональные партийцы неизбежно проигрывают в популярности столичным, так что при едином списке у них было бы намного меньше шансов попасть в Думу. К тому же, при едином списке возрастает вероятность «проплаченных» мест.

3. Смешанная система. Ее еще называют пропорционально-мажоритарной; это совмещение признаков обеих систем: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов. Само собой, вносятся некоторые изменения в численность федерального списка, уменьшается количество региональных групп и так далее.

Именно последний вариант применялся на выборах в Госдуму первых четырёх созывов (1993, 1995, 1999, 2003), после чего был заменён пропорциональной системой (выборы в Думу пятого (2007) и шестого (2011) созывов).

В феврале 2014 президент подписал закон о возврате к смешанной системе с 5% порогом вхождения (для выборов седьмого созыва), так что теперь одна половина Думы будет выбираться из кандидатов по одномандатным округам (относительное большинство), а другая – из кандидатов по федеральным спискам партий, причём в списках могут быть продублированы те же «одномандатники» (статья 39 Федерального закона № 20-ФЗ ). Количество одномандатных округов равно количеству необходимых депутатов (225). Соответственно, появляются возможности самовыдвижения. Помимо этого, политические партии могут выдвигать беспартийцев, что работало и при пропорциональной системе. Так было в случае с Путиным в 2007 году, который возглавил список «Единой России», не состоя при этом в её рядах, тем самым обеспечив всенародную поддержку одной партии (поэтому партия и получила конституционное большинство). Согласно 97 статье Конституции, депутаты не могут находиться на государственной службе, так что популярные кандидаты (тот же Путин), занимающие какие-либо посты, служат партиям «паровозами», а после выборов отказываются от своих мандатов. Это позволяет повысить популярность партии на выборах и «протащить» менее известных кандидатов из федерального списка, к которым могут перейти мандаты.


Выборам в Думу 7 созыва также предшествовала либерализация законодательства о политических партиях в апреле 2012 года, после «дела Республиканской партии России против России» (формулировка ЕСПЧ) и массовых протестов под лозунгом «За честные выборы!». Теперь для создания партии необходимы подписи 500 человек, а не 40 тыс., как раньше. В результате только право на участие в выборах 18 сентября есть у 74 партий, тогда как в бюллетень на выборы в 2011 году было занесено всего семь партий. С возвращением смешанной избирательной системы сбор подписей для подачи списка кандидатов некоторых партий признали необязательным (например, если на предыдущих выборах за них проголосовали более 3%). В этом июне ЦИК определила, что подписи не нужны 14 партиям, а необходимые документы сдали 22 партии. Таким образом, восемь из них должны были найти до 3 августа не менее 200 тысяч потенциальных избирателей при одном условии: 7000 подписей с одного субъекта федерации. Самовыдвиженцы – 3% избирателей от численности своего одномандатного округа. Если округ насчитывает менее 100 тыс. избирателей, то достаточно и 500 подписей.

Все эти изменения никак не повлияли на возможности Думы. А их немало: назначение и отставка уполномоченного по правам человека, председателей ЦБ и Счётной палаты; инициирование процедуры импичмента президента и объявление амнистии; выражение вотума недоверия правительству и одобрение председателя нового правительства.

Кстати, о вотуме: его рассматривает президент России. Он распускает правительство или же не соглашается с доводами депутатов. В случае последнего, палата может выдвинуть повторный вотум, но если она делает это в течении трех месяцев после первого, то президент либо все-таки распускает правительство, либо уже распускает саму Думу. Это сводит к минимуму вероятность повторения 1993 года.

Не секрет, что значимость Государственной Думы в последнее время заметно снизилась, хотя бы с точки зрения лоббирования, точнее, его отсутствия. Если законодательный орган практически ничего не решает, то бессмысленно пытаться продвинуть там свои интересы, не согласованные заранее с теми, чьи интересы палата представляет в первую очередь. У нового созыва есть два варианта: оставить всё, как есть, по принципу «не тронь – развалится», или же попытаться что-то изменить, сделать парламент хоть немного независимым. Изменения в избирательной системе показывают, что не всё так безнадёжно. С другой стороны, они вполне могли быть умело примененным регулятором общественных настроений. Что из этого верно, узнаем совсем скоро.

