Иван сусанин краткая биография. Чем знаменит Иван Сусанин? Биография, подвиг и интересные факты

Иван Сусанин - (родился в XVI в. в селе Деревеньки Костромской губернии и погиб в 1613 году) - русский национальный герой, крестьянин из села Домнино Костромского уезда; известен как спаситель царя Михаила Фёдоровича Романова от польско-литовских войск Речи Посполитой.

После избрания на престол царь Михаил Фёдорович жил со своей матерью великой старицей Марфой в селе Домнине, которое являлось его родовой вотчиной. В скором времени (в 1612-1613 гг.) пришли на Костромскую землю воины Республики Короны Польской и Великого Княжества Литовского с целью убить новоявленного соперника польского королевича Владислава. Неподалёку от села Домнина попался им старик Сусанин, который вызвался за скромную плату проводить их до места, где якобы укрывается царевич, но вместо этого повёл их в другую сторону: там где дремучие леса и непроходимые болота. Перед уходом в лес послал он своего зятя Богдана Сабинина к царю с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. На следующее утро, когда поляки стали догадываться о подвохе, Сусанин раскрыл им свой обман, но несмотря на жестокие пытки так и не выдал убежища царя и в конечном итоге был изрублен на "мелкие куски".

О самой жизни Ивана Сусанина практически ничего не известно, однако протоирей А.Д. Домнинский, ссылаясь на народные предания села Домнина сообщил, что Сусанин был не обычным крестьянином, а вотчинным старостой. До недавнего времени единственным документом и источником, подтверждающим подвиг Сусанина была жалованная грамота царя М.Ф. Романова, которой он даровал в 1619 году, по совету и прошению матери своей Марфы, крестьянину Костромского уезда Богдану Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого нашли польские и литовские войска и подвергли великим ужасным пыткам, для того, чтобы тот выдал где находится великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович... зная про то, не сказал ничего и был замучен до смерти. В последующих жалованных и подтвердительных грамотах 1641, 1691 и 1837 гг., данных потомкам Сусанина повторяются слова изначальной грамоты 1619 года.

Прямыми потомками Сусанина переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 годом, называет Фёдора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери Сусанина - Антониде Ивановне в 1633 году.

Удивительно, но в письменных источниках (включая летописи и хроники) XVII в. практически нет упоминания о Сусанине и его великом подвиге. Тем не менее предания о нём существовали на Русской Земле и передавались из рода в род вплоть до наших дней. До начала XIX века в Сусанине не пытались увидеть спасителя великого государя. Таким он был представлен первоначально в литературе: сначала писателем Афанасием Щекатовым в "Словаре географическом Российского государства", затем С.Н. Глинкой в его "Истории", где тот прославил Сусанина как идеал народной доблести и отваги, после чего о нём написал и украинский историк Д.Н. Бантыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей русской земли". В скором времени героическая личность и великий подвиг Сусанина стали любимой темой многих поэтов, посвятивших ему большое количество стихотворений, дум, повестей, рассказов и драм. В частности, этому национальному герою Руси посвящено замечательное стихотворение К.Ф. Рылеева - "Иван Сусанин":

Куда ты ведёшь нас?... не видно ни зги! -

Сусанину с сердцем вскричали враги: -

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти...

Куда ты завёл нас? - лях старый вскричал.

Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -

Убейте, замучьте! - моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земли!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит!

Злодей! - закричали враги, закипев,

Умрёшь под мечами! - Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

Умри же! - сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали! -

Погибни, предатель! Конец твой настал!

И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасала Михаила.

Не остались в стороне и музыканты, так, например, гениальный русский композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу "Иван Сусанин".

Недостаток исторических источников и некоторые разногласия авторов, повествующих о подвиги Сусанина, побудили известного российского историка Н.И. Костомарова крайне критически отнестись к его подвигу. Он видел в Сусанине лишь одну из жертв, погибших от разбойников в Смутное время на Руси. Но в конце 1870-80 гг. были найдены новые документы о великом подвиге Сусанина, а также многочисленные рукописные предания XVII и XVIII веков, в которых он даже называется "мучеником". А в 1882 году В.А. Самарянов доказал, что поляки и литовцы большим отрядом действительно шли к селу Домнину с целью убить новоизбранного царя Михаила Фёдоровича и что тот "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету именно Ивана Сусанина. Доказательства Самарянова подтверждены позднейшими документами, которые хранятся ныне в костромской архивной комиссии и в археологическом институте.

