Кодексе об административных нарушениях статья 12.2 4. Как избежать наказания за езду без номеров? Штраф за стертый номер

При междугородних коммерческих перевозках водитель автомашины или автобуса зачастую бывает предоставлен сам себе. У владельцев автотранспорта, грузоотправителей, государственных контролирующих организаций нет объективной информации о скорости движения, маршруте автомашины и рабочих условиях водителя, что может оказать негативное влияние не только на успешность бизнеса компаний-перевозчиков, но и на безопасность движения на дорогах.

Для того чтобы закрыть эту информационную брешь, используются специальные средства контроля – цифровые тахографы, о штрафах за отсутствие которых, а также карточках водителя для него и других нюансах мы и поговорим.

Что такое тахограф

Понятие и особенности

Тахографы – приборы для регистрации и записи параметров движения автомобиля. Они выпускаются двух типоразмеров:

  • традиционно-круглые с установкой в одно из гнезд водительской панели;
  • формата радиоприемника с подключением через гнездо для выхода автомагнитолы.

Принципом, определяющим работу тахографов, является постоянный, независимый и объективный контроль за движением машины и действиями водителя. И неотвратимость наказания за нарушения, совершенные в пути. Эти приборы фиксируют данные о движении автомашин во время международных и междугородных перевозок, которые позволяют оптимизировать структуры грузопассажирских маршрутов. Вот эти параметры:

  • скорость, развиваемая автомобилем на трассе;
  • расстояние, пройденное автотранспортным средством за время нахождения в пути;
  • время, проведенное водителем за рулем и на отдыхе.

Сейчас для установки на автомашине используют два вида тахографов:

  • несколько устаревшие аналоговые модели с записью информации на диск круговой диаграммы;
  • цифровые криптографические тахографы с энергонезависимой памятью.

Но несмотря на эти отличии, общая их конструкция неизменна и включает:

  • корпус с пультом или панелью управления;
  • считывающее и запоминающее устройство;
  • датчик, контролирующий движение;
  • антенну или модем ГЛОНАСС и GPRS;
  • элементы крепления.

О том, что такое тахограф, и действительно ли он нужен, расскажет данное видео:

Кто обязан его использовать

Все компании (юридические лица), занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, а так же предприниматели, занимающиеся аналогичной деятельностью, обязаны установить тахографы на свои автомобили. Если транспортным средством, попадающим под установку этого прибора, владеет частное лицо, то во избежание проблем с контролирующими организациями ему тоже следует поставить тахограф.

На какие ТС он устанавливается

  • Грузовые автомашины с категориями по техническому регламенту таможенного союза N2 и N3 (то есть с максимально допустимой массой выше 3,5 тонны и 12 тонн соответственно);
  • автобусы и миниавтобусы категорий M2 и M3 (наличие более 8 пассажирских мест с максимальной массой до 5 тонн и выше 5 тонн).

При этом исключением, дающим право на законное отсутствие тахографа, пользуются следующая техника:

  • грузовые автомашины категории N1;
  • спецтехника;
  • миниавтобусы и автобусы категорий M2 и M3, работающие на городских и пригородных маршрутах (в этом случае наличие номера маршрута обязательно).

А теперь мы поговорим о том, какой суммы штраф предусмотрен для должностных, юридических и физических лиц за отсутствие калибровки тахографа, бумаги, ленты или шайбы в нем, карты водителя для него.

О том, кто и на какие ТС обязан устанавливать тахограф по законодательству РФ, расскажет данное видео:

Штрафы и наказание за отсутствие тахографа

За отсутствие тахографа различается в зависимости от статуса виновника этого нарушения. Это выглядит так:

  • за отсутствие по вине водителя (при том, что неисправный прибор приравнивается к отсутствующему) придется заплатить от 1000 до 3000 рублей;
  • за отсутствие по вине юридических (должностных) лиц необходимо будет выложить от 5000 до 10000 рублей.

Если установленный на автомашине прибор не соответствует современным требованиям, то виновные за это штрафу не подвергаются, так как сроки замены устаревших тахографов на современные модели пролонгированы до 2018 года.

Штраф следует оплатить в течение 60 ближайших суток. Иначе сумма штрафа может удвоиться. Если и после этого оплата не последует, то за дело примутся судебные приставы.

Более подробно о размере штрафа за отсутствие тахографа по КоАП расскажет данный видеосюжет:

Калибровка устройства и способы хранения информации

Для того чтобы обезопасить себя от штрафов, необходимо поддерживать прибор в постоянном рабочем состоянии. Поэтому перед установкой на автомобиль надо выполнить его калибровку. Эту работу выполняют специализированные мастерские на сертифицированном оборудовании. Адрес мастерской можно узнать у компании-продавца.