За помощь в подготовке материала большое спасибо Виталию Аверину, эксперту движения «Голос».

Изначально мероприятие было назначено на 23.00 по московскому времени в четверг, однако началось уже за полночь. Некоторые члены ЦИК заметно устали и время от времени позволяли себе зевнуть. Зампред ведомства Николай Булаев попытался приободрить коллег, сказав, что иногда нужно поработать в часовом поясе Камчатки и Сахалина. Ему же и предстояло зачитывать итоговый доклад.

Правда, заседание по традиции открыла председатель ведомства Элла Памфилова. Она заявила, что выборы прошли легитимно, несмотря на определенные нарушения. "По крайней мере, все условия для проведения открытых конкурентных выборов мы попытались создать. Прозрачность и открытость обеспечить смогли", - сказала она. Продолжая ее мысль, Николай Булаев выразил уверенность, что подведение итогов выборов было столь же легитимным, прозрачным и объективным. И эта работа закладывает основы и правила корпоративного поведения на будущих выборах.

Согласно итоговым данным Центризбиркома, явка на избирательные участки в прошлое воскресенье составила 47,88%. В списки избирателей были внесены 110.061.200 граждан, в выборах приняли участие 52.700.992 избирателя, или указанные 47,88%. По открепительным же удостоверениям проголосовали 809.157 человек.

Окончательные результаты партий несильно отличались от тех результатов, которые ранее уже обнародовал ЦИК. "Единая Россия" по итогам выборов получила 343 мандата, КПРФ - 42, ЛДПР - 39, справороссы - 23. Таким образом, "Единая Россия" закрепляет за собой конституционное большинство в нижней палате. По списку у партии 140 мест в Госдуме, по одномандатным округам - 203. Кандидаты от КПРФ выиграли в семи одномандатных округах, ЛДПР - в пяти, "справороссы" - в семи.

Кроме того, в Госдуму прошли два представителя непарламентских партий и один самовыдвиженец. Председатель партии "Родина" Алексей Журавлев, руководитель федерального политкомитета "Гражданской платформы" Рифат Шайхутдинов и самовыдвиженец Владислав Резник, входивший в шестом созыве во фракцию "единороссов", победили на выборах в одномандатных округах.

При этом в ходе федеральной избирательной кампании в избирательные фонды политических партий и их региональных отделений поступили 5 миллиардов 140 миллионов рублей. "Израсходованы на проведение избирательных кампаний более 4,5 миллиарда рублей, возвращено жертвователям, либо перечислено в федеральный бюджет неправомерных пожертвований на сумму более 170 миллионов рублей", - пояснил Булаев. Кандидаты-одномандатники в свои избирательные фонды получили в общей сложности 3,4 миллиарда рублей, из которых израсходовали 3 миллиарда.

После недолгих прений с представителями политических партий члены Центризбиркома подписали протокол и сводные таблицы, содержавшие результаты голосования. Как сообщила секретарь ведомства Майя Гришина, протокол подписан в 01 час 24 минуты по московскому времени. Таким образом, комиссия постановила считать прошедшие выборы состоявшимися и действительными. Николай Булаев выразил надежду, что новый состав Госдумы "вопреки мнению скептиков продемонстрирует, что главным для него являются Россия и народ".

Между тем Элла Памфилова не исключила, что на отдельных участках или в округах выборы могут быть отменены, хотя, по ее мнению, во время кампании не было зашкаливающего числа нарушений. Она пообещала проверить все жалобы, подключив к этому прокуратуру и суды. При этом возможностей для точечной отмены результатов выборов у ЦИК достаточно и после утверждения итогов. Другое дело: общие результаты подвергаться сомнению уже не будут.

Пока что ведомство не собирается отменять выборы в каких-либо одномандатных округах. Кроме того, следует учитывать, что после подведения итогов выборов окружной избирательной комиссией Центризбирком не имеет правовых оснований требовать проведения пересчета голосов. "Сейчас заявитель может обратиться в судебные инстанции, а мы со своей стороны обязательно проверим работу нижестоящих комиссий и сделаем соответствующие выводы", - пообещал Николай Булаев.