В 1838 году в Костроме, по приказу императора Николая I был воздвигнут памятник Сусанину в свидетельство о том, что благородные потомки видят в бессмертном подвиге Ивана - спасении жизни новоизбранного царя-государя Земли Русской через пожертвование жизнии своей - спасение русского царства от чужеземного господства и порабощения. Прежний памятник Сусанину был снесён после Февральской революции, по той причине, что он оскорблял национальные чувства русского народа: на мраморной колонне возвышался бюст царя Михаила Романова, а у подножья колонны с выражением рабской покорности сгибалась небольшая фигурка Сусанина. Новый 12-метровый монумент, прекрасно заметный с реки Волги, был сооружён по проекту московского скульптора Н.А. Лавинского и открыт в 1967 году.

В научно-популярной литературе существовало мнение, что прообразом Ивана Сусанина является украинский национальный герой, казак-разведчик Никита Галаган, который 16 мая 1648 года, в ходе Корсунской битвы, по заданию Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей (войска Речи Посполитой) и завёл их в непроходимые дерби, что дало возможность казакам атаковать врага в крайне невыгодных для последнего условиях. За обман казак был зверски замучен и убит.

Список использованных источников:

1. Самарянов - Памяти Ивана Сусанина, Кострома, 1884 г, 2-е издание.
2. Д.И. Иловайский - Смутное время Московского государства, М., 1894 г., 296 стр.
3. Н.И. Костомаров - Исторические монографии и исследования, М.: "Книга", 1989 г., 240 стр.
4. С.М. Соловьёв - История российская с древнейших времён (в 29 томах, 7 книгах), СПб.: Типография т-ва "Общественная польза", 1911 г., 6048 стр.

Примечание: в статье использованы картина художника М.И. Скотти - Иван Сусанин (1851 г.) и картина художника М.В. Фаюстова - Иван Сусанин (2003 г.).

Имя национального героя Ивана Осиповича Сусанина известно любому русскому ребенку 3 класса. Многие не знают его биографии, но знают, что он кого-то куда-то завел в непроходимые дебри. Разберемся кратко в жизнеописании этого знаменитого человека и попробуем понять, что является реальностью, а что выдумкой.

Нужно сказать, что об Иване известно не так много. Родился он в Костромской области в деревне Деревеньки. По другим сведениям место рождения - это деревня Домнино, которая была вотчиной дворян Шестовых. Кем был при жизни И. Сусанин также не очень понятно. По разным источникам есть разные представления:

  1. Общепринятое - простой крестьянин;
  2. Малопринятое - деревенский староста;
  3. Малоизвестное - Иван Осипович выступал в роли приказчика и жил при дворе бояр Шестовых.

Впервые о нем узнали в 1619 году из царской грамоты царя Михаила Романова. Из этой грамоты мы узнаем, что лютой зимой 1612 года объявился польско-литовский отряд Речи Посполитой. Цель отряда заключалась в том, чтобы отыскать юного царя Михаила Федоровича Романова и уничтожить его. В это время царь вместе с матерью инокиней Марфой жили в селе Домнино.

Отряд поляков и литовцев продвигался по дороге в Домнино и встретил крестьянина Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Сусанину было приказано показать дорогу ко двору , где живет молодой царь. Крестьянин нехотя согласился и повел врага в другую сторону. Как свидетельствуют грамота и легенда, Иван завел их на болота в непроходимые дебри. Когда обман был раскрыт, шляхтичи пытали его и разрубили тело на мелкие куски. Они так и не смогли выбраться из дебрей и замерзли на болотах. Под гнетом пыток Иван Осипович не поменял своего решения погубить врага и не указал верной дороги.

История свидетельствует о том , что Сусанин повел шляхту, а зять Собинин отправился в Домнино, чтобы предупредить царя. Царь и его мать укрылись в монастыре. Судя по тому, что упоминается зять Собинин, определяют, что возраст Сусанина был примерно 35−40 лет. По другим источникам - это был старец преклонных лет.

В 1619 году царь жалует грамотой зятю Богдану Собинину совершать управление половиною деревни и освобождение от податей. В дальнейшем еще были жалования вдове Собинина и потомкам Сусанина. С тех пор живет и передается из уст в уста легенда о бессмертном подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина.

Культ Сусанина в Царской России

В 1767 году Екатерина Великая ездила в Кострому. После этого она упоминает о подвиге, который совершил герой и отзывается о нем как о спасителе царя и всего рода Романовых.

До 1812 года о нем было мало известно. Дело в том, что в этом году русский литератор С. Н. Глинка написал о Сусанине как о национальном герое, о его подвиге, самопожертвовании во имя царя-батюшки и Отчизны. Именно с этого времени его имя стало достоянием всей общественности царской России. Он стал персонажем учебников по истории, многих опер, стихотворений, рассказов.

В царствие Николая I культ личности героя усилился. Это был политический светлый образ царской России, выступавший за идеалы самопожертвования ради царя, самодержавия. Образ крестьянина-героя, крестьянина-защитника земли российской. В 1838 году Николай I подписал указ о переименовании главной площади Костромы в Сусанинскую площадь. На ней возвели памятнику герою.