Документы, подтверждающие прохождение прибором калибровки (тарировки), обязательные к выдаче на руки:

  • копия лицензии (разрешения), подтверждающее право исполнителя на выполнение данного вида работ;
  • письменное подтверждение того, что на транспортное средство установлен калиброванный тахограф;
  • стикер с калибровочными показаниями тахографа, прикрепленный на удобном для проверки инспектором ГИБДД месте.

В некоторых случаях возникает необходимость повторной калибровки прибора:

  • при сбое часов более чем на 20 минут;
  • после любого вида ремонта;
  • при повреждении пломбировки;
  • при любых изменения в автомобиле (замена номера, изменение размера шин);
  • плановая калибровка через два года.

Тарированный тахограф соотносит снятые во время работы показания с заводскими характеристиками автомобиля и фиксирует их в памяти прибора. А вот здесь и проявляются различия между аналоговым и цифровым способом записи.

  • В аналоговом приборе вся информация фиксируется на персональном диске, рассчитанном на сутки работы. Затем он меняется на новый.
  • В цифровом приборе информация хранится в энергонезависимом блоке памяти в течение года. От несанкционированного проникновения предусмотрена надежная защита. Официальный доступ к информации можно получить при помощи одной из четырех смарт-карт:
    • Идентификационная карта водителя. Она устанавливается в считывающее устройство тахографа перед рейсом и обеспечивает сохранность информации за последние 28 дней.
    • Карта автовладельца (компании). С ее помощью можно открыть и прочитать или закрыть любую информацию, имеющуюся в памяти.
    • Карта для мастерской, при помощи которой можно настраивать или перенастраивать тахограф.
    • Карта для контроля. Позволяет проверять время и скорость движения автомобиля и выявлять допущенные водителем нарушения.

Наличие тахографа обязательно для указанных выше категории ТС, но не менее важны и другие типы оснащения для авто, в т.ч. , ведь все это помогает избежать массы неприятностей.

Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа - это взыскание, которое налагается на водителя в рамках действующего законодательства в сфере тахографии (статья 11. 23 КоАП РФ). Оштрафованы могут быть водители, осуществляющие коммерческие перевозки по междугородным маршрутам, и/или лица (как физические, так и юридические), которые являются владельцами транспортных средств, попадающих под категорию ТС, оснащаемых тахографами.

Ниже мы разберёмся в основных требованиях, которые выдвигаются к тахографам и картам для них, а также проанализируем основные причины наложения взыскания, а также ситуации, когда штрафа можно избежать.

Размер штрафа за отсутствие карты водителя для тахографа

Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа для самого водителя составляет от 1000 до 3000 рублей , а для организации либо транспортной компании, признанных виновными нарушении, верхняя планка штрафа может доходить до 10 тысяч рублей. Суммы штрафов устанавливаются ст. 11.23 КоАП и могут быть пересмотрены в установленном законом порядке.

Следует отметить, что в тексте статьи требование обязательного наличия индивидуальной тахографической карты не озвучивается, а присутствует формулировка «с не соответствующим установленным требованиям тахографом». В то же время карта тахографа является неотъемлемой частью прибора, без которой (см. ниже) его корректное функционирование невозможно. Таким образом, отсутствие карты приравнивается к неработающему прибору, и на основании этого наказывается штрафным взысканием.

Тахограф и карта = контрольный прибор

Тахограф – это специальный прибор, который считывает, регистрирует и хранит основные параметры перемещения автотранспортного средства и рабочее время водителя. К наиболее важным параметрам, учитываемым тахографом, относятся:

  • Время нахождения в режиме следования маршруту;
  • Время простоя;
  • Расстояние, пройденное транспортным средством за указанный промежуток времени;
  • Скорость движения автомобиля.

Тахографы в обязательном порядке устанавливаются на автомобили, выполняющие коммерческие перевозки – не только грузовые, но и пассажирские.

На сегодняшний день разрешается использование только цифровых тахографов, зарегистрированных в перечне ФБУ Росавтотранс . Ранее допускалась эксплуатация аналоговых тахографов, но с 1 июля 2016 года такие устройства на территории РФ использовать нельзя. В то же время нужно отметить, что использование аналоговых тахографов допускается для ТС, участвующих в международных перевозках (в странах ЕС такие устройства разрешены и эксплуатируются до сих пор).

Для эксплуатации автомобиля, оборудованного тахографом, у каждого водителя, имеющего права на управление этим транспортным средством, должен быть соответствующий документ – карта тахографа . Карта выдается на срок не более 3 лет и используется для таких целей:

  • Идентификации лица, имеющего право на управление ТС, задействованным в сфере коммерческих перевозок.
  • Сбор и хранение информации о режиме труда и отдыха водителя.
  • Выгрузки данных о времени пребывания в дороге и других сведений движении транспортного средства, хранящихся в памяти устройства.