Так или иначе, Центризбирком намерен проверить информацию из каждого обращения о нарушениях на выборах 18 сентября. "Обращения к нам продолжают поступать. Мне кажется, наш святой долг - разобраться с каждым обращением, как бы комично оно иногда ни выглядело", - сказал Булаев. - Думаю, что члены ЦИК, кураторы регионов смогут выехать в субъекты вместе с аппаратом Центризбиркома". По его словам, члены ведомства максимально открыты и хотят честности во всех отношениях. "Не только по отношению к тем, кто нам пишет. Те, кто нам пишет, тоже должны быть честны во взаимоотношениях с ЦИК", - заключил он.

Элла Памфилова в свою очередь не стала скрывать тот факт, что Центризбирком не чужд самокритики. Она признала, что комиссии не удалось за короткое время изменить избирательную инерцию в регионах, и пообещала работать над ошибками. "Мы намерены в ближайшее время встретиться в любом формате с лидерами всех партий. Готовы к серьезному и предметному разговору о том, что нам нужно улучшить, чтобы будущие выборы прошли на качественно ином уровне", - сказала глава комиссии.

Ранее в 2018 г выборы в Государственную думу были назначены на 4 декабря 2019 г., но в результате прений дату, когда состоится голосование, перенесли. Выбор седьмого созыва нижней палаты Государственной думы состоится 18 сентября.

Новый ЦИК

Не только у депутатов нижней палаты истекает срок полномочий. В марте 2019 года истек срок работы членов ЦИК. 28 марта на заседании обновленной ЦИК председателем была назначена Памфилова Элла Александровна. Николай Иванович Булаев выбран в качестве заместителя председателя ЦИК, секретарь избирательной комиссии – Гришина Майя Владимировна.

Новые правила агитации на выборах 2019

Каждые выборы похожи на игру в перетягивание каната – идет жестокая борьба за каждый голос избирателя. Каждая партия ищет новые способы для привлечения большего количества голосов. В соответствии с призывом президента РФ В. В. Путина о легитимности и прозрачности выборов, были внесены новые поправки на законодательном уровне в условия агитации.

В последнем чтении было принято решение о категорическом запрете использовать изображения публичных личностей на плакатах и других агитационных материалах. Помимо этого, запрещено размещать пропагандистский материал любого формата на сооружениях, представляющих культурную, историческую или архитектурную ценность. Агитки также запрещено размещать вблизи 50 метров от участков голосования.

Изменения коснулись и митингов. Теперь автопробег будет приравнен к демонстрации, а палаточные городки равны пикетированию. Представители органов МВД считают, что подобные мероприятия могут спровоцировать массовые беспорядки на улицах города. Все должно происходить в рамках закона.

Закон предполагает обязательное участие всех кандидатов предвыборной гонки в теледебатах. Для СМИ введены новые правила освещения процесса голосования.

Новые правила процесса выборов 2019 г.

Что касается самого процесса выборов, то здесь произошли некоторые изменения:

  • на граждан, которые создают дестабилизирующую обстановку на избирательных участках, а также вмешиваются в работу избирательной комиссии, будет наложен штраф от 2 до 5 тыс. руб. С должностных лиц спросится в десятикратном размере;
  • фото- и видеосъемка разрешена постановлением, подписанным Президентом РФ;
  • запрещено удалять наблюдателя с избирательного участка без участия представителей судебной власти;
  • на законном основании указано точное количество наблюдателей, принадлежащих к той или иной партии.

Если с процессом проведения выборов в день голосования все более ли менее четко и ясно, то предвыборный процесс заставит понервничать кандидатов. Как уже известно, выборы в Госдуму 2019 г. вновь применят смешанную систему избрания. Как это будет происходить, расскажем более подробно.

Смешанный тип выборов подразумевает под собой равное пропорциональное соотношение депутатов, избранных от партий и депутатов, выбранных в одномандатных округах, а значит, существует риск увеличения конкурентов в нижней палате. В Государственную думу входит 450 представителей различных партий, т. е. 225 человек будут представлены от действующих партий, а вторая половина может состоять из представителей любого округа. Из этого следует, что избирателям предстоит голосование по двум бюллетеням: кандидаты от партий и представители от округа.