Совершенно иное восприятие образа Сусанина было в начале становления власти Советов. Его причисляли не к героям, а к царским угодникам. Все памятники царям по указу Ленина сносились. В 1918 начали сносить памятник в Костроме. Площадь переименовали в площадь Революции. В 1934 году памятник снесли полностью. Но в это же время началась реабилитация образа Сусанина, как национального героя, отдавшего жизнь за свою Родину.

В 1967 году в Костроме повторно был возведен памятник Ивану. Фото памятника раскрывает образ обычного крестьянина в длинной одежде. Надпись на памятнике гласит: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской».

Иван Сусанин — крестьянин Костромского уезда, известен в русской истории как спаситель жизни царя Михаила Федоровича от польских интервентов.

Более или менее определенных и достоверных сведений о жизни этого героя из народа почти не сохранилось. В результате исторических исследований известно, что Иван Сусанин был старостой села Домнина Костромского уезда родовой вотчины бояр Романовых, в котором некоторое время после избрания на престол жил молодой царь Михаил Федорович вместе со своею матерью, Марфой Ивановной.

Как только распространилась весть об избрании на царство вместо королевича Владислава представителя русского боярского рода, уезд наводнили польско-литовские отряды, которые искали нового царя, чтобы его убить. Один из таких отрядов в окрестностях Домнина хватал встречавшихся по пути поселян, при помощи пыток стараясь выведать точное местопребывание Михаила Федоровича. В числе схваченных был и Сусанин, который как староста Домнина и доверенный человек своего боярина один знал о точном местопребывании царя.

В дальнейшем история имеет две версии. Более известная из них гласит, что Сусанин, после пыток, взялся быть проводником отряда, но завел его в противоположную от Домнина сторону, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Только на следующий день Сусанин открыл полякам, заведенным в дремучие лесные чащи, свой обман, за который и был после пыток ими "изрублен в мелкие куски". Эта версия малодостоверна, так как все пытки и смерть Сусанина, в некоторых источниках описанные с различными деталями, никому не могли быть известны, тем более что по этой же версии погиб и весь польско литовский отряд, заблудившийся в лесных дебрях.

По другой, более достоверной версии, Сусанин просто отказался что либо сообщить, в то же время послав своего зятя с предупреждением и советом к Михаилу Федоровичу. Тогда крестьянина после пыток "замучили до смерти" не в глухом лесу, а в селе Исупове в присутствии многих поселян, для устрашения последних. Смерть Ивана Сусанина произошла в 1613 году.

Сохранилось известие, что по восшествии на престол Михаил Федорович велел перенести тело Сусанина из Домнина, где были погребены его останки, в Ипатьевский монастырь.

В 1619 году Богдан Сабинин за подвиг тестя был пожалован от Михаила Федоровича грамотой и получил половину деревни Деревнищи близ Домнина.

Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них замученный до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-1654) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. После Октябрьской революции орденом Красного Знамени был награжден сибирский крестьянин Федор Гуляев, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд; при этом герой получил и новую фамилию — Гуляев Сусанин.

В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, 83-летний колхозный сторож Матвей Кузьмин , предупредив через внука воинскую часть Советской армии, вывел гитлеровский лыжный батальон 1 й горнострелковой дивизии к засаде в деревне Малкино под пулеметный огонь советских войск. За этот подвиг Кузьмин был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Иван Сусанин известен многим любителям истории. Но к сожалению о жизни этого знаменитого человека нам известно мало потому что в его биографии очень много пробелов так как жизнью обычного крестьянина в те времена не интересовала.

Известно что Иван Сусанин был обычным крестьянином и проживал в обычном крестьянском селе Домино. Об Иване Сусанине известно нам очень мало потому что в те времена обычным крестьянам фамилии не давали, а давали чаще всего прозвища по имени отца, а если отца не было то по имени матери. По этим сведениям мы можем знать что у Ивана Сусанина не было отца.

А прозвище ему дали по имени его матери. О личной жизни Ивана Сусанина к сожалению тоже почти ничего не известно. Известно только то что он был женат и у него была дочь которую он выдал замуж и у нее были дети однако точных данных нет. По сведениям жена умерла рано. Известно что в своей крестьянской деревне Иван Сусанин развивался и был даже управляющим. Сусанин стал не простым крестьянином, а стал старостой в деревне, а после этого он уже стал управляющим в деревне. Но это всё не точные факты, у историков по поводу этого возникло много сомнений и споров.

Какой подвиг совершил Иван Сусанин

Иван Сусанин национальный Русский герой. О подвиге Ивана Сусанина известно всему миру ведь произошло событие которое, вошло в историю. Это было когда Михаил Федорович Романов был главным претендентом на престол Российской империи в 1612 — 1613 году, происходило это событие зимой. Всё было потому что король Польши Сигизмунд планировал посадить на российский престо своего старшего сына Владислава.