Требования к карте тахографа

Карта тахографа, используемая водителем, должна соответствовать целому ряду требований:

  • Разрешается использование только личной карты. Управление транспортной средство с использованием чужой тахографической карты приравнивается к управлению ТС без карты тахографа, соответственно, на водителя будет наложен штраф за отсутствие карты тахографа.
  • Карта должна быть актуальной (срок ее действия указывается на лицевой стороне). Использование просроченных тахографических карт не допускается и также карается штрафом.
  • Карта должна соответствовать типу прибора, установленному на борту ТС (для тахографов, оснащенных системой криптозащиты информации (СКЗИ) используется карта СКЗИ, для тахографов с ЕСТР – соответственно, карта ЕСТР).
  • Карта должна быть исправной.

Нарушение любого из пунктов этого перечня может повлечь за собой штрафные санкции.

Особенности наложения штрафов

Штраф за отсутствие тахографа, управление автомобилем без тахографической карты, использование чужой/неисправной/просроченной тахографической карты и т.д. может налагаться любыми сотрудниками ДПС ГИБДД или Ространснадзора. Как правило, основанием для наложения штрафных санкций на водителя/владельца транспортного средства являются:

  • Отсутствие тахографа на автомобиле, на котором прибор должен быть установлен согласно нормам действующего законодательства (если нормативные документы не предусматривают иного – об этом ниже).
  • Эксплуатация транспортного средства с неисправным регистрирующим устройством, аналоговым тахографом устаревшего образца либо иным устройством, которое не входит в перечень сертифицированных изделий.
  • Эксплуатация транспортного средства без использования тахографа с установленной личной картой водителя (т.е. без регистрации параметров движения ТС и режима труда и отдыха).
  • Отсутствие личной карты тахографа у лица, осуществляющего управление транспортным средством (либо использование этим лицом чужой тахографичской карты).

Кроме очевидных нарушений, к которым относятся штраф за езду без тахографа или взыскание за отсутствие индивидуальной карты для тахографа наказать водителя могут и за отсутствие ряда документов:

  1. Документов, которые подтверждают подлинность тахографа, его установку в сертифицированном центре, калибровку и пломбировку.
  2. Сертификата о внутренней электромагнитной совместимости элементов тахографа.
  3. Сертификата соответствия техническим регламентам Таможенного союза.

Также штраф может быть наложен, если инспектор ДПС по любой причине не будет иметь возможности ознакомиться с показаниями прибора (в том числе – если в приборе нет бумаги для распечатки показаний), либо же инспектору будет оказано в доступе к тахографу.

Ситуации, в которых штрафа можно избежать

Действующая нормативная база достаточно строго регулирует все вопросы, связанные с оборудованием автомобилей тахографами, а также с эксплуатацией тахографов и тахографических карт. Однако в ряде случаев нарушение может не повлечь за собой наложение штрафного взыскания.

Так, например, штраф не выписывается, если на транспортном средстве смонтирован цифровой тахограф устаревшей модели , установленный до 2014 года. Крайним сроком замены таких приборов на новые тахографы с блоком СКЗИ является 1 января 2018 года, потому эксплуатация их все еще допускается. Обратите внимание, что это не касается аналоговых моделей – до 2018 года можно ездить только со старыми цифровыми устройствами.

Штраф за карту водителя для тахографа может не налагаться и в других случаях:

  1. Тахографическая карта была сломана/либо при выполнении водителем служебных обязанностей. Здесь ситуация осложняется тем, что этот факт необходимо как-то доказать сотрудникам ДПС. Примером эффективного обоснования может вступать документ, свидетельствующий о том, что карта находится на переоформлении (допускается управление ТС без карты в течение срока не более 15 дней).
  2. Устройство регистрации вышло из строя (внутренняя неисправность либо механические повреждения) непосредственно в ходе рейса. Здесь также стоит помнить, что результат взаимодействия с ДПС будет зависеть от того, насколько корректным будет обоснование ситуации.

В обоих случаях, указанных выше, водителя обязан вести регистрацию режима работы (для исключения переработки) в ручном режиме. Оптимально, если записи будут вестись на оборотной стороне рулона тахографической бумажной ленты: все зафиксированные данные необходимо по первому требования предоставлять сотрудникам ДПС.

Требования к работе тахографического оборудования (и самих регистрационных устройств, и карт для них) с одной стороны, достаточно строгие, но с другой – вполне прозрачные. Соблюдать их вполне реально, так что любой водитель или владелец транспортного средства при минимальных усилиях может избежать достаточно ощутимых штрафов.