Одномандатные округа

Центральная избирательная комиссия разделила территорию Российской Федерации на 225 округов – будущих мандатов. По какому принципу происходила «нарезка» округов? Используя систему единой нормы представительства, количество избирателей разделили на 225 мандатов, получили порядка 480 тыс. избирателей на один мандат. Такое «размежевание» территории РФ сохранится в течение 10 лет. Учитывая заселенность территории, существуют округа с меньшим количеством избирателей, но это не помешает главному фактору новизны: каждый округ получит своего депутата.

Изюминкой определения округов стала «лепестковая» модель нарезки мандата, т. е. крупные города поделили на части, присоединив к ним сельские местности. Этот весьма спорный принцип буквально разорвал существование ранее созданных округов. Теперь кандидатам в депутаты придется «попотеть», чтобы завоевать свой голос.

Партийные списки

Возвращение некогда отмененной смешанной системы резко снизило шансы кандидатов партий пройти в Думу. Благодаря новшествам в системе избрания каждая партия может выдвинуть не более 10 человек в каждой из 35 региональных групп, не прибегая к сбору подписей. К таким партиям относится «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия» и др. Однако мандаты получат далеко не все.

Кандидат «Против всех»

Главной интригой выборов 2019 в Государственную думу года станет возвращение «любимого» фаворита всех конкурентов – кандидата «Против всех». Графы «Против всех» и «Против всех партий» будут размещены в конце списка соответствующих бюллетеней. Такой кандидат способен отправить выборы по второму кругу. Это способно произойти в случае набора большего количества голосов данного кандидата в каждом округе РФ.

Кто готов стать депутатом Государственной думы? На этот вопрос можно ответить коротко: любой желающий (отсутствие судимостей и наличие справки о здоровье из психонаркологического диспансера обязательно). Но! Прежде чем выдвигать свою кандидатуру среди одномандатных округов, необходимо собрать документы, придумать предвыборную программу, при этом собрав 15 000 подписей, или же воспользоваться новым вариантом – праймериз.

Праймериз

Партия «Едина Россия» сделала громкое заявление о выдвижении кандидатов через систему праймериз. Под этим подразумевается отборочный этап выбора наиболее сильного кандидата с «яркой» предвыборной программой. Праймериз состоялся 22 мая 2019 года. Основные правила праймериз:

  • регистрация участников праймериз состоится с 15 по 21 апреля. Участником может стать любой гражданин РФ, который поддерживает идеологию партии «Единая Россия» и не состоит в какой-либо другой политической партии. Заявки принимаются только от самовыдвигающих кандидатур;
  • в адрес губернаторов прозвучал призыв не участвовать в праймериз, поскольку у них существует своя поддержка «сверху»;
  • праймериз пройдет в каждом регионе РФ. Для этого созданы региональные оргкомитеты;
  • каждый кандидат будет агитировать избирателей сделать выбор в пользу партии «Единая Россия», используя согласованные с партией агитационные материалы;
  • 22 мая состоятся выборы в пользу кандидата. Каждый избиратель может выбрать одного или несколько лидеров среди участников регионального праймериз;
  • пресловутого «дня тишины» не будет. Каждый кандидат может проводить агитационную политику вплоть до 22 мая;
  • время проведения праймериз – с 8.00 до 20.00.

Результатом такого процесса станет возможность участника, набравшего наибольшее количество голосов, получить регистрацию на выборах от партии без сбора подписей.

Еще один интересный факт о партии «Единая Россия». Единогласно принято решение не использовать изображение президента РФ в агитационном материале.

Партии-фавориты предвыборной гонки

Компании, занимающиеся опросом населения, также не скучают и всевозможными способами выявляют «любимчиков» публики. По данным 2017 г., лидером стала партия «Единая Россия». Она собрала более 59% голосов. Коммунисты набрали 9%, ну а либералы заняли место в конце списка с 9% голосов. Но вопрос «Кто победит?» всегда остается актуальным до дня голосования.

18 сентября в России прошел единый день голосования, россияне выбирали депутатов Государственной думы по партийным спискам и одномандатным округам, а также депутатов в органы местного самоуправления. Явка на выборах в этом году оказалась рекордно низкой, по итогам обработки 93% бюллетеней она составила 47,81%. Дождь разбирался в итогах голосования.