Известно что в то время в стране была смута, и происходила борьба за власть. Тогда Михаила Фёдоровича спрятали монахи в монастыре. Поляки были в ярости и повсюду искали Михаила Фёдоровича Романова, но не где найти так и не смогли, Иван Сусанин отводил поляков по дальше от монастыря где укрывали будущего императора России. Иван Сусанин завёл войско поляков на большие болота и они не смогли от туда выбраться и все до одного там погибли. Царь Михаил Фёдорович за свое спасение наградил Ивана Сусанина и всех его потомков посмертно охранной грамотой. Некоторые из историков говорят что это просто легенда и поэтому это всё не доказано.

Почему вошел в историю

Иван Сусанин вошел в историю благодаря своему подвигу ведь он отдал свою жизнь ради спасения будущего императора Михаила Фёдоровича. Иван Сусанин погибал страшной и мучительной смертью ради царя и в его честь стоит памятник на Волге. Он совершил великий подвиг и это говорит нам о том что Иван Сусанин был мужественным и храбрым человеком который не боялся смерти и был предан царю.Известно что он жил во времена страшной и великой смуты в то время жизнь была не лёгкой и очень трудной были постоянные сражения за власть и погибало много большое количество людей в стране был страшный голод. Таких людей как Иван Сусанин стоит уважать и помнить вечно. Иван Сусанин обычный крестьянин стал национальным героем и запомниться в истории на века.

Семнадцатый век в истории России открывается трагедией Смуты. Это был первый страшный опыт гражданской войны, в которую оказались вовлечены все слои русского общества. Однако с 1611 г. гражданская война в России стала приобретать характер борьбы против иноземных захватчиков, за национальную независимость. Второму ополчению под руководством Минина и Пожарского суждено было стать спасителем российского государства. В феврале 1613 г. самый представительный за всю историю своего существования земский собор провозгласил новым царем Михаила Федоровича Романова. С этим событием и связан подвиг Ивана Сусанина - спасителя основателя новой русской династии Романовых.

Действительно, подвиг Ивана Осиповича Сусанина - крестьянина села Домнино Костромской области стал неотъемлемой частью русской истории. Однако единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 г., «по совету и прошению матери» крестьянину Костромского уезда «Богдашке Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. Согласно преданию в марте 1613 г. один из польских отрядов, изгнанных из Москвы, прорвался в Костромской уезд и искал проводника, чтобы попасть в село Домнино - вотчину Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Придя в Деревеньки (в 3 км от села Домнино), интервенты ворвались в избу Сусанина и потребовали указать им дорогу. Сусанин намеренно завел вражеский отряд в непроходимые места (ныне «Сусанинское болото»), за что был поляками убит. Погиб и весь польский отряд. Тем временем царь, предупрежденный зятем Сусанина - Богданом Сабининым, укрылся в Костроме в Ипатьевском монастыре.

Память о патриотическом подвиге Сусанина сохранилась не только в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг как идеал народной доблести и самопожертвования оказался востребован и в ходе событий Отечественной войны 1812 г., сопровождавшейся крестьянским партизанским движением. Неслучайно в том же 1812 г., на волне патриотического подъема, М.И. Глинка создает оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Образ крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за царя, вполне вписывался в официальную идеологическую доктрину «православие, самодержавие, народность» и именно поэтому особенно стал востребован в царствование Николя I. В 1838 г. им был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанина и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». Его подвиг нашел отражение во многих произведениях художественной литературы, а Н.В. Гоголь отмечал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным». Изображен Сусанин и на известном памятнике «Тысячелетие России» Михаила Микешина. Правда, после революции 1917 г. имя Сусанина попало в разряд «слуг царей», а памятник в Костроме был варварски уничтожен. Однако в конце 1930-х гг., в связи с формированием сталинской политико-экономической и идеологической системы, о его подвиге вновь вспомнили. Героя «реабилитировали». В 1938 г. вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну. В 1939 г. в Большом театре была возобновлена постановка оперы Глинки, правда с другим названием и новым либретто. В конце лета 1939 г. в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб. Особенно «связь времен» стала востребована в годы Великой Отечественной войны. Так, например, в 1942 г., 83-летний крестьянин Матвей Кузьмин, повторил его подвиг. В Куракино, родной деревне Матвея Кузьмина, квартировал батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии (всем известная «Эдельвейс»), перед которым в феврале 1942 г. была поставлена задача произвести прорыв, выйдя в тыл советским войскам в планирующемся контрнаступлении в районе Малкинских высот. Командир батальона потребовал у Кузьмина выступить проводником, пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружье марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин согласился. Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Матвей Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и наконец вывел вражеский отряд к засаде в деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Немецкий отряд был уничтожен, но сам Кузьмин был убит немецким командиром.