В РФ существует закон федерального уровня, который принят как ступень для повышения безопасности ТС общей массой в 3,5 тонны. Приказ 273-й был опубликован в 2013 году и серьезно усложнил жизнь тем, кто занимается транспортными перевозками. Ежегодно в этот закон были внесены изменения. Не исключением стал и 2016 год.

Тахограф - цифровой прибор-органайзер, предназначенный для регистрации информации о скорости и движения, а также для контроля действий водителя. Этот прибор контролирует режим труда и отдыха водителя. Использование тахографа повышает безопасность на дороге, потому что исключает ДТП, возникающие вследствие усталости шофера ТС. Тахограф подлежит обязательной сертификации. Прибор-органайзер используется только в комплекте с индивидуальной картой шофера.

Какой штраф за отсутствие тахографа

Сколько штраф за тахограф с 1 июля 2016 года? Штраф за тахограф на физическое лицо составил от 1 до 3 тыс. руб., а ответственность за тахограф на организацию – от 5 до 10 тыс. руб. Под наказание попадают не только те водители, у которых тахограф отсутствует, но и те владельцы ТС, у которых прибор находится в неисправном состоянии, имеются нарушения порядка регистрации информации или установлено аналоговое средство не зарегистрированного образца.

Стоимость самого оборудования составляет от 20 до 50 тыс. руб., а его установка обходится в 12 тыс. руб. Эта проблема стала довольно остро и обеспокоила Минтранс РФ. В связи с этим был подготовлен специальный законопроект об отмене обязательной установки тахографа до 2018 года. Он является работой антикризисного комитета.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», которым предлагается внести изменения, дополнив часть 1 статьи 8 абзацем следующего содержания:

«Исполнение субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками требований по обеспечению транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренными статьей 9 настоящего федерального закона, до 1 июля 2017 года».

Подобная отмена тахографов была положительно воспринята многими владельцами ТС, а также перевозчиками, которые стараются свести к минимуму дополнительные финансовые затраты на модернизацию движимого имущества.

Что ждет владельцев большегрузных автотранспортных средств в наступающем году? Предполагается, что с 1 июля 2017 года если на автотранспортное средство владелец не установит тахограф, то на него будет выписан штраф размером 50 тыс. рублей (и это предварительная сумма).

Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа

Карта водителя для тахографа – это так называемый персональный журнал, в который записывается информация о действиях, совершаемых с автомобилем определенным человеком, будь то стоянка, вождение, ремонт или загрузка. Карта вставляется в тахограф перед рейсом, записывает и хранит всю информацию. Основная цель тахографа – запись деятельности водителя, а не технических характеристик автомобиля. Поэтому карты имеют персональный характер, то есть выдаются каждому шоферу индивидуально.

Условия к использованию карты водителя:

  • Корректная работа.
  • Соответствие электронному бортовому прибору.
  • Отсутствие повреждений, деформации и дефектов.
  • Актуальный срок действия (выдается на 3 года).

Наказание за отсутствие карточки водителя для тахографа установлено статьей 11.23 КоАП. За перевозку без карты водителя на тахограф предусмотрены следующие меры наказания: штраф для организаций и транспортных компаний – 5-10 тыс. руб., для физических лиц – 1-3 тыс. руб.


Статья 11.23 КоАП

Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).

Штраф за езду без карты водителя на тахограф в 2018 году будет взиматься в аналогичном порядке. Сумма будет приравнена к взысканию, установленному в 2016 году.

Не во всех случаях водители получают штраф. От наказания освобождаются при утере карты или в случае ее поломки. При корректном обосновании и предоставлении сотрудникам ДПС доказательств, водитель может продолжать маршрут на протяжении 15 дней без карточки. При этом все записи ведутся вручную.

Штраф за неисправный и аналоговый тахограф

Водитель может быть оштрафован при поломке тахографа или при использовании аналогового прибора. Если неисправность возникает без посторонней помощи сразу после того, как водитель выходит в рейс, то он должен вернуться в гараж и воспользоваться услугами компаний, которые осуществляют ремонтные работы.

Штраф за неработающий тахограф взыскивается в размере 500 руб. в соответствии со статьей 12.5 КоАП РФ:

Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Об отмене тахографов можно было догадаться сразу же после введения подобного закона. Проблема заключалась в том, что в бюджете страны отсутствовало необходимое количество материальных ресурсов для переоснащения ТС общественного типа. Это стало причиной возложения дополнительных затрат на перевозчиков, что вызвало всеобщее возмущение и даже социальные протесты со стороны владельцев автомобилей. Вследствие этого и было принято решение об отсрочке вступления в силу законопроекта.