Что стало с Госдумой

  • В Госдуму смогли пройти только четыре партии — «Единая Россия» (54,42% голосов), КПРФ (13,52% голосов), ЛДПР (13,28% голосов) и «Справедливая Россия» (6,17% голосов). ЛДПР почти удалось обогнать коммунистов, у партии был шанс впервые с 1995 года занять место выше третьего. У «Справедливой России» на этих выборах большое падение количества отданных за партию голосов: на фоне протестной активности в 2011 году она набрала 13,24%. Единороссы на прошлых выборах получили чуть больше 49% голосов.
  • По итогам голосования «Единая Россия» получила 343 мандата (140 по партийным спискам и 203 по одномандатным округам) и конституционное большинство в Госдуме. У КПРФ будет 42 мандата (34 по партийным спискам, семь — по одномандатным), у ЛДПР — 39 мандатов (34 партийных и 5 одномандатных), у «Справедливой России» — 23 мандата (16 по партийным спискам, семь по одномандатным). Для сравнения — по итогам выборов в 2011 году «Единая Россия» получила 238 мандата.
  • Согласно законодательству, те партии, которые набирают 3% голосов, получают бюджетное финансирование в размере 110 рублей, помноженных на количество голосов избирателей, отданных за эту партию. В 2011 году такой партией было «Яблоко», партии полагалось почти 248 миллионов рублей. На этих выборах повторить прошлый результат партия не смогла и получила только 1,85% голосов избирателей. Максимально близкий к трехпроцентному барьеру результат оказался у «Коммунистов России» — 2,35% голосов. По результатам жеребьевки в ЦИК они заняли вторую строчку в бюллетене с похожим названием и почти идентичной эмблемой с КПРФ, что могло принести им дополнительные голоса.
  • Известные оппозиционные кандидаты так и не смогли пройти в Госдуму. Дмитрий Гудков, который баллотировался от «Яблока» в Москве по Тушинскому округу, не смог обойти лидера — Геннадия Онищенко. Лев Шлосберг, который тоже баллотировался от «Яблока», но по Псковскому округу, не попал даже в тройку лидеров. Мария Баронова, которая при поддержке Михаила Ходорковского баллотировалась по Центральному округу Москвы, также не попала в тройку лидеров. Ее основной конкурент, Андрей Зубов из ПАРНАС, занял в округе третье место.

Сообщения о нарушениях

  • Памфилова назвала эти выборы самыми прозрачными, однако без сообщений о нарушениях не обошлось. На карте движения «Голос», к примеру, в Москве указано более 400 сообщений, в Санкт-Петербурге и Самаре — более 200, в Саратове — почти 100. Следственный комитет уже проверку по факту фальсификации выборов на участке в Ростове-на-Дону, а в Дагестане и вовсе один из участков.

Одномандатные округа

  • «Единая Россия» победила в 203 одномандатных округах из 225. По семь побед в них у КПРФ и «Справедливой России», в пяти округах победила ЛДПР. У «Гражданской платформы» и «Родины» по одной победе в одномандатных округах. В большинстве случаев партии не столкнулись с конкуренцией со стороны «Единой России».
  • В 18 одномандатных округах «Единая Россия» не стала выставлять сильных претендентов. Остались главы ключевых комитетов и ее сторонники из других партий. Два места единороссы освободили для малых партий: лидерам «Родины» и «Гражданской платформы» Алексею Журавлеву и Рифату Шайхутдинову. В Адыгее Владислав Резник решил выдвигаться не от «Единой России», а как самовыдвиженец после того, как испанская прокуратура объявила его в международный розыск по подозрению в причастности организованной преступности.

Выборы в регионах

  • В единый день голосования также прошли выборы в 39 региональных парламентов. В большинстве из них будут четыре парламентские партии, но в некоторых регионах в законодательные собрания прошли и другие политические силы. Члены «Яблока» вошли в Заксобрания Санкт-Петербурга и Псковской области. Также в петербургское Заксобрание прошла «Партия Роста».
  • Выбирали 18 сентября и глав региона. Во всех регионах победили губернаторы, которые были врио главы субъектов. В Чеченской области предварительно победу одержал Рамзан Кадыров, в Тульской области — бывший охранник президента Алексей Дюмин. В Коми победу одержал Сергей Гапликов, в Тверской области — выходец из спецслужб Игорь Руденя, в Ульяновской области — Сергей Морозов, в Туве — Шолбан Кара-оол, в Забайкальском крае — Наталья Жданова.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости